К программе ординатуры уровень подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре основная профессиональная образовательная программа высшего образования (опоп во) по специальности 31. 08. 11 «ультразвуковая диагностика»



страница1/4
Дата03.10.2017
Размер182 Kb.
  1   2   3   4


Аннотация к программе ординатуры
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОРДИНАТУРЕ

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОПОП ВО)

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.08.11 «ультразвуковая диагностика»
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре (далее программа ординатуры) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по специальности 31.08.11 «ультразвуковая диагностика» составлена на основании Приказа Минобрнауки России от 25.08.2014 N 1053"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 040122.11 «ультразвуковая диагностика» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)".

Актуальность программы ординатуры по специальности «ультразвуковая диагностика» связана с широким распространением данной диагностической технологии, её высокой значимостью в диагностическом и лечебном процессах, а также имеющимся в настоящее время в здравоохранении дефицитом квалифицированных кадров (врачей ультразвуковой диагностики), прошедших полноценную и всестороннюю подготовку на базе высших медицинских учреждений послевузовского образования.

Цель программы ординатуры по специальности «ультразвуковая диагностика» является подготовка квалифицированного врача-специалиста ультразвуковой диагностики, обладающего системой знаний, умений и навыков, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в ультразвуковой диагностике.

Задачи программы ординатуры по специальности «ультразвуковая диагностика»:

  1. Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицин-ских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача ультразвуковой диаг-ностик, способного успешно решать свои профессиональные задачи.




  1. Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-специалиста по ультразвуковой диагностике, обладающего клиническим мышлением, хо-рошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.




  1. Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов.




  1. Подготовить врача-специалиста по ультразвуковой диагностике к самостоятель-ной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести диф-ференциально-диагностический поиск.




  1. Подготовить врача-специалиста по ультразвуковой диагностике, владеющего на-выками и врачебными манипуляциями по профильной специальности и общеврачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.




  1. Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.

В ординатуру по специальности «ультразвуковая диагностика» принимаются специалисты с высшим врачебным образованием по специальностям «ультразвуковая диагностика» . Форма обучения в ординатуре – очная, продолжительность – 2 года (в соответствии с Приказом МЗ и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»).



Структура программы ординатуры по специальности «ультразвуковая диагностика» включает в себя учебный план (УП), рабочие программы дисциплин (модулей) (РПД), рабочую программу практики (РПП), программу государственной итоговой аттестации (ГИА).

Содержание программы ординатуры по специальности «ультразвуковая диагностика» представлено как единое целое, с максимальной полнотой охватывающее вопросы теории и практики в области ультразвуковой диагностики.

В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: дисциплины базовой и вариативной части, а так же факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы. Таким образом, содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.

За время обучения в ординатуре обучающиеся овладевают не только теорией, но и учатся применять свои знания в профессиональной деятельности.



Практика. Основная цель практики – закрепление теоретических знаний по эндоскопии и смежным дисциплинам, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-ультразвуковой диагностики и формирование универсальных и профессиональных компетенций, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.

Практика в содержании ОПОП по специальности «ультразвуковая диагностика» составляет не менее 60 % учебного времени.

В программе практики предусмотрены:

1) практика в поликлинике по избранной специальности;



2) практика в стационаре.
Задачи

первого года обучения:

  1. Уметь организовывать работу в отделении (кабинете) ультразвуковой диагностики:

    1. уметь оформлять учетно-отчетную документацию (заявки на расходные материалы, статистические отчеты и др.).

    2. уметь распределить во времени выполнение основных разделов работы и составить ин-дивидуальный план работы на год, квартал, месяц, день.

    3. уметь распределить во времени и месте обязанности персонала и контролировать вы-полнение этих обязанностей;

    4. уметь проводить систематическую учебу и повышение теоретических и практических знаний персонала.

  2. Уметь работать с медицинской документацией:

    1. уметь выявить специфические анамнестические особенности

    2. уметь получить необходимую информацию о болезни

    3. уметь анализировать клинико-лабораторные данные в свете целесообразности проведения ультразвукового исследования

    4. уметь оценить достаточность предварительной информации для принятия решений

    5. уметь оценить состояние здоровья и поставить предварительный диагноз

    6. уметь определить показания и целесообразность к проведению ультразвукового исследования

    7. уметь дифференцировать основные диагностические признаки заболеваний, выявляе-мых при других методах визуализации (рентгенография и рентгеноскопия, компью-терная рентгеновская томография, магнитно-резонансная томография, радионуклидные исследования, эндоскопия);

    8. уметь оценивать результаты других методов визуализации (рентгенография и рентгеноскопия, компьютерная рентгеновская томография, магнитно-резонансная томогра-фия, радионуклидные исследования, эндоскопия);

    9. уметь учесть деонтологические проблемы при принятии решения

  3. Уметь подготовить пациента к ультразвуковому исследованию:

    1. уметь при объективном обследовании выявить специфические признаки предполагаемого заболевания

    2. уметь проводить соответствующую подготовку больного к исследованию

    3. уметь производить укладку больного

  4. Уметь работать с ультразвуковыми диагностическими системами в серошкальных ре-жимах сканирования:

    1. уметь проверять исправность отдельных блоков и всей установки для ультразвукового исследования в целом;

    2. уметь соблюдать правила техники безопасности при работе с электронными прибора-ми; уметь выбрать адекватные методики ультразвукового исследования;

    3. уметь выбрать необходимый режим и трансдьюсер для ультразвукового исследования; уметь проводить исследования на различных типах современной ультразвуковой аппа-ратуры

    4. уметь проводить коррекцию режима сбора информации в зависимости от конкретных

    5. задач исследования или индивидуальных особенностей больного;

    6. уметь получать информацию в виде, максимально удобном для интерпретации;

    7. уметь получить и задокументировать диагностическую информацию

  5. Владеть навыками проведения ультразвукового исследования тканей, органов и систем в серошкальных режимах сканирования (в зависимости от возможностей ультразвукового прибора):

    1. владеть необходимым минимумом ультразвуковых методик

    2. владеть двухмерным ультразвуковым сканированием в режиме реального времени (в режимах развертки В и М)

    3. владеть режимами цветовой и спектральной допплерографии, исходя из возможностей ультразвукового диагностического прибора;

    4. владеть навыками и умениями провести ультразвуковое исследование в стандартных позициях для оценки исследуемого органа (области, структуры), исходя из возможностей ультразвукового диагностического прибора;

    5. владеть выполнением основных измерений в М-модальном и В-модальном режимах и режиме спектральной допплерографии, исходя из возможностей ультразвукового диагностического прибора;

  6. Владеть навыками и умениями оценки характера, качества и достаточности полученной в результате проведенного серошкального ультразвукового исследования диагностической информации

    1. владеть навыками и умениями провести стандартные измерения исследуемого органа (области, структуры), с учетом рекомендованных нормативов;

    2. владеть навыками и умениями оценки нормальной ультразвуковой анатомии исследуемого органа (области, структуры), с учетом возрастных особенностей;

    3. владеть навыками и умениями на основании ультразвуковой семиотики выявить при-знаки изменений ультразвуковой картины исследуемого органа (области, структуры);

    4. владеть навыками и умениями определить характер и выраженность отдельных при-знаков;

    5. владеть навыками и умениями сопоставить выявленные при исследовании признаки с данными клинических лабораторно-инструментальных методов исследования

    6. владеть навыками и умениями определить достаточность имеющейся диагностической информации для составления заключения по данным ультразвукового исследования;

    7. владеть навыками и умениями определить необходимость дополнительного ультразву-кового исследования.

  7. Уметь проводить первичную медицинскую помощь (в экстренных ситуациях):

    1. провести первичные реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца)

    2. провести фиксацию позвоночника, конечностей при переломах, травмах провести первичную остановку наружного кровотечения

  8. Уметь формировать протокол описания по результатам проведенного ультразвукового исследования:

    1. владеть навыками и умениями отнести полученные данные к тому или иному классу заболеваний;

    2. квалифицированно оформить медицинское заключение

  9. Посещение лекций

  10. Промежуточный контроль. Промежуточная аттестация.

Задачи второго года обучения:

  1. Уметь организовывать координацию работы отделения (кабинета) ультразвуковой ди-агностики с административными и клиническими подразделениями.

  2. Уметь работать с ультразвуковыми диагностическими системами в серошкальных и допплеровских режимах сканирования.

  3. Владеть навыками проведения ультразвукового исследования тканей, органов и систем в серошкальных и допплеровских режимах сканирования (в зависимости от возможностей ультразвукового прибора).

  4. Владеть навыками и умениями оценки характера, качества и достаточности диагностической информации, полученной в результате проведенного в серошкальном и допплеровском режимах сканирования ультразвукового исследования:

    1. выявить ультразвуковые признаки изменений в печени, билиарной системе и желчном пузыре, поджелудочной железе, селезенке, почках, надпочечниках, мочеточниках, мочевом пузыре, предстательной железе, семенных пузырьках, магистральных сосудах брюшной полости и забрюшинного пространства, молочных железах, щитовидной железе, поверхностных мягких тканях, слюнных железах, органах мошонки, определить их локализацию, распространенность и степень выраженности, провести дифференциальную диагностику (исходя из возможностей ультразвукового метода исследования) выявленных изменений, установив признаки аномалии развития, признаки острых и хронических воспалительных заболеваний, признаки опухолевого или очагового поражения (солидного, кистозного или смешанного типа), признаки вторичных изменений, вызванных патологическими процессами в смежных органах и тканях и при генерализованных процессах; признаки изменений после распространенных оперативных вмешательств и их некоторых осложнений (абсцессы, инфильтраты и т. п.);

    2. выявить ультразвуковые признаки изменений матки, яичников, маточных труб, сосудов и лимфатических узлов малого таза, определить их локализацию, распространенность и степень выраженности;

    3. выявить ультразвуковые признаки наиболее распространенных осложнений в 1-ом триместре беременности; выявить ультразвуковые признаки потенциально диагностируемых врожденных пороков развития и заболеваний плода, аномалий развития плаценты и пуповины, оценить количество околоплодных вод во 2-ом и 3-ем триместрах беременности, провести ультразвуковое исследование в М-модальном и В-модальном режиме, режимах цветовой и спектральной допплерографии, провести основные измерения в М- модальном и В-модальном режимах и режиме спектральной допплерографии, исходя из возможностей ультразвукового диагностического прибора, выявить ультразвуковые признаки изменений сердца и магистральных сосудов, определить их локализацию, распространенность и степень выраженности, провести дифференциальную диагностику (исходя из возможностей ультразвукового метода исследования), выявив: признаки аномалии и пороков развития сердца и магистральных сосудов;

    4. выявить признаки острых и хронических воспалительных заболеваний сердца и магистральных сосудов и их осложнений, признаки окклюзирующих и стенозирующих процессов магистральных сосудов, признаки поражения клапанного аппарата сердца (митрального клапана, аортального клапана, трикуспидального клапана, клапана легочной артерии), аорты, легочной артерии, признаки наличия тромбов и дать их характеристику, признаки нарушения сократимости миокарда левого и правого желудочков и определить локализацию, распространенность и степень выраженности; признаки ишемической болезни сердца и определить степень ее выраженности; признаки кардиомиопатии; признаки опухолевого поражения, признаки вторичных изменений, вызванных патологическими процессами в смежных органах и тканях и при генерализованных процессах, признаки изменений после наиболее распространенных оперативных вмешательств и их некоторых осложнений, а также оценить состояние протезированных клапанов.

  5. Владеть навыками и умениями формировать комплексные протокол, заключение и рекомендации по результатам проведенного ультразвукового исследования:

    1. владеть навыками и умениями отнести полученные данные к тому или иному классу заболеваний;

    2. владеть навыками и умениями сформировать заключение (либо в некоторых случаях дифференциально-диагностический ряд), определить, при необходимости, сроки и характер повторного ультразвукового исследования и целесообразность дополнительного проведения других диагностических исследований;

    3. владеть навыками и умениями дать рекомендации лечащему врачу о плане дальнейшего исследования больного, владеть навыками и умениями квалифицированно оформить медицинское заключение

  6. Владеть навыками и умениями проводить первичную медицинскую помощь (в экстренных ситуациях):

    1. владеть навыками и умениями проведения первичных реанимационных мероприятий (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца),

    2. владеть навыками и умениями проведения фиксации позвоночника, конечностей при переломах, травмах владеть навыками и умениями проведения первичной остановки наружного кровотечения.

  7. Итоговая аттестация: теоретический и практический контроль

Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их

трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-ординатора эндоскописта, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.

Для реализации ОПОП по специальности «ультразвуковая диагностика» кафедра располагает наличием:

1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля);

2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся;

3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:



  • учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

  • клинические базы в лечебно-профилактических, научно-исследовательских и других учреждениях Минздрава России.

В процессе подготовки врача-специалиста «ультразвуковая диагностика» обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения дисциплин. По окончании изучения каждого модуля проводится промежуточный контроль (зачет). При этом используются различные методы контроля: оценка практических навыков, решение ситуационных задач, тестовые задания, защита квалификационных. Теоретическая подготовка (врачей-ординаторов) предусматривает обязательное участие в семинарских занятиях, больничных и научно-практических конференциях, а также самостоятельное изучение литературы по программе профессионального образования врачей-специалистов по специальности «ультразвуковая диагностика» при написании рефератов, подготовке докладов, используя для этого специальную медицинскую литературу и архивный материал отделения.

Государственная (итоговая) аттестация (ГИА). По окончании обучения в ординатуре проводится ГИА, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель ГИА − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием ОПОП ВО – подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности «ультразвуковая диагностика».

В конце программы ординатуры приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля.

При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца


Каталог: fileadmin -> rsmu -> img -> fpo -> omo -> annotac ordin
annotac ordin -> Н. И. Пирогова Минздрава России Аннотация к программе ординатуры уровень подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре основная профессиональная образовательная программа
fpo -> По 31. 08. 76 (код) «стоматология детская» (специальность) Перечень вопросов к билетам
fpo -> Информация о состоянии здоровья пациента. Согласие на медицинское вмешательство. Отказ от медицинского вмешательства
fpo -> Специальность «неонатология» Перечень вопросов к билетам
annotac ordin -> Образовательная программа высшего образования (опоп во) по специальности
fpo -> Перечень вопросов для подготовки к вступительному экзамену в клиническую ординатуру/ интернатуру по специальности «Инфекционные болезни»
fpo -> Физиология и патология наружного, среднего и внутреннего уха нормальная и топографическая анатомия наружного, среднего и внутреннего уха
fpo -> Закон «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании»
fpo -> Код «дерматовенерология» Перечень вопросов к билетам


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница