Аннотация к программе ординатуры
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОРДИНАТУРЕ
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОПОП ВО)
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.08.11 «ультразвуковая диагностика»
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре (далее программа ординатуры) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по специальности 31.08.11 «ультразвуковая диагностика» составлена на основании Приказа Минобрнауки России от 25.08.2014 N 1053"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 040122.11 «ультразвуковая диагностика» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)".
Актуальность программы ординатуры по специальности «ультразвуковая диагностика» связана с широким распространением данной диагностической технологии, её высокой значимостью в диагностическом и лечебном процессах, а также имеющимся в настоящее время в здравоохранении дефицитом квалифицированных кадров (врачей ультразвуковой диагностики), прошедших полноценную и всестороннюю подготовку на базе высших медицинских учреждений послевузовского образования.
Цель программы ординатуры по специальности «ультразвуковая диагностика» является подготовка квалифицированного врача-специалиста ультразвуковой диагностики, обладающего системой знаний, умений и навыков, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в ультразвуковой диагностике.
Задачи программы ординатуры по специальности «ультразвуковая диагностика»:
-
Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицин-ских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача ультразвуковой диаг-ностик, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
-
Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-специалиста по ультразвуковой диагностике, обладающего клиническим мышлением, хо-рошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.
-
Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов.
-
Подготовить врача-специалиста по ультразвуковой диагностике к самостоятель-ной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести диф-ференциально-диагностический поиск.
-
Подготовить врача-специалиста по ультразвуковой диагностике, владеющего на-выками и врачебными манипуляциями по профильной специальности и общеврачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.
-
Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.
В ординатуру по специальности «ультразвуковая диагностика» принимаются специалисты с высшим врачебным образованием по специальностям «ультразвуковая диагностика» . Форма обучения в ординатуре – очная, продолжительность – 2 года (в соответствии с Приказом МЗ и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»).
Структура программы ординатуры по специальности «ультразвуковая диагностика» включает в себя учебный план (УП), рабочие программы дисциплин (модулей) (РПД), рабочую программу практики (РПП), программу государственной итоговой аттестации (ГИА).
Содержание программы ординатуры по специальности «ультразвуковая диагностика» представлено как единое целое, с максимальной полнотой охватывающее вопросы теории и практики в области ультразвуковой диагностики.
В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: дисциплины базовой и вариативной части, а так же факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы. Таким образом, содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.
За время обучения в ординатуре обучающиеся овладевают не только теорией, но и учатся применять свои знания в профессиональной деятельности.
Практика. Основная цель практики – закрепление теоретических знаний по эндоскопии и смежным дисциплинам, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-ультразвуковой диагностики и формирование универсальных и профессиональных компетенций, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.
Практика в содержании ОПОП по специальности «ультразвуковая диагностика» составляет не менее 60 % учебного времени.
В программе практики предусмотрены:
1) практика в поликлинике по избранной специальности;
2) практика в стационаре.
Задачи
первого года обучения:
-
Уметь организовывать работу в отделении (кабинете) ультразвуковой диагностики:
-
уметь оформлять учетно-отчетную документацию (заявки на расходные материалы, статистические отчеты и др.).
-
уметь распределить во времени выполнение основных разделов работы и составить ин-дивидуальный план работы на год, квартал, месяц, день.
-
уметь распределить во времени и месте обязанности персонала и контролировать вы-полнение этих обязанностей;
-
уметь проводить систематическую учебу и повышение теоретических и практических знаний персонала.
-
Уметь работать с медицинской документацией:
-
уметь выявить специфические анамнестические особенности
-
уметь получить необходимую информацию о болезни
-
уметь анализировать клинико-лабораторные данные в свете целесообразности проведения ультразвукового исследования
-
уметь оценить достаточность предварительной информации для принятия решений
-
уметь оценить состояние здоровья и поставить предварительный диагноз
-
уметь определить показания и целесообразность к проведению ультразвукового исследования
-
уметь дифференцировать основные диагностические признаки заболеваний, выявляе-мых при других методах визуализации (рентгенография и рентгеноскопия, компью-терная рентгеновская томография, магнитно-резонансная томография, радионуклидные исследования, эндоскопия);
-
уметь оценивать результаты других методов визуализации (рентгенография и рентгеноскопия, компьютерная рентгеновская томография, магнитно-резонансная томогра-фия, радионуклидные исследования, эндоскопия);
-
уметь учесть деонтологические проблемы при принятии решения
-
Уметь подготовить пациента к ультразвуковому исследованию:
-
уметь при объективном обследовании выявить специфические признаки предполагаемого заболевания
-
уметь проводить соответствующую подготовку больного к исследованию
-
уметь производить укладку больного
-
Уметь работать с ультразвуковыми диагностическими системами в серошкальных ре-жимах сканирования:
-
уметь проверять исправность отдельных блоков и всей установки для ультразвукового исследования в целом;
-
уметь соблюдать правила техники безопасности при работе с электронными прибора-ми; уметь выбрать адекватные методики ультразвукового исследования;
-
уметь выбрать необходимый режим и трансдьюсер для ультразвукового исследования; уметь проводить исследования на различных типах современной ультразвуковой аппа-ратуры
-
уметь проводить коррекцию режима сбора информации в зависимости от конкретных
-
задач исследования или индивидуальных особенностей больного;
-
уметь получать информацию в виде, максимально удобном для интерпретации;
-
уметь получить и задокументировать диагностическую информацию
-
Владеть навыками проведения ультразвукового исследования тканей, органов и систем в серошкальных режимах сканирования (в зависимости от возможностей ультразвукового прибора):
-
владеть необходимым минимумом ультразвуковых методик
-
владеть двухмерным ультразвуковым сканированием в режиме реального времени (в режимах развертки В и М)
-
владеть режимами цветовой и спектральной допплерографии, исходя из возможностей ультразвукового диагностического прибора;
-
владеть навыками и умениями провести ультразвуковое исследование в стандартных позициях для оценки исследуемого органа (области, структуры), исходя из возможностей ультразвукового диагностического прибора;
-
владеть выполнением основных измерений в М-модальном и В-модальном режимах и режиме спектральной допплерографии, исходя из возможностей ультразвукового диагностического прибора;
-
Владеть навыками и умениями оценки характера, качества и достаточности полученной в результате проведенного серошкального ультразвукового исследования диагностической информации
-
владеть навыками и умениями провести стандартные измерения исследуемого органа (области, структуры), с учетом рекомендованных нормативов;
-
владеть навыками и умениями оценки нормальной ультразвуковой анатомии исследуемого органа (области, структуры), с учетом возрастных особенностей;
-
владеть навыками и умениями на основании ультразвуковой семиотики выявить при-знаки изменений ультразвуковой картины исследуемого органа (области, структуры);
-
владеть навыками и умениями определить характер и выраженность отдельных при-знаков;
-
владеть навыками и умениями сопоставить выявленные при исследовании признаки с данными клинических лабораторно-инструментальных методов исследования
-
владеть навыками и умениями определить достаточность имеющейся диагностической информации для составления заключения по данным ультразвукового исследования;
-
владеть навыками и умениями определить необходимость дополнительного ультразву-кового исследования.
-
Уметь проводить первичную медицинскую помощь (в экстренных ситуациях):
-
провести первичные реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца)
-
провести фиксацию позвоночника, конечностей при переломах, травмах провести первичную остановку наружного кровотечения
-
Уметь формировать протокол описания по результатам проведенного ультразвукового исследования:
-
владеть навыками и умениями отнести полученные данные к тому или иному классу заболеваний;
-
квалифицированно оформить медицинское заключение
-
Посещение лекций
-
Промежуточный контроль. Промежуточная аттестация.
Задачи второго года обучения:
-
Уметь организовывать координацию работы отделения (кабинета) ультразвуковой ди-агностики с административными и клиническими подразделениями.
-
Уметь работать с ультразвуковыми диагностическими системами в серошкальных и допплеровских режимах сканирования.
-
Владеть навыками проведения ультразвукового исследования тканей, органов и систем в серошкальных и допплеровских режимах сканирования (в зависимости от возможностей ультразвукового прибора).
-
Владеть навыками и умениями оценки характера, качества и достаточности диагностической информации, полученной в результате проведенного в серошкальном и допплеровском режимах сканирования ультразвукового исследования:
-
выявить ультразвуковые признаки изменений в печени, билиарной системе и желчном пузыре, поджелудочной железе, селезенке, почках, надпочечниках, мочеточниках, мочевом пузыре, предстательной железе, семенных пузырьках, магистральных сосудах брюшной полости и забрюшинного пространства, молочных железах, щитовидной железе, поверхностных мягких тканях, слюнных железах, органах мошонки, определить их локализацию, распространенность и степень выраженности, провести дифференциальную диагностику (исходя из возможностей ультразвукового метода исследования) выявленных изменений, установив признаки аномалии развития, признаки острых и хронических воспалительных заболеваний, признаки опухолевого или очагового поражения (солидного, кистозного или смешанного типа), признаки вторичных изменений, вызванных патологическими процессами в смежных органах и тканях и при генерализованных процессах; признаки изменений после распространенных оперативных вмешательств и их некоторых осложнений (абсцессы, инфильтраты и т. п.);
-
выявить ультразвуковые признаки изменений матки, яичников, маточных труб, сосудов и лимфатических узлов малого таза, определить их локализацию, распространенность и степень выраженности;
-
выявить ультразвуковые признаки наиболее распространенных осложнений в 1-ом триместре беременности; выявить ультразвуковые признаки потенциально диагностируемых врожденных пороков развития и заболеваний плода, аномалий развития плаценты и пуповины, оценить количество околоплодных вод во 2-ом и 3-ем триместрах беременности, провести ультразвуковое исследование в М-модальном и В-модальном режиме, режимах цветовой и спектральной допплерографии, провести основные измерения в М- модальном и В-модальном режимах и режиме спектральной допплерографии, исходя из возможностей ультразвукового диагностического прибора, выявить ультразвуковые признаки изменений сердца и магистральных сосудов, определить их локализацию, распространенность и степень выраженности, провести дифференциальную диагностику (исходя из возможностей ультразвукового метода исследования), выявив: признаки аномалии и пороков развития сердца и магистральных сосудов;
-
выявить признаки острых и хронических воспалительных заболеваний сердца и магистральных сосудов и их осложнений, признаки окклюзирующих и стенозирующих процессов магистральных сосудов, признаки поражения клапанного аппарата сердца (митрального клапана, аортального клапана, трикуспидального клапана, клапана легочной артерии), аорты, легочной артерии, признаки наличия тромбов и дать их характеристику, признаки нарушения сократимости миокарда левого и правого желудочков и определить локализацию, распространенность и степень выраженности; признаки ишемической болезни сердца и определить степень ее выраженности; признаки кардиомиопатии; признаки опухолевого поражения, признаки вторичных изменений, вызванных патологическими процессами в смежных органах и тканях и при генерализованных процессах, признаки изменений после наиболее распространенных оперативных вмешательств и их некоторых осложнений, а также оценить состояние протезированных клапанов.
-
Владеть навыками и умениями формировать комплексные протокол, заключение и рекомендации по результатам проведенного ультразвукового исследования:
-
владеть навыками и умениями отнести полученные данные к тому или иному классу заболеваний;
-
владеть навыками и умениями сформировать заключение (либо в некоторых случаях дифференциально-диагностический ряд), определить, при необходимости, сроки и характер повторного ультразвукового исследования и целесообразность дополнительного проведения других диагностических исследований;
-
владеть навыками и умениями дать рекомендации лечащему врачу о плане дальнейшего исследования больного, владеть навыками и умениями квалифицированно оформить медицинское заключение
-
Владеть навыками и умениями проводить первичную медицинскую помощь (в экстренных ситуациях):
-
владеть навыками и умениями проведения первичных реанимационных мероприятий (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца),
-
владеть навыками и умениями проведения фиксации позвоночника, конечностей при переломах, травмах владеть навыками и умениями проведения первичной остановки наружного кровотечения.
-
Итоговая аттестация: теоретический и практический контроль
Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их
трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-ординатора эндоскописта, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.
Для реализации ОПОП по специальности «ультразвуковая диагностика» кафедра располагает наличием:
1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля);
2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся;
3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:
-
учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
-
клинические базы в лечебно-профилактических, научно-исследовательских и других учреждениях Минздрава России.
В процессе подготовки врача-специалиста «ультразвуковая диагностика» обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения дисциплин. По окончании изучения каждого модуля проводится промежуточный контроль (зачет). При этом используются различные методы контроля: оценка практических навыков, решение ситуационных задач, тестовые задания, защита квалификационных. Теоретическая подготовка (врачей-ординаторов) предусматривает обязательное участие в семинарских занятиях, больничных и научно-практических конференциях, а также самостоятельное изучение литературы по программе профессионального образования врачей-специалистов по специальности «ультразвуковая диагностика» при написании рефератов, подготовке докладов, используя для этого специальную медицинскую литературу и архивный материал отделения.
Государственная (итоговая) аттестация (ГИА). По окончании обучения в ординатуре проводится ГИА, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель ГИА − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием ОПОП ВО – подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности «ультразвуковая диагностика».
В конце программы ординатуры приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля.
При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца
Поделитесь с Вашими друзьями: |