Кафедра иммунологии медико-биологического факультета
ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России
Аннотация к программе ординатуры
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОРДИНАТУРЕ
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОПОП ВО)
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
31.08.26. «АЛЛЕРГОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ»
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре (далее программа ординатуры) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по специальности 31.08.26 «Аллергология и иммунология» составлена на основании Приказа Минобрнауки России от 25.08.2014 N 1068 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.26. «Аллергология и иммунология» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)".
Актуальность программы ординатуры по специальности «Аллергология и иммунология»
В последние годы клиническая иммунология определилась, как самостоятельная медицинская дисциплина, и ее достижения широко внедряются в практику здравоохранения. Постоянный рост числа заболеваний, в основе которых лежат нарушения в иммунной системе, такие как иммунная недостаточность, бронхиальная астма и другие аллергические болезни, аутоиммунная патология, тяжелые воспалительные заболевания и многие другие, ставит новые задачи по совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров, способных на современном уровне решать актуальные задачи клинической иммунологии и аллергологии. Важным звеном в подготовке врачей «аллергологов-иммунологов» является клиническая ординатура. Разработка программы ординатуры по указанной специальности является актуальной задачей.
Цель программы ординатуры по специальности «Аллергология и иммунология» - подготовка высоко квалифицированных специалистов, способных оказывать на современной уровне аллергологическую и иммунологическую помощь населению РФ, направленную на снижение частоты аллергических и других иммуно-опосредованных заболеваний
Задачи программы ординатуры по специальности «Аллергология и иммунология» :
-
теоретическая и практическая подготовка по актуальным проблемам клинической иммунологии и аллергологии, по смежным и фундаментальным дисциплинам, необходимых для практической деятельности врача аллерголога-иммунолога,
-
овладение набором практических навыков и умений, предусмотренных квалификационной характеристикой врача аллерголога-иммунолога.
-
освоение новых современных методов диагностики и лечения больных, необходимых в самостоятельной работе врача аллерголога-иммунолога,
-
совершенствование системы общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.
В ординатуру по специальности «Аллергология и иммунология» принимаются специалисты с высшим врачебным образованием по специальностям1 «Аллергология и иммунология». Форма обучения в ординатуре – очная, продолжительность – 2 года (в соответствии с Приказом МЗ и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» ).
Структура программы ординатуры по специальности «Аллергология и иммунология» включает в себя учебный план (УП), рабочие программы дисциплин (модулей) (РПД), рабочую программу практики (РПП), программу государственной итоговой аттестации (ГИА).
Содержание программы ординатуры по специальности «Аллергология и иммунология» представлено как единое целое, с максимальной полнотой охватывающее вопросы теории и практики в области клинической иммунологии и аллергологии.
В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: дисциплины базовой и вариативной части, а так же факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы. Таким образом, содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.
За время обучения в ординатуре обучающиеся овладевают не только теорией, но и учатся применять свои знания в профессиональной деятельности.
Практика. Основная цель практики – закрепление теоретических знаний по клинической иммунологии и аллергологии, а также смежным дисциплинам, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-аллерголога-иммунолога и формирование универсальных и профессиональных компетенций, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.
Практика в содержании ОПОП по специальности «Аллергология и иммунология» составляет не менее 60 % учебного времени.
В программе практики предусмотрены:
1) практика в поликлинике по избранной специальности;
2) практика в стационаре.
Задачи первого года обучения:
-
Теоретическая подготовка по аллергологии-иммунологии, смежным, фундаментальным дисциплинам, освоение факультативных дисциплин, отработка теоретических знаний в процессе симуляционного курса.
-
Посещение лекций, практических занятий, семинаров, научно- практических конференций, симпозиумов и конгрессов.
-
Самостоятельная внеаудиторная работа, подготовка рефератов и докладов по заданной тематике.
-
Овладение навыками обследования больного с аллерго- и иммунопатологией, способностью выявлять основные симптомы и синдромы заболеваний, назначать лабораторные и инструментальные методы обследования, и умение их анализировать..
-
Овладеть алгоритмом постановки диагноза
-
Овладеть методами оценки иммунной системы и чтением иммунограммы.
-
Овладеть способностью назначать адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом.
-
Разработать и провести комплекс необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
-
Оценивать состояние и выделить ведущие синдромы у больных (пострадавших) в критическом состоянии.
-
Умение применять на практике знания медицинской этики и деонтологии.
-
Овладеть ведением и использованием документации, принятой здравоохранением РФ.
-
Промежуточный контроль знаний в форме зачетов и промежуточных аттестаций.
Задачи второго года обучения:
-
Знание клиники характерных осложнений и неотложных состояний аллергической патологии;
-
Знание сущности аллергии и иммунодефицита в свете современных представлений;
-
Знание этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клинической картины и классификации распространенных аллергических заболеваний и иммунопатологии;
-
Овладение современными методами специфической диагностики аллергических заболеваний и иммунопатологии;
-
Овладение основными принципами лечения аллергических заболеваний и иммунопатологии;
-
Овладение принципами профилактики инфекционных болезней и основами прививочного дела;
-
Знание основ клинической фармакологии, фармакокинетики и принципов фармакотерапии аллергических заболеваний и иммунопатологии;
-
Проведение лечения больных с иммунноопосредованной патологией с использованием утвержденных стандартов оказания помощи населению.
-
Владение методами специфической и неспецифической иммунотерапии
-
Применение методов интенсивной терапии.
-
Владение методиками нутритивной терапии и зондового питания.
-
Определением необходимости госпитализации больного с инфекционным заболеванием или возможности амбулаторного лечения;
-
Определением ближайшего и отдаленного прогноза;
-
Составлением плана обследования больного. Обоснование назначения
-
лабораторных и инструментальных методов обследования и анализ полученных результатов;
-
Назначение адекватной терапии, определение разовых, суточных, курсовых доз при нозолгиях аллергологического или иммунологического профиля; назначение адекватной ингаляционной терапии, определение состава, доз вводимых препаратов; назначение СИТ-терапии; выписка необходимых средств, для амбулаторного лечения;
-
Овладение навыками оказания лечебно-диагностической помощи в условиях поликлиники и стационара: составление плана ведения больного с аллергическими заболеваниями и иммунопатологией;
-
Овладение навыками по оказанию неотложной помощи при аллергических заболеваниях: отек Квинке, ангиоотек, сывороточная болезнь, анафилактический шок, синдром Лайела и неотложных состояниях: отёке легких, отёке гортани;
-
Владение принципами организации клинической аллергологической и иммунологической службы на основании знаний нормативных документов, приказов.
-
Посещение научных семинаров, научно-практических конференций, симпозиумов и конгрессов.
-
Владение методами статистического анализа
-
Промежуточный контроль знаний в форме зачетов и промежуточных аттестаций.
-
Итоговая аттестация: теоретический и практический контроль
Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их
трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-аллерголога-иммунолога, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.
Для реализации ОПОП по специальности «Аллергология и иммунология» кафедра располагает наличием:
1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля);
2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся;
3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:
-
учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
-
клинические базы в лечебно-профилактических, научно-исследовательских и других учреждениях Минздрава России.
В процессе подготовки врача-специалиста аллерголога-иммунолога) обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения дисциплин. По окончании изучения каждого модуля проводится промежуточный контроль – зачет. При этом используются различные методы контроля: решение ситуационных задач, тестовые задания, защита квалификационных работ. Теоретическая подготовка (врачей-ординаторов) предусматривает обязательное участие в семинарских занятиях, больничных и научно-практических конференциях, а также самостоятельное изучение литературы по программе профессионального образования врачей-специалистов по специальности «Аллергология и иммунология» при написании рефератов, подготовке докладов, используя для этого специальную медицинскую литературу.
Государственная (итоговая) аттестация (ГИА). По окончании обучения в ординатуре проводится ГИА, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель ГИА − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием ОПОП ВО – подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности «Аллергология и иммунология».
В конце программы ординатуры приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля.
При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца
Требования к результатам освоения программы ординатуры по специальности «Аллергология и иммунология»2
1. В результате освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции.
2. Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:
- готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
- готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);
- готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).
3. Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
профилактическая деятельность:
- готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
- готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения (ПК-2);
- готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
- готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-4);
диагностическая деятельность:
- готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
лечебная деятельность:
- готовность к ведению и лечению пациентов с аллергологическими и (или) иммунологическими заболеваниями (ПК-6);
- готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
реабилитационная деятельность:
- готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации (ПК-8);
психолого-педагогическая деятельность:
- готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
- готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);
- готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);
- готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).
-
Формирование профессиональных компетенций врача аллерголога-иммунолога предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.
Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста по аллергологии и иммунологии (ординатора)
Врач-специалист аллерголог- иммунолог должен знать:
-
Конституцию Российской Федерации, основные законы и нормативные акты РФ в сфере организации аллергологической и иммунологической помощи в Российской Федерации
-
Основные положения страховой медицины.
-
Общие вопросы организации аллергологической и иммунологической службы в стране.
-
Общие вопросы организации работы аллергологического/ иммунологического центра, аллергологического/иммунологического кабинета, стационара
-
Ведение документации аллергологического/ иммунологического обследования.
-
Эпидемиологию аллергических заболеваний и иммунодефицитов в РФ и в данном конкретном регионе, где работает врач.
-
Основы медицинской этики и деонтологии в аллергологии и иммунологии.
-
Основы нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, взаимосвязь функциональных систем организма.
-
Теоретические основы иммунологии и аллергологии;
-
Генетические аспекты аллергических заболеваний и иммунодефицитов;
-
Этиологические факторы, патогенетические механизмы и клинические проявления основных аллергических заболеваний и иммунопатологических состояний у взрослых и детей, их диагностику, дифференциальную диагностику, лечение и профилактику;
-
Эсновы фармакотерапии аллергических заболеваний и иммунопатологических состояний;
-
Фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств, показания и противопоказания к их назначению, возможные осложнения терапии, их профилактика и коррекция;
-
Специфическую иммунотерапию (СИТ) аллергических заболеваний;
-
Стандартизацию аллергенов, схемы проведения СИТ.
-
Показания и противопоказания к проведению СИТ; оказание неотложной помощи при возникновении осложнений терапии;
-
Заместительную и иммунокорригирующиую терапию у больных с различными иммунозависимыми состояниями;
-
Основы немедикаментозной терапии, лечебной физкультуры, санаторнокурортного лечения больных аллергическими заболеваниями и иммунопатологией;
-
Основы рационального питания и диетотерапии больных аллергическими заболеваниями и иммунодефицитами;
-
Принципы медико-социальной экспертизы и реабилитации больных аллергическими заболеваниями и иммунодефицитами;
-
Диспансерное наблюдение больных и профилактика аллергических заболеваний и иммунодефицитов;
-
Противоэпидемические мероприятия при возникновении очага инфекции;
-
Формы и методы санитарно-просветительной работы;
-
Принципы организации медицинской службы гражданской обороны и медицины катастроф.
Врач-специалист аллерголог иммунолог должен уметь:
-
Собрать полный медицинский анамнез пациента, включая данные аллерголгического и иммунологического анамнеза;
-
Применять клинические методы обследования больного, выявить характерные признаки аллергических заболеваний и иммунопатологии;
-
Уметь анализировать и правильно интерпретировать результаты клинических и лабораторных методов обследования;
-
Уметь установить диагноз и провести необходимые лечебно-профилактические мероприятия при основных аллергических заболеваниях и иммунопатологических состояниях:
-
бронхиальная астма и астматический статус
-
поллиноз
-
аллергический риноконъюнктивит
-
хронический средний серозный отит
-
клинические проявления лекарственной аллергии
-
сывороточная болезнь, осложнение вакцинации и иммунотерапии
-
аллергия к ядам насекомых
-
анафилактический шок
-
острая и хроническая крапивница
-
ангиоотек
-
атопический дерматит
-
контактный дерматит
-
пищевая аллергия
-
аллергические заболевания желудочно-кишечного тракта
-
экзогенный аллергический альвеолит
-
аллергический бронхолегочный аспергиллез
-
первичные иммунодефициты
-
вторичные иммунодефициты
-
ВИЧ-инфекция
-
Выбрать оптимальный вариант лечения, назначать медикаментозную терапию с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарств, доказательной медицины, предупреждения их нежелательных побочных действий; провести реабилитационные мероприятия при аллергических и/или иммунологических заболеваниях;
-
Оценить тяжесть состояния больного; определить объем и
-
Последовательность необходимых мероприятий для оказания помощи
-
Организовать неотложную помощь в экстренных случаях;
-
Определить показания к госпитализации и организовать ее;
-
Выработать план ведения больного в амбулаторно-поликлинических учреждениях и в стационаре, определить необходимость применения специальных методов исследования;
-
Оформить необходимую медицинскую документацию, предусмотренную законодательством, провести анализ своей работы и составить отчет
-
-
Врач-специалист аллерголог иммунолог должен владеть:
-
-
Объективными методами обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи и интенсивной терапии.
-
Методами проведения специфической аллергологической диагностики, включая: постановку кожных аллергологических проб, провокационных тестов (конъюнктивальные, назальные, ингаляционные, подъязычные), приготовление разведений аллергенов для диагностики и лечения.
-
Методами проведения иммунологической диагностики ,включая: оценку иммунного статуса первого уровня и результатов специальных иммунологических исследований (иммуноферментный анализ, ПЦР-исследование, определение субпопуляций лимфоцитов, концентрации иммуноглобулинов).
-
Методами специфической и неспецифической профилактики иммунологических и аллергических заболеваний.
-
Методами проведения дифференциальной диагностики.
-
Методами проведения необходимого лечения с учетом аллергенов, вызывающих аллергические реакции у данного больного.
-
Методами исследования функции внешнего дыхания.
Перечень практических навыков врача-специалиста аллерголога-иммунолога (ординатора)
Врач-специалист аллерголог-иммунолог должен владеть следующими практическими навыками:
1. Оценка иммунного статуса, забор и подготовка крови, ее компонентов и биологических жидкостей для иммунного анализа.
2. Физикальное обследование органов иммунной системы (состояние миндалин, кожи, слизистых тканей, лимфатических узлов, селезенки).
3. Постановка основных серологических реакций (определение групп крови, резус фактора и т.д.).
4. Анализ результатов инструментальных и других методов оценки органов иммунной системы.
5. Постановка и оценка кожных скарификационных и других тестов с небактериальными аллергенами.
6. Постановка и оценка внутрикожных тестов с бактериальными аллергенами.
7. Постановка и оценка реакции гиперчувствительности замедленного типа.
8. Проведение пикофлоуметрии.
9. Оценка функции внешнего дыхания.
10. Диагностика «аспириновой» бронхиальной астмы, оценка бронхокостриктивного эффекта нестероидных противовоспалительных средств.
11. Проведение назального провокационного теста с небактериальными аллергенами.
12. Проведение коньюктивального провокационного теста с небактериальными аллергенами.
13. Умение пользоваться различными типами дозированных ингаляторов (аутохалер, спинхалер, дисхалер, ротохалер).
14. Применений различных модификаций спейсеров.
15. Проведение полоскательных тестов с лекарствами.
16. Проведение сублингвального теста.
17. Разработка принципов индивидуальных программ самоконтроля состояния больных бронхиальной астмой на основании принципов консенсуса по бронхиальной астме.
18. Проведение аллерген-специфической иммунотерапии (классический, ускоренный, сублингвальный, эндоназальный способы).
19. Принципы назначения иммуномодуляторов, определение биологической чувствительности к иммунотропным препаратам.
20. Оказание экстренней помощи при острых аллергических реакциях (анафилактический шок, астматическое состояние, болезнь Лейла, ангионевротический отек и т.д.) и других неотложных состояниях (острая дыхательная недостаточность, асфиксия, кровотечение и т.д.).
Трудоемкость программы ординатуры по специальности «Аллергология и иммунология»
Структура программы ординатуры
|
Объем ОПОП
|
в з.е. (зачетные единицы)
|
в учебных часах (всего)
|
Блок 1
|
Дисциплины (модули)
|
42
|
1512
|
Базовая часть
|
33
|
1188
|
Вариативная часть
|
9
|
180
|
Блок 2
|
Практики
|
75
|
2700
|
Базовая часть
|
60
|
2160
|
Вариативная часть
|
12
|
432
|
Блок 3
|
Государственная итоговая аттестация
|
3
|
108
|
Базовая часть
|
3
|
108
|
Объем ОПОП
|
120
|
4320
| -
Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы ординатуры, являются обязательными для освоения обучающимся.
-
Дисциплины (модули) по общественному здоровью и здравоохранению, педагогике, медицине чрезвычайных ситуаций, патологии) реализуются в рамках базовой части Блока 1.
-
Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы ординатуры, и практики обеспечивают освоение профессиональных компетенций с учетом конкретного вида (видов) деятельности в различных медицинских организациях. После выбора обучающимся дисциплин (модулей) и практик вариативной части они становятся обязательными для освоения.
-
Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" составляет не более 10 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
-
В Блок 2 "Практики" входит производственная (клиническая) практика (стационарная ).
-
В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена.
Поделитесь с Вашими друзьями: |