Жест как один из способов невербального общения. Его влияние на развитие способности понимания других людей



Дата27.04.2016
Размер1.02 Mb.
ТипИсследовательская работа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Краснощёковская средняя (полная) общеобразовательная школа№1

Краснощёковского района Алтайского края

Жест как один из способов невербального общения. Его влияние на развитие способности понимания других людей

Исследовательская работа

Автор:

Штрекер Кристина,11 «б» класс



Руководитель:

Ефремова Н.Н., педагог-психолог

Краснощеково 2011

Оглавление

I.Введение…………………………………………………….

II.Невербальное общение…………………………………..

2.1. Невербальные средства общения………………………..

2.2. Жесты - основные невербальные средства общения……

2.3.Жесты и позы …………………………………………… .

2.4 Язык тела………………………………………………….

2.5. Жесты агрессивности……………………………………



III.Практическая часть……………………………………

3.1. Проведения тестирования………………………………

3.2. Обработка результатов………………………………….

3.3 Создание буклета…………………………………………



IV. Заключение……………………………………………….

V. Литература………………………………………………...

VI. Приложение………………………………………………

Введение

Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранные, многие изучают языки программирования, кто-то изучает международный язык эсперанто. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали – это язык жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж».

Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70-х годов Алан Пиз, являющийся признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка – языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не подозревая этого. Изучая книгу «Язык телодвижений» Аллана Пиз, я выяснила, что особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и отсутствием возможности подделать эти импульсы. Это позволяет нам доверять такому языку больше, чем обычному речевому каналу. Проанализировав книгу Дейла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», считаю, что эта книга интересна тем, что ею сможет воспользоваться деловой человек, желающий развить свой успех, простой городской или деревенский житель, стремящийся оздоровить общественный климат, также серьезный специалист по человеческому фактору.

Изучая сайты в Интернете, несущие информацию по невербалике, считаю, что необходимо изучать язык телодвижения. Особенно меня заинтересовала информация о жестах. И поэтому я выбрала тему моей исследовательской работы « Жест как один из способов невербального общения. Его влияние на развитие способности понимания других людей».



Актуальность моего исследования заключается в том, что оно может способствовать:

- конструктивному методу общения с окружающими;

- открытию для себя возможности более эффективного и действительного их использования, как в повседневной жизни, так и в будущей профессии.
Цель исследования: выявить насколько респонденты владеют знаниями о языке жестов, как они помогают им в общении с окружающими.

Задачи исследования:


  • Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

  • Выявить способы невербального общения у учащихся и учителей МОУ Краснощёковская СОШ№1.

  • Разработать и выпустить буклет «Жесты, которые необходимо знать будущему менеджеру по продаже»


Объектом исследования в данной работе является изучение жестов, как одного из способов невербального общения.
Предметом исследования являются жесты и мимика в общении учащихся старших классов и учителей-предметников МОУ Краснощёковская СОШ№1.
Гипотеза: во время общения прослеживается прямая зависимость от возраста, от темперамента личности воспринимать информацию с учетом невербальных средств общения, а именно, «читая» информацию с жестов.

Подрастающему поколению необходимо овладевать знаниями языка телодвижений, т.к. оно необходимо в повседневной работе, и в будущей профессии.


Методы исследования:

  • Анализ материалов литературы по данной теме и Интернета.

  • Тестирование.

  • Интерпретация результатов.

  • Интервьюирование.

  • Анализ (качественный и количественный) результатов тестирования, интервьюирования.

  • Создание буклета.

Этапы исследования:

Основная часть

2.Невербальное общение   

"Что такое невербальное общение?" Порою многие слышали эту фразу, но не каждый из нас понимает, что она значит.


Невербальное общение –  это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.
Язык невербальных компонентов общения:
- первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д.
- вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.
Невербальный язык - вид общения, когда не используются слова. Мимика, жесты, интонации – важнейшая часть общения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийский специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невербальное общение)– 55%. Иными словами можно сказать, что важно не что говорится, а как это говорится. Оно играет большую роль в обмене эмоциями, как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % — 95 % информации передается именно с помощью системы невербалики. Её составляют: тон голоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристики невербалики, песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, ваша походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки и мотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время беседы, рукопожатия и объятия, поведение. А так же действия: уверенность во время беседы, отсутствие агрессивности или ее присутствие.

Мимика - подражание поведению вашего собеседника, сохранение личного пространства собеседника. С одной стороны, во время общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать собственные движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны -  уметь считывать информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе. Поэтому язык невербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и результативном общении.


Однако «считывание информации» жестов, поз и других средств невербального общения не всегда бывает однозначной, в каждой конкретной ситуации требуется конкретный подход к этому процессу. Поэтому попытки составить словари приемов невербального общения и их "считывания", также не приносят ничего хорошего.
В процессе общения необходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание, общий настрой и атмосферу.  Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первые секунды знакомства.  В момент знакомства не было еще произнесено ни одного слова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считывания информации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, ваш общий вид, мимика лица, и впоследствии эту оценку невербального общения изменить будет весьма проблематично. Исследователи Л. Зунин и Н. Зунин считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, и именно в этот короткий промежуток времени вы должны произвести на своего собеседника положительное впечатление, и основой в этом будет как раз невербалика.

2.1 Невербальные средства общения

Первое - это необходимо показывать заинтересованность в предстоящей вам беседе, вашу готовность к сотрудничеству, вашу открытость новым идеям и предложениям. При общении следует обращать внимание на позу, взгляд, жесты – так как это есть самые явные приемы невербального общения. Ваше поведение должно быть естественным, не напряженным, не должно заставлять вашего собеседника напрягаться и ждать подвоха.


При общении с собеседником не следует принимать позу, показывающую вашу закрытость к общению и агрессивность: это насупленные брови, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные вместе пальцы, перекрещенные ноги и руки. Не надевайте очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, если в этом нет острой необходимости – яркое солнце, сильный ветер, так как, не видя глаз партнера по общению, ваш собеседник может чувствовать себя неловко, так как значительная доля информации оказывается для него закрытой, и человек начинает непроизвольно напрягаться. В результате всего этого может быть нарушена атмосфера прямого общения.

2.2 Жесты - основные невербальные средства общения.

К основным невербальным средствам общения относятся: жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты-адапторы.



Жесты-символы

Очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения.


Жесты-иллюстраторы - используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения.

Жесты-регуляторы.

Играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов - рукопожатие. Это  традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения.


Жесты-адапторы - сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские  реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний - нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.

2.3 Жесты и позы.

Можно выделить жесты и позы открытости, защиты, размышления и оценки, сомнения и неуверенности, несогласия, уверенности, свидетельствующие об окончании встречи или о затяжке времени.

Жесты открытости. Они свидетельствуют об искренности собеседника, его добродушном настроении и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты "раскрытые руки" и "расстегивание пиджака".

Раскрытые руки.

Говорящий сделал жест рукой (или двумя) в сторону слушателя, при этом ладонь на мгновенье оказалась обращенной кверху. Этот жест особенно нагляден у детей: когда они гордятся своими достижениями, то открыто показывают свои руки. Когда же чувствуют свою вину, то прячут руки либо за спину, либо в карманы.


Жест "раскрытые руки" демонстрирует желание идти навстречу и установить контакт. Лучше всего начинать этот жест как бы из глубины, с уровня живота, направляя руки немного вверх, в сторону собеседника. Он показывает "здесь ничего не спрятано". Такой жест выгодно подчеркивает фразы: "Мы готовы к сотрудничеству с вами", "Вы можете доверять нам".
Более эмоциональным и теплым является жест, когда руки описывают траекторию от своего "сердца" к "сердцу" собеседника. Этот жест подчеркивает взаимосвязь интересов, к примеру, продавца и клиента, родителя и подростка-ребенка, начальника и подчиненного.

Расстегивание пиджака

Люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Наблюдения показывают, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался застегнутым. Тот, кто менял свое решение в благоприятную сторону, разжимал руки и автоматически расстегивал пиджак. Это часто происходит при деловых переговорах. Когда становится ясно, что возможно соглашение или положительное решение обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается положительное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от сидящего напротив них собеседника.




Жесты подозрительности и скрытности.

Свидетельствуют о недоверии, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить, скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается на вас не смотреть, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности - несогласованность жестов. Если враждебный или защищающийся человек улыбается, это означает, что он искусственной улыбкой пытается скрыть свою неискренность.




Жесты и позы защиты.

Показывают, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы являются руки, скрещенные на груди. Руки могут занимать три характерных положения.



А)Простое скрещивание рук

является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других. Если в группе из четырех или более человек один скрестил руки, то вскоре можно ждать, что и другие последуют этому примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает, когда атмосфера беседы не носит конфликтный характер. Если, кроме скрещенных на груди рук, собеседник еще сжимает пальцы в кулак - это говорит о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае надо замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, то постараться сменить тему разговора.



Б) Кисти скрещенных рук обхватывают плечи

иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми. Это обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию. Он готов ринуться в бой и с трудом сдерживает себя, чтобы не прервать вас.
Этот прием используется, когда собеседники полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить другого в правильности своей позиции.


В)Поза скрещенных рук нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица говорит о том, что ваш собеседник "на пределе". И если не принять оперативных мер, снижающих напряженность, может произойти срыв.

Г)Скрещенные на груди руки с вертикально выставленными большими пальцами рук.

этот жест передает двойной сигнал: первый - о негативном отношении (скрещенные руки), второй - чувство превосходства, выраженное большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обеими пальцами, а для положения стоя характерно покачивание на каблуках. Жест используется также для выражения насмешки или неуважительного отношения к человеку, на которого указывают большим пальцем, как бы через плечо.

д)Жесты размышления и оценки. Отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое выражение лица сопровождается жестом "рука у щеки", когда собеседник принимает позу "Мыслителя" Родена, опираясь рукой на щеку. Этот жест свидетельствует о том, что его что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило сосредоточиться на какой-то проблеме.

Е)Пощипывание переносицы.

обычно с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда собеседник занят процессом принятия решения, он почесывает подбородок. После того, как решение принято, почесывание прекращается. Этому жесту обычно соответствуют на лице слегка прищуренные глаза - он как бы что-то рассматривает вдали, ища там ответ на свой вопрос;

Ж)Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки.

это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы;




з)Жесты сомнения и неуверенности. Чаще всего выражаются почесыванием указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или же боковой части шеи. Потрагивание или легкое потирание носа - также знак сомнения. Когда вашему собеседнику трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос, потому, что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка касаются;

и)Поза обиды.

собеседник приподнимает плечи и опускает голову ("набычивается"). Такая поза нередко сопровождается рисованием на листе бумаги (стрел, кругов и т.п.). Следует переключить разговор на другую (лучше нейтральную) тему. Когда увидите, что собеседник успокоился, осторожно выясните причину его обиды;




к)нежелание слушать, стремление закончить беседу. Если ваш собеседник опускает веки, то вы для него стали неинтересны, или просто надоели, или он чувствует свое превосходство над вами. Когда вы заметили такой взгляд у вашего собеседника, учтите, нужно что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

л)Почесывание уха.

Вызывается желанием собеседника отгородиться от слышимых слов. Другим вариантом прикосновения к уху является потирание ушной раковины, сверление в ухе кончиком пальца, потягивание мочки уха в попытке прикрыть ею слуховое отверстие. Этот жест говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться сам.

В случае, когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он заметно (и порой неосознанно) передвигается и разворачивается в сторону выходной двери, при этом и его ноги обращаются к выходу. Разворот его корпуса и положение ног говорят о том, что ему очень хочется уйти. Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. В этой ситуации надо чем-то заинтересовать собеседника или дать ему возможность уйти.

м) Затягивание времени - кусание дужки очков.

Одним из способов затянуть время для обдумывания решения служит кусание дужки очков, а также постоянное снимание и надевание очков, протирание линз. Когда вы, наблюдаете, такой жест сразу же после того, как спросили человека о его решении, лучше всего будет помолчать в ожидании. Если партнер вновь надевает очки, это означает, что он хочет еще раз "взглянуть" на факты.


Признаком желания сбить темп, является расхаживание. Многие собеседники прибегают к этому способу пытаясь "протянуть время", чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Тех, кто расхаживает, отвлекать не следует. Это может нарушить ход их мыслей и помешать принятию решения.

2.4 Язык тела.

Свидетельства лжи.

Во время разговора очень важно обнаружить жесты, сопровождающие ложь. Бессознательные жесты и телодвижения могут выдать обманщика с головой. Во время обмана наше подсознание выбрасывает нервную энергию, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что говорится. Психологи утверждают, что вруна, как бы он ни старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать, потому что его выдает отсутствие соответствия между микросигналами подсознания, проявившимися в жестах, и сказанными словами.



Жесты, связанные с приближением рук к лицу.

Они должны насторожить: видимо, у вашего собеседника на уме что-то неприятное или нехорошее. Это может быть сомнение, неуверенность, мрачное предчувствие. Но чаще всего это некоторое преувеличение действительного факта или явная ложь. Начнем с того, какие жесты могут выдать собеседника, если он явно лжет.


Когда мы наблюдаем или слышим, как другие говорят неправду, или лжем сами, мы делаем попытку закрыть наш рот, глаза или уши руками. Защита рта рукой является одним из немногих откровенных жестов, явно свидетельствующих о лжи. Рука прикрывает рот, и большой палец прижат к щеке, так как посылает сигнал сдерживать произносимые слова. Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест. Если такой жест используется собеседником в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако, если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, это значит, он понимает, что вы лжете.

Прикосновение к своему носу является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях в ямочке под носом или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновениям к носу. Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа и его очень хочется почесать.

Потирание века.

Вызвано тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергично, а если ложь очень серьезная, то отводят взгляд в сторону или еще чаще - смотрят в пол.


Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом. Ложь обычно вызывает зудящее ощущение в мышечных тканях не только лица, но и шеи. Поэтому некоторые собеседники оттягивают воротничок, когда лгут или подозревают, что их обман раскрыт. Когда вы видите, что собеседник лжет, вы можете попросить его повторить или уточнить сказанное. Это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.

Походка.

Она, по словам Бальзака - "физиономия тела". Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. Эти показатели проявляются у разных людей по-разному. По походке можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. Для овладения навыками "прочтения" походок укажем на их характерные виды и поясним, что каждая из них означает:


• озабоченный человек - ходит в позе "мыслителя", голова опущена, руки сцеплены за спиной;
• находящийся в угнетенном состоянии - руки в движении или находятся в карманах, ноги волочит и, как правило, смотрит под ноги;
• уверенный - ходит быстро, размахивая руками, имеет ясную цель и намерен ее реализовать;
• заносчивый - высоко поднятый подбородок, руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги словно деревянные - "вышагивание лидера".
Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека. Создает впечатление уверенности и правильная осанка, к тому же хорошая осанка делает любого человека стройнее. Наоборот, плохая осанка производит впечатление расхлябанности, несобранности и неуверенности. Чтобы создать о себе наиболее благоприятное впечатление, осанка должна быть не одеревенелая, а легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом слегка приподнята, спина расправлена. Старайтесь всегда стоять и сидеть прямо.


Уверенность и самоуверенность.

Уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими выдает закладывание рук за спину с захватом запястья. От этого жеста следует отличать жесты "руки за спиной в замок". Он говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение "взять себя в руки". Этот жест используется для того, чтобы скрыть свою нервозность и наблюдательный партнер наверняка поймет это. Показателем самодовольства и высокомерия служит положение рук "домиком".



Закладывание рук за голову.

Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и закладывание рук за голову. Этот жест характерен и для "всезнаек". Многие собеседники раздражаются, когда кто-нибудь демонстрирует его перед ними.


Существует несколько способов взаимодействия с собеседником, который использует этот жест. Если вы хотите выяснить причину, по которой собеседник демонстрирует свое превосходство, наклонитесь вперед и скажите: "Я вижу, это вам известно. Не могли бы вы уточнить кое-что?" Затем откиньтесь на спинку стула и ждите ответа. Другой способ заключается в том, чтобы заставить такого высокомерного собеседника сменить свою позу, что будет способствовать изменению его отношения. Нужно взять какой-нибудь документ, спросить: "Вы не видели это?", заставив его наклониться вперед.


Жесты несогласия.

Собирание, общипывание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Делая это, собеседник обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее типичный жест неодобрения. Когда собеседник постоянно обирает ворсинки с одежды, это является верным признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится. Даже если на словах он со всем согласен.




Жесты готовности.

Они сигнализируют о желании закончить разговор. Проявляются подачей корпуса вперед, при этом руки лежат на коленях, или держатся за края стула. Если любой из этих жестов появляется во время разговора, следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и управлять ситуацией.




Позы собеседника.

Очень полезно следить за положением плеч, рук и головы собеседника, поскольку это дает важную информацию, позволяющую лучше его понимать. Эти детали гораздо лучше слов передают истинные мысли и настроения. Наиболее характерные позы я сейчас расшифрую. Как правило, человек поднимает плечи, когда он напряжен, и опускает, когда он расслаблен. Человек, намеревающийся сделать какое-то сообщение или доклад, может получить существенную информацию о настроении аудитории, наблюдая за положением плеч и голов слушателей. Чем более недружелюбна и напряжена аудитория, тем больше там поднятых плеч и опущенных уголков рта. Поднятая голова и опущенные плечи могут означать открытость, интерес, настрой на успех, ощущение контроля над ситуацией.


Опущенная голова, поднятые плечи могут выражать замкнутость, чувство поражения, презрения, неудовлетворенность, страх, неуверенность.
Склоненная набок голова может свидетельствовать об интересе, любопытстве и, возможно, об ухаживании (флирте). Очень выразительны позы, фиксирующие только положение тела, по которым также можно судить о внутреннем состоянии человека. Если человек говорит то, что думает, его тело посылает сигналы, которые мы называем однозначными. В таких случаях тело, как правило, держится прямо, без особых изгибов, и может быть описано прямой линией, соединяющей голову со ступнями. Когда же соответствие между мыслями и словами нарушается, тело начинает посылать двойные сигналы, и линия, повторяющая контур тела, становится ломаной.


Рукопожатие.

По рукопожатию можно определить настрой партнера по отношению к вам. Властное рукопожатие дает мало шансов на установление отношения равенства. Такое рукопожатие характеризуется тем, что протянутая для рукопожатия рука накрывает сверху руку партнера. Это жест главенствования типичен для многих преуспевающих и высокопоставленных людей. Существует способ нейтрализации подобного приема: обхватить подаваемую руку сверху за запястье и встряхнуть ее. Тем самым показывается нежелание принять зависимое, подчиненное положение, Это, безусловно, момент психологической борьбы за выгодное распределение ролей, поэтому нужно быть готовым к возможной конфронтации. Так что приходится выбирать - или дать бой сразу, или попытаться переиграть, желающего доминировать партнера в дальнейшем за счет лучшей подготовки в предмете обсуждения. Существует более мягкий способ нейтрализации доминирующего рукопожатия: правая рука в момент рукопожатия принимает предлагаемое инициатором положение, но при этом левая рука кладется сверху на руку партнера. Этот жест одновременно и дружественный, и нейтрализующий позицию превосходства. Равноправное или дружеское рукопожатие - рука движется вертикально. Долгое рукопожатие - установка на захват лидерства. Побеждает тот, кто убирает руку последним. Слабое, вялое рукопожатие характеризует человека, готового быть жертвой. Если партнер быстро убирает руку, то он практичен или подозрителен. Избегает рукопожатий - робок, замкнут, опасается конфуза. "Мертвая" хватка - стремление к победам в любых ситуациях.




Жесты, выдающие неискренность, в значительной степени связаны с левой рукой. Это связано с тем, что правая рука, как более развитая (у большинства людей) более управляется сознанием и делает так, "как надо". Левая же, менее развитая и управляемая правым полушарием мозга, делает то, что хочет подсознание, тем самым, выдавая тайные помыслы человека. Если собеседник жестикулирует левой рукой, то это должно насторожить вас: весьма вероятно, что он обманывает или занимает недружественную позицию.

2.5 Жесты агрессивности

Агрессивные и агрессивно-предупреждающие жесты нужно отслеживать особенно тщательно, ведь именно они предупреждают о том, что ситуация начинает выходить из-под контроля. Итак, если ребро указательного пальца постукивает по столу, то это означает следующее: "Я тебя еще раз предупреждаю - потом пеняй на себя!" Если постукивает поверхностью пальца, то это соответствует примерно такой реплике: "Что ты несешь?! Погоди, голубчик, погоди!" "Я могу тебя ударить!" - эта более откровенная угроза вытекает из следующего жеста: указательный, средний и безымянный пальцы поглаживают или почесывают суставы кулака второй руки. Жест иллюстрирует готовность к физической агрессии. Менее заметный, но более опасный жест агрессии - это почесывание или поглаживание подушечками пальцев ребра ладони. Он иллюстрирует готовность не просто бороться с соперником, но буквально стереть его в порошок. Руки при этом чаще всего подняты на уровень груди. Если сцепленные на уровни груди пальцы собеседника резко выбрасываются вперед наподобие веера (ладонь при этом раскрывается вверх), это значит, что человек не ищет примирения, у него достаточно сил, чтобы отстаивать свою позицию. Через этот выпад в сторону противника происходит мощный выброс энергии, сконцентрированной на кончиках пальцев. Человек будто привлекает на помощь не только силу своих аргументов, но и энергетический потенциал тела. Слабого можно запросто "сглазить" таким жестом. Человек почувствует недомогание, упадок воли и сил. Но благо, что этот жест, встречается довольно редко в разговоре с глазу на глаз, чаще он появляется в споре одного человека с несколькими достойными соперниками. Перст указующий или обвиняющий уместен, пожалуй, только на плакате "Ты записался добровольцем?". В реальном общении этот жест агрессии мешает нормальному открытому взаимодействию. Если вы заметили, что ваш собеседник все чаще пользуется такими жестами, будьте настороже, постарайтесь сделать все, чтобы вернуть разговор в более спокойное русло. Смените тему, покажите свое дружелюбное настроение, откровенно выясните подлинную причину раздражения или, наконец, отложите беседу до лучших времен.

Изучив и проанализировав теоретический материал то теме можно сделать вывод: люди очень часто обращаются к невербальному способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкивает нас повседневная жизнь. Оно во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем.

Анализируя литературу по данной теме, я сформулировала небольшие правила при «чтении» жестов в общении с окружающими:

Не делайте скоропалительных выводов по одному единственному телодвижению собеседника.


• Ждите, когда о состоянии его "скажут" и другие сигналы.
• Обращайте внимание, прежде всего на так называемые "мелочи".
• Не подгоняйте наблюдение под уже сложившееся первое впечатление.


3. Практическая часть

З.1 Проведение тестирования

Мною было проведено тестирование в МОУ Краснощёковская СОШ№1 среди двух возрастных групп: учащихся старшего звена и педагогов. Им был предложен тест «Что говорят вам мимика и жесты» - цель, которого, выявить знания респондентов о языке телодвижений.



Материал: распечатанный тест на каждого респондента, таблица для ответов на каждого.

Общее количество респондентов: 102



3.2 Интерпретация результатов теста «Что говорят вам мимика и жесты»

По результатам теста выявлено: большее количество учащихся набрали от 34-55 баллов и среди педагогов от 56-77 баллов. Это говорит о том, что с возрастом у человека вырабатывается способность по жестам понимать других людей. У респондентов этой группы отличная интуиция, они обладают способностью понимать других людей, владеют наблюдательностью и чутьем. Но не нужно так часто полагаться на эти качества, в них может скрываться опасность. А это важно и на работе, и в личной жизни. (см. рис.1)



рис.1

Большинство респондентов группы учащихся с удовольствием наблюдают за другими людьми, и неплохо интерпретируют их мимику и жесты. Но чаще всего они склонны буквально воспринимать сказанные им слова и руководствоваться ими, т.е. не умеют использовать информацию в реальной жизни. Например , для того, чтобы правильно строить взаимоотношения с окружающими, необходимо развивать интуицию, больше полагаться на ощущения! (см. рис 2)



рис.2

14% от общего количества респондентов, набрали низкий балл. Этим людям очень трудно правильно оценивать других. И дело не в том, что они на это не способны, просто они не придают этому значения, и напрасно! Им следует намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих их людей, тренировать наблюдательность. (см. рис.3)



рис.3

Наблюдательность за невербальным поведением - это именно то, что сможет в любой момент общения рассказывать собеседникам об истинном настроении друг друга. У многих респондентов (школьников) не развита наблюдательность, это мешает понимать жесты при общении. Педагоги заостряют сильное внимание на тех жестах, которыми пользуются сами в процессе общения.

Мною было проведено интервьюирование с педагогами школы, которые не принимали участие в тестировании (6 респондентов). Им было задано три вопроса:


  1. В общении с учениками чаще всего Вы используете вербальный или невербальный способ общения?

  2. Информацией, о каких способах невербального общения (жестах, мимике, интонации, позах) Вы владеете больше?

  3. Часто ли Вы при общении с детьми используете эти знания?

Хочу привести протокол нескольких бесед:

Н.М. – в общении с детьми, особенно на уроке литературы, я пользуюсь вербальным общением, но когда хочу сделать замечание ребенку по поводу поведения, использую невербальный способ. Это жест: постукивание ручкой по столу, поднять руку и покачать указательным пальцем, остальные зажаты в кулак, взгляд в сторону ученика.

Н.И. – у меня дети маленькие 2-й класс. Поэтому на уроках, чтобы добиться дисциплины, или обратить внимание детей на что-то, больше использую все способы невербального общения: жесты, мимика и интонация голоса.

Л.Н. – Я очень открытый человек, эмоциональный, и в разговоре жестикулирую руками. Дети привыкли к моим жестам, иногда даже не произношу слова, а только показываю жестами. Они понимают. Это часто бывает на закреплении пройденного материала.

Н.Н. - Знания о способах невербального общения необходимы многим людям разных профессий, чтобы понять партнера по бизнесу. Например, милиционеру необходимо определить правильно ли задержанный дает показания, и т.д. Я, конечно, не владею в совершенстве информацией о невербалике, хотя это очень важно, для моей специальности. За время работы пришлось освоить несколько моментов, которые необходимы при индивидуальных беседах.

А.И. – Что это? Поподробней.

- Мимикой, пользуется один человек, посмотри «Кривое зеркало».

- Зачем жестикулировать, когда меня ученики понимают с полуслова. При этом респондент улыбается, меняет интонацию голоса, при этом желает придать лицу серьезное выражение. ( Человек, наделенный большим чувством юмора постоянно общается с окружающими используя различные способы невербалики – это особенность его индивидуальности).

Поэтому, для того, чтобы умело воздействовать на собеседника, важно не только уметь читать невербальные его сообщения, но и расширять свой собственный арсенал движений, жестов рук, интонаций.

Заключение
Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи

информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной.

Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши

отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь.

Изучив литературу по теме, проведя исследование, сделала для себя следующие выводы: подрастающему поколению необходимо овладевать знаниями языка телодвижений, т.к. оно необходимо как в повседневной работе, так и в будущей профессии. Это подтвердили результаты тестирования и ответы при интервьюировании и тестировании педагогов и учеников. Также можно увидеть подобную информацию в Интернете на сайтах о продаже недвижимости, при взаимоотношении продавца и покупателя, при приеме пациента у врача, в работе милиционера, и др. профессиях. Необходимо знать язык жестов и для повседневного общения с друзьями, родственниками, незнакомыми людьми. Это очень важно для конструктивного общения, для того, чтобы понять человека, который хочет вступить с тобой в контакт, понять, что он хочет, что он задумал.

Я сделала для себя и другой вывод. Во время общения прослеживается прямая зависимость от возраста, от темперамента личности в восприятии информации с учетом невербальных средств общения, а именно «читая» информацию с жестов. Подтверждение этому я увидела в ответах опрошенных педагогов разных по характеру и возрасту.

В научно-познавательной литературе также приводятся примеры использования жестов в общении. Например, в книге Е.Филатовой «Соционика для Вас», в качестве примеров психологических типов известных личностей, таких как А.Райкин, М.Горбачев, В.Жироновский и др., ярко показана особенность личности в общении, и ее связь при этом с невербаликой.

Набор различных движений плюс словесное сопровождение, делает расшифровку невербальных сообщений очень не простой. Правильная расшифровка ведет к эффективной беседе, неправильная - отдаляет.


Умение наблюдать поможет собрать максимально полную информацию и выбрать эффективную тактику общения.

Литература




  1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - Лениздат,1992

  2. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам. — Новгород, 1992;

  3. Ниренберг Д., Калеро Дж. Читать человека — как книгу. — М., 1990;

  4. Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов н/Д., 1986;

  5. Е.Филатова Соционика для Вас. Сибирский хронограф,1994


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
https://pedved.ucoz.ru/publ/37-1-0-53
https://im6-tub.yandex.net/i?id=277318907-01-24

https://im8-tub.yandex.net/i?id=326293470-19-24

https://im7-tub.yandex.net/i?id=124598999-08-24

https://www.jonru.net/wp-content/uploads/2009/06/ent_10.jpg

https://zhesty.dljatebja.ru/src/images/043.GIF

https://jiggly.narod.ru/Image/34.gif

https://www.budi.ru/image/image068.png

https://lib.ololo.cc/i/57/165657/i_021.jpg

https://festival.1september.ru/files/articles/57/5781/578152/img9.gif

https://dmitry.shamin.spb.ru/images/foto/midle/shvidkaya_sasha_bear.jpg

https://zhesty.dljatebja.ru/src/images/034.GIF

https://im4-tub.yandex.net/i?id=264906786-09-24

https://blog.bratcompany.ru/wp-content/uploads/2009/11/%E2%84%96181.png

https://hebrew.stopcrime.ru/9/image/9.5.jpg


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение№1
Тест "Что говорят вам мимика и жесты?"
Выберите в каждом пункте один вариант ответа.

1. Вы считаете, что мимика и жесты — это:

а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) предательское проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин:

а) да;

б) нет;


в) не знаю.

3. Как вы здороваетесь с очень хорошими друзьями:

а) радостно кричите: «Привет!»;

б) сердечным рукопожатием;

в) слегка обнимаете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки;

д) целуете друг друга в щеку.

4. Какая мимика и жесты, по-вашему, означают во всем мире одно и то же (дайте три ответа):

а) когда качают головой;

б) когда кивают головой;

в) когда морщат нос;

г) когда морщат лоб;

д) когда подмигивают;

е) когда улыбаются.

5. Какая часть тела «выразительнее» всего:

а) ступни;

б) ноги;

в) руки;

г) кисти рук;

д) плечи.

6. Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению (дайте два ответа):

а) лоб;


б) брови;

в) глаза;

г) нос;

д) губы;

е) углы рта.

7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, то обращаете внимание в первую очередь:

а) на то, как на вас сидит одежда;

б) на прическу;

в) на походку;

г) на осанку;

д) ни на что.

8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:

а) ему есть что скрывать;

б) у него некрасивые зубы;

в) он чего-то стыдится.

9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника:

а) на глаза;

б) на рот;

в) на руки;

г) на позу.


10 Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:

а) нечестности;

б) неуверенности в себе;

в) собранности.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника:

а) да;


б) нет;

в) не знаю.

12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:

а) первый шаг всегда делают именно мужчины;

б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;

в) он достаточно мужествен для того, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.

13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите:

а)словам;

б) «сигналам»;

в) он вообще вызовет у вас подозрение.

14. Поп-звезды вроде Мадонны или Джексона направляют публике «сигналы», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется:

а) просто фиглярство;

б) они «заводят» публику;

в) это выражение их собственного настроения.

15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит:

а) я смотрю совершенно спокойно;

б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;

в) закрываю глаза при особо страшных сценах.

16. Можно ли контролировать свою мимику:

а) да;


б) нет;

в) только отдельные ее элементы.

77. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно:

а) глазами;

б) руками;

в)словами.

18. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:

а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены в нас от природы.

19. Если у человека борода, для вас это признак:

а) мужественности;

б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;

в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.

20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга:

а) да;


б) нет;

в) только у пожилых людей. Подсчитайте количество очков.

77—56 очков. Браво! У вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уже готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность:

можно попасть пальцем в небо! Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А это ведь важно и на работе, и в личной жизни, не так ли?


55—34 очка. Вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с окружающими. Вы склонны скорее буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими. Например, кто-то скажет вам: «Мне с вами совсем не скучно», сделав при этом кислую мину. Но вы поверите словам, а не выражению лица, хотя оно весьма красноречиво. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения!
33—11 очков. Увы, язык мимики и жестов для вас — китайская грамота. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что вы на это неспособны — просто не придаете этому значения, и очень напрасно! Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих людей, тренируйте наблюдательность. Помните пословицу: тело — перчатка для души. Немного понимать душу другого — верное средство самому не попасть в капкан одиночества.

Приложение№2


Буклет «Жесты, которые необходимо знать будущему менеджеру по продаже»
Каталог: files -> Erudit
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
Erudit -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека
Erudit -> «Краснощёковская сош№1»


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница