Инструкция по применению Учреждения-разработчики: гу «Республиканский научно-практический центр гигиены»



страница1/11
Дата29.12.2017
Размер333 Kb.
ТипИнструкция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Утверждаю

Заместитель Министра,

Главный государственный

санитарный врач

Республики Беларусь


_____________ В.И. Качан

24 ноября 2009 г.

Регистрационный № 058-1109

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и остроты зрения у учащихся

в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования
Инструкция по применению

Учреждения-разработчики: ГУ «Республиканский научно-практический центр гигиены», Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, ГУО «Белорусский государственный медицинский университет», ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

Авторы: к.м.н. Н.Ф. Фарино, д.м.н. А.А. Потапчук, к.м.н. В.Ф. Иванова, Н.Т. Гиндюк, А.А. Малахова.
Минск 2009

область применения


В настоящей Инструкции представлена модель организационно-методического обеспечения профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА) и остроты зрения (далее – ОЗ) у учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования.

Инструкция предназначена для организаций здравоохранения, специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор (далее – госсаннадзор), общеобразовательных учреждений, медицинских и педагогических университетов.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Профилактика нарушений ОДА и ОЗ в масштабах отдельно взятого учебного учреждения представляется первоочередной задачей, учитывая распространенность данных видов патологии среди детей и подростков, рост количества нарушений, начиная с первого класса, а также их значимость для формирования здоровья растущего организма.

Функциональное состояние ОДА находится в тесной взаимосвязи с общим состоянием организма и является отражением его физиологического и психологического статуса. У детей с нарушениями ОДА недостаточно развита общая моторика, нарушена координация движений, они физически ослаблены, быстро утомляются. Под влиянием различного рода нагрузок нарушения быстро прогрессируют, постепенно приобретая стойкий характер, а это ведет к деформации скелета, сопровождающейся болями в мышцах и суставах, смешением внутренних органов. Нарушения осанки у детей могут влиять на функцию желудочно-кишечного тракта (нарушение секреции, изменение тонуса желудка и кишечника, отрыжка, метеоризм и т.д.), на состояние сосудов, нервов и нервных сплетений. У детей с нарушениями осанки снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Традиционно очень мало внимания уделяется состоянию стопы, поскольку дети редко жалуются на стопы, но от пренебрежительного отношения к проблеме её негативное влияние на формирование осанки не уменьшается. Плоскостопие – проблема достаточно серьезная, так как здоровая стопа - это первично-системный элемент удержания тела в вертикальном положении. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника, особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания. Привычка сутулиться может спровоцировать начало сколиоза или юношеского кифоза, особенно при наличии нарушений обмена веществ в соединительной ткани, или обменные нарушения могут вначале вызвать дегенерацию межпозвонковых дисков и тел позвонков, а вызванные этим нарушения осанки легко принимают необратимый характер.

Многочисленными исследованиями установлено, что степень нарушений ОДА и темпы их развития непредсказуемы. Сформированные дефекты позвоночного столба и стопы после окончания полового созревания, а стало быть, и окончания роста, исправить консервативными способами невозможно. Поэтому оптимальное время профилактических воздействий – период интенсивного роста. Скачки развития нарушений ОДА чаще всего происходят в периоды интенсивного роста. Это возраст 5-6-7 лет, и 12-14-16 лет, который совпадает с периодом полового созревания.

Нарушения ОЗ у школьников, как правило, представлены нарушениями бинокулярного зрения, спазмом аккомодации, уменьшением аккомодационных и фузионных резервов, на фоне которых превалирует близорукость. Число близоруких учащихся увеличивается по мере увеличения школьного стажа. Миопия чаще всего встречается у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, затем следуют дети с болезнями органов дыхания, ожирением и болезнями органов пищеварения. Начинающаяся с близорукости слабой степени, высокая осложненная близорукость занимает одно из ведущих мест в структуре инвалидности по зрению. Удельный вес миопии средней и высокой степени значительно возрастает по мере перехода от «эталонной» по здоровью группы к группе школьников, имеющих хронические заболевания. Это с очевидностью свидетельствует о том, что на механизм прогрессирования миопии существенное влияние оказывает состояние здоровья. Неблагоприятные гигиенические условия зрительной работы оказывают влияние на развитие миопии лишь в той мере, в какой они затрудняют аккомодацию и побуждают чрезмерно приближать глаза к объекту зрительной работы. Нарушения ОЗ, состояния бинокулярных функций и степени нарушения осанки у детей показали их тесную взаимосвязь, что позволяет по-новому трактовать патогенез этих нарушений.

Плохая осанка снижает запас прочности организма, и чаще всего сочетается со сниженным общим тонусом ребенка, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением. В тоже время у лиц, страдающих близорукостью, чаще наблюдают нарушения осанки, слабость соединительно-тканевого аппарата, и тенденцию чрезмерно наклонять кпереди туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии. Причины и следствия здесь разделить трудно. Близорукость может развиться от привычки сутулиться – и наоборот, плохое зрение часто становится причиной плохой осанки.

В онтогенезе все системы организма ребенка развиваются неравномерно и созревают во взаимосвязи, подчиняясь принципу возрастной гетерохронности при сохранении полового диморфизма. Процесс развития происходит поступательно и регулируется как биологическими факторами (в первую очередь наследственностью), так и средовыми факторами. Социальный заказ диктует необходимость обеспечения системной адресной профилактической работы, локализованной в рамках учебного учреждения, методологической основой которой является концепция о многофакторной зависимости нарушений ОДА и ОЗ от эндо- и экзогенных воздействий.
модель организационно-методического обеспечения профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и остроты зрения у учащихся
Модель организационно-методического обеспечения профилактики нарушений ОДА и ОЗ представлена системой мер медицинского и немедицинского характера, направленных на предупреждение риска развития отклонений, предотвращение или замедление их прогрессирования. Целенаправленная работа по максимально возможному нивелированию вероятностного риска комплекса стресс-факторов, воздействующих на детей и подростков, обеспечивается взаимодействием специалистов разного профиля и достигает оптимального результата посредством установления эффективного партнерства с родителями и другими лицами, заинтересованными в формировании здоровья школьников (схема 1).

Модель реализуется в рамках действующей в общеобразовательном учреждении службы здоровья, которую представляют все участники образовательного процесса, взаимодействующие в пределах должностных обязанностей и профессиональной компетентности на основе общего концептуального подхода по выполнению системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Организационные средства обеспечивают координацию и интеграцию в деятельности специалистов различного профиля по обеспечению профилактического пространства в общеобразовательных учреждениях и в домашних условиях; образовательные – передачу знаний, умений и навыков по здоровьесбережению, систему культурных ценностей; восстановительно-корригирующие – восстановление нарушенных функций органов и систем, воспитывающие – формирование системы ценностных ориентаций на здоровье и здоровый образ жизни.

Реализация предложенной модели вариативна: а) непосредственно в конкретном классе; б) в общеобразовательном учреждении; в) в масштабах района (города) с формулировкой стратегических задач на уровне исполнительного органа, возглавляющего социальную сферу, и разработкой мероприятий по их реализации с привлечением ведущих специалистов в области медицины, педагогики, психологии, родителей, общественности, средств массовой информации.

Средства взаимодействия


Организа-ционные


Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Кафедра дерматовенерологии
2015 -> Министерство здравоохранения и социального развития
2015 -> Борис Дмитриевич Карвасарский Клиническая психология
2015 -> М. А. Ассанович // Психиатрия психотерапия и клиническая психология. 2014. N с. 9-17
2015 -> Общероссийская общественная организация
2015 -> Л. А. Герасименко // Психиатрия психотерапия и клиническая психология. 2014. N с. 43-49
2015 -> Методические рекомендации для медицинских работников и пациентов. Симферополь 2012 Учреждения разработчики


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




©zodomed.ru 2024


    Главная страница