«Хромосомные болезни. Генные болезни»



Дата06.10.2017
Размер444 Kb.
ТипЗанятие

Методическая разработка практического занятия

для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело по теме

« Хромосомные болезни. Генные болезни»

Кондратович Ольга Ивановна

зам. директора по учебной работе

ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г. Братска»



Тема. Хромосомные болезни. Генные болезни

Продолжительность занятия - 135 минут

Цели занятия:

  1. Раскладка и изучение аномальных кариотипов по фотографиям метафазной пластинки.

  2. Изучение кариотипов и фотографий больных с синдромом Дауна, синдромом Эдвардса, синдромом Патау.

  3. Изучение аномальных фенотипов и клинических проявлений генных заболеваний по фотографиям больных.

В результате изучения темы обучающийся должен:

иметь практический опыт:

    -определять наследственные патологии по кариотипу и делать прогноз наследственных патологий.

уметь:

-проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией;

-проводить предварительную диагностику наследственных болезней.

знать:


  • закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов;

  • методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии;

  • основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза;

  • основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения.

Перечень формируемых компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК З. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.


ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.



Методическое оснащение занятия:

1.Таблицы, алгоритмы составления и анализа кариограммы человека, наборы фотографий метафазных пластинок с аномальными кариотипами, фотографии больных с наследственными заболеваниями.

2. ТСО: ноутбук для демонстрации слайдов

3.Раздаточный материал:

Методическая разработка практического занятия, фотографии метафазных пластинок, приложения, задания для самостоятельной работы.

Место проведения:

Кабинет «Генетика человека с основами медицинской генетики»



Литература для подготовки:

Основные источники:

1Е.К. Хандогина, И.Д.Терехова Генетика человека с основами медицинской генетики – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013.



Дополнительные источники:

  1. Бочков Н.П. Клиническая генетика – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013

  1. А.Ф.Захаров, В.А.Бенюш Атлас Хромосомы человека – Москва, Медицина, 1982

  2. Е.К. Тимолянова Медицинская генетика Ростов-на- Дону: Феникс, 2003.

  3. В.А. Орехова, Т.А. Лашковская, М.П. Шейбах Медицинская генетика Минск Высшая школа 1999.

  4. Н.С. Демидова, О.Е. Блинникова Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование Ленинград Медицина 1987.

Интернет-источники:

1. Консультант студента – электронная библиотека медицинского колледжа www/medkollegelib.ru



План занятия

  1. Вводная часть – 20 минут

  • Организационный момент;

  • Мотивация занятия;

  • Контроль исходного уровня знаний.

  1. Основная часть – 95 минут

  • Изучение аномальных кариотипов по фотографиям метафазной пластинки.

  • Разобрать алгоритм составления кариограммы человека;

  • Составление кариограммы человека и ее анализ;

  • Изучение кариотипов и фотографий больных с синдромом Дауна, синдромом Эдвардса, синдромом Патау;

  • Изучение аномальных фенотипов и клинических проявлений генных заболеваний по фотографиям больных

  1. Заключительная часть – 15 минут

  • Итоговое задание;

  • Подведение итогов;

  • Домашнее задание.

Ход занятия

1.Вводная часть.

1.1. Откройте дневник и запишите тему и цели занятия.

1.2 Мотивация занятия

Наследственная болезнь – болезнь, для которой этиологическим фактором является генная, хромосомная или геномная мутация. Ежегодно в нашей стране рождается 180 тысяч детей с наследственными заболеваниями. Из них больше половины имеют врожденные пороки, около 35 тыс.- хромосомные болезни и свыше 35 тыс.- генные болезни. В настоящее время медицинским работникам все чаще приходится иметь дело с наследственной патологией, число которых постоянно растет, отмечаются новые формы наследственной патологии. Все разделы клинической медицины включают наследственные болезни. Например, около 70% случаев нарушения зрения и 45% тугоухости относятся к наследственной патологии. Для постановки диагноза и наследования заболевания нужно классифицировать заболевание, используя современные методы пренатальной диагностики. В том числе получение препаратов метафазных хромосом.



1.3. Ответьте устно на вопросы:

  • Что такое хромосома, хроматида?

  • Какие бывают хромосомы в зависимости от расположения центромеры (откройте приложение А);

  • Что такое метафазная пластинка (приложение А)?

  • Дайте определение кариотипа и кариограммы.

  • На сколько групп делятся по внешнему виду хромосомы кариотипа человека (приложение Б)?

  • Какой кариотип имеет здоровая женщина и мужчина?

  • Что такое эу- и гетерохроматин (откройте приложение В) ?

  • Каковы принципы классификации наследственных болезней? (приложение Г)

  • С чем связана патология хромосомных болезней?

  • Перечислите хромосомные абберации, связанные с изменением структуры и числа хромосом.

  • Каковы принципы классификации генных болезней (приложение Г)?

  • Какие наследственные болезни наследуются в соответствии с законами Менделя.

  • Поясните понятия: наследственная болезнь, врожденная болезнь, семейная болезнь.

2.Основная часть

2.1 Изучение аномальных кариотипов по фотографиям метафазной пластинки.

Рис.1.а, б. Ассоциации акроцентрических хромосом (указаны стрелками) в двух метафазных пластинках: а – GGG и DDG; б – GG и DDD; у всех ассоциациирующих хромосом выражены спутники.


Рис.2. а,б,в,г,д,е.

Фрагменты разных пластинок с вариантами хромосом (указаны стрелками).

а
– хромосома 1 с увеличенным районом вторичной перетяжки; б – хромосома 9 с увеличенным районом вторичной перетяжки; в - хромосома 9 с увеличенной вторичной перетяжкой в обоих гомологах, с перицентрической инверсией в одном из них (верхняя); г – хромосома 17 с вторичной перетяжкой в коротком плече; д – D- хромосома с увеличенным коротким плечом; е - D- хромосома без короткого плеча.

Задание 1. Рассмотрите рис.1. а, б.

- К чему могут привести ассоциации акроцентрических хромосом (указаны стрелками) в двух метафазных пластинках: а – GGG и DDG; б – GG и DDD;

-Здоровы ли люди, имеющие этот кариотип?

- Какие заболевания могут быть у детей? Запишите кариотип и дайте название заболевания.



Рассмотрите рис.2.а,б,в,г,е.

- Здоровы ли люди, имеющие этот кариотип?

- Запишите кариотипы б,в,г,д,е. Пример: а- 46,ХХ,+1q

- Определите тип наследственного заболевания.

- Здоровы ли люди, имеющие этот кариотип?


2.2. Алгоритм “Составление кариограммы человека”.

Разобрать алгоритм составления кариограммы человека. Откройте приложение Б. Работу по составлению кариограммы нужно проводить в следующей последовательности: 



  1. Все хромосомы в зависимости от формы разделите на две большие группы: 

- акроцентрические хромосомы 

- метацентрические и субметацентрические хромосомы



  1. Обратите внимание на акроцентрические хромосомы. Все акроцентрические хромосомы в зависимости от размера разделите на две небольшие группы: 

- средние акроцентрические хромосомы.

- маленькие акроцентрические хромосомы



  1. Маленькие акроцентрические хромосомы – это хромосомы группы G. В нормальном кариотипе их может быть 4-5 хромосом в зависимости от пола человека. В нормальном женском кариотипе это 2 пары аутосом, в нормальном мужском кариотипе – 2 пары аутосом и одна Y-хромосома. У людей с с. Дауна и с. лишней Y-хромосомы группа G может содержать 5-6 хромосом. К сожалению, обычное окрашивание хромосом не позволяет с уверенностью различить хромосому 21-й пары и Y-хромосому. Если у вас всего 2 пары хромосом этой группы, то положите их изображения на лист с названиями групп хромосом напротив названия группы G. Если у вас имеется еще две хромосомы этой группы, то одну из них положите рядом с хромосомами 21-й пары, а другую – на место половых хромосом, считая ее Y-хромосомой. Если у вас имеется 5 хромосом этой группы, то до окончания составления кариограммы вы можете считать ее хромосомой 21-й пары или Y-хромосомой. В зависимости от вашего предварительного выбора положите 5-ю хромосому этой группы в соответствующее место листа с названиями групп хромосом.

  2. Средние акроцентрические хромосомы – это хромосомы группы D. В нормальном кариотипе их 3 пары. При с. Патау в кариотипе человека обнаруживается 7 хромосом этой группы за счет дополнительной хромосомы 13-й пары. Положите изображения хромосом группы D на лист с названиями групп хромосом в соответствующее место. 

  3. Вы разложили все акроцентрические хромосомы. Теперь обратите внимание на оставшиеся не разложенными метацентрические и субметацентрические хромосомы. Все эти хромосомы в зависимости от размера разделите на две небольшие группы: 

-крупные и средние хромосомы

-короткие и маленькие хромосомы.



  1. Обратите внимание на короткие и маленькие хромосомы последней группы. Выберите из них 2 пары самых маленьких метацентрических хромосом. Это хромосомы группы F. Положите изображения хромосом этой группы на лист с названиями групп хромосом в соответствующее место. Оставшиеся хромосомы – это хромосомы группы Е. В нормальном кариотипе их 3 пары. При с. Эдвардса в кариотипе человека обнаруживается 7 хромосом этой группы за счет дополнительной хромосомы 18-й пары. Положите изображения хромосом этой группы на лист с названиями групп хромосом в соответствующее место. 

  2. Обратите внимание на оставшиеся не разложенными крупные и средние хромосомы. Выберите из них 3 пары самых крупных хромосом. Это метацентрические хромосомы группы А. Положите их изображения на лист с названиями групп хромосом. 

  3. Из оставшихся хромосом выберите 2 пары самых больших хромосом. Это метацентрические хромосомы группы В. Положите их изображения на лист с названиями групп хромосом в соответствующее место. 

  4. Все оставшиеся хромосомы – это субметацентрические хромосомы группы С. 7 пар хромосом этой группы – это аутосомы. Положите их изображения на лист с названиями групп хромосом напротив названия группы С. Все остальные хромосомы этой группы – это Х-хромосомы. Количество Х-хромосом в кариотипе конкретного человека может быть 1-3. Положите изображения Х-хромосом на лист с названиями групп хромосом в соответствующее место. 

  5. Внимательно изучите составленную вами кариограмму. Кариограмма не должна содержать одновременно две крупные аномалии, поскольку это не встречается в реальной жизни. Это может случиться в том случае, если вы неправильно идентифицировали Y-хромосому, приняв ее за хромосому 21-й пары. Например, кариограмма не может содержать одновременно трисомию про 21-й хромосоме и моносомию по Х-хромосоме, то есть, кариограмма не может принадлежать человеку, страдающему одновременно с. Дауна и с.Шерешевского-Тернера. Скорее всего, в вашем распоряжении нормальная кариограмма мужчины. Для исправления ошибки достаточно перенести одну из 3-х хромосом 21-й пары на место расположения половых хромосом, поместив ее рядом с Х-хромосомой. При составлении кариограммы конкретного человека такая ситуация не возникает, так как еще до начала составления кариограммы известен пол человека и предварительный диагноз. 

2.3. Составление кариограммы человека и ее анализ.

Получите фотографию метафазной пластинки. Подсчитайте количество хромосом. Посмотрите - есть ли аномалии. Вырезать хромосомы и составить кариограмму. При раскладке хромосом используйте алгоритм составления кариограммы и приложение Б. Поскольку каждая пара гомологичных друг другу хромосом имеет характерные для них признаки, то это позволяет идентифицировать конкретные хромосомы. Идентифицировав хромосомы, постройте кариограмму: располагают хромосомы в порядке уменьшения размера, раскладывая их по группам в зависимости от размера и формы. При построении кариограммы половые хромосомы располагают отдельно от аутосом, хотя Х-хромосома относится к хромосомам группы С, а Y-хромосома – к хромосомам группы G. 

Сделайте анализ кариограммы по приложению Ж. Определите какие аномалии в данной кариограмме. Запишите формулу кариотипа. Сделайте вывод и запишите в дневник. Перечислите вероятные причины вызвавшие данные аномалии.

2.4. Изучение кариотипов и фотографий больных с синдромом Дауна, синдромом Эдвардса, синдромом Патау (приложения И, К, Л).

Рассмотрите классификацию хромосомных болезней. Запишите кариотип больных с синдромом Дауна, Эдвардса, Патау.

Самостоятельная работа студентов – доклады по заданным темам.

2.5. Изучение аномальных фенотипов и клинических проявлений генных заболеваний по фотографиям больных (приложения М,Н,О). Синдром Марфана, фенилкетонурии, дистрофия Дюшена.

Рассмотрите классификацию генных болезней.

Самостоятельная работа студентов – доклады по заданным темам.

3. Заключительная часть

3.1. Итоговое задание.

-Определите названия мутаций в приведенных кариотипах, укажите, в
каких хромосомах они произошли: а) 46,XX, 1 pte г22; б) 46,ХУ, X q28; в) 46, ХУ, t (13; 21); г) 46, ХУ, 8qinv 12/22.

-Самостоятельная работа студентов по вариантам. Анализ кариограммы человека (Приложение З).



    1. Подведение итогов.

-выявление недостатков при изучении темы и пути их устранения;

- рекомендации по дальнейшему углублению знаний по данной теме;

- оценивание работы студента на практическом занятии.

3.3.Домашнее задание.

3.3.1. Подготовка докладов по заданным темам: «Медико-генетическое консультирование», «Пренатальная диагностика», «Виды профилактики наследственных болезней, значение».

Используйте электронную библиотеку www/medkollegelib.ru .



3.3.2. Вопросы для подготовки к следующему практическому занятию:

    • Этапы медико-генетического консультирования.

    • Перспективное и ретроспективное консультирование.

    • Пренатальная диагностика, амниоцентез.

    • Лабораторные методы диагностики наследственных болезней.

    • Виды профилактики наследственных болезней.

    • Методы диагностики наследственных заболеваний?


Литература для подготовки:

  1. Е.К. Хандогина, И.Д.Терехова Генетика человека с основами медицинской генетики – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013.

  2. Интернет-источники:

Консультант студента – электронная библиотека медицинского колледжа www/medkollegelib.ru
Каталог: files -> main -> documents -> 2015
2015 -> Сценарий внеаудиторного мероприятия
2015 -> Методическая разработка теоретического и практического занятия по теме 1 «Сестринский уход в терапии»
2015 -> Классный час: «Мама, подари мне жизнь!»
2015 -> Влияние стресса на здоровье (круглый стол)
2015 -> «работа медицинской сестры в гастроэнтерологическом отделении»
2015 -> «работа медицинской сестры в гастроэнтерологическом отделении»
2015 -> Сестринский уход при сахарном диабете
2015 -> Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»
2015 -> Внешняя и внутренняя культура сестры милосердия, медицинской сестры в различные исторические периоды


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница