Аннотации к программам учебных дисциплин и практик
ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Базовая часть
-
История.
-
Философия.
-
Иностранный язык.
-
Эстетика.
Вариативная часть
Обязательные дисциплины
-
Психология и педагогика.
Дисциплины по выбору
-
Искусство и логика.
-
Музыка в синтезе искусств.
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
Базовая часть
-
История искусств.
-
История музыки (зарубежной, русской).
-
История современной музыки.
-
Массовая музыкальная культура.
-
Современный музыкальный театр.
-
Фортепиано.
-
Народное музыкальное творчество.
Вариативная часть
Обязательные дисциплины
-
Музыкальная культура Сибири.
Дисциплины по выбору
-
Традиционная музыка народов мира.
-
Менеджмент в музыкальном искусстве.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
Базовая часть
-
Сочинение.
-
Сольфеджио.
-
Гармония.
-
Полифония.
-
Анализ музыкальной формы.
-
Инструментоведение.
-
Чтение партитур.
-
Инструментовка
-
История оркестровых стилей.
-
Основы хорового письма.
-
Музыкально-теоретические системы.
-
Электронная и компьютерная музыка.
-
Музыкальная информатика.
-
Основы дирижирования.
-
Безопасность жизнедеятельности.
-
Методика преподавания композиции.
-
Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин
-
Современные композиторские и исполнительские техники.
-
Музыкальная психология.
-
Профессиональная и педагогическая подготовка.
Вариативная часть
Обязательные дисциплины
-
История джазовой музыки.
-
Техника квартетного письма.
-
Введение в спонтанное творчество.
-
Электронные музыкальные инструменты, приборы синтеза и обработки звука.
Дисциплины по выбору
-
Основы звукорежиссуры.
-
Музыкальная акустика.
-
Физическая культура.
Практики, НИР
-
Педагогическая практика.
-
Производственная практика
-
Научно-исследовательская работа.
1. Аннотация на программу дисциплины
История
Направление подготовки (специальность) 072801 Композиция
Квалификация (степень) «специалист»
Структура программы:
I. Организационно-методический раздел.
Цель и задачи курса.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности.
Зачетно-экзаменационные требования.
II. Содержание курса.
Требования к минимуму содержания по дисциплине.
Основные разделы курса.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ.
IV. Формы промежуточного и итогового контроля.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая литература
Электронные материалы.
VI. Приложения к программе.
Методические рекомендации для педагога.
Методические указания по самостоятельной работе студентов.
Цель курса – систематизировать знания студентов об основных закономерностях и особенностях всемирного исторического процесса, сформировать у них представление о культурно-историческом своеобразии России. Кроме того, в цели дисциплины входит введение студентов в круг исторических проблем, связанных с областью их будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
В задачи дисциплины входит формирование у студентов представлений о движущих силах и закономерностях исторического процесса; месте человека и общества в историческом процессе (в том числе, в связи с политической организацией социума); способствование пониманию многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса; формирование стремления к осознанию места и роли области деятельности студента в общественном развитии, ее взаимосвязи с другими социальными институтами; знакомство с исторической методологией и формирование навыков исторической аналитики; развитие способности осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; воспитание гражданственности и патриотизма, толерантности, самостоятельности суждений, интереса к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основные этапы развития государства и общества в становлении цивилизаций, историю России в её важнейших событиях; формы и типы культур: типы цивилизаций в древности, понятие "первобытное общество", его место в человеческой истории, эпоху античности, место средневековья во всемирно-историческом процессе, его хронологические рамки и периодизацию, западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития, историю нового времени, его хронологические рамки и периодизацию, европейскую цивилизацию и традиционные общества Америки, Азии и Африки; возникновение и развитие колониальной системы, место XX века во всемирно-историческом процессе, основные проблемы и процессы развития современной цивилизации; основные культурно-исторические центры и регионы мира; выдающихся исторических деятелей и важнейшие достижения культуры, сформировавшиеся в ходе исторического развития; основные направления, проблемы, теории и методы истории; различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории; культуру России, её место в системе мировой цивилизации;
уметь собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по социально-историческим проблемам; оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания; анализировать основные культурно-политические события в России и за рубежом; формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным социально-историческим проблемам; использовать научно-исторические методы в различных видах профессиональной и социальной деятельности; извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;
владеть представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; представлениями о движущих силах и закономерностях исторического процесса, о месте человека в историческом процессе; способностью соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; навыками анализа исторических источников в объеме, необходимом для успешной профессиональной деятельности; технологиями приобретения, использования и обновления социогуманитарных знаний, методами преломления в области музыковедения общей методологии истории.
Общая трудоемкость дисциплины – 3 кредита (108 часов), аудиторная работа – 70 часов, время изучения – 1-2 семестры. Предмет реализуется в форме групповых и мелкогрупповых занятий.
2. Аннотация на программу дисциплины
Философия
Направление подготовки (специальность) 072801 Композиция
Квалификация (степень) «специалист»
Структура программы:
I. Организационно-методический раздел.
Цель и задачи курса.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности.
Зачетно-экзаменационные требования.
II. Содержание курса.
Требования к минимуму содержания по дисциплине.
Основные разделы курса
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Формы промежуточного и итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая литература
Учебные пособия
Требования к материально-техническому обеспечению дисциплины
VI. Приложения к программе
Методические рекомендации для педагога
Методические указания по самостоятельной работе студентов
Общая целевая установка курса связана с формированием высокой философской культуры специалиста-музыковеда, его готовности к активному участию в культурной жизни общества и к осуществлению профессиональной деятельности; формирование правильного понимания сущности современных мировоззренческих проблем, их источников и теоретических вариантов решения, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.
В задачи дисциплины входит рассмотрение философии в контексте духовной культуры общества, знакомство студентов с панорамой мировой философской мысли, основными философскими проблемами и возможными путями их решения. Это поможет формированию у студентов собственного понимания мира и свободного личного поиска истины, а также будет способствовать умению успешно применять полученные знания в различных областях профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основные понятия, положения и принципы философской науки, основные философские школы, учения и концепции; этапы развития философской мысли; наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления; закономерности взаимодействия человека и общества, общества и культуры; основные закономерности исторического развития человечества; основные философские категории, сущность научных, художественных и религиозных представлений о мироздании, социальную значимость своей будущей профессии, основные и проблемы человеческого бытия; литературу по курсу;
уметь анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; разбираться в вопросах взаимоотношения различных философских концепций, направлений, школ; соотносить философское знание со знанием, полученным из других дисциплин гуманитарного цикла; использовать знания по курсу в собственной практической (творческой, научной, педагогической) деятельности; объяснить феномен культуры, её роль в человеческой жизнедеятельности, способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;
владеть основными формами и методами философского познания, приемами критики и аргументации; методами преломления в области музыковедения общей методологии философии; технологиями приобретения, использования и обновления социогуманитарных знаний; культурой гуманитарного мышления.
Общая трудоемкость дисциплины – 3 кредита (108 часов), аудиторная работа – 70 часов, время изучения – 3-4 семестры. Предмет реализуется в форме групповых и мелкогрупповых занятий.
3. Аннотация на программу дисциплины
Иностранный язык
Направление подготовки (специальность) 072801 Композиция
Квалификация (степень) «специалист»
Структура программы:
I. Организационно-методический раздел.
Цель и задачи курса.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности.
Зачетно-экзаменационные требования.
II. Содержание курса.
Требования к минимуму содержания по дисциплине.
Основные разделы курса.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ.
IV. Формы промежуточного и итогового контроля.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая литература
Электронные материалы.
VI. Приложения к программе.
Методические рекомендации для педагога.
Методические указания по самостоятельной работе студентов.
Цель курса – формирование у студентов музыкального вуза коммуникативной компетенции, уровень которой на отдельных этапах языковой подготовки позволяет использовать иностранный язык практически как в профессиональной деятельности, так и для целей самообразования. Под коммуникативной компетенцией понимается умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами деятельности. Соответственно, языковой материал рассматривается прежде всего как средство реализации речевого общения, а также как базовый при работе со специальной литературой.
В задачи дисциплины входит формирование навыков иноязычной коммуникации в профессиональной сфере, навыков иноязычного повседневного общения, навыков работы с неадаптированной литературой по специальности, расширение кругозора студентов, повышение уровня их культуры и образования путем знакомства с нормами поведения, этикетом зарубежной жизни и другими материалами страноведческого характера, формирование навыков самостоятельной работы при изучении иностранного языка, развитие культуры мышления, общения и речи, коммуникабельных свойств личности посредством диалогово-ситуативного подхода к обучению.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать лексический минимум иностранного языка в объеме не менее 2000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера, правила речевого этикета, основные особенности официально-делового, научного стиля, стиля художественной литературы;
уметь понимать на слух иноязычную речь, построенную как на программном материале, так и не предусмотренную программным материалом в предъявлении педагога, носителя языка, аудио- или видеозаписи; вести диалог с зарубежными коллегами на иностранном языке по любой теме, включая профессиональные; использовать профессиональную лексику; высказываться по заданной ситуации, выражать свое мнение, анализировать события культурной жизни; вести деловую и личную переписку, владеть навыками написания иноязычных сообщений для выступления на международных фестивалях, конференциях и пр.; читать иноязычные работы без словаря;
владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для овладения устными и письменными формами общения; навыками различных видов чтения иноязычных источников, разговорной и письменной речи на иностранном языке; технологиями самообучения иностранному языку.
Общая трудоемкость дисциплины – 20 кредитов (720 часов), аудиторная работа – 210 часов, время изучения – 1-6 семестры. Предмет реализуется в форме мелкогрупповых занятий.
4. Аннотация на программу дисциплины
Эстетика
Направление подготовки (специальность) 072801 Композиция
Квалификация (степень) «специалист»
Структура программы:
I. Организационно-методический раздел.
Цель и задачи курса.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности.
Зачетно-экзаменационные требования.
II. Содержание курса.
Требования к минимуму содержания по дисциплине.
Основные разделы курса.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ.
IV. Формы промежуточного и итогового контроля.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая литература
Электронные материалы.
VI. Приложения к программе.
Методические рекомендации для педагога.
Методические указания по самостоятельной работе студентов.
Целью дисциплины является приобщение студентов к традиции классической европейской эстетической мысли в ее теоретическом, историческом и прикладном аспектах, во взаимосвязях с теорией искусства. Общая целевая установка курса связана также с формированием высокой духовной культуры специалиста-композитора, его готовности к активному участию в культурной жизни общества, к осуществлению профессиональной творческой и педагогической деятельности.
В задачи дисциплины входит глубокое изучение сущности эстетического, основных категорий эстетики и их роли в интеллектуально-практической деятельности людей, эстетического сознания и его структуры, основных сфер эстетической деятельности (профессионально-художественной, производственной и бытовой), эстетических основ искусства и его отдельных видов, художественного образа как интегральной структуры искусства, проблемы художественного восприятия, эстетической культуры общества и личности, а также развитие творческих способностей, умения применять полученные знания в соответствующих областях.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основные категории и проблематику эстетики, основные процессы развития эстетической мысли, эстетические основы различных художественных методов, направлений, течений и стилей в искусстве; этические нормы, регулирующие человеческие отношения и жизнь общества;
уметь применять полученные знания в сфере практической (творческой, педагогической, научно-исследовательской) деятельности; анализировать произведения искусства, осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в связи с эстетическими идеями конкретного исторического периода; реферировать литературу по данному курсу, высказываться по конкретной тематике;
владеть профессиональным понятийным аппаратом в области эстетики, глубоким пониманием эстетической сущности художественного творчества, отдельных произведений и явлений искусства; культурой гуманитарного мышления.
Общая трудоемкость дисциплины – 5 кредитов (180 часов), аудиторная работа – 140 часов, время изучения – 7-8 семестры. Предмет реализуется в форме групповых и мелкогрупповых занятий.
5. Аннотация на программу дисциплины
Психология и педагогика
Направление подготовки (специальность) 072801 Композиция
Квалификация (степень) «специалист»
Структура программы:
I. Организационно-методический раздел.
Цель и задачи курса.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности.
Зачетно-экзаменационные требования.
II. Содержание курса.
Требования к минимуму содержания по дисциплине.
Основные разделы курса.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ.
IV. Формы промежуточного и итогового контроля.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая литература
Электронные материалы.
VI. Приложения к программе.
Методические рекомендации для педагога.
Методические указания по самостоятельной работе студентов.
Цель курса – оснащение студентов знаниями по общей психологии и педагогике, необходимыми в различных сферах их дальнейшей профессиональной деятельности.
В задачи дисциплины входит знакомство студентов с основными психолого-педагогическими категориями, концепциями и законами, расширение их профессионального кругозора, формирование комплексного видения узловых процессов и явлений типичного и индивидуального, особенного и характерного, закономерного и случайного – в личностном развитии, деятельности и общении людей.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основные направления, предмет, объект и методы психологии, основные функции и структуру психики, соотношение сознания и бессознательного, основные психические процессы, структуру сознания; закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды; психологию межличностных отношений в группах разного возраста; теорию личности (в том числе, в аспекте «личность и искусство») и психологические процессы в искусстве и творчестве; предмет и основные категории педагогики, цель, задачи, закономерности, принципы воспитания, образования и обучения в современной трактовке, специфику и особенности гуманистической и традиционной моделей педагогики; основные понятия дидактики; сущность, структуру, формы, методы и средства образовательной деятельности; психолого-педагогические, физиологические и медико-гигиенические основы воспитания и обучения; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; структуру педагогической деятельности; способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса; способы профессионального самопознания и саморазвития; единство образования и самообразования; роль воспитания в педагогическом процессе;
уметь использовать приобретенные знания в собственной профессиональной (творческой, научной, педагогической, управленческой) деятельности; критически, в культурно-историческом контексте, оценивать явления в сфере музыкального образования и воспитания, ориентироваться в современных процессах в данной сфере; грамотно использовать в работе профессиональную лексику; использовать знания, полученные в области гуманитарных наук, в своей музыкально-педагогической деятельности;
владеть представлениями о методах психологии и педагогики, областях и способах применения психолого-педагогических знаний; представлениями об особенностях педагогической деятельности в учреждениях сферы культуры и искусства; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля, методами анализа своих профессиональных возможностей и путей повышений квалификации; методологией профессии, различными способами вербальной и невербальной коммуникации.
Общая трудоемкость дисциплины – 2 кредита (72 часа), аудиторная работа – 36 часов, время изучения – 3 семестр. Предмет реализуется в форме групповых занятий.
6. Аннотация на программу дисциплины
Искусство и логика
Направление подготовки (специальность) 072801 Композиция
Квалификация (степень) «специалист»
Структура программы:
I. Организационно-методический раздел.
Цель и задачи курса.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности.
Зачетно-экзаменационные требования.
II. Содержание курса.
Требования к минимуму содержания по дисциплине.
Основные разделы курса.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ.
IV. Формы промежуточного и итогового контроля.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая литература
Электронные материалы.
VI. Приложения к программе.
Методические рекомендации для педагога.
Методические указания по самостоятельной работе студентов.
Цель курса – способствовать развитию личностных качеств студентов как деятелей музыкальной культуры, науки и искусства. Личность предполагает высокий уровень развития мышления, что существенным образом зависит от логической культуры. В свою очередь, логическая культура становится прочной основой для осознанного и активного бытия музыканта-специалиста в мире музыки и за его пределами. Именно поэтому в данном курсе логика и искусство рассматриваются в тесной связи.
В задачи дисциплины входит знакомство студентов с понятием языка – как такового и специального (языка музыки) и правилами оперирования языком, рассматривающимся как средство познания и творчества, хранения и передачи информации, общения. Кроме того, студенты должны овладеть основными логическими понятиями, такими как: суждение, понятие, дедуцирование, индукция, аналогия, доказательство и т.п., научиться определять, делить понятия, классифицировать, обобщать, соблюдать логические требования к дискуссиям, распознавать случаи нарушения логических законов и правил и т.д.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Поделитесь с Вашими друзьями: |