Грибы Кемеровской области.
Задание 1. Отгадав загадки, вы узнаете, о каких представителях органического мира Кемеровской области пойдет речь.
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... ( )
Разместился под сосной
Этот вид, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый... ( )
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... ( )
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... ( )
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий вид зовется... ( )
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте... ( )
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это — бледная... ( )
Кто повыше, кто пониже, —
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут? ( )
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются... ( )
Задание 2. Микология – раздел биологии, предметом изучения которого являются _____________________________________________________
Задание 3. Список грибов, занесенных в Красную книгу Кемеровской области: Веселка обыкновенная, Гриб-зонтик девичий, Гриб-зонтик краснеющий, Ежевик коралловидный, Олений трюфель, Рогатик пестиковый и др. Что является лимитирующим фактором сокращения численности этих видов?
Задание 4. На какие группы можно разделить грибы по возможности употребления их в пищу? Приведите примеры
1)___________________________________________________________
2)______________________________________________________________
3)______________________________________________________________
Задание 5. Нарисуйте известный вам гриб и составьте краткий план рассказа о нем.
|
План рассказа
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
|
Задание 6. В чём заключается первая помощь пострадавшему от отравления ядовитыми грибами?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Что такое микозы?
_________________________________________________________________
Задание 8. Составьте 3-5 предложений, используя слова: грибы, водоросли, лишайники, симбиоз, Кемеровская область, индикаторы загрязнения окружающего воздуха.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Рассмотрите рисунок и поясните, что обозначено цифрами 1-3
1
2 3
Задание 10. Вставьте пропущенные названия грибов, произрастающих на территории Кемеровской области:
______________считается царем грибов,
так как является наиболее ценным
по пищевым качествам. Свое название
получил за счет белой мякоти, которая
не темнеет при высушивании. Образует
микоризу с хвойными и лиственными деревьями.
Раньше считалась съедобным грибом. Впоследствии было установлено, что токсины могут накапливаться в крови и вызывают изменение ее состава, разрушая эритроциты. ________считается также накопителем радиоактивных изотопов цезия и меди.
Гриб – микоризообразователь. Название _____________________ связано с использованием этого гриба в качестве стредства против мух. Большинство этих грибов является ядовитыми. Содержат токсины белковой природы и алкалоиды – аманитин, мускарин, мусцин и др. В народной медицине используется как средство против ревматизма.
|
Гриб___________ обычно растет на стволах погибших деревьев. Латинское название переводится как «трут» – средство для разведения огня. Из волокнистой внутренней части гриба делают шляпы.
|
Чем отличаются представленные на фотографиях группы паразитических грибов? В чем заключается их паразитизм, в чем их вред?
|
Название ________________ гриб получил благодаря некоторому сходству с настоящими сморчками и свободно (как шапка) сидящей на ножке шляпке. Растет в светлых лиственных и смешанных лесах, с осинами или березами. Поселяется на листовом опаде. Гриб съедобен. Обязательно отваривание в течение 10–15 минут, после чего воду нужно слить. Плодовые тела появляются весной, обычно в мае.
|
Черный ___________________один из самых известных съедобных грибов.Требует предварительного вымачивания и отваривания для удаления горечи, т. к. при повреждении мякоти выделяется белый млечный сок с сильным едким вкусом. Образует микоризу с березой. Встречается в смешанных лесах, березняках, обычно большими группами во мху, на подстилке, в траве, в светлых местах и у лесных дорог.
|
|
| Задание 11. Почему шляпочные грибы не растут в лесу, там где есть следы деятельности человека: мусор, тропинки, проезжие дороги?
Знаете ли вы, что...
-
Известно свыше 10 тыс. грибов-паразитов. Около тысячи видов грибов паразитируют на животных и человеке, вызывая различные заболевания кожи, ногтей и волос (стригущий лишай, паршу, эпидермофитию стоп и др.).
-
Опята также разрушают древесину. Нити грибницы опят в темноте светятся, поэтому в лесу вы можете наблюдать светящиеся гнилушки. Но самый опасный разрушитель построек из дерева — домовой, или плачущий, гриб. Обычные грибы не разрушают хорошо просушенное дерево, домовой гриб при разложении древесины выделяет воду, поэтому серые нити его мицелия всегда покрыты каплями воды и самое просушенное строение он быстро превращает в труху.
-
В XIX в. вспышки развития фитофторы нередко приводили к потере урожая картофеля и голоду. Так, в 1845 г. в Ирландии широкое распространение фитофторы привело к полной гибели урожая картофеля, что вызвало голод и панику среди населения страны. В результате к 1851 г. численность населения страны уменьшилась на 2 млн. человек — одни умерли от голода, другие предпочли уехать из страны.
Задание 12. Назовите заболевания растений, вызываемые грибами.
Какие грибы называют грибами-паразитами?
Как происходит заражение зерновых культур головнёвыми грибами?
Какие меры борьбы с этими болезнями вы можете предложить?
Подумайте!
Что общего и в чём различия между симбиозом и паразитизмом грибов?
Задания для любознательных :
На основании изучения материала параграфов и дополнительной литературы составьте сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека».
Задания для исследователей:
-
Осмотрите деревья в микрорайоне школы. Если найдёте повреждения коры, аккуратно заделайте их садовым варом. Отметьте деревья, поражённые грибами-паразитами. Сбейте и сожгите плодовые тела грибов трутовиков.
-
Обследуйте посевы сельскохозяйственных культур. Найдите растения, поражённые различными грибами-паразитами. Зарисуйте или сфотографируйте растения, поражённые грибами-паразитами.
-
В последние десятилетия в Кемеровской области картофель сильно повреждает фитофтора, а в Центральной России этот гриб также широко встречается, но особого вреда картофелю не приносит. Почему?
-
Гриб-спорынья, поражающий завязь цветка различных злаков, встречается чаще всего на ржи и почти не встречается на самоопыляемой пшенице. Дайте объяснение этому явлению.
-
Замечено ,что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое –на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.
-
Луговые опенки и другие грибы часто образуют на лужайках замкнутые круги (в народе их называют «ведьмины круги» внутри которых грибы не растут. Дайте объяснение этому явлению.
|
|
|
|
|
|
а
|
б
|
в
|
|
6)____________________ (а), 7)________________ (б), 8)______________ (в)
Головня. Название этим грибам дано из-за внешнего сходства поражаемых ими органов с обгорелыми дровами («обуглившиеся головешки»). Все головневые грибы являются паразитами растений, в основном, злаков. Наносят большой ущерб сельскому хозяйству, так как поражают важнейшие зерновые культуры – овес, ячмень, пшеницу, кукурузу и др. Назовите представителей этой группы.
Рабочая тетрадь для учащихся 5-7 классов
|
|
Автор: Зайцева Раиса Энверовна,
учитель биологии
МАНОУ «Гимназия №2»
города Мариинска
Поделитесь с Вашими друзьями: |