Экзаменационные вопросы для студентов мед.-проф. факультета 1 курса
Физиология здорового образа жизни.
-
Определение понятия здоровья по ВОЗ. Понятия биологического возраста и разного темпа старения органов и систем организма.
-
Влияние экологического окружения на функционирование организма. Специфические и неспецифические изменения в ответ на экологические факторы на организм в целом и на "критические" органы.
-
Профилактическая медицина как основа формирования и поддержания здоровья населения.
-
Физиологические основы рационального сбалансированного питания. Составление рациона питания студентов.
-
Особенности питания в неблагоприятных климатических, экологических, производственных условиях.
-
Особенности рациона современного городского жителя, погрешности питания, их опасность и коррекция.
-
Составление рациона, расчет показателей оценки питания, сравнение с нормативными величинами по номограммам.
-
Рациональная физическая активность, физическая культура, проблемы гиподинамии современного городского жителя.
-
Физическая культура, фитнес, аэробика, спортивная активность, спорт высших достижений.
-
Вегетативное обеспечение функций организма. Гуморальные механизмы регуляции, центрально-рефлекторные, межклеточные, внутриклеточные механизмы регуляции.
-
Неблагоприятные последствия гиподинамии, пути их коррекции.
-
Измерение артериального давления, ЧСС, показателей динамометрии, расчетных индексов оценки физической работоспособности при физической работе.
-
Вредные привычки и борьба с ними. Понятие факторов риска.
-
Факторы риска, нарушающие здоровье: опасность употребления алкоголя, курения, наркомания, нерациональное питание, нерациональное либо чрезмерное употребление лекарственных средств, БАДов без показаний, опасность психо-эмоциональных стрессов, гиподинамии.
-
Причины снижения состояния здоровья и его резервов, причины развития заболеванийнеинфекционной природы. Государственная задача борьбы с вредными привычками и факторами риска.
-
Влияние экологических факторов на организм и генетический аппарат клетки. Понятие мутагенных факторов окружающей и производственной среды.
-
Возрастная физиология и профилактика здоровья. Особенности функций организма в разные возрастные периоды. Понятия “критический возрастной период”, «сенситивный период», «качество жизни».
-
Сознание, сон, интеллектуальная деятельность, мышление. Методы тестирования.
-
Развития ЦНС растущего организма, нарушения в структуре и функционировании ЦНС под влиянием неблагоприятных факторов, обусловленных функциональными нарушениями и структурными изменениями ЦНС.
-
Диагностика здоровья. Способы и методы оценки состояния различных систем организма, комплексная оценка здоровья. Примеры выполнения исследований, измерение и оценка величин показателей, расчет индексов и их оценка.
-
Адаптация организма к повышенным функциональным нагрузкам, структурные и функциональные резервы адаптации организма. Механизмы и пути адаптации, компенсаторные изменения организма, их границы, константы гомеостаза внутренней среды организма, вегетативный компонент приспособительных, компенсационных, адаптационных реакций систем организма.
-
Эндокринные механизмы регуляции, центрально-рефлекторные механизмы регуляции организма, этапность их включения и взаимная регуляция при адаптационных, компенсационных, гиперфункциональных состояниях организма.
-
Центрально-рефлекторные механизмы регуляции организма. Строение и функции симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.
-
Гормональная и гуморальная регуляции организма, особенности регуляции гормональных механизмов.
-
Особенности гормональной регуляции при стрессе, значение гормонов надпочечников, тиреодных, половых гормонов, гормона роста.
-
Общие принципы гормональной регуляция менструального цикла у женщин, взаимное влияние гормонов.
-
Методы исследования работы сердца. Показатели и их нормативы, единицы измерения.
-
Методы исследования состояния гемодинамики органов, оценка механизмов регуляции кровообращения и дыхания при физической нагрузке разной степени тяжести.
-
Принципы рационального питания.
-
Возрастные изменения уровня обмена веществ у людей разных возрастных групп. Проблемы избыточного веса.
-
Физиология трудовой деятельности. Энергетическое обеспечение, вегетативная регуляция, периоды врабатывания, «мертвой точки», устойчивой высокой работоспособности, признаки утомления, явление усталости.
-
Физиология спортивной деятельности. Высшие спортивные достижения как критерий оценки функциональных возможностей человека в популяции в современном мире.
-
Особенности тренировочного процесса спортсменов и критерии оценки функциональной подготовленности к спортивным достижениям, функциональные пробы.
-
Характеристика различных видов мышечной деятельности в режиме спринтерской, стайерской и смешанной физических нагрузок. Физиологическая характеристика состояния организма при спортивной деятельности.
-
Физиологические особенности спортивной тренировки. Этапность, аэробная и анаэробная зоны физических нагрузок.
-
Диагностика состояния здоровья студентов. Составление рекомендаций по корректировке нарушений здоровья, выбор способов профилактики и сохранения здоровья студентов.
-
Особенности пищевого рациона спортсменов и лиц повышенной физической активности.
Практические работы для студентов мед.-проф. фак-та 1 курса, выносимые на экзамен:
-
Правила работы с электроприборами, используемыми на практических занятиях.
-
Правила постановки эксперимента, особенности работы с экспериментальными животными.
-
Техника безопасности при работе с режущими, стеклянными, токопроводящими, едкими, красящими, токсическими материалами и предмерами.
-
Исследование пульсации периферических артерий.
-
Подсчет ЧСС, критерии аритмии, тахи- брадикардии.
-
Измерение артериального давления непрямым методом по Короткову. Нормальные показатели артериального давления.
-
Классификация уровней артериального давления для лиц старше 18 лет.
-
Правила измерения артериального давления, рекомендации ВОЗ.
-
Подсчет частоты дыхательных движений. Диф.диагностика нарушений частоты дыхания: апноэ, брадипноэ, тахипноэ, поверхностное частое дыхание при пневмонии и отеке легких, дыхание Чейн-Стокса.
-
Исследование диаметра зрачков, температуры и тургора кожи, пульсации капиллярного русла (ногтевой пульс) как показатель реактивности и жизнеспособности организма при болевом шоке, при нарушениях гемодинамики, работы сердца, дыхании. Критичные признаки жизнеспособности и признаки наступления смерти, показания к прекращению реанимационных мероприятий.
-
Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание: показания, критерии эффективности, сроки начала и критерии окончания проведения реанимационных мероприятий. Критерии наступления смерти.
-
Изменения артериального давления и ЧСС при физической работе, спортивных мероприятиях, функциональных пробах. Предельные границы повышения артериального давления и ЧСС для спортсменов и лиц с измененным состоянием здоровья.
-
ИМТ – индекс массы тела, его определение, нормальные показатели. Влияние ИМТ на качество жизни и эпидемиологические показатели здоровья населения.
-
Методы оценки риска развития пристрастий к курению и алкоголю. Опасность этих состояний.
-
Выявление лиц с вероятностью развития сахарного диабета. Значение наследственной предрасположенности, малоподвижного образа жизни, избыточной массы тела, клинико-лабораторных изменений.
Поделитесь с Вашими друзьями: |