Детство и зеркальные нейроны1…
Сегодня многие достойные эксперты выражают опасения относительно усиления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у современных детей, детей мультимедийных технологий, текстовых сообщений, чатов, MP3-плееров, мобильных телефонов и YouTube. Они не всегда настроены сосредоточиваться на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены и гиперактивны.
Хорошо это или плохо, другой вопрос, но у таких детей часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они могут быть одаренными в совершенно неожиданных сферах деятельности. Недостаток эмоциональных контактов в семье, в первую очередь «родители-дети», и избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни, дают серьезную нагрузку на их нервную систему. Многие из них повышенно возбудимы, впечатлительны, непоседливы и непослушны. Причин и факторов, объясняющих это явление, предлагают множество. Вот еще одна работа по данной проблематике, которая, безусловно, заслуживает внимания.
В прошлом году, согласно статистике немецкого сектора Amazon, наиболее продаваемой книжкой из категории "Естественные науки", стала работа профессора психиатрии в Фрайбурге Joachim Bauer, которая называется "Warum ich fühle, was du fühlst", «Почему я ощущаю, что ты ощущаешь». В списке научных интересов автора - нейробиология и регуляция генов, зеркальные нейроны.
Чтобы лучше понять профессора психиатрии, вспомним школьную программу. Что мы знаем про мозг? Во-первых, мы точно знаем, что мозг - это орган, в который направляется различная информация о внешних раздражителях. Там информация перерабатывается и направляется сигнал телу, что с этим раздражителем делать.
Точно также мозг принимает сигналы из самого организма: мало сахара в крови и мозг дает сигнал - пора искать еду; если накопились продукты распада от мышечной работы, мозг сообщает – нужен отдых; если активизировались гормоны, мозг по этому поводу тоже откликнется соответствующим образом.
Кроме этих ясных и понятных функций, мозг время от времени, помимо прочего, генерирует разные негативные эмоции: злость, страх, раздражение, а также массивные понижения жизненного тонуса. Можно логично предположить, что злость может возникнуть у голодного человека. Кроме злости можно будет зарегистрировать у него и низкое содержание сахара.
Однако психиатры заметили, что мозг не только машина для принятия сигналов о физическом состоянии организма и удовлетворения наших минимальных телесных потребностей. Возникла новая научная проблема - что же еще, кроме физических и химических раздражителей воспринимает наш мозг, причем так, что если что-то не по нему, то у человека развивается депрессия или психосоматическое заболевание.
Удалось выяснить: наиболее значимым стимулом, который дает нам ощущение жизненного тонуса - есть интерес, обращение к нам, оценка нас другими людьми. Это для мозга такой же по силе стимул, как огонь, который обжигает палец, как молоточек психиатра по коленке, как сахар и гормон в крови. Обращенное на нас внимания других людей это не развлечение, не мелочи - это то, без чего тело рано или поздно заболеет.
Получается, что наши дети на физиологическом уровне нуждаются в стимулирующем внимании. Длительные конфликты и напряженные отношения чутко регистрируются их мозгом и прежде, чем обрушится их мотивационная система, мозг активизирует депрессиею, как сообщением о том, что им плохо без внимания. У многих ученых есть мнение, что без подобного рода контактов сознание у ребенка вообще не развивается. Тогда, можно логично предположить, что раздражительность или агрессия ребенка, а также его отстраненность или закрытость – результат отсутствия стимулирующего интереса к нему в его окружении. Его зеркальные нейроны лишены стимула, почти неактивны.
Что значит, отношения «чутко регистрируются» мозгом? Впервые это описал в 1980 году ученый Giacomo Rizzolatti с коллегами в Пармском университете в Италии. Они разместили электроды на фронтальном кортексе макаки с целью изучить мелкую моторику, как она поднимает мелкие предметы, например кусочки еды. Во время эксперимента заметили, что некоторые ее нейроны активируются даже тогда, когда макака просто наблюдает, как кто-то поднимает эти кусочки еды. Так были открыты зеркальные нейроны.
Зеркальные нейроны (англ. mirror neurons, итал. neuroni specchio) — нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом. У людей активность мозга, согласующаяся с поведением зеркальных нейронов, была обнаружена в лобных долях головного мозга, а также в частях, отвечающих за реализацию двигательных функций и в теменной доле большого мозга.
Функция, которую выполняют зеркальные нейроны, до конца неясна, и является предметом научных споров. Но очевидно, что эти нейроны могут быть задействованы в понимании действий других людей и в изучении новых навыков путём имитации. Учёные называют их открытие самым главным событием в нейробиологии за последние десять лет. 2
Что в сухом остатке? Теперь, когда мы знаем, что у мозга есть способность воспринимать отношение другого человека как сигнал, попробуем экстраполировать это знание на отношения в семье, в среде, которая окружает наших детей, и выяснить что будет способствовать здоровым отношениям. И что еще замечательно, что подобный подход очень полезен и самим взрослым.
1. Смотреть и быть созерцаемым. Дети хотят, с точки зрения нейробиолога, чтобы их видели как Личность. Только это уже способно поддерживать мотивационную систему ребенка в тонусе. Игнор - это «убийца» мотивации и стимул для агрессивных импульсов у детей.
2. Взаимное внимание. Наблюдать за интересами ребенка и активировать свои зеркальные нейроны, иными словами регистрировать мысленно или действием его разнообразные реакции.
3. Эмоциональный резонанс. Способность заражаться эмоциями ребенка и быть способным заразить кого-то еще, регулировать эмоциональный резонанс и его позитивный вектор.
4. Совместная работа. Что-нибудь сделать вместе с детьми - тоже активирует правильные нейроны.
5. Способность понимать мотивы и намерения. Это получается после освоения первых четырех пунктов, здесь уже нарабатывается совместный с детьми опыт. И только тогда предлагается включать речевой аппарат. Читать нотации, давить, повышать голос, и далее по списку, уже не понадобиться. Считается, что это высший пилотаж здоровых отношений.
Таким вот невероятным образом, расхожий тезис о том, что «воспитание на личном примере» дает сильный эффект, получил научное обоснование.
«Не знаю, как вас, а меня эта идея очень вдохновила. Прикладываем ее до воспитания детей и помним, что воспитание это только личный пример и восприятие ребенка как Личности. Все. Смотрим вокруг, на себя, на тех кто рядом. Входим в эмоциональный резонанс. Нашему мозгу это надо. Если его не питать чужим вниманием, мы станем невротиками, больными или маньяками». Блогер Рrogenes.
Поделитесь с Вашими друзьями: |