1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей программы – естественнонаучная.
1.1. Актуальность. Новизна. Педагогическая целесообразность.
Актуальность. Повсюду, куда бы мы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. В повседневной жизни каждый человек, сам того не подозревая, осуществляет химические реакции. Приготовление пищи – это тоже химические процессы. Умываясь с мылом, зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой, обжигая кирпич, мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции.
Человек использует тысячи возможных веществ, без которых немыслима повседневная жизнь. Вместе с тем многие из этих веществ не безопасны и при неумелом обращение с ними вместо пользы приносят вред, как природе, так и человеку. В таких ситуациях только химические знания могут обеспечить грамотное отношение к природе без нанесения ей ущерба. Программа «Маленький Эйнштейн» представляет собой часть целостного процесса естественнонаучного образования учащихся, реализует идею гуманизации химического образования. Актуальность заключается в том, что программа вырабатывает понимание общественной потребности в развитии химии, а также формирует отношение к химии как к возможной области будущей практической деятельности.
Новизна данной программы заключается в том, что программа разработана для дополнительного образования и учитывает, в соответствии с принципами гуманизации образования, свободу выбора ребенка.
Особенность данной программы заключается в том, что содержание программы опирается на программу школьного курса химии, но не дублирует его, а выходит за рамки учебной программы. Работа по программе подразумевает отсутствие домашних заданий. Сложность естественнонаучной картины мира требует использования разнообразных методов ее изучения, выбора оптимального осознанного способа решения химических, экологических, и технологических задач, продолжительной и кропотливой работы, которую часто не удается реализовать в рамках учебного плана даже профильного обучения. Отличительная особенность программы – это возможность в расширенном варианте изучать вопросы, решать задачи, связанные с практической деятельностью человека. В рамках программы рассматриваются вопросы, не вошедшие в учебники по химии. Использование в процессе обучения решению химических задач системного подхода, основанного на последовательной реализации трехуровневого подхода: «Химическая кухня», «Лаборатория юного химика», «Правила, которые нужны химику» (общие методологические принципы, фундаментальные химические законы и частные законы, относящихся к конкретным разделам химии). Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений и навыков познавательной деятельности:
- поиск и работа с разнообразными источниками информации;
- выделение фактов и доказательств;
- анализ необходимой информации с целью её достоверности;
- умение находить правильное решение.
Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в процессе обучения создаются условия к формированию у учащихся целостной картины мира, воспитанию людей творческих и конструктивно мыслящих, готовых к решению нестандартных жизненных задач. На занятиях формируются умения безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, закладываются нормы здорового образа жизни. Программа направлена на дальнейшее развитие принципа индивидуализации обучения.
1.2. Цель программы: развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
1.3. Задачи:
Обучающие:
-
формирование умений и знаний для решения основных типов задач по химии;
-
формирование практических умений и навыков для решения экспериментальных задач на распознавание веществ при проведении химического эксперимента;
-
изучение основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку;
-
формирование положительных мотивов творческой деятельности, а также ознакомления учащихся с особенностями поиска решения нестандартных задач;
-
формирование учебной мотивации и положительного отношения к образовательной деятельности.
Развивающие:
-
развитие у учащегося умения выделять главное, существенное в изученном материале, сравнение, обобщение изученных фактов, логическое изложение своих мыслей при решении задач;
-
развитие мышления, умения привлечь необходимые знания для разрешения проблемной ситуации;
-
развитие навыков коммуникативного общения при использовании групповых форм работы;
-
развитие самостоятельности и умения преодолевать трудности в обучении;
-
развитие эмоциональной сферы учащихся через создание эмоциональных ситуаций удивления, занимательности, парадоксальности.
Воспитательные:
-
создание условий для социализации и профилизации учащихся, формирования здорового образа жизни;
-
создание ситуаций успешности для повышения самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;
-
формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки.
1.4. Программа предназначена для группы детей 10-11 лет с постоянным составом 10-12 человек.
Срок реализации программы - 1 год.
1.5. Режим занятий:
Годовой объем 144 часа
с недельной нагрузкой по 2 часа 2 раза в неделю.
1.6. Формы занятий:
Основная форма организации детей на занятиях - групповая.
1.7. Ожидаемые результаты реализации программы.
-
У ребенка будут сформированы умения и знания для решения основных типов задач по химии;
-
У ребенка будут сформированы практические умения и навыки для решения экспериментальных задач на распознавание веществ при проведении химического эксперимента;
-
Ребенок изучит основные понятия, законы, теории, а также научные факты, образующие химическую науку;
-
У ребенка будет сформированы положительные мотивы творческой деятельности, а также он будет ознакомлен с особенностями поиска решения нестандартных задач;
-
У ребенка будут сформированы учебная мотивация и положительное отношение к образовательной деятельности;
-
У ребенка будут развиты умения выделять главное, существенное в изученном материале, сравнение, обобщение изученных фактов, логическое изложение своих мыслей при решении задач;
-
У ребенка будут развиты мышление, умение привлечь необходимые знания для разрешения проблемной ситуации;
-
У ребенка будут развиты навыки коммуникативного общения при использовании групповых форм работы;
-
У ребенка будут развиты самостоятельность и умение преодолевать трудности в обучении;
-
У ребенка будет развита эмоциональная сфера через создание эмоциональных ситуаций удивления, занимательности, парадоксальности;
-
Будут созданы условия для социализации и профилизации учащихся, формирования здорового образа жизни;
-
Будут созданы ситуации успешности для повышения самооценки и статуса учащегося в глазах сверстников, педагогов и родителей;
-
У ребенка будут сформированы познавательные способности в соответствии с логикой развития химической науки.
1.8. Формы подведения итогов реализации программы.
Способы определения результативности:
-
Педагогические наблюдения за активностью учащихся в процессе усвоения программы, их инициативностью и устойчивостью интереса к различным видам деятельности;
-
Отчетность выполнения практических заданий;
-
Публичное представление результатов исследовательской деятельности;
-
Фронтальное обсуждение с учащимися записи условия задач, химических законов, при моделировании химических процессов, установлении границ применимости законов и правил, выборе методов описания процессов во время демонстрационного и коллективного решения задач, проведения практикумов;
-
Тестирование;
-
Рейтинговое оценивание активности участия в семинарах и при выполнении самостоятельных работ.
Формы подведения итогов реализации программы «Маленький Эйнштейн»: выставки, открытые занятия для родителей, учебно-исследовательская конференция, тестирование.
2. Учебно-тематический план и краткое содержание тем программы.
2.1. Учебно-тематический план.
№ п/п
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
Общее
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и техники безопасности.
|
2
|
2
|
|
2
|
Я наблюдаю вещества. Распознание веществ. Описание физических свойств веществ.
|
8
|
6
|
2
|
3
|
«Химическая кухня». Лаборатория юного химика. Правила, которые нужны химику.
|
20
|
6
|
14
|
4
|
Зачем и как изучают вещества. Химия съедобная и несъедобная.
|
10
|
4
|
6
|
5
|
Семь металлов создал свет. Железо, олово, медь, ртуть, свинец, серебро, золото.
|
24
|
8
|
16
|
6
|
Знакомый незнакомец. Охрана воздуха от загрязнений. Кислород и его составляющие.
|
6
|
2
|
4
|
7
|
Час осторожности. Ожоги, порезы, ушибы.
|
2
|
2
|
|
8
|
Огонь – явление химическое. Огонь. Добывание огня. Простейшие понятия о пиротехнике.
|
6
|
2
|
4
|
9
|
Царство воды. Аномалия воды. Живая и мертвая вода. Растворы в природе и технике.
|
14
|
4
|
10
|
10
|
Химия в белом халате. Значение химии для медицины. Лекарства. Профессии провизора и фармацевта.
|
8
|
2
|
6
|
11
|
Химия в повседневной жизни. Кислоты и основания на кухне. Поваренная соль. Сахар, сода. Красители. Синтетические моющие средства.
|
28
|
12
|
16
|
12
|
Химия и наш дом. Мыло. Госпожа ржавчина. Известь. Пятна, чистящий порошок.
|
10
|
4
|
6
|
13
|
Итоги года. Подведение итогов. Защита проектов.
|
6
|
6
|
|
|
ИТОГО:
|
144
|
60
|
84
|
Краткое содержание тем.
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и техники безопасности.
Теория. Введение в программу. Знакомство. Инструктаж по охране труда и технике безопасности при работе в химической лаборатории. План работы. Мотивация на дальнейшее обучение.
Тема 2. Я наблюдаю вещества. Распознание веществ. Описание физических свойств веществ.
Теория. Способы познания окружающего мира веществ – наблюдение, опыт, теория. Распознавание веществ по описанию их внешнего вида. Портрет вещества.
Практика. Портрет вещества: форма, размер, цвет. Настольная игра «Что я делаю вначале, что я делаю потом?». Физические свойства сахара, соли, кофейного порошка.
Тема 3. «Химическая кухня». Лаборатория юного химика. Правила, которые нужны химику.
Теория. Посуда общего назначения и мерная. Приборы для получения и собирания газов, для нагревания и выпаривания, перегонки и очищения и фильтрования. Знакомство с оборудованием: колба, пробирка, пипетка, воронка, штатив.
Практика. Мытье и сушка посуды. Работа со стеклом, пробками, трубками. Изготовление простейших приборов. Измерения в химии. Лабораторные опыты: «Правила обращения с жидкими и сыпучими веществами», «Заполнение емкости водой». Добавление сыпучих веществ в химическую посуду.
Тема 4. Зачем и как изучают вещества. Химия съедобная и несъедобная.
Теория. Разнообразие химии в окружающем мире. Для чего человеку язык? Химические элементы, которые образуют пищу. Польза жиров в питании человека.
Практика. Вкус хлеба, вермишели, картофеля. Невидимые чернила и волшебные записки. Лабораторные работы: «Сворачивание куриного белка при нагревании», «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты», «Химия в стакане».
Тема 5. Семь металлов создал свет. Железо, олово, медь, ртуть, свинец, серебро, золото.
Теория. Великий труженик – железо. Древнейший и заслуженный – медь. Серебряная вода – ртуть. Погубивший Рим – свинец. Металл, болеющий чумой – олово. Мерило стоимости – серебро. Царь металлов, металл царей – золото.
Практика. Зеркальная колба. Серебряная монета. Растворимая ложка. Ферратный вулкан. Коррозия железа. Золотистые листочки в растворе. Золотой дождь. Красивые гвозди. Работа с виртуальной химической лабораторией.
Тема 6. Знакомый незнакомец. Охрана воздуха от загрязнений. Кислород и его составляющие.
Теория. Как выглядит воздух, физические свойства воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Кислород и озон. В гостях у благородных газов.
Практика. Количественное определение кислорода в воздухе. Получения кислорода и озона. Лабораторная работа: «Демонстрация экспериментов, подтверждающих свойство воздуха. Изготовление воздушных весов».
Тема 7. Час осторожности. Ожоги, порезы, ушибы.
Теория. Источники опасности. Первая помощь при повреждении в химической лаборатории, предупреждение опасности.
Тема 8. Огонь – явление химическое. Огонь. Добывание огня. Простейшие понятия о пиротехнике.
Теория. Огонь. Добывание огня. Простейшие представления о пиротехнике.
Практика. Горение и медленное окисления. Условия горения и прекращения горения. Приготовление фейерверков. Лабораторная работа «Метель в бутылке» .
Тема 9. Царство воды. Аномалия воды. Живая и мертвая вода. Растворы в природе и технике.
Теория. Аномалии воды. Живая и мертвая вода. Профессии воды. Роль воды в жизни человека. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов. Растворы в природе и технике.
Практика. Приготовление растворов с помощью растворенного вещества. Определение состава воды. Перегонка воды. Зависимость растворимости солей от температуры. Лабораторные опыты: «Очистка воды выпариванием», «Капля воды на стекле», «Определение и сравнение содержания посторонних веществ в разных источниках воды (водопровод, аквариум, река, лужа)».
Тема 10. Химия в белом халате. Значение химии для медицины. Лекарства. Профессии провизора и фармацевта.
Теория. Значение химии для медицины. Лекарства. Профессии провизора и фармацевта.
Практика. Приготовление физиологического раствора. Получение древесного угля, изучение его адсорбционной способности. Лабораторная работа «Удаление пятен чудо- жидкостью».
Тема 11. Химия в повседневной жизни. Кислоты и основания на кухне. Поваренная соль. Сахар, сода. Красители. Синтетические моющие средства.
Теория. Кислоты и основания на кухне. Поваренная соль. Сахар. Сода. Кристаллогидраты. Красители. Полимеры. Волокна. Синтетические моющие средства. Исчезновение растворяемых веществ. Опасность пробы на вкус незнакомых веществ и растворов.
Практика. Получение солей различными способами. Свойства кристаллогидратов. Кислотно-основные смеси в быту. Сахар: как же он сладок. Леденцовая хроматография. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира, йода.
Тема 12. Химия и наш дом. Мыло. Госпожа ржавчина. Известь. Пятна, чистящий порошок.
Теория. Когда мыло в воде мылится. Мягкая и жесткая вода. Как и устроить жесткость воды. Ржавчина - химическое изменение вещества. Составные компоненты чистящих средств.
Практика. Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде. Обнаружение помутнения при добавлении жидкого мыла в жесткую воду. Превращение железа в ржавчину. Опыт «Гашеная известь и углекислый газ». Удаление ржавчины, варенья, йодного и жирного пятен.
Тема 13. Итоги года. Подведение итогов. Защита проектов.
Теория. Подведение итогов года. Защита проектов. Вручение грамот и удостоверений.
3. Методическое обеспечение программы.
Формы занятий:
- вводные лекции по основам методологии решения задач;
- мозговой штурм;
- аукцион идей;
- семинары-практикумы: фронтальное решение задач, работа в группах;
- лабораторный практикум;
- химический эксперимент;
- деловые игры;
- рейтинговое тестирование;
- анкетирование учащихся.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
- объяснение;
- работа с книгой;
- беседа;
- демонстрационный показ;
- практическая работа;
- составление и решение типовых задач;
- составление химических кроссвордов;
- приготовление растворов веществ определенной концентрации для использования их на практических работах по химии.
Методы: частично-поисковый, исследовательский, лабораторный.
Дидактический материал:
- карточки;
- пособия с различными типами задач и тестами;
- пособия для проведения практических работ.
Техническое оснащение занятий:
- компьютеры;
- технические средства обучения;
- наборы химических веществ по неорганической и органической химии, для химического анализа;
- химическое оборудование и химическая посуда.
Формы подведения итогов:
- семинары;
- экспериментальная и практическая работа;
- участие в олимпиадах и интеллектуальных марафонах;
- смотр знаний и т.д.
4. Условия реализации программы.
Для реализации программы следует обратить внимание на помещение, где проходят занятия с детьми, на их площадь, освещённость, расположение и размеры учебных зон и зон для проведения лабораторных занятий, которые должны обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной деятельности для всех участников образовательного процесса.
Также важно методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение занятий. Необходимо иметь учебно-наглядные пособия: методические разработки по каждой теме программы, таблицы, схемы, плакаты, раздаточный материал.
Литература.
Основная литература:
1. Алексинский, В.Н. Занимательные опыты по химии. / В.Н. Алексин-ский. – М.: Просвещение, 1995. – 96 с.
2. Аранская, О.С. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: : Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 288 с.
3. Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. : учебно-метод. пособие /О.С. Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов. – М.: Дрофа, 2005. – 304 с.
4. Журин, А. А. Компьютер в кабинете химии: пособие для учителя / А. А. Журин. – М.: Школьная пресса. – 2004. – 128 с.
5. Карцова, А.А. Химия без формул. / А.А. Карцова – СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2005. – 112 с.
6. Маршанова, Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. / Г.Л. Маршанова. – М.: АРКТИ, 2002. – 80 с. (Метод. биб-ка)
Дополнительная литература:
1. Аликберова, Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учите-лей и родителей / Л. Ю. Аликберова. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2002. – 560 с. – (Занимательные уроки).
2. Аликберова, Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории / Л. Ю. Аликбе-рова, Н. С. Рукк. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 187 с. – (Познавательно! Занимательно!).
3. Рунов, Н.Н. Кроссворды для школьников. Химия. / Н.Н. Рунов, А.В. Щенев. – Ярославль: «Академия развития», 1998, 128 с.
Полезные ссылки сети Интернет:
-
https://www.glossary.ru Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру».
-
https://thefood.ru/provisions - Продукты питания
-
https://www.cosmonews.ru/article/080506.htm - Правда и мифы о витаминах
-
https://www.websib.ru/noos/chemistry/book.htm Химический раздел.
-
https://xumuk.boom.ru Применение химии в жизни.
-
https://www.hij.ru Журнал «Химия и жизнь».
-
https://him.1september.ru Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии».
-
https://www.chemnet.ru ChemNet: портал фундаментального химического образования.
-
https://www.alhimik.ru АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой.
-
https://www.chemistry.ru Химия в Открытом колледже.
-
https://maratakm.narod.ru Виртуальная химическая школа.
-
https://chem.km.ru Мир химии.
-
https://www.104.webstolica.ru Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой.
-
https://experiment.edu.r Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия.
-
https://school-sector.relarn.ru/nsm Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии.
-
https://chemistry.r2.ru Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова.
-
https://schoolchemistry.by.ru Школьная химия.
Поделитесь с Вашими друзьями: |