Цель проекта реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи



Дата01.05.2019
Размер221 Kb.

Цель проекта - реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи

- содействие улучшения экологической обстановки в микрорайоне через благоустройство и озеленение территории пришкольного участка

- формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей, педагогического коллектива, жителей микрорайона в благоустройстве пришкольного участка и прилегающих территорий

Задачи проекта - сформировать у подрастающего поколения активной гражданской позиции

- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников

- содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников

- усилить региональную направленность экологического образования

- привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов

-с формировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды

- развить инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории

- преобразовать и благоустроить пришкольную территорию

- провести информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся

- исследовать различные формы растений, произрастающих на территории Магаданской области и оборудование участков для лекарственных растений, плодовых деревьев и кустарников, цветочных клумб на территории пришкольного участка
Ожидаемые результаты - решение задач государственной политики в области экологического, патриотического воспитания молодежи

- повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды

- развитие организаторских способностей учащихся

- благоустройство и озеленение школьной территории

- ежегодная организация экологического отряда МОУ«СОШ с УИОП №4»

- повышение экологической культуры учащихся

- создание благоприятных условия для сохранения и укрепления здоровья

- привлечение внимания населения микрорайона к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства

- пропаганда экологической культуры учащихся

- расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды

- использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, физики, изо, трудового обучения
Объем и источники финансирования проекта - финансирование проекта осуществляется за счет средств бюджета образовательного учреждения, спонсорской помощи, субвенции
Сроки реализации проекта 2008 – 2012 годы

Этапы реализации проекта 1 этап – подготовительный – 2008 год

2 этап – практический (исследовательский) – 2009 – 2010 год

3 этап – обобщающий – 2011 год

4 этап – информационно – просветительский – 2012 год

Контроль исполнения проекта Организацию контроля выполнения проекта осуществляет оргкомитет


I. Обоснование актуальности проекта

«Если бы каждый человек на клочке земли

Своей сделал все, что он может, как прекрасна,

Была бы Земля наша».

А.П. Чехов

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи, тем более, что школа №4 – одна из немногих школ города, имеющая большой пришкольный участок (площадь кв.м.).

Мы выбрали эту проблему потому, что:

- школьный двор находится в неудовлетворительном состоянии;

- пришкольный участок недостаточно озеленен;

-на пришкольном участке отсутствует игровая зона;

- школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.

Мы считаем, что проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность

МОУ «СОШ с УИОП №4», расположенная в центре микрорайона Автотек, должна естественным образом вписаться в облик одного из самых уютных и красивых уголков города. Так родился проект по благоустройству пришкольной территории «Школьный двор – моя страна».

Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон: экологической, биологических, социальной, медицинской. В нашем микрорайоне экологическая и социальная ситуации являются не самыми благоприятными в городе. В неудовлетворительном состоянии находятся дворы, прилегающие к школы микрорайона, что оказывает негативное влияние на внешний облик школьного двора. Опрос жильцов показал, что 76% недовольны состоянием своих дворов, из них 43% согласны участвовать в благоустройстве прилегающей территории и оказать посильную помощь школе.

Одним из негативных факторов являются также ухудшение состояния здоровья детей, рост вредных привычек, бесполезное времяпровождение подростков, что может привести к негативным последствиям для будущего всего микрорайона.

Имеют место социально-экологические проблемы: запыленность воздушной среды в микрорайоне из-за нарушения травяного покрова на большей части территории, недостаточное озеленение пришкольного участка и участков около дворов, невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей микрорайона, невысокий культурный уровень общения с природой.

Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах , благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Поэтому активная жизненная позиция детей сейчас важна для будущего всего микрорайона. Проект служит для решения этой задачи.

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.
«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, -

Значит, пересесть из него просто некуда».

Антуан де Сент-Экзюпери
II. Цели и задачи реализации проекта
Цели:

- реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи

- содействие улучшения экологической обстановки в микрорайоне через благоустройство и озеленение территории пришкольного участка

- формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей, педагогического коллектива, жителей микрорайона в благоустройстве пришкольного участка и прилегающих территорий

- формирование ключевых компетентностей учащихся в реализации принципа связи обучения с жизнью (педагогическая)

- используя коллективно-творческую деятельность выполнить озеленение пришкольного участка (прагматическая)


Задачи:

- сформировать у подрастающего поколения активной гражданской позиции

- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников

- содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников

- усилить региональную направленность экологического образования

- привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов

-сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды

- развить инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории

- преобразовать и благоустроить пришкольную территорию

- провести информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся

- исследовать различные формы растений, произрастающих на территории Магаданской области и оборудование участков для лекарственных растений, плодовых деревьев и кустарников, цветочных клумб на территории пришкольного участка

III. Сроки и этапы реализации проекта

Сроки: 2008 – 2012 годы
Этапы:

1 этап – подготовительный – 2008 год

2 этап – практический (исследовательский) – 2009 – 2010 год

3 этап – обобщающий – 2011 год

4 этап – информационно – просветительский – 2012 год
IV. Сведения об исполнителях проекта

Исполнителями проекта являются учащиеся, педагоги школы, жители микрорайона.

V. Ожидаемые результаты
- решение задач государственной политики в области экологического, патриотического воспитания молодежи;

- повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;

- развитие организаторских способностей учащихся;

- благоустройство и озеленение школьной территории;

- ежегодная организация экологического отряда МОУ«СОШ с УИОП №4»;

- повышение экологической культуры учащихся;

- создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;

- привлечение внимания населения микрорайона к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства;

- пропаганда экологической культуры учащихся;

-расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды;

- использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, физики, изо, трудового обучения.
VI. План основных мероприятий проекта
№ Содержание деятельности Срок Ответственный Результат

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – 2008 ГОД

1 Оценка экологической обстановки. Сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения жильцов микрорайона, изучение состояния здоровья детей, занятости учащихся и др. исследования по теме проекта Январь-февраль Зам. директора по УВР, ВР

2 Определение цели и задач проекта Март Зам. директора по УВР, ВР

3 Организация творческих групп, работающих по теме проекта Март Зам. директора по УВР, ВР

4 Подготовка территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, демонтаж построек, уборка территории от мусора) Июль-август

I, IV четверти учебного года Зам. директора по УВР, ВР Территория подготовлена к благоустройству

5 Составление эскиза ландшафтного дизайна пришкольной территории апрель Жукова С.А.

6 Организация конкурса среди учащихся на лучший эскиз цветочной клумбы Ноябрь Жукова С.А.

7 Составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта Декабрь Миронова О.А.

8 Организация работы экологического и трудового отрядов Июнь- июль Администрация Работа экологического и трудового отрядов

9 Проведение открытых уроков, недели биологии, экологии, конкурсов рисунков по экологии и др. внеклассных мероприятий В течение года Учителя биологии, географии, ИЗО, трудового обучения, зам.директора по ВР, учащиеся,

кл. рук

10 Определение темы опытнической исследовательской работы экологических отрядов Декабрь Зубкова Т.А.

11 Проведение семинара-практикума «Дизайн и ландшафт» Ноябрь Жукова С.А., Дроздова Т.Е.

12 Подведение итогов I этапа проекта Декабрь Администрация


II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ – 2009- 2010 ГОДЫ
1 Проведение конкурса на лучшую цветочную клумбу многолетних растений (незабудка, мак, ромашка) Апрель

2 Посев лекарственных растений (Иван чай, пижма, багульник, одуванчик, подорожник, ромашка и др.) Июнь-август

3 Посадка саженцев деревьев Июнь-август

4 Высадка саженцев плодово-ягодных растений (смородина, шиповник, малина, рябина) Июнь-август

5 Уход за растениями Июнь-август

6 Выполнение научно-исследовательских работ на опытных участках с последующим представлением их на различных конкурсах, конференциях Июнь-август

7 Приведение в эстетическое состояние спортивных объектов Июнь-август

8 Оформление клумб и посадка вьющихся растений Июнь-август

9 Выращивание рассады Март-апрель

10 Разбивка цветников у фасада школы Июнь-август

11 Составление карт видового состава деревьев и трав на территории пришкольного участка Июнь-август

12 Заключение договора с КЗХ на поставку саженцев и земли I п/г 2009г.

13 Поддержание порядка травяного покрова и клумб территории Июнь-август

14 Постройка кормушек для птиц Сентябрь-октябрь

15 Изучение видового состава растений, лекарственных растений, произрастающих на территории школы и особенности их выращивания Июнь-август

16 Издание газеты с информацией о результатах деятельности по реализации проекта Июнь-август

17 Подведение итогов II этапа проекта Декабрь 2010г.
III ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ – 2011 ГОД
1 Анализ полученных результатов и обобщение опыта для научной работы Февраль

2 Издание материалов проектной деятельности и методических разработок учителей Март

3 Организация работы с обучающимися по подготовке презентации проекта Сентябрь-октябрь

4 Обобщение опыта работы Ноябрь


IV ЭТАП – ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ - 2012 ГОД
1 Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта В течение года Пресс центр

VII. Реализация проекта

В ходе реализации проекта «Школьный двор – моя страна» были выполнены следующие работы:

• Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, жителей микрорайона по реализации основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы по разным направления деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения проведен сбор информации и опрос школьников, жильцов микрорайона для оценки экологической обстановки и др.);

• выкорчеваны погибшие деревья и кустарники;

• проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);

• демонтированы элементы тира, различные постройки, расположенные на территории школы;

• составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка;

• на территории пришкольного участка разбито две клумбы с цветами;

• проведено озеленение территории (высажено 29 деревьев, 350 цветов и 320 кустарников);

• работа экологических отрядов освещалась через школьную газету «Школьный меридиан»;

• учащиеся экологических отрядов принимали активное участие в городских и областных конкурсах;

• проводилась разъяснительная работа среди учащихся и горожан;

• проведен конкурс на лучший эскиз цветочных клумб;

• собрана рассада для посадки многолетних цветов совместно с родителями и жильцами микрорайона (жители поделились рассадой, приготовленной для посадки на даче), КЗХ;

• опубликованы рассказы, сочинения, рассказы, рисунки экологической направленности в школьной газете «Школьный меридиан», изготовлены рекламные открытки;

• составлены посадочные ведомости;

• заключен договор с комбинатом зеленого хозяйства на поставку деревьев, кустарников и цветов в количестве 695 штук;

• завезена земля для посадки деревьев, кустарников, цветов;

• восстановлен травяной покров на участке в 32 кв. м;

• окрашены спортивные объекты на территории школы;

• побелены стволы деревьев;

• проведена научно – практическая конференция учащихся, где имели место доклады экологической направленности;

• проведен показ моделей одежды, созданной из отходов и природного материала;

• составлена смета расходов для реконструкции крыльца;

• составлены карты видового состава деревьев и трав на территории пришкольного участка;

• проведены экологические уроки экологической направленности (по региональному компоненту);

• в ходе проведения недели биологии и экологии учащиеся узнали о лекарственных растениях, произрастающих в Магаданской области;

• проводились факультативы по экологии в 4Б классе («Наш дом - природа»), 8Б, 11А («Экология»).
Вместе с тем имеются проблемы, которые планируется решать в процессе реализации проекта:

• отсутствие хорошей почвы на территории школы;


• требуется ремонт фасада школьного здания;

• чертеж двора «до» и «что имеем сейчас».


 Экология школы

Что такое «экология школы»? Участники сегодняшней дискуссии в «Директорском клубе» убеждены, что понятие это комплексное и объединяет массу факторов. А какой из них играет определяющую роль?.. Здесь мнения разделились. Газета Учительская



Татьяна ЛЬВОВА, директор школы №301 Санкт-Петербурга: Сохранение здоровья
Школа - это место, где дети проводят большую часть времени, и поэтому она должна отвечать определенным требованиям. Если говорить об экологии школы, то главное требование здесь - сохранение здоровья. Также можно выделить развитие интересов ребенка. Другими словами, экология состоит из нескольких слагаемых. Наверное, имеет смысл упоминать в этом случае такое понятие, как «полное организационное строение школы», куда входят здание, помещения, кадры, ученики. Причем эти составляющие нужно рассматривать только во взаимодействии.
Что нужно для того, чтобы все факторы, составляющие экологию школы, работали? Прежде всего необходим правильно организованный учебный процесс. Учебный план должен быть сформирован по принципу заботы обо всех участниках учебного процесса. Согласно ему строятся деятельность учителей, планирование, отбор учебного материала, отбор технологий.
Немаловажный фактор - кадры. Сегодня, в связи с демографическими проблемами, кадров избыток. В этом есть некий плюс, поскольку при меньшей загруженности учитель может больше времени отдавать учебной работе. У него появляются время и желание участвовать в профессиональных конкурсах, работать творчески, что, безусловно, отражается на детях.
Мы проводили исследование, и оказалось, что обучение школьники ставят на второе место, а на первое выходит желание найти себя, ощутить себя членом коллектива. Отсюда очень важна организация внеклассной деятельности. Учтя это, мы, к примеру, в школе подняли на высокий уровень физкультурно-оздоровительную работу. Убрали понятие «классы», введя понятие «команды», выстроили шкалу достижений ребенка. Это очень сблизило ребят, родителей и учителей.
Татьяна МУЛЕНКОВА, директор Оглухинской средней школы Крутинского района Омской области: Атмосфера психологического комфорта
Экология школы - целая наука о ее составе, свойствах, особенностях и эволюции. Мы улучшаем ее своими делами.
За 30 лет мы выпустили 1300 человек. Многие школы гордятся количеством медалистов и хорошистов, а мы - каждым своим учеником. Они достойно идут по жизни, реализуют себя, не боятся брать на себя ответственность.
Наши учителя - яркие звезды, создающие экологию школы - воздух развитого интеллекта, пытливого ума, человечности и психологического комфорта.
Родителей мы привлекаем к управлению учебным и воспитательным процессом через участие в работе совета школы. Ежегодно проводим Дни открытых дверей, общественные смотры знаний, вечера вопросов и ответов, поощряем «благодарственными письмами» родителей, добившихся успехов в воспитании своих детей.
Нам важно, чтобы дети уважали свою историю, именно поэтому работают два музея - краеведческий и народного творчества, реализуются программы «Истоки» и «Родина». Организуя благотворительные акции и концерты, дети учатся приносить пользу и радость людям. Мы пришли к выводу, что культурное наследие народа является естественной благодатной почвой для формирования характера детей. Поддерживая народные традиции, ребенок становится хранителем самобытности. Все село с удовольствием участвует в мероприятиях, которые мы организуем, - встрече весны, Масленице, экологических месячниках, акциях «Мой двор - моя забота».
Эволюция школы - в постоянном движении вперед. В этом году мы начали претворять в жизнь концепцию превращения из массовой, так называемой школы навыков, в школу личностного роста всех субъектов образовательного процесса: учителей, учеников, родителей. Оценивая прошлое и заглядывая в будущее, верю: все лучшее - впереди, оно заложено в наших детях.
Валентина СЕВИРОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №69 Нижнего Новгорода: Воспитание позитивного отношения к жизни
Безусловно, в первую очередь в понятие «экология школы» должны входить санитарно-гигиенические нормы: температурный и водный режим, мебель, световой режим - все то, от чего зависит здоровье детей. Вот у нас в школе в этом году заменили все лампы дневного освещения и в рекреациях, и в кабинетах. И наши педагоги учат детей соблюдать правила светового режима при чтении не только в классе, но и дома.
Очень жаль, что много мебели делается из деревоплиты, которая обрабатывается формальдегидами. Ведь обычно мебель в школу поступает перед началом или уже в течение учебного года, и рекомендации выдержать ее четыре месяца выполнить мы не можем. Да, классы проветриваются, но мы не можем делать это на уроке, а сколько вредных испарений накапливается за это время.
Экологическая составляющая школы - это и шумовой фон. Конечно, дети бегают во время перемен, и запретить им двигаться мы не можем - это возрастная потребность. Между тем первое, на что обращают внимание приходящие в школу родители и посторонние, - это шум. Мне кажется, в коридорах школы можно было бы продумать использование шумопоглощающих покрытий.
В понятие «экология школы» входит воспитание культуры питания и гигиены одежды. Мы проводим с учениками беседы, воспитывающие негативное отношение к вредным привычкам, и умение управлять конфликтными ситуациями. На классных часах учим детей строить отношения друг с другом, с их родителями, да и с нами тоже.
Задача любого учителя - воспитать или посеять в душе ребенка понимание того, что высшая ценность в мире - это жизнь.
Вообще я считаю, что школа экологична, если в ней приятно жить. Краски, в которые покрашены наши кабинеты, коридоры, создают настроение, которое вызывает желание учиться, доставляет радость. И мне кажется, необходимо в процессе строительства или ремонта школы привлекать дизайнеров, которые могли бы подсказать новые современные решения в интерьерах, в цвете.
Эмилия СЛАБУНОВА, директор лицея №1 Петрозаводска: Состояние школьного «дома»
Экология школы - это средовая характеристика, отражающая состояние школьного «дома». Конечно, это и санитарно-гигиенические условия: свежий воздух, чистота, обилие цветов и свободного пространства. Кроме того, это и эстетика школьной среды - современный дизайн, цветовая насыщенность, присутствие музыки - эстетика, несущая ощущение праздника и радости жизни. Это и безопасность, дающая ощущение надежности и спокойствия.
Но, самое главное, экология школы - это ее «атмосфера», то есть отношения, стиль общения и взаимодействия учеников, учителей, родителей - то, что сегодня часто называют «уклад школьной жизни». Присутствие в отношениях открытости, уважения, доверия, доброжелательности и бережного отношения друг к другу, диалог и умение слушать, совместные дела и принятие важнейших решений отличают такую школу.
Наталия АБРАМОВА, директор школы №76 Волгограда: Стремление к красоте
Экология и педагогика. Что между ними общего? «Экология» в переводе с греческого означает «наука о доме», а нашему поколению с детства внушали: «Школа - твой второй дом». На мой взгляд, экология школы - это деятельность в пространстве школьной жизни, сообразная природе человека.
Важны интеллектуальная и духовная составляющие этой жизни. В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят нужно учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить. Мы стараемся делать все, чтобы кабинеты, коридоры да все помещения школы, ее двор радовали глаз.
В понятии «экология школы», на мой взгляд, три составляющие:
- экология пространства,
- экология отношений,
- экология деятельности.
Чистота окружающего пространства... В школе она не просто существует (или нет), она воспитывает. Без объединения усилий педагогов, учеников и родителей, направленных на озеленение территории школы, невозможно формирование воспитывающего экологического пространства.
Однако бережного отношения требуют не только природа, но и окружающие нас люди.
Поэтому задача воспитательного процесса в школе - научить ребят ценить себя, свое здоровье, свою индивидуальность, ценить других людей - не только тех, с кем общаешься, среди которых живешь, но и тех, кого никогда не увидишь, не узнаешь, с уважением относиться ко всем проявлениям жизни, воспринимать мир во всем его богатстве форм, красок, звуков.
Как работает наша школа в этом направлении? Если коротко, то мы активно занимаемся экологическим просвещением педагогов, учеников и их родителей. Проводим уроки экологической направленности, конференции, тематические экскурсии. Серьезное внимание уделяем научно-исследовательской и практической деятельности школьников: практикумы, разработка рефератов, докладов, благоустройство школьного двора. Проводим экологические акции, например, «Чистый двор», «Сохраним первоцвет», «Кормушка», устраиваем общешкольные праздники, предметные декады, тематические конкурсы рисунков и кроссвордов.
Какова результативность этой работы? Она зависит от всех нас, начиная с родителей будущего первоклашки и заканчивая министром образования. Экология будет существовать в любом случае, осознаем мы этот факт или нет. А вот сделать ее лучше могут только те, кто живет в школьном доме. Извечный русский вопрос: «Что делать?» и вечный, как мир, ответ: «Красота спасет мир!»

Программа экологического воспитания школьников МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 14" города Тобольска


Корепанова Венера Николаевна, заместитель директора по УВР, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Администрирование школы

[AD]
I. Характеристика общеобразовательного учреждения


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Тобольска основана в 1885 году, стала называться средней с 1971 года.

В настоящее время школа расположена в микрорайоне «Южный» города Тобольска. В школе обучается 527 учащихся. Режим занятий – одна смена с 8.30 до 14.00.

В школе 20 классов-комплектов. Действует школьный музей, детская филармония, видеосалон, актовый зал, библиотека с читальным залом; на базе школы организована работа Досугового центра «Детство», включающего 24 кружка, секции, объединения.
II. Аналитическая записка
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),

– к себе как составной части природы (экология здоровья),

– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.

Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
III. Цель и задачи Программы
Цель: создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
Задачи:

воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

развитие таланта и способностей как особой ценности;

формирование здорового образа жизни учащихся.
IV. Прогнозируемый результат
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МОУ «СОШ № 14» , обладающего экологической культурой.
Модель выпускника

V. Содержание Программы экологического воспитания


Программа экологического воспитания школьников МОУ СОШ № 14 включает следующие направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»

Младший школьник

(1–4 классы)

Подросток

(5–8 классы)

Старшеклассник

(9–11 классы)

Цель: Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи: Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.

Общешкольные творческие дела Дни защиты окружающей среды от экологической опасности

Природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», «Чистый микрорайон»

Тематические линейки «День птиц», «День воды», «День Земли»

Конкурс экологических сказок

Конкурс экологических агитбригад.

Формы работы с классом Общение с природой

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Исследования в Зимнем саду школы. Обследование флоры и фауны местной территории. Экологический мониторинг. Выращивание на

пришкольном участке лекарственных трав. Научно-исследовательская деятельность.

Экологические игры

Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека. Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы. Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников.

Экологические проекты

Разведка прекрасного и удивительного. Зеленый класс. «Жалобная книга» природы. Экологическая почта. Не проходите мимо! Красная книга микрорайона. Чистый двор. Школьный дворик. Чистый микрорайон. Экологический паспорт микрорайона. Экология нашей реки. Экология Княжьего луга. Разработка экологических троп.

Классные часы, беседы

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». «Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Тюменской области», «Деревья разные бывают», «Памятники животным». «Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение».

Посещение зала природы Государственного историко-архивного музея-заповедника г. Тобольска. Посещение Художественного музея г. Тобольска.

Деятельность Досугового центра «Детство» Кружки «Цветоводство» (на базе Зимнего сада школы), «Юный эколог», «Моделирование и конструирование из вторсырья».

Клуб друзей природы (деятельность «Зеленого патруля», просветительская деятельность в микрорайоне, экскурсии по Зимнему саду школы, опытническая деятельность на пришкольном участке).

Научное общество учащихся «Экос»: «Общество любознательных» (3–4 классы), «Творческие мастерские» (5–7 классы), «Исследовательская работа» (8–11 классы).

Музей истории школы: музейные уроки «Экология края», «Природоохранная деятельность нашей школы», «Памятники природы Тобольска и его окрестностей» и др.; поисковая работа.

Детская филармония: музыкально-познавательные программы «В мире животных», «Осенняя прогулка», «весеннее настроение», «Цветочная фантазия», «Зимняя сказка» и др.

Видеолекторий: познавательные программы «Защитим природу», «Сохраним планету», «А сердце чистейшей породы» и др.; просмотр и обсуждение фильмов «Белый Бим Черное ухо», «Ко мне, Мухтар!», «Белый пудель» и др.

Летний экологический лагерь.

Работа с семьей Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»

Экологические акции «Чистый микрорайон», «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе».

Заповеди Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Предполагаемый результат Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Экология здоровья» Младший школьник

(1–4 классы) Подросток

(5–8 классы) Старшеклассник

(9–11 классы)

Цель Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда. Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций

Общешкольные творческие дела Спартакиада школьников.

Малые школьные Олимпийские игры (1 раз в 4 года).

Дни здоровья.

Организация дежурства в классе и в школе.

Трудовые десанты.

Работа по благоустройству школы и ее территории.

Формы работы с классом Ведение валеологических карт, книги классных спортивных рекордов.

Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей»

Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе («Бизон»). Подвижные игры на переменах. «Веселые старты». Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. Игра «Азимут». Тренинги «Сам себе психолог». Вечер физкультуры и спорта. Военизированные и спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад.

Классные часы, беседы

«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?» «Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит». «Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?

Деятельность Досугового центра «Детство» Спортивные секции: футбол, волейбол, хоккей, легкая атлетика.

Кружки: Юные инспекторы дорожного движения, Основы туризма.

Конкурс «Спортсмен года». Спортивная мозаика. Фестиваль спортивной песни. Туристско-спортивный праздник.

Музей истории школы: музейные уроки и тематические занятия «Спортивные достижения нашей школы», «Выпускники школы – спортсмены» и др.

Видеолекторий: познавательные программы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Киножурнал «Ералаш» о здоровье» и др.

Работа с семьей Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология».

Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

Походы выходного дня.

Заповеди Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.

Предполагаемый результат Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

Направление «Экология души» Младший школьник

(1–4 классы) Подросток

(5–8 классы) Старшеклассник

(9–11 классы)

Цель Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника

Задачи Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира. Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире. Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души».

Общешкольные творческие дела Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады. Смотр-конкурс дидактических спектаклей. Фестиваль детского творчества «Звездный рой».

Конкурс «Школьное созвездие». Рассвет Победы. Праздник «За честь школы». Деятельность органов детского самоуправления.

Формы работы с классом Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.

Классные часы, беседы.

«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае». «Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши Читательские Интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми. «Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», Творческие гостиные.

Деятельность Досугового центра «Детство» Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления. Концертные программы к различным праздникам. Выставка «Город мастеров».

Музей истории школы: экскурсии; поисковая работа; встречи с ветеранами, с интересными людьми; музейные уроки и тематические занятия «Наши истоки», «Выпускники школы – защитники Отечества», «Учителями славится Россия» и др.

Видеолекторий: познавательные программы «Сердце Сибири – Тобольск», «На экране герои былин» и др., просмотр и обсуждение фильмов нравственно-этической проблематики.

Детская филармония: музыкально-познавательные программы «Я помню вальса звук прелестный», «Творчество Моцарта», «И грянут трубы полковые», «И дум высокое стремленье» и др.

Научное общество учащихся «Экос»: интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно-практическая конференция.

Работа с семьей Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе».

Помощь в организации и проведении праздников. Совместная организация клубной деятельности. Посещение театра, выставок, программ школьной детской филармонии и видеолектория. Поисковая работа в музее истории школы.

Заповеди Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе.

Предполагаемый результат Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.

Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.

VI. Мониторинг


С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.

Приоритетность нравственного воспитания сегодня признана нашим гражданским обществом.

В школе должно быть все пронизано стремлением к красоте, поэтому в настоящее время большое внимание придается благоустройству городов и сел, территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все, чтобы само помещение школы, её территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр.

Школьная территория занимает площадь 1,5га. На ней расположены здание школы, постройки хозяйственного назначения (овощехранилище, сараи), спортивная площадка, учебно-опытный участок с фруктовым садом, огород, цветники. Кроме того, в непосредственной близости от школы находятся памятник погибшим воинам, здание администрации Высокского сельского поселения, СДК, детский сад «Кузнечик, мясокомбинат «Модуль», подразделения МУ ПЖКО и «Водоканала».

Особенностью расположения нашего заведения является то, что оно находится в центре села. Поэтому состояние территории школы всегда в поле зрения односельчан. Это налагает на коллектив большую ответственность по воспитанию у учащихся, их родителей и жителей села бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса и умению ценить прекрасное.

В МОУ-СОШ села Высокое сложилась система нравственного воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду.Система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания, производства овощей для школьной столовой.


Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год в четыре этапа с февраля по октябрь. В ней участвуют учителя и ученики 1-11 классов.

Первый этап – февраль-март:

* разработка проектов благоустройства школьной территории,

озеленения и рационального использования пришкольного участка;

Второй этап – апрель – май:

*подготовка посадочного материала – семян овощей и цветов;

*выращивание рассады;

*подготовка инвентаря;

*весенняя обработка почвы;

*работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к

ней площади, ремонт изгороди; обрезка кустарников;

*весенние посадки (реализация проектов);

*закладывание опытов.

Третий этап – июнь – август:

*уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

*опытническая работа;

*систематическая уборка урожая и его реализация.

Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

*уборка урожая и его реализация; сбор семян;

*осенняя обработка почвы;

*осенние посадки луковичных;

*подведение итогов опытнической работы, подготовка отчетов;


Цели и задачи проекта:
Цель: воспитание у учащихся, их родителей и жителей села

• Бережного отношения к богатству края

• Эстетического вкуса

• Умения ценить прекрасное.

• Благоустройство территории пришкольных участков как объектов окружающей среды, дальнейшего места организации досуговой, трудовой деятельности учеников, их социализации, на основе знаний по ландшафтному дизайну
Задачи:

• Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы, создание единой духовной среды, благодаря участию в общем деле, общим интересам, желаниям.

• ландшафтное экологическое проектирование среды своего села на примере школьного участка

• разграничение зон пришкольной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы.

• создание условий для отдыха учащимся школы, также всем живущим в селе.

• наиболее широкое использование пришкольной территории в учебном процессе и внеучебной работе.


Содержание и этапы выполнения проекта

Для реализации проекта было необходимо создать миниатюрную экосистему, в которой есть прудик, луговина, посажены деревья и кустарники. Созданы «объекты зеленого строительства»: комплекс цветников, бордюры, дорожки, которые приносят эстетическое наслаждение, радость всем участникам общешкольного проекта и местным жителям.

В 2007/ 2008 году выполнено благоустройство дворовой территории школы. Выделены несколько объектов дизайна:
1-й объект – Альпинарий (в школьном саду):

*искусственный водоем

*отсыпка горки грунтом, укладка валунов

*прокладка дорожки к альпинарию


2-й объект – Комплекс цветников (0,2 га);
3-й объект – Декоративный комплекс «Хуторок»

4-й объект - Центральная аллея из декоративного кустарника


Приоритетным направлением деятельности школы является экологическое воспитание школьников. По мере роста и развития школы-новостройки – росла и развивалась воспитательная система школы, главной целью которой являлась формирование экологической культуры школьников. Приоритетность экологического образования сегодня признано всем мировым сообществом. Притворяя в жизнь наш девиз «Думай – глобально, действуй – локально!», мы сделали окружающую школу территорию частью нашей воспитательной системы.
Школьный двор стал эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. В течение десяти лет проводились работы по благоустройству двора. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.
В 2002 году в школе была создана детская общественная экологическая организация «РОСТ», в основе которой лежит проектная деятельность. ДОЭО «РОСТ» дважды принимала участие в областном конкурсе проектов детских общественных объединений и получила два гранда на их реализацию.
Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков был замысел авторов данного проекта. Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.
Таким образом, наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.
Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Уголок России – школьный двор» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.

Цели и задачи проекта.


Цель проекта «Уголок России – школьный двор»:
-создание условий для осуществления гражданско - патриотического воспитания молодежи через организацию патриотической деятельности школьников по благоустройству и озеленению школьной территории;
Задачи:
-разработка и осуществление плана озеленения и благоустройства территории школьного двора;

-обеспечение взаимодействия организаций и предприятий различных форм собственности;

- распространение среди учащихся знаний о ландшафтном дизайне;

-освоение навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе;

-развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;

-формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества.


Содержание проекта.

В июне 2003 года совет лидеров Детской общественной экологической организации «РОСТ» принял решение об участии в очередном социально-значимом для поселка деле. Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения. Для выбора наиболее актуальной проблемы советом лидеров была предложена такая форма работы, как «Круглый стол».


На круглый стол «Школа – наш дом, и мы в нем живем» были приглашены глава администрации Першинского сельского округа, директор УМПП ЖКХ п.Першино, руководство ЗАО «Першинское литье». В ходе разговора был обозначен круг проблем, которые касались благоустройства поселка:
-отсутствие плана общих мероприятий по благоустройству поселка;

-отсутствие мест отдыха для жителей поселка;

-недостаточное внимание администрации поселка к территории, прилегающей к школе.
После того как были определены проблемы поселка, была проведена работа по выявлению наиболее важных из них. Социологическое исследование, проведенное членами совета лидеров ДОЭО «РОСТ» среди учащихся, педагогов, жителей поселка, определило наиболее важные проблемы. Мы получили следующие результаты опроса:
52% опрошенных назвали наиболее важной проблемой поселка отсутствие мест отдыха;

38% указали на отсутствие плана благоустройства поселка;

10% высказались за отсутствие внимания администрации к школьной территории;
Исходя из результатов социологического исследования, согласно которому проблема отсутствия мест отдыха в поселке явилась наиболее значимой, мы предложили одним из мест отдыха сделать школьный двор.
С целью решения данной проблемы по инициативе совета лидеров членами экологического кружка было проведено экологическое обследование территории школьного двора. В ходе обследования было обращено внимание на художественное оформление школьного двора.
В октябре 2003 года на экологической конференции экологи выступили с предложением по дальнейшему благоустройству школьного двора. Здесь был дан старт конкурсу «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству и озеленению школьного двора для учащихся 1 – 11 классов.
Членами совета лидеров ДОЭО «РОСТ» проведен социологический опрос учащихся «Что значит для тебя школьный двор.
С целью определения отношения детей к школе организован День письма директору школы, который показал значимость для отдыха детей (92%).
В марте 2004 года итоги конкурса «Аукцион идей» на лучший мини-проект были подведены на Дне Науки.
Представленные мини-проекты определили основные этапы направления по благоустройству школьного двора:
-создание цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна - 62%;

-оборудование мест отдыха – 20%;

-оборудование полосы препятствий и островка безопасности – 10%;

-закладка школьного сада – 8%;


На основе мини-проектов проектной группой был разработан проект благоустройства школьного двора, который по итогам конкурса «Назови проект» получил название «Уголок России – школьный двор».

22 апреля 2004 года школьная конференция ДОЭО «РОСТ» «Дню рождения Земли – День рождения Проекта» дала старт реализации проекта.

Деловыми партнерами проекта выступили государственные организации, частные предприятия и общественность.

Информационную поддержку проекта оказал Игошин И.Н. – депутат Государственной Думы РФ, руководитель центра стратегического развития Владимирской области.

Практическая реализация проекта осуществлялась летом членами трудового объединения «Витамин роста». Летние работы завершили первый этап реализации проекта.

Осенью 2004 года на Дне урожая были подведены итоги первого этапа и определены задачи на будущее.

Экспресс-опросы, проведенные среди учащихся, учителей и родителей определили их отношение к проекту.

При подведении итогов выявилась необходимость в организации специальных занятий. С этой целью была организована работа факультатива «Ландшафтный дизайн» и верми-лаборатории «Плодородие почв и Владимирской червь-«старатель».

В ходе реализации проекта для нас важна не только практическая значимость проекта, но и развитие эмоционально чувственной сферы ребенка, которая отразилась в конкурсе творческих работ учащихся «Любимый мой дворик».

Завершение проекта «Уголок России – школьный двор» предполагается осенью 2005 года.

Прект решит одну из проблем поселка по созданию мест отдыха для его жителей, покажет значимость детской инициативы по решению конкретной социальной проблемы поселка.

Механизмы реализации проекта.


Инициатором и организатором реализации проекта «Уголок Росси – школьный двор» является ДОЭО «РОСТ» Першинской средней общеобразовательной школы.

Выполнение проекта осуществляется по следующим направлениям:



п/п

Направление

Виды деятельности
1.

«Знания во спасение!» -14 проведение социологических исследований, мониторинга состояния окружающей среды на территории школьного двора;

-15 приобретение учащимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта;

-16 распространение информации среди учащихся и педагогов школы (выпуск листовок, бюллетеней, проведение лекций);


2.

«Созидатели»

-17 организация и проведение практической работы по благоустройству и озеленению школьного двора;
3.

«Взаимодействие плюс»

- привлечение как можно большего количества людей разных профессий и возрастов к участию в реализации проекта на договорной основе с целью объединения и согласования своих усилий в деле осуществления проекта;
4.

«Отдых – дело серьезное»

- проведение культурно-массовых мероприятий для школьников и жителей поселка всех возрастов на территории школьного двора (конкурсы, соревнования, вечера отдыха и т.д.)

Этапы реализации проекта

«Уголок России – школьный двор»

№ п/п


Название этапа

Цель


Ответственный
срок выполнения

1. Подготовительный Мотивация, целеполагание проекта. Октябрь 2003 – февраль 2004 года

2. Проектировочный Построение ориентировочной схемы деятельности Март – апрель 2004 года

3. Практический Реализация проекта Май 2004 года - октябрь 2005 года

4. Аналитико-коррекционный Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений Май 2004 года - октябрь 2005 года

5. Заключительный Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития. Ноябрь – декабрь

2005 года

План мероприятий подготовительного этапа

№ п/п

Мероприятие



Ответственный

1. Проведение мониторинга экологического состояния школьной территории Экологический кружок

2. Организация исследовательской работы на школьном участке Экологический кружок

3. Социологический опрос школьников «Что для тебя значит школьный двор» Совет лидеров ДОЭО «РОСТ»

4. Школьная экологическая конференция «Экология – путь к устойчивому развитию» Зайкова И.А.

5. Старт конкурса «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двора» Совет лидеров ДОЭО «РОСТ»

6. День письма директору школы «Я и моя школа» Совет старшеклассников «Лидер»

7. Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты» Совет лидеров ДОЭО «РОСТ»

8. Круглый стол с руководством поселка Першино «Школа - наш дом, и мы в нем живем!» Совет лидеров ДОЭО «РОСТ»

План мероприятий

проектировочного этапа

№ п/п


Мероприятие
Ответственный

1 Школьный День Науки «Дети – творцы ХХ1 века!»

Подведение итогов мини-проектов, их защита. Якушенко Н.Ф.,

зам. директора по ВР

2 Разработка коллективного проекта школьного двора:

-18 создание проектной группы;

-19 конкурс «Назови проект!»;

-20 составление плана озеленения и благоустройства школьного двора; Совет лидеров ДОЭО «РОСТ»


3 Школьная конференция ДОЭО «РОСТ»

«Дню рождения Земли – День рождения проекта!» Проектная группа


4 Акция «Наш деловой партнер!» по заключению договоров о сотрудничестве с предприятиями поселка по реализации проекта. Жарова Е.А., директор школы

План мероприятий практического этапа

№ п/п

Мероприятие


Ответственный

1 Приобретение семян и выращивание рассады на уроках профессионального обучения. 10-11 классы

2 Консультации по агротехнике выращивания цветочных культур в КФХ «Травник» Зайкова И.А.

3 Трудовой десант «Школа – парк» по благоустройству школьного двора. Совет старшеклассников

4 Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе.
Проектная группа 1-11 классов.

5 Создание площадки «Островок безопасности»


Отряд ЮИД

6 Выравнивание площадки для полосы препятствий. Спортивный отряд.

7 Уход за посаженными цветочными культурами. Трудовой отряд «Витамин роста»

8 Выставка цветов «Полет фантазии». Совет лидеров ДОЭО «РОСТ»

9 Выставка – продажа семян цветочных культур, выращенных на школьном дворе.
Проектная группа

10 Осенние полевые работы:

-21 подготовка семян к хранению;

-22 заготовка компоста;

-23 осенняя обработка почвы. Трудовой отряд «Витамин роста»

11 Планирование участка с использованием севооборота Зайкова И.А. заведующая УОУ.

12 Трудовая акция «Приведи в порядок планету» Совет старшеклассников

13 Проведение рекламной акции среди населения с целью использования современных цветников. Пропаганда биогумуса. Проектная группа.

План мероприятий аналитико-коррекционного этапа

(промежуточный).

№ п/п
Мероприятие
Ответственный

1 Экспресс- опрос «Проект в моей жизни» Совет лидеров ДОЭО «РОСТ».

2 День урожая «Гимн цветам». Подведение итогов Проекта. Награждение победителей. Проектная группа.

3 Организация работы факультатива «Ландшафтный дизайн» Зайкова И.А. – учитель трудового обучения.

4 Создание верми – лаборатории «Плодородие почв и владимирский червь «Старатель». Зайкова И.А. – учитель трудового обучения.

5 Изучение технологии вертикального озеленения. Проектная группа.

6 Экспресс – опрос «Наши дети глазами родителей» Совет старшеклассников «Лидер»

7 Приобретение газонокосилки. Жарова Е.А. –директор школы

Предполагаемые результаты,их социальная значимость.

№ п/п


Предполагаемый результат
1. Организация социально-значимой общественной деятельности школьников;
2 Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры;
3 Создание условий для возможной организации процесса совместно времяпрепровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;
4 Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;
5 Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;
6 Создание условий для социальной защищенности из «неблагополучных» семей;
7 Создание благоприятных условий жизни;
8 Укрепление авторитета и развитие ДОЭО «РОСТ»;

Под экологической культурой мы понимаем - часть общечеловеческой культуры, которая определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социально-природной средой; проявляется в системе ценностных ориентации и деятельности человека.


Участниками образовательного процесса являются не только учащиеся, но и педагоги и родители, поэтому основной целью данной программы является:
Формирование экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1) оптимизация содержания дополнительного образования и программно – методического обеспечения экологического образования в школе;
2) повышение практической значимости природоохранной деятельности субъектов образовательного процесса;
3) обеспечение повышения информированности субъектов образовательного процесса и общественности о состоянии окружающей среды, на основании результатов проектно – исследовательской деятельности учащихся.
Основной целью экологического воспитания является:
Создание комплекса условий для формирования и развития практических умений и навыков учащихся в решении экологических ситуаций.
Задачи, решение которых необходимо для реализации поставленной цели:
1) Развитие школьных традиций экологической направленности.
2) Воспитание у учащихся экологически правильного поведения, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Ожидаемый результат по итогам реализации программы:
- повышение воспитательного потенциала мероприятий и школьных традиций экологической направленности;
- повышение уровня участия в мероприятиях экологической направленности и экологической ответственности школьников.
Для решения задач созданы следующие условия:
1) создана нормативно – правовая база программы экологического воспитания:
-заключены договора с УГЛТУ, СЮН, ЦДЮТиЭ, ЦСЭН;
- разработаны
· Положение о совете по экологическому образованию и воспитанию, Положение об экологическом отряде,
· Положение о туристическом клубе «Зеленый восход»,
· Положение об экспедиционном отряде,
· Положение об исследовательском проекте т.д.
-откорректированы имеющиеся Положения о Фестивальном движении, школьном туре предметных олимпиад и защиты исследовательских проектов;
- ежегодно корректируется программа экологического воспитания, разрабатываются планы реализации данной программы;
- в 2007 году школа прошла процедуру лицензирования по программам дополнительного образования по направленностям:
- туристко-краеведческая;
- художественно-эстетическая;
- физкультурно – спортивная;
- разработан учебный план дополнительного образования.
2) усовершенствованы методические и кадровые условия:
- организован постоянно действующий методический семинар – практикум для педагогов по освоению и внедрению инновационных педагогических технологий, таких как метод проектов, мультимедийных презентаций, исследовательской и проектной деятельности учащихся и педагогов школы, методические семинары классных руководителей по методикам интерактивных форм воспитания;
- регулярно проводятся заседания совета по экологическому образованию и воспитанию;
- за 2000 – 2008 годы создан банк методических разработок, классных часов, вечеров на экологические темы;
- обобщен опыт работы по экологическому образованию учащихся учителя биологии Распутиной Т.М.;
- в результаты сотрудничества с отделением экологических систем СП «Корус» 45 педагогов школы прошло обучение по курсам «Наша окружающая среда», «Экологический менеджмент», педагоги школы 1 -6 классы обеспечены методическими пособиями по курсу «Наша окружающая среда», а учащиеся тетрадями на печатной основе;
- в 2005 -2006 учебном году – 2 педагога прошли курсы по теме «Основные тенденции совершенствования физического воспитания детей и взрослых»;
- в 2006 -2007 учебном году - 1 педагог – «Современные образовательные технологии, 3 – «Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе»;
- в 2007 -2008 учебном году – 34 педагога прошли курсовую подготовку по теме «Маркетинговый подход в управлении образование (организация инновационной деятельности педагогов)»;
- создана школьная медиатека, включающая в себя электронные учебные пособия и практикумы по предметам естественно – научного цикла;
- в библиотеке школы имеются учебные пособия по экологии для учащихся 9 -11 классов, научная литература по экологии, литература по экологии для младших школьников, подборка газетных и журнальных статей экологической направленности.
3) постоянно улучшается материально техническая база в рамках реализации:
- в 2008 году приобретен специализированный кабинет биологии, воссоздан и пополняется живой уголок;
- функционируют два кабинета информатики;
- обновляется материально-техническое оснащение кабинетов химии, физики и т.д.
4) укрепляются и развиваются школьные традиции экологической направленности:
- проведение для учащихся начальной школы мини экопроектов «Чистое утро», «День цветов», «Экологическая почта», «Капелька», «Животные в моей семье», «Чтобы дольше жили книжки»;
- акции «Чистый город», экологических субботников на территории родников, прибрежной зоны реки Б. Рефт (территории за городским стадионом);
- акции «Помоги птицам», «Ель»;
- олимпиада по экологии;
- защита исследовательских проектов по экологии;
- декада экологии (апрель);
- проведение мероприятий в рамках Международных экологических акций: 22 марта – Всемирный день воды (конференция «Вода – удивительное вещество!», «Без чистой воды ни туды и ни сюды»),
1 апреля – День птиц (КВН «Птичьи разговоры»),
7 апреля – День здоровья, 22 апреля – День Земли,
27 сентября – День туризма (туристический слет),
4 октября – День защиты животных,
20 ноября – международный день отказа от курения,
1 декабря – день борьбы со СПИДом;
- конкурс «ЭкоКолобок»;
- конкурс экосказок;
- День красок.
5) экологическое воспитание осуществляется и через другие формы воспитательной работы:
- участие в областных экологических программах, конкурсах, фестивалях, конференциях (областная программа «Родники», «Зеленая волна»);
- организацию работы школьных кружков: туристко-краеведческой, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической направленности;
- организацию экологических экспедиций и туристических походов;
- участие в городских экологических мероприятиях, акциях;
- организацию работы по экологическим проектам совместно с СЮН. Организация туристко-краеведческой работы, где наряду с отрабатыванием норм экологического поведения закрепляется формирование эмоционально-нравственного отношения школьников к природе и красоте родного края: в период с 1989 по 2008 год проведено более 40 многодневных походов с охватом более 650 учащихся. Наиболее яркие маршруты Байкал, Карелия, Ярославль, реки Чусовая, Сылва, Койва, Усьва, Реж. Стали общешкольной традицией «Дни Здоровья» для 1-11 классов, с выходом и выездом к памятникам природы: гора Волчиха, Чертово Городище, Соколиный Камень, к местным достопримечательностям: Сорочьи скалы, Пионерские скалы, Белое озеро, Черное озеро, Малышевская плотина,. Не один туристический слет школы, спортивный праздник, а тем более многодневный туристический поход не обходится без родителей, что стало настоящей проверкой прочности и надежности семейных туристических команд Александриных, Шпаковых, Крапивиных, Брейзе, Елькиных и др. В походах родители и дети учатся друг у друга науке экологически ответственного поведения в окружающей среде, науке человечности и порядочности.
В 2007 – 2008 учебном году активизировалась роль родительской общественности: 42% родителей стали участниками совместных семейных мероприятий.
Отработка и закрепление навыков экспериментальной и исследовательской работы, знаний ландшафтной экологии проводится, кроме того, при организации работы пришкольного участка на котором учащиеся школы высаживают цветы и различные сельскохозяйственные культуры, ухаживают за деревьями и кустарниками садово-паркового комплекса школы.
В реализации Программы экологического воспитания принимают активное участие органы ученического самоуправления, которые являются организаторами экологических акций и конкурсов. Члены совета старшеклассников самые объективные члены жюри.
Но самым главным результатом реализации программы экологического воспитания и образования является:
· с 1992 года школа успешно сотрудничает с УГЛТУ на основе ежегодно заключаемых договоров о сотрудничестве. 70 % от числа выпускников школы, поступающих в высшие учебные заведения, проходят обучения в данном вузе, четверо уже работают преподавателями УГЛТУ. Рекламаций и претензий к качеству выпускников не поступало.
· более 17 выпускников школы связали свой профессиональный выбор с профессией эколога (Усикова Елена, Широкова Наталья, Осинцева Татьяна, Тюльканов Евгений - работники экологической кафедры в УГЛТУ, Цубатова Наталья, Чермакова Валя - институт труда и заработной платы, Коломейцева Ольга - эколог в г. Кургане, Пелигримова Екатерина - эколог ОАО «Ураласбест», Скутина Оксана - эколог завода АТИ).
На основании результатов ежегодной диагностики уровня воспитанности учащихся классные руководители отслеживают уровни экологической воспитанности учащихся:

Уровни экологической воспитанности

1 ступень

2 ступень

3 ступень
Начальный

64%


5%

-
Элементарный

36%

66%


42%
Продвинутый

-

18%



43%
Высокий

-

11%



15%

Динамика участия субъектов образовательного процесса и уровень экологической воспитанности учащихся имеют положительную динамику, но наряду с этим существует ряд проблемы, которые необходимо будет решать:


1) недостаточная смотивированность педагогов на реализацию Программы экологического воспитания;
2) недостаточный уровень применения педагогами поисково – исследовательских, информационных, коммуникационных технологий;
3) недостаточно эффективное использование имеющейся материально – технической базы.
Решение данных проблем мы планируем решать через:
· организацию методического сопровождения педагогов и классных руководителей;
· обобщение передового опыта в рамках экологического воспитания;
· морального и материального поощрения педагогов и классных руководителей.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница