173
УДК 336
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ПУТИ ЕГО СОКРАЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ П.В. Басалыга, 3 курс Научный руководитель – В.Г. Дорофеев, к. э. н., доцент Белорусский государственный экономический университет Дефицит бюджета является довольно острой проблемой развития экономики страны, по своей сути он стал социально-экономическим явлением большинства стран мира, поскольку обусловлен постоянным и достаточно длительным нарастанием в экономике негативных процессов. В частности величина бюджетного сальдо влияет на размеры совокупного спроса и дохода, уровень цен, состояние платежного баланса. При- знание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений требует рассмотрения его как объективной экономической категории и изучения законов его развития. В
последнее время в Беларуси уделяется особое внимание достижению устойчивости развития экономики и сбалансированности государ- ственного бюджета.
К возникновению и росту бюджетного дефицита приводят:
1) частые и продолжительные спады производства;
2) чрезмерные социальные расходы: на социальное обеспечение и здравоохранение, на образование и создание новых рабочих мест, – безотносительно к динамике экономической эффективности;
3) усиление влияния на финансовую систему страны экономико-политических циклов;
4) расширение "теневой экономики" в результате, прежде всего, чрезмерно высоких налогов: нередко их рост, преследующий цель сокращения бюджетного дефицита, становится, напротив, фактором его роста.
5) бюрократизация государственного управления, вызывающей рост непроизводительных управленче- ских расходов;
6) увеличение затрат на обслуживание государственного долга, что формирует некий порочный круг: старый долг через рост расходов порождает новые долги государства;
7) неудовлетворительная организация процесса налогообложения и негативное отношение к ней нало- гоплательщиков;
8) милитаризация экономики: увеличение расходов на ведение "холодной" (гонки вооружений) или "горячей" войны (связанной с ведением активных военных действий).
При помощи таблицы проследим планируемые и фактические размеры бюджетного дефицита в Респуб- лике Беларусь за последние 5 лет.
Таблица – Планируемые и фактические размеры дефицита республиканского бюджета Республики Бела- русь на 2010-2014 гг., млрд руб.
Год
2010 2011 2012 2013 2014
Планируемый бюджетный дефицит(-) / профицит(+)
-2700
-6000 0
0 0
Фактический бюджетный дефицит(-) / профицит(+)
-4012
+2239,7
-701,5
-2257,9
-
Из
таблицы видно, что планируемые и фактические размеры дефицита не совпадают. Это связано с уста- новившейся практикой частых корректировок Закона о бюджете. В этой области одной из основных про- блем является эффективность использования средств, так как их основная часть направляется на оказание финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального воз- врата этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета до- ходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это
приводит к росту неплатежей, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Актуальной является и проблема финансирования дефи- цита бюджета за счет низкоинфляционных источников [1].
В Республике Беларусь в бюджетной политике реализуется пассивная форма дефицита, которая носит
«потребительский» характер. Это означает,
что значительная часть бюджетных средств направляется на со- циальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, сфер управле- ния и обороны, а также нерентабельных предприятий государственного сектора. Основная часть этих расхо- дов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не ме- нее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход к активной форме бюджетного дефицита, означающей избирательное финансирование только тех расходов, которые способ- ствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу, причем по мере получения определенного эффекта. Так, например, с сентября
ПолесГУ
174 2013 года сокращены расходы на финансирование спорта. Государственную поддержку в
настоящий момент получают только те спортсмены, которые демонстрируют достойные результаты. Подобную политику госу- дарству целесообразно проводить и в других направлениях социальной сферы.
Основными условиями, при которых дефицит становится управляемым, являются:
соблюдение его предельного размера в 3% к ВВП;
производительный характер основной части расходов;
наличие рационального механизма финансового маневрирования государственными ресурсами.
В перспективе задачей для государства можно считать целесообразное осуществление перехода от бюд- жетного дефицита к бюджетному равновесию, а затем и к бюджету с положительным сальдо, ориентиро- ванным на покрытие дефицитов прошлых лет (уменьшение государственного долга) и дальнейшее накопле- ние резервов государства. Однако стоит еще раз подчеркнуть, что данные процессы не должны идти во вред экономическому развитию, жизненному уровню населения страны, иначе они теряют всякий смысл и при- водят к возникновению все новых проблем [2].
Для достижения сбалансированности бюджета необходимо проводить мероприятия, которые, с одной стороны, стимулируют приток денежных средств в
бюджет страны, а с другой – способствуют сокращению государственных расходов. К таким мероприятиям можно отнести:
повышение эффективности общественного воспроизводства как условие роста финансовых ресур- сов – основного источника увеличения доходов бюджета;
развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ, приватизация соб- ственности;
расширение круга налогоплательщиков параллельно с совершенствованием налогового законода- тельства;
оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета, в первую очередь – направляемых в
реальный сектор экономики;
совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере;
составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
развитие рынка государственных ценных бумаг, позволяющее финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте, а следовательно, и без нарастания инфляционных процессов;
привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. Это позволит решить сразу не- сколько задач как фискального, так и экономического характера: сокращение бюджетных расходов, расши- рение базы для производства товаров и услуг, улучшение платежного баланса страны, появление новых налогоплательщиков и, соответственно, увеличение платежей в бюджет.
Для достижения реального эффекта недостаточно проводить отдельные мероприятия, необходимо ис- пользовать данные меры в
комплексе, единстве, что будет способствовать стабилизации финансового поло- жения республики.