Б И О Л О Г И Ч Е С К И Й Б Р Е Й Н — Р И Н Г
/В И К Т О Р И Н А Д Л Я У Ч А Щ И Х С Я 6-х классов/
ЦЕЛИ ВИКТОРИНЫ:
-расширить знания учащихся по биологии, в частности об особенностях жизнедеятельности, многообразии, значении растений,
бактерий, грибов, лишайников;
-воспитывать любознательность у детей, привить интерес к чтению
научно-популярной и художественной литературы;
- в занимательной форме проверить биологические знания учащихся;
-научить их объективно оценивать свои знания и возможности;
- формировать умения и навыки коллективной деятельности, коммуника- тивную культуру.
.
В игре принимают участие команды /из шести человек каждая/ по числу классов в параллели. На обсуждение каждого вопроса дается по одной минуте. За это время учащиеся должны обсудить вопрос и написать краткий ответ. Жюри, получив ответ команд, оценивает их.
Если вопросы не представляют сложности, то ответы могут учащимися даваться в устной форме; право ответа получает та команда, капитан которой быстрее других поднимает руку, сообщая о готовности отвечать. Так же могут разыгрываться и места между командами, набравшими одинаковое число баллов.
Викторина проводится во время общешкольной недели биологии.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.
1. В 1960 г. в американском городе Сиэтл состоялся лесной конгресс. здесь собрались лесоводы 96-ти стран и решили заложить парк дружбы народов,
где представитель каждой делегации должен был посадить дерево своей Родины / «национальное» дерево/. советские делегаты решили посадить очень долговечное дерево / оно живет 400-500 лет/. древесина его может служить столетия и даже тысячелетия. леса из этого растения занимают наибольшую территорию в мире, равную по площади пяти франциям. ни одна из других древесных пород больше не образует таких массивов.
что это за дерево? /Лиственница/.
2. Эти организмы широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах, т. к. очень чувствительны к чистому воздуху. не случайно их называют индикаторами загрязнения воздуха. в то же время их используют для получения индикатора лакмуса. как называются эти организмы? /Лишайники/.
3. О каком растении говорится в стихотворении Всеволода рождественского:
меж клюквы и морошки
жилец лесных болот
на кочке мох без ножки на кустиках поляны
куда ни глянь, растет. подсушен в летний зной
он снизу седоватый он партизанам раны
повыше зеленей. лечил в глуши лесной.
коль нужно будет ваты,
нарви его скорей.
какое полезное ископаемое образуется при отмирании этого растения?
/Мох – сфагнум; полезное ископаемое – торф./
4. Зеленые стебельки с мелкими листочками, как змейки, извиваются по земле. его спорами осыпают лекарства в пилюлях, а также формы для отливки металлических деталей. из его «травы» можно получать зеленую и синюю краску. только мало стало его в лесах. о каком растении идет речь? в чем причина его исчезновения?/Плаун, уничтожается человеком для украшения венков и гирлянд/.
5. На дерево на высоте 2 метра повесили скворечник. на какой высоте будет скворечник через 4 года. если дерево вырастает каждый год 3 сантиметра? /На высоте 2 метра, т. к. дерево растет верхушкой, высота расположения скворечника не меняется/.
6. Почему посещение парков и пригородных лесов большими группами людей пагубно сказывается на состоянии древостоя, даже если люди не наносят деревьям прямого вреда? /Уплотнение почвы затрудняет дыхание корней и нарушает их обеспечение водой/.
7. Об этом растении на Руси говорили, что оно дает четыре пользы:
- первое – больным на здоровье,
- второе – от тьмы свет,
- третье – дряхлых больных пеленать,
- четвертое – людям колодец.
можно добавить что это растение является самым нежным и поэтическим в наших лесах. как называется это растение и какую пользу оно приносит?
/Береза.
-
банный веник;
-
лучина для освещения изб;
-
береста;
-
березовый сок./.
За правильный ответ можно дать до 5 баллов: 1 – за название дерева, 1 – за каждую из польз.
8. В старину, суеверные люди, наблюдая, что хлеб или картофель покрывались красными пятнами, напоминающими кровь, объясняли это гневом богов. а как это объясните вы? почему иногда в пурпурный свет окрашиваются лужи? /Колонии пурпурных бактерий на хлебе или на картофеле похожи не капли крови. Вода в лужах окрашивается в красный цвет, если там развиваются одноклеточные пурпурные водоросли – гематококки. При недостатке кислорода зеленый пигмент хлорофилл превращается в красный пигмент гематохром/.
9. Эти грибы долго использовались для изготовления материала, напоминающего первую искусственную кожу. Как они называются? /Грибы- трутовники/.
10. Почему грибы-трутовники получили такое название?
/Из высушенного нижнего слоя плодовых тел, где развиваются споры, раньше изготовляли трут – фитиль, зажинающийся от искры, зажигающийся от искры, при высекании огня/.
11. У этого культурного растения самый большой плод – до 90 кг. разводили это растение уже более 5 тысяч лет назад. оно используется в пищу: плоды его едят вареными, печеными, жареными, тушеными, из него делают кашу, а из сладких сортов – пудинг, плов. крем. кроме того, плоды этого растения используют в качестве посуды, мочалок, а сказочные герои – как транспортное средство. как называется это растение? /Тыква/.
12. Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, были близки к смерти; но вдруг ветер принес к ним облако, из которого посыпались мелкие сухие крупинки, похожие на манную крупу. насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончит трудный путь. с тех пор появилось выражение «манна небесная». Благодаря чему люди были спасены от голода? /Лишайник леканора съедобная/.
13. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями («червями», а точнее личинками грибных комаров) ядовитые грибы (мухомор, бледная поганка, и т.д.)? /Ядовитые грибы так же поражаются вредителями; они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и для человека/.
14. Древесина этого дерева с возрастом становится очень прочной. Она используется для изготовления спичек. О дрожащих листьях этого дерева сложена поговорка; иногда в народе его называют «иудиным деревом». О каком дереве идет речь?
/Осина/.
15. Назовите героев следующего «триллера».
Дельтапланерист парил в воздухе. Был полдень, жарко пекло солнце, очень хотелось пить. Вдруг, далеко внизу он увидел огромные красноватые чаши, наполненные прозрачной водой. Путешественник стал снижаться и уселся около такой чаши. Вдруг он почувствовал, что ноги у него прилипли к какому-то клею, он стал дергаться, пытаясь взлететь, но прилипли и крылья дельтаплана. Бедняга все больше погружался в густой прозрачный клей. Вдруг грунт закачался под ним, рядом оказались толстые щупальца-шипы, тело обожгло со всех сторон, и капкан захлопнулся. Кто виноват в гибели путешественника? /Росянка – растение- хищник, обитающее на болоте. Недостаток минеральных веществ она восполняет за счет мелких насекомых. Ожог вызывает муравьиная кислота, выделяемая растением/.
16. Это дерево дает ценный строительный материал и сырье для химической промышленности; скипидар, вар, деготь, ванилин, лаки, витамин «С» и многое другое. Встречается это растение по всей Европе, растет быстро, леса из него светлые, солнечные. Но на городских улицах встречается редко, т.к. не любит задымленный воздух. Как оно называется? /Сосна обыкновенная/.
17. Он причастен к истории. Черные чернила высшего качества получали их его мякоти. Царские особы подписывали этими чернилами самые важные бумаги. Подлинность такой подписи надежно удостоверялась наличием мельчайших спор. О чем идет речь? /Гриб копринус или навозник/.
18. Растение, о котором идет речь, называют «северным кипарисом», оно встречается в наших лесах, и с кипарисом они близкие родственники. Его синие шишко-ягоды зреют очень медленно. К сожалению, это растение встречается все реже из-за неумеренных вырубок для топлива и изготовления веников. Что это за растение? /Можжевельник/.
19. Это бобовое растение дает не только зерно, богатое белком, но из него можно приготовить самые разнообразные продукты: молоко, творог, колбасы, шоколад, и даже пластмассу. А еще его называют «зеленой коровой». Что это за растение? /Соя/.
20. Это насекомоопыляемое растение – очень хороший медонос. Леса из него светлые, солнечные. Оно часто встречается в городах, т.к. не боится заморозков. Как оно называется? /Липа/.
21. Что выполняло роль русского папируса? /Березовая береста, т.е. верхний слой коры; отсюда выражение «берестяная грамота»/.
Вопросы на скорость.
-
Какие растения известны под названиями:
-
«земляное яблоко» /картофель/
-
«чертово яблоко» /картофель/
-
«золотое яблоко» /томат/
-
«китайское яблоко» /апельсин/
-
«сосновое яблоко» /ананас/
-
«армянское яблоко» /абрикос/
-
Какие две ноты живут в огороде? /фа-соль/.
-
В каких плодах «звучит» нота «си»? /Персик, апельсин/.
-
В каких крестоцветных растениях «звучит» нота «ре»? /Сурепка, редис, редька, хрен/.
Поделитесь с Вашими друзьями: |