Аннотация программы практики



страница1/3
Дата27.09.2017
Размер241 Kb.
  1   2   3

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЛЕЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ЭНДОКРИНОЛОГИЯ»

(ординатура)

Цель практики: Освоение и закрепление нового комплекса теоретических знаний, развитие умений, навыков, владений (компетенций), полученных в процессе обучения врача-ординатора и формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых врачу специалисту для выполнения нового вида профессиональной деятельности по специальности эндокринология.

Задачи практики:

Задачи первого года обучения:

  1. получение информации об эндокринологическом заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания;

  2. диагностику сахарного диабета (СД) и пограничных состояний гипергликемии;

  3. методы лечения СД 1-го и 2-го типов, алгоритм лечения СД 2-го типа;

  4. диагностику и методы лечения поздних сосудистых осложнений СД;

  5. диагностику и методы лечения острых осложнений СД;

  6. оценку степени утраты трудоспособности, показания к направлению на МСЭК больного СД;

  7. первичную и вторичную профилактику СД 2-го типа;

  8. диагностику наиболее распространённых заболеваний гипоталамо-гипофизарной системы (акромегалия, несахарный диабет, болезнь Иценко-Кушинга. пролактинома)

  9. оценку состояние и выделение ведущих синдромов у эндокринологических больных

  10. обоснование и формулирование основных синдромов, нозологических форм заболеваний в эндокринологии

  11. разработку и проведение комплекса необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

  12. оформленин медицинской документации


Задачи второго года обучения: получение информации об эндокринологическом заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания;

    1. оценку тяжести состояния больного на основе клинических, лабораторных, гормональных и функциональных тестов, на основании бальных шкал иследования ряда систем и объективного состояния больных.

    2. диагностику и лечение заболеваний щитовидной железы: диффузный токсический зоб, гипотиреоз, хронический аутоиммунный тиреоидит, подострый тиреоидит, эндемический зоб, узловой эутиреоидный зоб;

    3. диагностику и лечение заболеваний надпочечников: глюкостерома, альдостерома, андростерома, феохромоцитома, хроническая надпочечниковая недостаточность;

    4. диагностику и лечение заболеваний околощитовидных желёз: гипер- и гипопаратиреоз;

    5. диагностику и лечение заболеваний половых желёз;

    6. патогенез диагностику, лечение неотложных критических состояний в эндокринологии

    7. особенности диспансерного наблюдения пациентов с эндокринными заболеваниями

    8. оформление медицинской документации


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ОРДИНАТОРА, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ПРАКТИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭНДОКРИНОЛОГИЯ» (ординатура)

Специалист с высшим медицинским образованием должен быть подготовлен для самостоятельной профессиональной деятельности и выполнения основных функций:



диагностической

лечебной

профилактической

консультативной

реабилитационной

организационной
Требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших образовательную программу, должны содержать требования к профессиональным компетенциям, знаниям, умениям, навыкам и владениям врача по результатам освоения программы, сформулированные с учетом действующих профессиональных стандартов (при их наличии) и квалификационных характеристик должностей работников сферы здравоохранения.

Требования к результатам освоения образовательной программы должны быть сформулированы в терминах «знать», «уметь», «владеть», а также в виде компетенций, которые формулируются как готовность и способность к тому или другому виду профессиональной деятельности.

Врач-специалист эндокринолог должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности врача-эндокринолога;



- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального медицинского, эндокринологического, терапевтического, кардиологического, диабетологического (профильного) содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

- способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции по специальности эндокринология;



- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
1.2.1.1. .Профессиональные компетенции характеризуются:
ПК 01, в диагностической деятельности:

  • способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области эндокринологии, диабетологии, терапии, кардиологии;

  • способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики эндокринологической группы заболеваний и патологических процессов в эндокриной системе организма пациента;

  • способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы эндокринных заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при эндокринологических заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в группе пациентов с заболеваниями эндокринной системы;

ПК 02, в лечебной деятельности:

  • способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при эндокринологических заболеваниях среди пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход (особенности заболеваний нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови); своевременно выявлять жизнеопасные нарушения эндокринной системы, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;

  • способностью и готовностью назначать эндокринологическим больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии как профильным эндокринологическим больным, так и больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению беременности, приему родов;

ПК 03, в реабилитационной деятельности:

  • способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;

  • способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации эндокринологических больных (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса), определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;

ПК 04, в профилактической деятельности:

  • способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья эндокринологической и диабетологической патологии (раздел эндокринология и диабетология) (взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций) в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;

  • способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии эндокринных болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;

ПК 05 , в организационно-управленческой деятельности:

- способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций по специальности эндокринология, диабетология;



- способностью и готовностью использовать знания организационной структуры эндокринологической службы, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений по разделу эндокринология, диабетология, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам с эндокринологическими заболеваниями.
В результате прохождения практики врач-ординатор должен:

- знать: Должностные обязанности «врача-специалиста». Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Осуществляет экспертизу временной нетрудоспособности. Ведет медицинскую документацию в установленном порядке. Планирует и анализирует результаты своей работы. Соблюдает принципы врачебной этики. Руководит работой среднего и младшего медицинского персонала. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

«Врач-специалист» должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы по избранной специальности; современные методы лечения, диагностики и лекарственного обеспечения больных; основы медико-социальной экспертизы; правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций, ВИЧ-инфекции; порядок взаимодействия с другими врачами-специалистами, службами, организациями, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей и т.п.; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования, обеспечения санитарно-профилактической и лекарственной помощи населению; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования к врачу-специалисту эндокринологу

Врач-специалист эндокринолог должен освоить следующие виды деятельности и соответствующие им персональные задачи:



- диагностика, лечение, профилактика и реабилитация наиболее распространенной и частой эндокринной патологии;

- оказание экстренной и неотложной медицинской помощи больным с эндокринной патологией,

- организационная работа.

В соответствии с требованиями специальности врач-эндокринолог должен обладать заниями, умениями, навыками, и их владениями (знать и уметь, и владеть навыками):

Общепрофессиональная компетентность определяется готовностью и способностью специалистов к реализации знаний, умений, навыков, опыта в реальных условиях профессиональной деятельности, то эндокринолог должен знать:


  1. Общие знания:

  • основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

  • основы медицинского страхования и деятельности медицинских учреждений в условиях страховой медицины

  • основы этики и деонтологии в медицине и эндокринологии;

  • общие вопросы организации терапевтической и эндокринологической помощи в стране, работу больнично-поликлинических учреждений, организацию скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;

  • общие вопросы организации помощи больным сахарным диабетом в стране, работу больнично-поликлинических учреждений, организацию скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;

  • вопросы организации центров по обучению больных управлению диабетом;

  • вопросы организации и функционирования регистра сахарного диабета и статистической отчетности по эндокринной патологии населения;

  • основы анатомии и физиологии человека;

  • строение и функцию эндокринных желез;

  • основные вопросы нормальной и патологической физиологии эндокринных органов и систем человека, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;

  • причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития и клинические проявления;

  • основы водно-электролитного и минерального обмена, кислотно-щелочного баланса, возможные типы их нарушений и принципы лечения у взрослых и детей;

  • показатели гомеостаза в норме и при патологии у взрослых;

  • показатели гомеостаза в норме и при патологии у детей;

  • клиническую симптоматику и патогенез основных заболеваний эндокринной системы у взрослых и детей, их диагностику, лечение и профилактику;

  • общие и функциональные методы исследования в эндокринологии и, в первую очередь гормональные и биохимические, иммунологические методы исследования в норме и при патологии эндокринных желез;

  • специальные методы исследования в терапии и эндокринологии, (ЭКГ, Эхо КС, рентгенологические, радиологические, КТ, ЯМР, ультразвуковые, биохимические, ангиографические и другие);

  • принципы и методы определения инсулина, С-пептида, кортизола, половых гормонов, алдостерона, ренина, тиреоидных гормонов, пролактина, тропных гормонов гипофиза, антител к тканям эндокринных желез и гормонам;

  • основы фармакологии в эндокринологической клинике, включая применение заместительной, включая применение препаратов инсулина, и супрессивной гормональной терапии, гипотензивных, гиполипидемических, ангиопротекторных, гепатопротекторных, нейропротекторных, антиоксидантных. антибактериальных и других препаратов, механизм действия основных групп лекарственных веществ, осложнения, вызванные применением лекарств, особенности действия их в разные возрастные периоды;

  • генетические основы патологии в клинике эндокринных заболеваний, основы учения о реактивности и аллергии, иммунологические основы патологии;

  • клиническую симптоматику пограничных состояний в эндокринологической клинике;

  • принципы оказания первой помощи при неотложных состояниях;

  • основы первичной реанимации;

  • организацию службы интенсивной терапии и реанимации в эндокринологической клинике, оборудование палат интенсивной терапии и реанимации;

  • применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

  • основы рационального питания здорового организма, принципы диетотерапии у больных с различными заболеваниями эндокринной системы

  • основы, принципы и варианты профилактики, ее организацию и методы профилактики основных заболеваний в эндокринологии;

  • показания и противопоказания к оперативным и лучевым методам лечения больных с заболеваниями эндокринной системы;

  • вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, организацию ВТЭ;

  • методы раннего выявления эндокринологических заболеваний при массовом профилактическом обследовании населения;

  • основы стандартных и непараметрических методов статистического анализа;

  • диспансерное наблюдение за больными с эндокринными заболеваниями, проблемы профилактики;

  • формы и методы санитарной санитарно-просветительной работы среди населения;

  • вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны.



  1. Общие умения.

Специалист врач-эндокринолог должен уметь:

  • получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии;

  • оценить тяжесть состояния больного принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную помощь;

  • определить показания к применению специальных методов исследования лабораторных, рентгенологических, радиологических, радиоизотопных, биохимических, функциональных), необходимых для уточнения; правильно оценить полученные данные;

  • определить показания для госпитализации, организовать ее в соответствии с состоянием больного;

  • провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;

  • оценить данные исследования функции эндокринных органов;

  • оценить данные электрокардиограммы, эхокардиограммы, данные рентгенологического, лучевого и ультразвукового обследования эндокринных желез и внутренних органов и дать по ним заключение;

  • назначить необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия с учетом возраста больного и его состояния;

  • назначить лечебное питание с учетом общих факторов и характера заболевания;

  • применить необходимые реабилитационные мероприятия;

  • осуществить диспансерное наблюдение, оценить его эффективность;

  • определить трудоспособность больного – временную или стойкую нетрудоспособность, возможность перевода на другую работу;

  • оформить необходимую медицинскую документацию;

  • составить отчет о своей деятельности, провести анализ ее;

  • проводить санитарно-просветительную работу среди населения;

  • провести первичную реанимацию при острых и неотложных состояниях;

  • организовать проведение необходимых исследований при подозрении на онкологическое заболевание и по показаниям госпитализировать в специализированное медицинское учреждение;

  • своевременно диагносцировать и организовать госпитализацию в специализированное медицинское учреждение больных острыми инфекционными и паразитарными заболеваниями;

  • своевременно диагносцировать и организовать госпитализацию в специализированное медицинское учреждение больных ВИЧ-инфекцией;

  • оказать первую врачебно-медицинскую помощь и организовать противоэпидемические и специальные мероприятия при эпидемиях инфекционных заболеваний, массовых поражениях населения и катастрофах в военно-полевых условиях.


В результате прохождения практики врач- ординатор должен уметь:

  1. Специальные знания и умения.

Специалист врач-эндокринолог должен знать диагностику, клинику, лечение, профилактику заболеваний эндокринной системы, должен уметь диагностировать и оказывать необходимую помощь при следующих неотложных заболеваниях:

  • травматический шок, черепно-мозговая травма;

  • острая кровопотеря;

  • инфаркт, инсульт, острая сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность;

  • сосудистый коллапс;

  • острая интоксикация (пищевая, лекарственная);

  • острый живот, внематочная беременность;

  • кома (диабетическая гипергликемическая, гипогликемическая, гиперосмолярная, гиперлактацидемическая, гипотиреоидная, тиреотоксический криз, острая недостаточность коры надпочечников, гипертензивный криз при феохромоцитоме);

  • клиническая смерть.

В результате прохождения практики врач-ординатор должен:

- владеть: основами законодательства о здравоохранении, знать директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, организацию эндокринологической службы в стране,

- владеть основами учетно-отчетной документации деятельности стационара и поли¬клиники: статистические методы оценки показателей этой деятельности,

- владеть планированием и анализом своей работы, принципами сотрудничества с другими специалистами и службами (социальная служба, страховая компания, ассо¬циация врачей и т.д.); знать и соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии,

- владеть правами и функциональными обязанностями эндокринолога в стационаре, поликлинике и диспансере.



- владеть общими манипуляциями:

  1. Определение гормонального профиля при поражении различных желез внутренней секреции.

  2. Проведение функциональных проб.

  3. Исследование сахара в крови, ацетона и сахара мочи экспресс-методами.

  4. Исследование полового хроматина (при отсутствие генетической лаборатории).

  5. Реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж, сердца на догоспитальном этапе).

  6. Остановка кровотечения.

  7. Иммобилизация позвоночника и конечности при транспортировке.

  8. Наложение повязки на рану.

  9. Определение групповой принадлежности крови.

  10. Промывание желудка через зонд.

  11. Катетеризация мочевого пузыря.

  12. Трахеотомия.

- Владеть практическими навыками (специальными умениями)

  1. Получить информацию о предполагаемом нарушении водно-электролитного баланса.

  2. Выявить специфические клинические признаки нарушения водного обмена.

  3. Определить клинические синдромы альдостеронизма.

  4. Составить план диагностического обследования больного.

  5. Провести клинико-лабораторные, гормональные исследования и тесты функциональной диагностики.

  6. Правильно интерпретировать полученные результаты обследования.

  7. Дифференцировать заболевания с нарушением водно-электролитного обмена.

  8. На основании анамнеза, клиники и данных лабораторных исследований правильно сформулировать диагноз.

  9. Назначить патогенетическую терапию.

  10. Оценить эффективность терапии методом клинико-лабораторного контроля.

  11. Сформулировать и установить диагноз сахарного диабета.

  12. Провести диагностический поиск по определению типа сахарного диа­бета.

  13. Выявить гестационный диабет.

  14. Выявить нарушение толерантности к глюкозе.

  15. Выявить наличие и степень выраженности диабетических сосудистых осложнений.

  16. Определить степень тяжести сахарного диабета.

  17. Диагностировать и дифференцировать неотложные состояния (комы) при сахарном диабете.

  18. Составить программу ведения больного сахарным диабетом при хирур­гических вмешательствах.

  19. Составить план ведения беременной с сахарным диабетом и определить прогноз исхода беременности для матери и плода.

  20. Проводить коррекцию метаболических нарушений при развитии ин­фаркта миокарда и инсульта у больного сахарным диабетом.

  21. Проводить дифференциальный диагноз различных вариантов диабетиче­ской стопы.

  22. Разработать тактику ведения больного в зависимости от клинического варианта "диабетической стопы".

  23. Проводить профилактику и лечение осложнений сахарного диабета.

  24. Выявить специфические признаки заболеваний щитовидной железы и составить алгоритм диагностического поиска по выявлению гипотироза, тиротоксикоза, эутиреоидного зоба.

  25. Пальпировать щитовидную железу, диагностировать глазные симптомы тиротоксикоза и офтальмопатию.

  26. Интерпретировать сцинтиграммы щитовидной железы.

  27. Определить время рефлекса ахиллова сухожилия.

  28. Выявить специфические признаки гипер- и гипофункции коры надпочечников.

  29. Распознать характерные признаки гиперкатехолемии.

  30. Распознать вирильный синдром и оценить степень вирилизации.

  31. Определить гирсутное число.

  32. Интерпретировать результаты инструментальных исследований надпочечных желез (оксигеносупрареноперитонеум, сцинтиграфия).

  33. УЗИ надпочечников.

  34. ангиография надпочечников.

  35. Быстро и эффективно купировать адреналовый криз.

  36. Подготовить больного к адреналэктомии.

  37. Выявить признаки гипер- и гипокальциемии.

  38. Определить необходимость исследования фосфорно-калыдиевого обмена.

  39. Интерпретировать показатели общего, ионизированного, белоккорректированного кальция, неорганического фосфора, магния и хлоридов.

  40. Интерпретировать рентгенограммы скелета.

  41. Выявлять характерные признаки остеопороза, фиброзно-кисгозной остеодистрофии, гигантоклеточной опухоли на рентгенограммах костей.

  42. Оценить результаты показателей основных кальцийрегулирующих гормонов (ПТГ, КТ, витамин D3).

  43. Определить показания и противопоказания к проведению термографии, компьютерной томографии, радиоизотопного сканирования и инвазивных методов исследования.

  44. Выявлять симптомы Хвостека, Эрба, Вейса, Шлезингера.

  45. Быстро и эффективно купировать гиперкальциемический криз и приступ тета.

  46. Уметь на основании анамнеза предположить заболевание половых желез.

  47. Определить по результатам осмотра признаки нарушения функции половых желез.

  48. Определить степень вторичного оволосения и его тип.

  49. Определить степень ожирения и перераспределения подкожно-жировой клетчатки.

  50. Пальпировать яички: определить их размер, консистенцию, фиксацию в мошонке.

  • Определить гинекомастию у мужчин и оценить характер ткани.


Общая трудоёмкость программы составляет:

Каталог: abitur -> docs -> annotations
abitur -> Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие курсы по специальности 030301 «Психология»
abitur -> Влияние наркотиков на организм
annotations -> Аннотация рабочей программы
annotations -> Рабочей программы учебной дисциплины «маркетинг в здравоохранении» направления подготовки менеджмент
annotations -> Учебной дисциплины «менеджмент в здравоохранении» направления подготовки менеджмент


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница