Содержание
Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме использования ЛФК при поясничном остеохондрозе 6
1.1. Этиология, патогенез, клиника поясничного остеохондроза 6
1.2. Механизмы лечебного действия физических упражнений при остеохондрозе позвоночника 16
1.3. Лечебная физкультура при поясничном остеохондрозе 21
Глава 2. Цели, задачи, методы исследования 31
2.1. Цели и задачи исследования 31
2.2. Методы исследования 32
2.3. Организация исследования 46
Глава 3. Анализ и обсуждение полученных результатов 48
3.1. Анализ результатов исследования 48
3.2. Рекомендации по использованию лечебных упражнений 50
Заключение 56
Список литературы 59
Введение
Введение
Актуальность. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2005 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 - 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушение опорно-двигательного аппарата.
Лечебная физкультура в комплексном лечении различных заболеваний по праву занимает все большее место, особенно при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Целенаправленные и дозированные, структурно оформленные движения служат также весьма эффективным средством реабилитации при различных заболеваниях.
Общество, в настоящее время, не охвачено полноценной системой профилактических мероприятий, предупреждающих возникновение и развитие остеохондроза, а с другой стороны, методы лечения являются недостаточно эффективными.
Отсутствие регламентированных мероприятий не обеспечивает восстановления работоспособности в кратчайшие сроки и не предупреждает рецидивы клинических проявлений. Дифференцированный подбор физических упражнений, в последнее время, начал занимать достойное место среди различных профилактических методов с использованием средств оздоровительной и лечебной физической культуры. Это связано с быстрым ростом числа больных и естественной неудовлетворенностью методами лечения и профилактики, которые до сих пор предлагались традиционной медициной.
Достижения биологии, динамической анатомии, физиологии, биофизики, биомеханики с одной стороны и клинической медицины - с другой, позволили подойти к глубокому пониманию терапевтического значения средств ЛФК и теоретически обосновать их применение при различных болезнях. На базе современных физиологических, биомеханических и клинических концепций созданы теоретические основы ЛФК, систематизированы физические упражнения и определены методические положения к их применению. Таким образом, созданы необходимые предпосылки для методических разработок частных вопросов в области практического применения лечебной физкультуры.
Лечебная физкультура - один из наиболее биологически обоснованных методов лечения, это, прежде всего, терапия регуляторных механизмов, использующая наиболее адекватные биологические пути мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных свойств организма для ликвидации патологического процесса.
Во время выполнения физических упражнений усиливается кровообращение и к работающим мышцам поступает большое количество крови, а, следовательно, больше питательных веществ и кислорода.
При систематическом выполнении физических упражнений мышцы укрепляются, их мощность и работоспособность возрастают, а это способствует осуществлению задачи восстановительной и корригирующей терапии при нарушениях в организме.
Объектом исследования является лечебная физкультура как средство реабилитации.
Предмет исследования - использование средств лечебной физкультуры при остеохондрозах позвоночника.
Цель данной работы - рассмотреть физическую реабилитацию при остеохондрозах поясничного отдела позвоночника.
Задачи:
рассмотреть влияние лечебной физической культуры на организм;
изучить особенности использования ЛФК при различных нарушениях опорно-двигательного аппарата;
изучить возможный комплекс упражнений ЛФК при опорно-двигательных нарушениях;
провести исследование использования ЛФК при поясничном остеохондрозе.
Новизна исследования заключается в том, что на настоящий момент использование средств лечебной физкультуры недостаточно широко применяется в реабилитации детей и подростков, имеющих остеохондроз поясничного отдела позвоночника.
Теоретическая значимость заключается в разработке рекомендаций физической реабилитации для детей и подростков, имеющих остеохондроз поясничного отдела позвоночника.
Практическая значимость исследования заключается в апробации разработанной программы физической реабилитации.
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме использования ЛФК при поясничном остеохондрозе
1.1. Этиология, патогенез, клиника поясничного остеохондроза
Остеохондроз (osteochondrosis: греч. osteon кос
Список литературы
Список литературы
1. Аухадеев Э.И. Соматические типы подростков, требующие повышенного вертеброневрологического внимания в физическом воспитании //Науч. труды III Междунар. конгресса вертеброневрологов. - Казань, 1993. - С.83.
2. Большая медицинская энциклопедия. - М.: Российская энциклопедия, 2003
3. Бородич Л.А., Назаров Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1988. - 75с.
4. Веселовский В.П. Практическая вертеброневрология и мануальная терапия. - Рига, 1991. - 340с.
5. Виленская Т.Е. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата как одно из наиболее "слабых звеньев" у современных детей 7-10 лет. - 2003. - № 3. - С.52
6. Воронин В. Хатха-Йога: что мы можем взять из нее? // Наука и жизнь. - 1990. - №5. - С.24-27.
7. Гаськов А.В., Марковец И.В. Психофизические аспекты укрепления здоровья детей средствами ушу. // Физическая культура. - 2001. - №4
8. Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Валиев Н.М. Восточные системы оздоровления детей младшего школьного возраста: Метод. разраб. для студ. Академии. - М.: РГАФК, 1995. - 28с.
9. Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Сковородникова Н.Б. Формирование осанки у младших школьников нетрадиционными оздоровительными средствами. // Физическое воспитание. - 2000. - №4. - С.42.
10. Гришин Т.В., Никитин С.В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах //Вестник гильдии протезистов-ортопедов. - 2000. - № 3. - С.38-42
11. Детская спортивная медицина. / Под ред. Тихвинского С.Б. - М.: Медицина, 2000. - С.142.
12. Каптелин А.Ф. Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии. - М., 1986. - С. 69.
13. Карпман В.Л. Спортивная медицина. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - С.34.
14. Копылов Ю.А. Беречь осанку смолоду // Физическая культура в школе. - 1999. - №2. - С.16-17
15. Короткова Е.А., Пенькова И.В. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата детей в образовательном процессе по физической культуре. - 2002. - № 4. - С.22
16. Курпан Ю.И., Таламбум Е.А., Силин Л.Л. Движение против остеохондроза позвоночника. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 114с.
17. Лечебная физическая культура: Учебник для институтов физической культуры. / Под общ. ред. доц. С.Н.Попова. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 346с.
18. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. - Л.: Медицина, 1988. - 143с.
19. Михайлов М.К., Акберов Р.Ф. К проблеме шейного остеохондроза у детей // Вертеброневрология. - Казань, 1995. - №1-2. - С.74 - 79.
20. Никандров В.В. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2003. - 480с.
21. Оптимальные режимы двигательной активности у детей и взрослых в норме и патологии // Научный обзор. / Под ред. В.Л. Уткина. - М., 2007. - 83с.
22. Осик В.И. и др. Проблема физического воспитания детей и подростков с патологией опорно-двигательного аппарата. // Физическое воспитание. - 1999. - №3-4. - С.34-35.
23. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1996. - 144с.
24. Полубояров А.Т. и др. Реабилитационные физические упражнения, используемые при лечении поясничного отдела позвоночного столба. - М., 2005. - 58с.
25. Попелянский Я.Ю., Кадырова Л.А., Сак Н.Н. Хондропатия и остеохондроз (О вертеброгенных болях у детей и подростков) // Вертеброневрология. - Казань, 1995. - №1-2. - С.38 - 40
26. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский. - СПб: Питер, 2000. - 560с.
27. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/Л.И. Вансовская, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под ред. А.А. Крылова.- СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. - 31с.
28. Ратнер А.Ю. Родовые повреждения нервной системы. - Казань: Издательство Казанского университета. 1985. - 335с.
29. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО "Речь", 2002. - 350с.
30. Спирин В.К. Коррекция осанки детей средствами физической культуры с учетом врожденных задатков к выполнению скоростной работы и работы на выносливость. // Физическое воспитание. - 2002. - № 2. - С.48.
31. Справочник по детской лечебной физкультуре. / Под ред. М.И. Фонарева. - М.: Медицина, 2005. - 198с.
32. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие. - М.: Академия, 2001. - С.39
33. Шмидт И.Р., Ван В., Миненков В.А. и др. Варианты мышечных синдромов в клинике поясничного остеохондроза // Мануальная медицина. - 1994. - №6. - С.7 - 9.
34. Юдельсон Я.Б., Нечаев В.И. Морфологические аспекты в вертеброневрологии. // Неврологический журнал. - 2000. - №6. - С.33 - 35
Поделитесь с Вашими друзьями: |