Ю. М. Герасимов



страница1/52
Дата02.05.2016
Размер6.2 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52
Код документа штаба ГОЧС № 01.7.96.1

Утверждаю


Заместитель Министра

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий

А.Н.ЧЕЛЫШЕВ

31 октября 1996 г. N 9/733/3-2


Заместитель Министра

путей сообщения

Российской Федерации

Ю.М.ГЕРАСИМОВ

25 ноября 1996 г. N ЦМ-407
Согласовано

Заместитель Председателя

Федерального горного и

промышленного надзора

Н.Н.КАРНАУХ

28 октября 1996 г. N 03-35/287


ПРАВИЛА

БЕЗОПАСНОСТИ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила безопасности разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.92 N 833 "О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации".

1.2. Настоящие Правила определяют меры безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, а также для предприятий и организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей и ликвидацию последствий аварийных ситуаций.

1.3. Аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

1.4. Действия работников железнодорожного транспорта и привлеченных формирований при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств грузов (пожаровзрывоопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.), с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами перевозок опасных грузов.

1.5. Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках (приложение 2 к настоящим Правилам). Групповые аварийные карточки включают опасные грузы с аналогичными показателями транспортной опасности, характер необходимых действий при ликвидации последствий аварийных ситуаций с которыми совпадает или различается незначительно.

Аварийная карточка содержит:

указания по применению средств индивидуальной защиты;

необходимые указания по действиям при аварийной ситуации:

- общего характера;

- при утечке, разливе и россыпи;

- при пожаре;

указания по нейтрализации;

указания по мерам первой помощи.

Порядок осуществления обязательных общих мер при авариях с различными опасными грузами приведен в разделе 2 настоящих Правил.

Необходимые для ликвидации аварийной ситуации средства приведены в приложении 3 настоящих Правил.

Указания по доврачебной помощи представлены в аварийных карточках и в п. 5.9 настоящих Правил.

Указания по врачебной помощи предусмотрены в Медицинских аварийных карточках.

1.6. Алфавитный указатель (приложение 4.1 к настоящим Правилам) содержит наименования опасных грузов с указанием для каждого груза соответствующего номера аварийной карточки.

Если по какой-либо причине точное наименование груза установить не удалось, но известен номер ООН груза, то номер аварийной карточки следует искать по прил. 4.2 к настоящим Правилам. При отсутствии наименования и номера ООН груза следует руководствоваться предписаниями приложения 5 к настоящим Правилам.

1.7. При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождаемыми проводниками или специалистами грузоотправителя (грузополучателя), последние обязаны:

а) принять все необходимые меры к предотвращению угрозы людям, повреждения подвижного состава, сооружений, грузов, других последствий;

б) установить возможность и условия дальнейшего следования грузов и при необходимости совместно с локомотивной бригадой принять меры к прекращению движения поездов, маневровой работы и к недопущению доступа посторонних лиц в опасную зону;

в) после осмотра места происшествия доложить о создавшейся обстановке и мероприятиях по обеспечению безопасности: на перегоне - машинисту локомотива, на станции - дежурному по станции;

г) по прибытии на место аварийной ситуации аварийно-восстановительных и пожарных подразделений сообщить их руководителям о состоянии груза, подвижного состава и мерах безопасности при ведении аварийно-восстановительных и спасательных работ.

Осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в части мер безопасности при выполнении работ с указанными грузами или вагонами, содержащими сопровождаемый груз, производится по согласованию с сопровождающими их проводниками или специалистами и при их участии.

1.8. Восстановительные и пожарные поезда железных дорог к месту происшествия направляются в порядке, действующем на железнодорожном транспорте. Личный состав указанных поездов и другие работники железных дорог, привлеченные к ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, должны быть обучены правилам пользования средствами индивидуальной защиты и обеспечены ими в соответствии с порядком, установленным МПС России. Восстановительные и пожарные поезда осуществляют ликвидацию аварийных ситуаций с опасными грузами в пределах своих тактико-технических возможностей. Исходя из конкретной обстановки в состав восстановительного поезда может быть включен вагон с медицинским оборудованием. Медицинский персонал направляется в составе восстановительных и пожарных поездов в установленном МПС России порядке.

1.9. Для ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами привлекаются силы и средства грузоотправителя (грузополучателя), которые после получения требования от железной дороги должны быть направлены немедленно таким видом транспорта, который обеспечил бы прибытие их к месту происшествия в возможно короткий срок.

1.10. При возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами управления (отделения) железных дорог привлекают в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов газоспасательных, горноспасательных и других аварийных служб региона, близлежащих предприятий, пожарные подразделения населенных пунктов и объектов. Указанные службы и специалисты выезжают на место происшествия с необходимыми для ликвидации аварийной ситуации средствами и техникой. Привлекаемые организации вправе пользоваться не только рекомендациями аварийных карточек, но и специфическими нейтрализаторами, методами и способами ликвидации аварийных ситуаций, средствами индивидуальной защиты и обязаны обеспечить средства индивидуальной защиты для всего персонала организации, участвующей в ликвидации аварийной ситуации.

Управления железных дорог в пределах своего региона заблаговременно определяют с территориальными органами МЧС России перечень предприятий, имеющих аварийные службы или соответствующих специалистов, а также номенклатуру опасных грузов, в ликвидации аварийных ситуаций с которыми эти предприятия могут принять участие. Перечень этих предприятий утверждается местной администрацией по представлению управлений железных дорог.

Кроме того, к ликвидации последствий аварийных ситуаций привлекаются невоенизированные формирования и воинские подразделения, входящие в территориальную подсистему Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), порядком, предусмотренным двусторонним соглашением между МЧС России и МПС России.

Порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения о наличии пожароопасных, ядовитых, коррозионных свойств опасных грузов приведены в приложении 7 к настоящим Правилам.

1.11. Министерства, ведомства, перечисленные в приложении 8 к настоящим Правилам, а также другие министерства, ведомства, подведомственные предприятия которых отгружают опасные грузы, представленные в перечне, согласованном МПС России и МЧС России, должны иметь центральные службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с указанными грузами и соответствующие территориальные организации. Места их дислокации, номера телефонов и другие средства связи указаны в приложении 8 к настоящим Правилам. В случае изменения указанных сведений, а также при организации нового центрального или территориального органа адреса, номера телефонов и т.д. должны быть немедленно сообщены в МПС России соответствующим министерством, ведомством или организацией.

По решению соответствующего министерства, ведомства функции центральной службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами могут быть возложены на центральный диспетчерский аппарат данного министерства, ведомства или организации.

1.12. Порядок проведения основных мероприятий по нейтрализации и дегазации приведен в соответствующем разделе аварийной карточки и разд. 6 настоящих Правил.

Обеспечение нейтрализующими веществами подразделений, участвующих в ликвидации последствий аварии, производится предприятиями-грузоотправителями (грузополучателями) или близлежащими предприятиями исходя из минимальных норм расхода, приведенных в п. 6.3 настоящих Правил, по заявке руководителя работ по ликвидации аварийной ситуации.


2. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ С ОПАСНЫМИ

ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ


2.1. К перевозке опасных грузов допускаются локомотивные бригады, прошедшие обязательный инструктаж, изучившие требования и обеспеченные комплектом настоящих Правил, имеющие соответствующий допуск к работе с опасными грузами (на основании инструкции), снабженные средствами индивидуальной защиты (СПИ-20 или аналогичными), аптечкой и комплектом переносных радиостанций.

При возникновении аварийных ситуаций на перегоне машинист локомотива незамедлительно сообщает об этом установленным порядком по поездной радиосвязи или любым другим возможным в создавшейся ситуации видом связи поездному диспетчеру и дежурным по ближайшим станциям, ограничивающим перегон. Машинист локомотива и его помощник имеют право вскрыть пакет с перевозочными документами.

Схема оповещения причастных работников при возникновении аварийной ситуации представлена на рисунке 1.

Перегон,


станция ┌─────────┐ ┌────────────┐ ┌──────────────────────┐

│Начальник│<───────┐ │Локомотивная│ │ ┌───────────┐ │ ┌─────────────────┐

│ станции │ │ │бригада, │ │ │Аварийно- │ │ │Грузоотправитель,│

└─────────┘ │ │другие ра- │ │ │восстанови-│ ┌───┼─>│грузополучатель, │

│ │ботники │ │┌─>│тельные │ │ │ │владелец подвиж- │

│ └─────┬──────┘ ││ │подразделе-│ │ │ │ного состава │

│ │ ││ │ния │ │ │ └─────────────────┘

│ \/ ││ └───────────┘ │ │

┌───────────────────────────┐ │ ┌────────────┐ ││ ┌───────────────┘ └──────┐

\/ │ └─┤Дежурный по │ ││ │ │

┌────────┐ ┌───────────┐ └───┤ станции, ├─┘│ │┌─────────────────────────┼─────────┐

│Штаб ГО │ │Пожарный и │ │ маневровый │ │ ││ \/ │

│ района │ │восстанови-│<───────┐ │ диспетчер │ │ ││ ┌──────────┐ │

│(города)│ │тельный по-│<──────┐│ └─────┬──────┘ │ │├───────────────────>│ЛУВД-ЛОВД,│ │

└─┬──────┘ │езда │ ││ │ │ ││ │ ОВД │ │

│ └───────────┘ ││ \/ │ ││ └───┬──────┘ │

│ ││ ┌────────────┐ │ ││ ┌───────────────┐ │ \/

│ Отделение┌───────────┐ │└─┤ Поездной ├──┘ ││ │Начальник отде-│ │ ┌─────────────────┐

│ железной │Служба вое-│ │ │ диспетчер │ ││ │ления железной │ │ │Дежурный помощник│

│ дороги │низирован- │<- - ─┐│ └─────┬──────┘ ││┌─>│дороги (началь-│ │ │военного комен- │

│ │ной охраны │ ││ │ │││ │ник железной │ │ │данта железнодо- │

│ └───────────┘ │ │ │││ │дороги) ├┐ │ │рожного участка и│

│ ││ │ │││ └┬──────────────┘│ │ │станции │

│ ┌───────────┐ │ │ │││ │ Председатель │ │ └───────────┬─────┘

│ │Начальник │ ││ │ │││ │ комиссии по │ │ │

│ │отдела гру-│<- ─┐ │ │ │││ │ ликвидации │ │ │

│ │зовой и │ │ ││ │ │││ │ чрезвычайных │ │ │

│ │коммерче- │ │ \/ │││ │ ситуаций │ │ │

│ │ской работы│ │ ││ ┌────────────┐ │││ └───────────────┘ │ │

│ └───────────┘ └──┤Дежурный по ├────┘││ │ │

\/ │ └─ ─┤отделению ├─────┘│ ┌────────────────┐ │ \/

┌────────┐ ┌───────────┐ │(управлению)├──────┘ │Главный врач │ │ ┌────────┐

│Штаб ГО │ │Ревизор по │ └─ - ─┤железной до-├────────>│центра санэпид- │ │ │Дежурный│

│области,│<──┤безопаснос-│<─────────┤роги │ │надзора отделе- │ │ │офицер │

│края, │ │ти движения│ └─────┬──────┘ │ния железной │ └────┐ │Управле-│

│респуб- │ │поездов │ │ │дороги │ │ │ния во- │

│лики │ └───┬───────┘ \/ └────┬───────────┘ │ │енных │

└────┬───┘ │ ┌────────────┐ ┌───────────┼──────────────┬─────┼────>│сообще- │

│ │ │Старший де- │ │ │ │ \/ │ний на │

│ Железная │ │журный по- │ │ \/ │ ┌─────┐ │железной│

│ дорога │ │мощник на- ├──┘ ┌───────────────────┐ └─>│УВДТ,│ │дороге │

\/ \/ │чальника │ │Главный врач центра│ │ УВД,│ └───┬────┘

┌─────────┐ ┌───────────┐ │оперативно- ├──────>│санэпиднадзора же- │ │ МВД │ │

│Оператив-│ │Служба без-│<─────────┤распоряди- │ │лезной дороги │ └──┬──┘ │

│ный де- │ │опасности │ │тельного от-│ └─────────────────┬─┘ │ │

│журный │<─┤движения и │ ┌──────┤дела желез- │ │ │ │

│регио- │ │экологии │ │ │ной дороги │ ┌──────────────────┐ │ │ │

│нального │ └───┬───────┘ │ └─────┬───┬──┘ │Территориальные │ │ │ │

│центра │ │ \/ │ └──────>│(центральные) │ │ │ │

│МЧС Рос- │ │ ┌────────────┐ │ │службы по ликви- │ │ │ │

│сии │ │ │Региональные│ │ │дации аварийных │ │ │ \/

└────┬────┘ │ │органы Гос- │ │ │ситуаций (прил. 8)│ │ │ ┌────────┐

│ │ │гортехнадзо-│ │ └──────────────────┘ │ │ │Дежурный│

│ Министер- │ │ра России │ │ │ \/ │офицер │

│ ство │ └────────────┘ │ ┌──────────────────────┼─┐ ┌──────┐ │Цент- │

\/ \/ \/ │ │ ├─>│ГУВДТ │ │рального│

┌─────────┐ ┌───────────┐ ┌──────────────────┐ │ ┌─────────────┐ │ │ │ МВД │ │Управле-│

│Оператив-│ │Управление │ │Дежурный по опера-│ │ │Главный са- │<─────┘ │ │России│ │ния во- │

│ный де- │ │по безопас-│ │тивно-распоряди- ├──┘ │нитарный врач│ │ └──────┘ │енных │

│журный │<─┤ности дви- │<───┤тельному отделу │ │железнодорож-│ └────────────>│сообще- │

│МЧС Рос- │ │жения и │ │Управления перево-├───>│ного транс- │ │ний МО │

│сии │ │экологии │ │зок │ │порта │ │России │

└─────────┘ └───────────┘ └───────────┬──────┘ └─────────────┘ └────────┘

\/



┌─────────────────┐

│Начальники управ-│

│лений МПС России │

└─────────────────┘


------------- - оповещаются в первую очередь;

- - - - - - - - оповещаются во вторую очередь.

Рис. 1. Схема оповещения при возникновении

аварийной ситуации с опасными грузами


Сообщение должно включать в себя описание характера аварийной ситуации, сведения о наличии пострадавших, содержащиеся в перевозочных документах наименование груза, номер аварийной карточки (номер ООН груза, при наличии), количество опасного груза в зоне аварийной ситуации, а на электрифицированных участках - сведения о необходимости снятия напряжения в контактной сети.

После передачи сообщения об аварийной ситуации локомотивная бригада принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в аварийной карточке на данный опасный груз.

2.2. При получении от машиниста сообщения об аварийной ситуации, а также при возникновении аварийной ситуации в пределах станции дежурный по станции сообщает о случившемся начальнику станции, поездному диспетчеру, в штаб гражданской обороны района (города), после чего принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в соответствующей аварийной карточке.

2.3. При отсутствии перевозочных документов номер аварийной карточки следует установить в соответствии с п. 1.5 настоящих Правил.

2.4. К принятию неотложных мер могут быть привлечены работники всех других служб железной дороги, при условии обязательного проведения с ними предварительного и текущего инструктажа по работе с опасными грузами и обеспечения их средствами индивидуальной защиты.

2.5. Поездной диспетчер, получив сообщение об аварийной ситуации, немедленно сообщает об этом дежурному по отделению (управлению) железной дороги и в зависимости от создавшейся ситуации принимает решение о направлении восстановительного и пожарного поездов, других аварийно-восстановительных подразделений, а также регулирует движение поездов в районе места происшествия.

2.6. Дежурный по отделению (управлению) железной дороги, получив сообщение об аварийной ситуации, передает сообщение начальнику отделения железной дороги, в случае отсутствия отделения железной дороги - начальнику железной дороги, председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям отделения железной дороги, старшему дежурному помощнику начальника оперативно-распорядительного отдела службы перевозок железной дороги, ревизору по безопасности движения поездов отделения (управления) железной дороги и главному врачу Центра санэпиднадзора (ЦСЭН) отделения (управления) железной дороги.

В случае, когда в зоне аварийной ситуации оказалось большое количество опасного груза (целые вагоны, их группы или большое количество упаковок опасного груза) или возникла чрезвычайная ситуация, дежурный по отделению (управлению) железной дороги сообщает об этом местной администрации, которая действует в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

После вызова специальных служб для ликвидации аварийной ситуации дежурный по отделению (управлению) железной дороги сообщает о ней начальнику отдела грузовой и коммерческой работы, руководству службы военизированной охраны железной дороги.

2.7. Начальник отделения железной дороги (начальник железной дороги) при аварийной ситуации, представляющей угрозу населению или окружающей среде, совместно со специалистами причастных служб, а в необходимых случаях совместно с представителями местных органов власти, территориальных служб МЧС России, здравоохранения, внутренних дел, промышленных предприятий, организаций и специалистами грузоотправителя (грузополучателя) должны оперативно выполнить следующий комплекс мероприятий:

а) провести санитарно-химическую разведку очага аварии и территории, находящейся под угрозой поражения от факторов аварии, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению и оцеплению;

б) при необходимости провести эвакуацию населения близлежащих территорий (радиус зоны эвакуации определяется исходя из свойств и количества груза, особенностей местности и погодно-климатических условий);

в) оценить пожарную обстановку;

г) выявить людей, подвергшихся воздействию ядовитых (токсичных) и едких веществ, биологически опасных препаратов, и организовать оказание им медицинской помощи;

д) разработать план ликвидации аварийной ситуации, в котором предусмотреть следующий порядок действий:

- дать краткую характеристику очага поражения;

- определить угрозу взрыва и пожара для личного состава подразделений и населения, а также угрозу развития пожара;

- определить силы и средства, необходимые для ликвидации последствий аварии, и порядок их использования;

- поставить задачи отдельным подразделениям и специализированным формированиям;

- установить динамический контроль содержания химических веществ в окружающей среде;

- установить последовательность аварийно-восстановительных работ;

- организовать регистрацию участников ликвидации последствий аварийной ситуации;

- выбрать способы нейтрализации и дегазации на основе указаний аварийной карточки;

- организовать контроль за полнотой нейтрализации (дегазации, обеззараживания) местности, объектов внешней среды, техники, транспорта, спецодежды;

- организовать медицинское обеспечение;

- предпринять необходимые меры безопасности;

- организовать управление ходом работ и установить порядок представления донесений.

Такие мероприятия, как тушение ординарных пожаров, восстановление сквозного движения, расчистку завалов, подъем подвижного состава, разделку вагонов осуществляет железная дорога; оцепление зоны чрезвычайной ситуации, развертывание пунктов управления, организацию связи между подразделениями в месте ликвидации аварийной ситуации, нейтрализацию ядовитых веществ, перекачку жидкостей, сбор и вывоз зараженного грунта, обваловку и засыпку проливов, участие в тушении сложных пожаров (например, при горении ядовитых веществ или при образовании токсичных продуктов горения), организацию действий по ликвидации загрязнений местности и утилизации остатков опасных грузов осуществляют аварийные бригады предприятий, другие подразделения, входящие в территориальную подсистему РСЧС, войска и формирования гражданской обороны.

2.8. Общее руководство безопасным ведением работ осуществляет руководитель работ по ликвидации последствий аварийной ситуации. Ответственность за выполнение установленных руководителем работ мер безопасности работниками подразделений железнодорожного транспорта, а также личным составом привлеченных подразделений несут руководители этих подразделений.

Запрещается приступать к восстановительным работам в зоне аварии с опасными грузами силами подразделений МПС России до прибытия соответствующих аварийных служб, устранения ими угрозы жизни и здоровью людей и получения инструктажа на ведение восстановительных работ.

Если свойства веществ и материалов неизвестны, руководитель работ может принять меры по их выяснению через грузоотправителя (грузополучателя), специализированные научно-исследовательские организации, автоматизированную информационно-справочную систему "Опасные грузы", а в необходимых случаях требовать направления на место аварии соответствующих специалистов грузоотправителя (грузополучателя).

2.9. Старший дежурный помощник начальника оперативно-распорядительного отдела железной дороги, получив сообщение об аварийной ситуации, незамедлительно сообщает о ней руководству железной дороги и соответствующих служб, дежурному по оперативно-распорядительному отделу Управления перевозок МПС России, главному санитарному врачу железной дороги и в территориальные (при их отсутствии - центральную) службы по организации ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами соответствующего министерства, ведомства или организации, включая МЧС России.

2.10. Вагоны с опасными грузами, представляющие опасность (пожары, утечки), должны быть с соблюдением мер предосторожности отведены в безопасное место на расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 200 м от производственных и жилых строений, других вагонов с опасными грузами или на специально оборудованные пути, определяемые техническо-распорядительным актом станции.

2.11. Проведение работ с вагонами, груженными опасными грузами, при техническом обслуживании, безотцепочном ремонте и текущем отцепочном ремонте производится в соответствии с порядком, установленным МПС России.

2.12. При выявлении случаев соударения вагона с опасными грузами со скоростью, превышающей допустимую, не приведшего к сходу его с пути, необходимо проведение следующих мероприятий: с соблюдением мер безопасности, изложенных в аварийной карточке, с учетом особых предписаний (п. 3.11 настоящих Правил) выполнить технический и коммерческий осмотр вагона и при необходимости отвести его в безопасное место согласно п. 2.10 настоящих Правил.


Каталог: upload -> site63 -> iblock
upload -> Секция авиации и космической техники «физика космоса»
upload -> Методические рекомендации организация деятельности по резервам финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
upload -> Кардиоренальные взаимоотношения и качество жизни при лечении больных хронической сердечной недостаточностью с сопутствующим сахарным диабетом 2 типа 14. 00. 06 Кардиология
iblock -> Методические рекомендации организации деятельности по резервам финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
site63 -> Первая помощь при кровотечениях
site63 -> №1: Сердечно-легочная реанимация
site63 -> Памятка о том, что каждому нужно знать о коррупции


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52




©zodomed.ru 2024


    Главная страница