ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ АМБЛИОПИИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТРЕНИРОВОК
Т. А. Подугольникова
Институт проблем передачи информации РАН им. А.А.Харкевича,
Москва, Россия
Summary. Amblyopia is characterized by reduction of visual acuity and distortion of binocular functions. In this study perceptual learning method for restoration visual functions by using computer base therapy technique is described. Our results have shown that these computer trainings are effective for amblyopia treatment.
Key words: amblyopia; restoration of visual functions; perceptual learning; computer trainings
Амблиопия – это нарушение развития зрения в раннем возрасте, связанное c аномальным зрительным опытом, приводящим к нарушению нейронных связей в зрительной коре, что приводит к нарушению обработки зрительной информации [10]. При нескорректированной ошибке рефракции в случае анизометропии или при односторонней катаракте, зрительный образ, проецирующийся на одну сетчатку, будет нечетким. При этом мозг предпочитает информацию от лучшего глаза и подавляет от хуже видящего глаза, и у ребенка начинает развиваться амблиопия. В результате у него происходит снижение остроты зрения, нарушение бинокулярных функций (повышение порогов стереозрения, снижение резервов фузии и неустойчивость фиксации взора), а также ослабление когнитивных зрительных функций. Поэтому у детей с амблиопией часто наблюдается снижение уровня развития познавательных способностей и умственной работоспособности [1, 4], оказывающих общее негативное влияние на интеллектуальное развитие ребенка.
При поступлении в школу, детям постоянно приходится выполнять
зрительные задания, требующие согласованных движений глаз при переводе взора с объекта на объект – это и чтение, и списывание с доски, и зрительный счет, и определение размеров объектов, и сравнение их между собой. Но нарушения бинокулярных зрительных и когнитивных функций приводят к трудностям и при выполнении школьных нагрузок, и при совершении ряда действий в повседневной жизни [11, 12].
Для успешного лечения амблиопии необходимы функциональные тренировки зрения при создании преимущественных условий для амблиопичного глаза. В течение многих десятилетий самым продуктивным методом лечения амблиопии считалась ежедневная окклюзия лучшего глаза. В последние годы в клинических исследованиях было показано, что многообещающей стратегией для лечения бинокулярных нарушений является перцептивное обучение [13]. С этой целью стали широко применять специальные интерактивные компьютерные программы [5, 6].
Задачей нашего исследования являлось определение эффективности использования метода перцептивного обучения с помощью специальных компьютерных программ для восстановления зрительных функций у детей с амблиопией. При выполнении тренировок от ребенка требовалось многократное выполнение простых когнитивных действий: определение формы объектов, сравнение их между собой, нахождение отличий во взаиморасположении объектов или в мелких деталях похожих изображений, выработка выгодной стратегии зрительного поиска и др. Выполнение таких заданий требует от пациента концентрации и быстрого переключения зрительного внимания с объекта на объект, активной работы кратковременной зрительной памяти, быстрой локализации объектов в пространстве. При выполнении всех этих действий, неизбежно участие высших зрительных центров мозга. В предыдущих работах было показано увеличение скорости зрительного поиска и локализации объектов с помощью тренировок по программе «Цветок» у детей с амблиопией [3] и проведено сравнение методов окклюзии и перцептивного обучения с использованием программы «Цветок» для лечения амблиопии [2].
Тренировки проводились в кабинете зрительной терапии ГБОУ ЦППРиК «Давыдково». В тренировках участвовали дети в возрасте от 3-х до 10 лет: с односторонней (12 детей) и с билатеральной (9 детей) амблиопией средней степени; всего 30 глаз. Острота зрения до лечения варьировала от 0.3 до 0.6 усл. ед. в десятичной системе обозначений. Тренировки проводили как при монокулярном (программа «Цветок»), так и при бинокулярном (программа «Колесо удачи») наблюдении. При этом значимые стимулы, необходимые для выполнения задания, всегда предъявляли только амблиопичному глазу. В ходе лечения пациенты выполняли от 20 до 30 тренировок, каждая из которых длилась в среднем 15 минут. За одну тренировку ребенок выполнял от 80 до 100 упражнений.
Благодаря вынужденной необходимости взаимодействия мозга с амблиопичным глазом, наличию звуковой обратной связи, высокой концентрации и быстрого переключения внимания, повышалась активность и изменялись связи кортикальных нейронов. В результате интенсивной стимуляции амблиопичного глаза (от 2000 до 3000 упражнений за суммарное время тренировок от 5-и до 7,5 часов), они обучались взаимодействовать с амблиопичным глазом, что и приводило к восстановлению остроты зрения. За курс тренировок нам удалось повысить остроту зрения каждого глаза, как минимум на 2 строчки, а средний показатель роста остроты зрения составил 4.3 ± 0.1 усл.ед. Начальные показатели остроты зрения (верхняя гистограмма) и результаты тренировок (нижняя гистограмма) представлены на рисунке 1. Хорошо видно, что показатели заметно сместились в сторону увеличения остроты зрения. При этом в 16 глазах острота зрения достигла возрастной нормы, в 6-ти улучшилась на две строки, в 3-х на три, в 3-х на 4 и в 2-х на 5 строк. Эти результаты свидетельствуют об эффективности применения метода перцептивного обучения и значительном ускорении лечения по сравнению
Поделитесь с Вашими друзьями: |