В помощь студенту
СПб ГБОУ СПО
«Медицинский техникум № 9»
РЕКОМЕНДАЦИИ
для прохождения
производственной практики
по профилю специальности
ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом
и реабилитационном процессах»
МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
Раздел: «Сестринский уход в хирургии»
Специальность: 34.02.01 СПО «Сестринское дело»
Автор: Дмитриева З.В. – преподаватель высшей категории, к.м.н., ст.н.с.
Рассмотрены и утверждены
на заседании ЦМК МОД ПМ 02
Протокол № 5 от « 28» 01.2015 г.
Председатель ЦМК подпись (Мурза Ю. П.)
Санкт – Петербург
2015 г.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Производственная практика по профилю проводится на 3 курсе обучения VI семестра в течение 2 недель – 72 часа. Обучающиеся при прохождении производственной практики осуществляют самостоятельную практическую деятельность в соответствии с рабочей программой производственной практики под контролем руководителей производственной практики от учреждений здравоохранения и учебного заведения.
Документация студентов:
-
Дневник практики (программа ППС, инструктаж по технике безопасности, график прохождения практики, описание ежедневной работы и учета освоенных профессиональных компетенций с подписью непосредственного руководителя практики).
-
Цифровой отчет о выполненных сестринских манипуляциях.
-
Характеристика от непосредственного руководителя, заверенная подписью заместителя главного врача по работе со средним медицинским персонала или главной медсестрой ЛПО и печатью ЛПО.
-
Индивидуальное задание.
Обязанности студента при прохождении ППС:
-
Знать место прохождения ППС.
-
Знать методического руководителя, в случае невыхода на ППС ставить его в известность.
-
Соблюдать внутренний распорядок ЛПО, технику безопасности, график работы.
-
Выполнять программу ППС.
-
Соблюдать правила этики и деонтологии при работе в ЛПО.
Соблюдать форму одежды (чистый халат или брючный костюм, шапочка, маска, моющаяся сменная обувь) и внешний вид (волосы убраны под шапку; короткие ногти без лака; чистые руки без колец, браслетов; минимум косметики и украшений).
-
Грамотно оформлять документацию по практике, знать критерии оценки ППС.
-
Знать форму аттестации ППС.
Форма аттестации ППС:
-
Защита индивидуального задания.
-
Решение проблемно-ситуационных задач с выходом на манипуляцию.
-
Анализ характеристики, представленный из ЛПО.
-
Защита дневника по ППС с анализом выполненных манипуляций.
-
Оценка компетенций.
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Таблица 1.
График распределения времени
№
|
Наименование отделения, подразделения
|
Количество дней
|
Количество часов
|
1.
|
Работа в хирургическом отделении на посту, в хирургическом кабинете поликлиники
|
3
|
12
|
2.
|
Работа во вспомогательных подразделениях:
|
2
2
2
2
1
|
12
12
12
12
6
|
ИТОГО:
|
12
|
72
|
Работа в хирургическом отделении стационара на посту
Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление со структурой отделения и правилами внутреннего распорядка. Освоение функциональных обязанностей медсестры, работающей на посту:
-
Осуществлять прием вновь принятых пациентов, знакомить их с правилами внутреннего распорядка, назначенным режимом и контролировать их выполнение;
-
Обеспечивать безопасную среду для пациентов в отделении;
-
Принимать непосредственное участие в обходе пациентов лечащим или дежурным врачом, сообщать им сведения об изменениях в состоянии пациентов;
-
Фиксировать в журнале назначенное лечение и уход за больными, следить за выполнением больными назначений врача;
-
Выполнять назначения врача;
-
Проводить качественную и своевременную подготовку пациентов к различным исследованиям, процедурам, операциям;
-
Организовывать обследование больных в диагностических кабинетах, у врачей-консультантов, в лаборатории;
-
Осуществлять предоперационную подготовку пациентов к плановым и экстренным операциям;
-
Осуществлять послеоперационный уход за пациентами:
-
Своевременно выявлять и предупреждать возможные послеоперационные осложнения;
-
Следить за санитарным состоянием палат, личной гигиеной больных;
-
Осуществлять мероприятия по соблюдению СЭР в помещениях, правил асептики и антисептики;
-
Осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов;
-
Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях.
Студент должен:
Иметь опыт:
-
Осуществления ухода за пациентами;
-
Осуществления подготовки пациентов к диагностическим исследованиям, операциям;
-
Наблюдения за функциональным состоянием пациентов;
-
Оформления документации;
-
Проведения санитарно-просветительной работы в ЛПО.
Знать:
-
Лечебно-охранительный режим;
-
Современные методы подготовки операционного поля к операции с учетом срока её выполнения и требований СанПиН 2.1.3.2630-10;
-
Возможные послеоперационные осложнения, меры их профилактики;
-
Режимы активности пациента с учетом вида и объема хирургического вмешательства;
-
Методы борьбы с возможными послеоперационными осложнениями в пределах своей компетенции;
-
Методы дезинфекции медицинского инвентаря, инструментов, отходов.
Уметь:
-
Общаться с пациентом, его родственниками, инвалидами по слуху и зрению, коллегами по работе;
-
Проводить гигиенические мероприятия тяжелобольным;
-
Приготовить постель пациенту с учетом объема и вида хирургического вмешательства;
-
Осуществить смену нательного и постельного белья;
-
Проводить профилактику пролежней;
-
Проводить профилактику пневмоний;
-
Осуществлять кормление тяжелобольных;
-
Создать пациенту необходимое положение в кровати;
-
Производить раздачу лекарственных средств и осуществлять контроль над их приемом пациентом;
-
Проводить гигиеническую обработку рук;
-
Проводить катетеризацию мочевого пузыря женщинам.
-
Исследовать пульс;
-
Измерять АД;
-
Вести подсчет ЧДД;
-
Измерять температуру тела;
-
Определять массу тела пациента;
-
Следить за повязкой на послеоперационной ране.
-
Проводить дезинфекцию медицинского инструментария и предметов ухода.
Работа в хирургическом кабинете поликлиники
Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление со структурой учреждения здравоохранения и правилами внутреннего распорядка. Освоение функциональных обязанностей медсестры хирургического кабинета поликлиники:
-
Подготовить амбулаторный прием хирурга: рабочее место, инструментарий, приборы, индивидуальные карты амбулаторных больных, бланки рецептов и других статистических медицинских бланков, своевременно получать результаты лабораторных и других исследований, расклеивать их по амбулаторным картам;
-
Подготовить пациента к амбулаторному приему хирурга: провести медицинские манипуляции и исследования в пределах своей компетенции или по поручению врача;
-
Заполнять карты экстренного извещения, бланки и направления на лечебно-диагностические исследования, помогать в заполнении посыльных листков во МСЭК, санаторно-курортных карт, выписки из индивидуальных карт амбулаторного больного;
-
Вносить в индивидуальную карту амбулаторного пациента данные исследований;
-
Вести персональный учёт, информационную (компьютерную) базу данных диспансерных больных;
-
Осуществлять предоперационную подготовку пациентов к операциям, пункциям, блокадам;
-
Объяснять пациенту способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и функциональным исследованиям;
-
Обучать членов семьи, родственников организации безопасной среды для пациента в домашних условиях;
-
Осуществлять уход и обучение уходу членов семьи, родственников в период болезни и реабилитации пациента;
-
Осуществлять мероприятия по соблюдению СЭР в помещениях, правил асептики и антисептики;
-
Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях.
Студент должен:
Иметь опыт:
-
Наблюдения за функциональным состоянием пациентов;
-
Оформления документации;
-
Осуществления подготовки пациентов к диагностическим исследованиям, операциям;
-
Проведения санитарно-просветительной работы в ЛПО
Знать:
-
Возможные послеоперационные осложнения;
-
Режимы активности пациента с учетом вида и объема хирургического вмешательства;
-
Современные методы подготовки операционного поля к операции с учетом срока её выполнения и требований СанПиН 2.1.3.2630-10;
-
Возможные послеоперационные осложнения, меры их профилактики;
-
Возможные послеоперационные осложнения, меры их профилактики;
-
Методы борьбы с возможными послеоперационными осложнениями в пределах своей компетенции;
-
Методы дезинфекции предметов медицинского назначения, инструментов, отходов.
Уметь:
-
Оформлять документацию;
-
Проводить гигиеническую обработку рук;
-
Объяснять пациенту способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и функциональным исследованиям;
-
Обучать членов семьи, родственников организации безопасной среды для пациента в домашних условиях;
-
Осуществлять уход и обучение уходу членов семьи, родственников в период болезни и реабилитации пациента;
-
Осуществлять мероприятия по соблюдению СЭР в помещениях, правил асептики и антисептики;
-
Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях.
Работа в процедурном кабинете
Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление с функциональными зонами процедурного кабинета, правилами внутреннего распорядка, документацией. Освоение функциональных обязанностей медсестры процедурного кабинета:
-
Подготовить рабочее место для проведения процедур;
-
Выполнять правила асептики и антисептики при содержании и подготовке лекарственных препаратов и инструментария к работе;
-
Готовить стерильный материал к манипуляциям и инъекциям;
-
В совершенстве владеть:
- техникой инъекций (в/к, п/к, в/м, в/в), капельного и струйного переливания кровезаменителей,
- методикой определения группы крови и резус-фактора, переливания крови и её компонентов;
-
Строго соблюдать правила введения лекарственных препаратов (доза, совместимость, противопоказания);
-
Соблюдать очередность введения лекарственных препаратов больным с учетом тяжести их состояния;
-
Обеспечить учет и хранение лекарственных препаратов;
-
Оформлять учетно-отчетную медицинскую документацию;
-
Осуществлять мероприятия по соблюдению:
- СЭР в помещениях,
- правил асептики и антисептики,
- условий стерилизации инструментов и материалов,
- предупреждения постинъекционных осложнений, в том числе передающихся через кровь (гепатит, ВИЧ, малярия, сифилис);
-
Осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов
-
Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях
Студент должен:
Иметь опыт:
-
Проведения санитарно-гигиенических мероприятий в процедурном кабинете;
-
Оформления документации;
-
Соблюдения противоэпидемических мероприятий процедурного кабинета;
-
Участия в выполнении сестринских манипуляций.
Знать:
-
Технику безопасности при работе в процедурном кабинете;
-
Оснащение процедурного кабинета;
-
Особенности СЭР процедурного кабинета в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10;
-
Функциональные обязанности медицинской сестры процедурного кабинета;
-
Документацию процедурного кабинета;
-
Виды шприцев и игл, их применение;
-
Возможные осложнения при выполнении инъекций, профилактику осложнений;
-
Основные мероприятия по профилактике инфекций, передающихся через кровь (ВИЧ, гепатит, малярия, сифилис), аллергических реакций;
-
Правила хранения и использования лекарственных средств.
Уметь:
-
Общаться с пациентом;
-
Готовить процедурный кабинет к работе;
-
Вести наблюдение за пациентом во время проведения инфузионной терапии и после нее;
-
Проводить дезинфекцию использованных предметов медицинского назначения;
-
Проводить гигиеническую обработку рук;
-
Производить набор лекарственных средств из ампулы и флаконов;
-
Проводить дезинфекцию шприцев и игл;
-
Выполнять в/м, п/к, в/к инъекции;
-
Проводить влажную уборку помещения, дезинфекцию уборочного инвентаря;
-
Осуществлять транспортировку биологического материала в лабораторию.
Работа в перевязочном кабинете
Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление с функциональными зонами перевязочного кабинета, правилами внутреннего распорядка, документацией. Освоение функциональных обязанностей медсестры перевязочного кабинета:
-
Подготовить рабочее место для проведения перевязок;
-
Выполнять правила асептики и антисептики при содержании и подготовке лекарственных препаратов, перевязочного материала, операционного белья и инструментов к работе;
-
Готовить стерильный материал, наборы инструментов для инструментальных перевязок, операций, пункций, блокад;
-
Выполнять назначенные врачом манипуляции, разрешенные к выполнению средним медицинским персоналом в пределах его компетенций (туалет раны, наложение фиксирующих повязок и др.);
-
Сопровождать тяжелобольных после проведенных манипуляций в палату;
-
Обеспечить проведение инструментальных перевязок в палате;
-
Соблюдать очередность перевязок с учетом вида раны по степени контаминации во время операции:
- чистые (неинфицированные без признаков воспаления);
- условно-чистые (раны, проникающие в дыхательные пути, пищеварительный тракт, половые, мочевыделительные органы при отсутствии необычного заражения);
- загрязненные (контаминированные) из-за нарушения стерильности или утечки содержимого из ЖКТ во время операции;
- грязные (инфицированные) микроорганизмы присутствовали в операционном поле до операции;
-
Обеспечить учет и хранение лекарственных препаратов;
-
Оформлять учетно-отчетную медицинскую документацию;
-
Осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов;
-
Осуществлять мероприятия по соблюдению:
- СЭР в помещениях,
- правил асептики и антисептики,
- условий стерилизации инструментов и материалов,
- предупреждения послеоперационных осложнений со стороны раны;
-
Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях
Студент должен:
Иметь опыт:
-
Проведения санитарно-гигиенических мероприятий в перевязочном кабинете;
-
Оформления документации;
-
Соблюдения противоэпидемических мероприятий перевязочного кабинета;
-
Участия в выполнении сестринских манипуляций.
Знать:
-
Технику безопасности при работе в перевязочном кабинете;
-
Оснащение перевязочного кабинета;
-
Особенности СЭР перевязочного кабинета в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10;
-
Функциональные обязанности медицинской сестры перевязочного кабинета;
-
Документацию перевязочного кабинета;
-
Современные методы подготовки операционного поля к операции с учетом срока её выполнения и требований СанПиН 2.1.3.2630-10;
-
Наборы инструментов для инструментальной перевязки, проведения новокаиновых блокад, первичной хирургической обработки ран (ПХО), наложения и снятия швов;
-
Возможные осложнения при лечении послеоперационных ран, профилактику осложнений;
-
Виды перевязочного материала;
-
Виды бинтовых и безбинтовых повязок;
-
Основные мероприятия по профилактике инфекций, передающихся через кровь (ВИЧ, гепатит, малярия, сифилис), аллергических реакций;
-
Правила хранения и использования лекарственных средств.
Уметь:
-
Общаться с пациентом;
-
Готовить перевязочный кабинет к работе;
-
Надевать стерильный халат, перчатки;
-
Вести наблюдение за пациентом во время проведения инструментальной перевязки и после нее;
-
Проводить гигиеническую и хирургическую обработку рук;
-
Изготовлять перевязочный материал;
-
Выполнять бинтовые и безбинтовые повязки;
-
Проводить дезинфекцию использованных предметов медицинского назначения;
-
Готовить лекарственные препараты для лечения ран с учетом фазы и стадии раневого процесса;
-
Проводить дезинфекцию, предстерилизационную обработку инструментов;
-
Проводить влажную уборку помещения, дезинфекцию уборочного инвентаря;
-
Осуществлять транспортировку пациента.
Работа в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ)
Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление с функциональными зонами ОРИТ, правилами внутреннего распорядка, документацией. Освоение функциональных обязанностей медсестры ОРИТ.
Общий уход:
Сестринское наблюдение:
-
Измерение АД, пульса, ЧДД, температуры тела;
-
Оценка почасового диуреза, стула;
-
Контроль работы аппаратуры;
-
Участие в измерении ЦВД;
Выполнение медикаментозных назначений:
-
Инфузионная терапия;
-
Введение лекарственных препаратов;
-
Проведение аллергических проб.
Участие в специальных мероприятиях:
-
Уход за катетерами (подключичный, мочевой);
-
Уход за дренажными системами;
-
Уход за трахеостомой, интубационной трубкой;
-
Помощь врачу в определении группы крови, резус – фактора, проведении биологической пробы при трансфузии;
-
Помощь врачу при постановке подключичного катетера, трахеостомической трубки.
Работа с аппаратурой:
-
Подача кислорода (централизованная);
-
Контроль показаний монитора;
-
Контроль параметров ИВЛ;
-
Подготовка инструментов.
Ведение документации:
-
Лист наблюдения за пациентом и выполнения назначений.
Обеспечение и соблюдение СЭР.
Студент должен:
Иметь опыт:
-
Проведения санитарно-гигиенических мероприятий в ОРИТ;
-
Соблюдения противоэпидемических мероприятий в ОРИТ;
-
Оформления документации;
-
Участия в выполнении сестринских манипуляций.
Знать:
-
Технику безопасности при работе в ОРИТ;
-
Оснащение ОРИТ;
-
Особенности СЭР ОРИТ в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10;
-
Функциональные обязанности медицинской сестры ОРИТ;
-
Документацию ОРИТ;
-
Наборы инструментов для инструментальной перевязки, трахеостомии, катетеризации периферических вен, мочевого пузыря;
-
Возможные осложнения тяжелобольных (пневмонии, пролежни, острый паротит);
-
Основные мероприятия по профилактике инфекций, передающихся через кровь (ВИЧ, гепатит, малярия, сифилис), аллергических реакций;
-
Правила хранения и использования лекарственных средств.
Уметь:
-
Общаться с пациентом;
-
Вести наблюдение за пациентом на мониторе (измерение АД, пульса, ЧДД, температуры тела);
-
Оценивать почасовой диурез, стул;
-
Контролировать работу аппаратуры;
-
Выполнять в/м, п/к, в/к инъекции;
-
Осуществлять уход за трахеостомой;
-
Осуществлять уход за подключичным и мочевым катетерами;
-
Осуществлять кормление тяжелобольного, в том числе через назогастральный зонд;
-
Проводить полную или частичную санитарную обработку пациента;
-
Проводить смену нательного и постельного белья;
-
Проводить дезинфекцию использованных предметов медицинского назначения;
-
Проводить гигиеническую и хирургическую обработку рук;
-
Проводить влажную уборку помещения, дезинфекцию уборочного инвентаря;
-
Осуществлять транспортировку пациента.
Работа в операционном блоке
Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление с функциональными зонами операционного, правилами внутреннего распорядка, документацией.
Подготовка операционной к работе. Виды уборки операционной. Приготовление моющих растворов.
Соблюдение личной гигиены медицинской сестрой. Современные методы обработки рук операционной бригады и операционного поля.
Видовые укладки биксов: перевязочный материал, операционное белье, халаты. Современные упаковочные материалы для стерилизации операционного белья, халатов, инструментов. Этапы обработки инструментов. Современные методы контроля качества стерилизации. Соблюдение правил СЭР.
Студент должен:
Иметь опыт:
-
Проведения санитарно-гигиенических мероприятий в операционной;
-
Соблюдения противоэпидемических мероприятий в операционной;
-
Участия в выполнении сестринских манипуляций.
Знать:
-
Технику безопасности при работе в операционной;
-
Оснащение операционной;
-
Назначение функциональных зон операционного блока;
-
Особенности СЭР операционной в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10;
-
Современные методы обработки рук хирургической бригады в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10;
-
Виды перевязочного материала;
-
Виды бинтовых и безбинтовых повязок;
-
Основные наборы хирургических инструментов;
-
Основные мероприятия по профилактике инфекций, передающихся через кровь (ВИЧ, гепатит, малярия, сифилис);
-
Правила хранения и использования стерильных биксов, упаковок стерильных инструментов, лекарственных средств.
Уметь:
-
Проводить влажную уборку помещения, дезинфекцию уборочного инвентаря;
-
Готовить перевязочный материал, операционное белье, халаты для стерилизации;
-
Готовить видовые укладки;
-
Работать со стерильным биксом;
-
Проводить гигиеническую и хирургическую обработку рук;
-
Выполнять бинтовые и безбинтовые повязки;
-
Проводить дезинфекцию использованных предметов медицинского назначения;
-
Проводить дезинфекцию и предстерилизационную очистку инструментов;
-
Осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов;
-
Осуществлять транспортировку пациента.
Работа в гипсовой комнате
Гипсовая комната – подразделение ортопедотравматологического отделения стационара, травматологического пункта поликлиники. Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление с функциональными зонами гипсовой комнаты, правилами внутреннего распорядка, оборудованием. Современные материалы для изготовления отвердевающих повязок. Виды отвердевающих повязок, участие медсестры в их изготовлении, наложении, моделировании. Наблюдение за состоянием пациента с гипсовой/отвердевающей повязкой.
Студент должен:
Иметь опыт:
-
Проведения санитарно-гигиенических мероприятий в гипсовой комнате;
-
Участия в выполнении сестринских манипуляций.
Знать:
-
Технику безопасности при работе в гипсовой комнате;
-
Оснащение гипсовой комнаты;
-
Назначение функциональных зон гипсовой комнаты;
-
Виды гипсовых/отвердевающих повязок;
-
Виды бинтовых повязок;
-
Основные показания к применению гипсовых/отвердевающих повязок;
-
Правила изготовления отвердевающих повязок;
-
Особенности СЭР гипсовой комнаты в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10;
-
Основные инструменты для наложения и снятия отвердевающих повязок;
-
Правила хранения и использования отвердевающих бинтов и лонгет.
Уметь:
-
Общаться с пациентом;
-
Готовить отвердевающие лонгеты;
-
Оказывать помощь врачу в наложении и моделировании отвердевающих повязок;
-
Выполнять бинтовые повязки;
-
Дать рекомендации пациенту по уходу за отвердевающей повязкой;
-
Проводить гигиеническую обработку рук;
-
Проводить дезинфекцию использованных предметов медицинского назначения;
-
Осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов, включая гипсовые повязки;
-
Проводить влажную уборку помещения, дезинфекцию уборочного инвентаря;
-
Осуществлять транспортировку пациента.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬОЙ РАБОТЫ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Вопросы, манипуляции и индивидуальные задания, которые обучающийся должен изучить во время прохождения производственной практики, используя действующие нормативные документы, учебную медицинскую литературу.
Для подготовки к дифференцированному зачету студент должен:
-
Повторить разделы и темы, изученные на теоретических занятиях в V и
VI семестрах, уметь грамотно излагать материал.
-
Уметь решать проблемно-ситуационные задачи по этапам сестринского процесса.
-
Знать алгоритм манипуляций и выполнять их при уходе за пациентами с хирургической патологией .
Билет включает: проблемно-ситуационную задачу с выходом на манипуляцию
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
Для решения проблемно-ситуационных задач предлагается подробно изучить вопросы следующих тем:
-
«Сестринский уход при кровотечении»
-
Виды кровотечений по времени возникновения, отношению к полостям и внешней среде;
-
Оценка степени геморрагического шока по индексу Алговера – Грубера;
-
Гемартроз;
-
Носовое кровотечение;
-
Артериальное кровотечение (рваная рана предплечья).
-
«Сестринский уход в трансфузиологии»
-
Роль медсестры в подготовке пациента к трансфузии и уходе после неё;
-
Роль медсестры в проведении инфузий, оформление документации.
-
«Деятельность медсестры в периоперативном периоде»
-
Роль медсестры в подготовке пациентов к операции;
-
Виды операционной подготовки;
-
Название операций, их классификация;
-
Роль медсестры в профилактике послеоперационных осложнений со стороны раны, желудочно-кишечного тракта, дыхательной и мочевыделительной систем, кожи.
-
«Сестринский уход при механических травмах конечностей»
-
Сидром длительного раздавливания;
-
Вывих;
-
Перелом;
-
Рана.
-
«Сестринский уход при термических и химических травмах»
-
Ожоги;
-
Ожоговая болезнь;
-
Отморожения.
-
«Сестринский уход при нарушении кровообращения»
-
Острая артериальная недостаточность;
-
Хроническая артериальная недостаточность (облитерирующие заболевания);
-
Острая венозная недостаточность;
-
Варикозная болезнь.
-
«Сестринский уход при хирургических инфекциях»
-
Постинъекционный абсцесс;
-
Мастит;
-
Карбункул;
-
Гидраденит;
-
Панариций;
-
Столбняк;
-
Газовая гангрена.
-
«Сестринский уход при повреждениях и заболеваниях органов ЖКТ»
-
Острый аппендицит;
-
Острый холецистит;
-
Острый панкреатит;
-
Прободная язва желудка;
-
Острая кишечная непроходимость;
-
Ущемленная грыжа;
-
Желудочное кровотечение.
-
«Сестринский уход при повреждениях и заболеваниях прямой кишки»
-
Геморрой;
-
Трещина прямой кишки.
-
«Сестринский уход при повреждениях и заболеваниях мочеполовых органов»
-
Острая задержка мочи;
-
Цистит;
-
Мочекаменная болезнь.
Вышеизложенные вопросы послужили основой для составления профессиональных задач.
Основные задания для решения проблемно-ситуационных задач
-
Определение заболевания, травмы.
-
Причины, предрасполагающие факторы заболевания, травмы.
-
Проблемы/симптомы заболевания, травмы, в т.ч. абсолютные.
-
Фазы и стадии воспалительного процесса при хирургической инфекции.
-
Неотложная помощь при конкретном заболевании, травме.
-
Методы консервативного и оперативного лечения заболевания.
-
Участие медсестры в методах лечения заболевания, травмы.
-
Роль медсестры в подготовке пациента к операции.
-
Роль медсестры в профилактике послеоперационных осложнений.
-
Особенности сестринского ухода при заболеваниях, травмах.
-
Особенности СЭР при уходе за хирургическими пациентами в различных подразделениях ЛПО.
-
Роль медсестры в профилактике заболеваний, травм.
-
Составление плана беседы с пациентом/родственниками по уходу за пациентом в период реабилитации.
-
Составление плана беседы с пациентом/родственниками по диете, приему лекарственных препаратов.
Манипуляции для дифференцированного зачета
-
Подготовка к стерилизации перевязочного материала, операционного белья.
-
Закладка операционного белья, перевязочного материала в бикс.
-
Обработка рук хирургической бригады.
-
Видовая укладка «стерильные халаты», надевание стерильного халата «на себя».
-
Видовая укладка «стерильные перчатки», надевание стерильных перчаток «на себя».
-
Уход за «чистой» послеоперационной раной (инструментальная перевязка).
-
Набор для определения группы крови.
-
Набор для определения резус – фактора.
-
Набор для проведения индивидуальной серологической пробы на совместимость по группе крови.
-
Набор для проведения индивидуальной серологической пробы на совместимость по резус – фактору.
-
Индивидуальная проба на биологическую совместимость.
-
Уход за подключичным катетером.
-
Наложение артериального жгута на конечность.
-
Наложение давящей повязки.
-
Наложение «пращевидной» повязки.
-
Наложение повязки «чепец».
-
Наложение крестообразной повязки на затылок.
-
Наложение повязки на глаз.
-
Наложение повязки «Дезо».
-
Наложение поддерживающей повязки на молочную железу.
-
Наложение колосовидной повязки на плечевой сустав.
-
Наложение черепичной повязки.
-
Наложение восьмиобразной повязки.
-
Наложение повязки «рыцарская перчатка».
-
Наложение повязки «варежка».
-
Наложение повязки с «бубликом».
-
Наложение адгезивной повязки.
-
Уход за отвердевающими повязками.
-
Набор инструментов общей группы.
-
Набор инструментов для ПХО.
-
Набор инструментов для аппендэктомии.
-
Набор инструментов для лапароцентеза.
-
Набор инструментов для трахеостомии.
-
Набор инструментов для скелетного вытяжения.
-
Набор инструментов для наложения и снятия швов.
-
Применение грелки.
-
Применение пузыря со льдом.
-
Проведение катетеризации мочевого пузыря у женщин.
Примеры проблемно-ситуационных задач с эталонами ответов
Задача № 1.
В хирургический кабинет поликлиники обратился пациент с жалобами на пульсирующую боль в области III-IV пальцев правой кисти, бессонную ночь. Из анамнеза известно, что два дня тому назад больной наколол пальцы металлической стружкой, к врачу не обращался. Хирург поставил диагноз – панариций III-IV пальцев правой кисти.
Задания.
-
Назовите причину заболевания. Определите фазу и стадию воспалительного процесса.
-
Перечислите настоящие проблемы пациента, сформулируйте приоритетную и решите её по этапам сестринского процесса.
-
Назовите вид бинтовой повязки, выполните её.
Ответ на задачу № 1.
-
Причина – гноеродные микробы: стафилококк, стрептококк. Фаза воспаления, стадия абсцедирования.
-
Настоящие проблемы пациента: пульсирующая боль, плотный отек с размягчением в центре инфильтрата в III-IV пальцах правой кисти, гиперемия, местное повышение температуры.
Приоритетная проблема - пульсирующая боль, плотный отек с размягчением в центре инфильтрата в III-IV пальцах правой кисти.
Цель – обеспечить отток гною, уменьшить боль.
План действий медсестры:
-
Провести беседу с пациентом – успокоить пациента, информировать о предстоящих манипуляциях, получить информированное согласие на их выполнение.
-
Приготовить шприц с иглами, скальпель, пинцеты; новокаин, спиртсодержащие антисептики, перевязочный материал, операционное белье – обеспечить асептику при операции.
-
Уложить пациента на операционный стол, правую руку поместить на подставку – создать удобное положение для проведения операции.
-
Помочь врачу вскрыть панариций, промыть полость антисептическим раствором, ввести дренаж – обеспечить отток гною.
-
Наложить многослойную асептическую повязку с водорастворимой мазью – для уничтожения микробов.
-
Наложить бинтовую повязку на пальцы – закрепить перевязочный материал.
-
Наложить косыночную повязку на правое предплечье – создать покой правой кисти.
-
Пригласить пациента на следующий день на прием для смены повязки – контроль состояния раны.
Оценка результата: вскрытие панариция проведено, дренаж введен, отток гною обеспечен, боль уменьшилась. Цель достигнута.
-
Бинтовая повязка – «рыцарская перчатка» на правую кисть. Студент выполняет её.
Задача № 2.
В отделении реанимации и интенсивной терапии находится пациент после остеосинтеза левого бедра, проведенного по поводу открытого перелома левого бедра со смещением. Наложена глубокая задняя гипсовая лонгета от кончиков пальцев до крыла подвздошной кости. Объективно – общее состояние средней тяжести, сознание слегка заторможено, кожные покровы бледные, влажные, t- 37,7°C. Пульс 120 ударов в минуту, ритмичный, слабый.
АД 90/60 мм рт.ст. Повязка сухая, боли в ноге не беспокоят. Врач определил состояние – травматический шок.
Задания.
-
Дайте определение – травматический шок, назвитеь причины его возникновения. Определите стадию шока у данного пациента
-
Перечислите проблемы пациента в данной фазе и стадии травматического шока, сформулируйте приоритетную и решите её по этапам сестринского процесса.
-
Составьте набор инструментов для трахеостомии.
Ответ на задачу № 2.
-
Травматический шок – общая ответная реакция организма на тяжелое механическое повреждение тканей, органов, характеризующаяся угнетением основных жизненных функций организма. Причины – множественные переломы костей нижних конечностей, таза, ребер, открытые переломы с размозжением мягких тканей. У данного пациента II – средняя стадия, т.к. ШИ = 1,3.
-
Настоящие проблемы пациента – сознание умеренно заторможено, кожные покровы бледные, синюшные, холодный липкий пот, пульс 120 ударов в минуту, ритмичный, слабый, АД 90/60 мм рт.ст., вынужденное положение, дефицит самоухода.
Приоритетная проблема – дефицит самоухода.
Цель – адаптировать пациента к вынужденному положению.
План действий медсестры:
-
Провести беседу с пациентом – успокоить пациента, объяснить причину вынужденного положения, информировать о предстоящих манипуляциях, получить информированное согласие на их выполнение.
-
Приготовить функциональную кровать с противопролежневым матрацем – для профилактики пролежней.
-
Проводить туалет ротовой полости – для профилактики острого паротита.
-
Проводить гигиенические процедуры (обтирание, подмывание больного) - обеспечить чистоту кожи, профилактику пролежней.
-
Проводить смену постельного и нательного белья по мере его загрязнения - обеспечить чистоту кожи, профилактику пролежней.
-
Следить за мочеиспусканием, дефекацией – обеспечить физиологические отправления для профилактики метеоризма.
-
Проветривать палату, обучить пациента элементам дыхательной гимнастики, выполнять вибрационный массаж – для профилактики пневмонии.
-
Осуществлять кормление пациента, при необходимости через назогастральный зонд – обеспечить полноценное питание.
-
Измерять температуру тела, пульс, АД, ЧДД, оценивать почасовой диурез, характер стула – контроль состояния пациента.
Оценка результата: Функциональная кровать приготовлена, профилактика пневмонии и пролежней проведена, пациент накормлен и адаптирован к вынужденному положению. Цель достигнута.
-
Студент собирает набор инструментов для трахеостомии.
Темы индивидуальных заданий
-
Карбункул задней поверхности шеи в фазе воспаления, стадии абсцедирования
-
Гидраденит правой подмышечной области в фазе воспаления, стадии инфильтрации.
-
Перелом диафиза правой голени со смещением.
-
Перелом левой лучевой кости в нижней трети со смещением.
-
Вывих плеча в правом плечевом суставе.
-
Острый аппендицит.
-
Острый холецистит.
-
Прободная язва желудка.
-
Правосторонняя ущемленная паховая грыжа.
-
Острая кишечная непроходимость (илиоцекальный угол)
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники
-
Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии. Общая хирургия. – СПБ, «Паритет», 2003.
-
Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии. Частная хирургия. – СПб, «Паритет», 2002.
-
Дмитриева З.В., Теплова А.И. Сестринское дело в хирургии. – М., «АНМИ», 2005.
-
Дмитриева З.В., Теплова А.И. Теоретические основы сестринского дела в хирургии. – СПб, «СпецЛит», 2010.
-
Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Р/Д. «Феникс», 2004.
-
Сборник манипуляций по учебной дисциплине «Основы сестринского дела». СПб, ГНУМЦ, 1997.
-
Сборник манипуляций по учебной дисциплине «Сестринское дело в хирургии». СПб, ГНУМЦ, 2002.
Дополнительные источники
-
Дешковская М.С. Рабочая тетрадь по фармакологии.
-
Земан М., «Техника наложения повязок», СПб, 1994.
-
Машковский М.Д., Южаков С.Д. Словарь справочник лекарственных препаратов. – М., ИД «РИПОЛ классик», 2005.
-
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. 1993.
-
Приказ МЗ СССР № 770 от 10.07.1985 г. Отраслевой стандарт ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения» (Методы, средства, режимы).
-
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.2341-08 от 28.02.2008 «Профилактика вирусного гепатита В».
-
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.5.2826-10 от 11.01.2011. «Профилактика ВИЧ-инфекции».
-
СанПиН 2.1.2790-10 от 04.03.2011. «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с отходами».
-
СанПиН 2.1.3.2630-10 от 18.05.2010. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Приложение 1.
ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ СТУДЕНТОМ ВО ВРЕМЯ ППС
Образец дневника
(титульный лист)
СПб ГБОУ СПО
«Медицинский техникум № 9»
ДНЕВНИК
производственной практики по профилю специальности
ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностических и реабилитционных процессах»
МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
Раздел: «Сестринский уход в хирургии»
Специальность: 34.02.01 СПО «Сестринское дело»
Студента (ки) _________
Курс: _____ Группа: ____
Место прохождения практики (ЛПО, отделение): _______________________
Срок (дата начала и окончания ППС): ________
Общий руководитель (Ф.И.О. полностью, должность): _________
Непосредственный руководитель (Ф.И.О. полностью, должность): ________
Методический руководитель (Ф.И.О. полностью) _________
Оценка: ________
ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛПО:
Дата прохождения инструктажа ____________
Подпись обучающегося (ейся) ______________
Должность и подпись лица, проводившего инструктаж _________________________
Место печати ЛПО
ГРАФИК РАБОТЫ
№
П.п.
|
Дата
|
Время
|
Количество
часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛИСТ ЕЖЕДНЕВНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Дата
|
Содержание и объем работы студента
|
Оценка и подпись
непосредственного
руководителя
|
1
|
2
|
3
|
|
В разделе описывается вся практическая работа студента в данный день в соответствии с программой практики: функциональные обязанности медсестры по подразделениям; особенности СЭР подразделения; особенности подготовки пациентов к конкретной операции, методу исследования и др.; обоснование применения лекарственных препаратов пациенту и других вопросов программы ППС
Перечислять в тексте отчета название манипуляции не следует, т.к. в конце каждого дня ведется их учет с указанием № и количества
|
|
|
|
|
Лист учета ПК
Дата
|
Содержание освоенных ПК
|
Уровни усвоения
|
Оценка
|
Подпись
мед.
сестры
|
Низ-кий
|
Сред-ний
|
Высо-кий
|
|
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств:
1. Информировать пациента о возможной причине заболевания
2. Информировать пациента об исследованиях, необходимых для постановки диагноза
3. Объяснить пациенту суть проводимых исследований, вмешательств
4. Провести санитарно-просветительную работу профилактике возможных осложнений и обострений заболевания
|
|
|
|
|
|
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса:
1. Готовить рабочее место, пациента к выполнению лечебно-диагностических процедур, перевязок, манипуляций, инфузионной терапии по назначению врача
2. Проводить лечебно-диагностические процедуры, перевязки, манипуляции, инфузионную терапию (после их освоения) под наблюдением медсестры/преподавателя
3. Оформлять необходимую документацию
|
|
|
|
|
|
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами:
1. Ознакомиться со структурой, оборудованием, техникой безопасности подразделения ЛПО
2. Взаимодействовать с участниками лечебно-диагностического процесса в подразделении и другими службами ЛПО в интересах пациента под руководством медсестры
|
|
|
|
|
|
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования:
1. Готовить лекарственное средство к применению с учетом способа введения под руководством медсестры/преподавателя
2.Оценить качество лекарственного препарата перед введением пациенту.
3. Проконсультировать пациента по вопросу применения лекарственного препарата, назначенного врачом
4. Обеспечить грамотное введение препарата с соблюдением правил асептики под руководством медсестры/преподавателя
|
|
|
|
|
|
2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
Перечислить использованное оборудование:
1. Тонометр
2. Термометр
3. Каталка, кресло-каталка
4. Грелка
5. Пузырь со льдом
6. Хирургические инструменты
и другое
|
|
|
|
|
|
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Перечислить документацию, которую заполняет медсестра:
1. Температурный лист
2. Направления на исследования
3. Графики кварцевания, генеральных уборок и другое
|
|
|
|
|
|
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия:
1. Проводить беседу с пациентом после окончания лечения и снабдить письменной инструкцией для предупреждения возможных потенциальных проблем
2. Обучить пациента уходу за стомами, послеоперационными ранами в домашних условиях
3. Информировать пациента о приеме лекарственных препаратов, диете по назначению врача с учетом оперативного вмешательства
|
|
|
|
|
|
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь:
1. Проводить беседу с пациентом после окончания лечения и снабдить письменной инструкцией для предупреждения возможных потенциальных проблем
2. Обучить пациента уходу за стомами, послеоперационными ранами в домашних условиях
3.Информировать пациента о приеме лекарственных препаратов, диете по назначению врача с учетом оперативного вмешательства
|
|
|
|
|
|
Рекомендации по ведению дневника
производственной практики
-
Дневник ведется по каждому разделу практики.
-
Вначале дневника заполняется график прохождения производственной практики по датам и количеству дней, в соответствии с программой практики, делается отметка о проведенном инструктаже по технике безопасности.
-
Ежедневно в графе “Содержание и объем работы” регистрируется проведенная студентами самостоятельная работа в соответствии с программой практики.
-
В листе учета ПК (вклеивается в дневник) ежедневно отмечаются освоенные компетенции
-
В записях в дневнике следует четко выделить:
а) что видел и наблюдал обучающийся;
б) что им было проделано самостоятельно;
-
Ежедневно обучающийся подводит цифровые итоги проведенных работ.
-
При выставлении оценок по пятибалльной системе учитывается количество и качество проделанных работ, правильность и полнота описания впервые проводимых в период данной практики манипуляций, наблюдений и т.п., знание материала, изложенного в дневнике, четкость, аккуратность и своевременность проведенных записей. Оценка выставляется ежедневно непосредственным руководителем практики.
-
В графе “Оценка и подпись руководителя практики “ учитывается выполнение указаний по ведению дневника, дается оценка качества проведенных обучающимся самостоятельной работы.
-
По окончании практики по данному разделу обучающийся составляет отчет о проведенной практике. Отчет по итогам практики составляется из двух разделов: а) цифрового, б) текстового.
В цифровой отчет включается количество проведенных за весь период практики самостоятельных практических работ (манипуляций), предусмотренных программой практики. Цифры, включенные в отчет должны соответствовать сумме цифр, указанных в дневнике.
В текстовом отчете студенты отмечают положительные и отрицательные стороны практики, какие знания и навыки получены им во время практики, предложения по улучшению теоретической и практической подготовки в колледже, по организации и методике проведения практики на практической базе, в чем помог лечебному процессу и учреждению.
Рекомендации по оформлению индивидуального задания
Титульный лист
СПб ГБОУ СПО
«Медицинский техникум № 9»
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
производственной практики по профилю специальности
ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностических и реабилитционных процессах»
МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
Раздел: «Сестринский уход в хирургии»
Тема (название):
Студента (ки) _________
Курс: _____ Группа: ____
Дата сдачи работы:
Методический руководитель (Ф.И.О. полностью) _________
Оценка: ________
Санкт-Петербург
20 __
Оглавление (стр. 2)
(должно содержать следующие пункты)
-
Определение заболевания/травмы
-
Причины возникновения, предрасполагающие факторы
-
Симптомы заболевания/повреждения
-
Участие медсестры в лечении
-
Особенности сестринского ухода в лечебно-профилактической организации и на дому
-
Рекомендации по приему лекарственных препаратов, диете
-
Литература
План изложения материала индивидуального задания
-
Дать определение заболеванию, травме.
-
Перечислить симптомы заболевания, повреждения.
-
Выбрать метод адекватного лечения, описать действия медсестры при использовании данного метода.
-
Описать особенности сестринского ухода в лечебно-профилактической организации и на дому.
-
Дать рекомендации по приему лекарственных препаратов, диете при необходимости.
Иллюстрации, графики, таблицы, своевременная сдача работы – качественно улучшают содержание индивидуального задания!
Поделитесь с Вашими друзьями: |