Учебно-методическое пособие для практических занятий по военно-полевой хирургии



страница1/9
Дата05.05.2016
Размер7.65 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



В.Ф.Чикаев, И.Ф.Ахтямов, Р.А.Ибрагимов, Г.М.Файзрахманова

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ХИРУРГИИ

Казань 2012

ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет»

Минздрава России

Кафедра травматологии, ортопедии и хирургии экстремальных состояний


В.Ф.Чикаев, И.Ф.Ахтямов, Р.А.Ибрагимов, Г.М.Файзрахманова



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ХИРУРГИИ

Методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического факультетов медицинских вузов

Казань 2012


ББК 58+54.(Я7)


УДК 617:335(0.75.8)

Печатается по решению Центрального координационно-методического совета ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Составители:

Доктор медицинских наук, профессор кафедры травматологии, ортопедии и хирургии экстремальных состояний, Казанский ГМУ Минздрава России – В.Ф. Чикаев.

Доктор.мед.наук, профессор, заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и хирургии экстремальных состояний, Казанский ГМУ Минздрава Росси – И.Ф. Ахтямов

Кандидат медицинских наук, ассистент кафедры травматологии, ортопедии и хирургии экстремальных состояний, Казанский ГМУ Минздрава России – Р.А.Ибрагимов

Кандидат медицинских наук, ассистент кафедры травматологии, ортопедии и хирургии экстремальных состояний, Казанский ГМУ Минздрава России – Г.М.Файзрахманова

Рецензенты:


Доктор медицинских наук, профессор кафедры скорой медицинской помощи, медицины катастроф и мобилизационной подготовки специалистов здравоохранения ГБОУ ДПО КГМА Минздрава России, главный внештатный хирург МЗ РТ - А.Ю.Анисимов

Доктор медицинских наук, профессор кафедры травматологии, ортопедии и хирургии экстремальных состояний, Казанский ГМУ Минздрава России – Р.А.Зулкарнеев.

Учебное пособие для практических занятий по военно-полевой хирургии для студентов лечебного, педиатрического, медикопрофилактического, стоматологического факультетов медицинских вузов / В.Ф. Чикаев, /. И.Ф. Ахтямов, Р.А. Ибрагимов, Г.М.Файзрахманова — Казань: КГМУ, 2012. — с.
Учебно-методическое пособие составлено с требованиями, изложенными в стандартах учебно-методической литературы. Методическое пособие предназначено для студентов ΙΙΙ курса стоматологического факультета медицинских вузов. В пособии приведены основные сведения, необходимые для cамоподготовки к практическим занятиям по ВПХ и ХЭС. Представлены тематический план лекций и практических занятий, программа, ситуационные задачи, контрольные вопросы, тесты и практические навыки.

© Казанский государственный медицинский университет, 2012


 

ГЛАВЛЕНИЕ




Введение………………………………………………………………………...





6

Компетенции обучающего студента





8

Цель и задачи дисциплины





13

Структура дисциплины





18

Тематический план лекций и практических занятий по ВПХ……………….


19

Содержание программы по военно-полевой хирургии………………………


34

Ситуационные задачи…………………………………………………………..


86

Шкалы оценки тяжести состояний………………………………………………………….


90

Анализы крови мочи ……………………………………………………


102

Литература

………………………………………………………………………



105


ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ ПРИ МАССОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ
Последнее столетие можно назвать эпохой катастроф: природные (землетрясения, оползни, сели, ураганы, смерчи, тайфуны, наводнения, извержения вулканов); техногенные (авиакатастрофы, морские, автодорожные, железнодорожные, крушения космических кораблей); пожары взрывы, обрушения, экологические (аварии на ядерных объектах, выбросы вредных веществ. Не менее трагичные события, это крупномасштабные и постоянные локальные войны с массовым боевым травматизмом, террористические акты. При этом на первое место встает человеческий фактор, который прежде всего оказывается в экстремальных ситуациях требующих экстренной медицинской помощи.

Характерной чертой при этом – высокий процент множественных, сочетанных и комбинированных поражений и ранений. Для эффективного оказания медицинской помощи пострадавшим в таких условиях требуется четкое проведение сложных и трудоемких мероприятий. Основу этой доктрины составляют: единое понимание патологического процесса, происходящего в организме при травме, единые взгляды на профилактику и лечение, своевременность, преемственность и последовательность в выполнении мед. мероприятий на различных этапах медэвакуации. В зависимости от места, которое занимает этап в системе лечебно-эвакуационного обеспечения, перед ним стоят и конкретные задачи по оказанию помощи раненым и пораженным. Объем мед. помощи зависит от условий обстановки, количества раненых и пораженных, поступающих на данный этап, обеспеченности этапа силами и средствами медслужбы.

Курс военно-полевой хирургии (ВПХ) – хирургии экстремальных состояний со времен основоположников этого раздела хирургии считался одним из основных. В настоящее время, с учетом локальных военных конфликтов, террористических актов, рост числа пострадавших с боевыми травмами в гражданском здравоохранении в его актуальности и важности никто из хирургов не сомневается.

Знание основ военно-полевой хирургии имеет колоссальное значение для подготовки врачей всех специальностей. Этот раздел хирургии является крайне важным для будущего врача вне зависимости от сферы его деятельности.

Содержание и форма ВПХ- хирургии экстремальных состояний определяется массовостью боевых потерь и наличием профессионально подготовленных медицинских кадров.

Учитывая специфику преподавания курса ВПХ (включая крайне ограниченные рамки расписания), основные цели и задачи дисциплины заключаются в следующем: 1) дать студентам представление об основных видах хирургической патологии в условиях жкстенной хирургии, с которой сталкивается хирург в условиях ведения боевых действий и массовым поступлением пострадавших с учетом принципов оказания помощи хирургическим объектам на этапах медицинской эвакуации; 2) закрепление и совершенствование практических навыков, обследование больных с хирургической патологией на соответствующем этапе мед. помощи, особенно при массовом поступлении пострадавших.

Главным видом обучения является самостоятельная работа студента под руководством преподавателя в приемном отделении, в отделении неотложной хирургии, в перевязочной, операционной, эндоскопическом кабинете, в палате интенсивной терапии, кабинете переливания крови.

Во время обучения студенты участвуют в обходах больных с заведующим кафедрой, доцентом, ассистентами. Проводятся клинические разборы больных.

Лекционный курс содействует изучению этиопатогенеза, вариантов клинического течения, основных принципов диагностики, дифференцированной диагностики состояний, с которым сталкивается военно-полевая хирургия.

Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса студентов, тестового контроля, решения ситуационных задач по всем темам, которые предусмотрены программой по ВПХ. По окончании обучения студенты сдают зачет (аттестация) по дисциплине.

Предусмотрена демонстрация учебных фильмов по соответствующим разделам.

Область профессиональной деятельности специалистов включает: совокупность технологий, средств, способов и методов хирургии, травматологии, клинической лабораторной диагностики, методов функциональной диагностики в человеческой деятельности, направленной на развитие лечебно-диагностической системы и улучшение здоровья населения.

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: пациенты, различные биологические объекты всех уровней организации живой материи, а также области науки и техники в здравоохранении, которые включают совокупность технологий, средств, способов оказания лечебно-диагностической, лечебно-восстановительной и первой врачебной хирургической помощи неотложных состояниях.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (ОК, ПК согласно ФГОС):

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики (ОК-4);

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);

способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональные:

способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);

способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6);

способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7);

способностью и готовностью проводить судебно-медицинское освидетельствование живых лиц; трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта (ПК-8);

способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

в профилактической деятельности:

способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-10);

способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12);

способностью и готовностью организовать проведение туберкулинодиагностики и флюорографические осмотры взрослого населения и подростков с целью раннего выявления туберкулеза, оценить их результаты, проводить отбор взрослого населения и подростков для наблюдения с учетом результатов массовой туберкулинодиагностики, оценить ее результаты (ПК-13);

способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);

в диагностической деятельности:

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);

способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);

способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17);

способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы (ПК-18);

в лечебной деятельности:

способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-19);

способностью и готовностью назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов (ПК-20);

способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК-21);

способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения (ПК-22);

в реабилитационной деятельности:

способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу пациентов в специализированные группы по занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний (ПК-23);

способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении взрослого населения и подростков (ПК-24);

в психолого-педагогической деятельности:

способностью и готовностью к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни (ПК-25);

способностью и готовностью к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК-26);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам (ПК-28);

способностью и готовностью обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций (ПК-29);

способностью и готовностью решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков (ПК-30);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Военно-полевая (ВПХ) и экстренная хирургия еще со времен основоположников считался одним из важных разделов хирурги. В настоящее время, с учетом локальных военных конфликтов, с ростом техногенных и природных катастроф автодорожного травматизма в его актуальности и важности никто из хирургов не сомневается.

При изучении дисциплины формируются основы клинического мышления, происходит овладение навыками основ военно-полевой и экстренной хирургии, принципов оказании хирургической помощи при экстремальных ситуациях. Все это имеет большое значение для врачей и является крайне важным вне зависимости от сферы их деятельности.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.

Преподавание дисциплины военно-полевой и хирургии экстремальных состояний обязательно должно интегрироваться с курсами теоретических и медико-биологических кафедр, т.к. основной теоретический фундамент клинических дисциплин закладывается на кафедрах нормальной топографической, патологической анатомии и физиологии, биохимии, в связи с чем, в программе опускаются вопросы, связанные с деятельностью органов и систем в норме и патологии, а также биохимическими константами, характеризующими гомеостаз в норме и патологии. Для изучения военно-полевой и хирургии экстремальных состояний необходимо также успешное овладение основами общей, неотложной хирургии и травматологии.

Ориентиром в отборе учебного материала является квалификационная характеристика специалиста и Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «лечебное дело».

Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Учебные цели преподавания дисциплины.

1.1.Учебные цели преподавания.

Основные учебные цели в преподавании дисциплины – дать студентам представление о хирургии экстремальных (неотложных) состояний, основы организации, диагностики, и оказания экстренной хирургической помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях в условиях дефицита времени как мирного, так и военного времени, с учетом этапности оказания медицинской помощи. Необходимо дать обучающимся возможность познания особенности травм мирного и военного времени патогенез, клинические проявления, закрепить и совершенствовать навыки обследования пострадавших, сформировать принципы клинического мышления (умение на основе собранной информации о пострадавшем, поставить правильный диагноз) научить принципам оказания хирургической помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях.

1.2. Задачи изучения дисциплины – научить студентов

1.2.1. Составлять и вести медицинскую документацию (карта амбулаторного больного, история болезни, справки, направления, заключения, листок нетрудоспособности и пр.)

1.2.2. Проводить мероприятия по защите населения и оказания ему медицинской помощи в очагах массового поражения (ухудшение радиационной обстановки, различные катастрофы, военные действия)

1.2.3. Владеть алгоритмом постановки клинического диагноза, экстренной медицинской помощи и профилактики при отдельных болезнях.

1.2.3.1 Сбор и анализ информации о состоянии здоровья пациента (здорового и больного) в интересах клинической диагностики.

- производить расспрос пациента (выявлять жалобы, собирать анамнез жизни и болезни, эпиданамнез).

- производить осмотр и физикальное исследование всех органов и систем пациента;

- составлять план лабораторно-инструментальных исследований пациента.

1.2.3.2. Анализировать результаты основных лабораторных исследований.

1.2.3.3. Сделать вывод о тяжести состояния пострадавшего. Определить факторы риска.

1.2.3.4. Диагностике и принципам оказания экстренной врачебной помощи на догоспитальном этапах и определению тактики оказания дальнейшей медицинской помощи при неотложных состояниях:

- внезапная смерть, шок (анафилактический, травматический, ожоговый, переохлаждение, термические поражения);

- острая дыхательная недостаточность обусловленная, повреждением ребер, закрытым и открытым пневмотораксом, гидро - и гемотораксом, тромбоэмболией лёгочной артерии;

- при закрытой и открытой травме живота, таза тазовых органах;

- при повреждениях конечностей.

1.2.3.5. Владение алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением к врачу-специалисту и выбор схемы лечения.

1.2.4. Анализировать результаты лабораторных исследований, рентгенологического обследования.

1.2.5.Владеть алгоритмом постановки клинического диагноза, определения тактики лечения и профилактических мероприятий;

1.2.6. Оказывать экстренную врачебную помощь взрослым на догоспитальном этапе и определять тактику дальнейшей медицинской помощи при неотложных состояниях;

1.2.7. Выполнять врачебные манипуляции (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, инфузионная терапия, иммобилизацию конечностей, парацентез, лапароцентез, пункцию, грудной клетки, новокаиновые блокады, перевязки, туалет ожоговой, раневой поверхности).

1) обследовать больного (выявление жалоб, сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение перкуссии, аускультации лёгких и сердца, осмотр и пальпация живота и.т.д.);

2) оценить:

а) выявленные при обследовании изменения со стороны различных органов и систем;

б) показатели периферической крови (эритроциты и гемоглобин, ретикулоциты; количество лейкоцитов и лейкоцитарная формула в норме, количество тромбоцитов, гематокрит);

в) показатели биохимического исследования крови (общий белок, биохимические анализы крови);

г) основные показатели коагулограммы (протромбиновое время, фибриноген, длительность кровотечения );

д) клиническую значимость электролитного и кислотно-основного баланса крови;

3) рентгенографию органов грудной клетки, брюшной полости)

4) использовать:

данные физикального, лабораторного и инструментального обследования для постановки диагноза в амбулаторных и стационарных условиях;

5) провести обследование пострадавшего:

6) Оказать квалифицированную помощь при наиболее часто встречающихся в практической деятельности неотложных состояниях хирурги:

этапное лечение современных одиночных и множественных огнестрельных ранений, закрытых повреждений грудной клетки, живота, конечностей, комбинированных и термических поражений, раневой инфекции, шока, токсикоза и массивной кровопотери- пр;

В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен Знать:



  1. Современные принципы организации мед. Помощи при травмах.

  2. Общие принципы клинического обследования пострадавших хирургического травматологического профиля.

  3. Клинические проявления основных синдромов при переломах костей и повреждениях внутренних органов.

  4. Диагностические возможности лабораторных и инструментальных методов обследования хирургических больных.

  5. Основные принципы лечения пострадавших в зависимости от уровня оказания мед. Помощи.

  6. Основы деятельности медперсонала на всех этапах лечения хирургических больных.

  7. Принципы и методы оказания первой медицинской доврачебной, врачебной помощи.

Студент должен:

Уметь:

  1. Заполнять медицинскую документацию

- историю болезни стационарного больного;

- операционный журнал;

- амбулаторную карту;

- протокол переливания крови.



  1. Выполнить:

- физикальное обследование пострадавшего;

- временную остановку наружного кровотечения;

- переднюю тампонаду носа при носовом кровотечении;

- местную инфильтрационную анестезию поверхностных мягких тканей;

- удаление дренажей и тампонов;

- проводниковую анестезию по Лукашевичу - Оберсту;

- эластическую компрессию нижних конечностей;

- зондирование и промывание желудка;

- снятие швов с раны;

- инструментальную перевязку ран;

3. Устранить немедленно жизнеопасные (витальные) нарушения при травматическом шоке, кровотечении, нарушении дыхания, остановке сер­дца.

Провести:

- противошоковые мероприятия;

- искусственную вентиляцию легких методом "рот в рот" или "рот в нос";

- наружный массаж сердца;

-внутрисердечное введение раствора хлорида кальция, адреналина, новокаинамида;

- фиксацию языка при его западении.

Остановить наружное кровотечение временными способами:

- прижатием сосуда в ране;

в типичных местах:

- плечевой артерии;

- бедренной артерии;

- височной артерии;

- общей сонной артерии;

наложением давящей повязки;

фиксацией конечности в определенном положении;

тампонадой раны;

наложением зажима на кровоточащий сосуд.

наложением жгута

2. Восполнить острую кровопотерю внутривенным введением кровозаменяющих растворов при шоке и кровопотере: реополиглюкина, реомакродекса, глюкозо-новокаиновой смеси, изотонического раствора хло­рида натрия.

3. При показаниях (травматический шок) провести следующие новокаиновые блокады:

- вагосимпатическую;

- внутритазовую:

- футлярную.

4. При показаниях (травматический шок) произвести анестезию места перелома диафиза длинных трубчатых костей.

5. Произвести транспортную иммобилизацию при переломах и вы­вихах табельными средствами (шина Дитерихса, шина Крамера, косын­ка), так и подручными средствами.

6. Придать правильное положение больному с повреждениями ко­нечностей, таза, позвоночника, крупных суставов в период транспор­тировки с места происшествия в стационар для проведения квалифици­рованной или специализированной помощи.

7. Наложить асептическую повязку на рану мягких тканей и на рану при открытых переломах конечностей.

8. Наложить контурные повязки при ожогах.

9. Наложить стерильные повязки при обморожениях.

10. Наложить повязку при эвентрациях.

11.Проводить плевральную пункцию, дренирование плевральной полости при пневматораксе и гематораксе.

12.Провести первичную хирургическую обработку ран.

13. Пункцию мочевого пузыря.

14. Проводить лапароцентез

15. Ассистировать на операциях

16. Наложить оклюзионную повязку на грудь при открытом пнев­мотораксе.

17. Оказывать медицинскую помощь пострадавшему по пути следования в лечебное учреждение. Провести:

- искусственную вентиляцию легких;

- наружный массаж сердца;

- ввести медикаментозные препараты;

- новокаиновые блокады;

- внутривенное введение трансфузионных средств ОЦЖ при острой кровопотере и травматическом шоке.

18. Оценить состояние конечности в гипсовой повязке.

19. Снять гипсовую повязку при угрожающем состоянии конечности.

20. Определять группу крови и резус фактор

21. Переливать кровь.

Структура и содержание дисциплины:

Лечебный факультет

Структура и содержание дисциплины:

Преподавание военно-полевой и хирургии экстремальных состояний базируется на модульном подходе к изучению основных патологических состояний при травмах с изучением студентами отдельных элементов хирургической деятельности. Содержание программы представлено лекционным курсом, состоящим из 9 лекций и модулями:



Модуль №1: Принципы организации хирургической помощи в вооруженных силах и чрезвычайных ситуациях мирного времени. Боевая хирургическая травма.

Модуль №2:. Термические поражения, инфекционные осложнения травм и ранений. Комбинированные поражения , СДР.

Модуль №3: Травматическая болезнь, травматический шок. Кровотечения, остановка кровотечений. Современные принципы лечения кровопотери. Основы трансфузиологии и переливания крови.

Повреждение груди

Повреждение живота.

Повреждение конечностей и таза.



Модуль №4: Защита историй болезни итоговое тестирование.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,2 зачетных единиц 80 часов.

Таблица 1

№п/пп

Раздел

дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



Иллюстративное, материально-техническое и иное обеспечение раздела дисциплины

5 семестр

Л

П

С




1.

Модуль №1: Принципы организации хирургической помощи в вооруженных силах и чрезвычайных ситуациях мирного времени. Боевая хирургическая травма. Комбинированные поражения

9




4

8

4

Опрос, контрольные вопросы, тестирование.

Слайды, таблицы (MicrosoftPowerPoint) с портретами выдающихся хирургов прошлого и современности.

Видеофильм «Минно-взрывные ранения».



2.

Модуль №2: Термические поражения.

Инфекционные осложнения травм и ранений. СДР.



9




4

8

4

Опрос, контрольные вопросы, тестирование. Демонстрация неоперативной техники

Слайды, таблицы (MicrosoftPowerPoint)

Видеофильм «Ожоги, инфекционные осложнения».



3.

Модуль №3:. Травматическая болезнь травматический шок. Реанимация, методы обезболивания

9




2

5

8

Опрос, контрольные вопросы, тестирование.

Слайды, таблицы (MicrosoftPowerPoint) со схематичными изображениями различных видов анестезии.

Видеофильм «Проводниковая анестезия».



4.

Кровотечения, остановка кровотечений. Понятие о группе крови. Современные принципы лечения кровопотери. Основы трансфузиологии.

9




2

5




Опрос, контрольные вопросы, тестирование. Применение методов временной остановки кровотечений (наложение жгута). Самостоятельное воспроизведение методики определения групп крови. Назначение обследования больного при различной хирургической патологии (ситуационные задачи).

Слайды, таблицы (MicrosoftPowerPoint) с фотографиями различных видов кровотечений, схематичные изображения методов остановки кровотечений. Схемы для определения групп крови.

Посещение кабинета переливания крови, определения группы крови и резус фактора



5.

Повреждение груди

9




2

4




Опрос, контрольные вопросы, тестирование.

Слайды, таблицы (MicrosoftPowerPoint) с фотографиями пациентов. Видеофльмы: «Эндоскопия в грудной хирургии» «Лечение флотирующих переломов ребер»

6.

Повреждение живота.

Эндогенная интоксикация



9




2

4

4

Опрос, контрольные вопросы, тестирование.

Слайды, таблицы (MicrosoftPowerPoint) с фотографиями пациентов с различной гнойно-септической патологией. Видеофильмы «Перитонит. Тактика. Лечение», «Детоксикация при перитоните».

7.

Повреждение конечностей и таза.

Повреждение конечностей и таза.

Повреждение шеи и голова


9







4

4

Опрос, контрольные вопросы, тестирование.

Слайды, таблицы (MicrosoftPowerPoint) с фотографиями пострадавших с различными видами повреждений, схематичные изображения повреждений и методов их лечения. Демонстрация рентгенограмм, муляжей. Видеофильмы: «Транспортная иммобилизация», «Остеосинтез»,

7.

Модуль 4.

















Защита историй болезни.

Итоговое тестирование.


















18

38

24

.




5.Образовательные технологии

Основным методом обучения в хирургической клинике является самостоятельная работа студента у постели больного под руководством преподавателя, работа в диагностических кабинетах (функциональная диагностика, рентгеновский кабинет, клиническая и биохимическая лаборатории), палате интенсивного наблюдения, а также в поликлинике. Студенты участвуют также в обходах больных с заведующим кафедрой, профессорами и доцентами.



  • 2.1.Лекционный курс.

Лекционный курс содействует изучению факторов риска, патогенеза, вариантов клинического течения, основных принципов диагностики, различного травм грудной клетки, живота, конечностей основные принципы лечения пострадавших, а так же освещает проблемы оказания неотложной хирургической помощи в ургентных ситуациях. В целях подготовки врача к оказанию помощи больным и поражённым хирургического профиля в военных условиях и экстремальных ситуациях, читается курс лекций по военно-полевой хирурги, включая избранные вопросы медицины катастроф (комбинированная травма, ожоговая болезнь, синдром длительного сдавления).

2.1.1.Тематический план лекций

Таблица 2



Наименование тем

Объем в часах

1

2

3

1.

Основы организации оказания хирургической помощи в чрезвычайных ситуациях и в военное время.

2

2.

Боевая хирургическая травма .

2

3.

Кровотечения и кровопотеря.

2

4.

Травматическая болезнь. травматический шок.

4

5.

Инфекционные осложнения боевых повреждений. Генерализованная инфекция

2

6.

Термические поражения

2

7.

Ранения и закрытые повреждения груди.

2

8.

Ранения и закрытые повреждения живота, таза и тазовых органов.

2

ИТОГО

18

2.2.Практические занятия

Практические занятия проводятся в хирургических и реанимационных отделениях.

Методы диагностики, оказания медицинской помощи и лечения раненых изучаются на синдромосходных больных с повреждениями и ранениями мирного времени.

В ходе занятий широко использоваться фрагменты учебных кинофильмов, диапозитивы, препараты, таблицы, имитационные талоны.

Во внеучебное время, в дни приема больных по скорой помощи, организуются вечерние дежурства студентов в клинике. Во время дежурства студенты закрепляют полученные ранее практические навыки по диагностике современной боевой травмы и повреждений, оказанию первой врачебной и квалифицированной хирургической помощи раненым с тяжелыми механическими повреждениями и выполняют диагностические манипуляции, ассистируют на операциях.

В процессе проведения практических занятий изучается медицинское имущество, предназначенное для оказания раненым первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи.



2.2.1.Тематический план практических занятий

Таблица 3



Наименование тем

Количество

часов

1

2

3




Модуль №1




1

Основы организации оказания хирургической помощи при чрезвычайных ситуациях в мирное время и в действующей армии.

4

2

Боевая хирургическая травма

4




Модуль 2




3

Инфекционные осложнения боевых повреждений.

4

4

Термические поражения

4




Модуль 3. Травматическая болезнь




5

Травматический шок

5

6

Кровотечение, переливание крови

5

7

Повреждение груди

4

8

Повреждение живота

4

9

Повреждение конечностей, таза и тазовых органов

4

Всего

38 часов

Каталог: trauma
trauma -> Практические навыки для студентов по травматологии и ортопедии учебное пособие
trauma -> Путь к выздоровлению
trauma -> Рабочая учебная программа по дисциплине травматология и ортопедия для специальности 060103. 65 педиатрия
trauma -> Программа вступительных испытаний по специальности «Травматология и ортопедия»
trauma -> Хрыпов, С. В. Лечение детей старшего возраста с вторичным коксартрозом 3 стадии, сочетающимся с укорочением нижней конечности свыше 6 см методом тотального эндопротезирования// Гений ортопедии. 2013. № С. 44-47. Попков, Д. А
trauma -> Рабочая учебная программа по дисциплине травматология и ортопедия для специальности 060101. 65
trauma -> Практическое занятие №1 Тема: Введение в специальность. Особенность обследования травматологических и ортопедических больных. І. Актуальность темы
trauma -> Реферат на тему: Политравма Работу
trauma -> Остеохондроз позвоночника
trauma -> 2. Место дисциплины в структуре ооп: Дисциплина «Травматология, ортопедия»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©zodomed.ru 2024


    Главная страница