Учебная программа для специальности: 1-24 01 02 «Правоведение»



Скачать 446.16 Kb.
Дата03.05.2016
Размер446.16 Kb.
ТипУчебная программа
Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»
УТВЕРЖДАЮ

Ректор


УО «Полоцкий государственный университет»

_____________ Д.Н. Лазовский

«___» __________ 2009 г.

Регистрационный № УД - ______/р.



ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Учебная программа для специальности:

1-24 01 02 «Правоведение»

Факультет: юридический

Кафедра: теории и истории государства и права

Курс: 4 / 4*/ 4**

Семестр: 7 / 7*/ 7**

Лекции: 20 / 6*/6**

Практические (семинарские) занятия: 14 / 2* / 2**

Зачет: 7 / 7*/ 7**

Всего аудиторных часов по дисциплине: 34 ч. / 8 ч.*/ 8**

Всего часов по дисциплине (дневная форма): 52 ч.

*Форма получения высшего образования заочная полная

** Форма получения высшего образования заочная сокращенная
Составила: Пугачева Тамара Ириковна

2009


Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта Республики Беларусь ОСРБ 1-24 01 02-2008 , а также на основании
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры теории и истории государства и права УО «ПГУ»
« » 2009 года

Протокол №____

Заведующий кафедрой ___________ А.Н. Пугачев
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочей программы методической комиссией юридического факультета УО «ПГУ»
«___» ________ 2009 года

Протокол №____

Председатель ___________.И.Н. Троцкая
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом УО «ПГУ»

«___» ________ 2009 года

Протокол № ____

Председатель Научно-методического совета УО «ПГУ»

__________________ Булах В.В.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Общие требования к формированию компетенций выпускника.

Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу. Законодательное регулирование правового статуса представителей различных юридических профессий охватывает не все, а лишь основные, самые важные стороны их деятельности, в то время как остальные стороны их служебной и личной жизни должны подчиняться правилам общей и профессиональной этики. Изучение юридической этики развивает общую профессиональную культуру юриста, способствует формированию специалистов, интернационально ориентированных, владеющих современными методами познания и интерпретации права, нацеленных на достижение практически значимых для общества целей.

Дисциплина «Юридическая этика» способствует формированию специалиста в рамках академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Студент должен обладать следующими академическими компетенциями:



  • владеть и применять на практике базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач в области юридической этики;

  • уметь работать самостоятельно, выдвигать новые идеи в области юридической этики;

  • владеть исследовательскими навыками и междисциплинарным комплексным подходом при решении проблем в области юридической этики;

  • иметь лингвистические навыки для осуществления деловой переписки, обращения в вышестоящие органы, подготовки необходимых документов и т.д.;

  • уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей профессиональной деятельности;

  • иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером с использованием профессиональных пакетов прикладных программ.

Студент должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

  • обладать качествами гражданственности, высоким чувством патриотизма и любви к Родине;

  • быть способным к социальному взаимодействию;

  • обладать способностью к межличностным коммуникациям;

  • быть способным к критике и самокритике;

  • уметь работать в команде и глубоко осознавать общегражданские цели своей профессиональной деятельности;

  • знать идеологические, моральные, нравственные ценности государства и уметь следовать им.

Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности:

организационно-управленческая деятельность:

  • работать с нормативными правовыми актами, трудовым законодательством;

  • составлять и контролировать исполнение документов в соответствии с принятыми стандартами;

  • анализировать и оценивать собранные данные;

  • взаимодействовать со специалистами смежных профилей.

юридическая деятельность:

  • владеть теоретическими основами юридической этики;

  • знать и применять нормативные правовые акты по вопросам юридической этики;

  • знать принципы и методы правотворческой деятельности;

  • владеть теоретическими основами и практическими навыками компьютерной обработки учетно-аналитической информации.

научно-исследовательская деятельность:

  • разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований в области юридической этики;

  • разрабатывать учетно-аналитический инструментарий проводимых исследований, анализировать их результаты, готовить данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

  • собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, выбирать оптимальные методы и средства решения научно-исследовательских задач;

  • проводить самостоятельные научные исследования, связанные с проблемами юридической этики.

инновационная деятельность:

  • организовывать поиск, сбор, анализ и систематизацию информации по перспективам развития юридической этики;

  • работать с научной и патентной литературой.

2. Цели и задачи дисциплины.

Деятельность юриста касается интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека, с разрешением социальных и межличностных конфликтов. Наряду с ответственностью за строгое и точное соблюдение законности юристы несут и повышенную нравственную ответственность, что обусловливает необходимость существования юридической этики.

Цель преподавания дисциплины «Юридическая этика» - сориентировать студентов-юристов на системы моральных ценностей и идеалов в юридической деятельности, определить в правоприменительной деятельности нравственные приоритеты, обеспечить формирование позитивных профессиональных качеств и нравственных установок.

Юридическая этика – это один из видов профессиональной этики, в задачу которой входит применение общих норм морали, нравственности в специфических условиях деятельности судей, прокуроров, следователей, адвокатов, осуществление нравственных принципов и требований в расследовании и разрешении подведомственных суду уголовных дел.

Достижение цели обеспечивается системным последовательным изучением курса во всех организационных формах учебного процесса.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:



  • источники юридической этики;

  • место морали в юридической этике;

  • элементы взаимодействия морали и права;

  • особенности реализации этических норм в законодательстве о правосудии и правоохранительной деятельности;

  • основы культуры правосудия;

  • нравственные основы принципов уголовного процесса и нетрадиционных методов расследования преступлений;

  • этико-правовые проблемы смертной казни, суицида, эвтаназии, медицинской деятельности;

  • нравственные основы деятельности следователя, прокурора, адвоката, судьи, лицензиата, их профессионально важные качества;

  • причины возникновения и пути преодоления нравственной деформации юриста.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

  • находить наиболее рациональные подходы с позиций юридической этики для разрешения кризисных ситуаций в деятельности юриста;

  • использовать полученные знания для аргументации своей демократической общественной, профессиональной или научной позиции.



3. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.

Изучение административного права основывается на знаниях общей теории права, уголовного процесса.



4. Структура содержания учебной дисциплины.

В основе структурирования содержания учебной дисциплины положен принцип, который предполагает разбивку теоретического материала на относительно самостоятельные учебные темы. По каждой теме, в соответствии с его целями и задачами по формированию и развитию у студентов конкретных компетенций, преподавателем проектируются и реализуются определенные педагогические технологии. В данном случае, это изложение теоретического материала, выступления студентов на практических занятиях по темам.



5. Методы (технологии) обучения.

При изучении дисциплины «Юридическая этика» применяются следующие эффективные методики и технологии:



  • технология учебно-исследовательской деятельности;

  • коммуникативные технологии (опрос, дискуссия и другие методы активного обучения);

  • рейтинговые технологии;

  • УМК;

  • тестирование без применения компьютерных технологий.

6. Диагностика компетенций студентов.

Качественные показатели подготовки студентов определяются стандартом ОСРБ 1-24 01 02-2008. Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики результатов образования установлены в соответствии с нормативными документами Министерства образования.



Диагностический инструментарий. Для мониторинга качества изучения дисциплины и диагностики компетенций студентов используется следующий диагностический инструментарий: тесты и тестовые задания, разноуровневые контрольные задания, устный опрос и дискуссии во время занятий, рефераты и доклады по отдельным темам дисциплины, зачет.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС)

Модуль 1: Понятие и особенности юридической этики

Тема 1. Понятие и задачи юридической этики

Понятие, предмет и задачи этики. Место этики в системе юридического образования. История юридической этики.



Тема 2. Место морали в юридической этике. Взаимодействие морали и права

Сущность и структура морали. Основные функции и принципы морали. Основные этические категории в юридической деятельности. Мораль и право.



Тема 3. Проблема морального выбора и моральной ответственности в деятельности юриста
Сущность и структура морального выбора. Нравственные конфликты в правоохранительной деятельности. Цели и средства в моральном выборе юриста. Нравственная допустимость правового принуждения. Моральная ответственность.

Тема 4. Нравственные качества юриста. Предупреждение нравственной деформации
Понятие нравственной культуры. Структура нравственной культуры. Факторы-показатели профессионально-нравственной деформации юриста и ее основные причины.
Тема 5. Моральные проблемы юриспруденции

Нравственные принципы ведения уголовного процесса. Нравственные аспекты в криминологической одорологии. Культура использования полиграфического метода. Этика применения биоритмологического метода. Этика применения гипнологического метода. Этика применения метода запахового и музыкального фона. Этика проверки доказательственной информации. Этика оценки доказательственной информации.



Промежуточный контроль: форма – тест.

Модуль 2: Этическая характеристика юридической деятельности

Тема 6. Нравственные отношения в служебном коллективе

Понятие служебного коллектива и основные профессионально-нравственные характеристики его становления, развития и функционирования. Основные моральные требования, предъявляемые к деятельности служебного коллектива. Основные факторы и условия, определяющие стабильность, результативность и эффективность деятельности служебных коллективов.



Тема 7. Этика делового общения и служебный этикет

Служебный этикет: основные принципы и формы. Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров. Общение в служебном коллективе.



Тема 8. Культура речи юриста и культура юридического документа
Культура профессиональной речи. Этика вербального общения в юридической практике. Искусство речи на суде. Культура юридического документа.

Тема 9. Этико-психологическая характеристика юридической деятельности

Специальные способности и психологические качества юриста. Нравственные требования в деятельности следователя. Нравственные требования в деятельности прокурора. Нравственные требования в деятельности судьи. Нравственные требования в деятельности адвоката. Нравственные требования в деятельности лиц, осуществляющих деятельность по оказанию юридических услуг.



IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


Номер модуля

Название раздела, темы, занятия;

перечень изучаемых вопросов



Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Формы контроля знаний

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

Управляемая самостоятельная работа










1

2

3

4

5

6

7

8

9

Модуль 1: Понятие и особенности юридической этики

Тема 1. Понятие и задачи юридической этики

Понятие, предмет и задачи этики. Место этики в системе юридического образования. История юридической этики.




2

1







УМК


[8, 28, 30, 32, 46]

- опрос;

- дискуссия;

- выступление с докладом;

- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя






Тема 2. Место морали в юридической этике. Взаимодействие морали и права

Сущность и структура морали. Основные функции и принципы морали. Основные этические категории в юридической деятельности. Мораль и право.




2

1







УМК

[8, 28, 30, 32, 46]

- опрос;

- дискуссия;

- выступление с докладом;

-выполнение тестов;

- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.





Тема 3. Проблема морального выбора и моральной ответственности в деятельности юриста

Сущность и структура морального выбора. Нравственные конфликты в правоохранительной деятельности. Цели и средства в моральном выборе юриста. Нравственная допустимость правового принуждения. Моральная ответственность.




2

2







УМК

[8, 28, 30, 32, 46]

- опрос;

- дискуссия;

- выступление с докладом;

-выполнение тестов;

- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.





Тема 4. Нравственные качества юриста. Предупреждение нравственной деформации

Понятие нравственной культуры. Структура нравственной культуры. Факторы-показатели профессионально-нравственной деформации юриста и ее основные причины.





2

2







УМК

[8, 28, 30, 32, 46]

- контр. работа № 1 (Темы 3, 4);

- опрос;

- дискуссия;

- выступление с докладом;

- выполнение тестов;

- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.






Тема 5. Моральные проблемы юриспруденции

Нравственные принципы ведения уголовного процесса. Нравственные аспекты в криминологической одорологии. Культура использования полиграфического метода. Этика применения биоритмологического метода. Этика применения гипнологического метода. Этика применения метода запахового и музыкального фона. Этика проверки доказательственной информации. Этика оценки доказательственной информации.




4

2







УМК

[8, 28, 30, 32, 46]

- опрос;

- дискуссия;

- выполнение тестов;

- выступление с докладом;

- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.


Модуль 2: Этическая характеристика юридической деятельности

Тема 6. Нравственные отношения в служебном коллективе

Понятие служебного коллектива и основные профессионально-нравственные характеристики его становления, развития и функционирования. Основные моральные требования, предъявляемые к деятельности служебного коллектива. Основные факторы и условия, определяющие стабильность, результативность и эффективность деятельности служебных коллективов.




2

1







УМК

[8, 28, 30, 32, 46]

- опрос;

- дискуссия;

- выполнение тестов;

- выступление с докладом;

- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.





Тема 7. Этика делового общения и служебный этикет

Служебный этикет: основные принципы и формы. Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров. Общение в служебном коллективе.





2

1







УМК

[8, 28, 30, 32, 46]

- контр. работа № 2

(Темы 5-7)

- опрос;

- дискуссия;

-выполнение тестов.





Тема 8. Культура речи юриста и культура юридического документа

Культура профессиональной речи. Этика вербального общения в юридической практике. Искусство речи на суде. Культура юридического документа.




2

2







УМК

[8, 28, 30, 32, 46]

- опрос;

- дискуссия;

-выполнение тестов.





Тема 9. Этико-психологическая характеристика юридической деятельности

Специальные способности и психологические качества юриста. Нравственные требования в деятельности следователя. Нравственные требования в деятельности прокурора. Нравственные требования в деятельности судьи. Нравственные требования в деятельности адвоката. Нравственные требования в деятельности лиц, осуществляющих деятельность по оказанию юридических услуг.




2

2







УМК

[8, 28, 30, 32, 46]

- опрос;

- дискуссия;

-выполнение тестов.


Итого:

20

14
















V. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

V.I. СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объектом диагностики компетенций студента являются знания, умения и практические навыки, полученные им в ходе теоретического изучения дисциплины «Юридическая этика».

Для диагностики компетенций, выявления учебных достижений студентов при итоговом оценивании на экзамене могут быть использованы учебное собеседование, выполнение контрольных заданий, тестирование, моделирование ситуаций, составление отчётов по результатам выполнения практических заданий, на основе представленных рефератов, докладов, выступлений студентов на семинарских и практических занятиях.

При проведении зачёта устанавливается рейтинговая система оценки знаний», в рамках которой успеваемость студентов оценивается на основе двух компонентов: 1) в ходе промежуточного контроля знаний в течение семестра; 2) на зачёте.



Основными критериями успешной сдачи зачёта являются: правильность ответа на вопрос; демонстрация системности и глубины знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точное и полное использование научной терминологии, умение дать исчерпывающее определение термина; использование в своём ответе знаний, полученных при изучении курса; владение тезаурусом дисциплины; грамотное и логически правильное изложение ответов на вопросы.
V.II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Нормативные правовые акты

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).

  2. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: Кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г., с изм. и доп. от 30 декабря 2006 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – № 107. – 2/1236.

  3. Кодекс чести судьи Республики Беларусь, принятый Первым Съездом судей Республики Беларусь 06.12.1997 г. // Юстиция Беларуси. – 1998. - №3.

  4. Об адвокатуре: Закон Республики Беларусь от 30 апреля 2003г. № 193–З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. – № 53. – 2/942.

  5. О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 165-З. – Минск. Дикта, 2007. – 47 с.

  6. О борьбе с терроризмом: Закон Респ. Беларусь, 3 янв. 2002 г., № 77-3: в ред. от 9 янв. 2006 г. № 97-3 // Консультатнт Плюс: Беларусь. Технология 3000[Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр». Минск,2006.

  7. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999г. № 289-з: Принят Палатой представителей 24 июня 1999г. Одобрен Советом Республики, Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 1999г. // Нац. Реестр правовых актов. Республики Беларусь. 1999 - № 57.

  8. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З. – Минск: Дикта, 2007. – 44 с.

  9. Об органах государственной безопасности Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 3 дек. 1997 г. № 102-3 : в ред. от 4 мая 2005 г. № 16-3.

  10. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г., с изм. и доп. от 5 января 2008 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. – № 70. – 2/953.

  11. О Конституционном Суде Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 г., с изм. и доп. от 3 ноября 2005 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005. – № 175. – 2/1144.

  12. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г., с изм. и доп. от 16 мая 2006 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – № 7. – 2/136.

  13. О порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств- участников СНГ: Междунар. Договор, 4 июня 1999 г. // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000[Электоронный ресурс]/ООО»ЮрСпектр». Минск, 2006.

  14. О Прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. – № 119. – 2/1317.

  15. Правила профессиональной этики адвоката, утвержденные Постановлением Министерства Юстиции Республики Беларусь от 21.06. 2001 г. № 15 (в редакции Постановления Министерства Юстиции Республики Беларусь от 17.03 2008 г. № 17)

  16. Правила профессиональной этики лиц, осуществляющих деятельность по оказанию юридических услуг, утвержденные Постановлением Министерства Юстиции Республики Беларусь от 08.06.2007 г. № 37.

  17. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях //КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000[Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2007.

  18. Руководящие принципы регламентации компьютеризированных картотек, содержащих данные личного характера. Приняты резолюцией 45/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. // Права человека: Сб. междунар.-правовых док. / Сост. В.В. Щербов. Мн.: Белфакс, 1999.

  19. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь 24 июня 1999 г.; Введ. в действие 1 янв. 2001 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 77-78. 2/71; № 100. 2/205; 2003. № 8. 2/922; № 80. 2/969; № 83. 2/974.

  20. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь 2 июня 1999 г.; Введ. в действие 1 янв. 2001 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. № 76. 2/50; 2000. № 65. 2/199; 2002. № 55. 2/847; 2/861; 2003. № 8. 2/922; № 80. 2/969; № 83. 2/974.



Основная литература:


  1. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. М., 1969.

  2. Барщевский М.Ю. Адвокатсткая этика. – 2-е изд., испр. – М.: Профобразование, 2000.

  3. Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. – М., 1978.

  4. Бражник С.И., Плишкин В.М., Тищенко П.И. Этика участкового инспектора. – Киев, 1989.

  5. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению. М., 2000.

  6. Булденко К.А. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. – Хабаровск, 1993.

  7. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. / Пер. с фр. – М., 1994.

  8. Веленто И., Шиханцов Г.Г. Юридическая этика: Тексты лекций. Гродно, 2002.

  9. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. – М., 1975.

  10. Голубев В. Л. Учебно-методическое пособие по этике и эстетике. Мн., 1991.

  11. Горелов А.А. Учебное пособие по истории этики для школ. М., 1992.

  12. Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Судебная этика. Некоторые проблемы нравственных начал советского уголовного процесса. Воронеж, 1973.

  13. Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.

  14. Данилевич А.А. Основы теории и профессиональной культуры судебных прений // Автореф. канд. дисс. Мн., 1983.

  15. Дубов Г.В., Опалев А.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. М., 1999.

  16. Дубов Г.В., Опалев А.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. Пособие/ Под ред. Г.В. Дубова, А.В. Опалева. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Щит и меч, 2000.

  17. Дубов Г.В. Этика сотрудников правоохранительных органов. Москва: Щит-М., 2002.

  18. Дулов А.В., Матвиенко Е.А. Этические основы судебных прений // Вестник Белорусского ун-та. 1973. № 2.

  19. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Мн., 1997.

  20. Зеленкова И.Л. Основы этики. Мн., 1998.

  21. Зеленкова И.Л. Прикладная этика. Мн., 2002.

  22. Ибрагимов М.М. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников ОВД. Киев, 1990.

  23. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995.

  24. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997.

  25. Ивакина Н.Н. Профессиональный язык юриста. М., 1997.

  26. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. М., 1999.

  27. Карпец И.И. Уголовное право и этика. М., 1985.

  28. Кивайко В.Н. Юридическая этика: ответы на экзаменац. вопр. / В.Н. Кивайко. – Мн: ТетраСистемс, 2008.

  29. Киселев Я.С. Этика адвоката. Л., 1974.

  30. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА. М., 1999.

  31. Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса: Учебное пособие. Воронеж, 1993.

  32. Колодынская О.В. Юридическая этика: Конспект лекций. – Новополоцк: ПГУ, 2002.

  33. Кондратьев И.М. Гуманизм, социальная справедливость и законность как принципы профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел. – Киев, 1990.

  34. Кондрашев В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика: Учеб. Пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

  35. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. Собр. соч.: в 8 т. Т. 4. М., 1967.

  36. Котов Д.П. и др. Судебная этика. Некоторые проблемы нравственных начал советского уголовного процесса. Воронеж, 1973.

  37. Кузнецова Н.Ф. Уголовное право и мораль. М., 1967.

  38. Кукушин В. М. Твоя профессиональная этика. - М., 1994.

  39. Куницын А.Р. Образцы судебных документов. М., 1996.

  40. Лаптенок С.Д. Этика и этикет. Мн., 1998.

  41. Леоненко В.В. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. – Киев, 1981.

  42. Ликас А.Л. Культура правосудия. М., 1990.

  43. Ликас А.Л. Культура судебного процесса. М., 1971.

  44. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.

  45. Любичев С.Г. Этические основы следственной тактики. – М., 1980.

  46. Максимов Л.Г. Максимова Л.П. Профессиональная этика юриста. Мн., 2000.

  47. Мартысюк П.Г. Правовая этика. Мн., 1999.

  48. Мартысюк П.Г. Этика: Учеб. Пособие. – Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2001.

  49. Матвиенко Е.А. Судебная речь. Мн., 1967.

  50. Матвиенко Е.А. Судебная речь. Мн., 1972.

  51. Михайлов А.И., Подголин Е.Е. Письменная речь при производстве следственных действий. М., 1980.

  52. Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981.

  53. Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Этика: Учеб. Пособие. – 2-е изд. / Под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. – Мн.: Новое знание, 2002.

  54. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грищанов. Мн., 1998.

  55. Порубов Н.И. Законность и этика допроса // Допрос в советском уголовном судопроизводстве. Мн., 1973.

  56. Порубов Н.И. Риторика. Мн., 2001.

  57. Порубов Н.И., Порубов А.Н. Юридическая этика: Учеб. Пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Мн.: Выш. Шк., 2003.

  58. Профессиональная этика сотрудника правоохранительных органов / Под ред. Опалева А.М., 1997.

  59. Правила этикета. Краткий справочник. – М., 1992.

  60. Резниченко И. М. Основы судебной речи. Владивосток, 1976.

  61. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996.

  62. Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1960.

  63. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., 1992.

  64. Станиславский К.С. Этика / Предисл. А.Д. Попова М., 1981.

  65. Таратурнский Ф.С. Нравственная свобода и ответственность. Мн., 1990.

  66. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

  67. Хайкин Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. – М.: Высш. шк., 1972.

  68. Шевченко Н.В. Устная речь юристов в условиях официальной обстановки // Автореф. канд. дисс. филол. наук. Саратов, 1984.

  69. Этика / Под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. Мн., 2002.

  70. Этика. Словарь афоризмов и изречений. – М., 1995.

Дополнительная литература:


    1. Абдулаев М.И., Порубов Н.И., Рагимов И.М., Сулейманов Д.И. Тактика допроса обвиняемого в конфликтной ситуации. Баку, 1993.

    2. Алексеев С.С. Философия права. М, 1997.

    3. Ароцкер Л.Е. Судебная этика // Соц. законность. 1969, № 9.

    4. Афоризмы о юристпруденции / Авт.-сост. А.Б. Ванян. М., 1999.

    5. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в теорию управления нравственно-воспитательной деятельностью. – Томск, 1986.

    6. Барков А.В. Реализация этических начал в уголовном законодательстве / Теоретич. и правовое обеспеч. реформы в сфере борьбы с преступностью в Республике Беларусь // Материалы Междунар. науч.-практич. конф. Мн., 1999.

    7. Бибило В.Н. Основы культуры правосудия // Судовы веснiк. 2000, № 4.

    8. Бойков А. Что такое судебная этика? / Сов. Юстиция. 1971, № 9.

    9. Васильев Ю.С. Взаимодействие права и морали // Советское государство и право. 1966. №11.

    10. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. / Пер. с фр. – М., 1994.

11.Винокурова С.П. Методологические проблемы исследования морали. Мн., 1992.

  1. Витражи мудрости: Афоризмы, крылатые слова, изречения / Сост. М.В. Король. Мн., 1991.

  2. Вичев В. Нравственная культура руководителя. / Пер. с болг. – М., 1998.

  3. Вопросы истории этической мысли в преподавании этики. М., 1991.

  4. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

  5. Дубов Г.В. Взаимосвязь морали, культуры поведения и этикета сотрудников органов внутренних дел // Труды Академии МВД СССР. Нравственные и эстетические основы совершенствования профессиональной культуры руководителей органов внутренних дел. – М., 1990.

  6. Дулов А. Нравственные основы культуры судебной деятельности // Юстиция Беларуси. 2000, № 1.

  7. Дулов А.В., Матвиенко Е.А. Этические основы судебных прений // Вестник Белорусского ун-та. 1973. № 2.

  8. Зайцева Л. В новое столетие – с новым уголовно-процессуальным кодексом// Юстиция Беларуси. 2000, №2.

  9. Захарин Ю. Следственная этика// Соц. законность, 1970, № 10.

  10. Коновалова В.Е. Нравственные начала судопроизводства: состояние и тенденции / Роль и значение деятельности в становлении современной криминалистики: Материалы Международ. науч. конф. М., 2001.

  11. Корнеева Л. Судебная этика и тактика допроса / Социалистическая законность. 1976. № 4.

  12. Крыгин В. Культура судебного процесса // Судовы веснiк, 1995. № 2.

  13. Лукашева Е.А. Мотивы и поведение человека в правовой сфере// Советское государство и право. 1972. № 8.

  14. Лукашева Е.А. Право и нравственное формирование личности в советском обществе // Советское государство и право. 1976. № 10.

  15. Пазычук Н., Капней А. Вопросы профессиональной этики участников судебного процесса// Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь.. – 2001. - №2. - c. 180-189.

  16. Перлов И.Д. Судебная этика // Сов. Гос-во и право. 1970, № 12.

  17. Порубов Н.И. Законность и культура в профессиограмме следственной деятельности // Формирование основ конституционного государства в Республике Беларусь: Сб. науч. Трудов. Новополоцк, 2001.

  18. Порубов Н.И. Законность и этические аспекты тактики допроса // Материалы науч.-практич. конф. Волгоград, 1977.

  19. Порубов Н.И. Лектор и аудитория. Мн., 1996.

  20. Порубов Н.И. Риторика. Мн., 2001.

  21. Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1998.

  22. Порубов А.Н., Порубов Н.И. Профессиональные качества работника органов внутренних дел, обеспечивающие его деятельность // Сб.: Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. Мн., 1994. № 10.

  23. Порубов Н.И. Языковая культура как элемент профессиональной этики юриста // Право, законность, правопорядок. Сб. Мн., Союз юристов БССР, 1991.

  24. Ривлин А.Л. Нравственные начала в уголовном судопроизводстве // Сов. Гос-во и право. 1971, № 9.

  25. Сергеев В.И. Нравственная позиция адвоката – залог успеха в защите людей// Юрист. – 2000. - №4. – с.10-14.

  26. Строгович М.С. Судебная этика, ее предмет и сущность // Сов. Гос-во и право. 1971, № 12.

  27. Шахов В.О. О судебной этике // Советская юстиция. 1965. №1.

  28. Шифман М. Заметки о судебной речи // Социалистическая законность. 1956. №7.


V.II1. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ

  1. Этические правила поведения адвоката в суде. Этика речи адвоката.

  2. Моральный фактор и его проявление в правоохранительной деятельности.

  3. Культура речи юриста.

4. Нравственное содержание правоохранительной деятельности.

  1. Культура судебной деятельности. Судебный этикет.

  2. Культура юридического документа.

7. Моральный выбор в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

  1. Этические правила в системе взаимоотношений адвокат-клиент.

  2. Смертная казнь - моральная проблема юриспруденции.

  3. Эвтаназия - моральная проблема юриспруденции.

  4. Суицид – моральная проблема юриспруденции.

  5. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников правоохранительных органов.

  6. Понятие и содержание адвокатской этики.

  7. Профессиональная этика лиц, осуществляющих деятельность по оказанию юридических услуг (лицензиатов).

  8. Нравственная культура сотрудника правоохранительных органов.

  9. Моральные нормы в работе нотариуса.

  10. Реализация этических начал в законодательстве о правосудии и правоохранительной деятельности.

  11. Нравственные аспекты деятельности сотрудников оперативных служб и следственных подразделений.

  12. Моральная ответственность.

  13. Этика обвинительной речи прокурора.

  14. Этика делового общения и служебный этикет сотрудников правоохранительных органов.

  15. Этика судебных прений.

  16. Нравственные начала деятельности прокурора.

  17. Нравственное формирование личности сотрудников правоохранительных органов.

  18. Этика судебного разбирательства.

  19. Нравственные требования, предъявляемые к деятельности следователя.

  20. Профессиональная этика судьи: понятие и особенности.

  21. Этические основы следственных действий.

  22. нравственная деформация юриста и ее предупреждение.

  23. Этико-психологическая характеристика юридической деятельности.

  24. Этика публичного выступления юриста.

  25. Моральные нормы предварительного расследования.

V. 1V. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Лекционный курс по дисциплине «Юридическая этика» имеет следующую структуру.



Наименование тем лекций

Количество часов




Д

З

З (с)

4 курс

7 семестр



4 курс

7 семестр



4 курс

7 семестр



Понятие и задачи юридической этики


2







Место морали в юридической этике. Взаимодействие морали и права

2







Проблема морального выбора и моральной ответственности в деятельности юриста


2







Нравственные качества юриста. Предупреждение нравственной деформации


2

2

2

Моральные проблемы юриспруденции


4

2

2

Нравственные отношения в служебном коллективе


2







Этика делового общения и служебный этикет


2







Культура речи юриста и культура юридического документа


2







Этико-психологическая характеристика юридической деятельности


2

2

2

Всего

20

6

6

V.V. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Для практического обучения студентов по дисциплине «Юридическая этика» разработаны вопросы для обсуждения и повторения, а также задания для самостоятельной подготовки.




Наименование тем практических занятий и их содержание

Количество часов

Д

З

З (С)

4 курс

7 семестр



4 курс

7 семестр



4 курс

7 семестр



Понятие и задачи юридической этики

1







Место морали в юридической этике. Взаимодействие морали и права

1







Проблема морального выбора и моральной ответственности в деятельности юриста


2







Нравственные качества юриста. Предупреждение нравственной деформации


2







Моральные проблемы юриспруденции


2

2

2

Нравственные отношения в служебном коллективе


1







Этика делового общения и служебный этикет


1







Культура речи юриста и культура юридического документа


2







Этико-психологическая характеристика юридической деятельности


2







Всего

14

2

2

VI. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Название дисциплины, с которой требуется согласование

Название

кафедры


Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу

(с указанием даты и номера протокола)



Общая теория права

Теории и истории государства и права

нет




Уголовный процесс

Уголовного права и криминалистики







Учебная программа одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права


(протокол №____ от _____ 200__г.)

Заведующий кафедрой

теории и истории государства и права А.Н. Пугачев

УТВЕРЖДАЮ

Декан юридического факультета А.В. Егоров


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Рейтинговая система контроля знаний студентов разработана в соответствии с «Положением о рейтинговой системе контроля успешности обучения студентов в Полоцком государственном университете», утвержденным приказом № 123 от 3 мая 2005 г.

Рейтинговая система контроля знаний студентов включает следующие направления оценки успешности обучения.

1.1. Оценка отношения студента к выполнению своих обязанностей на этапе изучения дисциплины

Для оценки отношения студента к выполнению своих обязанностей на этапе изучения дисциплины выделяется общее количество баллов, равное 100, которые распределяются следующим образом:



Лекции

50 баллов за 100%-ное посещение лекций.



Количество баллов на 1 лекцию = 50 баллов / количество лекций в семестре.

Семинарские занятия

50 баллов за 100%-ное посещение семинаров.



Количество баллов на 1 семинар = 50 баллов / количество семинаров в семестре.

1.2. Текущий контроль успешности этапа изучения дисциплины



Для контроля успешности этапа изучения дисциплины выделяется общее количество баллов, равное 900, которое распределяется между различными формами текущего семестрового контроля следующим образом:

Текущий контроль успешности этапа изучения дисциплины

Оцениваемая работа

Количество

Максимальное количество баллов

1. Контрольные работы по изучаемым темам

4 работы

4*40=160

2. Выступления на семинарских занятиях

6 выступлений

6*30=180

3. Выполнение письменной самостоятельной работы по заданию преподавателя (эссе, заполнение таблицы, сравнительный анализ и др.)

4 работы

4*30=120

4. Подготовка реферата и выступление с докладом по нему

1

40

5. Подготовка презентации по теме курса (можно в группе из 2-3 человек)

1

40

6. Дополнения ответов на семинарских занятиях, участие в дискуссии

18

18*10=180

7. Подготовка тестов, задач, кроссвордов, схем по изучаемым темам

18

18*10=180

Итого: 900 баллов

Количество баллов определяется по следующей схеме:

Оценка
Вид работы

9-10

(5)

8

(5-)

7

(4)

6

(4-)

5

(3)

4

(3-)

3-1

(2)

1. Контрольные работы

40

35

25

20

15

10

-20

2. Выступления на семинарских занятиях

30

25

20

15

10

5

-10

3. Выполнение письменной самостоятельной работы по заданию преподавателя

30

25

20

15

10

5

-10

4. Подготовка реферата и выступление с докладом по нему

40

35

25

20

15

10

-

5. Подготовка презентации по теме курса

40

35

25

20

15

10

-

6. Дополнения ответов на семинарских занятиях

10

7. Подготовка тестов, задач, кроссвордов, схем по изучаемым темам

10

1.3. Оценка активности и творческого отношения студента к овладению выбранной специальностью

Для оценки активности и творческого отношения студента к овладению выбранной специальностью выделяется 300 баллов, которые распределяются следующим образом:



Оценка активности и творческого отношения студента к овладению выбранной специальностью

Оцениваемая работа

Максимальное количество баллов

1. Участие в студенческих научных конференциях

50 баллов

2. Участие в конкурсах научных работ студентов

200 баллов – за диплом I степени

150 баллов – за диплом II степени

100 баллов – за диплом III степени


3. Научные публикации

50 баллов

Итого: 300 баллов

Ведение учета баллов в семестре, подведение итогов и определение рейтинга студента

Для сведения студентов в начале семестра доводится информация о максимальном количестве баллов по дисциплине «Конституционное право» (1300 баллов) и о минимальном количестве (300 баллов), ниже которого студент не может претендовать к допуску для сдачи экзамена.

Преподаватель в течение семестра ведет карту учета баллов, заработанных студентами группы.

Если после изучения дисциплины рейтинг студента меньше 300 баллов, то студент считается не выполнившим учебный план по данной дисциплине и не допускается к сдаче экзамена. Для допуска к экзамену студенту необходимо набрать недостающие баллы.

Если после изучения дисциплины рейтинг студента удовлетворяет условиям 300 баллов ≤ R < 400 баллов, то это соответствует минимальному уровню и студент допускается к сдаче экзамена. Однако данный уровень показывает, что у студента низкий рейтинг по дисциплине.

Если после изучения дисциплины рейтинг студента удовлетворяет условиям 400 баллов ≤ R < 500 баллов, то это соответствует среднему уровню.

Если в результате изучения дисциплины рейтинг студента удовлетворяет условиям 500 баллов ≤ R < 700 баллов, то это хороший результат.

Если в результате изучения дисциплины рейтинг студента удовлетворяет условиям 700 баллов ≤ R < 800 баллов, то такой рейтинг называется высоким.

Наконец, если в результате изучения дисциплины рейтинг студента удовлетворяет условиям 800 баллов ≤ R ≤ 1300 баллов, то такой рейтинг считается превосходным.

Студенты, рейтинг которых оценивается как высокий или превосходный, могут быть освобождены полностью либо частично от сдачи экзамена преподавателем, т.е. получают итоговую оценку знаний автоматически.





Каталог: bitstream -> 123456789 -> 4401
123456789 -> Учебное пособие Харьков 2012 министерство здравоохранения украины
123456789 -> Учебное пособие для иностранных студентов высшых фармацевтических учебных заведений и фармацевтических факультетов
123456789 -> Медицинская психология рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов медицинского факультета
123456789 -> Случай абсцедирующего менингоэнцефалита
123456789 -> В., Золотухина Г. А. Облитерирующий бронхиолит у детей
123456789 -> Роль полиморфизма гена Met235Thr ангиотензиногена в патогенезе хронической сердечной недостаточности и ожирения у больных ишемической болезнью сердца
123456789 -> Современные методы и апаратно-программные комплексы для оценки адаптационных возможностей и уровня здоровья организма человека
123456789 -> Учебное пособие для студентов V курса медицинских вузов IV уровня аккредитации Харьков хнму 2009
123456789 -> Практикум по русскому языку для студентов II курса стоматологического факультета
4401 -> Учебная программа для специальности: 1-24 01 02 «Правоведение»

Скачать 446.16 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница