МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Радиофизический факультет
Кафедра электроники
УТВЕРЖДАЮ
Декан радиофизического факультета
____________________Якимов А.В.
«18» мая 2011 г.
Учебная программа
Дисциплины М2.В4.03 «Методы численного моделирования электростатических полей
в теории электронных приборов»
по направлению 011800 «Радиофизика»
Нижний Новгород
2011 г.
1. Цели и задачи дисциплины
Курс «Методы численного моделирования электростатических полей в теории электронных приборов СВЧ» базируется на знаниях студентов, приобретенных в курсах общей физики, математического анализа, дифференциальных уравнений, электроники.
Цель курса - сформировать у студентов современное представление об основных численных методах расчета полей в системах со сложным контуром границы расчетной области.
2. Место дисциплины в структуре магистерской программы
Дисциплина «Методы численного моделирования электростатических полей в теории электронных приборов» относится к дисциплинам по выбору студента вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы по направлению 011800 «Радиофизика».
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
-
способностью использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности, защиты государственной тайны (ОК-l0);
-
способность к свободному владению знаниями фундаментальных разделов физики и радиофизики, необходимыми для решения научно-исследовательских задач (в соответствии со своим профилем подготовки) (ПК-1);
-
способность к свободному владению профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий, использованию современных компьютерных сетей, программных продуктов и ресурсов Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки (ПК-2);
-
способность использовать в своей научно-исследовательской деятельности знание современных проблем и новейших достижений физики и радиофизики (ПК-3);
-
способность самостоятельно ставить научные задачи в области физики и радиофизики (в соответствии с профилем подготовки) и решать их с использованием современного оборудования и новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-4).
В процессе изучения курса студенты должны освоить и изучить:
-
Основные идеи наиболее универсальных и популярных численных методов решения уравнений в частных производных;
-
Методику использования различных вариантов методов;
-
Достоинства и недостатки различных численных методов расчета полей, уметь выбрать тот или иной метод решения в зависимости от специфики решаемой задачи.
4.Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Виды учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
72
|
11
|
Аудиторные занятия
|
32
|
32
|
Лекции
|
32
|
32
|
Практические занятия (ПЗ)
|
0
|
0
|
Семинары (С)
|
0
|
0
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
0
|
0
|
Другие виды аудиторных занятий
|
0
|
0
|
Самостоятельная работа
|
40
|
40
|
Курсовой проект (работа)
|
0
|
0
|
Расчетно-графическая работа
|
0
|
0
|
Реферат
|
0
|
0
|
Другие виды самостоятельной работы
|
0
|
0
|
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
|
зачет
|
зачет
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п
|
Раздел дисциплины
|
Лекции
|
ПЗ (или С)
|
ЛР
|
1.
|
Введение
|
2
|
|
|
2.
|
Общие вопросы моделирования электронно-оптических систем (ЭОС)
|
5
|
|
|
3.
|
Метод сеток
|
8
|
|
|
4.
|
Метод конечных элементов
|
6
|
|
|
5.
|
Методы интегральных уравнений и вспомогательных зарядов
|
6
|
|
|
6.
|
Методика выбора метода решения полевой задачи при численном моделировании
|
5
|
|
|
5.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Введение
Предмет и задачи курса. Численное моделирование и его этапы. Разделы курса.
Раздел 2. Общие вопросы моделирования электронно-оптических систем (ЭОС)
Требования к ЭОС приборов СВЧ электроники. Система уравнений электронного потока в ЭОС. Метод итераций. Метод трубок тока и проблема моделирования распределения плотности объемного заряда.
Раздел 3. Метод сеток
3.1. Понятие о методе сеток. Расчет поля в триодной структуре.
3.2. Метод сеток в области произвольной формы. Сетки с переменным шагом. Анализ геометрии области. Аппроксимация граничных условий. Аппроксимация уравнения Пуассона.
3.3. Методы решения разностных уравнений (метод прогонки, простая итерация, верхняя релаксация, метод продольно-поперечной прогонки). Методы неполной матричной факторизации (метод Булеева). Скорость сходимости и точность метода сеток. Примеры использования метода сеток.
Раздел 4. Метод конечных элементов
4.1. Основные понятия метода конечных элементов (конечный элемент, пробная функция, элементный вектор и т.д.).
4.2. Метод конечных элементов в двумерной области. Виды и классификация конечных элементов. Понятие о локальных координатах и криволинейных конечных элементах. Моделирование режимов работы магнетронно-инжекторной пушки на базе метода конечных элементов.
Раздел 5. Методы интегральных уравнений и вспомогательных зарядов
5.1. Метод интегральных уравнений. Методика сведения задачи к системе линейных алгебраических уравнений большого порядка. Расчет электрического поля в методе интегральных уравнений. Расчет ЭОС клистрона.
5.2. Сложность описания поля вблизи поверхности электродов. Метод вспомогательных источников.
Раздел 6. Методика выбора метода решения полевой задачи при численном моделировании
Сравнительная характеристика различных методов решения дифференциальных уравнений в частных производных.
6. Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1. Рекомендуемая литература.
а) основная литература:
-
Молоковский с.И., Сушков а.Д. Интенсивные электронные и ионные пучки. – Л.Энергия, ленингр. отделение, 1972, - 271 с.
-
Ильин В.П. численные методы решения задач электрооптики. – Новосибирск: Наука, сиб. отд-ие, 1974 – 202 с.
-
Корн Г. Корн Т. Справочник по математике (для научных работников и инженеров). М, наука, 1978 – 831 с.
-
Рошаль А.С. Моделирование заряженных пучков. Атомиздат, М.: 1979, 224 с.
-
Норри д., Ж. де фриз. Введение в метод конечных элементов. М.Мир, 1981, 304 с.
б) дополнительная литература
-
Ильин В.П. Голубцов Б.И. Автоматизация решения краевых задач для уравнения Пуассона. / под ред. Г.И.Марчука. - Новосибирск: Наука, сиб. отд-ие, 1969 – 51 с.
8. Вопросы для контроля
-
Основные положения метода трубок тока.
-
Методика сведения уравнений в частных производных к системе линейных алгебраических уравнений в методе сеток.
-
Анализ геометрии области в методе сеток.
-
Методы решения сеточных уравнений. Скорость сходимости методов.
-
Основные понятия метода конечных элементов (конечный элемент, пробная функция, элементный вектор и т.д.).
-
Методика использования метода конечных элементов в областях произвольной формы.
-
Задание граничных условий в методе конечных элементов. Решение неоднородных уравнений.
-
Методика получения системы линейных алгебраических уравнений большого порядка в методах интегральных уравнений и вспомогательных источников. Достоинства и недостатки методов.
-
Сравнительная характеристика различных методов решения дифференциальных уравнений в частных производных.
9. Критерии оценок
Зачтено
|
В целом хорошая подготовка с некоторыми ошибками.
|
Не зачтено
|
Необходима дополнительная подготовка для успешного прохождения испытания.
|
10. Примерная тематика курсовых работ и критерии их оценки
Не предусмотрена.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлению 011800 «Радиофизика».
Автор программы_________________ Мануилов В.Н.
Программа рассмотрена на заседании кафедры 06 апреля 2011 года протокол № 4
Заведующий кафедрой __________________ Гапонов С.В.
Программа одобрена методической комиссией факультета 11 апреля 2011 года
протокол № 05/10
Председатель методической комиссии _________________ Мануилов В.Н.
Поделитесь с Вашими друзьями: |