С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
МОДУЛЬ «ФАРМАЦЕВТ-ТОКСИКОЛОГ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«Утверждаю»
Проректор по УВР
профессор Тулебаев К.А.
_____________________________ «____» ___________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование вуза: Казахский национальный медицинский университет
имени С.Д. Асфендиярова
Модуль: «Фармацевт-токсиколог»,
Дисциплина: Токсикологическая химия, ТН4205
Специальность: 051103 – Фармация
Объем часов: 360 часов (8 кредитов)
Курс: четвертый
Семестр: седьмой, восьмой
Лекции – 30 ч.
Практические занятия- 90 ч.
Самостоятельная работа студента под
руководством преподавателя (СРСП) – 56 ч.
Самостоятельная работа студента (СРС) – 184 ч.
Алматы, 2012 г.
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании модуля « Фармацевт – токсиколог»
от « ___ » __________ 2012 г., протокол №____
Руководитель модуля «Фармацевт – токсиколог», профессор Т. Б.Байзолданов
Рабочая программа обсуждена на заседании Комитета образовательных программ «Фармации»
от «____» _____ 2012 г., протокол №____
Председатель КОП «Фармации», доцент Г. М . Саякова
Рабочая программа обсуждена на заседании Методического совета
От «_____» _______________2012г., протокол №________
Председатель совета, профессор К.А.Тулебаев
-
общие сведения
Дисциплина – Токсикологическая химия
Специальности – 051103 – «Фармация»
Курс – четвертый Семестр – 7,8
Объем часов – 360 часов (8 кредитов)
Форма контроля – экзамен
2 ПРОГРАММА
2.1 Введение.
Токсикологическая химия является одной из специальных фармацевтических дисциплин, занимающихся изучением молекулярных и физиологических механизмов действия токсичных веществ и продуктов их метаболизма, химических методов, их изолирования, идентификации и количественного определения в различных объектах.
В комплексе фармацевтических наук токсикологической химии принадлежит определенная общеобразовательная и воспитательная роль, так как она прививает навыки научного исследования, постановки и тщательного проведения опыта в точно определенных условиях, построения логически правильных выводов, вытекающих из полученных данных, а также документального их оформления.
Программа включает изучение разных направлений современной токсикологической химии: химико-токсикологической, клинической, наркологической, экологической и рассматривает вопросы этих направлений по двум основным разделам токсикологической химии: биохимической и аналитической токсикологии.
Изучения данной дисциплины предусматривает формирование у студентов теоретических знаний, а также практических умений необходимые для решения задач, поставленных органами правосудия и здравоохранения. С этой целью в программу дисциплины включены токсикологические важные соединения, встречающиеся на практике химико-токсикологических исследований. Подробно рассматриваются методы изолирования, обнаружения и количественного определения отдельных представителей каждой группы токсичных соединений.
2.2 Цель дисциплины: формирование у обучающихся теоретических знаний, практических навыков, умений, необходимых для проведения химико-токсикологического анализа ядовитых веществ в различных, биологических и небиологических объектах, а также правильной оценки полученных результатов.
2.3 Задачи обучения:
-
Формировать у студентов знания об основных принципах, порядке организации, проведения химико-токсикологического анализа (экспертизы) и аналитической диагностики острых (хронических) отравлений, в соответствии с действующим законодательством;
-
Формировать у студентов знания о свойствах (физических, химических), токсикодинамике и токсикокинетике ксенобиотиков и их метаболитов, необходимых при выполнений ХТА.;
-
Формировать у студентов практические умения и навыки проведения химико-токсикологического анализа ядовитых веществ в соответствии с принципами и требованиями GLP.
-
Формировать и развивать у студентов коммуникативные навыки общения с коллегами и представителями органов правосудия.
-
Формировать у студентов потребность постоянного повышения профессиональной квалификации путем самообразования.
2.4 Конечные результаты обучения:
Формирование когнитивного компонента (знания):
-
организационно-правовые, юридические и методологические основы проведения химико-токсикологической экспертизы и аналитической диагностики при острых отравлениях ядовитыми, сильнодействующими, наркотическими и одурманивающими веществами;
-
современную номенклатуру ядовитых, сильнодействующих, наркотических и одурманивающих веществ и их физико-химические характеристики;
-
вопросы биохимической токсикологии (токсикокинетика, токсикодинамика и биотрансформация чужеродных соединений в организме);
-
методологию системного химико-токсикологического анализа на основе принципов GLP;
-
современные биоаналитические, физические, химические и физико-химические методы, используемые в химико-токсикологическом анализе;
-
особенности анализа и интерпретации результатов исследования при проведении химико-токсикологической экспертизы, аналитической диагностики острых и хронических отравлений;
-
общие принципы и методы (алгоритмы) детоксикации при отравлении токсикантами различных групп.
-
Формирование операционных навыков:
-
самостоятельно работать со специальной литературой, вести поиск для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и приложения, конкретно применяемые в решении задач химико-токсикологической экспертизы и аналитической диагностики отравлений, наркоманий);
-
проводить химико-токсикологического исследования вещественных доказательств на различные токсические вещества, основываясь на знании вопросов биохимической и аналитической токсикологии и используя комплекс современных биологических, физико-химических и химических методов анализа;
-
осуществлять аналитическую диагностику острых отравлений с учетом особенностей проведения химико-токсикологического анализа в условиях оказания экстренной медицинской помощи больным с острыми отравлениями;
-
осуществлять аналитическую диагностику наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в биологических средах организма человека;
-
интерпретировать результаты химико-токсикологического анализа применительно к исследованию биологических объектов, учитывая процессы биотрансформации токсических веществ и возможности аналитических методов исследования;
-
документировать проведение лабораторных и экспертных исследований, составлять экспертное заключение.
Аксиологические (коммуникативные) компетенции
-
формировать и развивать у студентов знания о «Мененджмента персонала»
-
научить студентов работать в коллективе, проявляя корректное общение друг с другом. Проявлять терпимость и уважение к партнеру по работе.
-
формировать и развивать у студентов различные формы взаимоотношений с представителями суда и правоохранительных органов
-
уметь выстуформировать у студентов потребность постоянного повышения профессиональной ми,корректно отстаивать свою точку зрения и т.п.
-
формировать у студентов практические навыки и умения коммуникативных отношений по горизонтали и вертикали
-
2.5 Правовые компетенции:
-
формировать у студентов правовые знания необходимые для выполнений ХТА.
-
Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»
-
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан
-
Уголовный кодекс Республики Казахстан
-
Закон Республики Казахстан «Об экспертизе»
-
Инструкция о порядке производства судебно-медицинской экспертизы
-
Приказы Министра здравоохранения
-
Методические рекомендации и методические письма МЗ РК
-
Статья 12 Международной ковенции ООН по незаконному применению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
2.6 Компетенции непрерывного обучения и самообразования:
-
Работа с литературой, Интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях
-
Подготовка презентаций и тематических рефератов, докладов, иллюстративного материала и т.д.
-
Участие в тематических семинарах, конференциях по интересующей тематике
2.7 Пререквизиты дисциплины: аналитическая химия, фармацевтическая химия.
2.8 Постреквизиты дисциплины: фармацевтическая химия.
Распределение часов дисциплины:
-
Общее
количество
часов
|
Аудиторные часы
|
СРС
|
Лекции
|
Лабораторные занятия
|
СРСП
|
360 часов
(8 кредитов)
|
30
|
90
|
56
|
184
|
VII семестр
|
Кредит 1
(45 часов)
|
6
|
9
|
7
|
24
|
Кредит 2
(45 часов)
|
3
|
12
|
7
|
24
|
Кредит 3
(45 часов)
|
3
|
12
|
7
|
24
|
Кредит 4
(45 часов)
|
3
|
12
|
7
|
25
|
VIII семестр
|
Кредит 5
(45 часов)
|
6
|
9
|
7
|
24
|
Кредит 6
(45 часов)
|
3
|
12
|
7
|
24
|
Кредит 7
(45 часов)
|
3
|
12
|
7
|
24
|
Кредит 8
(45 часов)
|
3
|
12
|
7
|
25
|
2.9 Тематический план: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (лекций, практических занятий, самостоятельных работ под руководством преподавателя*, самостоятельной работы)
Тематический план лекций
№ п/п
|
Тема
|
Методы проведения занятия
|
Продол-
житель-
ность
занятий
|
|
Кредит 1
|
|
1
|
Введение в токсикологическую химию. История развития токсикологической химии как науки. Основные разделы токсикологической химии.
|
Обзорная, семинар, презентация
|
1 час
|
2
|
Химико-токсикологический анализ (ХТА). Основные направления и области применения химико-токсикологического анализа
|
|
1 час
|
3
|
Организация проведения судебно-медицинской экспертизы в РК. Структура, функций и задачи СМЭ и их подразделений.
|
|
1 час
|
|
Всего:_____3_часа'>Всего:
|
|
3 часа
|
|
Кредит 2
|
|
|
1
|
Классификация ядов и виды отравления. Пути поступления и распределения ядов в организме.
|
Тематическая, семинар, презентация
|
2 часа
|
2
|
Распределение ядов в организме. Основные токсикокинетические параметры распределения. Общая характеристика токсического действия.
|
|
1 час
|
3
|
Биотрансформация чужеродных соединений в организме. Этапы и основные пути биотрансформации. Факторы, влияющие на метаболизм чужеродных соединений. Метаболиты и их токсичность.
|
Тематическая, семинар, презентация
|
1 час
|
4
|
Аналитическая токсикология. Роль аналитических методов при проведений ХТА биологических объектов. Предварительные пробы.
|
|
2 часа
|
|
Всего:
|
|
6 часов
|
|
Кредит 3
|
|
1
|
Группа веществ, изолируемых экстракцией и сорбцией. Методы изолирования (выделения) ядовитых веществ из биологических объектов экстракцией полярными растворителями. Характеристика биологических объектов Сравнительная характеристика общих и частных методов. Теоретические основы. Способы и методы очистки.
|
Обзорная, семинар, презентация
|
1 час
|
2
|
Методы обнаружения и определения ядовитых веществ, в кислом хлороформном извлечений. Вещества кислотного, нейтрального и слабоосновного характера.
|
Проблемная, семинар, презентация
|
1 час
|
3
|
Методы обнаружения и определения ядовитых веществ, в щелочном хлороформном извлечений. \ Вещества основного характера.
|
|
2 час
|
|
Всего:__3_часа_____Кредит_8'>Всего:
|
|
3 часа
|
|
Кредит 4
|
|
1
|
Введение в клиническую токсикологию. Предмет, задачи и основные разделы. Организационно-правовые вопросы аналитической диагностики острых отравлений. Документация химико-токсикологической лаборатории.
|
Тематическая, семинар, презентация
|
1 час
|
2
|
Организация оказания специализированной помощи при острых отравлениях химической этиологии. Клиника отравлений. Клиническая диагностика. Методы дезинтоксикационной терапии.
|
Тематичес-кая, семинар, презентация
|
1 час
|
3
|
Роль ХТА в диагностике острых отравлений. Требования к ХТА. Принцип рационального сочетания методов. Скрининг-анализ. Количественный анализ. Требования к составлению заключения.
|
Проблемная, семинар, презентация
|
1 час
|
|
Всего:
|
|
3 часа
|
|
|
Кредит 5
|
|
1-2
|
Группа веществ, изолируемых экстракцией органическими растворителями. Пестициды. Общая характеристика группы. Классификация. Токсичность. Поведение в организме. Методы ХТА. Клиника отравлений. Клиническая диагностика. Методы детоксикации организма.
|
Обзорная, семинар, презентация
|
1 час
|
3-4
|
Методы определения в биологических объектах пестицидов, представляющих наибольший интерес в химико-токсикологическом отношении.
|
Проблемная, семинар, презентация
|
1 час
|
5-6
|
Группа веществ, изолируемых экстракцией водой в сочетании с диализом. Общая характеристика группы. Токсичность. Обоснование выбора объекта исследования. Способы определения рН среды объекта исследования. Мембранная фильтрация и диализ. Методы химико-токсикологического анализа.
|
Проблемная, семинар, презентация
|
1 час
|
|
Всего часов
|
6 часов
|
|
Кредит 6
|
|
1
|
Группа веществ, изолируемых из биологических объектов минерализацией. Экология окружающей среды и распространенность отравлений соединениями тяжелых металлов и мышьяка. Общая характеристика группы. Физико-химические свойства и механизмы токсичности. Вопросы токсикокинетики (всасывание, распределение, выведение).
|
Обзорная, семинар, презентация
|
1 час
|
2
|
Методы изолирования соединений тяжелых металлов и мышьяка из биологических объектов.
|
Проблемная, семинар, презентация
|
1 час
|
3
|
Дробный метод анализа «металлов». Особенности. Принципы и способы разделения ионов металлов. Органические реагенты в дробном методе анализа. Дробный анализ на отдельные ионы. Методы количественного определения «металлических» ядов.
|
Обзорная, семинар, презентация
|
1 час
|
|
Всего:
|
3 часа
|
|
Кредит 7
|
|
1
|
Группа веществ, изолируемых дистилляцией. Общая характеристика группы. Методы изолирования. Методология общего ненаправленного анализа дистиллятов на «летучие яды» (аналитический скрининг).
|
Тематическая, семинар, презентация
|
1 час
|
2
|
Химический метод анализа летучих ядов.
|
Проблемная, семинар, презентация
|
1 час
|
3
|
Проблема экспертизы алкогольного опьянения. Токсикокинетика этилового спирта. Количественная диагностика опьянения. Методы анализа, применяемые в наркологии и химико-токсикологической экспертизе. Газохроматографический метод исследования этилового спирта.
|
Проблемная, семинар, презентация
|
1 час
|
|
Всего:
|
3 часа
|
|
Кредит 8
|
|
|
1
|
Вредные пары и газы. Оксид углерода. Токсичность. Токсикокинетика. Клиническая диагностика. Метод гипербарической оксигенации в комплексе методов дезинтоксикационной терапии.
|
Тематическая, семинар, презентация
|
1 час
|
2-3
|
Методы обнаружения и количественного определения в крови карбоксигемоглобина.
|
Обзорная, семинар, презентация
|
2 часа
|
|
Всего:
|
3 часа
|
|
ИТОГО: 30 часов
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |