Творческая работа по теме: «Формирование у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков»



Скачать 173.49 Kb.
страница1/11
Дата10.09.2017
Размер173.49 Kb.
ТипТворческая работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Творческая работа по теме:


«Формирование у детей младшего дошкольного возраста

культурно-гигиенических навыков»
Варенцова Наталья Александровна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 103,

г. Нижний Новгород



ВВЕДЕНИЕ

«Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым,

сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».
В. А. Сухомлинский
В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.

К сожалению, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние здоровья наших детей катастрофически ухудшается. Сегодня в среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20–27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно. По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции, что характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.

Современные дети, к сожалению, больше времени проводят за компьютером и телевизором. Спортивные залы и активный отдых забыты, а ведь именно они гармонично развивают не только позвоночник, но и организм в целом. Из-за отсутствия физической активности наши дети предрасположены к лени. Им, как это ни печально, не интересно на улице, не хочется двигаться, они считают, что тяжелый физический труд и любое движение, кроме ходьбы, вообще излишне. В 70% случаев кифозы и сколиозы обусловлены именно отсутствием адекватной и правильной, равносторонней нагрузки на мышцы спины. В результате, мы видим сгорбленных девочек, мальчиков с впалой грудью, которые могли бы быть очень красивыми (5).

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников (11).

Тема нашего исследования «Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни». Актуальность заявленной темы объясняется тем, что культурно-гигиенические навыки являются основой санитарной культуры, необходимым условием формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Навыком называют такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнений. Иными словами, навык — это автоматизированный способ управления действиями.

Культурно-гигиенические, формируются в результате упражнений. Упражнение представляет собой многократное повторение действий для их сознательного совершенствования.

С первых дней жизни при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Осваивая пока только простые действия, ребенок получает возможность почувствовать себя взрослым, независимым.

Культурно-гигиенические навыки нужно вырабатывать с раннего возраста. Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни (1).

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, формируется потребность в чистоте и опрятности.

Также складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а также предпосылки для самоконтроля. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия (11).

С возрастом по мере овладения культурно – гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения. Таким образом, освоение культурно – гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.

Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Педагоги и родители должны помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Итак, мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь.

Закон РФ «Об образовании» (31) обязывает образовательные организации создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья детей. Министерством образования и науки принят ряд документов, связанных с обеспечением здоровья детей в процессе обучения.

С 1 января 2013года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».



ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей).

Объект исследования: здоровый образ жизни у детей второй младшей группы.

Предмет исследования: культурно-гигиенические навыки у детей второй младшей группы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специально-организованная система работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием различных средств, методов и приемов (дидактических игр, фольклора, художественного слова, использование алгоритмов и др.) будет способствовать повышению уровня развития культурно-гигиенических навыков у детей.

Целью исследования является изучение и апробация методов и приемов по формированию у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

  2. Изучить передовой педагогический опыт по воспитанию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

  3. Провести диагностику уровня развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент).

  4. Разработать и апробировать систему работы по практическому обучению детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническим навыкам (формирующий эксперимент).

  5. Оценить эффективность формирующего этапа исследования, повторно проведя диагностику уровня развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент).

  6. По полученным результатам сделать педагогические выводы.

Врачами и педагогами, такими как А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Е.Т. Смирнова, Г.М. Лямина, Т.И. Осокина, Е.А. Аркин и др. разработаны содержание и методика гигиенического обучения детей, которые строго дифференцируются в зависимости от возраста ребенка.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, изучение планов работы, анкетирование, эксперимент, анализ полученных результатов.
Понятийно-категориальная основа исследования.

Гигиена - раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья (18).

Здоровье - полное физическое, психическое и социальное благополучие человека (ВОЗ).

Здоровый образ жизни – стиль жизни, который объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья (13).

Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение (18).

Культурно — гигиенические навыки (КГН) — это основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем (32).

Навык - умение, выработанное упражнениями, привычкой (18).

Формирование (формировать) - придавать определенную форму, законченность; порождать (18). 

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МБДОУ детский сад №103 «Теремок» города Нижнего Новгорода.

В исследовании принимали участие дети младшей группы, которая включала в себя 8 детей.

Структура исследования состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.





Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Xx неделя здорового сердца
2016 -> Хел Херцог Радость, гадость и обед
2016 -> Правила и сроки госпитализации граждан в обуз курская городская больница
2016 -> «казұму 85 жыл: жетістіктері мен келешегі» халықаралық ғылыми-тəжірибелік конференция аясындағы «клиникалық фармация: халықаралық ТƏжірибе мен қазақстанның денсаулық сақтаудағы даму ерекшеліктері»
2016 -> Перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно
2016 -> В рамках Территориальной программы бесплатно предоставляются виды помощи
2016 -> Памятка для пациента: Как предупредить появление и прогрессирование остеохондроза
2016 -> Юрий Александрович Никитин Трансчеловек Странные романы

Скачать 173.49 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




©zodomed.ru 2024


    Главная страница