Доклад "Использование методов и приемов нейропсихологии в развитии проблемного ребенка в условиях общеобразовательной школы"
-
Алексеева Ирина Николаевна, учитель-логопед
-
Низамова Ирина Юрьевна, педагог-психолог
Разделы: Школьная психологическая служба
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причём характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ. Заметно увеличивается количество коррекционных классов. Отсутствие в нашем городе специальных образовательных учреждений приводит к тому, что дети с серьёзными нарушениями учатся в массовых школах. В нашей школе укомплектованы и функционируют 41 класс-комплект, из них 9-х классов – компенсирующего обучения (КМО) и 3 класса – коррекционно-развивающего обучения (КРО). При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы и приёмы чаще всего перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекционной работы.
Нейропсихология детского возраста – наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает всё большую популярность. Широкое внедрение нейропсихологического метода доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента.
Методическое объединение специалистов служб сопровождения нашей школы в течение трёх лет внедряет нейропсихологический метод и приёмы коррекции в образовательный процесс, который позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребёнка, а также понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать программу психолого-педагогического сопровождения, адекватную онтогенезу для конкретного ребёнка. Кроме того, данный метод приближает нас к гуманистическим личностно ориентированным развивающим технологиям.
На заседаниях своего МО мы неоднократно поднимали вопрос взаимодействия психологов и логопедов по работе в данном направлении. Для педагогических работников школы подготовили и провели проблемный семинар по теме “Нейропсихологический и психофизиологический подходы в реализации оздоровительного процесса”, который представлен в методическом альбоме.
В 2004/2005 учебном году провели психолого-логопедическое нейропсихологическое обследование учащихся вторых классов. Обследование проводили по “Модифицированной методике нейропсихологической диагностики аномального развития детей” (А.Р. Лурия), представляющей собой адаптированную схему нейропсихологического исследования. Проанализировав полученные данные, было установлено, что среди второклассников, имеющих трудности в обучении, 80% имеют отклонения от нормы. Мы выяснили, что нейропсихологические профили обследованных “трудных” детей имеют разнообразный характер, так как в основе их неуспеха лежат различные механизмы. У них отмечается отставание в эмоционально-волевой сфере, слухоречевой памяти, слухового восприятия, концентрации внимания. Кроме того, было обнаружено, что среди обследованных детей статико-моторная недостаточность выявляется у 35%, несформированность различных компонентов движений встречается у 80% детей с нарушением познавательных процессов. Однако на первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности.
Данные обследования позволили наметить пути коррекционной работы. Известно, что сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ. Поэтому именно на этом мы и основываем свой коррекционно-развивающий процесс. Предпочтение мы отдаём двигательным методам, так как актуализация любых телесных навыков предполагает востребованность таких психических функций как эмоции, память, восприятие, процесс саморегуляции и речь.
Психологическое коррекционно-развивающее занятие включает следующие виды упражнений: растяжки, дыхательные, глазодвигательные, телесные перекрестные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, релаксационные упражнения, развитие коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
Так упражнение “Растяжки” нормализует гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Проводим упражнение в самом начале занятия, для того, чтобы дать почувствовать ребёнку его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая приёмам релаксации (“Звезда”, “Кобра”, “Бабочка”).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают контроль и произвольность. Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы (“Шарик”, “Ветер”).
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма (“Слоник”, “Знак бесконечности”).
Движения всего тела и пальцев или телесные упражнения (“Велосипед”, “Лодочка”) развивают межполушарные взаимодействия, снимаются синкенезии и мышечные зажимы. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
К упражнениям по развитию произвольности относятся движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть осмыслены, “перкодированы” ребёнком. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребёнка способностей к формированию собственной программы.
Считаем, на занятиях очень важна чёткая, повторяющаяся структура, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом. Ещё одним условием является соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Поочерёдное выполнение каждым учеником роли лидера повышает степень его доминантности, а, следовательно, уровень его самопроизвольной регуляции, контроля над собой и происходящим вокруг (упражнения “Шалуны”, “Восковая фигура”).
Коммуникативные упражнения бывают трёх типов. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение, состояние и отношение (“Маска”). Парные упражнения способствуют “открытости” по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его (“Точка равновесия”). Групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности (“Костёр”).
Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов. Некоторые упражнения выполняются с закрытыми глазами (“Чаша доброты”, “Шумящие коробочки”, “Послушай тишину”).
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым коррекционным процессом (“Ковёр-самолёт”, “Парусник”).
Необходимым условием нашей работы с детьми является система наказаний и поощрений, которая разработана совместно с детьми. Наказанием может служить выбывание из игры на “скамью запасных”, лишение роли лидера и другие. В качестве поощрений могут служить различные призы, исполнение любимой музыки, ведущая роль в игре и т.п.
В качестве коррекционного логопедического воздействия используем приёмы логоритмики, как одной из форм кинезотерапии, направленной на преодоление речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Логоритмические упражнения используем на различных этапах традиционных логопедических занятий (оргмомент, физминутка), а также в форме интегрированных занятий. Комплексное воздействие, осуществляемое на основе логоритмических упражнений, позволяет решить следующие
Поделитесь с Вашими друзьями: |