Теория социоинновационного развития



Скачать 486.13 Kb.
Pdf просмотр
страница1/35
Дата11.03.2019
Размер486.13 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


Теория социоинновационного развития

Киселев Александр Сергеевич эксперт Департамента научно-технической и инновационной политики
Министерство образования и науки, член Экспертного совета
МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»

Социологическая наука пытается разумно и связно изложить знания об общественности, общежительности, взаимных отношениях и обязанностях гражданского быта, жизни членов общества путем формирования опытных и умозрительных социальных истин, стройного, последовательного представления различных ветвей социальных сведений.
Любая социальная теория (от греческого теория-умозрение, умозаключение), как известно, является высшей формой организации теоретического знания и представляет собой совокупность суждений взглядов, моделей, гипотез, объясняющих как процессы развития социальной системы в целом, так и ее отдельных элементов. Она не всегда оказывается верной и всегда ожидает подтверждения своих основных выводов опытом социальной жизни. В этом смысле она чем-то схожа с геометрической асимптотой-прямой чертой, вечно стремящейся к гиперболе, но никогда с ней не сходящейся.
Социальная теория, как продукт научного исследования, стремится в конечном итоге описать определенный инструментарий, который необходим для решения научно-практических задач. Другими словами при ее разработке требуется руководствоваться принципом, в соответствии с которым, созданная социальная теория, должна в конкретной ситуации способствовать универсальному решению проблем общества.
Вместе с тем любая формальная социальная теория очерчивает строгие границы ее применения. Они обусловлены сферой действия формулируемых аксиом.


2
Необходимыми компонентами социальной теории являются понятийный аппарат, законы теории, правила вывода.
Под последним компонентом понимаются различные точки зрения на один и тот же объект исследования.
Условия социальной теории позволяют продвигаться в формируемом ею русле вплоть до конечного результата, который, по сути, является предвидением теории -Foresight. Методология Foresight представляет собой независимый научный взгляд на будущее. Значительным достоинством этой методологии является то, что она демонстрирует потенциальную востребованность результатов научного анализа, которые учитываются при подготовке и принятии государственных решений, создавая предпосылки для ведения продуктивного диалога между научным сообществом и властью при рассмотрении проблем национального масштаба.
В этой связи следует отметить, что российские ученые обладают значительным опытом прогнозирования социально-экономического и научно-технического развития, а также использования этих прогнозов для формирования среднесрочных и долгосрочных стратегий развития страны.
Автор выражает уверенность в том, что в конечном итоге перечень научно обоснованных предвидений, который будет создан с применением, в том числе, технологии Foresight позволит сформировать государственный заказ на теорию социоинновационного развития.
Известно, что каждая научная область начинается с того, что накапливает некоторые факты, которые на начальном этапе классифицируются интуитивным способом. Позже появляется потребность перейти к естественному классификатору, дающему ретроспективное видение проблем.
Такой подход нередко помогает выявить некие тенденции. Эти тенденции и являются, по сути, основой для научного предвидения.
Следует отметить, что понятийный аппарат нашей теории будет по возможности выстраиваться на базе тензорной методологии Р.Бриджмена,


3
согласно которой описание любых понятий осуществляется через процедуру измерения, т.е. понятие задается только в случае указания способа его количественной или качественной оценки.
Все вышесказанное представляет по своей сути определенную технологию создания данной социальной теории, на основе которой составлена своеобразная технологическая дорожная карта научного поиска, иллюстрирующая методически целесообразную последовательность описания результатов научного исследования.
Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в древнем мире. В те далекие, далекие годы мудрецами признавалось, что идеальное существование человека-это жизнь в согласии с окружающим миром.
Первым кто осуществил поворот пытливой мысли к теме отдельного от Космоса человека стал, как нам представляется, Сократ. Он призвал человека заниматься углубленным изучением самого себя.
Аристотель особое внимание обратил на социальные качества человека. Он, по видимому, впервые отметил в своих трудах, что человек существо общественное.
Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личностей.
В средние века уже господствовал новый тип мировоззрения- теоцентризм, представленный во всех, без исключения, формах общественного сознания.
В эпоху Возрождения, как известно, сформировалось новое идейное течение-гуманизм, которое носило оптимистический характер и было пропитано верой в силу и возможности человека. В этом отношении красноречиво звучали слова античного поэта Софокла: « В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего».


4
Новое время распространило мысли о том, что общество должно быть переустроено таким образом, чтобы в нем полностью смогли бы раскрыться все задатки и способности людей. Все это словно подталкивало человека к коренному преобразованию мира общественных отношений.
И Гердер, И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте рассматривали историю общества, как историю становления свободы человеческого рода посредством его деятельности.
Классики марксизма представляли человека в контексте всей совокупности общественных отношений. Именно ими делался акцент на социальную обусловленность человека.
Иными словами тема человека –центральная тема познания реальности его существования в мире.
Человеческая личность уникальна по своей сложности и объединяет различные стороны бытия от телесного до духовного содержания. Общим объективным основанием свойств человеческой личности, по нашему мнению, является система свойств общественных отношений.
Мотивы поведения человека в обществе, прежде всего, социальны по своему происхождению, смыслу и продиктованы объективной реальностью.
При этом человека во все времена, как нам видится, формирует не отдельные социальные факторы, а их системное проявление, которое по сути отражает особенности самого человека и изменение этих особенностей в быстроменяющемся мире.
С другой стороны общество на различных ступенях своего развития будто бы задает некий алгоритм восприятия окружающей социальной действительности, интерпретирует некие общие аспекты бытия, формирует набор основных жизненных ценностей и через них предлагает человеку некую систему общественных норм и социальных образцов поведения.
Необходимо подчеркнуть, что понимание различных современных социальных явлений находится в ракурсе мыслей, высказанных в свое время
Гексли (…«закон есть лишь правило, которое всегда имеет силу в опыте и от


5
которого мы поэтому ожидаем что оно будет всегда иметь силу»…),
Гуссерлем (…«жизненный мир»- как изначальный социально-культурный опыт…), Дьюи («…идея есть продукт и функция опыта. Идея имеет ценность лишь постольку, поскольку она приносит практическую пользу…»),
Кейзерлингом (его учение об антропологии, основанное на единстве тела, души и духа), Ортеги-И- Гассетом («…великие философские системы отнюдь не являются общезначимыми картинами мира, а характеризуют индивидуальный горизонт их творцов. Та перспектива которая выдается за единственно возможную всегда ложна…), Рейтингером (…«высшая ценность-самосовершенствование, которое одновременно составляет смысл человеческой жизни…»), Фомой Аквинским («…для совершения нравственных поступков человек должен уважать естественный порядок в личной жизни и обществе…»), Фроммом («…здоровое общество создается на основе психоаналитической социальной и индивидуальной терапии…»),
Шиллером («…главная проблема –воспитание нравственного желания…»).
Для понимания фундаментальности характера социального взаимодействия, автор предлагает сформировать типы фундаментальных

Каталог: library
library -> «Об использовании индивидуальной двигательной активности и основных валеологических факторов для профилактики и коррекции заболеваний мочевыводящей системы»
library -> Г. Н. Милютина, главный библиотекарь
library -> Сердечная недостаточность (книги и статьи из научно-медицинских журналов, имеющихся в фонде библиотеки)
library -> Научная библиотека
library -> Сопротивление материала
library -> Синдром эмоционального выгорания 612. 8: 616. 012. 043: 615. 5 В161 Вальдман, А. В
library -> Навчально-методичний посібник з клінічної фармації для студентів фармацевтичного факультету заочної форми навчання для спеціальності
library -> Учебно-методический комплекс дисциплины экономическая безопасность Для студентов экономического факультета

Скачать 486.13 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35




©zodomed.ru 2024


    Главная страница