Управление образовательными системами
Тема опыта: «Активизация двигательной активности дошкольников посредством использования игр с элементами спорта в зимний период»
Авторы опыта: Золотых Ираида Николаевна, инструктор по физической культуре, Беликова Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Ромашка» города Губкина.
Рецензенты:
Волошина Л.Н., заведующий кафедрой дошкольного и специального (дефектологического) образования НИУ «БелГУ», доктор педагогических наук, профессор.
Никифоров А.А., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии здоровья ОГАОУ ДПО БелИРО.
РАЗДЕЛ I.
Информация об опыте.
Условия возникновения и становления опыта
Возникновение и становление опыта связано с требованиями, которые нам диктует современное общество. Современному обществу необходим человек, наделенный хорошим здоровьем, развитый физически и интеллектуально.
За годы существования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка», педагогами накоплен богатый опыт, заложены добрые традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации физкультурно – оздоровительной работы. Детский сад является базовым учреждением по организации физкультурно-оздоровительной работы. В 2011 году на базе детского сада был открыт ресурсный центр.
Осуществляется активное взаимодействие с учреждениями города: МБОУ «СОШ с УИОП №13», МБОУ ДОД «ДЮСШ №1», спортивный комплекс «Горняк», где старшие воспитанники занимаются в различных спортивных секциях и проводят совместные мероприятия со школьниками, следят за спортивными достижениями бывших выпускников детского сада.
Педагоги в организации физкультурно-оздоровительной деятельности ориентируются не только на федеральный компонент примерной образовательной программы (в детском саду реализуется образовательная программа, разработанная на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», авторы Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева), но и усиленно реализуют региональный компонент, учитывающий традиции, опыт, достижения региона в области физической культуры и спорта. В качестве регионального компонента в современных условиях в дошкольном учреждении используется авторская программа «Играйте на здоровье».
Работа детского сада по организации физкультурно-оздоровительной работы тесно связана с реализацией экспериментальных программ. С 2009 по 2013 год осуществлялся региональный эксперимент «Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения на основе компетентностного подхода» - научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Волошина Л.Н.
Опыт создавался в рамках исследования использования игр с элементами спорта в зимний период для активизации двигательной активности детей дошкольного возраста.
Работа по теме опыта началась с анализа состояния здоровья и двигательной активности детей детского сада.
Результаты диагностики показали, что большинство воспитанников ДОУ имеют 2 группу здоровья - 134 ребенка, распределение по остальным группам здоровья - 1гр.-55 детей; 3 гр.- 12 детей. Процентное соотношение распределения детей по группам здоровья составило: 1 группа здоровья – 27,3%, 2группа- 66,6%, 3 группа- 5,9%.
Анализ организации двигательной активности в старших возрастных группах детского сада позволил выявить основные причины, ее несовершенства, которыми явились: относительно низкая моторная плотность (по методике Т.З.Токаевой ) - менее 70% и слабый тренирующий эффект - частота сердечных сокращений у разных детей колебалась в течение всей непосредственно образовательной деятельности в пределах 110 -130 уд.\мин. (тест Руффье) разных типов физкультурных занятий. Были проведены замеры двигательной активности детей с целью определения ее уровня. Замеры проводились во время занятий физической культурой с помощью приборов шагомер. Определение объема двигательной активности осуществлялось по методике Шагометрии, авт. М.А. Рунова [13]. По показателям шагометрии, дети старшего возраста с низким уровнем двигательной деятельности имели 1403 шага, средний уровень двигательной деятельности – 1787 шагов, высокий уровень развития двигательной деятельности – 1858 шагов. Сравнив полученные показатели с ориентировочными (2230-2600, автор М.А. Рунова) можно заметить, что они ниже. На основании полученных результатов, авторы опыта считают, что это связано с отсутствием новых подходов в организации физкультурно-оздоровительной работы для активизации двигательной активности детей в зимний период. Педагоги считают, что наиболее естественным, достаточно эффективным путем активизации двигательной активности во время зимней прогулки могут стать игры с элементами спорта.
Актуальность
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ приказа от 17.10.2013 №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (далее ФГОС ДО) [14] обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. И наше дошкольное учреждение не может не реагировать на прогрессивные изменения российского общества, изменяющимся запросам к качеству дошкольного образования.
Актуальность темы обусловлена современными тенденциями, связанными со снижением двигательной активности детей, а также с необходимостью реализации содержания образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
Здоровье детей – богатство нации. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей по интенсивности воздействия, физическое развитие занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое развитие, крепче здоровье [5].
Одной из важнейших проблем в настоящее время является гипокинезия, т.е. недостаточная двигательная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, отсутствия двигательной нагрузки, пристрастия к играм статического характера (в т.ч. компьютерным). И.Д. Маханева, С.Д. Дышаль, М.Н. Кузнецова [10,11] указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.
В настоящее время проанализированы основные причины несовершенства двигательной активности, определены задачи, содержание и способы рациональной ее организации. Однако в практике дошкольного образования эта проблема остается актуальной до сих пор. Особенно низкие показатели двигательной активности характерны для прогулок в зимний период.
Решение этой проблемы авторы опыта видят в создании совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих деятельностный образовательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка, которое могут дать разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы в зимний период на основе использования игр с элементами спорта, которые важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения детей, возрождения субкультуры детской дворовой игры.
Изучение психолого-педагогической и медицинской литературы свидетельствуют об огромной возможности использования игр с элементами спорта для активизации двигательной активности детей дошкольного возраста.
Анализ методической литературы, изучение работы дошкольного учреждения позволили выделить противоречия между: общественной потребностью в активизации двигательной активности детей дошкольного возраста и недостаточным уровнем теоретической и практической подготовки педагогов в организации и проведении игр с элементами спорта в зимний период и слабой организацией развивающей предметно-пространственной среды, отсутствием теоретического подхода к проектированию игровых технологий физического развития в дошкольном учреждении, учитывающего природные, социальные условия, обеспечивающего целостное системное восприятие личности дошкольника, с другой стороны. Обозначенные противоречия позволили сформулировать тему опыта «Активизация двигательной активности дошкольников посредством использования игр с элементами спорта в зимний период».
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке новых профессиональных способов построения физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении с использованием игр с элементами спорта в зимний период, которые являются эффективным средством активизации двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению и, которые важны, как для активизации двигательной активности, так и для формирования социального поведения детей, возрождения субкультуры детской дворовой игры.
Длительность опыта
Работа над опытом велась в течение трех лет с 2011г. по 2014г.
I. Подготовительный этап - выявлялись основные проблемы, формулировались идеи по их решению. Изучалась, анализировалась методическая литература, передовой педагогический опыт по теме, были получены рекомендации профессора, доктора педагогических наук Волошиной Л.Н. Привлечение внимания педагогов, медицинских работников, родительской общественности к проблеме активизации двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в зимний период. Осуществлялся медико-педагогический контроль, проводился мониторинг. Было проведено анкетирование родителей и получена их поддержка. Создавалась материальная база, система координации усилий участников образовательного процесса, подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике.
II. Основной этап - совместная разработка и оформление участниками образовательного процесса: педагогами, родителями и воспитанниками детского сада проектов плана зимних построек, мини-стадионов на участках детского сада. Систематизирование консультационного материала, методических рекомендаций для родителей и педагогов по приобретению спортивного инвентаря в соответствии с возрастными особенностями детей, по организации игр с элементами спорта в зимний период. Подбор игр, игровых упражнений, игр с элементами спорта. Проведение занятий, эстафет, праздников, развлечений.
III. Заключительный этап – проводился мониторинг, который доказал успешность выбранной технологии для решения обозначенной проблемы. Определение уровня активизации двигательной активности, развития физических качеств, сформированности у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, накопление и обогащение двигательного опыта детей, определение качества условий, созданных для активизации двигательной активности детей дошкольного возраста в зимний период.
Диапазон опыта
Представлен системой работы педагогов по активизации двигательной активности детей дошкольного возраста с использованием игр с элементами спорта на занятиях физической культурой, в формах активного отдыха, физкультурно-оздоровительных мероприятиях в зимний период. Работа по опыту включает совместно-организованную деятельность педагогов, родителей, детей и самостоятельную деятельность детей. Опыт является неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения.
Теоретическая база опыта
Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, признанием дошкольного образования, как первой ступени образования в системе непрерывного образования.
Реализация важнейших положений ФГОС ДО, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.Н.Волошина, В.Г. Алямовская, О.М.Дьяченко и др. [4,12].
Обеспечить всестороннее развитие и воспитание дошкольника невозможно без удовлетворения естественной потребности в движении – двигательной активности, поскольку она влияет и на состояние здоровья, и на работоспособность растущего организма, и на становление познавательных процессов [9].
Двигательная активность - естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием разностороннего развития и воспитания ребенка[7].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что двигательная активность рассматривается как: главное проявление жизни, естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева) и как основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка; она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя (И.А. Аршавский).
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития детского организма, влияет на формирование психофизиологического статуса ребенка (Е.А. Пимонова, А.С. Солодков, Е.М. Есина и др.). Установлена тесная связь между уровнем физического развития, физической подготовленностью детей и их двигательной активностью (М.В. Антропова, Г.П. Сальникова, О.Г. Аракелян, О.В. Силина и др.).
В наши дни, к сожалению, явно прослеживается тенденция к снижению двигательной активности в дошкольных учреждениях, что отмечают многие исследователи, а в частности В.К. Бальсевич, Т.А.Тарасова, Н.И.Гулящих, М.В. Шваркин и др. [8] Большой вклад в изучение проблемы развития двигательной активности у детей дошкольного возраста внесла М.А. Рунова.
Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии возникает целый ряд негативных для ребенка последствий. Гиперкинезия также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности.
Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой с использованием игр с элементами спорта.
Нереализованная потребность ребенка в движении вызывает необходимость его участия в подвижных и спортивных играх, в организации двигательной активности, особенно в холодный период года, когда по ряду причин значительно снижается [2].
В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Э.И. Адашкявичене, Е.Н. Вавилова, В.Г. Гришин, Т.И. Дмитренко, Л.В. Карманова, Т.И. Осокина) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество [6]. В методических пособиях названных авторов достаточно глубоко раскрыто содержание, педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений. Необходимость использования спортивных игр и упражнений в физическом развитии дошкольников с целью активизации двигательной активности отмечают многие специалисты [3].
Авторы опыта считают, что спортивные игры являются эффективным средством активизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и формирования положительного отношения к спорту в условиях ФГОС ДО.
Новизна опыта
Новизна данного опыта заключается в создании системы взаимодействия всех участников образовательного процесса, использовании новых форм организации и проведения игр с элементами спорта с детьми дошкольного возраста в зимний период времени для активизации двигательной активности, создании «двигательного пространства» – развивающей предметно-пространственной среды, как системы условий, обеспечивающей всю полноту развития двигательной деятельности и детской личности в условиях ФГОС ДО для организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей, представляющей возможность каждому ребенку проявить свою творческую активность, самостоятельность помогающую привить интерес к физкультуре и спорту, создать эффект психологического комфорта.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
В опыте уделяется внимание созданию разнообразных возможностей для удовлетворения одной из базовых потребностей дошкольников – потребности в активном движении с использованием игр и игровых упражнений с элементами спорта. Предложенные материалы опыта могут быть использованы педагогами при проектировании регионального компонента примерной образовательной программы дошкольного образования.
РАЗДЕЛ II
Технология опыта
Цель педагогического опыта: активизация двигательной активности детей дошкольного возраста в зимний период посредством использования игр с элементами спорта. Для достижения этой цели намечены были следующие задачи:
-
Овладение детьми элементами спортивных игр, активизирующих двигательную активность дошкольников, формирующих здоровый образ жизни.
-
Формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их в совместной двигательной деятельности
-
Обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр, в процессе индивидуализации их физического развития.
-
Формирование самооценки индивидуальных достижений дошкольника в спортивно-игровой двигательной деятельности как инструмента реализации требований ФГОС.
-
Воспитание личностных качеств у старших дошкольников в процессе индивидуализации их физического развития – одно из условий для творческой самореализации личности каждого ребенка.
Содержание образовательного процесса по физическому развитию, направленного на активизацию двигательной активности детей дошкольного возраста в зимний период определено авторской программой «Играйте на здоровье».
В зимний период предоставляются прекрасные возможности для организации разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками на свежем воздухе, которые невозможно использовать в другое время года.
Авторы опыта определили педагогические условия, обеспечивающие наиболее благоприятные возможности для активизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста в играх с элементами спорта. Авторы опыта предположили, что такими условиями могут быть:
-
специальный подбор игр с элементами спорта, соответствующих двигательному опыту детей;
-
согласно п.1.3 ФГОС дошкольного образования образовательный процесс должен быть построен с учетом индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья;
-
вариативность в проведении игр с элементами спорта, обеспечивающая последовательное усложнение двигательных задач и способствующая совершенствованию физической подготовленности и развитию творчества;
-
согласно п.3.3.4. ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной;
-
требования ФГОС дошкольного образования диктуют необходимость разработки новых профессиональных способов построения физкультурно-оздоровительной работы в практике работы ДОО.
На первом и втором этапах реализации опыта создавались данные условия, которые превратили образовательную деятельность по физическому развитию, зимнюю прогулку в увлекательное, полезное, развивающее времяпровождение и что немаловажно активизировали двигательную активность дошкольников в зимний период.
ФГОС ДО регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог. Поэтому образовательный процесс по реализации опыта был построен с учетом потребности детей и заказов родителей. На этом этапе определили формы и методы вовлечения родителей в совместную деятельность по данному направлению.
Совместно с членами творческой группы дошкольного учреждения были собраны материалы, разрабатывались эскизы и дизайн-проекты, план-схемы снежных построек для организации и проведения игр с элементами спорта в различных формах двигательной деятельности. В период проектировочного этапа проводились консультации («Советы по украшению снежных фигур», «Рецепт «снежного теста», «Снежный городок» и др.), мастер-классы для педагогов и родителей по изготовлению украшений снежных построек и выносного оборудования, семейные гостиные.
Для создания развивающей предметно-пространственной среды на участках и спортивной площадке был организован день совместного труда, на котором сотрудники детского сада, дети, родители работали совместно.
Вскоре на участках и зимней площадке были организованы снежные мини-стадионы, разнообразные многофункциональные снежные постройки (Приложение №6) для организации и проведения разнообразных игр с элементами спорта и игровых упражнений, удовлетворяющие потребность детей в двигательной активности и развитии основных видов движения:
-
«Ледяной стадион»
-
«Цветной стадион»
-
«Зимняя тропа здоровья»
-
«Разноцветные колечки»
-
«Городок сугробов», «Солнышко лучистое»
-
«Снежные крепости»
-
«Необычный лабиринт»
-
«Лыжня России».
При изготовлении снежных построек были учтены следующие требования:
-
Способствовать физическому, интеллектуальному и эстетическому развитию детей.
-
Быть достаточно крепкими.
-
Соответствовать требованиям безопасности и возрасту детей.
-
Соответствовать интересам детей, выявленным в ходе опроса о том, чтобы они хотели видеть на участках.
-
Отражать приоритетное направление деятельности ДОУ и определенную тематическую направленность.
Учитывая мнение родителей и самих детей, педагоги приступили к обучению детей спортивным играм. Изучили научно – методическую литературу: Л.Н. Волошиной, Т.В.Куриловой «Игры с элементами спорта», Э.Й. Адашкавичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду», Н.А. Бернштейна «Физиология движений и активность», Н.А. Ноткиной «Двигательные качества и методика их развития дошкольников», Т.И. Осокиной «Игры и развлечения детей на воздухе», А.И. Фоминой «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду». Разработали перспективные планы (Приложение №1
Согласно п.1.3 ФГОС ДО, образовательный процесс по реализации опыта был построен с учетом индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья и проектировался на основе постепенно усложняющихся двигательных задач в обучении спортивным играм и деятельностном подходе. Авторам опыта в большей степени хотелось раскрыть особенности реализации деятельностного подхода в условиях введения ФГОС ДО.
В рамках деятельностного подхода педагоги ставили следующие задачи:
-
создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
-
учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения;
-
помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Структура НОД на основе деятельностного подхода:
1. Создание проблемной ситуации.
2. Целевая установка.
3. Мотивирование к деятельности.
4. Проектирование решений проблемной ситуации.
5. Выполнение действий.
6. Анализ результатов деятельности.
7. Подведение итогов.
Авторами опыта был сделан акцент на обучение спортивным играм через игровые формы занятий. Каждое разучиваемое в игровой форме движение базировалось на предыдущем двигательном опыте ребенка. При этом все образовательные задачи решались путем соответствующего подбора игр и игровых упражнении, рационального распределения и чередования объема физических нагрузок, с учетом особенностей детей, их здоровья, физической подготовленности.
Двигательные задания подбирали с учетом уровня двигательной активности детей. Так, детям с высоким уровнем предлагали задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующей точности выполнения действий. Детям с низким уровнем – на развитие быстроты и скорости движений, на быстрое переключение с одного движения на другое. С помощью педагогических приемов авторы опыта добивались постепенного вовлечения малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключали детей с высокой интенсивностью двигательной активности с активной на более спокойную деятельность.
Формы проведения занятий различные: обучающие, занятия в форме подвижных игр и игровых упражнений, сюжетные тематические, обобщающие, занятие – соревнование, контрольные, занятия – зачеты. Во время проведения занятий использовали разные формы взаимодействия взрослого с детьми: прямое, опосредованное обучение, равноправное сотрудничество. В прямом обучении педагог занимал активную позицию, раскрывал содержание, которое дети не могли освоить самостоятельно. Партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой чаще использовалась на разных этапах освоения игр с элементами спорта, что зависело от специфики содержания и опыта детей.
Программа «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.), разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм дошкольного образования. Учитывая это, авторы опыта достигали вариативности следующими способами:
-
изменением двигательного задания
-
условиями проведения спортивной игры
-
количеством участников
-
внесением новых пособий, объединением разных пособий в комплексы
-
использованием разных построений.
При этом часто вводился «фактор неожиданности» при выполнении привычных действий, усложняющий требования к выполнению движений, например:
-
ведение шайбы с обусловленной реакцией на звуковые или зрительные сигналы;
-
ведение шайбы с сопротивлением или с дополнительными заданиями;
-
комбинированные эстафеты и т.д.
Удачным способом повышения вариативности оказалось и применение метода творческих заданий, т.е. придумывание вариантов игры самими детьми.
С целью развития творческой двигательной компетентности у старших дошкольников была выбрана система работы по карточкам и схемам (Приложение №5), которые по своему функциональному назначению были разделены на следующие группы: «предметные картинки», «предметно-действенные схемы», «действенно-схематические модели», «схематичные модели», «конструктивно-расчлененные модели». Предоставление старшим дошкольникам свободы выбора упражнений и двигательных заданий стало предпосылкой проявления ими активности, инициативы, самостоятельности (п.1.6.6.ФГОС ДО).
Очень интересная форма работы - проведение образовательной деятельности на «Цветном стадионе» (Приложение №7) с использованием разновозрастного взаимодействия (п.3.3.2. ФГОС ДО).
Игровые упражнения на таких занятиях выполнялись в разных вариантах:
-
индивидуально;
-
в парах;
-
в команде;
-
младшие в качестве болельщиков.
Организация занятий физической культурой на «Цветном стадионе» по принципу разновозрастной группы решала многие образовательные задачи. Совместные игры создавали условия для радостных эмоциональных переживаний, воспитывали дружеские взаимоотношения, элементарную дисциплинированность, умения действовать в коллективе сверстников, а также способствовали формированию произвольности и ответственного отношения к деятельности. Дети с удовольствием выполняли следующие игровые упражнения: «Походим», «Попрыгунчики», «По местам», «Толкачи», «А мы в гости к вам пришли», «Собери флажки».
Сколько радости и пользы приносило катание на санках! (Приложение №8). При катании на санках, дети выполняли разнообразные игровые упражнения: собрать разложенные предметы (снежки, флажки и др.), проехать под воротами (из лыжных палок), «Не урони», «Подними», «Поверни», «Сними ленту», «Прокати санки по дорожке определенного цвета»; подвижные игры, игры соревновательного характера, забавы, аттракционы, игры-эстафеты, сюжетные подвижные игры, бессюжетные подвижные игры. Катаясь на высокой и низкой горках, дети расширяли и углубляли естественно-научные представления. Опытным путем определяли, что скорость спуска зависит от высоты горки, траектории.
Игровые упражнения, которые дети выполняли на «Цветном стадионе»: ходьба по цветным дорожкам прямо, боком, приставным шагом, ходьба по определенному цвету, прыжки с продвижением вперед на двух, одной ноге, сложные повороты, бег друг за другом, бег врассыпную, бег с выполнением различных игровых заданий, ведение шайбы по цветной дорожке до ориентира.
Был организован единый процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором были гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. В ходе игр на «Цветном стадионе» педагоги ненавязчиво помогали детям закрепить знания о цвете и форме. Дошкольники с большим удовольствием искали желтый флажок, красный, синий, зеленый. А также предметы похожие на шар, круг, прямоугольник, квадрат.
Самостоятельные игры и упражнения детей на «Цветном стадионе»: «Чей ком больше», «По следам к секрету», «Следы», «Не выпустим льдинку из круга», «Попади снежком в мишень», «Сбей снежок».
«Ледяной стадион» – прекрасное место для оздоровительных прогулок на свежем воздухе, для закаливания, физических упражнений, организации и проведения игр с элементами спорта. Благодаря совместным усилиям педагогов, сотрудников, воспитанников и их родителей, «Ледяные стадионы» появились на всех игровых и двух спортивных площадках детского сада, где дети с удовольствием играли в хоккей (Приложение №2).
Вначале дети играли с маленькими клюшками. В этот период руки ребенка привыкали к отягощению клюшкой, дети приобретали ловкость, учились маневрировать, били по шайбе и т.п. Маленькими клюшками дети старались загнать льдинку в лунку, круг или воротца. Играли в игры «Передай шайбу», «Кто быстрее догонит шайбу до круга», «Снайперы», «Гонки с шайбой», «Не выпусти шайбу из круга», «Ледяная карусель», «Загони в ворота», «Хоккеисты», свободные игры с клюшкой и шайбой и т.п.
Играя на «Ледяном стадионе», дети выполняли различные игровые упражнения: скольжение с различными заданиями: в полуприседе, в полном приседе, боком, спиной вперед, «Вертушка» (вращение вокруг себя), «Ванька-встанька» (вставать и приседать), «Вьюга» (кружение вправо и влево), «Проскользи - и не упади!».
Огромную радость доставляет дошкольникам ходьба на лыжах! Лыжи — прекрасное средство физического развития ребенка. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц, средством закаливания.
Вот упражнения, которые помогали детям привыкнуть к лыжам:
-
приседать, стоя на двух лыжах;
-
прыгать на месте с ноги на ногу или на двух лыжах;
-
«аист» - поднять согнутую в колене ногу, удерживая лыжу горизонтально;
-
«рисуем забор» - приставные шаги на лыжах в сторону;
-
«рисуем веер, снежинку» - поворот переступанием на месте вокруг пяток, а затем вокруг носков лыж, на 90° и на 360°.
Большая роль при обучении детей ходьбе на лыжах принадлежит играм. Они вызывали интерес к передвижению на лыжах, являлись своеобразными упражнениями, при которых совершенствовались двигательные навыки. Игровые приемы способствовали выработке умений управлять своими движениями. Педагоги вносили элементы соревнований, но лишь тогда, когда был сформирован двигательный навык передвижения на лыжах.
Игры на «Лыжне России!»: «Пройди и не задень», «Трамвай», «Ходьба парами», «Тройками», «Попади в цель», «Поменяй флажки».
Большинство снежных способствовали активизации двигательной активности детей, укреплению их здоровья и физического развития. Например, через длинные извилистые лучики солнышка («Солнышко лучистое») дошкольники перешагивали, перепрыгивали, бегали с преодолением препятствий, использовали их как лабиринт и даже ходили по ним, сохранив равновесие. Гуляя на спортивной площадке, дети в игровой форме упражнялись в количественном и порядковом счете, считали лучики у солнышка, сравнивали их по цвету.
Для преодоления возможной боязни ограниченного замкнутого пространства и быстроты реакции использовались «Снежные крепости», где дошкольники развивали меткость, дальность броска, сражались в снежном бою, пытались попасть снежком в колпачок клоуна. Снежные крепости также способствовали развитию представлений о человеке в истории и культуре. Педагоги знакомили воспитанников с укладом жизни и традициями русского народа, рассказывали, как защищали крепость в военное время, как проходили масленичные народные игры «Взятие крепости», какими были детские забавы.
Учитывая приоритетные направления дошкольного учреждения - физическое и художественно-эстетическое, было отдано предпочтение эстетике оформления построек, использованию различной цветовой гаммы. Какие прекрасные возможности для активизации двигательной активности и развития детей кроются в «Городке сугробов». Здесь дети упражнялись в ловкости, укрепляли свое здоровье, играли в различные игры с элементами спорта (хоккей, катание на санках, лыжах).
На снежных валах, сугробах дети упражнялись в лазанье, прыжках, равновесии. В морозную погоду эти постройки использовались для проведения своеобразной разминки, когда детям предлагалось выполнить ряд заданий: забраться на сугроб и спуститься с него, организовывались различные игры, игровые упражнения: «Фигуры», «Разноцветные горки», «Хлопушки»; бег, прыжки вокруг сугробов или перебежки от одной постройки к другой и т.д.
На площадке «Разноцветные колечки» устраивали различные подвижные игры с элементами спорта по желанию детей: «Лисьи норки», «Найди свой цвет», «Попробуй, догони», «Стойкий оловянный солдатик».
Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у наших детей пользовались игры-эстафеты. Они помогали содержательно и весело проводить с детьми прогулки, спортивные состязания: «Кто быстрее слепит снеговика», «Снежки», «Шагай шире», «Кто выше подбросит снежок», «Самые быстрые санки», «Попади в лунку», «Мой ком — больше», «Снежные обгонялки».
Днем на спортивных площадках проводились организованная и самостоятельная игровая деятельность детей, разнообразные тематические зимние развлечения, праздники (Приложение №4). А вечером многие родители с огромным удовольствием играли со своими детьми среди снежных спортивных снарядов в хоккей, катались на санках и лыжах. Несомненно, что живое участие родителей в двигательной деятельности являлось хорошим примером для детей по формированию привычек здоровьеориентированного поведения и способствовало самореализации каждого и взаимообогащению всех.
Одним из условий успеха реализации опыта являлось использование разнообразных методов работы: показ, объяснения, художественное слово, наглядность, повторение, закрепление, воспитание инициативы и творчества; поощрение, которое вызывает у детей желание еще раз повторить упражнение, а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения. Образные сравнения, приводимые в объяснении того или иного движения, помогали детям правильно его осваивать, так как создавали у детей особое настроение, что вызывало желание активно действовать.
Полноценное решение задач достигалось только при комплексном применении всех средств, методов, а также - различных форм двигательной активности:
-
разные виды занятий физической культурой;
-
активный отдых (физкультурный досуг, физкультурные праздники, Дни здоровья и др.);
-
самостоятельная двигательная деятельность детей;
-
занятия в семье.
С целью активизации двигательной деятельности детей были использованы разные приемы:
-
рациональное использование физкультурного оборудования.
-
включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный).
-
лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений.
-
активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций).
-
создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость.
-
вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.
Активизация двигательной активности посредством использования игр с элементами спорта, активное привлечение родителей к сотрудничеству, продуманный педагогический процесс на основе деятельностного подхода обеспечили формирование у всех его участников осознанного отношения к проблеме дефицита движений.
РАЗДЕЛ III
Результативность опыта
Использование игр с элементами спорта с целью активизации двигательной активности подтвердило свою эффективность, что определилось улучшением количественных показателей двигательной активности.
На занятиях физической культурой педагоги обеспечивали хорошую моторную плотность, она находилась в пределах оптимальных величин – 80-90%. Достижение такой плотности и хорошего тренирующего эффекта (150-170 ударов в минуту), обеспечили достаточно высокие показатели объема двигательной активности (по методике М.А. Руновой) во время проведения непосредственно образовательной деятельности: в начале реализации опыта - 1403-1858 шагов и в конце составил 2230-2600шагов. Таким образом, объем увеличился в среднем на 900 шагов, благодаря использованию игр с элементами спорта.
У воспитанников выявлен достаточно высокий уровень физической подготовленности, справились с выполнением программы по развитию движений 95% детей и хорошие темпы прироста показателей физических качеств (по формуле В.И. Усакова) в среднем 15,3%, что соответствует оценке «отлично» и свидетельствует об эффективном использовании физических упражнений (в данном случае – игр с элементами спорта).
В качестве параметров успешности реализации опыта, кроме положительной динамики активизации двигательной активности детей дошкольного возраста на основе использования игр с элементами спорта в зимний период, авторы опыта отметили значительное улучшение показателей в: оценке состояния респираторных систем, оценке текущего состояния сердечно-сосудистой системы ребенка, оценке биологической зрелости ребенка, определении общей оценки состояния здоровья, определении групп занятий физкультурой, определении индекса пропуска одним ребенком по болезни (Приложение №3).
Результативность работы подтверждают полученные грамоты и дипломы: диплом за 1 место во втором этапе территориальном Фестивале дворовых игр «Выходи играть во двор!» – 2013, 2014г.г., 3 место в 3 этапе – 2014г. Диплом за 1 место в муниципальном смотре-конкурсе «На лучшее оформление и оснащение зимних участков ДОУ» - 2013г.
Дошкольники в достаточной степени:
-
научились играть в спортивные игры по упрощенным правилам;
-
чувствовать правильное положение тела;
-
проявлять творчество при закреплении навыков движения;
-
быть раскрепощенными в двигательной деятельности;
-
сочетать разные по сложности движения, развивая при этом не только физические качества, но и двигательную память;
-
сознавать себя настоящим спортсменом;
-
проявлять интерес к различным видам спорта.
Дошкольники инициативны в использовании этих знаний вне образовательного учреждения, пытаются приобщить к нему родителей, родных, знакомых. Родители фиксируют изменения в развитии собственных детей, отмечают их активность, успехи их самораскрытия как личности. Анкетирование родителей и беседы с ними показали их удовлетворенность использования спортивных игр в детском саду.
Одним из достоинств, предложенной системы является ее ориентация на амплификацию опыта ребенка, вариативность форм образовательной деятельности и образовательных программ, индивидуализацию образовательного процесса, учет особых образовательных потребностей детей, обогащение предметно-пространственной среды. Разработанная система активизации двигательной активности детей дошкольного возраста с использованием игр с элементами спорта в зимний период, позволила не только добиться значительных результатов в активизации двигательной активности, в физическом развитии дошкольников, но и учесть непохожесть детей друг на друга, ярко выраженные индивидуальные особенности, что особенно необходимо в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в современном детском саду.
Библиографический список:
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М., 1983.-111 с.
2. Волошина Л.Н Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников: моногр. [Текст] / Л. Н. Волошина. – Екатеринбург, 2004. – 160 с.
3. Волошина Л.Н. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет : программа «Играйте на здоровье» и ее технология применения в ДОУ : учеб.-метод. пособие [Текст] / Л. Н. Волошина, Т. Н. Курилова. – М. : ГНОМ и Д. – 2004. – 112 с.
4. Волошина Л.Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста : автореферат дисс. на соискание степени канд. пед. наук. [Текст] / Л.Н. Волошина Л.Н. – Екатеринбург. – 2001. – 21 с.
5. Волошина Л.Н.Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении (программно-целевой и региональные подходы): учебно-методическое пособие для студ. высш. пед. учеб. зав./ Л.Н.Волошина, Л.Я.Кокунько, Е.А.Кривцова; под ред. Л.Н.Волошиной. – Белгород: ИД «Белгород», 2012. – 132с.
6. Волошина, Л. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ и школе : учеб.-метод. пособие [Текст] / Л. Н. Волошина, В. И. Прокопенко, Ю. И. Громыко. – Екатеринбург, 2002. – 334 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4. Детская психология [Текст] / сост. В. А. Кузнецов. – М. : Педагогика, 1984. – 432 с.
8. Деркунская В.А. Воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста // Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Вып. 4// Под ред. Л.Л.Тимофеевой М., 2013
9. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века [Текст] / сост. Ю. Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2000. – 88 с.
10. Маханева И.Д, Дышаль С.Д, Кузнецова М.И. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб., 2000. - 186с.
11. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М. Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 1998. – С. 49.
12. Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / Под ред. Алямовской В.Г. – Нижний Новгород, 2002.
13. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Мозаика Синтез, 2000. - 256 с.
14. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155
Приложение
-
Приложение № 1
|
Календарно-тематическое планирование по обучению детей спортивным играм и упражнениям в зимний период
| -
Приложение № 2
|
Содержание и структура игровых физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста в зимний период
| -
Приложение № 3
|
Диагностический инструментарий
| -
Приложение № 4
|
Сценарии физкультурных праздников и развлечений с использованием игр с элементами спорта
| -
Приложение № 5
|
Примеры работы по карточкам для самостоятельной двигательной деятельности дошкольников
| -
Приложение № 6
|
Методические рекомендации по оформлению зимних участков
| -
Приложение №7
|
Методические рекомендации: зимний стадион – современный подход к физическому развитию дошкольников
| -
Приложение №8
|
Серия подвижных игр и игровых упражнений для детей дошкольного возраста в зимний период
| -
Приложение №9
|
Фотоматериалы по реализации опыта
|
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СПОРТИВНЫМ ИГРАМ
И УПРАЖНЕНИЯМ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Месяц
Задачи
|
Разминка
|
Игры и игровые упражнения
|
Декабрь
|
Первая неделя: обучение ходьбе на лыжах
|
Закрепить полученные навыки передвижения на лыжах (скользящим, переступающим шагом). Согласовывать движения рук и ног во время скольжения.
Учить обходить предметы.
Учить делать повороты на месте – переступанием.
Развивать чувство «лыж» и «чувство снега».
Способствовать овладению чувством ритмичной ходьбы на лыжах.
|
Упражнения на лыжах: пройти по лыжне, держа руки за спиной.
Перешагнуть через параллельно лежащие на снегу палки.
Ходьба на лыжах на месте, при ходьбе на лыжах ритмично опускать и поднимать гимнастическую палку.
Поочередно выдвигать ноги с лыжей вперед-назад. поочередно поднимать правую и левую ногу с лыжей.
Пружинить ногами, ритмично поднимая носок, не отрывая пятки.
|
Игры без лыж:
-
«Веревочка»,
-
«След в след»,
-
«Под воротца».
Подвижная игра «Кто быстрее добежит до флажков».
|
Вторая неделя: катание на санках
|
Упражнять в навыке владения санками, катаясь по ровной поверхности, и катая друг друга.
Развивать пространственную ориентировку.
Воспитывать дружелюбие и взаимопомощь.
|
Ходьба обычная, широким шагом, с поворотом кругом.
Бег обычный, широким шагом, с остановкой по сигналу подпрыгнуть.
|
Игровые упражнения:
-
«Кто скорее до флажка?»
-
«Перевозчики» (везти санки, на которых сидит ребенок до ориентира, объехать и возвратиться назад).
Подвижные игры:
-
«Собери флажки».
-
«Бездомный заяц»
-
«Вокруг снежной бабы».
Ходьба с остановкой и хлопком
|
Третья неделя: обучение элементам игры «Хоккей»
|
Учить технике выполнения удара по неподвижно лежащей шайбе.
Учить соизмерять силу удара о стенку (бортик).
Совершенствовать технику стойки хоккеиста, ведения клюшки и шайбы, передачи шайбы, удара по воротам.
|
Ходьба обычная с клюшкой в руках.
Ходьба с остановкой по сигналу (принять позу хоккеиста).
Бег обычный с клюшкой в руках.
Бег с остановкой по сигналу (принять позу хоккеиста).
|
Удары клюшкой по неподвижно лежащей шайбе.
Удары клюшкой по неподвижно лежащей шайбе с отскоком ее о бортик.
Удары клюшкой с разбега по неподвижно лежащей шайбе с отскоком о бортик.
Подвижная игра «У кого меньше шайб».
Игра малой подвижности «Замри!».
Эстафеты:
-
«Загони в ворота» - ведение шайбы клюшкой до ориентира, бросок в ворота
-
«Машинки» - команда сидит в колонне на полу, клюшка в двух руках перед грудью, по сигналу перемещаться вперед
-
«Попрыгунчики» - команды стоят в двух колоннах, прыжки через клюшки
|
Учить сохранять равновесие на ограниченной скользящей площади опоры.
Учить принимать правильное положение корпуса, рук, ног во время скольжения.
Развивать чувство равновесия, «чувство льда».
Воспитывать организованность, дисциплинированность.
|
Ходьба обычная, быстрая с высоким подниманием коленей.
Медленный бег.
ОРУ
И.п.: о.с., руки к плечам, локти в стороны.
1-4-круговое вращение плечевым суставом вперед, 5-6 –то же, назад (10 раз).
И.п.: широкая стойка, руки вверху. 1- наклон вперед с поворотом к правой ноге и хлопок между ногами; 2- выпрямиться; 3-4- к другой ноге (8раз).
И.п.: о.с., 1-2-присесть, колени врозь, руки за головой; 3-4- и.п. (8раз).
И.п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях; бег на месте с высоким подниманием коленей в чередовании с ходьбой (2 раза по 20 сек.)
|
Произвольное скольжение.
Чередование ходьбы по утрамбованному снегу и ледяной дорожке семенящим шагом.
Чередование ходьбы по утрамбованному снегу и ледяной дорожке широким шагом.
Подвижная игра «Эстафета».
Игра умеренной физической нагрузки «Синие, желтые, красные»
|
Январь
|
Первая неделя: обучение ходьбе на лыжах
|
Учить подъему на склон лесенкой;
продолжать обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадки лыжника с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую и удлинением шага;
закреплять навык спуска со склона;
закреплять навыки ходьбы ступающим шагом;
развивать умение передвигаться в определенном направлении, не мешая друг другу;
воспитывать смелость.
|
Боковые шаги на лыжах вправо, влево;
ходьба по лыжне, держать руки за спиной;
имитирование подъема лесенкой
|
Игры на лыжах:
-
«Кто быстрее повернется?»;
-
«Кто быстрее добежит до флажка?»;
-
«У кого будет меньше шагов?».
Подвижные игры:
«Лыжные дуэты».
|
Вторая неделя: катание на санках
|
Способствовать овладению новыми двигательными действиями при катании друг друга тройками.
Закреплять навык катания друг друга.
Способствовать совершенствованию навыка катания на санках с отталкиванием ногами.
Воспитывать положительные черты характера, морально-волевые качества.
|
Ходьба обычная, с прихлопываниями, притопыванием, с остановкой по сигналу (прыжок вверх из глубокого приседа).
Бег обычный, прямым галопом, прыжками вперед с ноги на ногу.
Ходьба с остановкой по сигналу (кружение вокруг себя)
|
Игровые упражнения:
-
«Тройка» (вдвоем перевозить одного на санках)
-
«Черепахи»
Подвижные игры:
-
«Эстафета пассажиров»
-
«Гонки санок тройками»
Игра умеренной физической нагрузки «Змея».
|
Третья неделя: обучение элементам игры «Хоккей»
|
Учить технике передачи шайбы друг другу клюшкой.
Учить технике выполнения удара в ворота.
Закреплять умение удара клюшкой по неподвижно лежащей шайбе
|
Ходьба обычная с высоким подниманием коленей, клюшкой над головой, носках, на пятках, с остановкой по сигналу (поза хоккеиста).
Бег обычный, с захлестом голени, клюшкой над головой, с остановкой по сигналу (поза хоккеиста)
|
Удар по шайбе клюшкой о стену.
Удар по воротам.
Передача шайбы друг другу в паре.
Подвижная игра «Передай другому»
Ходьба по кругу с перешагиванием клюшек, лежащих на снегу.
|
Четвертая неделя: скольжение по ледяным дорожкам
|
Учить сохранять равновесие на ограниченной скользящей площади опоры.
Учить принимать правильное положение корпуса , рук, ног во время скольжения.
Развивать чувство равновесия, «чувство льда».
Воспитывать организованность, дисциплинированность.
|
Ходьба обычная, быстрая с высоким подниманием коленей.
Медленный бег.
ОРУ
И.п.: о.с., руки к плечам, локти в стороны.
1-4-круговое вращение плечевым суставом вперед, 5-6 –то же, назад (10 раз).
И.п.: широкая стойка, руки вверху. 1- наклон вперед с поворотом к правой ноге и хлопок между ногами; 2- выпрямиться; 3-4- к другой ноге (8раз).
И.п.: о.с., 1-2-присесть, колени врозь, руки за головой; 3-4- и.п. (8раз).
И.п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях; бег на месте с высоким подниманием коленей в чередовании с ходьбой (2 раза по 20 сек.).
|
Произвольное скольжение.
Чередование ходьбы по утрамбованному снегу и ледяной дорожке семенящим шагом.
Чередование ходьбы по утрамбованному снегу и ледяной дорожке широким шагом.
Подвижная игра «Эстафета».
Игра умеренной физической нагрузки «Синие, желтые, красные»
|
Февраль
|
Первая неделя: обучение ходьбе на лыжах
|
Упражнять в ходьбе на лыжах боковым шагом.
Развивать навыки ходьбы на лыжах скользящим и ступающим шагом ритмично.
Закреплять навык переворота переступанием на месте и в движении, различные способы передвижения вперед, поворотов, преодоление подъемов.
Закреплять навык подъема на склон «лесенкой».
Совершенствовать навык передвижения на лыжах скользящим шагом, спуска и подъема на склон.
|
Упражнения на лыжах: ходьба боковым шагом с перешагиванием на снегу гимнастических палок, стараться ставить лыжи параллельно друг другу, ходьба между кубами, под бубен по лыжне (30 м.)
|
Упражнения без лыж «Сделай пять шагов с закрытыми глазами, поворот и назад».
Игровые упражнения: «Кто быстрее повернется?», «Вокруг флажка», «Кто пройдет и ни разу не упадет».
Подвижная игра «Лыжные дуэты».
Эстафета «Слалом».
|
Вторая неделя: катание на санках
|
Учить спуску с пологого склона, сидеть на санках и тормозить ногами.
Упражнять в навыке подъема в гору, везти за собой санки.
Совершенствовать навык передвижения на санках, отталкиваясь ногами.
Воспитывать дружеские отношения в игре.
|
Ходьба с перешагиванием предметов (с выпадами), с остановкой по сигналу (присесть, прыжок вверх).
Бег широким шагом.
|
Игровые упражнения: «Раки»
«Быстрые сани».
Подвижная игра «Эстафета пассажиров».
Игра умеренной физической нагрузки «Черепахи»,
|
Третья неделя: обучение элементам игры «Хоккей»
|
Учить передаче шайбы друг другу в паре в движении.
Упражнять в ударе шайбы клюшкой по воротам с разбега.
Совершенствовать технику выполнения удара клюшкой по шайбе в ворота.
|
Ходьба обычная, с перешагиванием клюшек.
Бег обычный, с перешагиванием клюшек.
|
Удар клюшкой по неподвижно лежащей шайбе в ворота.
Удар клюшкой по шайбе в ворота с разбега.
Передача шайбы друг другу в паре на месте.
Передача шайбы друг другу в паре в движении.
Подвижная игра «У кого меньше шайб?»
|
Четвертая неделя: скольжение по ледяным дорожкам
|
Учить ледяной дорожке после разбега и энергичного отталкивания.
Упражнять в умении при скольжении быстро присесть и выпрямиться.
Воспитывать морально-волевые качества: смелость и решительность.
|
Ходьба по утрамбованному снегу широким шагом, по ледяной дорожке мелким шагом.
Бег обычный, с остановкой по сигналу (прыжок вверх с хлопком)
ОРУ
Попеременное поднимание рук.
Наклоны вперед.
Поочередное поднимание ног.
«Пружинки».
|
Игровые упражнения:
-
«Сделай фигуру»
-
«Разбегись, не упади»
-
Эстафета»
-
«Через воротца»
Игра умеренной подвижности «Воротца»
|
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Задачи
|
Разминка
|
Игры и игровые упражнения
|
Декабрь
|
Первая неделя: обучение ходьбе на лыжах
|
Способствовать восстановлению навыка ходьбы на лыжах ступающим , скользящим шагом, навыка спуска и подъема «лесенкой» и овладению чувством ритмичной ходьбы. Развивать мышечную силу стопы и динамическое равновесие.
Закреплять навыки скольжения на лыжах, поворота.
Совершенствовать функции равновесия и координации движений при ходьбе на лыжах.
|
Упражнения на лыжах: ходьба по лыжне под ритмичные удары бубна с приседанием и выпрямлением, боковые шаги вправо, влево, стоя на лыжах, поочередно поднимая правую левую лыжу, чтобы пятка была на одном уровне с носком, подпрыгивание на лыжах, полные приседания, «Вокруг флажка».
|
Подвижные игры: «На одной лыже», «Не урони», «Подними», «Кто быстрее повернется?».
Игры малой подвижности «Будь внимательным!»
|
Вторая неделя: катание на санках
|
Учить управлять санками во время спуска с небольшого склона.
Способствовать совершенствованию движений, ловкости.
Побуждать к проявлению активности при организации двигательной деятельности
|
Ходьба обычная, с остановкой по сигналу. Упражнения на развитие статистического равновесия : «Повернись», «Аист» и смену направления.
Бег в быстром темпе, с остановкой по сигналу (подпрыгивание вверх)
|
Игровое упражнение : «Кто скорее до флажка?», «Веселые перевозчики» (то же только , только на санках сидит ребенок), «Быстрые санки».
Упражнять на разгрузку позвоночника: «Дед», «Верблюд».
|
Третья неделя: Обучение элементам игры «Хоккей»
|
Учить технике выполнения удара по шайбе клюшкой прицельно по предмету.
Упражнять в передачи шайбы друг другу в паре.
Закреплять технику удара по шайбе клюшкой с отскоком шайбы от стены
(бортика).
Совершенствовать навыки забивания шайбы в ворота
|
Ходьба обычная с клюшкой в руках.
Ходьба с остановкой по сигналу (принять позу хоккеиста).
Бег обычный с клюшкой в руках.
Бег с остановкой по сигналу (принять позу хоккеиста).
|
Передача мяча в паре.
Удар по мячу клюшкой о стену (бортик) с отскоком шайбы. Удар по шайбе клюшкой, стараться сбить кеглю, кубик.
Эстафета «Забей в ворота!»
|
Четвертая неделя: скольжение по ледяным дорожкам
|
Развивать способность удерживать правильное положение позвоночника во время скольжения по ледяной дорожке.
Учить скользить по ледяной дорожке после быстрого разбега и энергичного отталкивания.
Побуждать детей к проявлению активности.
|
Ходьба обычная, широким шагом, скрестным шагом, с остановкой по сигналу и выполнением задания на статическое равновесие: «Кто дольше?», « Повернись».
Бег обычный; бег быстрый и медленный с остановкой по сигналу (кругом)
|
Игровые упражнения:»Не упади! (Скользить по ледяной дорожке после быстрого разбега и отталкивания), «Сели – встали» (скользить, присесть, встать), «Сделай фигуру».
Подвижная игра «Вперед спиной».
Упражнять на разгрузку позвоночника: «Дед», «Верблюд».
|
Январь
|
Первая неделя: обучение ходьбе на лыжах
|
Продолжать развивать «чувство лыж» , «чувство снега», чувство равновесия, умение передвигаться в определенном направлении, не мешая друг другу.
Упражнять в перекрестной координации рук и ног.
Совершенствовать навык скользящего шага: длинный, накатистый, ритмичный.
Закреплять гигиенические требования : при ходьбе на лыжах дышать через нос, обтирать лыжи тряпочкой после занятия.
|
Упражнения на лыжах: прыжки, боковые шаги, ходьба по лыжне, держать руки за спиной, ходьба между флажками, стараться не сбить их.
|
Подвижная игра: «Сороконожки», «Ходьба парами, тройками», «Пройди, не задень!».
Соревнование «Кто быстрее добежит до флажка?».
Игра малой подвижности «Будь внимательным!».
|
Вторая неделя: катание на санках
|
Учить спуску с горы с выполнением задания.
Упражнять взбираться на гору, везя санки вдвоем.
Закреплять умение, опираясь за сидение санок руками сзади, объезжать обозначенный ориентир.
Воспитывать желание проявлять волю при преодолении трудностей.
|
Ходьба с санками, везти их за собой поочередно правой и левой рукой, с перешагиванием санок.
Бег с толканием санок сзади шеренгой, объезжать предметы.
|
Игровые упражнения: «В гору парами», «Кто скорее до флажка?», «В воротца».
Подвижные игры: «Быстрые санки», «Черепахи».
Игра малой подвижности: «Веселые снежки».
Ходьба с санками по кругу.
|
Третья неделя: Обучение элементам игры «Хоккей»
|
Упражнять технике ведения шайбы клюшкой по кругу. Учить технике забивания шайбы в ворота после ведения его клюшкой по кругу.
Закреплять навыки в передаче мяча справа налево и наоборот.
Совершенствовать навыки ведения шайбы «змейкой» между предметами
|
Ходьба обычная, на пятках, носках, в полуприседе, с остановкой по сигналу (поза хоккеиста).
Бег обычный, спиной вперед, с прыжками на двух ногах через лежащие на полу клюшки, с остановкой по сигналу (прыжки на месте с ноги на ногу)
|
Ведение клюшкой шайбы по кругу.
Забивание шайбы в ворота после ведения по кругу. Передача мяча слева направо.
Ведение шайбы «змейкой» между предметами.
Подвижная игра: «Стой!»
Упражнение на развитие статического равновесия «Ласточка»
|
Четвертая неделя: скольжение по ледяным дорожкам
|
Учить во время скольжения поворачиваться боком, спиной вперед.
Развивать способность сохранять правильное равновесие при скольжении после разбега и отталкивания.
Упражнять в навыке скольжения в полуприседе.
Воспитывать морально- волевые качества: смелость, решительность, самостоятельность
|
Ходьба обычная, широким шагом, с остановкой по сигналу (прыжок вокруг себя).
Бег обычный, с остановкой по сигналу( бег на месте с подниманием коленей).Ходьба боком приставным шагом с остановкой по сигналу (поворот кругом)
|
Игровые упражнения : «Сделай фигуру», «Боком вперед» (скользить боком), «Вперед спиной».
Эстафета: скольжение, прыжки , подлезание.
Упражнение на развитие мышц спины «Бабочка».
Упражнять на разгрузку позвоночника:«Дед», «Верблюд».
|
Февраль
|
Первая неделя: обучение ходьбе на лыжах
|
Продолжать совершенствовать технику передвижения ступающим шагом.
Упражнять в устойчивом равновесии, координации, умении стабилизировать темп движения, преодолевая препятствия на пути.
Закреплять умения овладевать правильным двигательным навыком: ступающим шагом, скользящим шагом в быстром темпе.
Развивать пространственные ориентировки, ловкость
|
Упражнения на лыжах: боковые шаги, подпрыгивание на лыжах, проехать над палкой, которую держит инструктор над головой, ехать и сделать какую - нибудь фигуру, перешагивание через палки, лежащие на снегу.
|
Подвижная игра: «Попробуй догони», «Попади в цель», «Поменяй флажки», «Пройди, не задень!».
Игра малой подвижности «Не урони».
|
Вторая неделя: катание на санках
|
Учить управлять санками во время спуска с небольшого склона, сидя на коленях.
Упражнять в навыке спуска с горы с выполнением задания.
Способствовать совершенствованию движений, ловкости, силы во время катания друг с друга.
Воспитывать желание помогать друг другу.
|
Ходьба обычная, парами везти санки вдвоем.
Бег с одной стороны площадки на другую (один ребенок везет другого за веревку санок; другой – опираясь сзади за сиденье)
|
Игровое упражнение «Эстафета пассажиров», «Черепахи», «Спуск в ворота», «Собери флажки», «Попади в цель».
|
Третья неделя: Обучение элементам игры «Хоккей»
|
Учить передавать шайбу парами, тройками с забиванием в ворота.
Упражнять в ведении шайбы клюшкой по кругу.
Закреплять навыки выбивания шайбой предметов на расстоянии.
Совершенствовать технику ведения шайбы между предметами и навыки подбрасывания и ловли малого мяча
|
Ходьба обычная, с остановкой по сигналу (шайбу подбросить, поймать).
Бег обычный, с остановкой по сигналу ( шайбу перебрасывать из правой руки в левую), бег с шайбой в руках с перепрыгиванием через клюшку на полу. Упражнения на отработку техники владения клюшкой и шайбой: передача шайбы парами, тройками с забиванием в ворота, ходьба с ведением шайбы клюшкой по кругу, ведение шайбы «змейкой» между предметами, выбивание шайбой предметов (кегли, кубики) с расстоянием
|
Игра «Хоккей»
Ходьба по кругу с остановкой по сигналу (поза хоккеиста).
|
Четвертая неделя: скольжение по ледяным дорожкам
|
Способствовать повышению защитных сил организма, работоспособности.
Упражнять в навыке сохранения равновесия в сложных условиях.
Учить скользить на одной ноге двух ногах.
Воспитывать положительные черты характера: организованность, дисциплинированность; морально- волевые качества: уверенность в своих силах, смелость.
|
Ходьба обычная, широким шагом, с остановкой по сигналу (прыжки с ноги на ногу), ходьба спиной вперед.
Бег с остановкой по сигналу, ходьба приставным шагом. Упражнения на развитие статического равновесия: «»Удержись», «Петушиный бой».
|
Игровые упражнения: «Полет», «Вперед спиной», «Сделай фигуру», «Собери игрушки».
Эстафеты: скольжение, прыжки, подлезание, метание..
Упражнение на развитие мышц спины «Бабочка»
|
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ИГРОВЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД.
Поделитесь с Вашими друзьями: |