Тема Акустические параметры голоса. Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления



Дата02.05.2016
Размер64 Kb.
Логопедия (нарушения голоса)

Логопеды 4 курс

Практические занятия (доц.Семенова В.В)

Тема 1. Акустические параметры голоса. Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятия о высоте, силе, тембре - объективных характеристи­ках голоса.

  2. Явления резонанса в голосовом аппарате - возникно­вение воздушных колебаний в лицевой области, в трахее, брон­хах.

  3. Значение верхних и нижних резонаторов в создании защит­ного механизма голосового аппарата возвратного импеданса.

  4. Ак­тивизирующая роль верхних резонаторов фонаторной функции го­лосовых складок.

  5. Звуковой объем голоса, динамический диапа­зон.

  6. Способы подачи голоса.

  7. Определение фонопедии как физиологичного и дающего ус­тойчивый положительный результат метода.

  8. Значение трудов отечественных и зарубежных ученых (Е.Н. Ма­лютина, И.И. Левидова, Ф.Ф. Заседателева, Л.Д. Работнова, М.И. Фомичева, В.Г. Ермолаева, Н. Гутцмана, И. Максимова, К. Вильсона) для развития фониатрии и изучения физиологии го­лоса.


Задания для самостоятельной работы:

1 ЗАКОНСПЕКТИРОВАТЬ СТАТЬЮ Ю.С. Василенко К истории отечественной фониатрии ЖУРНАЛ «Вестник оториноларингологии» № 11, 2001


2. Составить таблицу «Верхние и нижние резонаторы голосо­вого аппарата». Описать качества голоса в зависимости от исполь­зования резонаторов.

Резонаторы голосового аппарата

Качество голоса

Верхние резонаторы




Нижние резонаторы



3. Составить таблицу «Способы голосоподачи»



Характер голосовой атаки

Состояние голосовых складок

Твердая атака




Мягкая атака




Придыхательная атака






Литература

Основная

Вильсон Д.Ж. Нарушения голоса у детей, - М., 2010.

Детский голос / Под ред. В.И. Шацкой. — М., 2010.

Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М., 2010.

Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 2006.

Есакова С.А., Минаева Н.А. и др. Логопедическая помощь лицам, перенесшим полное удаление гортани. // Дефектология. – 2008.-№4. – С.32.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. — М., 2004.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 2009.



Дополнительная

Василенко Ю.С. Голос. — М., 2002.

Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. — М., 2010.

Тема 2. Значение дыхания в голосообразовании. Исследование голосового аппарата и голосовой функции

Вопросы для обсуждения:

Типы физиологического дыхания - грудной, брюшной, сме­шанный.

Отличие, фонационного дыхания в количестве дыхатель­ных движений в минуту, продолжительности выдоха и самого способа дыхания.

Роль диафрагмы в создании подскладочного дав­ления при фонации

Методы исследования - клинические, инструментальные, пе­дагогические наблюдения.

Ларингоскопическое исследование гор­тани, определение тонуса голосовых складок, подвижности гор­тани, продолжительности фонации.

Глоттография - анализ ка­чества смыкания голосовых складок по электрическому сигналу.

Значение педагогического наблюдения для диагностики голосо­вых нарушений.



Аудитивная оценка основных характеристик голоса в ходе исследования.
Задания для самостоятельной работы

  1. Подобрать речевого материала для об­следования голосовой функции.

  2. Составить таблицу «Методы исследования голосового ап­парата»

Методы исследования

Описание

Клинические




Инструментальные




Педагогические






Тема 3. Классификация нарушений голоса. Развитие и становление голоса

Вопросы для обсуждения:

  1. Выделение в основе классификации этиологии и патогенеза.

  2. Разделение патологии голоса на центральную и периферическую, каждая из которых может быть органической и функциональной.

  3. Определение преобладающего нарушения нервно-мышечного аппарата гортани - гипотонусного и гипертонусного.

  4. Формирование голоса в зависимости от строения тела, эн­докринной и психической сферы.

  5. Период мутации голоса у детей - начальная, пиковая и конечная стадии.

  6. Изменения голоса в пи­ковой стадии мутации.

  7. Признаки затянувшейся и патологической мутации - изменения высоты, падение силы и нарушения тембра голоса.

  8. Профилактическая и коррекционная работа логопеда в этот период.


Задания для самостоятельной работы

  1. Составить рисуночную схему механизма возрастных изменений голоса.



Тема 4. Органические нарушения голоса. Функциональные расстройства голосового аппарата при миопатических парезах

Вопросы для обсуждения:

  1. Периферические парезы и параличи гортани, их причины.

  2. Клиническая картина и характеристика голосовой патологии.

  3. Зависпмсеть изменений голоса и функции дыхания от положения парализованной половины гортани.

  4. Методика логопедической работы. Этапы коррекционных мероприятий: активизация двигательной функции гортани (выявление компенсаторных возможно­стей организма), нормализация функции дыхания, голосовые уп­ражнения, функциональные тренировки, направленные на ко­ординацию дыхания и фонации.

  5. Клиническая картина и характеристика нарушения голоса при парезах внутренних мышц гортани.

  6. Последова­тельность этапов логопедического воздействия.

  7. Причины и картина нарушения при гипертонусных состоя­ниях голосового аппарата.

  8. Методика работы, направленная на вос­становление координации внутренних и наружных мышц горта­ни, дыхания и фонации.

  9. Функциональная афония (психогенная). Причины наруше­ния и особенности развития дефекта голоса при постепенном утя­желении дисфонических расстройств.

  10. Дифференциальные при­знаки, отличающие психогенное нарушение голоса от миопати­ческих навыков.

  11. Задачи логопеда и врача психиатра в совместной работе при данном нару­шении.

  12. Постановка голоса как привентивные мероприятия при психогенных расстройствах.


Тема 5. Нарушения голоса при хронических ларингитах. Восстановление голоса после удаления гортани

Вопросы для обсуждения:

  1. Структура дефекта при состояниях после удаления гортани -анатомические нарушения, состояние функции дыхания и связи ее с фонацией, патология произносительной стороны речи.

  2. Меха­низм образования пищеводного голоса и методика логопедичес­кой работы. Цели и задачи каждого этапа занятий.

  3. Нарушения голоса после частичных резекций гортани.

  4. При­емы коррекции голоса за счет компенсаторных возможностей со­хранной половины гортани.

  5. Компенсированная, субкомпенсированная и декомпенсирован-ная формы хронических ларингитов.

  6. Зависимость голосовой па­тологии от формы заболевания.

  7. Значение логопедического воз­действия в комплексе мероприятий по восстановлению голоса.


Задания для самостоятельной работы

  1. Законспектировать статью: Есакова С.А., Минаева Н.А. и др. Логопедическая помощь лицам, перенесшим полное удаление гортани. // Дефектология. – 1988.-№4. – С.32.


Тема 6. Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предотвращению рецидивов голосовой патологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Приемы коррекции дыхания, овладения оптимальными усло­виями голосоподачи.

  2. Организация логопедической помощи детям и взрослым, страдающим различной патологией голоса.


Задания для самостоятельной работы

  1. Разработать консультацию для родителей «Голосовые нарушения у детей, их предупреждение и преодоление»

  2. Разработать консультацию для воспитателей «Голосовые нарушения у детей, их предупреждение и преодоление»

  3. Разработать материал для уголка логопеда в группе общеразвивающего ДОУ «Предупреждение голосовых нарушений у детей»



Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница