Логопедия (нарушения голоса)
Логопеды 4 курс
Практические занятия (доц.Семенова В.В)
Тема 1. Акустические параметры голоса. Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления
Вопросы для обсуждения:
-
Понятия о высоте, силе, тембре - объективных характеристиках голоса.
-
Явления резонанса в голосовом аппарате - возникновение воздушных колебаний в лицевой области, в трахее, бронхах.
-
Значение верхних и нижних резонаторов в создании защитного механизма голосового аппарата возвратного импеданса.
-
Активизирующая роль верхних резонаторов фонаторной функции голосовых складок.
-
Звуковой объем голоса, динамический диапазон.
-
Способы подачи голоса.
-
Определение фонопедии как физиологичного и дающего устойчивый положительный результат метода.
-
Значение трудов отечественных и зарубежных ученых (Е.Н. Малютина, И.И. Левидова, Ф.Ф. Заседателева, Л.Д. Работнова, М.И. Фомичева, В.Г. Ермолаева, Н. Гутцмана, И. Максимова, К. Вильсона) для развития фониатрии и изучения физиологии голоса.
Задания для самостоятельной работы:
1 ЗАКОНСПЕКТИРОВАТЬ СТАТЬЮ Ю.С. Василенко К истории отечественной фониатрии ЖУРНАЛ «Вестник оториноларингологии» № 11, 2001
2. Составить таблицу «Верхние и нижние резонаторы голосового аппарата». Описать качества голоса в зависимости от использования резонаторов.
-
Резонаторы голосового аппарата
|
Качество голоса
|
Верхние резонаторы
|
|
Нижние резонаторы
|
|
3. Составить таблицу «Способы голосоподачи»
-
Характер голосовой атаки
|
Состояние голосовых складок
|
Твердая атака
|
|
Мягкая атака
|
|
Придыхательная атака
|
|
Литература
Основная
Вильсон Д.Ж. Нарушения голоса у детей, - М., 2010.
Детский голос / Под ред. В.И. Шацкой. — М., 2010.
Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М., 2010.
Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 2006.
Есакова С.А., Минаева Н.А. и др. Логопедическая помощь лицам, перенесшим полное удаление гортани. // Дефектология. – 2008.-№4. – С.32.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.
Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.
Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. — М., 2004.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 2009.
Дополнительная
Василенко Ю.С. Голос. — М., 2002.
Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. — М., 2010.
Тема 2. Значение дыхания в голосообразовании. Исследование голосового аппарата и голосовой функции
Вопросы для обсуждения:
Типы физиологического дыхания - грудной, брюшной, смешанный.
Отличие, фонационного дыхания в количестве дыхательных движений в минуту, продолжительности выдоха и самого способа дыхания.
Роль диафрагмы в создании подскладочного давления при фонации
Методы исследования - клинические, инструментальные, педагогические наблюдения.
Ларингоскопическое исследование гортани, определение тонуса голосовых складок, подвижности гортани, продолжительности фонации.
Глоттография - анализ качества смыкания голосовых складок по электрическому сигналу.
Значение педагогического наблюдения для диагностики голосовых нарушений.
Аудитивная оценка основных характеристик голоса в ходе исследования.
Задания для самостоятельной работы
-
Подобрать речевого материала для обследования голосовой функции.
-
Составить таблицу «Методы исследования голосового аппарата»
Тема 3. Классификация нарушений голоса. Развитие и становление голоса
Вопросы для обсуждения:
-
Выделение в основе классификации этиологии и патогенеза.
-
Разделение патологии голоса на центральную и периферическую, каждая из которых может быть органической и функциональной.
-
Определение преобладающего нарушения нервно-мышечного аппарата гортани - гипотонусного и гипертонусного.
-
Формирование голоса в зависимости от строения тела, эндокринной и психической сферы.
-
Период мутации голоса у детей - начальная, пиковая и конечная стадии.
-
Изменения голоса в пиковой стадии мутации.
-
Признаки затянувшейся и патологической мутации - изменения высоты, падение силы и нарушения тембра голоса.
-
Профилактическая и коррекционная работа логопеда в этот период.
Задания для самостоятельной работы
-
Составить рисуночную схему механизма возрастных изменений голоса.
Тема 4. Органические нарушения голоса. Функциональные расстройства голосового аппарата при миопатических парезах
Вопросы для обсуждения:
-
Периферические парезы и параличи гортани, их причины.
-
Клиническая картина и характеристика голосовой патологии.
-
Зависпмсеть изменений голоса и функции дыхания от положения парализованной половины гортани.
-
Методика логопедической работы. Этапы коррекционных мероприятий: активизация двигательной функции гортани (выявление компенсаторных возможностей организма), нормализация функции дыхания, голосовые упражнения, функциональные тренировки, направленные на координацию дыхания и фонации.
-
Клиническая картина и характеристика нарушения голоса при парезах внутренних мышц гортани.
-
Последовательность этапов логопедического воздействия.
-
Причины и картина нарушения при гипертонусных состояниях голосового аппарата.
-
Методика работы, направленная на восстановление координации внутренних и наружных мышц гортани, дыхания и фонации.
-
Функциональная афония (психогенная). Причины нарушения и особенности развития дефекта голоса при постепенном утяжелении дисфонических расстройств.
-
Дифференциальные признаки, отличающие психогенное нарушение голоса от миопатических навыков.
-
Задачи логопеда и врача психиатра в совместной работе при данном нарушении.
-
Постановка голоса как привентивные мероприятия при психогенных расстройствах.
Тема 5. Нарушения голоса при хронических ларингитах. Восстановление голоса после удаления гортани
Вопросы для обсуждения:
-
Структура дефекта при состояниях после удаления гортани -анатомические нарушения, состояние функции дыхания и связи ее с фонацией, патология произносительной стороны речи.
-
Механизм образования пищеводного голоса и методика логопедической работы. Цели и задачи каждого этапа занятий.
-
Нарушения голоса после частичных резекций гортани.
-
Приемы коррекции голоса за счет компенсаторных возможностей сохранной половины гортани.
-
Компенсированная, субкомпенсированная и декомпенсирован-ная формы хронических ларингитов.
-
Зависимость голосовой патологии от формы заболевания.
-
Значение логопедического воздействия в комплексе мероприятий по восстановлению голоса.
Задания для самостоятельной работы
-
Законспектировать статью: Есакова С.А., Минаева Н.А. и др. Логопедическая помощь лицам, перенесшим полное удаление гортани. // Дефектология. – 1988.-№4. – С.32.
Тема 6. Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предотвращению рецидивов голосовой патологии
Вопросы для обсуждения:
-
Приемы коррекции дыхания, овладения оптимальными условиями голосоподачи.
-
Организация логопедической помощи детям и взрослым, страдающим различной патологией голоса.
Задания для самостоятельной работы
-
Разработать консультацию для родителей «Голосовые нарушения у детей, их предупреждение и преодоление»
-
Разработать консультацию для воспитателей «Голосовые нарушения у детей, их предупреждение и преодоление»
-
Разработать материал для уголка логопеда в группе общеразвивающего ДОУ «Предупреждение голосовых нарушений у детей»
Поделитесь с Вашими друзьями: |