Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Гатчинский Дом детского творчества»
Сценарий игровой программы
«Катилось яблочко, да не по тарелочке»
Попова Анна Михайловна
МБОУДОД «Гатчинский ДДТ»
педагог доп. образования
г.Гатчина
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения культурно-досуговых программ свидетельствуют о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуру игровых блоков, стимулирующих у аудитории стремление к состязательности, импровизации и творчеству.
К сожалению, в культурно-досуговой деятельности всё чаще проявляется тенденция сужения рамок игры, понимаемой некоторыми практиками только как исключительно детское занятие. Между тем ещё А.В. Луначарский подчёркивал, что слово «игра» знаменует собой понятие необычайной широты. Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры. Исследователи справедливо рассматривают игровую деятельность как один из уровней досуга. Игра может быть использована как педагогически эффективный индикатор новых, ранее незамеченных способностей личности, которые могут быть развиты и укреплены комплексным художественно-педагогическим процессом.
Методическая продукция предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей. Возраст обучающихся - младший школьный возраст.
СОДЕРЖАНИЕ
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья!
Рада приветствовать вас на нашей игровой программе!
«Прекрасная пора, очей очарованье…». Осень – щедрая и расторопная хозяйка, везде поспевает: и в поле, и в лесу, и в огороде.
Но я хотела бы сегодня пригласить вас в осенний сад. Осень – это пора яблок. Не даром в народе говорят: «сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой».
Осень! Сладкий запах яблок,
Небывалый урожай,
Много их под сенью яблонь,
Наклоняйся , собирай.
Детки яблони довольны,
Низко ветки свесились,
Деткам яблони не больно,
Близко падать, весело.
И рассыпались ковром,
Не пройти по саду,
Яблоня своим добром
Поделиться рада. (Л. Дунай)
Ведущий. Как вы уже догадались, сегодня весь наш вечер мы посвятим одной теме – яблокам.
Вы думаете, что нам не о чем будет поговорить? Ошибаетесь. Обычное на вид и всем нам так хорошо известное с детства яблоко таит в себе много удивительного и интересного.
Вот я и решила выяснить сегодня, что интересного о яблоках знаете вы, что нового могу рассказать о них вам. А поэтому давайте разделимся на две команды и начнем нашу конкурсную программу.
Ведущий. Для оценки конкурсов нам необходимо выбрать жюри. Предлагаю в его состав ___________________________________________.
А ваши результаты будем показывать на своеобразных табло: две яблоньки (пока без яблок). Каждый ваш балл – одно яблоко.
Ведущий. А теперь первый вопрос командам. Где и когда была посажена первая садовая яблоня на Земле?
Не знаете? Для ответа на этот и другие трудные вопросы я пригласила к нам на вечер двух научных сотрудников института садоводства, известных яблоковедов и яблокоманов. Встречайте наших гостей!
Заходят два профессора.
Проф. Милий. Здравствуйте, друзья! Разрешите представиться, профессор Милий.
Ведущий. Милий?!
Проф. Милий. Да, это мой научный псевдоним. Греческое имя Милий означает яблоневый, от яблони. Этот псевдоним отражает мои научные интересы.
Д. Ябл. А я профессор Яблоковед.
Ведущий. Яблоковед?!
Д. Ябл. Да, это тоже мой научный псевдоним. В яблоках я знаток. А вообще-то меня все зовут по-простому, Дед Яблоковед. Есть Дед Мороз, а я – Дед Яблоковед.
Ведущий. Странный псевдоним…
Д. Ябл. Чего же тут странного. А. С. Пушкин отведав однажды деревенского пирога с яблоками у своих соседей в Пригорском, стал подписываться в письмах к ним: “Ваш яблочный пирог”. А я вот просто – Яблоковед.
Ведущий. Уважаемые профессора, нас интересует вопрос, кто и где впервые посадил первую культурную яблоню?
Проф. Милий. Ну, нет ничего проще (открывает свою книгу и читает) “Родина яблони – Кавказ, Средняя Азия и Китай, где до сих пор встречается много дикорастущих видов. Кто посадил первую яблоню на Земле, к сожалению, никто не знает, слишком давно это было. Когда – тоже не совсем ясно. Известно, что в I веке до н.э. римский писатель и агроном Колумелла – автор 12 книг “О сельском хозяйстве” - говорил о том, что яблоня появилась 3 тысячи лет назад, так как с тех пор прошло еще 2 тысячелетия, то мы можем предположить, что садовая яблоня живет на Земле 5 тысяч лет.”
Д. Ябл. На Руси яблоню тоже знали с незапамятных времен. Православные люди осенний сбор яблок приурочивают к религиозному празднику, который так и называется Яблочный Спас. Яблоками на Руси любили полакомиться все: простой мужик и великий князь. А моченые яблоки? Это же просто сказка! И. С. Тургенев так прямо и писал: “Известно: наши добрые отцы любили яблоки да огурцы”. А вообще-то я считаю, что первую яблоню посадил сам господь Бог в своем райском саду. В Библии так и сказано: “В раю росло множество разных деревьев, ласкающих взор и полезных своими сладкими плодами. В самом центре рая стояли дерево жизни и дерево познания добра и зла”. Как считают многие ученые, именно эти деревья были первыми яблонями.
Ведущий. Большое вам спасибо за интересные сведения.
Проф. Милий. Яблоко действительно можно считать символом познания. Нет такой науки, которая обходилась бы без яблока.
Д. Ябл. Ну, это вы уже хватили через край. Ладно, я согласен: ботаника, география, пусть даже история с литературой – там можно побеседовать о яблоках. А вот физика, математика? Там никаких яблок.
Проф. Милий. Как так нет? А что бы делала ваша физика, если бы в свое время Ньютону не стукнуло яблоком по голове, и он не открыл своего знаменитого закона всемирного тяготения? А что касается математики, то мы все учились считать на яблоках. Вот так-то!
Ведущий. Не к чему спорить, дорогие наши гости, мы тоже согласны, что яблоко – символ знания. Но пора бы нам уже выяснить знания наших команд, а все ли они учились считать на яблоках.
Конкурс: «Яблочные задачи».
1 задача
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
3 задача
Три яблока.
Одно сорвать рученька так и тянется,
Но прежде надо посчитать,
А сколько же останется?
|
2 задача
Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила Белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке!
4 задача
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их?
|
Ведущий. Большое спасибо всем командам. А теперь я сразу же объявляю наш следующий конкурс, музыкальный («Яблоки на снегу» — слова А. Дементьев, музыка М. Муромов).
Конкурс: «Яблочный танец»
Танцующие стоят друг против друга парами, между лбами у них находится яблоко. Они начинают танцевать сначала осторожно, медленно, а потом все быстрее. Какая пара дольше сможет удержать яблоко и не уронить его, та и станет победителем.
Проф. Милий. Яблоко – очень ценный и полезный для здоровья продукт. Его можно считать еще и символом жизни.
В русских народных сказках рассказывается о молодильных яблочках. Съест такое старый, больной человек и вновь станет молодым, сильным и здоровым.
Д. Ябл. Одним словом, хочешь жить подольше – жуй побольше яблок. Грызите на здоровье.
Ведущий. Вот этим-то мы сейчас и займемся. Итак, конкурс. Приглашаем сюда по представителю от каждой команды. Лучше всего – мальчиков. Будем поправлять их здоровье!
Конкурс: «Кто быстрее съест яблоко»
Ведущий. Обратите внимание, они съели только по одному яблоку, а как помолодели, раскраснелись, повеселели!
Д. Ябл. Повеселели! Плакать надо, а не смеяться! Как ели-то, как ели! Срам! Никакой культуры поведения, Батюшки на них нет нашего, Петра I. Вот он ужо бы им повеселился! Строг был, но справедлив. Книжечку лично написал для обучения молодых отроков “Юности честное зерцало”. Вот послушайте-ка: “…когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, содержи себя в порядке по сему правилу: Умой руки и сиди благочинно, сиди прямо и не хватай первый, не сопи, когда ешь, не утирай губы рукой, не облизывай перстов и не грызи костей. Над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотя куска, не говори. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба, огрызков и прочего…”. А вы? Яблока прилично съесть не можете!
Ведущий. А действительно, ребята, кто из вас знает, как полагается, есть за столом яблоко по всем правилам этикета? Ну, что же, давайте обратимся к профессору Милию.
Проф. Милий. Я всегда рад помочь вам! (Читает:) “Яблоко кладут на десертную тарелку для фруктов (диаметр 200мм), которая отличается от закусочной тем, что на ней изображены фрукты, цветы или ягоды. Слева от тарелки – фруктовая вилка, справа – фруктовый ножик. Яблоко разрезают на 4 или 8 частей. Затем его отчищают от кожицы, удаляют сердцевину и подносят десертной вилкой ко рту, откусывают по кусочку”. Вот и все. Что может быть проще?
Ведущий. Наш следующий конкурс будет заключаться в том, что теперь мы попробуем съесть яблоко по всем правилам этикета. У кого не быстрее, а лучше получится. Попрошу сюда по одному представителю от команды.
Конкурс: «Как правильно съесть яблоко»
Ведущий. Ну вот, поели, теперь и поработать можно.
Есть ещё одна крылатая фраза “попасть в самое яблочко”. Между прочим, стрелки называют центр мишени яблочком, и все стремятся в него попасть.
Конкурс: «Яблочный дартс» (мягкий на липучках)
Игрок каждой команды бросает один раз в дартс, затем считаются общее количество баллов.
Ведущий. Ну а теперь наш последний конкурс.
Конкурс : «Сколько яблочек в саду, сосчитать лишь не могу»
От каждой команды выбираются два игрока. Один игрок держит корзину, второй с завязанными глазами должен срезать висящие на нитке яблоки, так чтобы они упали в корзину.
Ведущий. Вот и закончился наш последний конкурс. Мы попросим жюри подвести окончательные итоги и огласить их. А пока нам хотелось бы поблагодарить наших гостей. Спасибо вам большое, вы очень нам помогли, рассказали много интересного.
Проф. Милий. Спасибо вам за приглашение. Нам было очень приятно познакомиться с вами!
Д. Ябл. До свиданья, ребята! До новых встреч! (уходят)
Слово жюри, подведение итогов, награждение.
Ведущий. Мне сказали:
«Яблоко – полезно,
Потому что много в нем железа!»
Ну, не знаю…
Я три штуки съела –
Ничего внутри не загремело! (Д. Сиротин)
Ешьте яблоки и будьте здоровы!
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Желательно чтобы зал, где проводится игровая программа был празднично украшен. Из возможных вариантов целесообразно использовать оформление воздушными шарами, либо цветами.
Немаловажен также момент освещения. Наличие хотя бы минимального сценического и, так называемого, дискотечного света крайне желательно.
В помощь ведущему нужны будут два взрослых участника (роли профессоров).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, игра направлена на развитие общеучебных умений и навыков, психического развития и самореализации состояния. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости.
Не менее важным фактом является и то, что игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.
ЛИТЕРАТУРА
1. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. - М.: МГУК. 1998.-461 с.
2. Матвеева С. Г. Сентябрь пахнет яблоком. / Конкурсно-игровая программа. - Режим доступа: https://festival.1september.ru
3. Шашина В. П. Методика игрового общения / В. П. Шашина – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 288 с.
4. https:// www.adalin.mospsy.ru
5. https:// www.bibliofond.ru
6. https://www.numama.ru
Поделитесь с Вашими друзьями: |