Модуль профессиональная образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая физиология» разработана сотрудниками кафедры
ТРИЗНО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (заведующий кафедрой − д.м.н, профессор) под руководством ректора ГБОУ ДПО «название образовательного учреждения» ГАЛИМЗЯНОВ ХАЛИЛ МИНГАЛИЕВИЧ
Рекомендована к утверждению рецензентами:
состав рабочей группы и консультантов по разработке основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Акушерство и гинекология» (ординатура)………………………………………………………………
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………….
|
5
|
Требования к уровню подготовки врача-специалиста акушер- гинеколога, успешно освоившего основную профессиональную образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности «Акушерство и гинекология» (ординатура)…………………………………………………….
|
6
|
Рабочие программы дисциплин (модулей) по специальности «Акушерство и гинекология» (ординатура)………………………………
|
9
|
Учебный план основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Акушерство и гинекология» (ординатура)……………
|
30
|
Список литературы…………………………………………………………
|
35
|
Законодательные и нормативно-правовые документы…………………
|
36
|
Модуль рабочей программы для ординаторов одобрен на заседании кафедры «Патологической физиологии» от 3 сентября 2011г. Протокол № 1
Заведующий кафедрой, профессор (Тризно Н.Н.)
подпись ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым Советом лечебного факультета «___» __________ 2011 г. Протокол №___________Председатель Ученого Совета факультета, д.м.н. (Зурнаджан С.А.) подпись ФИО
Рецензенты
зав. каф. фармакологии, профессор Д.Ш. Дубина (занимаемая должность) (подпись) ФИО
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.
Программа учебной дисциплины
Целью освоения дисциплины «Патофизиология» является формирование у обучающихся:
– умения эффективно решать профессиональные врачебные задачи на основе патофизиологического анализа данных о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях с использованием знаний об общих закономерностях и механизмах их возникновения, развития и завершения, а также формулировать принципы (алгоритмы, стратегию) и методы их выявления, лечения и профилактики;
– методологической, методической и практической базы рационального мышления и эффективного профессионального действия врача;
- формирование у обучающихся умения эффективно решать профессиональные врачебные задачи на основе современных достижений медицины и биологии.
Задачи дисциплины:
– ознакомить обучающихся с основными понятиями и современными концепциями общей нозологии;
– обучить учащихся умению проводить анализ научной и иной литературы, готовить обзоры научной литературы по современным научным проблемам, пользуясь методологией и понятиями патофизиологии; участию в подготовке сообщений и проведении дискуссий (семинаров, симпозиумов и т.п.) по выполненному исследованию; соблюдать основные требования информационной безопасности;
– изучить этиологию, патогенез, принципы выявления, лечения и профилактики наиболее социально значимых заболеваний и патологических процессов;
– обучить учащихся умению проводить патофизиологический анализ данных о патологических синдромах, патологических процессах, состояниях и реакциях, формах патологии и отдельных болезнях;
– сформировать у учащихся методологические и методические основы клинического мышления и рационального действия врача;
– привлечь слушателей к участию в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач в области здравоохранения по исследованию этиологии и патогенеза, принципов и методов диагностики, лечении, реабилитации и профилактики заболеваний;
– сформировать у учащихся навыки общения с коллективом.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
Дисциплина «Патофизиология» относится к циклу математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин специальности «Лечебное дело» высшего профессионального медицинского образования; изучается в четвертом и пятом семестрах.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе дисциплинами: философия, биоэтика, психология, педагогика, история медицины, латинский язык;
- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин в том числе дисциплинами: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия человека, топографическая анатомия; патологическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология, вирусология; фармакология;
Учебная дисциплина «Патофизиология» обеспечивает необходимые знания, умения и компетенции для последующих дисциплин, входящих в модули клинических, терапевтических, гигиенических и медико-профилактических дисциплин.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Выпускник по специальности Медико-профилактическое дело с квалификацией врач должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК):
способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способен и готов к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);
способен и готов к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к использованию основных понятий и закономерностей мирового исторического процесса, использованию историко-медицинской терминологии; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям; оценить политику государства, проявлять в своем поведении элементы политической культуры (ОК-3);
способен и готов понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей экономической эффективности (ОК-4);
способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
способен и готов к письменной и устной коммуникации на государственном языке и владению одним из иностранных языков на уровне бытового общения (ОК-6);
готов и способен использовать методы управления; к организовывать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).
б) профессиональными (ПК):
общепрофессиональные
способен и готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способен и готов проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) , реабилитации, гигиены и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов (ПК- 6);
научно-исследовательская деятельность
способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК- 31).
В результате освоения дисциплины «Патофизиология» ординатор должен:
-основные понятия общей нозологии;
-роль причин, условий, реактивности организма в возникновении, развитии и завершении (исходе) заболеваний;
-причины и механизмы типовых патологических процессов, состояний и реакций, их проявления и значение для организма при развитии различных заболеваний;
-виды и значение патогенных факторов, роль реактивности организма в возникновении, развитии и исходах различных форм патологии человека;
-причины, механизмы и основные проявления типовых нарушений органов и физиологических систем организма;
-этиологию, патогенез, проявления и исходы наиболее частых форм патологии органов и физиологических систем, принципы их этиологической и патогенетической терапии;
-значение физического и формализованного (не физического) моделирования болезней и болезненных состояний, патологических процессов, состояний и реакций для медицины и биологии в изучении патологических процессов;
-роль различных методов моделирования: экспериментального (на животных, изолированных органах, тканях и клетках; на искусственных физических системах), логического (интеллектуального), компьютерного, математического и др. в изучении патологических процессов; их возможности, ограничения и перспективы;
-адаптивные реакции, с позиций концепции саногенеза, на клеточно-тканевом, органном и организменном уровнях, взаимосвязь адаптивных и патогенных реакций и процессов, определяющих характер и исходы синдромов и болезней;
-основы доказательной медицины, современные научные концепции клинической патологии, принципы диагностики, профилактики и терапии болезней;
-значение патофизиологии для развития медицины и здравоохранения; связь патофизиологии с другими медико-биологическими и медицинскими дисциплинами;
-теоретические основы построения диагноза, профилактических и лечебных мероприятий при болезнях человека.
Уметь:
-решать профессиональные задачи врача на основе патофизиологического анализа конкретных данных о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях;
-проводить патофизиологический анализ клинико-лабораторных, экспериментальных, других данных и формулировать на их основе заключение о наиболее вероятных причинах и механизмах развития патологических процессов (болезней), принципах и методах их выявления, лечения и профилактики;
-применять полученные знания при изучении клинических дисциплин в последующей лечебно-профилактической деятельности;
-анализировать проблемы общей патологии и критически оценивать современные теоретические концепции и направления в медицине;
-планировать и участвовать в проведении (с соблюдением соответствующих правил) эксперименты на животных; обрабатывать и анализировать результаты опытов, правильно понимать значение эксперимента для изучения клинических форм патологии;
-интерпретировать результаты наиболее распространенных методов диагностики;
-решать ситуационные задачи различного типа;
-регистрировать ЭКГ и определять по ее данным основные виды аритмий, признаки ишемии и инфаркта миокарда;
-оценивать клеточный состав воспалительного экссудата и фагоцитарной активности лейкоцитов;
-анализировать лейкоцитарную формулу нейтрофилов и на этой основе формулировать заключение об изменениях в ней;
-формулировать заключение по гемограмме о наличии и виде типовой формы патологии системы крови;
-анализировать показатели коагулограммы и на этой основе формулировать заключение об изменениях в ней;
-определять типовые формы нарушения газообменной функции легких по показателям альвеолярной вентиляции, газового состава крови и кровотока в легких;
-дифференцировать патологические типы дыхания и объяснять механизмы их развития;
-давать характеристику типовых нарушений функций почек по данным анализов крови, мочи и клиренс-тестов;
-дифференцировать различные виды желтух;
-оценивать показатели кислотно-основного состояния (КОС) и формулировать заключения о различные видах его нарушений;
-дифференцировать различные виды гипоксии;
-определять типовые нарушения секреторной функции желудка и кишечника по данным анализа желудочного и кишечного содержимого;
-интерпретировать результаты основных диагностических аллергических проб;
-обосновывать принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний
-оценивать информативность и целесообразность методов современной диагностики, эффективность профилактики и терапии заболеваний человека;
-характеризовать ключевые теоретические положения патологии, включая общую этиологию, патогенез, саногенез, учение о болезни и др.;
-применять полученные знания и умения в лечебно-профилактической работе.
Демонстрировать способность и готовность (владеть):
-навыками системного подхода к анализу медицинской информации;
-принципами доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений;
-навыками анализа закономерностей функционирования отдельных органов и систем в норме и при патологии;
-основным методами оценки функционального состояния организма человека, навыками анализа и интерпретации результатов современных диагностических технологий
-навыками патофизиологического анализа клинических синдромов, обосновывать патогенетические методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Форма обучения - очная
Поделитесь с Вашими друзьями: |