Родительский стресс у матерей, воспитывающих детей с физическими, умственными и психологическими проблемами Aват Фейзи, Бадруддин Наджми1, Асейх Салеси2, Мариам Чорами3, Резван Ховейдафар4
Адъюнкт-профессор биостатистики, кафедра биостатистики и эпидемиологии, школа здоровья, 1доктор психологии, медицинский центр Noor, клиника психологии, Исфаханский университет медицинских наук, 2магистр прикладной статистики, 3докторант по психологии, Исфаханский филиал Исламского университета Азад, 4 Департамент образования, Исфаханский университет, Исфахан, Иран
Введение: Родители детей с проблемами развития всегда испытывают большой стресс. Целью данного исследования является сравнение стресса у матерей детей с различными недостатками между собой с учетом их демографических параметров. Материалы и методы: В 2012 году в Исфахане, Иран, было проведено комплексное обследование 285 матерей, имеющих детей в возрасте от 6 до 12 лет с хроническими физическими заболеваниями, психическими расстройствами и сенсорно-моторными и умственными затруднениями. С этой целью использовался стресс-опросник Абедина, а полученные данные были обработаны с помощью многофакторного дисперсионного анализа и ковариационного анализа.
Результаты: Матери детей с сенсорно-моторными умственными и хроническими физическими проблемами, испытывают более сильный стресс, чем матери детей с психологическими расстройствами (P < 0,05). Показатель уровня стресса у матерей, имеющих детей с психологическими расстройствами был ниже, чем в двух других группах. Также были выявлены значимые различия между показателями матерей, имеющих детей с хроническими проблемами физического состояния, и матерей детей с психологическими расстройствами в плане неблагополучных взаимодействий «родитель-ребенок» (P < 0,01). Были получены значимые различия показателей уровня стресса среди матерей, имеющих детей с сенсорно-моторными умственными проблемами, с различным количеством детей (P < 0,05); также матери детей с хроническими физическими недостатками с различными уровнями образования испытывали разные уровни родительского стресса (P < 0,05).
Выводы: В связи с высоким уровнем родительского стресса, среди обследованной авторами выборки, многие родители нуждаются в специальном просвещении и раннем врачебном вмешательстве в целях проведения углубленной диагностики и профессионального консультирования по вопросам профилактики родительского стресса.
Длительные ограничительные условия жизни, особенно у детей, могут привести к стрессу как ребенка, так и членов его семьи. В трудных условиях и при неспособности к адаптации, стресс будет распространяться на все новые аспекты жизни и в итоге подтолкнет человека на проявление адаптивной или неадаптивной реакции.[1,2]
Наличие в семье ребенка с проблемами развития или психологическими проблемами всегда является стрессовой ситуацией для родителей, которые заботятся о ребенке, даже когда он вырастает, что приводит к неприятию родителями факта инвалидности их ребенка.[3,4] Такие родители, вдобавок к финансовым трудностям, сталкиваются еще и с эмоциональным давлением, например, чувством стыда или вины.[4,5]
Взаимосвязь между стрессом и родительским уходом за ребенком давно привлекает внимание исследователей. Бремя выращивания ребенка является важным понятием в воспитании детей, которое тесно связано, прежде всего, с родительской дисфункцией[6] . Одним из факторов стресса у женщин является их ответственность как хозяйки дома, которую можно разделить на три основных аспекта:
уход за старшими членами семьи,
уход за детьми,
уход за детьми с ограниченными возможностями.[7]
Можно сказать, что матери, имеющие детей с ограниченными возможностями, испытывают более высокий уровень стресса, чем матери с нормальными детьми. У родителей, имеющих детей с различными нарушениями развития регистрируются более высокие уровни тревоги и депрессии, негативного взаимодействия «родитель-ребенок», слабой привязанности к ребенку, проявления физического насилия, поведенческих и эмоциональных проблем у ребенка.[8]
Шин и Нхан[9] отмечают более высокий уровень стресса у родителей, имеющих детей с задержкой умственного развития, также у родителей была установлена взаимосвязь между низкими уровнями образования, социального благополучия и высоким уровнем стресса. Шин и Нхан также отмечают, что, проверив все другие демографические и психологические переменные родителей, уверены, что наличие ребенка с умственной задержкой развития является самым главным предиктором будущего стресса.
Также Махоуни и Пералес[10] отмечают, что степень тяжести инвалидности ребенка является важным предиктором материнского стресса; более того, диагноз первазивного нарушения развития (DD) у детей и взаимодействия между родителями и ребенком до любых вмешательств являются предикторами изменений во взаимодействии между родителями и ребенком после начала лечения. Было выявлено, что матери, которые испытывают более высокий уровень стресса, имеют более низкое качество жизни по сравнению с теми, которые испытывают меньше стресса.[11]
Наличие ребенка-аутиста имеет негативное влияние на психическое состояние и эмоциональные функции матери. Матери детей, страдающих аутизмом, сообщают о более высоком стрессе и ущербном состоянии психического здоровья, чем обычные матери. Социальное благополучие является тем параметром, который сглаживает последствия воспитания ребенка-аутиста для психического здоровья матери и семейной функции.[12] Любой дефект и задержка в социализации ребенка жестко связаны с родительским стрессом, проблемами отношений между родителем и ребенком и родительским дистрессом (PD).[7] Хоффман и др.[13] также говорят о повышенных уровнях стресса у матерей, воспитывающих детей-аутистов, по сравнению с матерями с обычными детьми, при этом отмечается существенная разница в привязанности.
Исследования показывают, что даже родители детей с синдромом гиперактивности с нарушением внимания (ADHD) или первазивным расстройством развития (DD) сообщают о повышенном стрессе по сравнению с родителями детей с ВИЧ, детей-астматиков и нормальных детей.[14]
Учитывая все вышеизложенное, задача исследования была поставлена следующим образом: установить различие между тремя группами матерей детей-инвалидов/больных детей относительно испытываемого ими стресса и каким будет эта различие с учетом таких переменных, как образовательный ценз матери, продолжительность болезни или расстройства, детская проблема среди иранского населения в целом. Ответив на этот вопрос, а также изучив проблему стресса у родителей детей с различными недостатками, специалисты могли бы предусмотреть определенные терапевтические вмешательства для таких родителей с целью управления стрессом и предотвращения многих проблем, возникающих у родителей с их детьми. В данном исследовании авторы исходят из того, что матери детей с различными дефектами испытывают разные уровни стресса. С использованием репрезентативной выборки матерей, воспитывающих детей с проблемами развития и недостатками психики, мы изучим то, как наличие ребенка-инвалида влияет на физическое и психическое здоровье матери, чтобы оценить предикторы благополучия таких родителей.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКА
Структура исследования и участники
Данное комплексное сравнительное исследование проводилось в течение 2012 года. Выборку этого исследования составили родители детей от 6 до 12 лет, страдающих от сенсорно-моторных умственных, хронических физических и психологических расстройства. Участники исследования принадлежали к одной из трех групп: хронические физические заболевания (сахарный диабет, эпилепсия, почечные проблемы и лейкоз), проблемы сенсорно-моторного аппарата (слепота, глухота, умственная отсталость, детский церебральный паралич) и психологические проблемы (сколионофобия, аутизм, СДВГ, расстройства поведения, оппозиционно-вызывающее расстройство и нарушения обучаемости). Было отобрано в общей сложности 285 матерей, имеющих детей с одним из вышеупомянутых расстройств, с вызовом на собеседование тех, кто обращался за помощью в психиатрические клиники для детей, специализированные отделения и консультативные центры Департамента образования и учебные центры по реабилитации аутизма для особых детей города Исфахан, Иран. Критериями включения в выборку были: наличие ребенка 6-12 лет, наличие одного ребенка с одной из вышеупомянутых проблем, законченное среднее образование, наличие обоих родителей в семье, наличие работы у отца и отсутствие серьезных финансовых проблем, отсутствие в семье другого члена семьи, страдающего от хронической физико-психической проблемы, отсутствие ребенка, принятого в школу-интернат, отсутствие серьезных супружеских конфликтов в течение последнего месяца и отсутствие смерти близкого человека в течение последних 3 месяцев. Также кандидаты должны были дать свое согласие участвовать в исследовании, если же кандидаты не соглашались сотрудничать, заполнять вопросник и давать полные ответы, то они исключались из исследования. Все участники исследования дали свое письменное согласие. Исследование было утверждено специальным комитетом Исфаханского университета медицинских наук.