Регламент по работе учителей и школьников в сети Интернет Содержание: Инструкция ответственного за работу «точки доступа к Интернету»



страница1/4
Дата28.04.2016
Размер0.62 Mb.
ТипРегламент
  1   2   3   4



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 290

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ СОШ №290 Санкт-Петербурга)

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________О.П.Никитина

Приказ № ___от «___»__________2012

Регламент

по работе учителей и школьников в сети Интернет

Содержание:


  1. Инструкция ответственного за работу «точки доступа к Интернету» в школе …………………...3

  2. Варианты регламентов работы, в случае размещения «точки доступа»

в классе информатики, в учительской, в школьной библиотеке\медиатеке:

- Регламент Интернет-точки…………………………………………………………………………….5

- Регламент по работе пользователей с электронной почтой………………………………………...6

- Рекомендации по фильтрации веб-контента…………………………………………………………7

- Рекомендации по защите от доступа к информации,не совместимой с задачами

образовательного учреждения………………………………………………………………………… 9

-Варианты фильтрации контента………………………………………………………………………11

-Фильтрация Web-трафика на уровне сети…………………………………………………………..13




  1. Методические рекомендации по работе УО с информационными образовательными ресурсами сети Интернет………………………………………………………………………………………...19

- Олимпиады и конкурсы……………………………………………………………………………….19

- Сетевые проекты………………………………………………………………………………………..21

  1. Общение через Интернет……………………………………………………………………………….23

  2. Возможности использования Интернет-ресурсов в образовании…………………………………....27

  3. Приложения:

-Где найти информацию?..................................................................................................................28

-Использование технологии Веб 2.0 (ВикиВики) для образовательных целей………………….29
-Социальные сервисы и стайные действия ………………………………………………………...29

-Лекционные материалы……………………………………………………………………………..32

-Экологические и краеведческие экскурсии………………………………………………………..32

-Творческие литературные проекты…………………………………………………………………33

-Устройство ВикиВики……………………………………………………………………………….34

-Примеры вики-сайтов………………………………………………………………………………..35

Инструкция

ответственного за работу «точки доступа к Интернету» в ГБОУ СОШ № 290


1. Общие положения

1.1. Ответственный за работу «точки доступа к Интернету» в школе назначается и освобождается директором.

1.2. Ответственный за работу «точки доступа к Интернету» в школе подчиняется непосредственно директору / заместителю директора по информационным технологиям.

1.3. Ответственный за работу «точки доступа к Интернету» в школе руководствуется в своей деятельности Конституцией и законами РФ, государственными нормативными актами органов управления образования всех уровней; Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; Уставом и локальными правовыми актами школы, а также настоящей должностной инструкцией.

2. Основные задачи и обязанности

Ответственный за работу «точки доступа к Интернету» в школе обеспеченивает доступ сотрудников школы и учащихся к Интернету, а именно:

2.1. Следит за состоянием компьютерной техники и Интернет-канала «точки доступа к Интернету». В случае необходимости инициирует обращение в ремонтную (сервисную) организацию или поставщику Интернет-услуг. Осуществляет контроль ремонтных работ.

2.2. Находится в помещении «точки доступа к Интернету» на протяжении всего времени ее работы.

2.3. Ведет учет пользователей «точки доступа к Интернету». В случае необходимости лимитирует время работы в Интернете пользователя.

2.4. Оказывает помощь пользователям «точки доступа к Интернету» во время сеансов работы в сети.

2.5. Участвует в организации повышения квалификации сотрудников школы по использованию Интернета в профессиональной деятельности.

2.6. Организует оформление стендов наглядными материалами по тематике Интернета: советами по работе с программным обеспечением (браузером, электронной почтой), обзорами интересных Интернет-ресурсов, новостями педагогического Интернет-сообщества и т.п.

2.7. Осуществляет регулярное обновление антивирусного программного обеспечения. Контролирует проверку пользователями внешних электронных носителей информации (дискет, CD-ROM, флеш-накопителей) на отсутствие вирусов.

2.8. Следит за приходящей корреспонденцией на школьный адрес электронной почты.

2.9. Принимает участие в создании (и актуализации) школьной веб-страницы.

3. Права

Ответственный за работу «точки доступа к Интернету» в школе имеет право:

3.1. Участвовать в административных совещаниях при обсуждении вопросов, связанных с использованием Интернета в образовательном процессе и управлении школой.

3.2. Отдавать распоряжения пользователям «точки доступа к Интернету» в рамках своей компетенции.

3.3. Ставить вопрос перед директором школы о нарушении пользователями «точки доступа к Интернету» правил техники безопасности, противопожарной безопасности, поведения, регламента работы в Интернете.

4. Ответственность

Ответственный за работу «точки доступа к Интернету» в школе несет полную ответственность за:

4.1. Надлежащее и своевременное выполнение обязанностей, возложенных на него настоящей инструкцией.

4.2. Соблюдение Правил техники безопасности, противопожарной безопасности и норм охраны труда в школе.

4.3. Состояние делопроизводства по вверенному ему направлению работы.

Регламент Интернет-точки

Данный регламент определяет порядок пользования Интернетом в ГБОУ СОШ № 290.Точка доступа к информационным Интернет-ресурсам создана в рамках реализации национального проекта «Образование».



  • Пользователями точки доступа являются сотрудники и учащиеся школы.

  • Пользователи «точки доступа» могут бесплатно пользоваться доступом к глобальным Интернет-ресурсам, искать необходимую информацию, размещать собственную. Также они могут получать консультации по вопросам, связанным с использованием сети Интернет.

  • К работе в сети Интернет допускаются лица, прошедшие регистрацию и обязавшиеся соблюдать условия работы.

Права, обязанности и ответственность пользователей


Пользователи «точки доступа к Интернету» в школе имеют право:

  • Работать в сети Интернет в течение одного часа. При необходимости время работы может быть увеличено по согласованию с ответственным за «точку доступа к Интернету» и при отсутствии иных лиц, желающих воспользоваться доступом к Интернет-ресурсам.

  • Сохранять полученную информацию на съемном диске (дискете, CD-ROM, флеш-накопителе). Съемные диски должны предварительно проверяться на наличие вирусов. При необходимости пользователь может напечатать полученную информацию на принтере

Пользователям «точки доступа к Интернету» в школе запрещается:

  • Осуществлять действия, запрещенные законодательством РФ.

  • Посещать сайты, содержащие порнографическую и антигосударственную информацию, информацию со сценами насилия, участвовать в нетематических чатах.

  • Передавать информацию, представляющую коммерческую или государственную тайну, распространять информацию, порочащую честь и достоинство граждан.

  • Устанавливать на компьютерах дополнительное программное обеспечение, как полученное в Интернете, так и любое другое.

  • Изменять конфигурацию компьютеров, в том числе менять системные настройки компьютера и всех программ, установленных на нем (заставки, картинку рабочего стола, стартовой страницы броузера).

  • Включать, выключать и перезагружать компьютер без согласования с ответственным за «точку доступа к Интернету».

  • Осуществлять действия, направленные на "взлом" любых компьютеров, находящихся как в «точке доступа к Интернету» школы, так и за его пределами.

  • Использовать возможности «точки доступа к Интернету» школы для пересылки и записи непристойной, клеветнической, оскорбительной, угрожающей и порнографической продукции, материалов и информации.

Пользователи «точки доступа к Интернету» в школе несут ответственность:

  • За содержание передаваемой, принимаемой и печатаемой информации.

  • Пользователи должны соблюдать тишину, порядок и чистоту в «точке доступа к Интернету», а также выполнять указания ответственного за «точку доступа к Интернету» по первому требованию.

  • Лица, не соблюдающие настоящий регламент работ, лишаются права работы в «точке доступа к Интернету».

  • При нанесении любого ущерба «точке доступа к Интернету» (порча имущества, вывод оборудования из рабочего состояния) пользователь несет материальную ответственность.

Регламент по работе пользователей с электронной почтой


Электронная почта

Электронная почта является одним из самых первых и самых популярных сетевых сервисов, который позволяет пользователям обмениваться сообщениями. Изобретенная в начале 1971 года Томлинсоном, электронная почта производила огромное впечатление, по сравнению с обычной почтой. Сервис открыл новые возможности для совместной деятельности и резко ускорил совместное написание и редактирование текстов. Электронная почта позволяет обмениваться письмами практически мгновенно.

Электронная почта не предусматривает никакого архива для сообщений, которыми обменивается группа пользователей. Каждый участник переписки хранит только те письма, которые он послал или получил. Если возникает желание или необходимость сослаться на предыдущие сообщения, то текст этого сообщения вставляется непосредственно в текст нового письма.

Первые почтовые программы умели лишь записывать текст в файл на удаленном компьютере. При этом отправляющая и получающая машины были подключены к Сети. Позднее для приема и хранения писем были разработаны особые программы - почтовые серверы, которые работают на отдельных машинах и хранят там почтовые ящики отдельных пользователей. Доступ к ящику доступен пользователю только по паролю. Как правило, пользователи переписывают с серверов почту на свои машины с помощью программ почтовых клиентов.

Современные почтовые клиенты содержат в своем составе менеджерские функции. Например, всегда можно рассортировать адреса людей, с которыми Вы состоите в переписке по отдельным папкам. Каждая папка содержит адреса группы людей. Почтовому клиенту можно дать указание разослать сообщение сразу всем членам данной группы.

Развитие Всемирной Паутины объединяет сетевые сервисы, и многие современные почтовые клиенты работают через веб-сервер. Как правило, наиболее интересные дополнительные возможности предоставляются на серверах мощных поисковых систем. Дополнительные радости в почтовых ящиках на таких серверах как Yandex или Google связаны с тем, что эти корпорации способны обеспечить своим клиентам защиту от спама и возможности поиска внутри почтовых сообщений.

Рекомендации по фильтрации веб-контента


  1. Обзор систем, обеспечивающих контроль за содержанием потоков информации, передаваемых из учреждения образования в Интернет и получаемых из Интернета на компьютер (в локальную сеть) учреждения образования.

  2. Рекомендации по защите школьников от просмотра и скачивания информации с веб-сайтов, не совместимых с задачами работы образовательного учреждения (порносайты, сайты антисоциальной направленности и т.п.).

  3. Рекомендации по предотвращению неконтролируемого доступа и скачиванию из Интернета информации большого объема для внеучебных целей (видеофильмы, музыка, файловые архивы программного обеспечения и т.п.).

Система безопасного управления контентом, или, Secure Content Management (SCM) - это система, которая должна обеспечивать контроль за содержанием потоков информации, передаваемых и получаемых организацией из Сети. SCM-система должна обеспечивать управление контентом на базе определенных политик, проводимых организацией, и обычно включает управление Web-контентом, контроль за обменом сообщениями, защиту от вирусов и нежелательных, скачиваемых из Сети приложений.

Обычно выделяются следующие SCM-подсистемы:



  • Employee Internet Management (EIM) — контроль доступа сотрудников (учащихся) в Интернет;

  • Internet Application Security (IAS) — контроль проникновения нелегального контента в сеть организации;

  • E-mail scan (ES) — контроль утечки приватной информации из сети организации и фильтрация спама;

  • Virus scan (VS) — контроль проникновения вирусов.

Обозначенная тема раскрывается (например) в следующих статьях: "Как сэкономить на Web-трафике сотрудников", Автор:Александр Прохоров https://www.compress.ru/Archive/CP/2005/11/12/

Экономия веб-трафика

Что такое веб-трафик?

Что позволяет учебному заведению использовать веб-трафик экономно:



  • Использование региональных веб-ресурсов

  • Создание веб-ресурсов внутри учебного заведения

  • Ограничение нецелевого использования сети Интернет.

Следует подчеркнуть, что исключительно карательные и запретительные меры погоды не сделают. Следует привлекать молодых и интересующихся пользователей к содержательной и конструктивной деятельности. По мере роста внутреннего информационного обмена нагрузка на внешнюю сеть будет падать.

Для ограничения нецелевого использования Интернета на рабочих местах существует целый ряд технических решений как отечественного, так и западного производства:



  • Proventia Web Filter (Технология, положенная в основу данного продукта, была приобретена у компании Cobion) — это блокиратор нежелательного Web-содержимого, который ежемесячно анализирует 120 млн. Web-страниц и ежедневно добавляет в базу 100 тыс. новых и обновленных Web-страниц.

  • CS MIMEsweeper for Web — средство контроля и разграничения доступа к Web, обеспечивающее в том числе защиту от утечки конфиденциальных материалов через бесплатные Интернет-сервисы — Web-почту, чаты и доски объявлений. Эта программа защищает от распространения вирусов через Web, от потери конфиденциальной информации, от запрещенного серфинга, от нецелевых скачиваний и помещения нелегальной информации на внешние Web-ресурсы.

  • SurfControl Web Filter — средство управления доступом в Интернет в корпоративных сетях. Программа предоставляет сотрудникам компаний доступ к полезной информации в Интернете, одновременно преграждая им доступ к Web-сайтам, не относящимся к их трудовой деятельности. Кроме того, вероятность потери важных данных или выхода из строя всей сети может быть снижена за счет запрещения загрузки потенциально опасных файлов, которые могут содержать вирусы либо другой разрушительный или опасный программный код (файлы *.doc, *.vbs, *.elm, *.exe и *.zip).

  • Webwasher URL Filter резко сокращает нецелевое использование Web-ресурсов за счет блокировки определенных категорий сайтов, например из разделов Shopping и Entertainment. Система также предотвращает возможность скачивания файлов определенных расширений, в частности MP3.

Безопасность контента

Системы контроля безопасности контента в первую очередь призваны осуществлять контроль за содержанием потоков информации, передаваемых из компании в Интернет и получаемых из Сети в локальную сеть организации. К задачам систем контент-секьюрити относятся также проверка информации, хранящейся в локальной сети предприятия, контроль за содержанием корпоративной электронной почты, а также контроль за просматриваемой сотрудниками информацией с целью предотвращения использования Интернета в личных целях в рабочее время.

Необходимость систем контент-секьюрити диктуется тем, что Интернет — это источник информации, за который никто не несет ответственности, и вероятность получения из него недостоверной, оскорбительной, пиратской или запрещенной по другим причинам информации весьма велика.
Рекомендации по защите от доступа к информации,

не совместимой с задачами образовательного учреждения


  1. 0бзор систем, обеспечивающих контроль за содержанием потоков информации, передаваемых из учреждения в Интернет и получаемых из Интернета на компьютер (в локальную сеть) ГБОУ СОШ № 290.

  2. Рекомендации по защите школьников от просмотра и скачивания информации с веб-сайтов, не совместимых с задачами работы образовательного учреждения (порносайты, сайты антисоциальной направленности и т.п.).

  3. Рекомендации по предотвращению неконтролируемого доступа и скачиванию из Интернета информации большого объема для внеучебных целей (видеофильмы, музыка, файловые архивы программного обеспечения и т.п.).

Проблема скачивания вредоносного контента

Интернет является мощным инструментом обучения. Однако помимо полезной информации в Интернете ученики могут встретиться с нежелательным контентом.

Последний можно разделить на две группы:


  1. запрещенный контент для любого возраста

  2. нежелательный для детей и подростков.

К ресурсам первого рода относятся:

  1. сайты с детской порнографией,

  2. сайты террористов,

  3. сайты разжигающие расовую дискриминацию и т.п.

Наличие во внутренней сети учебного заведения подобной информации может вызвать не только претензии к ученикам, которые подобный контент скачивают на рабочую станцию сети, но и к уголовному преследованию администрации, которая допускает хранение подобных материалов.

К сайтам нежелательным для детей (кроме уже упомянутых) относятся сайты, которые дети не должны посещать по возрастным ограничениям:



  • жестокие игры

  • онлайновые казино

  • порнография

  • сайты, пропагандирующие насилие

  • сайты сексуальных меньшинств

  • сайты магазинов интим-услуг и т.п.

Отметим, что нежелательным контентом может являться также тот, который отвлекает детей от учебного процесса. Дети могут вместо выполнения учебного задания в Сети, заниматься просмотром материалов разрешенного характера, но не имеющего ничего общего с учебным процессом.

Проблема утечки контента из учебного заведения

До сих пор мы говорили о том, что в учебном заведении есть проблема проникновения нежелательного контента внутрь учебной сети. Но существует также проблема утечки контента. В данном случае, во-первых, речь идет об утечке приватных персональных данных. В современном обществе существует проблема похищения детей, сексуальные домогательства и проч. Поэтому личная информация о ребенке (его фотография, расписание уроков, e-mail, телефон) не должны вывешиваться в Сети для свободного доступа.

При размещении фотографий в Сети (например, на школьном Web-сайте) желательно размещать фотографии детей только с согласия родителей, и только групповые. Не стоит указывать имена детей и другую личную информацию.

Вторая проблема — это рассылка по почте или размещение на школьном (или другом ) сайте запрещенного контента. Рассылка пиратского ПО, порнографии и т.п.

Трафикоемкие (объемные) процедуры доступа к информации


Трафикоемкие процедуры - скачивание видеофильмов, музыки, файловых архивов программного обеспечения ведут к резкому увеличению трафика, что может замедлять работу сети и увеличивать расходы на оплату трафика. Большинство программ, которые блокируют доступ у запрещенным Web-сайтам обеспечивают и контроль трафикоемких процедур.
Масштабы ущерба от вредоносного контента

Прежде всего, следует сказать, что проблема защиты от вредоносного контента далеко не только школьная проблема. Использование Интернета сотрудниками или учащимися, не связанное с учебной или служебной деятельностью, получило название «киберслэкинг» (от англ. cyberslacking — дословно «кибербездельничание».

Учебные заведения отнюдь не первыми стали пытаться решить проблему фильтрации Интернета. Это, с одной стороны, говорит о том, что проблема глобальная и просто не решается, а с другой, что учебным заведениям в ряде случаев могут подойти решения созданные для организаций широкого профиля.

По данным компании IDC, свыше 40% обращений к Интернету с рабочего места никак не связано с профильным бизнесом, а согласно исследованиям компании WEBSENSE, из-за нецелевого использования Интернета сотрудниками во время работы американские организации теряют более 85 млрд. долл. — в виде упущенной выгоды от снижения производительности труда. Отметим также, что вирусы, трояны, шпионские программы и иные вредоносные коды тоже могут легко передаваться через Web.

Варианты проникновения/утечки контента


Нежелательный контент попадает в сеть учебного заведения преимущественно по двум каналам: через Web-трафик и через почтовый трафик.

Проблема фильтрации почтового трафика широко известна как проблема спама. В качестве спама могут распространяться сообщения оскорбительного характера, призывы к насилию и т.п. Помимо всех вышеперечисленных проблем с наличием нежелательного контента в письмах спам генерирует лишний трафик, отвлекает пользователей.

Конечно, возможно попадание подобного контента также с flash-накопителей, CD, DVD дисков.

Борьба с нежелательным контентом


В борьбе можно выделить организационные меры (назначение ответственных лиц, режим доступа в компьютерный класс, доведение до сведения учащихся норм поведения в Сети, ответственности за противоправные действия и т.п.) и технические. К техническим мерам относится фильтрация трафика, и мониторинг действий учащихся.

Наличие мониторинга (даже без фильтрации) уже может стать эффективной мерой. Если ученик будет знать, что за его действиями (всеми посещениями ведется постоянный мониторинг и все его действия записываются в log-файлах с указанием того, кто, когда и что посещал) то это уже в существенной мере ограничит вероятность посещения нежелательных сайтов.


Варианты фильтрации контента


Контент может фильтроваться на уровне провайдера, на уровне шлюза в Интернет защищаемой сети и на уровне клиентской станции.

Фильтрация может быть построена на основе внешней обновляемой базы данных запрещенных ресурсов и может быть построена на основе локальной программы, которая действует по собственным принципам фильтрации («черные», «белые» списки, ключевые слова и т.п.).

При этом в принципе фильтрация может быть построена по принципу:

1. «Запрещаем все, кроме того, что можно»

2. «Можно все, кроме того, что запрещено»

Конечно, реализовать фильтрацию по принципу «Запрещаем все, кроме того, что можно» построить достаточно просто, подобная форма, возможно, имеет смысл для младших школьников, но в этом случае Интернет теряет многие свои функции.

Второй вариант требует построения и обновления огромной базы данных (поддерживать ее должен провайдер сервиса), которая постоянно пополняет базу запрещенного контента.

Для полноценной реализации второго вида фильтрации необходимо проиндексировать миллиарды Web-страниц и это под силу только крупным провайдерам подобного сервиса, например, таким как ISS. В частности, по такому принципу работает Proventia Web Filter, о которой будет сказано ниже. Чем больше база, тем качественнее и дороже решение.


Сложности фильтрации контента в школах


Каждый день в Интернете появляются тысячи новых сайтов, поэтому, даже используя обновления баз данных с нежелательными ресурсами, добиться 100%-ной фильтрации невозможно. Отдельная проблема это недостаточная фильтрация русскоязычного контента западными продуктами. Возможны ошибки, когда фильтр будет отсеивать сайты полезного содержания. В общем, чем более интеллектуален фильтр, и чем больше база, на которую он опирается, тем дороже решение и тем оно менее доступно для школ.

Часто в школах установлено различное компьютерное оборудование и необходимы продукты фильтрации контента (Web и e-mail), работающие на различных платформах.

Администраторы в школах имеют различный опыт работы с компьютерами и даже непрофессионал должен иметь возможность создавать и поддерживать политику фильтрации. Образовательный процесс включает множество различных областей науки и фильтрация должна быть всеобъемлющей, настраиваемой, а также обеспечивать защиту от новейших угроз.

Мониторинг Интернет-активности


Мониторинг и протоколирование — это во многих случаях первый и важнейший шаг в контролировании интернет доступа. Данная функция наглядно показывает серфинг-профиль пользователя. Учитель может проверить где находился ученик, что просматривал, в какое время и как долго.

Мониторинг дает быструю и точную картину Web серфинга. Данные об интернет активности защищены криптографически и хранятся в недоступном для неавторизованного просмотра виде. Любой посещенный ресурс может быть просмотрен, и впоследствии добавлен в список разрешенных или запрещенных листов.

Отчеты мониторинга (Monitoring Reports) четко показывают какие Web-страницы посещались, время визита, Web-адрес, и прочая информация.

Фильтры


Фильтрация сетевого контента - системы позволяющие ограничивать доступ к тем или иным сетевым сервисам или сайтам.

Фильтры системы CyberPatrol позволяют учителям контролировать как, когда и кому интернет-доступ разрешен, (разрешен с ограничением (в виде фильтрации контента) или заблокирован в принципе).



  • Фильтрация или блокирование web-сайтов, групп новостей и результатов, которые выдают поисковые машины базируются на базе данных (категории CyberLIST), которая может донастраиваться путем добавления ваших собственных запрещенных или разрешенных сайтов или списков сайтов.

  • Программа позволяет блокировать чаты и программы класса Instant Messaging

  • Чат-сессии могут быть также подвергнуты фильтрации для предотвращения утечки важной информации, (имена, адреса телефоны и т.п.).

Программа поддерживает Лист разрешенных сайтов (YES List), который ограничивает пользователей серфингом только по заранее заданному разрешенному списку сайтов. Это хорошее решение для младших школьников.

  • Программа предоставляет возможность выбирать заранее заданные настройки (Preset Filter Strengths ). Имеются группы Ребенок (Child), Младшие тинэйджеры (Young Teen), Старшие тинэйджеры (Mature Teen) и т.п.

  • Имеется также возможность настроить профиль фильтрации, указав какие категории сайтов должны фильтроваться жестко, а какие мягко.

  • Еженедельные листы обновлений (Weekly List Updates) поступают еженедельно (или 2 раза в неделю), добавляя тысячи новых сайтов.

  • CyberPatrol поставляется с функцией «ready-to-go filtering» (преднастроенной фильтрацией). Настройки могут быть изменены пользователем.

  • Защита приватности предотвращает утечку приватной информации ( имена /адрес/номер телефона). Информация фильтруется прежде чем покинуть ваш компьютер.

  • Доступны ограничения на время проведенное в онлайне и доступ к определенным программам. Временной контроль позволяет ограничить длительное пребывание за компьютером, например, исключить длительное участие в сетевой игре.

Ограничения могут базироваться на времени суток (например во время уроков), по дням недели и т.п.

Возможен контроль за скачиванием программ из Сети, поскольку скачивание программ из Сети может быть небезопасным, нарушать политику школы в отношении пользования пиратским ПО. Вы можете заблокировать скачивание без разрешения игр, музыки, графических файлов, видео. Это в свою очередь снизит риск загрузки шпионского ПО вирусов, скачивание пиратской продукции.

Используемые технологии Важно использовать. CyberPatrol использует многослойную защиту, которая включает следующие технологии:


  1. CyberLIST – постоянно пополняемая база запрещенных сайтов.

  2. CyberPATTERNS - технология контекстной фильтрация по ключевым словам ( динамическая категоризация URL).

  3. Web Page Analysis – контентный анализ Web-страниц на базе динамического посещения сайтов, которые еще не были категоризированы с помощью CyberLIST.

  4. Web Link Analysis – на базе анализа Web-ссылок блокируются изображения непристойного содержания, которые могут возвращаться в ответ на запросы, не содержащие запрещенных ключевых слов.

Мощность Web-фильтрации может варьироваться за счет подключенных методов фильтрации см табл.
Фильтрация Web-трафика на уровне сети

SurfControl Web Filter

Сайт программы: https://www.surfcontrol.ru/web_filter.shtml

SurfControl Web Filter — средство управления доступом в Интернет, позволяющее оптимизировать использование сетевых ресурсов и снижения возможных рисков, связанных с использованием Интернета.

Программа предоставляет пользователям доступ к полезной информации в Интернете, одновременно преграждая им доступ к запрещенным Web-сайтам. Кроме того, вероятность потери важных данных или выхода из строя всей сети может быть снижена за счет запрещения загрузки потенциально опасных файлов, которые могут содержать вирусы либо другой разрушительный или опасный программный код (файлы *.doc, *.vbs, *.elm, *.exe и *.zip).

Фильтр пресекает действия, ведущие к увеличению трафика вследствие посещения развлекательных сетевых ресурсов, скачивания музыки или просмотра видеоклипов, и составляет подробный отчет об использовании Интернета.

Продукты SurfControl оптимизированы для обеспечения безопасности процесса образования. SurfControl работает практически при любом способе организации сети, в том числе он может работать совместно с популярными антивирусными программами и брандмауэрами. Решения SurfControl легки в управлении, что позволяет и специалистам, и простым пользователям создавать и поддерживать гибкую политику безопасности. Например, легко можно идентифицировать и ограничивать web-контент и e-mail, на основе различных критериев, включающих:



  • Определенный web-сайт или страница

  • Категория web-контента (порнография, расизм, хакерство, и др.)

  • Категория e-mail или контент сообщений

  • Конкретный пользователь

  • Имя пользователя

  • Имя группы

  • Время суток

  • Время, проведенное пользователем в сети

  • Создаваемая им нагрузка на сеть

  • Удобные и подробные отчеты

Стандартные и настраиваемые отчеты позволяют определять эффективность применяемых правил использования Интернет. То есть, вы можете получать данные о посещенных сайтах, кем они были посещены, как часто, как долго и когда. Мониторы реального времени могут информировать администраторов, учителей и студентов о попытках нарушения политики. Вы также можете установить правила обращения с определенными типами e-mail-сообщений - удаление, изоляция, задержка, пересылка или доставка получателю.

Разносторонняя база данных SurfControl обладает наиболее современной и комплексной базой данных контента, предлагая обширную базу данных, классифицированную по категориям риска, как web, так и e-mail. Кроме того, продукт использует технологии искусственного интеллекта, динамически расширяющих определяемый контент, что помогает защитить пользователей от угроз прежде, чем они получили широкое распространение или были помещены в базу данных.




Proventia Web Filter

Разработчик: Internet Security Systems (www.iss.net)

Сайт программы: https://www.iss.net/products/Proventia_Web_Filter/product_main_page.html

Proventia Web Filter (Технология, положенная в основу данного продукта, была приобретена у компании Cobion) — это блокиратор нежелательного Web-содержимого, который ежемесячно анализирует 120 млн. Web-страниц и ежедневно добавляет в базу 100 тыс. новых и обновленных Web-страниц. Блокиратор отличается гибкостью настройки, так что системный администратор легко может определить, кто будет иметь доступ к какой информации в какое время, а также какое содержимое будет блокироваться.

При анализе того или иного сайта программа принимает решение о том, к какой категории его следует отнести. Всего рассматривается 58 категорий (Порнография/Откровенное фото/Образование/Религия и т.д.). Технология фильтрации основана на анализе текста и распознавании графики.

Технология WebLearn позволяет создавать схемы поведения пользователей в Интернете. С ее помощью организации могут оптимизировать и расширять фильтрующую базу данных компании Internet Security Systems для решения своих специфических проблем. Если некоторые Web-сайты, посещаемые пользователями, не будут по какой-либо причине идентифицированы, то их URL-адреса автоматически и анонимно посылаются в Global Data Сenter для анализа с последующим распределением их по соответствующим категориям базы данных, которая содержит более 20 млн. URL-адресов.

С помощью функции Blocking by Extension (блокирование по расширению файла) руководство может запретить загружать во внутреннюю сеть любые файлы изображений, звуковые и видеофайлы, а также документы больших объемов.

В настоящее время доступны следующие версии Proventia Web Filter:

Proventia Web Filter for ISA — для Windows, устанавливается как встраиваемый модуль к ISA Server; Proventia Web Filter for Windows — для Windows, выполняет функции прокси-сервера; Proventia Web Filter for Linux — для Linux, выполняет функции прокси-сервера. В России данное ПО продвигает компания CPS https://www.cps.ru/content/view/430/58/

CS MIMEsweeper for Web

Разработчик: Clearswift (www.clearswift.com)

Сайт программы: https://www.clearswift.com/products/msw/web.aspx

CS MIMEsweeper for Web — средство контроля и разграничения доступа к Web, обеспечивающее в том числе защиту от утечки конфиденциальных материалов через бесплатные Интернет-сервисы — Web-почту, чаты и доски объявлений. Эта программа защищает от распространения вирусов через Web, от потери конфиденциальной информации, от запрещенного серфинга, от нецелевых скачиваний и помещения нелегальной информации на внешние Web-ресурсы.

Это ПО вписывается в общую схему комплексного обеспечения безопасности в послойной схеме обеспечения безопасности (Layered Security Аpproach).

SurfControl Web Filter

Разработчик: SurfControl (www.surfcontrol.com)

Сайт программы: https://www.surfcontrol.ru/web_filter.shtml

SurfControl Web Filter — средство управления доступом в Интернет.

Программа предоставляет доступ к полезной информации в Интернете, одновременно преграждая им доступ к нежелательным Web-сайтам. Кроме того, вероятность потери важных данных или выхода из строя всей сети может быть снижена за счет запрещения загрузки потенциально опасных файлов, которые могут содержать вирусы либо другой разрушительный или опасный программный код (файлы *.doc, *.vbs, *.elm, *.exe и *.zip).

Фильтр пресекает действиям ведущим к увеличению трафика вследствие посещения развлекательных сетевых ресурсов, скачивания музыки или просмотра видеоклипов, и составляет подробный отчет об использовании Интернета.



DynaComm i:filter

Разработчик: FutureSoft (www.futuresoft.com)

Сайт программы: https://www.dciseries.com/products/ifilter/

Компания FutureSoft предлагает решение для контентной фильтрации, позволяющие снизить риск правовых нарушений, связанных с незаконным контентом, и оптимизировать пропускную способность сети организации. DynaComm i:filter генерирует точные отчеты о нарушении правил посещения запрещенных категорий ресурсов. Система может также выдавать предупреждения в режиме реального времени.

Сегодня в базе программы более 9 млн. сайтов, разбитых на категории, в том числе: Adult (для взрослых), Anti-Social Rhetoric (антисоциальная риторика), Chat Rooms, Forums & Online Communities (чат-комнаты, форумы и онлайновые сообщества), Employment & Jobs (поиск занятости и работы), Entertainment (развлечения), Financial Services (финансовые сервисы), Gambling (азартные игры), Hacker & Cracker Activities/Information (хакерская и крэкерская информация), Health & Medical (здоровье и медицина), News & Weather (новости и погода), Dating & Personal Web Sites (персональные странички знакомств), Political (политика), Potentially Offensive (потенциально оскорбительные ресурсы), Religion & Spirituality (религиозные и духовные материалы), Reproductive Health & Sexuality (вопросы секса и состояния репродуктивных функций), Shopping (покупки), Sports & Hobbies (спорт и хобби) Terrorism (терроризм), Travel & Tourism (путешествия и туризм).

PureSight Content filtering

Разработчик: PureSight, Inc. (https://www.icognito.com/company/index.shtml)

Сайт программы: https://www.icognito.com/company/index.shtml

Компания PureSight, Inc. предлагает целый набор решений для контентной фильтрации Web-трафика. Фирменная технология Advanced Content Recognition (ACR) позволяет динамически анализировать и классифицировать Интернет-контент в режиме реального времени и обеспечивает надежную фильтрацию постоянно меняющегося содержания Сети.

PureSight Mobile Content filtering служит для фильтрации Интернет-контента для портативных мобильных устройств, имеющих WAP-функциональность. Технология PureSight Active Content Recognition (ACR) может быть легко интегрирована в мобильные решения, обеспечивая услуги контентной безопасности. Продукт Classification Software Development Kit (CSDK) от PureSight позволяет осуществлять бесшовную интеграцию ACR-технологии в различные прикладные решения, предоставляя возможность интегрировать в различные продукты и службы высококачественные технологии распознавания контента на лету. Решение PureSight Mobile Content filtering снимает головную боль у провайдеров беспроводных служб и подписчиков этих служб на базе анализа, фильтрации и, если необходимо, предотвращения доступа к оскорбительному контенту посредством мобильных карманных беспроводных устройств.

PureSight PC for ISP — решение для фильтра Интернет-контента для ISP, позволяющее пользователям ограничить доступ к Web-ресурсам и управлять им на основе пользовательских списков, создавать до 10 пользовательских профилей (каждый с собственным паролем, логином и индивидуальным профилем фильтрации), определять различные профили фильтрации. Данное решение дает возможность управлять доступом к Web-ресурсам в зависимости от времени суток. Кроме того, составляются отчеты о том, какой пользователь пытался посетить ту или иную страницу.



Webwasher URL Filter

Разработчик: CyberGuard Corporation (https://www.cyberguard.com)

Сайт программы: https://www.cyberguard.com/products/webwasher/webwasher_products/url_filter/index.html

Применение Webwasher URL Filter резко сокращает нецелевое использование Web-ресурсов за счет блокировки определенных категорий сайтов, например из разделов Shopping и Entertainment. Система также предотвращает возможность скачивания файлов определенных расширений, в частности MP3.



Smartfilter Web filtering 4.1

Разработчик: Secure Computing Corporation

Сайт программы: https://www.securecomputing.com/index.cfm?skey=85

Программа защищает организации от рисков, связанных с нерегламентированным использованием Интернета, позволяя повысить безопасность, поднять производительность и ограничить трафик. SmartFilter предоставляет базу данных, содержащую миллионы Web-сайтов, на которые следует ограничивать доступ, по более чем 70 категориям. Над базой работает команда аналитиков с помощью многоязычного анализа Web-ресурсов.

SmartFilter отлично вписывается в сетевую среду организации и работает с большинством популярных прокси-серверов, брандмауэров и аппаратных решений в области безопасности.

Голкипер

Голкипер 1.0 – Российская система контентной фильтрации, использующая эффективные алгоритмы работы и настроенная на русскоязычный контент. Программа, в первую очередь, предназначена для нужд Российских воспитательных и образовательных учреждений, а также организаций, обеспечивающих публичный доступ в Интернет.

Возможности Голкипера

Работа с ресурсами на русском и иностранных языках: Наравне с отличной способностью анализировать русскоязычный контент, Голкипер также работает с другими основными языками мира, распределяя ресурсы по 48 категориям, которые охватывают более 200 тем.

Отчеты о доступе пользователей: Различные типы отчетов позволяют получить детальную статистику об использовании Интернет от детализированного отчета по сайту до общих отчетов об активности использования Интернет.

Модуль сбора и обработки статистики: Голкипер представляет уникальный инструмент для сбора и представления статистики в больших территориально-распределенных организациях с помощью специализированного модуля сбора и обработки статистики обращений пользователей, собираемых локальными контентными фильтрами, установленными в удаленных подразделениях организации.

Автоматическое обновление базы URL: Голкипер избавляет от дополнительной работы по обслуживанию, производя автоматическое обновление базы URL, списка категорий и других параметров.

Контентная фильтрация почтового трафика на уровне сети Электронная почта является одним из главных Интернет-сервисов (ежедневно в мире отправляется десятки млрд. электронных посланий) и одновременно является источником многочисленных проблем: спам, вирусы, распространение запрещенной информации.

Спамеры пытаются обмануть фильтры, придумывают новые формы сообщений, невидимые для фильтров, в надежде сохранить свой бизнес. В результате идет эволюция спам-фильтров и параллельно эволюционируют средства доставки спама, а оплачивается этот процесс на деньги, получаемые от e-mail-пользователей.

Проблема состоит еще и в том, что спам тоже разнороден: одни сообщения представляют угрозу заражения вирусами и троянцами, другие просто отвлекают пользователей, поскольку маскируются под важные для них сообщения, третьи, не выдаваемые за что-то другое, не отнимают у получателей много времени.

Таким образом, антиспам — решение (как и антивирус) нельзя создать раз и навсегда — это результат непрерывного процесса накапливания сведений о спаме, его анализа и модернизации улавливающих его фильтров.

Proventia Mail Filter

Proventia Mail Filter — это наиболее полное средство антиспама и фильтрации электронной почты, которое позволяет повысить производительность работы, освобождает ресурсы сети и защищает конфиденциальную информацию. Proventia Mail Filter анализирует входящую и исходящую почту для полной защиты от спама и утечки информации. Кроме спама, программа блокирует вирусы, порнографию и MP3-файлы.

Наиболее совершенные средства анализа в Proventia Mail Filter сочетаются с базой из более чем 200 тыс. наиболее распространенных примеров спама. Продукт не допускает блокирования нужных писем благодаря использованию 10-ступенчатого анализа письма, включая сравнение сообщения с базой спама и сравнение URL в e-mail-сообщениях с адресами Web-сайтов, занесенными в базу.

Процесс 10-ступенчатого анализа Proventia Mail Filter значительно превосходит аналоги, такие как включение в «черный» список и поиск по ключевым словам. Функция Proventia Mail Filter Spam Learn постоянно обновляет базу, которая четыре раза в день рассылает обновления конечным пользователям для обеспечения защиты в реальном времени.

Proventia Mail Filter анализирует исходящие e-mail-сообщения и блокирует письма с нежелательным содержимым, сохраняя интеллектуальную собственность и конфиденциальные документы. Программа анализирует текст сообщения, изображения и вложенные документы независимо от формата. Кроме того, она позволяет создавать специальные почтовые политики, устанавливать правила для входящих и исходящих e-mail.

Методические рекомендации по работе с информационными образовательными ресурсами сети Интернет


Введение

Количество школ, которым становится доступно использование телекоммуникационных технологий, постоянно растёт. Но, решив технические проблемы, учителя сталки-ваются с проблемами педагогического характера. Как можно эффективно использовать Интернет в образовательной деятельности при условии, что время его использования ограничено. С чего можно было бы начать такую работу?

Выбор направления, в котором Вы будете делать «первые шаги», зависит от основных целей, которые Вы перед собой ставите, и «стартовых возможностей». Цели могут быть, например, такими:


  • поиск интересующей информации;

  • дистанционное обучение – учителя могут повысить квалификацию в какой-либо области, а ученики, например, подготовиться к поступлению в вуз;

  • усиление мотивации в изучении учениками школьных предметов;

  • предоставление ученикам дополнительного стимула в изучении иностранного языка через возможность международного общения;

  • проведение совместной исследовательской работы в области экологии, химии, истории и т.д.;

  • опубликование интересных авторских материалов, которые есть у вас и ваших учеников.

«Стартовые возможности» определяют следующие факторы:

  • уровень владения информационными технологиями;

  • знание иностранного языка для выхода на международную арену;

  • умение работать в команде;

  • умение чётко соблюдать расписание дистанционно организованных мероприятий;

  • знание «сетевого этикета» и т.д.

На основании анализа накопленного к настоящему времени российского и международного опыта использования ресурсов Интернета в различного типа образовательных учреждениях, можно дать совет, как включиться в дистанционное обучение, найти партнёров по переписке на русском и иностранном языке, стать участником телекоммуникационных конкурсов, викторин и проектов, выйти в Интернет со своей инициативой и т.д. В приложении вы сможете найти обзор образовательных ресурсов и рекомендации по эффективному поиску.

Авторы надеются, что, опираясь на представленный материал, учителя и ученики смогут более четко определить для себя то направление деятельности в Интернете, кото-рое в наибольшей степени соответствует их интересам и возможностям.




Олимпиады и конкурсы

Можно как угодно относиться к различным конкурсам, в которых побеждает не всегда лучший, но бесспорно, что любое соревнование — прекрасный стимул, побуждающий детей к творческой деятельности. А возможность проводить конкурсы через Интернет на-столько расширила географию участников, что уже очные конкурсы постепенно превра-щаются в анахронизм.

Участие в сетевых (как и в обычных) конкурсах бывает индивидуальным или групповым. При индивидуальном соревновании школьники получают возможность участвовать из дома — это часто бывает проще, чем пользоваться школьным компьютером. С другой стороны, командное состязание имеет свои преимущества: школьники учатся работать в команде, нередко с участием учителей-предметников, это повышает азартность процесса и способствует лучшему усвоению учебного материала.

Конкурс веб-страниц

Этот жанр сетевой работы приобрел в последнее время большую популярность. Фактически такое мероприятие позволяет перенаправить энергию детей на написание емкого и интересного собственного реферата на выбранную тему вместо простого «выдергива-ния» из Интернета чужих материалов.

Что же заставляет школьника взяться за самостоятельную работу? Причина, видимо, не только в том, что ребенку хочется победить и получить приз, но еще и в том, что результат твоего труда может быть представлен в Интернете на всеобщее обозрение.

Ежегодно проводится множество конкурсов сайтов на разных уровнях – от школьного до международного. В качестве примера приведём самые известные и престижные международные ежегодные конкурсы:


  • ThinkQuest

  • Virtual Classroom

Викторины и олимпиады

В Сети проводится большое количество различных конкурсов, для участия в которых не требуется работать в непосредственно Интернете (он-лайн), достаточно наличия элек-тронной почты. Иногда формы работы могут комбинироваться, например, чаще всего за-регистрироваться для участия в конкурсе можно через веб-форму на сайте, а можно при-слать анкету по электронной почте.

Прекрасным примером такого рода образовательных ресурсов могут служить ежегодные общероссийские телекоммуникационные викторины Воронежского государственного педагогического университета: https://www.vspu.ac.ru/de/index.htm, которые успешно проводятся уже 14-ый год. Технология телекоммуникационных викторин (турниров) разработана на кафедре новых информационных технологий и средств обучения Воронежского педуниверситета Могилевым А.В. и представляет собой соревновательную групповую во-просно-ответную игру. Эти викторины проводятся по очень широкому спектру предметов: биология, ОБЖ, физика, информатика, экономика, русский язык и литература, история, математика, химия, география, психология, обществознание, МХК, английский язык. Для участия в перечисленных викторинах достаточно электронной почты. За 13 лет их существования накоплен огромный архив материалов, который хранится на сайте https://www.vspu.ac.ru/deold/. В этом сезоне олимпиады приобретут обучающий характер за счет включения нового этапа - дистанционного обучения участников.

Целью проведения олимпиад является улучшение освоения изучаемых предметов за счет стимулирование интереса к ним с помощью Интернет-технологий и использования сравнительного аспекта обучения, в соответствии с которым каждая команда участников не просто отвечает на кем-то составленные вопросы, но и сама составляет задания, посы-лает их, оценивает задания других команд. В результате дети учатся работать в команде, общаться с другими участниками, обсуждать свои и чужие результаты, что не менее важно, чем конкретные знания. Несомненно, и учителям, включившимся в работу вместе со своими учениками, предстоит немало потрудиться, обеспечивая как общую координацию работ, так и помощь в конкретных предметных областях.



Эвристические олимпиады центра дистанционного образования "Эйдос" https://www.eidos.ru/olymp/index.htm проводятся на российском и международном уровне. Здесь дети соревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности сочинять, изобретать, придумывать и открывать новое. Участниками олимпиад могут быть как ин-дивидуальные школьники (например, из дома), так и группы, которыми руководит ло-кальный координатор — учитель или родитель. Координатор получает от Оргкомитета рекомендации по проведению олимпиад и обеспечивает отсылку заявки, получает задания олимпиады, организует на месте её проведение в своей группе и пересылает работы в орг-комитет олимпиады. Для участия в олимпиаде достаточно одного компьютера с модемом и адресом электронной почты. Проводятся олимпиады как по отдельным предметам (ма-тематика, информатика, русский язык, английский язык, физика, естествознание, химия, география, экономика, физкультура, информатика), так и межпредметные.

Сетевые проекты

Перечислим несколько наиболее известных организаций, занимающихся проведением сетевых проектов для школьников.

Уже упоминавшийся Центр дистанционного образования Эйдос https://www.eidos.ru/ помимо олимпиад и конкурсов, проводит разные дистанционные проекты. Например, участники проекта "Мой виртуальный дом" совместными усилиями "строили" виртуальный город, в котором им хотелось бы жить. Участие в проектах платное (центр хозрасчетный) — однако, для участника цена невысока, а центру это позволяет жить и развиваться.

Давно занимается проектной сетевой работой Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Среди проектов Центра https://www.edu.yar.ru/russian/projects/index.html — олимпиады и викторины по школьным пред-метам, творческие, экологические и игровые проекты.

Сетевому образовательному сообществу хорошо известен Международный Детский Компьютерный Центр в Переславле-Залесском (страница проектов https://www.botik.ru/ICCC/NewPage/ICCCpageRus/Projects). Этот центр стал родоначальником дистанционных обучающих олимпиад по географии (ДООГ), истории (ДООИ), программированию (ДООП). В организации олимпиады принимают участие учителя и методисты из разных организаций Москвы, Омска, Харькова, Невинномысска и, конечно, Переславля-Залесского — вот уж действительно виртуальный проект!

Активно ведет проектную работу со школьниками Новосибирская образовательная сеть НООС (школьные проекты находятся здесь: https://www.websib.ru/noos/projects/index.html). Созданный в рамках этой сети Интеллект-клуб https://www.websib.ru/~ic/index.phtml проводит однодневные сетевые игры для школьников. Зарегистрировавшаяся команда из 6 человек должна в определенный день и час зайти на сайт клуба и в интерактивном режиме ответить на задаваемые интеллектуальные вопросы.

Во всем мире существуют специальные сети, основная задача которых — помочь учителям найти себе партнеров по проектной работе. Организаторы сети, как правило, не являются авторами и руководителями проводимых проектов: они лишь координируют работу и создают условия, позволяющие школам искать партнеров, объявлять и проводить собственные проекты. Пример тому — проект "Школьный сектор": https://school-sector.relarn.ru. Впрочем, проектов тут много, это скорее среда, в которой успешно существуют школы из всей России. Сайт "Школьного сектора" поделен на три зоны: учительский сектор представляет сторож Ефимыч, вход для детей символизирует хулиганка Танька, и еще один раздел воз-главляет Петя - борец за права детей (здесь находится нечто вроде виртуальной юридической консультации для школьников). В секторе для школьников находятся сообщения о конкурсах и сетевых проектах, информация об обучающих курсах и программах, советы юным веб-дизайнерам, коллекция детских веб-проектов. В учительской зоне публикуются новости школьной жизни, информация о ключевых датах сетевых проектов, конференций и других образовательных событий (раздел "Телематический склерозник"). В разделе "Поподробнее, пожалуйста" можно почитать рассказы учителей об использовании инфор-мационных технологий в классе. Если Вы пошлете собственное письмо, в котором зададите вопрос, поделитесь своим опытом или предложите собственный проект, то Ваше сообщение также будет опубликовано в этом разделе.

Международная образовательная сеть iEARN (International Education and Resource Network: https://www.iearn.org или iearn.spb.ru — по-русски) объединяет школы и молодежные организации в 90 странах мира. Россия входит в их число: в сети есть школы из Москвы, Петербурга, Новосибирска и других российских городов. Школьники из разных концов света участвуют в совместных проектах: творческих и художественных, исследовательских и научных. Структурно iEARN представляет собой набор форумов для учителей. Роль координаторов сети состоит в том, чтобы опубликовать объявление учителя, желающего создать собственный проект, и по каждому новому проекту создать специальный форум. Ежемесячно выпускается новостной листок iEARN newsflash со списком действующих проектов и с координатами ответственных по каждому проекту: этот листок рассылается подписчикам по электронной почте — подробнее о подписке см. ниже главу "Где найти информацию", раздел "Списки рассылки". Список проектов на текущий год с кратким описанием каждого проекта находится здесь: https://www.iearn.org/projects. Ежегодно в одной из стран, участвующих в работе сети, проводится очная конференция для учителей и школьников, наиболее активных участвующих в проектной работе. Интересно, что выросла сеть iEARN из двустороннего проекта для российских и американских школ. Потом в работу активно включились страны Латинской Америки, а затем — страны Азии и Восточной Европы. Вы не найдете здесь много участников из Германии, Франции и Великобритании — основные европейские страны предпочитают сохранять суверенитет. Так что если хочется почувствовать себя настоящим жителем Европы, можно включиться в Европейскую Школьную сеть (European Schoolnet) https://www.eun.org. Нажав на ссылку Collaboration opportunities (в первом же абзаце), а затем ссылку на Open Projects, вы попадете на страницу действующих межшкольных проектов Здесь можно найти интересный проект по интересующей Вас теме — или предложить свой проект, заполнив соответствующую форму.

В большинстве случаев организаторы проектной деятельности предусматривают достаточно большую тематическую вариативность, которая позволяет выбрать ребятам свое направление - творческое, исследовательское, научное - о чем мы уже говорили, рассматривая проект iEARN. Ещё чаще деятельность учителей и ребят носит разноплановый характер и содержит как элементы исследования, так и творчества. Ведь одно совсем не исключает другое. Например, проводя иссдедование по экологии, ребята могут оформить отчет о работе в виде выразительных плакатов, публикаций и т.д. И все же имеющиеся проекты можно условно обощить в несколько групп в соответствии с акцентами, котрые в них преобладают.

Социальные и научные исследования

Исследовательские проекты — это совместная работа нескольких групп школьников над какой-то темой. Схематически такую работу можно разделить на следующие основ-ные этапы:



  • Знакомство команд (обмен письмами, рассказ о себе)

  • Выполнение каждой группой исследования; в процессе работы происходит открытый обмен мнениями и идеями

  • Совместное обсуждение выполненной работы, анализ возникших трудностей и неразрешенных проблем

  • Поведение итогов; представление результатов в Интернете

Разумеется, это самая простая схема. Приведем в качестве исторической ретроспективы некоторые пректы, которые оставили свой "след" в сети, но в данный момент не активны. Русско-американский исторический проект "Проблемы уходящего тысячелетия" https://www.geocities.com/proj_main состоит в обсуждении и анализе исторических и социологи-ческих проблем России и США. С помощью многочисленных интервью и опросов школьники выясняют мнения людей по поводу волнующих проблем современности. Затем выполняется сравнительный анализ взглядов и образа жизни различных возрастных групп в России и США с целью выявить причины

Международный образовательный проект https://ifrc.irk.ru/russ/index.htm "Global Village: Fort Ross". Форт Росс - географическое и историческое название государственного исторического парка и музея Калифорнии. Проект посвящен изучению истории города Иркутска и вклада иркутян в дело освоения Северного побережья Америки в период деятельности Российско - Американской Компании.

Проект Центра дополнительного образования детей «Дистантное обучение» Интернет-турнир «Фарадей» https://www.farad.ru представляет собой коллективное состязание школьников в умении решать сложные задачи, представлять свои решения и отстаивать их в научных дискуссиях: участники Турнира должны приобрести опыт коллективного творчества и ведения научного спора. В результате должен быть построен виртуальный Турнирный город из презентаций (веб-страничек) команд. Проект включает встречи (в том числе и в интерактивном режиме) с учеными, педагогами, общественными и полити-ческими деятелями, актерами и просто с интересными людьми.

Творческие проекты


Творческий проект предполагает обмен творческими работами — литературными или художественными, или совместное виртуальное творчество, завершающееся созданием единой публикации. Строго говоря, большинство сегодняшних сетевых проектов включает творческую составляющую: ведь почти все они завершаются представлением результатов в виде веб-страниц, а веб-дизайн является, безусловно, творческим занятием.

В качестве примера полностью творческого проекта приведем проект "Мой Пушкин" Центра Эйдос https://www.eidos.ru. Проект состоял в создании детской литературной хре-стоматии, посвященной творчеству Пушкина: участникам проекта предлагалось создать свое литературное произведение о Пушкине в выбранном ими жанре: стихи, поэма, эссе, рассказ, очерк, сказка и другие. В Интернете можно найти огромное количество международных творческих проектов по созданию сборников детского творчества или журналов, посвященных актуальным современным проблемам. Международный язык общения, как известно, - английский. Написать же художественное произведение или статью в журнал на неродном языке могут немногие. Для тех, кто может, приведем журнал Inside View https://www.iearn.org/projects/inside.html, издающийся в Нью-Йорке в рамках сети iEARN. Журнал посвящен проблемам подростков разных стран и создается силами самих подростков. Школьников и учителей всех стран мира приглашают к участию в журналистской работе: вы можете поделиться своими идеями по предлагае-мым темам или предложить свою тему для исследования.



Российские проекты...

Те, кто предпочитают на сочинять, а рисовать, могут поучаствовать в каком-нибудь проекте обмена рисунками. В разделе "Как найти партнеров для вашего класса" приведены некоторые из таких проектов. Приведем еще один проект: Global Art в списке проектов iEARN https://www.iearn.org/projects/project_list.html. Каждый год участники проекта сами выбирают координатора и тему работы, — например, в 2002-2003 учебном году была выбрана тема A sense of caring ("Забота о ближних"). Школьники создают рисунки, к которым прилагается сопроводительный текст на родном языке, по возможности с переводом на английский. Конечно, работа сопровождается коллективным обсуждением и заканчивается совместным созданием веб-сайта.



Каталог: file
file -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
file -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
file -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
file -> Лечебная физкультура
file -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
file -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
file -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
file -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница