Доклад
о ходе реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации
на 2006-2015 годы»
и подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации
на 2008-2015 годы»
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (далее - Программа) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7.
Подпрограмма «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы» (далее - Подпрограмма) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 года № 717.
Государственным заказчиком-координатором Программы и Подпрограммы являлось Министерство спорта Российской Федерации.
Государственные заказчики Программы - Минспорт России и Минобрнауки России, подпрограммы - Минспорт России.
Целью Программы являлось создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Для достижения указанной цели должны были быть решены следующие основные задачи:
повышение интереса различных категорий граждан Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом;
развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом как в образовательных организациях, так и по месту жительства;
создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков;
внедрение новых научных и методических разработок в области спорта высших достижений;
развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва.
Решение указанных задач осуществлялось по направлениям "Массовый спорт" и "Спорт высших достижений".
Программа реализовывалась в 3 этапа:
1-й этап (2006 - 2007 годы) - начало проведения мероприятий по реконструкции спортивных баз и центров для развития спорта высших достижений, модернизации спортивной базы в образовательных организациях для подготовки спортивного резерва, развитию спортивной инфраструктуры по месту жительства и в образовательных организациях, оснащению антидопингового центра, организации пропаганды физической культуры и спорта, разработке научных и методических основ спорта высших достижений;
2-й этап (2008-2012 годы) - продолжение проведения мероприятий по реконструкции спортивных баз и центров для развития спорта высших достижений, модернизации спортивной базы в образовательных организациях для подготовки спортивного резерва, развитию спортивной инфраструктуры по месту жительства и в образовательных организациях, оснащению антидопингового центра, организации пропаганды физической культуры и спорта, разработке научных и методических основ спорта высших достижений;
3-й этап (2013-2015 годы) - завершение мероприятий по реконструкции спортивных баз и центров для развития спорта высших достижений, модернизации спортивной базы в образовательных организациях для подготовки спортивного резерва, развитию спортивной инфраструктуры по месту жительства и в образовательных организациях, оснащению антидопингового центра, разработке научных и методических основ спорта высших достижений, пропаганде физической культуры и спорта.
Целью Подпрограммы являлось создание условий для укрепления здоровья населения путем приобщения молодого поколения к регулярным занятиям футболом, а также для повышения конкурентоспособности российского футбола.
Для достижения указанной цели должны были быть решены следующие основные задачи:
повышение интереса населения Российской Федерации к занятиям футболом на основе вовлечения максимально возможного числа детей, подростков и молодежи в систематические занятия футболом;
укрепление и расширение материально-технической базы детского и юношеского футбола;
совершенствование процесса подготовки спортивного резерва для комплектования сборных команд на основе:
отбора наиболее одаренных учащихся профильных спортивных школ;
создания полномасштабной системы повышения квалификации специалистов по футболу с учетом требований футбола и современной науки;
создания и внедрения эффективных методов физического воспитания детей, подростков и молодежи;
подготовки спортивного резерва и российских сборных команд по футболу с использованием прогрессивных научных технологий.
Подпрограмма реализовалась в 2 этапа:
1-й этап (2008-2012 годы) - начало строительства и оснащения футбольных полей с искусственным покрытием для профильных спортивных школ; начало строительства и оснащения крытых футбольных манежей для специализированных детско-юношеских спортивных школ по футболу; начало строительства учебно-тренировочного центра национальных юношеских и молодежных сборных команд по футболу (г. Бронницы, Московская область); начало создания современной системы повышения квалификации тренеров-преподавателей, отвечающей требованиям Союза европейских футбольных ассоциаций; первичные мероприятия по сбору и анализу передового российского и зарубежного опыта в сфере футбола и по разработке новых методик для учащихся профильных спортивных школ, а также начальный этап их внедрения в систему подготовки спортивного резерва; подготовка и проведение смотра-конкурса среди профильных спортивных школ; подготовка и проведение всероссийских научно-практических конференций с участием руководителей профильных спортивных школ и тренеров-преподавателей;
2-й этап (2013-2015 годы) - завершение программы строительства футбольных полей с искусственным покрытием для профильных спортивных школ; завершение строительства и оснащения футбольных манежей для специализированных детско-юношеских спортивных школ по футболу; завершение формирования системы повышения квалификации тренерских кадров для профильных спортивных школ; продолжение внедрения разработанных передовых методик в систему подготовки юных футболистов, что позволит проанализировать достигнутые результаты на всероссийских научно-практических конференциях спортивных школ и выработать дальнейшую стратегию использования разработанных передовых методик.
Общий объем финансирования Программы в 2006 – 2015 годах с учетом проведенных корректировок составил 158 953,7 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета 97 360,2 млн. рублей, в том числе «Капитальные вложения» – 92 796,0 млн. рублей (из них бюджетные инвестиции – 49 602,3 млн. рублей; межбюджетные субсидии – 43 193,7 млн.рублей), «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» – 231,9 млн. рублей, «Прочие нужды» – 4 332,3 млн. рублей.
За 2006 – 2015 годы суммарные кассовые расходы государственных заказчиков из федерального бюджета на реализацию Программы составили 97 262,5 млн. рублей – 99,9 % от годовых бюджетных назначений, в том числе «Капитальные вложения» – 92 724,4 млн. рублей (из них бюджетные инвестиции – 49 530,7 млн. рублей, межбюджетные субсидии – 43 193,7 млн. рублей), «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» – 230,8 млн. рублей, «Прочие нужды» – 4 307,2 млн. рублей.
Объем средств, привлеченных на реализацию мероприятий Программы из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составил 43 680,2 млн. рублей («капитальные вложения» - 42 667,9 млн. рублей, «прочие нужды» - 1 012,4 млн. рублей) - 79% от запланированного, из внебюджетных источников в объеме 2 563,3 млн. рублей («капитальные вложения» - 2 515,8 млн. рублей, «прочие нужды» - 47,5 млн. рублей) – 40,6% от запланированного.
По итогам реализации Программы с 2006 по 2015 г.г. экономия средств федерального бюджета составила 97,7 тыс. рублей . Все средства возвращены в федеральный бюджет как не использованные.
Экономия средств федерального бюджета произошла в результате проведения конкурсов и заключения государственных контрактов, в том числе по направлению «прочие нужды».
Данные об объемах финансирования Программы приведены в таблице
млн.рублей
|
Направление расходов
|
Бюджетные и/или внебюджетные назначения
|
Кассовые расходы
|
|
Федеральный бюджет
|
Бюджет субъектов РФ
|
Внебюджетные источники
|
Всего за счет всех источников
|
Федеральный бюджет
|
Бюджет субъектов РФ
|
Внебюджетные источники
|
Всего за счет всех источников
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
5
|
6
|
7
|
|
1
|
Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", всего
|
97 360,2
|
55 275,4
|
6 318,1
|
158 953,7
|
97 262,5
|
43 680,2
|
2 563,3
|
143 689,5
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1
|
Расходы общепрограммного характера в рамках ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", всего
|
89 636,1
|
47 962,0
|
5 080,0
|
142 678,1
|
89 544,9
|
37 749,2
|
1 366,5
|
128 660,6
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственные капитальные вложения, всего
|
87 817,9
|
47 718,0
|
5 080,0
|
140 615,9
|
87 746,3
|
36 757,2
|
1 366,5
|
125 870,0
|
|
из них:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бюджетные инвестиции (Спорт высших достижений)
|
49 164,4
|
0,0
|
0,0
|
49 164,4
|
49 092,8
|
0,0
|
0,0
|
49 092,8
|
|
субсидии (Массовый спорт)
|
38 653,5
|
47 718,0
|
5 080,0
|
91 451,5
|
38 653,5
|
36 757,2
|
1 366,5
|
76 777,2
|
|
НИОКР
|
231,9
|
0,0
|
0,0
|
231,9
|
230,8
|
0,0
|
0,0
|
230,8
|
|
Прочие нужды
|
1586,3
|
244
|
0,0
|
1 830,3
|
1 567,7
|
992,1
|
0,0
|
2 559,8
|
1.2
|
Подпрограмма "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы", всего
|
7 724,1
|
7 313,4
|
1 238,1
|
16 275,6
|
7 717,6
|
5 931,0
|
1 196,8
|
15 028,9
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственные капитальные вложения
|
4978,1
|
7 237,9
|
1 136,6
|
13 352,6
|
4 978,1
|
5 910,7
|
1 149,3
|
12 038,1
|
|
из них:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бюджетные инвестиции (Спорт высших достижений)
|
437,9
|
0,0
|
0,0
|
437,9
|
437,9
|
0,0
|
0,0
|
437,9
|
|
субсидии (Массовый спорт-манежи)
|
4 540,2
|
7 237,9
|
1 136,6
|
12 914,7
|
4 540,2
|
5 910,7
|
1 149,3
|
11 600,2
|
|
Прочие нужды
|
2 746,0
|
75,5
|
101,5
|
2 923,0
|
2739,5
|
20,3
|
47,5
|
2 990,8
|
Оценка эффективности реализации производилась ежегодно на основе использования системы целевых индикаторов и показателей, которая обеспечивала мониторинг динамики результатов реализации Программы за оцениваемый период с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Программы.
Оценка эффективности реализации Программы производилась путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых индикаторов.
Для оценки эффективности реализации Программы использовались следующие целевые индикаторы и показатели:
-
доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом (процентов от общей численности населения Российской Федерации) – значение достигнуто с превышением и составляет 31,7%;
-
доля учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом (процентов от общей численности данной категории населения Российской Федерации) – значение достигнуто с превышением и составляет 68,8%;
-
доля женщин, систематически занимающихся физической культурой и спортом (процентов от общей численности данной категории населения Российской Федерации) – значение достигнуто с превышением и составляет 23%;
-
доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом (процентов от общей численности данной категории населения Российской Федерации) – значение не достигнуто и составляет 6%;
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения за год увеличилось на 164,7 тыс. человек (общее количество инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, составляет 811,5 тыс. человек или 6,3%). В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 12,8 млн. инвалидов. Из которых 8,3 млн. инвалидов (65%) пенсионного возраста, 3,9 млн. инвалидов (30,4%) трудоспособного возраста и 568 тыс. детей-инвалидов (4,6%). Таким образом, 65 % - это инвалиды пенсионного возраста, которым в большинстве противопоказаны занятия физической культурой и спортом. Основная работа субъектами Российской Федерации по привлечению инвалидов к занятиям физической культурой и спортом ведется с детьми-инвалидами (до 18 лет) и инвалидами трудоспособного возраста, что составляет 4,5 млн. человек (35%). Если учитывать долю детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов трудоспособного возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, то соответствующий показатель Программы будет составлять 15,3%. Однако показатель Программы рассчитывается от общей численности инвалидов.
-
количество физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом, прошедших добровольную сертификацию (единиц) - значение достигнуто с превышением и составляет 35,8;
-
количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения (тыс. человек) - значение достигнуто с превышением и составляет 348,6 тыс. человек;
-
доля граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях (процентов от общей численности детей 6-15 лет) - значение достигнуто с превышением и составляет 33%;
-
доля спортсменов, включенных в список спортсменов, подлежащих тестированию как в соревновательный, так и во внесоревновательный период, прошедших процедуру допингового контроля (процентов) - значение достигнуто и составляет 100%;
-
доля выявленных случаев нарушения антидопинговых правил спортсменами, включенными в список спортсменов, подлежащих тестированию как в соревновательный, так и во внесоревновательный период, от общего числа прошедших процедуру допингового контроля (процентов) - значение достигнуто и составляет 0,8%;
-
доля граждан, занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по зимним видам спорта (процентов от общей численности населения Российской Федерации) - значение достигнуто с превышением и составляет 0,279%;
-
единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Программы по направлению «Массовый спорт» (человек) - значение достигнуто с превышением и составляет 23365 человек;
-
доля лиц, занимающихся футболом в профильных спортивных школах, в общем количестве учащихся, систематически занимающихся физкультурой и спортом (процентов) значение достигнуто и составляет 14%;
-
количество введенных в эксплуатацию футбольных объектов (футбольные поля – единиц) – значение достигнуто с превышением и составляет 367 единиц.
На реализацию данных мероприятий были предусмотрены средства федерального бюджета, предусматривающие софинансирование расходов, направляемых на приобретение искусственных футбольных покрытий (прочие нужды) в сумме 27,3 млн. рублей, начиная с 2009 года.
Данные субсидии были перечислены в субъекты Российской Федерации в полном объеме.
Подготовка основания и укладка приобретенных за счет субсидий из федерального бюджета искусственных футбольных покрытий осуществлялась субъектами Российской Федерации самостоятельно, с привлечением внебюджетных источников финансирования.
С 2009 года из федерального бюджета выделены субсидии на приобретение 322 комплектов искусственных футбольных покрытий.
При этом Минспорт России ранее сообщал, что в 2015 году из планируемых 60 футбольных полей для профильных спортивных школ введено в эксплуатацию только 27. Еще 31 комплект искусственных покрытий приобретен 26 субъектами Российской Федерации и передан профильным спортивным школам. Для укладки данных покрытий было подготовлено основание, при этом технология укладки предусматривает склейку покрытия при среднесуточной температуре не ниже + 10 С°. На момент поставки поля и до настоящего времени в данных субъектах Российской Федерации среднесуточная температура ниже допустимой, что является причиной невозможности выдержать соответствующую технологию укладки покрытия. Монтаж покрытия на готовое основание будет произведен незамедлительно после наступления теплой погоды в 2016 году.
Также субсидии из федерального бюджета, направленные в Севастополь в 2015 году в сумме 21894,0 тыс. рублей на приобретение двух искусственных покрытий, не освоены и возвращены в федеральный бюджет. По информации субъекта Российской Федерации неосвоение вызвано причиной невозможности своевременно провести экспертизу сметной стоимости поставки и укладки искусственного покрытия в результате непредвиденных обстоятельств (форс-мажора), а именно веерного отключения Крымского полуострова от электропитания. Как следствие невозможность объявления конкурса на поставку и укладку футбольных покрытий.
Кроме того:
- за время пожаров в Республике Хакасия 1 поле сгорело;
- 4 поля не введены в эксплуатацию по причине отсутствия привлеченных источников финансирования, необходимого для укладки поля (Смоленская область, Республика Дагестан, Мурманская область, Саратовская область). Средства на укладку данных полей будут предусмотрены в соответствующих бюджетах субъектов Российской Федерации в 2016 году и введены в эксплуатацию.
Таким образом, на отчетную дату 01.01.2016 (далее – отчетная дата) из профинансированных 322 полей, фактически не уложены 38 единиц.
В тоже время форма 1-ГП предусматривает отчетность только по текущему отчетному году и не учитывает в текущем году учет данных по укладке полей, приобретенных субъектами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в предыдущие годы в рамках Подпрограммы. В связи с этим ранее представлявшиеся отчетные данные не учитывали в полном объеме введенные в эксплуатацию футбольные поля.
В этой связи, на отчетную дату возникла разница введенных в эксплуатацию полей по отчетным и фактическим данным за весь период реализации мероприятия.
Дополнительно следует отметить, что в 2008 году в рамках реализации подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы» (далее – Подпрограмма) строительство полей с искусственным покрытием велось за счет внебюджетных источников финансирования –Российского футбольного союза (РФС). Согласно отчету РФС было построено 83 футбольных поля.
Учитывая изложенное, по итогам реализации мероприятия в рамках Подпрограммы, с учетом полей фактически построенных по линии РФС (83 единицы), и не введенных в эксплуатацию на отчетную дату (38 единиц), показатель, предусматривающий количество введенных в эксплуатацию футбольных полей искусственным покрытием за весь период реализации Подпрограммы, составляет (322 – 38) + 83 = 367 единиц, т.е. достиг установленного значения 350 единиц.
-
количество введенных в эксплуатацию футбольных объектов (крытые футбольные манежи – единиц) – значение не достигнуто.
За период реализации введено в эксплуатацию 5 крытых футбольных манежей из запланированных 7 единиц.
Не введены в эксплуатацию 2 манежа:
-Крытый футбольный манеж в г. Саранске, Республика Мордовия не введен в эксплуатацию по причине удорожания проекта в связи с изменениями проекта, связанными с планировавшимся проведением чемпионата Европы по спортивной ходьбе.
Строительство объекта в 2016 году будет продолжено за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и привлечения внебюджетных источников. В настоящее время Минспорт России также изыскивает возможность обеспечить завершение строительства данного объекта за счет перераспределения средств федерального бюджета.
- Крытый футбольный манеж в г. Перми не введен в эксплуатацию по причине позднего объявления конкурсных процедур - 16 июня 2015 года и, как следствие, позднего заключения Государственного контракта - 21 июля 2015 года.
В результате график производства работ был сдвинут на 3 квартал 2016 года.
-
количество введенных в эксплуатацию футбольных объектов (учебно-тренировочный центр подготовки юношеских и молодежных команд, г. Бронницы, Московская область – единиц) – значение достигнуто и составляет 1 единица;
-
количество тренеров-преподавателей по футболу детских спортивных школ, прошедших переподготовку и повышение квалификации в соответствии с требованиями УЕФА (человек) - значение достигнуто с превышением и составляет 5800 человек;
-
количество футболистов, зарегистрированных в единой информационной системе Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» (тыс. человек) - значение достигнуто с превышением и составляет 750 тыс. человек.
Эффективность реализации Программы подтверждается целевыми индикаторами и показателями – из 17 целевых индикаторов и показателей плановые значения достигнуты по 15 позициям.
Ход реализации Программы можно оценить и по другим показателям:
-
количество городских/сельских жителей, систематически занимающихся физкультурой и спортом - 32,9%/28,2% (значение 2006 года – 13,3%/12,2%);
-
уровень обеспеченности бассейнами – 10,2% (значение 2006 года – 6%);
-
уровень обеспеченности спортивными залами – 60,3% (значение 2006 года - 50,8%);
-
уровень обеспеченности плоскостными спортсооружениями – 30,1% (значение 2006 года – 22,4%).
В рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» за период с 2006 по 2015 годы по направлению «Спорт высших достижений» осуществлено строительство и реконструкция на 63 объектах и еще на 5 проведены проектно-изыскательские работы в том числе:
-
на 12 объектах средних профессиональных учебных учреждений;
-
на 23 объектах высших учебных учреждений;
-
на 32 строящихся и реконструируемых объектах в составе спортивных баз и центров подготовки спортсменов-олимпийцев;
-
реконструкция и оснащение антидопингового центра.
Общая площадь основных зданий и сооружений составила 541 000 м2. Кроме того построено плоскостных сооружений, лыжероллерных трасс и вспомогательных сооружений общей площадью более 90 000 м2
Поделитесь с Вашими друзьями: |