Министерство социального развития Новосибирской области
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет»
Кафедра коррекционной педагогики и психологии института детства
РАБОТА С СЕМЬЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ.
НА ЗАМЕТКУ СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ
Практическое руководство
Новосибирск 2011
Содержание
Введение 3
Глава 1. Молодая семья 6
1.1.Проблемы молодой семьи 7
Глава 2. Неполная семья 24
2.1. Проблемы неполной семьи 24
2.2. Диагностика проблем неполной семьи 30
2.3. Методы и приемы работы с неполной семьей 38
Глава 3. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья 43
3.1. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 43
3.2. Диагностика проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 53
3.3. Оказание ранней помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 56
Глава 4. Неблагополучная семья 71
4.1. Проблемы семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении 71
4.2. Диагностика проблем неблагополучной семьи 77
4.3. Методы и приемы работы с неблагополучной семьей 83
Список литературы 96
Приложение 1 98
Приложение 2 127
Введение
О том, что семья является первым институтом социализации, что именно здесь происходит постепенное формирование, закрепление социально значимых моделей поведения, которые впоследствии становятся социально значимыми личностными качествами, что именно эмоционально-насыщенное общение в семье для ребенка становится важным условием его нормального психического развития, - написано немало психологической и педагогической литературы. Традиционно семья рассматривается как социальная среда, обеспечивающая полноценное психическое развитие ребенка.
Однако семья может выступать также как фактор, дестабилизирующий, искажающий психофизическое и социальное развитие ребенка. Потому особенно остро встает вопрос о сопровождении семьи социальными службами, об оказании своевременной помощи в опознании возникших проблем и поиску путей их решения. Кроме того, острым является вопрос и о профилактике социального сиротства.
Семья как базовая элементарная единица социума призвана выполнять целый ряд функций, имеющих значение не только для каждого ее члена, но и для общества в целом:
-
воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях.
-
хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
-
эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
-
функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
-
функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
-
сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.1
Невыполнение (невозможность выполнения) этих функций приводит к семейным нарушениям, а также нарушению психологического здоровья ее членов. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Таким образом, перед специалистами социальных служб возникает проблема выявления истинных причин семейного неблагополучия.
Необходимо обозначить основные принципы диагностической работы с семьей в процессе социально-психологической помощи (особенно длительной).
Первый (основной) - единство диагностики и социально-психологической помощи. Наряду с традиционной задачей психодиагностики - определением актуального состояния развития семьи и ее членов, процесс диагностики следует также использовать для:
-
стимулирования у клиента мотивации самопознания и самосовершенствования;
-
выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для гармонизации отношений в семье и их стабилизации;
-
принятия решения о том, какая поддержка необходима и достаточна для этой семьи;
-
отслеживания изменений, происходящих в отношениях между членами семьи на различных этапах социально-психологического сопровождения.
Второй - отказ от наращивания арсенала психодиагностических методик и сосредоточение основного внимания на разработке и применении программ психологической помощи (индивидуального и семейного консультирования, систем психотренингов, создания новых сфер обращения и т.д.). Только в этих случаях диагностическая работа будет иметь смысл и вести к положительному результату. Любой из применяемых при диагностике приемов должен создавать условия для позитивного развития семьи.
Третий - максимальная приближенность диагностики к естественным жизненным условиям. Это не «кабинетная» диагностика, а диагностика в условиях, максимально приближенных к обыденной жизни семьи. Не случайно исследователи проблем психологического консультирования (М.Битянова, А.Волосников, В. Мухина) привычному термину «диагностика» предпочитают термин «отслеживание», который подразумевает наблюдение за деятельностью и поведением человека в естественной социальной среде.
Четвертый - направленность диагностической работы прежде всего на выявление имеющихся у семьи и каждого из ее членов ресурсов развития и самопомощи.
Пятый - исследование семьи в ее развитии. Специалисту важно знать историю жизни семьи, семейные мифы, ценности, правила, устойчивые представления и отношения как внутри семьи (между ее членами), так и с внешней средой. Знакомство с историей семьи в нескольких поколениях помогает глубже понять, как в ней принято реагировать на неблагоприятные социально-психологические условия, стрессовые, конфликтные или кризисные ситуации - снижением уровня активности или его повышением, сплочением семьи или разобщением ее членов. Конечно, цели диагностики изменяются в зависимости от области применения.
Выявление проблем семьи позволяет подобрать оптимальные пути, способы, методы и приему их решения. Авторы-составители ни в коей мере не претендуют на исчерпывающий анализ обозначенных проблем и исчерпывающий, всесторонний набор путей и способов их решения. Более того, мы намеренно остановились на рассмотрении более узкого круга функций в деятельности работника социальной службы – социально-психологических и педагогических вопросов. Мы постарались собрать в одном методическом пособии наработки отечественных авторов, которые могут быть использованы специалистами в процессе работы с семьей. Несмотря на разделение данного пособия на главы по категориям семей, нуждающихся в социально-психологической помощи, разделение методов диагностики, а также методов и методик коррекции достаточно условно в силу того, что многие проблемы являются идентичными. Таким образом, в практической деятельности важно четко понимать, что, как сказал классик, «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»2, а значит, необходимо искать именно те пути и способы помощи, которые приведут к максимальному результату.
Поделитесь с Вашими друзьями: |