ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования и примерной программы начального образования на основе авторской программы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. «Окружающий мир» (Окружающий мир, 1-4 Самара: Издательский дом «Фёдоров»; издательство «Учебная литература», ) и тематического планирования по предмету «Окружающий мир»
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере может соответствовать именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении, то есть то, из чего на данном этапе развития школьника складывается его представление об окружающем мире. «Окружающий мир» – это, прежде всего мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребенка, а также предоставляет самые широкие возможности для развития его личности.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие з а д а ч и:
-
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
-
в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность, обучить безопасному поведению в природе и обществе;
-
формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
-
воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.
При изучении содержания курса «Окружающий мир» ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Этот аспект курса позволяет решать крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка.
На изучение курса отводится 68 часов в год, в том числе для проведения практических работ—25, проверочных работ— 8, тестовых работ—4, контрольных работ—4 часа, экскурсий—2 часа. В авторскую учебную программу изменения не внесены. Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа.
.
Содержание программы
Человек и окружающий мир
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.
Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле.
Человек познает самого себя. Клетка- основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при переломах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.
Экскурсии: в планетарий, в политехнический музей.
Преобразования в России
Россия при Петре I. М. В. Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы, происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.
Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 года. М. И. Кутузов.
План местности.
Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых, работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); составление плана школьного или садового участка.
Экскурсии: в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму.
Мир человека в Новое время
Открытие новых земель: Севера России, Антарктиды, Уссурийского края. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.
События в России в начале XX века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.
Великая Отечественная война (1941-1945г). Судьба родного края в этот период.
Развитие науки и техники.
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.
Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.
Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.
Практические работы: сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержание необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке.
Экскурсии: в политехнический, зоологический музее, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи.
Современная Россия
Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства, ее достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.
Краеведение. Областные органы власти. Областная символика. Родной край в изучаемый исторический период. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Родной край в изучаемый исторический период: природные условия, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства.
-
№ п.п
|
Тема раздела
|
Количество часов
|
1
|
Человек и мир, созданный им
|
5 часов
|
2
|
Наши соседи на Западе
|
17 часов
|
3
|
Преобразования в России
|
10 часов
|
4
|
Разнообразие природы
|
7 часов
|
5
|
События XIX-XX веков.
|
6 часов
|
6
|
Россия в 20 веке
|
5 часов
|
7
|
Человек и природа
|
9 часов
|
8
|
Современная Россия
|
9 часов
|
|
Экскурсия
|
Практическая работа
|
Контрольная работа
|
Тест
|
Проверочная
работа
|
1 четверть
|
|
9
|
1
|
1
|
2
|
2 четверть
|
|
7
|
1
|
1
|
3
|
3 четверть
|
1
|
6
|
1
|
1
|
2
|
4 четверть
|
1
|
3
|
1
|
1
|
|
|
2
|
25
|
4
|
4
|
7
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |