1. Наименование и область использования
Наименование дисциплины – «Физическая культура»
-
Условное обозначение программы - ГСЭ.Ф.02
-
Номер дисциплины в рабочем учебном плане – Ф.02
-
Аббревиатура кафедры – ФВ
-
Год разработки – 2010 г.
2. Основание
Настоящая рабочая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» составлена с учетом следующих основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 №80-ФЗ;
- приказ Минобразования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000 №686;
- программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений, утвержденной Минообразования России от 26 июля 2000 г;
- приказ Минообразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 №1025;
- инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777.
3. Цель курса
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности, обеспечивающей объективную, физическую и психофизическую готовность будущего специалиста к работе.
Задачи курса
Для достижения поставленной цели решается ряд общих для всех и частных для отдельных специальностей задач, предъявляющих особые требования к работнику:
-
понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовки ее к профессиональной деятельности;
-
знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
-
формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установке на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
-
овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
-
обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
-
приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
4. Источники
4.1. Приказ Минобразования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000 №686 по специальностям.
4.2. Программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений, утвержденная Минообразования России от 26 июля 2000 г ( в дальнейшем Программа).
5. Требования
В результате изучения дисциплины студенты должны:
-
о роли физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке студента;
-
о физической культуре и спорте как социальных феноменах общества;
-
о физической культуре личности;
-
об общей физической и специальной подготовке в системе физического воспитания;
-
о спорте
-
социально-биологические основы физической культуры;
-
законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте;
-
особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;
-
основами здорового образа жизни;
-
закономерностями индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений;
-
базовыми навыками профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
-
основами методики самостоятельных занятий и самоконтролем за состоянием своего организма.
- использовать средства и методы физической культуры для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личностных, жизненных и профессиональных целей;
Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: основное, спортивное, специальное и лечебной физической культуры (ЛФК).
Распределение в учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов студента.
В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам.
В спортивное учебное отделение – учебные группы по видам спорта (плавание, атлетическая гимнастика) зачисляются студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из данных видов спорта.
В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебные группы комплектуются с учетом уровня функционального состояния студента.
В группы ЛФК зачисляются студенты, которым рекомендованы по данным медицинского обследования занятия лечебной физической культурой.
Группы ЛФК созданы на кафедре Физвоспитания:
-
в соответствии с учебной программой по физической культуре для высших учебных заведений, утвержденной Минообразования России от 26 июля 2000 г. Наряду с обязательным компонентом программы вводится вариативный, учитывающий индивидуальность каждого студента, его потребности.
-
в связи с острой необходимостью проведения занятий со студентами, нуждающимися по данным медицинского обследования в занятиях лечебной физической культурой и не всегда получающих данное лечебное назначение в поликлиниках по месту жительства.
Академические занятия в группах ЛФК проводят преподаватели, прошедшие обучение в медицинском учреждении и имеющие квалификацию инструктор-преподаватель лечебной физической культуры.
Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в специальные учебные отделения для освоения доступных им разделов учебной программы.
Содержание программы
Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:
-
физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
-
социально-биологические основы физической культуры;
-
физическая культура и спорт как социальные феномены общества;
-
законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте;
-
физическая культура личности;
-
основы здорового образа жизни студента;
-
особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;
-
общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания;
-
спорт;
-
индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений;
-
профессионально-прикладная физическая подготовка студентов;
-
основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы Программы:
-
теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре. Материал раздела направлен на овладение студентами знаний по важнейшим вопросам физической культуры на основе современных представлений науки о человеке как биосоциальном существе. Ведущие идеи образовательной, развивающей и оздоровительной составляющих физического воспитания студентов и специалистов, способы и методы использования физических упражнений составляют содержание раздела.
-
практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности;
-
контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Критериями результативности учебно-тренировочного процесса являются требования и показатели, предназначенные для оценки уровня знаний, методических умений и навыков, общей физической, спортивно-технической, профессионально-прикладной подготовленности. Используются оперативный, текущий, итоговый виды контроля, позволяющие наблюдать динамику оцениваемых параметров и вносить при необходимости, изменения в процесс физического воспитания студентов.
Студенты, выполнившие требования рабочей учебной программы, сдают зачет по физической культуре в объеме требований трех основных разделов программы:
-
теоретические и методические знания, овладение методическими умениями и навыками;
-
общая физическая и спортивно-техническая подготовка;
-
жизненно необходимые умения и навыки, профессионально - прикладная физическая подготовка
Оценка освоения учебного материала программы определяется в соответствии с рекомендациями примерной учебной программы для высших учебных заведений по физической культуре.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Физическая культура»
-
Основные понятия теории физического воспитания; физическая культура, физическое воспитание, спорт, физическое совершенство, физическое развитие, психофизическая подготовка.
-
Основные положения организации физического воспитания в ВУЗе.
-
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы.
-
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.
-
Морфологические и основные физиологические функции организма. Закономерности их совершенствования под воздействием целенаправленной физической нагрузки.
-
Методика обучения передвижению по пересеченной местности (пешее, на лыжах, на велосипеде и др.).
-
Питание и контроль за массой тела при различной двигательной активности.
-
Основные положения методики закаливания.
-
Составление индивидуальной программы самовоспитания с использования средств физической культуры и спорта.
-
Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов, функциональных проб.
-
Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов общефизической подготовки за период обучения.
-
Рефлекторная природа двигательной активности. Формирование двигательного навыка.
-
Утомления при физической работе. Физиология утомления и процессы восстановления.
-
Ведение личного дневника самоконтроля..
-
Биоритмы и работоспособность. Процессы адаптации, суперкомпенсации и активации.
-
Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Функциональные возможности проявления здоровья в различных сферах жизнедеятельности.
-
Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.
-
Социально-биологические основы физической культуры.
-
Работоспособность и влияние на нее различных факторов.
-
Значение физической тренированности для адаптации организма человека к разнообразным условиям внешней среды.
-
Методические принципы физического воспитания.
-
Средства и методы физического воспитания.
-
Основы и этапы обучения движению, умение и двигательный навык.
-
Сила и методика ее воспитания.
-
Быстрота и методика ее воспитания.
-
Выносливость и методика ее воспитания.
-
Ловкость (координационные способности) и методика ее воспитания.
-
Гибкость и методика ее воспитания.
-
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.
-
Интенсивность физических нагрузок.
-
Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.
-
Объективные и субъективные признаки усталости. Утомление и переутомление.
-
Формы занятий физическими упражнениями. Построение и структура учебно-тренировочного занятия.
-
Обоснование индивидуального выбора вида спорта или оздоровительной системы физических упражнений и формы для регулярных занятий.
-
Организационные основы занятий различными оздоровительными системами физических упражнений.
-
Самоконтроль занимающихся физической культурой и спортом.
-
Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.
-
Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений.
-
Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально-значимых качеств и свойств личности для будущего специалиста.
-
Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
-
Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
-
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
-
Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте.
-
Спорт. Массовый спорт и спорт высших достижений. Студенческий спорт.
-
Медико-биологические средства восстановления физической работоспособности. Врачебно-педагогический контроль.
-
Профессионально-прикладная физическая подготовка студента.
-
Системы контроля профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
-
Методика определения профессионально-значимых физических, психических и специальных качеств на основе профессиограммы будущего специалиста.
-
Физическая культура личности.
-
Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.
Учебно – методическое обеспечение курса
Обеспечение учебных занятий учебно-методической документацией
№
|
Наименование дисциплины
|
Наименование учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций
|
Количество экземпляров
|
Обеспеченность студентов учебной литературой (экземпляров на одного студента)
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
|
Физическая
культура
Физическая
культура
Физическая
культура
Физическая
культура
Физическая
культура
Физическая
культура
Физическая
культура
Физическая
культура
Физическая
культура
|
Физическая культура студента: учебник для вузов/ под ред. В.И. Ильинича / под ред. В.И. Ильинича — М.: Гардарики, 2007. — 448с. — [Disciplinae]
Железняк, Ю.Д., Минбулатов В.М.
Теория и методика обучения предмету "Физическая культура": учеб. пособие для вузов — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 272с. — [Высшее профессиональное образование]
Физическая культура и физическая подготовка: учебник для вузов/ под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова / под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова — М. : Юнити, 2007. — 431с.
Холодов, Ж.К.,Кузнецов В.С.
Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов — 6-е изд, стер. — М.: Академия, 2008. — 480с. — [Высшее профессиональное образование]
Буров, А. Э., Кабачков, В. А., Куренцов, В. А., Деманов, А. В., Каверина, А. В.
Физкультурно-оздоровительные технологии и модели профилактики подростковой и молодежной наркозависимости: учеб. пособие для вузов/ Астрах. гос. техн. ун-т. Учебное пособие — Астрахань: Изд-во АГТУ, 2008. — 88с. 25 экз.
Бурлаков А. Ю., Шубин Е. Б., Южиков
А. А.
Правовые аспекты занятий физической культурой и : спортом. Учебно-методическое пособие. — Астрахань: АГТУ, 2008. — 16 с.
Жмыхова А. Ю., Гладенкова В. П. , Вакуленко А. Н. , Морозова О. В.
Шкалы комплексной оценки морфофункционального: состояния и двигательной подготовленности студентов специальных медицинских групп (СМГ) разных типов конституции, страдающих различными хроническими заболеваниями. Методические рекомендации для преподавателей и студентов высших учебных заведений. — Астрахань: АГТУ, 2009. — 40с.
Романов А. В., Попов С. В.
Социальные проблемы в области ФК и С.: Методические рекомендации. — Астрахань: АГТУ, 2010. — 28с.
Гладенкова В. П., Жмыхова А. Ю., Буров
А. Э.
Теоретические основы физической культуры. Методическое пособие: для подготовки к экзаменам. — Астрахань: АГТУ, 2012. —
264 с.
|
35
1
5
1
25
106
110
50
250
|
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
1
|
Возможность доступа студентов к электронным фондам учебно-методической
документацией
Наименование дисциплины
|
Ссылка на информационный ресурс
|
Наименование разработки в электронной форме
|
Доступ
ность
|
Физическая
культура
Физическая
культура
|
https://book.ru электронная библиотека
https://book.ru электронная библиотека
|
Физическая культура: учебник / коллектив авторов; под ред. М.Я. Виленского. – М.: КНОРУС,2012. 424с.
Физическая культура и здоровый образ жизни студета: учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: КНОРУС, 2012. -240с.
|
с любого компьютера сети АГТУ.
с любого компьютера сети АГТУ.
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |