Рабочая программа по учебной дисциплине «Физическая культура»



Скачать 123.5 Kb.
Дата02.05.2016
Размер123.5 Kb.
ТипРабочая программа
1. Наименование и область использования
Наименование дисциплины – «Физическая культура»

    1. Условное обозначение программы - ГСЭ.Ф.02

    2. Номер дисциплины в рабочем учебном плане – Ф.02

    3. Аббревиатура кафедры – ФВ

    4. Год разработки – 2010 г.


2. Основание
Настоящая рабочая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» составлена с учетом следующих основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе:

- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 №80-ФЗ;

- приказ Минобразования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000 №686;

- программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений, утвержденной Минообразования России от 26 июля 2000 г;

- приказ Минообразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 №1025;

- инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777.


3. Цель курса
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности, обеспечивающей объективную, физическую и психофизическую готовность будущего специалиста к работе.

Задачи курса

Для достижения поставленной цели решается ряд общих для всех и частных для отдельных специальностей задач, предъявляющих особые требования к работнику:



  1. понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовки ее к профессиональной деятельности;

  2. знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

  3. формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установке на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

  4. овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

  5. обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

  6. приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.


4. Источники
4.1. Приказ Минобразования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000 №686 по специальностям.

4.2. Программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений, утвержденная Минообразования России от 26 июля 2000 г ( в дальнейшем Программа).



5. Требования
В результате изучения дисциплины студенты должны:

  • иметь представление:

  • о роли физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке студента;

  • о физической культуре и спорте как социальных феноменах общества;

  • о физической культуре личности;

  • об общей физической и специальной подготовке в системе физического воспитания;

  • о спорте

  • знать:

  • социально-биологические основы физической культуры;

  • законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте;

  • особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;

  • овладеть:

  • основами здорового образа жизни;

  • закономерностями индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений;

  • базовыми навыками профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

  • основами методики самостоятельных занятий и самоконтролем за состоянием своего организма.

  • уметь:

- использовать средства и методы физической культуры для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личностных, жизненных и профессиональных целей;
Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: основное, спортивное, специальное и лечебной физической культуры (ЛФК).

Распределение в учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов студента.

В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам.

В спортивное учебное отделение – учебные группы по видам спорта (плавание, атлетическая гимнастика) зачисляются студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из данных видов спорта.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебные группы комплектуются с учетом уровня функционального состояния студента.

В группы ЛФК зачисляются студенты, которым рекомендованы по данным медицинского обследования занятия лечебной физической культурой.

Группы ЛФК созданы на кафедре Физвоспитания:


  • в соответствии с учебной программой по физической культуре для высших учебных заведений, утвержденной Минообразования России от 26 июля 2000 г. Наряду с обязательным компонентом программы вводится вариативный, учитывающий индивидуальность каждого студента, его потребности.

  • в связи с острой необходимостью проведения занятий со студентами, нуждающимися по данным медицинского обследования в занятиях лечебной физической культурой и не всегда получающих данное лечебное назначение в поликлиниках по месту жительства.

Академические занятия в группах ЛФК проводят преподаватели, прошедшие обучение в медицинском учреждении и имеющие квалификацию инструктор-преподаватель лечебной физической культуры.

Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в специальные учебные отделения для освоения доступных им разделов учебной программы.


Содержание программы
Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

  • физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

  • социально-биологические основы физической культуры;

  • физическая культура и спорт как социальные феномены общества;

  • законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте;

  • физическая культура личности;

  • основы здорового образа жизни студента;

  • особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;

  • общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания;

  • спорт;

  • индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений;

  • профессионально-прикладная физическая подготовка студентов;

  • основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы Программы:



  • теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре. Материал раздела направлен на овладение студентами знаний по важнейшим вопросам физической культуры на основе современных представлений науки о человеке как биосоциальном существе. Ведущие идеи образовательной, развивающей и оздоровительной составляющих физического воспитания студентов и специалистов, способы и методы использования физических упражнений составляют содержание раздела.

  • практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности;

  • контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Критериями результативности учебно-тренировочного процесса являются требования и показатели, предназначенные для оценки уровня знаний, методических умений и навыков, общей физической, спортивно-технической, профессионально-прикладной подготовленности. Используются оперативный, текущий, итоговый виды контроля, позволяющие наблюдать динамику оцениваемых параметров и вносить при необходимости, изменения в процесс физического воспитания студентов.

Студенты, выполнившие требования рабочей учебной программы, сдают зачет по физической культуре в объеме требований трех основных разделов программы:



  • теоретические и методические знания, овладение методическими умениями и навыками;

  • общая физическая и спортивно-техническая подготовка;

  • жизненно необходимые умения и навыки, профессионально - прикладная физическая подготовка

Оценка освоения учебного материала программы определяется в соответствии с рекомендациями примерной учебной программы для высших учебных заведений по физической культуре.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Физическая культура»


  1. Основные понятия теории физического воспитания; физическая культура, физическое воспитание, спорт, физическое совершенство, физическое развитие, психофизическая подготовка.

  2. Основные положения организации физического воспитания в ВУЗе.

  3. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы.

  4. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.

  5. Морфологические и основные физиологические функции организма. Закономерности их совершенствования под воздействием целенаправленной физической нагрузки.

  6. Методика обучения передвижению по пересеченной местности (пешее, на лыжах, на велосипеде и др.).

  7. Питание и контроль за массой тела при различной двигательной активности.

  8. Основные положения методики закаливания.

  9. Составление индивидуальной программы самовоспитания с использования средств физической культуры и спорта.

  10. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов, функциональных проб.

  11. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов общефизической подготовки за период обучения.

  12. Рефлекторная природа двигательной активности. Формирование двигательного навыка.

  13. Утомления при физической работе. Физиология утомления и процессы восстановления.

  14. Ведение личного дневника самоконтроля..

  15. Биоритмы и работоспособность. Процессы адаптации, суперкомпенсации и активации.

  16. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Функциональные возможности проявления здоровья в различных сферах жизнедеятельности.

  17. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

  18. Социально-биологические основы физической культуры.

  19. Работоспособность и влияние на нее различных факторов.

  20. Значение физической тренированности для адаптации организма человека к разнообразным условиям внешней среды.

  21. Методические принципы физического воспитания.

  22. Средства и методы физического воспитания.

  23. Основы и этапы обучения движению, умение и двигательный навык.

  24. Сила и методика ее воспитания.

  25. Быстрота и методика ее воспитания.

  26. Выносливость и методика ее воспитания.

  27. Ловкость (координационные способности) и методика ее воспитания.

  28. Гибкость и методика ее воспитания.

  29. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

  30. Интенсивность физических нагрузок.

  31. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.

  32. Объективные и субъективные признаки усталости. Утомление и переутомление.

  33. Формы занятий физическими упражнениями. Построение и структура учебно-тренировочного занятия.

  34. Обоснование индивидуального выбора вида спорта или оздоровительной системы физических упражнений и формы для регулярных занятий.

  35. Организационные основы занятий различными оздоровительными системами физических упражнений.

  36. Самоконтроль занимающихся физической культурой и спортом.

  37. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.

  38. Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений.

  39. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально-значимых качеств и свойств личности для будущего специалиста.

  40. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

  41. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

  42. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

  43. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте.

  44. Спорт. Массовый спорт и спорт высших достижений. Студенческий спорт.

  45. Медико-биологические средства восстановления физической работоспособности. Врачебно-педагогический контроль.

  46. Профессионально-прикладная физическая подготовка студента.

  47. Системы контроля профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

  48. Методика определения профессионально-значимых физических, психических и специальных качеств на основе профессиограммы будущего специалиста.

  49. Физическая культура личности.

  50. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.


Учебно – методическое обеспечение курса

Обеспечение учебных занятий учебно-методической документацией



Наименование дисциплины

Наименование учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций

Количество экземпляров

Обеспеченность студентов учебной литературой (экземпляров на одного студента)

1.

2.
3.

4.

5.


6.

7.

8.


9.


Физическая

культура


Физическая

культура


Физическая

культура

Физическая

культура

Физическая

культура


Физическая

культура

Физическая

культура


Физическая

культура


Физическая

культура



Физическая культура студента: учебник для вузов/ под ред. В.И. Ильинича / под ред. В.И. Ильинича — М.: Гардарики, 2007. — 448с.  — [Disciplinae]

Железняк, Ю.Д., Минбулатов В.М.


Теория и методика обучения предмету "Физическая культура": учеб. пособие для вузов — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 272с.  — [Высшее профессиональное образование]

Физическая культура и физическая подготовка: учебник для вузов/ под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова / под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова — М. : Юнити, 2007. — 431с.

Холодов, Ж.К.,Кузнецов В.С.

Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов — 6-е изд, стер. — М.: Академия, 2008. — 480с.  — [Высшее профессиональное образование]

Буров, А. Э., Кабачков, В. А., Куренцов, В. А., Деманов, А. В., Каверина, А. В.
Физкультурно-оздоровительные технологии и модели профилактики подростковой и молодежной наркозависимости: учеб. пособие для вузов/ Астрах. гос. техн. ун-т. Учебное пособие — Астрахань: Изд-во АГТУ, 2008. — 88с. 25 экз.

Бурлаков А. Ю., Шубин Е. Б., Южиков

А. А.
Правовые аспекты занятий физической культурой и : спортом. Учебно-методическое пособие. — Астрахань: АГТУ, 2008. — 16 с.

Жмыхова А. Ю., Гладенкова В. П. , Вакуленко А. Н. , Морозова О. В.
Шкалы комплексной оценки морфофункционального: состояния и двигательной подготовленности студентов специальных медицинских групп (СМГ) разных типов конституции, страдающих различными хроническими заболеваниями. Методические рекомендации для преподавателей и студентов высших учебных заведений. — Астрахань: АГТУ, 2009. — 40с.

Романов А. В., Попов С. В.
Социальные проблемы в области ФК и С.: Методические рекомендации. — Астрахань: АГТУ, 2010. — 28с.

Гладенкова В. П., Жмыхова А. Ю., Буров

А. Э.
Теоретические основы физической культуры. Методическое пособие: для подготовки к экзаменам. — Астрахань: АГТУ, 2012. —

264 с.


35

1
5


1

25


106

110


50

250


0,5

0,5
0,5

0,5

0,5



1

1

0,5


1



Возможность доступа студентов к электронным фондам учебно-методической

документацией


Наименование дисциплины

Ссылка на информационный ресурс

Наименование разработки в электронной форме

Доступ

ность


Физическая

культура


Физическая

культура



https://book.ru электронная библиотека

https://book.ru электронная библиотека



Физическая культура: учебник / коллектив авторов; под ред. М.Я. Виленского. – М.: КНОРУС,2012. 424с.

Физическая культура и здоровый образ жизни студета: учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: КНОРУС, 2012. -240с.



с любого компьютера сети АГТУ.
с любого компьютера сети АГТУ.






Каталог: Content -> UserImages
Content -> 1. При изучении фармацевтической химии лекарственные вещества рассматриваются в соответствии с
Content -> «Доброкачественная гиперплазия предстательной железы»
Content -> Вопросы о раке предстательной железы
Content -> Национальные рекомендации
UserImages -> Тема 3: Индивидные характеристики: асимметрия полушарий и темперамент
UserImages -> Его уже нет, сказал Холмс. С привидением, которое преследовало ваш род, покончено навсегда
UserImages -> А. Н. Неваленный Программа вступительного испытания (собеседования) по направлению 260800

Скачать 123.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница