Проект «Не исчезай, мое село!»



Дата02.05.2016
Размер0.57 Mb.
ТипАнализ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Суляевки


Проект

«Не исчезай, мое село!»

Авторы:

Туктарова Дания, Мавлюдова Альфия



Руководитель: учитель русского языка и литературы

Надыршина Зульфия Рифатовна


2013 г
Оглавление:
I. Введение……………………………………………………………………... 3

II.Основная часть……………………………………………………………..4-9



  1. Динамика численности населения………………………………………4

  2. Причины, влияющие на показатели рождаемости, смертности и естественного прироста ………………………………………………4-5

  3. Механический прирост населения……………………………………5-6

  4. Возрастная структура…………………………………………………6-7

  5. Трудовые ресурсы…………………………………………………….....7

  6. Уровень и продолжительность жизни………………………………..7-8

  7. Анализ анкетирования «Проблема сельской молодежи села Суляевки…………………………………………………………………..8

III. Заключение. .……………………………………………………………9

Список литературы…………………………………………………………...9-10

Приложения..………………………………………………………………10-16

Введение

Актуальность исследования

За последние десятилетия в нашем районе, как и в других районах области, да и, наверное, страны, не стало многих сёл и деревень, а некоторые уменьшились до небольших, в два-три дома, посёлков. В нашем районе есть места, где вместо сёл – одичавшие сады да бурьян, из которого кое-где проглядывают остатки печей да гнилые, обветшавшие крыши хозяйственных построек. Почему умирают сёла? Почему люди уезжают из сельской местности? Есть ли будущее у моей малой родины? – на эти и другие вопросы мы хотели бы получить ответ.



Целью работы является анализ демографической ситуации в селе Суляевке.

Задачи проекта

  1. Изучить: а) динамику численности, естественного прироста населения села Суляевки за последние 10 лет;

б) возрастную структуру и трудовые ресурсы;

в) уровень и продолжительность жизни населения села



  1. Выявить причины, влияющие на показатели рождаемости, смертности и естественного прироста;

  2. Обобщить результаты исследования, сформулировать выводы и подготовить презентацию.

Объект исследования: население села Суляевки;

Предмет исследования: демографические процессы, происходящие в данном населённом пункте за последние 10 лет.

Гипотеза

Мы предполагаем, что отрицательная динамика естественного прироста населения, увеличение доли людей пожилого возраста, миграция населения ведут к исчезновению села.


II. Основная часть

1.Динамика численности населения

В живописном месте, в окружении красивых лесов расположилась моя малая родина – село Суляевка. Живут в нём уже более 300 лет дружные, трудолюбивые, отзывчивые на чужую боль люди. Казалось, что будет село разрастаться, процветать.

Но, увы, не обошли его стороной экономические и демографические проблемы, присущие многим селам нашей страны. Какую же картину мы наблюдаем, анализируя численность населения села за последние 10 лет?

Анализируя данные таблицы и диаграммы «Численность населения» (Приложение 1), можно сделать вывод, что в селе Суляевке в настоящее время проживает 1070 человек. За последние 10 лет численность населения сократилась на 206 человек.

2.Причины, влияющие на показатели рождаемости, смертности и естественного прироста

Естественный прирост населения – это разница между рождаемостью и смертностью. Из данных таблицы «Естественный прирост населения» (Приложение 2) видно что в селе с 2002 года наблюдается естественная убыль населения: показатели рождаемости ниже, чем показатели смертности. Лишь в 2008 г незначительное превышение рождаемости над смертностью. Хочется верить, что положительная динамика естественного прироста, наблюдаемая в 2008 году, является следствием проведения демографической политики нашим государством, направленной на то, чтобы увеличить показатели рождаемости.



Причины, влияющие на показатели рождаемости, смертности и естественного прироста:

Причины снижения рождаемости:

  1. эмансипация женщин, т. е. освобождение женщин от зависимости, угнетения, от предрассудков; отмена ограничений, уравнивание в правах.

  2. снижение детской смертности.

  3. социально- экономические условия:

  1. изменение роли детей.

Причины повышения смертности:

  1. Сердечно-сосудистые заболевания.

  2. болезни «века» ( туберкулез, сердечно – сосудистые, рак);

  3. несоблюдение правил охраны труда.

3.Механический прирост населения

На естественный прирост населения влияет миграция.



Миграция – это перемещение людей с одного места на другое со сменой постоянного местожительства.

Сальдо миграции – разница между количеством прибывших и убывших за год. Данные таблицы (Приложение 3) указывают: в селе отмечается отрицательное сальдо миграции и в повышенных числах. Такие цифры как -87,-79 заставляют задуматься.

На месте притока населения: >P, < C, >E П, увеличивается население, так как мигранты, в основном, люди молодого и среднего возраста, увеличивается число браков => повышение рождаемости; доля пожилых людей уменьшается, повышается численность молодого поколения => уменьшение смертности; увеличение естественного прироста.

На месте оттока населения: < P, > C, < E П, уменьшается доля молодого населения; уменьшается рождаемость, увеличивается смертность; происходит «старение» населения; естественный прирост снижается => происходит естественная убыль населения – депопуляция.

4. Возрастная структура

Демографическая ситуация – это соотношение рождаемости, смертности, миграционной подвижности, создающие половозрастную структуру населения и динамику численности населения. Основным показателем демографической ситуации является половозрастная структура населения.

По половой структуре в селе преобладает женское население. Средний возраст населения села 39 лет.

Выявление доли во всем населении села (Приложение 4):


  • доля лиц моложе трудоспособного возраста до 16 лет –17%

  • доля лиц в трудоспособном возрасте (от 16 до 59 лет и от 16 до 54 лет) - 57%, из них 18 % людей, приближенных к пенсионному возрасту, которым сложнее трудоустроиться;

  • доля лиц старше трудоспособного возраста (свыше 55и 60 лет) – 4,8%

В целом можно отметить, что население села сравнительно молодое, но растёт число людей пожилого возраста.

5.Трудовые ресурсы

Трудовые ресурсы – это население, способное работать в народном хозяйстве. Их основная часть – население в трудоспособном возрасте. Населением трудоспособного возраста считаются мужчины в возрасте от 16 до 59 лет, женщины в возрасте от 16 до 54 лет. Трудовые ресурсы, можно сказать, это трудоспособное население в трудоспособном возрасте (57 %). Другая часть трудовых ресурсов – население в нетрудоспособном возрасте, занятое в народном хозяйстве:

-это люди, достигшие пенсионного возраста, но продолжающие

работать (4,8%);

-лица, моложе трудоспособного возраста, то есть подростки (17%)

Есть часть населения неспособные к труду:

-инвалиды (из-за болезней и травм);

-пенсионеры раннего выхода (проработавшие в тяжелых и вредных условиях);

Все население, занятое в народном хозяйстве, называется экономически активным населением; сюда входят: трудоспособное население + безработные + работающие пенсионеры.

Диаграмма «Социальный состав населения» (Приложение 5), составленная на основе статистических данных, взятых в администрации Суляевского сельсовета и в результате опроса населения с.Суляевки, указывает: трудовых ресурсов в настоящее время в сельскохозяйственном хозяйстве недостаточно. Мужчины трудоспособного возраста уезжают на заработки за пределы села и пополняют ряды рабочих в различных отраслях производства. Наблюдается увеличение числа безработных. Основные места работы в селе – это школа, сельский совет, библиотека, магазин, ФАП, а также расположенный в с селе ООО « Элита»
6. Уровень и продолжительность жизни

Уровень жизни обычно характеризуют через структуру потребностей человека и возможностей их удовлетворения. Рост уровня жизни создает возможности для улучшения качества жизни, включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда.

В качестве основных индикаторов уровня жизни выделяются реальные доходы на душу населения (реальная зарплата, пенсия, пособия).

Наиболее влияющими на продолжительность жизни являются факторы:



  • смертность;

  • сердечно-сосудистые заболевания

  • онкологические болезни

Но если учитывать наше село, то основные факторы, влияющие продолжительность жителей села Суляевки – сердечнососудистые заболевания, онкологические болезни.

7. Анализ анкетирования

«Проблема сельской молодежи села Суляевки»

Улучшение демографической ситуации села зависит не только от увеличения естественного прироста населения. Основной репродуктивной частью населения является молодежь, которую необходимо заинтересовать в том, чтобы большинство ее не уезжало из села. Для этого необходимо решать основные проблемы молодежи: трудоустройство, создание условий для нормальной жизни.

Нами было проведено анкетирование жителей по теме «Проблемы молодежи села Суляевки». В анкетировании приняли участие 50 жителей села. В основном это родители учащихся нашей школы.

Анкетирование показало:



  • Большинство жителей довольно, что живет в селе, но многое их не устраивает;

  • Основные условия, по мнению жителей, при которых молодежь может остаться жить в селе – это стабильная работа, развитая социальная сфера, достойный уровень дохода;

  • Большинство жителей не уверено в завтрашнем дне;

  • Основными проблемами, актуальными для молодежи села, они считают: безработицу, проблему трудоустройства.

  • Считают, что ответственность за решение проблем молодежи должно нести государство;

  • Считают, что органы государственной власти, местного самоуправления очень мало влияют на социально-экономическое положение сельской молодежи (в основном в этом заинтересованы образовательные учреждения, центры социума).

III. Заключение

Эта работа позволила проследить уменьшение численности населения села, выявить их причины. Из полученных данных видно, что смертность превышает рождаемость .В селе наблюдается уменьшение количества жителей. Можно сделать вывод, что основными причинами являются миграция и постепенное старение населения. Молодёжь совсем не остаётся в селе, большинство уезжает в г.Саратов, так как перспектив остаться в селе мало. Не зря говорится «Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше».

Если сделать прогноз, то к 2030 году население нашего села будет составлять менее 500 человек. Трудно предсказать, как отразится на численности населения кризис в экономике.

Своевременным стал национальный проект, направленный на изменение сложившейся ситуации в области демографии, на увеличение показателей рождаемости.

Надеемся, что демографическая ситуация страны и нашего села изменятся в лучшую сторону.

Хочется верить, что село наше будет жить и процветать. Ведь в нашем селе живут замечательные люди. Не исчезай, моё село!



Результаты проекта:

Проведя исследование и изучив демографическую ситуацию в нашем селе, мы защитили свой проект на школьном конкурсе социальных проектов.



Наш проект получил высокую оценку.

Список литературы:

  1. Баринова И.И., Дронов В.П., Ром В.Я., «Готовимся к экзамену по географии», Айрис пресс, Москва 2000г.

  2. Воронин В.В. «Экономическая география РФ»,Ч.1,Самара, СГЭА,1997г

  3. Хореев Б.С. «Депопуляционный «взрыв» в России», География в школе,2002г.

  4. Данные статистики администрации Суляевского сельсовета.

  5. Интернет-ресурсы.

  6. Данные Лопатинского Загса.


Приложения

Приложение 1

Численность населения с. Суляевки Табл.1

годы

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

численность населения

1276

1276

1183

1183

1150

1150

1100

1100

1071

1071

1070

1070


Динамика численности населения с.Суляевки


Д

иаграмма1



Приложение 2

Естественный прирост населения Табл.2


Показатель

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Рождаемость

9

5

8

14

13

14

17

10

12

9

14

5

Смертность

23

9

8

23

19

14

12

14

14

10

15

7

Естественный прирост

-14

-4

0

-9

-6

0

+5

-4

-8

-1

-1

-2


Диаграмма 2


Е.П.


Естественный прирост населения

Приложение 3


годы

прибытие

выбытие

сальдо

2002

6

0

6

2003

6

93

-87

2004

0

0

0

2005

0

33

-33

2006

0

0

0

2007

0

50

-50

2008

0

0

0

2009

0

0

0

2010

0

79

-79

2011

0

0

0

2012

0

0

0

2013

0

1

-1
Механический прирост населения Табл.3
Приложение 4

Возрастная структура населения

Табл.4

Возраст (лет)

годы

количество

0-5

2012-2006

61

6-10

2005-2000

53

11-15

1999-1995

63

16-20

1994-1990

79

21-25

1989-1975

106

26-30

1974-1970

87

31-35

1969-1965

27

36-40

1964-1960

35

41-45

1959-1955

40

46-50

1954-1950

91

51-55

1949-1945

94

56-60

1944-1940

52

61-65

1939-1935

58

66-70

1934-1930

62

71-75

1929-1925

70

76-80

1924-1920

31

81-85

1919-1915

28

86-90

1914-1910

3

Диаграмма 3


Приложение 5 Диаграмма 4



Приложение 6

Анкета «Проблемы молодежи села Суляевки»

Здравствуйте, уважаемый житель с.Суляевки!

Ученики нашей школы

проводят социологическое исследование на тему: «Проблемы сельской молодежи нашего села».

Просим Вас принять участие в исследовании, заполнив анкету.

Внимательно прочитайте вопрос и отметьте вариант ответа, соответствующий Вашему мнению. Если у Вас есть свой вариант ответа, то впишите его в строке «Другое» там, где присутствует данный вариант.

Вы можете повлиять на будущее сельской молодежи, ответив честно и искренне на все вопросы анкеты.

Анонимность Ваших ответов гарантируется!

А1. Как давно Вы живете в сельской местности?

1. С рождения

2. Менее 5 лет

3. От 5 до 10 лет

4. Более 10 лет
А2. Какие чувства Вы испытываете по отношению к своему селу, поселку?

(отметьте 1 вариант ответа)

1. Я рад(а), что живу здесь

2. В целом я довол(ен/ьна), но многое не устраивает

3. Не испытываю особых чувств по этому поводу

4. Мне не нравится жить здесь, но привык(ла) и не собираюсь уезжать

5. Хотел(а) бы уехать в город

6. Хотел(а) бы уехать в другой регион России

7. Хотел(а) бы вообще уехать из России

8. Затрудняюсь ответить
А3. Какие чувства Вы испытываете, когда слышите слово «деревенск(ий/ая)»?

1. Стыд, смущение

2. Гордость

3. Равнодушие

4. Другое (напишите свой вариант): __________________________________________________
А4. Что, по Вашему мнению, наиболее важно для того, чтобы молодежь оставалась жить и работать в родном селе? (отметьте не более 3 вариантов ответа)

1. Стабильная работа

2. Собственное жилье

3. Возможность создать «своё дело»

4. Развитая социальная сфера (досугово-развлекательные учреждения, образования, здравоохранения)

5. Достойный уровень дохода

6. Высокий уровень охраны правопорядка

7. Развитая инфраструктура (дороги, связь, коммунальное хозяйство, торговля и др.)

8. Другое (напишите свой вариант) __________________________________________________

А5. Насколько Вы сегодня уверены или не уверены в своем будущем?

1. Вполне уверен(а)

2. Скорее уверен(а), чем нет

3. Не могу сказать точно

4. Скорее не уверен (а), чем уверен(а)

5. Совершенно не уверен(а)
А6. Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом?

1. Полностью удовлетворен(а)

2. Скорее удовлетворен(а)

3. Затрудняюсь сказать точно

4. Не очень удовлетворен(а)

5. Совсем не удовлетворен(а)
А7. Какое из следующих высказываний лучше всего характеризует сегодня материальное положение Вашей семьи?

1. Денег едва хватает на самое необходимое (еда, одежда, коммунальные платежи)

2. Зарабатываем на самое необходимое, но проблематично купить что-либо из бытовой техники

3. Зарабатываем достаточно, но сложно скопить деньги на дорогую вещь (шуба, автомобиль)

4. Можем купить всё на заработанные деньги, кроме очень дорогих вещей (загородный дом или квартира)

5. Нет денежных проблем, при желании могли бы купить дом или квартиру

89.Затрудняюсь ответить
А8. Как Вы думаете, какие проблемы наиболее актуальны для молодежи Вашего района? (Отметьте не более 5 наиболее актуальных проблем)

1.Наркомания

2.Алкоголизм

3. Безработица, проблемы трудоустройства

4. Жилищные проблемы

5. Преступность

6. Финансовые проблемы (низкая заработная плата)

7. Кризис морали в обществе

8. Трудности с организацией досуга

9. Трудности получения качественного образования

10. Проблемы здравоохранения (нехватка врачей, оборудования, высокие цены на лекарства и платные медицинские услуги)

11.Трудности с детскими дошкольными учреждениями (детскими садами)

12. Наплыв мигрантов (выходцев из других стран, этнических общностей)

13. Непонимание со стороны старшего поколения

14.Политическая пассивность молодежи

15. Неактивная позиция муниципальных властей (взяточничество, волокита, грубость, невнимательность со стороны чиновников)

16. Другое (напишите свой вариант):__________________________________________________
А9. Кто, по Вашему мнению, несет ответственность за решение проблем молодежи?

(Отметьте не более 2 вариантов ответа)

1. Органы власти

2. Молодежные организации, движения

3. Каждый индивидуально

4. Образовательные учреждения

5. Предприятия, организации

6. Семья

7. Другое (напишите свой вариант): __________________________________________________

89.Затрудняюсь ответить
А10. Как Вы оцениваете влияние органов государственной власти, местного самоуправления на следующие сферы социально-экономического положения сельской молодежи?

(поставьте в каждой строке цифру, соответствующую Вашему мнению: 5-влияет в значительной степени, 4 – влияют умеренно, 3 – влияют мало, 2 – не влияют, 1 – затрудняюсь ответить)

1.

Трудоустройство молодежи




2.

Обеспеченность молодежи жильем




3.

Получение основного профессионального образования




4.

Получение дополнительного образования




5.

Рождаемость в молодых семьях




6.

Деятельность молодежных общественных организаций




7.

Проведение досуга




8.

Занятия спортом, искусством, хобби





А11. По Вашему мнению, нужна ли областная целевая программа, направленная на решение наиболее актуальных проблем сельской молодежи?

1.Да, безусловно

2.Нет, не нужна

3.Затрудняюсь ответить



Каталог: students
students -> Вегетососудистые дисфункции у детей
students -> Контрольні роботи для студентів заочної форми навчання спеціальності «технологія парфумерно-косметичних засобів»
students -> Ноу сош «Образовательный центр ОАО газпром» Энергетические напитки: бодрость взаймы
students -> Экзаменационные вопросы по дерматовенерологии
students -> Экзаменационные вопросы по дерматовенерологии
students -> Экзаменационные вопросы по дерматовенерологии
students -> Тема курсовой работы для 1 студентов 3-4 курсов фбб мгу
students -> Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005
students -> Недостаточность кровообращения
students -> Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 330200


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница