Черненченко Татьяна Анатольевна
Учитель биологии МБОУ СОШ №3 г. Абинск Краснодарский край.
Нет величия там, где нет простоты, доброты и правды.
Тема урока: Отдел Папоротниковидных. Общая характеристика и значение.
Цель урока: Познакомится с характерными особенностями споровых растений на примере папоротниковидных.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично- поисковые, проблемные
.
Задачи: Образовательные - рассмотреть особенности среды обитания, размножения и распространения папортникообразных.
Развивающая - формировать умение и навыки самостоятельной работы с учебником, выделять главное, делать выводы.
Структура урока:
1. Актуализация знаний - тестовое задание.
2. Объяснение нового материала.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Закрепление и обобщение темы.
5. Подведение итогов и домашнее задание.
Оборудование: наглядные пособие (плакаты, гербарный материал), увеличительные приборы (лупа) видео материал
Ход урока:
Тестовое задание.
-
Из чего вырастает растение у мха?
а) - из зиготы б) – из споры в)- из заростка г)- растет на спорофите.
2.Где находятся мужские женские половые клетки у мхов.
а) - на разных растениях б) –на одном растении
в)- на спорофите г)- на заростке
3. У кукушкина льна обеспечивает оплодотворение …………., а распространение новых растений -…….
Назовите буквы, соответствующие пропущенным словам:
а) - вода б) - Солнце в) - ветер г) – влажная вода.
4. Отдел мохообразных насчитывает:
а) -25 тыс. видов б) –10 тыс. видов
в) –5 тыс. видов г)- 15 тыс. видов.
5. Как размножается мох сфагнум
а) - спорами б) - семенами в)-отростками
6. Что такое зигота?
а) - слияние двух клеток б)- слияние одной клетки
в)- оплодотворение внутри клетки.
7. Что такое спорангий?
а) - коробочка на ножке в которой образуются споры
б) - ложная коробочка со спорами
в) коробочка со спорами и семенами.
8. Какое растение образует торф?
а) - кукушкин лен б) - мох сфагнум в)- другое растение .
Оценочная система : 0- «5» 1-2-«4» 3-5 –«3» и более 5- «2»
ответы 1-в,2-а,3-а,в. 4-а, 5-а, 6-а, 7-а, 8-б.
2.Объяснение нового материала.
Папоротникообразные - свыше 10 тыс. видов. Как и древние родичи хвощей и плаунов, в каменноугольную эпоху представители класса папоротников образовывали могучие леса.
Мы рассмотрим на уроке отдел Папоротниковые– все они имеют вегетативные органы – корень, побег-( стебель и листья ) и размножаются спорами .
Папоротники произошли от потомков псилофитов и представляют одну из наиболее древних групп высших растений. Жизненный цикл у папоротника: происходит чередование поколений, при котором доминирует спорофит- диплоидное растение, у которого есть настоящие корни, стебли и листья с проводящими тканями , а гаметофит редуцирован до крошечного, простого заростка – гаплоидное растение. Папоротники не имеют надземного стебля, развито лишь подземное корневище с придаточными корнями. Представители: щитовник мужской, орляк, сальвиния ( водный папоротник) и т. д. ( показ видео матер.)
Лабораторная работа № 17
Цель: Знакомство с внешнем строением папоротниковидных. 1.Рассмотреть гербарный материал (папоротника), поперечный разрез листа папоротника.
2.Отметить особенности строения листьев у папоротника - двоякоперистораздельные растут верхушкой).Зарисовать и описать цикл развития папоротника.
3. Рассмотреть комнатное растение папоротник – Нефролепес, описать его строение, найти черты свидетельствующие, что это папоротник.
4. Закрепление и выставление оценок.
Папоротник применяется в медицине: из листьев готовят глистогонное средство, подземные корневища и черешки молодых листьев съедобные, но многие папоротники ядовитые и животные в пищу его не используют.
5. Домашнее задание параграф 41.
Слова в словарик женские п. к – архегониями, мужские - антеридиями. Представитель самых крошечных растений – Цератотерис несколько мм. длины – водная сфера. Дикраноптерис – образует обширные заросли. Вайи –листья, спорофит - споровое растение.
Использование литературы:
-
Учебник Н.И.Сонин биология – 6 класс.м.2008 год.
-
Справочник А.Г. Лебедев биология.-м.2006 год.
-
А.С.Родман Ботаника- М. :Колос,2001 год.
-
Большой справочник по биологии-М.: 2 Издательство Астрель» -2000 год.
-
Таблицы в схемах и рисунках- 6-7 класс биологии- М.: « Издат-школа»-2006 год.
Поделитесь с Вашими друзьями: |