Организация объединенных наций запрет на распространение



Pdf просмотр
страница1/13
Дата09.10.2017
Размер1.13 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Доклад за 2014 год
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ЗАПРЕТ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Соблюдать дату снятия запрета на издание:
не подлежит опубликованию или широкому распространению до вторника, 3 марта 2015 года, 12 ч. 00 м.
(центральноевропейское время)
ВНИМАНИЕ!
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ ПО КОНТРОЛЮ НАД НАРКОТИКАМИ

Доклады, опубликованные Международным комитетом по контролю
над наркотиками в 2014 году
Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2014 год
(E/INCB/2014/1) дополняют следующие доклады
Наркотические средства оценка общемировых потребностей на 2015 год
статистические данные за 2013 год (E/INCB/2014/2)
Психотропные вещества статистические данные за 2013 год – оценки
годовых медицинских и научных потребностей в веществах, включенных в
списки II, III и IV Конвенции о психотропных веществах 1971 года
(E/INCB/2014/3)
Прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном
изготовлении наркотических средств и психотропных веществ доклад
Международного комитета по контролю над наркотиками за 2014 год о
выполнении статьи 12 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе
против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
1988 года (Обновленные списки веществ, находящихся под международным контролем, включающие наркотические средства, психотропные вещества и вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, содержатся в последних изданиях приложений к статистическим формам желтый список, зеленый список и красный список, которые также публикуются
Комитетом.
Контактная информация Международного комитета по контролю
над наркотиками
Связаться с секретариатом Комитета можно, обратившись по адресу
Vienna International Centre
Room
E-1339

P.O. Box 500 1400
Vienna

Австрия
Дополнительные возможности связаться с секретариатом Телефон (+43-1)
26060
Факс
(+43-1) 26060-5867 или 26060-5868
Электронная почта Текст настоящего доклада также доступен на веб-сайте Комитета (www.incb.org).

ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
Нью-Йорк, 2015 год
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ ПО КОНТРОЛЮ НАД НАРКОТИКАМИ
Доклад
Международного комитета по контролю над наркотиками за 2014 год
ИЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
В продаже под № R.15.XI.1
ISBN: 978-92-1-048768-9 eISBN: 978-92-1-057170-8
ISSN 0257-3768
© Организация Объединенных Наций Международный комитет по контролю над наркотиками, январь 2015 года.
Все права защищены повсеместно.
Подготовка к изданию Секция английского языка, издательского и библиотечного обслуживания, Отделение Организации Объединенных Наций в Вене.
iii
Предисловие
Перед лицом мировой проблемы наркотиков выяснилось, что судьбы всех стран взаимосвязаны. Прошло более века с тех пор, как международное сообщество признало, что эту проблему можно эффективно решить только коллективными усилиями. Конвенции Организации Объединенных Наций о контроле над наркотиками были разработаны сообществом наций, которые действовали согласованно. Они стали результатом обсуждения и компромисса и отражают широкий консенсус между государствами, о чем свидетельствует тот факт, что практически все государства мира являются их участниками.
Критики нередко изображают международные конвенции о контроле над наркотиками как инструменты запрета и наказания. Даже самое беглое прочтение этих важных документов показывает, что такая интерпретация глубоко ошибочна. Как отмечается в преамбуле к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, целью правовой основы Организации Объединенных Наций в области контроля над наркотиками является охрана здоровья и благополучия человечества. Для выполнения этой важной цели конвенции обеспечивают регулирование законной торговли наркотическими средствами и психотропными веществами и призваны гарантировать наличие этих веществ для использования в терапевтическом лечении нуждающихся в этом лиц независимо от места их проживания. В этих конвенциях государствам рекомендуется принимать меры по содействию профилактике злоупотребления наркотиками, а также лечению и социальной реинтеграции нар- копотребителей, в том числе в качестве альтернативы карательным санкциям. Эти конвенции также обеспечивают основу для выдачи, взаимной правовой помощи и сотрудничества между государствами в борьбе с незаконным оборотом наркотиков ив противодействии насилию и страданиям, которые связаны с этим злом.
Как и все международные конвенции, договорные документы Организации Объединенных Наций о контроле над наркотиками содержат свод обязательных правовых норм и возлагают на государства обязанность принятия правовых, административных и политических мер по осуществлению своих договорных обязательств. Хотя выбор этих мер является прерогативой государств, такие меры не должны выходить за пределы, которые международное сообщество установило для себя в рамках международного правопорядка. Одним из фундаментальных принципов, лежащих в основе международных рамок контроля над наркотиками, закрепленных как в Конвенции 1961 года, таки в Конвенции о психотропных веществах 1971 года, является ограничение использования наркотических средств и психотропных веществ медицинскими и научными целями. Это юридическое обязательство является абсолютными не оставляет возможности для толкования.
Кроме того, как неоднократно отмечал Комитет, меры по контролю над наркотиками осуществляются не в вакууме при реализации этих мер государства должны соблюдать свои международные обязательства в области прав человека. Несмотря на то что Комитет воодушевлен прогрессом, достигнутым членами международного сообщества в принятии мер по контролю над наркотиками, соответствующих признанным на международном уровне нормам в области прав человека, многое еще предстоит сделать. Необходимо, например, обеспечить полномасштабное осуществление Конвенции оправах ребенка, в которой государства-участники договорились принимать все необходимые меры для защиты детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и для предотвращения использования детей в противозаконном производстве и торговле такими веществами. Хотя определение конкретных санкций, применяемых в отношении преступлений, связанных с наркотиками, остается прерогативой государств, Комитет вновь призывает те государства, которые сохраняют и продолжают применять смертную казнь за преступления, связанные с наркотиками, рассмотреть вопрос об отмене смертной казни за такие преступления United Nations, Treaty Series, vol. 520, No. 7515.
2
Ibid., vol. 1019, No. 14956.
3
Ibid., vol. 1577, No. 27531.
На протяжении многих лет Комитет постоянно подчеркивает необходимость принятия всеобъемлющего, комплексного и сбалансированного подхода к осуществлению положений международных договоров о контроле над наркотиками в целях совместного реагирования на мировую проблему наркотиков. В преддверии предстоящей специальной сессии Генеральной Ассамблеи по мировой проблеме наркотиков, которая состоится в
2016 году, стоило бы вернуться к рассмотрению данного принципа это и является темой главы I настоящего доклада.
Одним из важных элементов в принятии сбалансированных и пропорциональных мер является обеспечение наличия наркотических средств для медицинских и научных целей. Действуя в рамках своего мандата в целях оценки законного использования контролируемых на международном уровне наркотиков, Комитет стал одним из первых органов международного уровня, который привлек внимание к серьезным расхождениям среди различных регионов в плане наличия таких наркотиков. В последние два десятилетия Комитет уделял особое внимание этой проблеме и призывал правительства к действию. Несмотря на достигнутый в некоторых регионах прогресс, фактом остается то, что примерно три четверти населения мира проживает в странах, где недостаточен или вовсе отсутствует доступ к лекарственным средствам, содержащим наркотические и психотропные вещества, что приводит к ненужной боли и страданиям.
В решении данной проблемы Комитет не может действовать в одиночку. Комитет особенно высоко ценит неустанные усилия организаций гражданского общества, которые вносят свой вклад в улучшение и расширение в некоторых странах доступа пациентов к этим препаратам в медицинских целях. Правительства должны стремиться к формированию четко функционирующей национальной и международной системы управления снабжением наркотическими средствами и психотропными веществами, которая гарантировала бы избавление людей от боли и страданий путем обеспечения надежной поставки финансово доступных лекарственных средств для нуждающихся в них пациентов, не допуская при этом необоснованной выписки рецептов и утечки лекарственных средств для целей злоупотребления ими.
Сбалансированный подход также предполагает, что меры по сокращению спроса на наркотики должны учитываться в стратегиях и планах действий правительств. Прекращение поставки наркотиков и сокращение спроса на них оказывают взаимодополняющее действие. Одним из главных приоритетов правительств должен стать всеобъемлющий спектр мер по сокращению спроса, включая стратегии первичной, вторичной и третичной профилактики. Без сокращения спроса сокращение предложения не может быть эффективным в долгосрочной перспективе.
В некоторых странах социоэкономические факторы могут способствовать распространению запрещенных наркотиков. Эти факторы должны учитываться как необходимые элементы всеобъемлющего, комплексного и сбалансированного подхода. Незаконное выращивание наркотикосодержащих культур, как правило, переплетается с такими соци- оэкономическими факторами, как отсутствие альтернативных источников средств к существованию, отсутствие доступа к здравоохранению и образованию, бесправие и слабое управление. Таким образом, сокращение и ликвидацию незаконного выращивания нарко- тикосодержащих культур также следует рассматривать в более широком контексте устойчивого развития.
На прошедший год выпало определенное количество гуманитарных кризисов в виде стихийных бедствий и вооруженных конфликтов, которые привели к внезапной и острой потребности в лекарственных средствах, содержащих контролируемые на международном уровне вещества. Комитет вновь акцентирует внимание на сложившемся бедственном положении, а также на тех обязательствах, которые участники вооруженных конфликтов несут в соответствии с нормами международного гуманитарного права, стем чтобы не создавались препятствия предоставлению медицинской помощи гражданскому населению на территориях, находящихся под их фактическим контролем, и не препятствовать доступу населения к необходимым лекарственным средствам, а также напоминает правительствам об упрощенных процедурах, разработанных в этих целях Всемирной организацией здравоохранения В преддверии специальной сессии Генеральной Ассамблеи по мировой проблеме наркотиков, которая состоится в 2016 году, международное сообщество должно принять на себя обязательство по проведению конструктивного международного диалога, который должен быть откровенным, инклюзивным, всеобъемлющими перспективным. Этот диалог также должен быть сбалансированным, способствующим признанию значительных достижений и выявлению тех областей, в которых необходимы улучшения. Посредством наблюдения за осуществлением международных договоров о контроле над наркотиками Комитет также будет способствовать этим усилиям.
В рамках решения мировой проблемы наркотиков все страны сталкиваются с общими вызовами и преследуют общую цель обеспечения здоровья и благополучия своих народов, а действуя вместе – и всего человечества. Для этого международное сообщество будет и впредь опираться на договоры о контроле над наркотиками как на международно-право- вые документы, которые выдержали испытание временем и сохраняют свою актуальность в решении будущих проблем. Все, что требуется, – это неизменная приверженность всех государств действовать согласованно в целях эффективного осуществления этих документов Лочан Найду Председатель Международного комитета по контролю над наркотиками
vii
Содержание

Стр.
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Пояснительные примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . viii
Глава
I.
Применение всеобъемлющего, комплексного и сбалансированного подхода к решению мировой проблемы наркотиков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1

A. Принципы и цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2

B. История вопроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2

C. Элементы всеобъемлющего, комплексного и сбалансированного подхода . . . . . . . . . . . . . .
3

D. Соблюдение норм в области прав человека как неотъемлемый элемент всеобъемлющего, комплексного и сбалансированного подхода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9

E. Рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
II. Функционирование системы международного контроля над наркотиками . . . . . . . . . . . . 13

A. Содействие последовательному осуществлению международных договоров о контроле над наркотиками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

B. Обеспечение осуществления положений международных договоров о контроле над наркотиками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

C. Сотрудничество правительств с Комитетом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

D. Оценка общего выполнения договорных обязательств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

E. Меры, принятые Комитетом для обеспечения осуществления международных договоров о контроле над наркотиками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

F. Специальные темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
III. Анализ положения в мире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

A. Африка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50

B. Америка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Центральная Америка и Карибский бассейн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Северная Америка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Южная Америка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70

C. Азия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Восточная и Юго-Восточная Азия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Южная Азия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Западная Азия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88

D. Европа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96

E. Океания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
IV.
Рекомендации правительствам, Организации Объединенных Наций и другим соответствующим международными национальным организациям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложения I.
Региональные и субрегиональные группы, упоминаемые в докладе Международного комитета по контролю над наркотиками за 2014 год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
II. Текущий членский состав Международного комитета по контролю над наркотиками . . . . . . 121
viii
Пояснительные примечания
Данные, представленные после 1 ноября 2014 года, не могли быть приняты во внимание при подготовке настоящего доклада.
Употребляемые обозначения и изложение материала в настоящей публикации не означают выражения какого-либо мнения со стороны Секретариата Организации Объединенных Наций относительно правового статуса любой страны, территории, города или района или их властей, или относительно делимитации их границ. Для обозначения стран и районов используются названия, имевшие официальный статус на момент сбора соответствующих данных.
Ссылки на доллары ($) означают доллары Соединенных Штатов Америки, если не указано иное.
В настоящем докладе используются следующие аббревиатуры:
3,4-МДФ-2-П
3,4-метилендиоксифенил-2-пропанон
5-MeO-DALT
N,N-диалил-5-метокситриптамин
СДВГ
синдром дефицита внимания и гиперактивности
AMT
альфа-метилтриптамин
АФААН
альфа-фенилацетоацетонитрил
АСЕАН
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
САР
стимуляторы амфетаминового ряда
КАРИКОМ
Карибское сообщество
СИКАД
Межамериканская комиссия по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами
ЭКОВАС
Экономическое сообщество западноафриканских государств
ЕЦМНН
Европейский центр мониторинга наркотиков и наркомании
Европол
Европейское полицейское управление
ССЗ
Совет сотрудничества арабских государств Залива
ГОМК
гамма-оксимасляная кислота га гектар
I2ES
международная система разрешений на ввози вывоз
МККН
Международный комитет по контролю над наркотиками
Интерпол
Международная организация уголовной полиции
МССБ
Международные силы содействия безопасности
ЛСД
диэтиламид лизергиновой кислоты
МДМА
метилендиоксиметамфетамин
МДПВ
метилендиоксипировалерон
ОАГ
Организация американских государств
Ф-2-П
1-фенил-2-пропанон
PEN Online онлайновая система предварительного уведомления об экспорте
PICS
система сообщения о случаях, связанных с прекурсорами
САДК
Сообщество по вопросам развития стран юга Африки
С-УСД
условная суточная доза для целей статистики
ТФМФП
1-(3-трифторметилфенил)пиперазин
ТГК
тетрагидроканнабинол
УНП ООН
Управление Организации Объединенных Наций по наркотиками преступности
ВТаО
Всемирная таможенная организация
ВОЗ
Всемирная организация здравоохранения

1 1. Являющаяся по своему характеру многосторонней и динамичной, мировая проблема наркотиков это один из наиболее серьезных вызовов, с которыми сталкивается современный мир. Прямо или косвенно данная проблема затрагивает каждого и создает серьезную угрозу для здоровья как в результате незаконного культивирования, изготовления, производства, продажи, спроса, оборота и распространения наркотических средств и психотропных веществ, таки как последствие злоупотребления медицинскими препаратами рецептурного отпуска. Мировая проблема наркотиков затрагивает достоинство, безопасность и благополучие всего человечества, особенно детей и молодежи, семей и общин. Проблема наркотиков оказывает разрушающее воздействие на социальную сплоченность, здравоохранение, окружающую среду, национальную безопасность, региональную и международную стабильность, международный мири суверенитет государств. Она подрывает уважение прав человека и верховенство закона, социально-экономическую и политическую стабильность, демократические институты и устойчивое развитие. В тоже время мировая проблема наркотиков как таковая может возникать вследствие слабости системы поддержания правопорядка, социально-экономической и политической нестабильности, а также маргинализации и коррупции в политических, юридических и экономических институтах. Сложность борьбы с мировой проблемой наркотиков объясняется тем, что она может быть как причиной, таки следствием трудных социально-экономических и политических условий. Быстрое распространение и масштабы потребления новых психоактивных веществ демонстрируют динамический характер проблемы наркотиков. Начиная с х годов во всех политических декларациях, планах действий и резолюциях, принятых под эгидой Организации Объединенных Наций в целях решения мировой проблемы наркотиков в целом, отмечаются следующие предпосылки для достижения успеха в борьбе с наркотиками полное соблюдение и всеобщее применение положений трех конвенций о международном контроле над наркотиками и осуществление двух основополагающих принципов, а именно общая и совместная ответственность за решение мировой проблемы наркотиков и применение всеобъемлющего, комплексного и сбалансированного подхода к решению данной проблемы. Ни один из этих элементов не является призывом к объявлению войны наркотикам, не имеющей соответствующего определения, и ни один из них не устанавливает чисто запретительного режима и не попустительствует подавлению прав человека. Конвенции о международном контроле над наркотиками, конечной целью которых является обеспечение здоровья и благополучия человечества, представляют собой согласованный ответ международного сообщества на мировую проблему наркотиков и образуют главную норматив- но-правовую основу контроля над наркотиками. Принцип общей и совместной ответственности определяет рамки для сотрудничества между госу- дарствами-участниками на основе единого понимания проблемы наркотиков, общей цели и необходимости принятия совместных и скоординированных мер. Принцип применения всеобъемлющего, комплексного и сбалансированного подхода определяет стратегическое направление и содержание усилий по достижению совместно согласованной целина основе учета всех взаимосвязанных аспектов мировой проблемы наркотиков и уделения им надлежащего внимания. Подготовка к специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной мировой проблеме наркотиков, которая будет проведена в 2016 году, дает Глава Применение всеобъемлющего, комплексного и сбалансированного подхода к решению мировой проблемы наркотиков

2 ДОКЛАД МККН ЗА 2014 ГОД
международному сообществу возможность проанализировать ход осуществления Политической декларации и Плана действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков 2009 года, оценить достигнутые результаты, пробелы и вызовы в области борьбы с мировой проблемой наркотиков и сформулировать приоритетные направления дальнейших действий. Этот процесс основан на итогах проведенного в 2014 году Комиссией по наркотическим средствам обзора высокого уровня, посвященного ходу выполнения государствами-членами Политической декларации и Плана действий 2009 года. Подготовительный процесс и намеченная на
2016 год специальная сессия Генеральной Ассамблеи открывают широкие возможности для обсуждения оптимальных видов практики и обмена мнениями о моделях и методах анализа различных аспектов мировой проблемы наркотиков. В своих годовых докладах и сообщениях Международный комитет по контролю над наркотиками отмечали продолжает отмечать различные пробелы и проблемы в осуществлении международных конвенций по борьбе с наркотиками. Комитет также всегда подчеркивает центральную роль двух упомянутых в пункте 2 основополагающих принципов. В своем годовом докладе за 2012 год Комитет рассмотрел принцип совместной ответственности в сфере международного контроля над наркотиками. Одним из вопросов, на который Комитет постоянно обращает внимание в своей деятельности, сообщениях и годовых докладах, будь тов связи с различными аспектами проблемы наркотиков, образующих элементы подобного подхода (например, вопросы социальной сплоченности, социальной дезинтеграции и незаконных наркотиков, а также необходимости междисциплинарного подхода для решения этих проблем, или с главной темой его годового доклада, как, например в 2004 году, является необходимость выработки всеобъемлющего, комплексного и сбалансированного подхода к решению мировой проблемы наркотиков. В свете предстоящей специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной мировой проблеме наркотиков, Комитет считает, что повторное рассмотрение принципа сбалансированного, комплексного и всеобъемлющего подхода весьма актуально в нынешнем контексте, когда различные аспекты мировой проблемы наркотиков по-разному проявляются во всех странах, поскольку данная проблема не только воспринимается по-разному, но и может иметь разные последствия в каждой стране См. Официальные отчеты Экономического и Социального Совета,
2009 год, Дополнение № 8 (Е/2009/28), глава I, раздел С Доклад Международного комитета по контролю над наркотика-
ми за 2011 год, глава I.

Каталог: documents -> Publications -> AnnualReports -> AR2014 -> Russian
documents -> Умеренные когнитивные нарушения у больных с сосудистым поражением головного мозга 14. 01. 11 нервные болезни
documents -> Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов специальной медицинской группы по освоению теоретического раздела дисциплины «Физическая культура»
documents -> Программа «Счастливое материнство с желанным ребёнком»
documents -> Новая информация из раздела безопасности использования лекарственного средства
documents -> Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению синдрома зависимости
Russian -> Послание Председателя
AnnualReports -> Докладом о химических веществах прекурсорах 1 и специальным докладом о наличии психоактивных средств, находящихся под


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




©zodomed.ru 2024


    Главная страница