Глава 3
ОКТАВА
Musika est exercitium arithmeticae occultum nescientis se numerare animi
G.-W.-F. Leibniz
(«Музыка есть потаённое арифметическое упражнение души, не умеющей исчислить самое себя»)
Лейбниц
Итак, мы удостоверились в том, что пропорции тетрактиды (1:2:3:4), согласно Тимею, служат «гармонической скрепой» космического тела, а значения чисел Октавы, в которых эти пропорции проявлены, соотнесены со всем многообразием возникших вещей, для которых число выступает основной «динамической характеристикой», отражающей как порядок возникновения, так и способ отношения с космическим целым. Этот грандиозный абстрактный план разделённого единства в своей совокупности формирует «тело времени» - той феноменальной реальности, с которой мы лишь и имеем дело в каждом конкретном случае. Эта реальность является фрактальным подобием Целого – его κυνητη εικον – «подвижной иконой».
Легко заметить, насколько этот подход – кстати, вовсе не являющийся прерогативой только Платона, давшего «квинтэссенцию» повсеместно распространённой в древности доктрины, известной сейчас главным образом в одной специфической её форме - «западной Кабалы» - созвучен столь бурно развившемуся сравнительно недавно фрактально-геометрическому методу анализа нелинейных систем. Естественно, бронзовому веку не было дела до функционального анализа и компьютерного моделирования, но не поразителен ли в высшей степени тот факт, что основные черты современного научного направления, сместившего акцент от описания мира как уравнения к описанию его как «узора» - паттерна, создающего в непрерывном развитии «узоры» всё возрастающей сложности - был парадигматически, в главных чертах и на самой общей основе‚ предугадан в космологических построениях Тимея? Наука заворожена открывшейся перед ней сверхсложностью естественных процессов - но как знать, не есть ли обнаруживаемые ею всё более глобальные закономерности лишь отражения, в конечном итоге, паттерна наиболее общего порядка - законов функционирования самого сознания?
Артур Шопенгауэр в “Die Welt als Wille und Vorstellung” (т.2‚ гл.4), предваряя свою таблицу «основных понятий a priori», говорит следующее:
«Данную таблицу можно рассматривать либо как свод вечных основных законов мира, следовательно, как основу онтологии, либо как главу физиологии мозга, в зависимости от того, принята ли реалистическая или идеалистическая точка зрения, хотя в последней инстанции правильной окажется вторая»1.
Такого рода следствия естественно проистекали из критических прозрений Канта. В приводимой Шопенгауэром таблице чистых (до опытных) оснований познания, пункт 1.1, читаем:
«Существует только одно время, и все различные времена - его части».
И далее (1.8):
«Посредством времени мы считаем»2.
Два этих положения могли бы иллюстрировать учение, развёрнутое Тимеем, но Платон куда более точен: его число есть форма частного времени (как различия - μὴ ὀν) относительно «Единого» (как тождества - το ἑν). В его космосе пропорция тетрактиды (1/2/3/4) образует паттерн развития, согласованный с «четырьмя элементами» натурфилософии, а всё последующее многообразие мира - «движение» и «дыхание» космоса - есть образуемое этим паттерном фрактальное множество значений 3n/2m (где n и m связаны определённым ритмом) чисел конкретного времени, отвечающих гармоническим ступеням обобщённой пифагорейской октавы.
Эту числовую систему в своих наиболее характерных чертах мы хотим предоставить вниманию читателя в качестве обзора музыкального строя‚ известного как квинтовый или пифагорейский строй, - легко опровергающего укоренившееся от начала «века просвещения» и широко распространённое до сей поры мнение, что «совершенная математическая система музыкальной гармонии невозможна»3. Более того, оказывается, что «гармоническими скрепами» связываются - теоретически - любые два числа, только количество требуемых для этого шагов может быть большим или меньшим. Здесь же мы вовсе не касаемся метроритмической организации музыки - компонента её не менее значимого‚ чем звуковысотный состав:
«Мелодия состоит из двух элементов‚ ритмического и гармонического; первый можно назвать также количественным‚ второй качественным... Ритмический элемент наиболее существенен‚ так как он сам по себе без помощи другого элемента может создать некое подобие мелодии‚ что и происходит‚ например‚ на барабане; полная же мелодия требует того и другого. Она состоит в меняющемся разъединении и примирении обоих»;
«подобно тому как в архитектуре регулирующим и объединяющим началом служит симметрия‚ в музыке таковым является ритм»4.
Каждому изучавшему элементарную теорию музыки хорошо известно, что все ноты гаммы могут быть образованы ходами в квинту, если от исходного тона, принятого за основной, брать пятые ступени (вверх либо вниз), и получаемые звуки сводить в исходную октаву, понижая либо повышая их на восемь ступеней. Тем, кому это ничего не говорит, мы попытаемся сей факт как можно убедительнее продемонстрировать, что называется, «на пальцах»; поразительно то, что знанием вышеупомянутого факта, в основном, и ограничивается представление о пифагорейском натуральном строе даже музыкальных специалистов. А ведь именно ему - как станет ясным из дальнейшего - обязана музыка важнейшими своими «материями»: семиступенным ладом‚ двенадцатиполутоновой гаммой и т.п.
До той поры, как темперированный строй вошёл в широкое употребление (т.е. до времён Баха)‚ в основу музыки были положены отношения консонансов, и её «пифагорейская природа» представлялась куда как более очевидной.
Шестнадцатое столетие ознаменовалось всплеском интереса к музыкальной акустике - как столетием-двумя ранее «титаны возрождения» увлекались геометрией и экспериментировали в области перспективы в живописи. Именно Галилео Галилею и францисканскому монаху Марену Мерсенну (внесшему свой вклад также в развитие теории чисел) приписывается открытие закона гармонического колебания струны, - при котором частота колебания обратно пропорциональна длине струны. Впрочем, сей факт на монохорде Пифагора мог бы продемонстрировать уже и Эвклид в III в. до н.э. в приводимом ниже опыте5.
Мерсенном был также описан обертоновый ряд - последовательность частот свободных колебаний струны, соотносящихся как целые числа 1:2:3:4:5... Начальная фаза волны укладывается по всей длине струны, эта деформация порождает вторую волну, укладывающуюся двумя фазами, затем - тремя и так далее, что в сумме даёт единое звуковое впечатление (высоту и тембр) звучащей струны - Фиг. 3.1.
Первый обертон (2) есть гармонический интервал октава, второй обертон (3) - гармонический интервал квинта, с четвёртым уже возникает тоническое трезвучие (до-ми-соль), двенадцать обертонов дают полную семиступенную гамму. Обертоновый ряд заключает в себе первый и наиболее общий закон гармонии - вся музыка, в принципе, могла бы уже основываться на нём одном6. Но второе необходимо условие, как мы убедимся в дальнейшем, есть требование подобия части целому - с тем, чтобы система фиксированного звукоряда стала возможной7.
Вопрос о природе консонанса, или почему одни звуки при сочетании создают приятное (гармоничное), а другие - неприятное (диссонантное) ощущение находит объяснение в явлении обертона: когда длины двух струн связаны простыми числовыми отношениями – 2:1 (октава), 3:2 (квинта), 4:3 (кварта) и проч., то порождаемые ими колебания будут иметь совпадающие звуковые частоты. В случае настройки в октаву основной тон второй струны будет первым обертоном первой струны, в квинту - вторым обертоном, в кварту - второй обертон второй струны будет третьим обертоном первой, и т.д. Или же, сказать иначе, чем ближе основные частоты двух носителей колебаний к простому отношению, тем больше фазовых совпадений - консонансов - возникает между ними, чем оно дальше‚ тем больше проявляется разностных тонов - определяемых как разность основных частот, а также разности обертонов, - низкочастотных «биений», придающих звуку «шероховатость». Эти выводы был сформулированы Германом Гельмгольцем в середине девятнадцатого века в его «Учении о слуховых ощущениях» (1862).
Открытия европейских ученых только послужили подтверждением тех теоретических представлений что‚ как мы знаем‚ были известны гораздо раньше в древней Греции, а равно в Индии и Китае.
Рассмотрим так называемую «настройку арфы Орфея» и эксперимент, связываемый с именем Пифагора. Обучавшие музыке пифагорейцы демонстрировали на опыте, что три струны, натянутые на общей основе‚ резонируют при соотношении их длин 2:3:4. При этом возникают гармонические созвучия октавы - 1-я и 3-я струны, квинты - 1-я и 2-я струны‚ и кварты - 2-я и 3-я струны. В настройке арфы Орфея добавлялась ещё четвёртая - промежуточная - струна, образующая, обратно, кварту с первой и квинту с последней струнами (т.е. верхним и нижним пределами интервала в октаву). При этом две средние струны создают интервал целого тона (9:8). Продолжая эту процедуру, т.е. построив октаву на средней струне и подобрав квинту в новой октаве, мы получим следующую ступень гаммы и так далее, пока не завершим весь звукоряд - Фиг. 3.2.
Это соотношение четырёх струн - тетрахорд - задавало основное правило - гномон - натурального строя античной музыкальной системы.
Вполне вероятно, что древним грекам было удобнее строить звукоряд от си – то есть квинтами вниз, но мы воспользуемся более привычным для нас способом и другой последовательностью ступеней. Назовём исходный тон фа (на самом же деле им может быть любой).
Квинта от фа вверх будет до1 (следующей октавы). Опустим это до1 на октаву вниз. Если начальную фа принять за 1, то до1 или квинта есть 1х3/2=3/2, а до в исходной (т.е. малой) октаве относится к до1 как 1:2, поэтому ступень до получает значение 3/2:2=3/4 и есть кварта к фа – обращённая квинта. Квинтой от до=3/4 вверх будет следующая ступень, «зеркально-симметричная» к фа, т.е. соль=3/4х3/2=32/23=9/8. Мы видим, что коль скоро исходный тон фа получил значение единицы, все образуемые квинтовыми ходами величины будут значениями интервалов относительно фа. В данном случае вторая квинта (32) порождает интервал целого тона (9/8). Но с верхним до1 ступень соль образует кварту (обратную квинте относительно интервала октавы): до1/соль = 3/2 : 9/8 = 4/3.
Порождённая двумя квинтами и двумя квартами в пределах октавы четверица до-фа-соль-до1 с отношением частот 1 : 4/3 : 3/2 : 2 есть основа всех гармонических музыкальных соответствий и аналогична «настройке арфы Орфея» (e1-h-a-e); она же отвечает пропорции космических элементов платонова Тимея как выражению пифагорейского тетракса. На этом моменте вследствие его особой значимости можно остановиться чуточку подробнее. В данное выражение входят все известные пропорциональные отношения, а именно арифметическая, геометрическая и гармоническая прогрессии, а также принцип золотого деления. Закон золотого деления гласит, что меньшая часть так относится к большей, как большая часть - к целому, и в нашем случае наименьшая часть, полученная при делении интервала октавы - 1 тон (9/8) так относится к большей части - квинте, как последняя относится к октаве: 9/8 : 3/2 =3/2 : 2 =3/4. Далее, 3/2 есть среднее арифметическое 1 и 2, 4/3 - среднее гармоническое 1 и 2, а вместе и среднее арифметическое 2/3 и 2. Сам квинтовый способ образования ступеней умножением на 3/2 есть геометрическая прогрессия8. Квинта относится к кварте как октава (3/2:4/3=2), а квинта к 1 тону ─ как кварта (3/2 : 9/8 = 4/3). На основании этих закономерностей связываются пропорциями и все последующие нисходящие интервалы, основанные на тройственном делении четверицы.
Напомним, что отношения пропорции 1:2:3:4 соединяют между собой и геометрические элементы пяти правильных многогранников - платоновых тел (дополняясь в случае икосаэдра и додекаэдра пятёркой9).
Продолжим далее наше построение. От полученной второй квинтой ступени соль отложим вверх следующую квинту: 32/23х3/2=33/24. Эта ступень соответствует ре1 следующей, т.е. первой октавы (33/24>3/2=до1), поэтому мы понижаем её в исходную октаву (как ранее поступили с до1), т.е. делим на два: 33/24:2=33/25 или 27/32 – это интервал малой терции (вниз от исходной фа). Квинта вверх от ре есть 33/25х3/2=34/26 или 81/64 и соответствует ля той же (малой) октавы и интервалу большой терции (вверх от фа). Заметим, что показатель степени 3 для каждого интервала соответствует номеру квинты, посредством которой этот интервал был получен.
Пятой квинтой, взятой от новой ступени ля вверх, или 34/26х3/2=35/27 будет ми1, и её мы сводим в исходную октаву: 35/27:2=35/28 - это интервал диатонического полутона (вниз от фа). Шестая квинта‚ взятая от ми‚ составит 35/28х3/2=36/29 и соответствует си малой октавы, завершая семь «основных ступеней» (вместе с исходной), образованных в следующем порядке:
Поскольку ряд ступеней был понижен на октаву с тем, чтобы занимать положение в одной октаве с фа, некоторые значения интервалов оказались меньше единицы, то есть лежащими ниже фа: до=3/4<1, ре=27/35<1, ми=243/256<1. Три другие ступени располагаются выше фа, поскольку значения их интервалов превышают единицу: соль=9/8>1, ля=81/64>1, си=729/512>1. Все полученные ступени заключены в пределах между до=3/4 и до1 =3/2 - или в октаве до-до1.
Между ступенями‚ расположенными в порядке высотного возрастания‚ разностные интервалы следующие:
ре-до =33/25:3/22=32/23 =9/8,
ми-ре =35/28:33/25=32/23 =9/8,
фа-ми =1:35/28=28/35 =256/243,
соль-фа =32/23:1 =9/8,
ля-соль =34/26:32/23=32/23 =9/8,
си-ля =36/29:34/26=32/23 =9/8,
до1-си =3/2:36/29=28/35 =256/243.
Полученная шестью квинтами семиступенная октавная гамма с разделением на 5 интервалов в 1 тон (9/8) и 2 полутоновых интервала (256/243) в последовательности ТТп/тТТТп/т соответствует натуральной диатонической (мажорной) гамме основных музыкальных ступеней (Фиг. 3.3.).
Как можно заключить из вышеприведённого расчёта, семиступенная диатоника является математическим фактом, вытекающим из природы пропорции 1:4/3:3/2:2 (квинтово-квартового деления октавы). Музыкальный авангардизм существенно поколебал представление о «нерушимости» лада (лежащего, как известно, в основе тональностей) - ведь разделение октавы на семь частей лишь одна из многих возможностей. Тем не менее, семь диатонических ступеней и тональности - не просто «дань традиции» или тем более «вкусу», но имеют прямое отношение к предмету: если живопись вообще может быть «нефигуративной», то и атональность в музыке, очевидно, должна как-то намекать на то, что именно отсутствует.
Отметим ещё для сообразительного читателя: если промежуток октавы, как нами было только что установлено, поделён на семь основных ступеней, то самая октава (с двумя до ─ нижним и верхним) слагается восемью (окта есть восемь) ступенями - 23.
Два основных консонансных - поскольку они являются ближайшими обертонами - отношения 3:2 (квинта) и 4:3 (кварта) при их «сложении» (а в музыке сложение интервалов есть умножение их высотных отношений, основанное на сквозной пропорциональности вида Д/А=Д/С х С/В х В/А) дают интервал октавы‚ равный 2, поскольку 3/2 х 4/3 = 2. Два - ближайший обертон‚ и он с необходимостью вытекает из самой природы волнового движения, выражаемого гармонической кривой - Фиг. 4.1.
Гармоническая кривая - как свидетельствуют математика и физика - суть наиболее общий закон движения: колебаниями или волновыми процессами описываются электромагнитные волны (свет), состояния электронов в атомах, природа микрочастиц‚ а также движения в пространстве – от качания листа до обращения планет. Уравнения классической механики могут быть представлены в виде сумм гармонических кривых посредством разложения в ряды Фурье. В современном направлении синергетики компьютерное моделирование сложных (нелинейных) процессов различной природы - качественный функциональный анализ дифференциальных уравнений - приводит к фигурам тем или иным образом связанных циклов как к «конечным решениям» непредсказуемых иным способом так называемых «хаотических систем».
Учитывая сказанное‚ вовсе не удивительно, что в природе музыки (которую обычно склонны рассматривать только как эстетический феномен), основанной на физическом явлении - волновом колебании воздушной среды - также проявлено основное числовое свойство гармонической кривой, а именно – её свойство двойственности. Это было известно и древним (в этой книге мы говорим лишь об известных вещах), обозначавшим неорганизованную мировую субстанцию - первоматерию или «потенциальный вакуум» (ὔλη - «хюле») двоицей, которая с тем‚ чтобы обнаружить свои проявленные‚ т.е. энергетические свойства‚ должна быть расчленена - численно организована определённым способом‚ в нашем случае - делением 3:2 или следующим за октавой обертоном. Архаический миф орфической религии гласит следующее:
«Ночь выносила Лучезарное Яйцо. Фанет (он же Брахма – «первородный»)‚ выйдя из Яйца (сингулярности), расколол его на две половины - Небо и Землю‚ породив начало всех богов» (1+2=3).
В этом же смысле говорит первый стих первой главы книги Бытия:
«В начале сотворил Бог небо и землю».
Этим отступлением мы вновь акцентируем внимание на онтологических корнях музыки – как в её непосредственном отношении к теории числа и основаниям физики и математики, так и в том особенном мировоззренческом значении, которое ей придавалось эзотерической традицией древних10.
Возвращаясь к анализу музыкальной гаммы, мы должны отметить и то, что паттерн или отношение четверицы 1:4/3:3/2:2 (кварты, квинты и октавы) повторён для любых четырёх ступеней, взятых в последовательном порядке:
В этих «схемах порождения» роль октавы (т.е. тоники), делимой квинтой и квартой - то есть «пассивного элемента» - берёт на себя ступень, полученная на предыдущем этапе (как доминанта), а роль «активного (делящего) элемента» - та ступень, что выполняла роль октавы на предыдущем этапе (как субдоминанта). Так, в октаве до-до1 интервал фа-до1 - квинта в предшествующей октаве фа-фа1, а вновь получаемая ступень соль («уравновешивающий элемент») образуется симметрично к фа квинтой до-соль: как бы зеркальным отражением предыдущей квинты от ступени до (Фиг. 3.2). Между средними членами («порождающим» и «порождённым») всегда лежит интервал целого тона (9/8).
Мы подробно останавливаемся на этих (очевидных для музыкантов) обстоятельствах для того, чтобы прояснить здесь далеко уводящую от собственно музыки параллель. Порядок порождения ступеней соответствует так называемым эволютивным тернерам Кабалы, составленным из букв Несказуемого Имени (тетраграмматона), а их подразделение на «пассивный»‚ «активный» и «уравновешивающий» отвечает трём гунам - принципу, как будет показано ниже, носящему вполне универсальный характер.
«Активный элемент» (Йод (י) - «отец»), налагаемый на «пассивный элемент» (Хе (ה) - «мать»), порождает третий или «уравновешивающий элемент» (Вау (ו) - «сына» либо «дочь»), записываются справа налево (Фиг 3.7.). В следующей по порядку триаде «пассивный» элемент ставится на место «активного» (Хе®Йод), а «уравновешивающий» - на место «пассивного» (Вау®Хе). Пять таких нисходящих тетрад - в числе равных пяти элементам природы или пяти «творческим светам» - расчленяют «пустое пространство» двоицы (Октавы) с образованием семи промежутков и шести промежуточных ступеней: «размерил Вселенную в шесть шагов», как гласят индийские шастры:
«Я есмь Отец и Мать, я – также Сын;
Я есмь душа всего что есть, что было
И что будет»
(Махабхарата 5. 45. 24-28).
В чисто-математическом плане это указывает на определённый симметрический рисунок (паттерн) - повторяемый, как мы увидим в дальнейшем, на всех уровнях строения Октавы.
Приводимая (эзотерическая) трактовка четверицы как генетической основы семитонового разделения октавы-двоицы может быть дополнена двумя следующими числовыми построениями (Фиг. 3.8 а,б). Первое из них следует порядку треугольной Фигуры 3.7., второе включает четыре «четвёрки» (№№ 1-7) полной диатонической гаммы. Интересно, что в первом случае (а) сумма входящих цифр есть удвоенная декада (2х10=20) или виналь, во втором случае (б) она составляет 64 (26) – число Перемен И цзина (!) Если же мы возьмём числовые значения букв Фигуры 3.7. - а именно, י=10, ה=5, ו=6, то их сумма будет
Поделитесь с Вашими друзьями: |