Самообследование деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 7, г. Дубовки Дубовского муниципального района Волгоградской области за 2014 – 2015 учебный год
Общие сведения.
I. Общая характеристика образовательного учреждения.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Дубовки введен в эксплуатацию в 1978 году.
Территория детского сада озеленена насаждениями . На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, клумбы.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», а так же следующими нормативно-правовыми и локальными документами
Законом РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13;
Уставом МКДОУ, а так же следующими нормативно-правовыми и локальными документами;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»;
Конвенцией ООН о правах ребёнка.
Уже стали традиционными в детском саду такие формы работы:
- родительские собрания ежеквартально;
- совместные досуговые мероприятия детей и родителей;
- участие в районных мероприятиях;
- каникулярные недели
Дошкольное учреждение укомплектовано детьми на 100%, что соответствует нормативам наполняемости групп.
Режим работы детского сада: 10 часов, с 7.30 до 17.30 ч, 5-дневная рабочая неделя с выходными днями (суббота, воскресенье).
Вывод: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации. Контингент воспитанников социально благополучный. Преобладают дети из полных семей.
Структура управления образовательным учреждением.
1. Нормативно-правовое обеспечение управления ДОУ
Управление в МКДОУ осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», а так же следующими локальными документами:
Договором между МКДОУ д/с №7 и родителями,
Трудовыми договорами между администрацией и работниками,
Коллективным договором между администрацией и профсоюзным комитетом,
Локальные акты,
Штатное расписание,
Документы по делопроизводству Учреждения,
Приказы заведующего МКДОУ,
Должностные инструкции, определяющие обязанности работников ДОУ,
Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ,
Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в ДОУ,
Положение о Родительском Комитете,
Положение о Педагогическом совете,
Положение об оплате труда работников МКДОУ,
Расписание непосредственно образовательной деятельности,
Технологические карты специалистов и воспитателей,
Циклограммы деятельности педагогов,
Перспективные планы работы воспитателей и специалистов,
В течение учебного года продолжалась работа по созданию и обогащению нормативно- информационного обеспечения управления. Используются унифицированные формы оформления приказов. Управление осуществляется на аналитическом уровне.
2. Формы и структура управления
1. Структурно - функциональная модель управления МКДОУ д/с №7
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» на основе принципов единоначалия и самоуправления. Руководство деятельностью МКДОУ осуществляется заведующим МКДОУ, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем. Заведующий осуществляет непосредственное руководство детским садом и несет ответственность за деятельность учреждения.
Формами самоуправления детским садом являются:
- Общее собрание трудового коллектива МКДОУ;
- Педагогический совет МКДОУ;
- Родительский комитет МКДОУ.
Материально-техническое обеспечение.
За период 2014-2015 учебный год было приобретено:
- пылесос,
- детская мебель (стулья, столы),
-игровые модули.
План хозяйственных работ на следующий год:
Ремонт:
- замена окна на окно ПВХ в младшей группе.
Условия осуществления образовательного процесса
На 01.08.2015 года в дошкольном учреждении функционировало 6 дошкольных групп. Все группы общеразвивающей направленности.
Среднесписочный состав детей – 134 человека.
Воспитательно-образовательный процесс вели 13 педагогов.
Из них: 9 воспитателей,4 специалиста: инструктор по физической культуре, учитель-логопед, 2 музыкальных руководителя.
Анализ педагогического состава по стажу работы в ДОУ.
Период работы
|
Количество
|
1-5 лет
|
4/12. 3%
|
5-10 лет
|
2/12. 2%
|
10-15 лет
|
2/12. 2%
|
15-20 лет
|
0
|
Свыше 20 лет
|
5/12. 4%
|
Условия обучения и воспитания
В ДОУ созданы все условия для полноценного физического и психологического развития детей, обучения и воспитания, для производственной работы персонала, творческого роста педагогов. Накопительный опыт воспитательно-образовательной работы позволяет заложить фундамент знаний воспитанников, обеспечить уровень, соответствующий федеральному государственному стандарту дошкольного образования, закону РФ «Об образовании».
Структура содержания образования в ДОУ
В 2014-2015 учебном году педагогический коллектив МКДОУ д/с № 7 работал по Программе «Детский сад 2100».
В работе использовались парциальные программы:
-Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни.
Автор: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
- Программа. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Авторы: (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина)
- Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
- Программа « Здоровье» .автор: В.Г. Алямовская
- Программа «Театр физического воспитания для дошкольников» автор: Н.Н. Ефименко
- Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» авторы: Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина.
-Программа «Семицветик» авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова.
- Программа «Гармония» авторы: К. В. Тарасова
- Программа «Музыкальные шедевры» автор О. П. Радынова
Воспитанникам ДОУ предлагалось также дополнительное образование в следующих кружках:
- Секция «Ритмика» (под руководством инструктора по физической культуре);
- хоровое пение (под руководством музыкального руководителя).
Вся работа коллектива ДОУ в 2014-2015 учебном году велась согласно годового плана и его основных задач:
1. Совершенствовать работу по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через внедрение здоровьесберегающих технологий.
2. Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи по патриотическому воспитанию.
По реализации первой годовой задачи в ДОУ соблюдались все условия для сохранения жизни и здоровья детей, велся систематический контроль за соблюдением инструктажей по охране жизни и здоровья детей, проводились профилактические мероприятия по соблюдению требований инструкций.
Был проведен Установочный педсовет. Цель: наметить перспективу работ на новый учебный год исходя из анализа результатов работы предыдущего года. Осознание педагогами ответственности за результат воспитания и развития детей в ДОУ.
Для решения первой задачи был проведен тематический педсовет «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении физического и психического здоровья детей».
Семинар-практикум «Охрана и укрепление здоровья детей» подготовили и провели инструктор по физической культуре Фаненштиль О.С.и воспитатель старшей группы Битюцкая М.А.. также был проведен семинар «Игра – важная и эффективная форма социализации ребенка», подготовленный и проведенный старшим воспитателем Голошубова С.А.
С молодыми воспитателями был проведен круглый стол: «Организация здоровьесберегающей среды в группе» и со всеми педагогами консультации «Социальное здоровье детей», «Игра – среда здоровьесбережения»
На педсовете были подведены итоги тематического контроля «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении физического и психического здоровья детей», предъявлены результаты просмотра утренней гимнастики во 2 младших группах. Воспитателем старшей группы Шмаковой О.Н. была показана прогулка с применением игровых оздоровительных технологий (гимнастики, массажа, дыхательных упражнений и тд.).
В детском саду созданы условия для двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Инструктор по физической культуре и педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей (проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, динамические паузы, гимнастику после сна, подвижные и спортивные игры, спортивные досуги и праздники). Проводились оздоровительные, профилактические и противоэпидемические мероприятия, включающие в себя:
- систему эффективных закаливающих процедур, разработанных для каждого возраста, с учетом группы здоровья ребенка:
- контрастное закаливание ног;
- контрастные воздушные ванны;
- босохождение;
- точечный массаж;
- полоскание горла и рта;
- максимальное пребывание детей на свежем воздухе;
- мероприятия по укреплению иммунитета в период обострения гриппа;
- вакцинация детей согласно национальному календарю профилактических прививок. Все дети привиты по возрасту, своевременно.
- усиление контроля за санитарным состоянием в ДОУ.
Все оздоровительные мероприятия, которые были запланированы в начале учебного года, были выполнены.
В учебном году проводились «Дни Здоровья», спортивные праздники и развлечения с привлечением родителей.
Гибкое сочетание базового и дополнительного образования в ДОУ позволяет уделять более пристальное внимание здоровью и физическому развитию детей. В ДОУ продолжает свою работу спортивная секция «Ритмика», которую посещали 10 детей средней группы.
В физическом развитии детей прослеживается положительная динамика, что видно из следующей таблицы.
Уровень физического развития.
Год
|
1-ый уровень (высокий)
|
2-ой уровень (средний
|
3-ий уровень (низкий)
|
% выполнения Программы
|
2013-2014
|
19,2%
|
65,7%
|
15,1%
|
84,9%
|
2014-2015
|
28,3%
|
62,4%
|
9,3%
|
90,7%
|
Для реализации второй годовой задачи были проведены следующие мероприятия:
Педсовет на тему: «Воспитание гражданина. Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», где были подведены итоги тематической проверки.
Был проведен Конкурс на лучшее оформление информации в родительских уголках в группах по патриотическому воспитанию.
Старшим воспитателем Голошубовой С.А. и воспитателем Марковой Г.Н. был проведен семинар: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников». Открытое занятие по патриотическому воспитанию в ст. гр. «Символика России», показала воспитатель старшей группы Битюцкая М.А., а занятие по народному фольклору в ср. гр. – воспитатель Шишлянникова Т.В.
Консультацию с педагогами «Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей» провела воспитатель Шишлянникова Т.В.
По итогам работы за прошедший год заметен рост показателей выполнения программы по патриотическому воспитанию. Это связано с особенностями организации воспитательно-образовательного процесса и более ответственным подходом воспитателей к работе в этом направлении.
В прошедшем учебном году учителем-логопедом Ляховой Ю.В. было обследовано 53 детей. Из них 21 детей были зачислены для занятий в логопункте.
В целом динамика работы учителя-логопеда по эффективности положительная.
Из общего количества детей (21ребенок), нуждающихся в коррекции речевых нарушений к концу учебного года осталось 4 ребенка. Вместе с тем, в ДОУ большое количество детей среднего, старшего дошкольного возраста, нуждающихся в логопедической помощи. Это связано как с увеличением количества детей, поступающих в детский сад и имеющих в своем анамнезе речевые нарушения, так и с ослабленным вниманием со стороны педагогов к звуковой культуре речи на занятиях по развитию речи и в свободной деятельности. В связи с этим, в следующем учебном году необходимо обратить особое внимание на совершенствование работы по развитию речи.
В 2014-2015г. была запланирована работа по изучению ФГОС ДО
В следующем учебном году планируется работа по введению ФГОС в работу ДОУ: создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС ДО, разработка Дорожной карты, внесение изменений и дополнений в Образовательную программу ДОУ.
Педагоги детского сада повышают свое педагогическое мастерство, своевременно проходят процедуру аттестации, подтверждая или повышая свою квалификационную категорию.
В сводной таблице отображается анализ качественного состава педагогического коллектива ДОУ.
Анализ качественного состава педагогического коллектива ДОУ
Учебный год
|
Образование
|
Категория
|
Курсы повышения квалификации
|
Высшее
|
Сред.
профес.
пед.
|
Высшая
|
1
|
2
|
Соотв.зан.долж
|
|
Начало
|
6
42.8%
|
7
57.1%
|
|
|
|
2
|
7
50%
|
Конец
|
6
50%
|
7
50%
|
|
|
|
2
|
9
64.2%
|
Перспективы на 2015-2016 уч.год
|
-
|
-
|
-
|
3
|
-
|
2
|
4
28.5%
|
Таким образом, проведенная в течение 2014-2015 учебного года работа с кадрами позволила достигнуть следующих результатов:
-
к концу учебного года 8 педагогов имеют квалификационные категории;
-
некоторые педагоги прошли курсы повышения квалификации (21,4%);
-
нет текучести педагогических кадров.
За прошедший год значительно повысился уровень методической активности педагогов.
В 2014-2015 учебном году педагоги нашего детского сада участвовали в различных мероприятиях, принимали участие в работе районных методических объединений.
Состояние здоровья детей
Одним из важных показателей здоровья детей является заболеваемость.
Анализ заболеваемости
-
Критерии
Год
|
2013-2014
|
2014-2015
|
Среднесписочный состав
|
132
|
134
|
Число случаев заболеваемости
|
541
|
470
|
ОРЗ
|
493
|
436
|
Число пропусков одним ребенком по болезни
|
4
|
3.5
|
В прошедшем учебном году при углубленном осмотре детей узкими специалистами выявлены следующие группы здоровья дошкольников.
Группы здоровья дошкольников
-
Год
|
Всего детей
|
1-я группа здоровья
|
2-я группа здоровья
|
3-я группа здоровья
|
4-я группа здоровья
|
2013-2014
|
132
|
37 / 27%
|
85 / 64%
|
4/ 3%
|
1 / 0,7%
|
2014-2015
|
134
|
50 / 37 %
|
79 / 59%
|
3/ 2.2%
|
2 / 1.5%
|
Из приведенной таблицы видно, что большинство детей имеют 2-ю группу здоровья. Причиной этого является то, что в детском саду воспитываются 23 ребенка, которые часто болеют. Рост заболеваемости связан с большим количеством детей младшего дошкольного возраста и носит сезонный характер. Большую роль в заболеваемости играет формирование иммунитета у детей в адаптационный период. На конец учебного года осталось 2 ребенка с 4-ой группой здоровья (как и было на начало года - дети инвалиды).
Адаптация детей к условиям ДОУ в 2014-2015 учебном году прошла удовлетворительно. У большинства детей она протекала в легкой и средней степени тяжести.
В дошкольном учреждении хорошо организована работа по охране жизни и здоровья воспитанников. Благодаря приведению в систему работы по охране жизни и здоровья участников образовательного процесса в течение года в ДОУ не отмечено вспышек инфекционных заболеваний и случаев травматизма среди воспитанников и сотрудников. Дополняются инструкции и систематически проводятся инструктажи по охране труда и технике безопасности. Проводилась работа с педагогами и родителями по формированию ЗОЖ.
Но, на наш взгляд, проблемным все-таки является формирование мотивов и ценностей здорового образа жизни у каждого ребенка, так как все мероприятия по укреплению здоровья осуществляются по инициативе взрослого. Дети старшего дошкольного возраста недостаточно самостоятельны в выполнении правил ЗОЖ.
Актуальным остается обеспечение целостного подхода к формированию здоровья детей и развитию двигательных способностей. И успех в воспитании здорового ребенка может быть достигнут только в результате совместных усилий воспитателей, медицинского работника, а самое главное – семьи, которая играет решающую роль в формировании личности ребенка.
Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья и формирование привычки к здоровому образу жизни не утратила своей актуальности, и в своей дальнейшей работе мы будем продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья и формированию привычки к здоровому образу жизни у детей, и как можно активнее привлекать к этой проблеме родителей.
Сравнительный анализ умений и навыков по образовательным областям
Анализ мониторинга образовательного процесса позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок усвоения образовательных областей программы: наилучшие показатели: физическое развитие, познавательное развитие несколько ниже – речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, далее - социально-коммуникативное развитие.
Причины: несвоевременное оказание методической помощи, недостаточная компетентность педагогов, недостаточное количество методической литературы.
Образовательная область «Физическое развитие»
|
Несмотря на то, что в целом реализация образовательной области находится на достаточном уровне, для укрепления здоровья воспитанников нужно решить следующие проблемы: повышение эффективности закаливающих процедур, формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни; воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; развитие мотивационных установок по профилактике болезней.
|
Усвоения программы по развитию физических качеств, овладение основными движениями, формированию у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании находится на достаточном высоком уровне. Наиболее хорошие навыки у воспитанников сформированы в ходьбе, беге, равновесии, ползании и лазании; несколько ниже – в метании, прыжках;
|
|
наиболее низкие (по-прежнему) – в обучение спортивным упражнениям и играм. Причина - недостаточное создание условий и оборудования.
|
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
|
Уровень усвоения данной развития невысокий.
Выявлены проблемы в организации и руководстве сюжетно-ролевыми играми. Причина - приоритет в организации обучающих игр, нарушение баланса между игровой и другими видами деятельности.
Воспитанники знают элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения, однако часто не соблюдают,
|
не умеют решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи. Причина: отсутствие единых подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи
Достаточные знания у воспитанников о себе, семье, родном городе. Однако формирование у старших дошкольников гражданской принадлежности, патриотических чувств, остается не достаточно высоким. Причина: отсутствие системы планирования, недостаточная подготовленность воспитателей.
|
Образовательная область «Познавательное развитие»
Анализ мониторинга позволил выстроить следующий рейтинговый порядок реализации задач образовательной области: наивысшие показатели по формированию элементарных математических представлений, несколько ниже - по сенсорному развитию; наиболее низкие - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей и развитию познавательно-
|
|
исследовательской и продуктивной деятельности;
Проблема: недостаточное развитие исследовательской и творческой проектной деятельности.
|
Образовательная область «Речевое развитие»
|
Реализация задач овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми находится на недостаточно высоком уровне.
Причины: особенности контингента воспитанников (около 30% воспитанников нуждаются в коррекции речи).
|
Формирование интереса и потребности в чтении находится на высоком уровне. Однако необходимо подобрать литературные произведения в соответствии с программой «Детский сад 2100»
|
|
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие
|
Реализация образовательной области находится на среднем уровне, этому способствует целенаправленная работа коллектива по данному направлению. Положительная динамика по сравнению с прошлым годом отмечается по развитию продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), значительно повысился уровень развития детского творчества.
|
Однако задача приобщения дошкольников к изобразительному искусству решена не полностью.
Причина: не достаточная включенность педагогов в данный процесс, не полное наличие произведений искусства.
|
Наиболее высокие показатели отмечается по музыкально-ритмическим движениям, по развитию певческих навыков и способности восприятия музыкальных произведений, несколько ниже - воспроизведения музыкально-ритмического рисунка посредством игры на музыкальных инструментах.
|
|
По-прежнему сложнее детям даются задания творческого плана. Низкий уровень развития отмечался у детей, которые не занимались систематически на музыкальных занятиях. Отсутствие детских музыкальных инструментов.
Выводы:
Педагоги обеспечили реализацию основной общеобразовательной программы МКДОУ на достаточном уровне.
Однако необходимо усилить работу по формированию представлений о здоровом образе жизни и соблюдению элементарных правил здорового образа жизни, развитию интереса к проектной деятельности, проявления эмоциональной отзывчивости детей в деятельности и общении, развитию у воспитанников диалогической и связной речи, развитию речевого творчества, формированию культуры общения, соблюдению детьми элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения, ознакомлению с Россией, ее историей, культурой и традициями, приобщению дошкольников к изобразительному искусству.
По анализу выполнения программы можно сделать следующие выводы.
Положительное влияние на качество усвоения детьми программного материала оказывает:
-
высокий профессиональный уровень педагогов;
-
использование методов и приёмов развивающего обучения, дифференцированного подхода к детям;
-
интеграция всех участников педагогического процесса и родителей;
-
обеспеченность педагогического процесса методической литературой и пособиями по программе;
-
создание предметно-развивающей среды в группах и кабинетах;
-
контроль за организацией и проведением педагогического процесса.
В школы города в прошедшем учебном году выпущено 19 детей.
Таким образом, за 2014-2015 учебный год коллектив ДОУ добился определенных успехов в воспитании и обучении детей. Итоги мониторинга детей, повышения квалификации и аттестация педагогов ДОУ показали, что в целом результаты работы за 2014-2015 учебный год хорошие. Мы считаем, что задачи и основные направления этого учебного года являются выполненными.
Достижения и награды за прошедший учебный год:
-
Воспитанники детского сада приняли участие в районном конкурсе Маленький эрудит, участница была награждена грамотой «Самый смелый»
-
Участвовали в городском конкурсе «Мой любимый детский сад», награждены грамотой и ценным подарком.
-
Награждены грамотой за участие в конкурсе Зеленый огонек.
-
Педагоги награждались Грамотами Отдела по образованию.
Все успехи и достижения стали возможны в результате того, что в МКДОУ созданы все необходимые условия для успешного развития личности каждого ребенка и каждого взрослого в единой воспитательно-образовательной системе (ребенок – семья – детский сад), а также проведена глубокая эффективная работа по повышению профессионального мастерства и развитию творчества педагогов через систему методической работы в ДОУ, курсы повышения квалификации и саморазвития каждого воспитателя.
Руководствуясь результатами анализа педагогической работы за прошедший учебный год, педагогический коллектив поставил новые задачи на 2015-2016 учебный год:
1.Продолжить работу по организации здоровьесберегающего пространства как среды воспитания здорового ребенка.
2.Развивать познавательный интерес, интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка через проектно-исследовательскую деятельность.
Миссия МКДОУ: Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранения их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, развитие умственных и творческих способностей, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Заведующий _________________________ И. С. Цыганова
Поделитесь с Вашими друзьями: |