.
-
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки 040100.62 «Социология», изучающим дисциплину «Макроэкономика».
Программа разработана в соответствии
Ученым Советом ГУ-ВШЭ, протокол от 02.07.2010 г. №15
Образовательной программой направления 040100.62 "Социология" подготовки бакалавра
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 0040100.62 «Социология» утвержденным в 2011г.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Макроэкономика» являются:
-
Формирование у студентов экономического мышления, необходимого для понимания ими сущности важнейших проблем общества и формированию экономического подхода к их решению.
-
Получение первичных знаний об основных макроэкономических процессах и явлениях, происходящих в обществе.
-
Получение знаний о принципах функционирования основных макроэкономических процессов и явлений, происходящих в стране.
-
Приобретение навыков в использовании современных подходов к изучению закономерности динамики совокупных, агрегированных величин национального хозяйства.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
-
Закономерности функционирования современной экономики на макроуровне.
-
общий понятийный аппарат экономической теории и макроэкономики;
-
общие сведения о макроэкономике
-
основные макроэкономические проблемы и их количественные показатели.
-
основные принципы анализа макроэкономических процессов и явлений, происходящих в государстве.
Уметь
-
моделировать рыночные процессы, используя современные подходы к изучению макроэкономики в анализе экономической политики государства.
-
анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;
-
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций национальной экономики, предлагать способы их решения с учетом социально-экономических последствий;
-
самостоятельно осваивать прикладные знания макроэкономики, необходимые для работы в конкретных сферах юридической практики;
-
адекватно использовать понятийный аппарат макроэкономической теории при объяснении реальных экономических процессов;
-
– использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
-
анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;
Иметь навыки (приобрести опыт)
-
методологией экономического исследования; навыками постановки целей и
эффективных средств их достижения на основе экономического анализа
-
самостоятельного анализа конкретных ситуаций, встречающихся в хозяйственной практике с позиций макроэкономического подхода;
-
методологией макроэкономического исследования;
-
– современными методиками расчета и анализа макроэкономических показателей, характеризующих экономические процессы иявления на макроуровне;
-
– навыками анализа и интерпретации информации, содержащейся в различных отечественных и зарубежных источниках;
-
– навыками выявления тенденций в развитии социально-экономических процессов.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Общекультурные компетенции (ОК)
Професиональные компетенции (ПК)
|
ОК-1
ОК-2
ОК-3
ОК-4
ОК-5
ОК-6
ОК-7
ОК-8
ОК-9
ОК-10
ПК-4
ПК-7
ПК-8
ПК-10
ПК-12
|
Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и
выбору путей её достижения.
Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.
Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартныхситуациях и готовность нести за них ответственность.
Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.
Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации.
Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать
средства развития достоинств и устранения недостатков.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой
мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
Способность использоватьосновные положения и методы гуманитарных и социально-
экономических наук при решении профессиональных задач.
Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы
Способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных игуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической
деятельности.
Способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских ианалитических разработок в соответствии с нормативными документами.
Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений,
экспертных заключений и рекомендаций.
Способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки иумения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической иконсалтинговой деятельности.
Способность и умение использовать полученные знания в преподаваниисоциологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарныхдисциплин).
|
Лекционные занятия , семинарские занятия с разбором проблемных ситуаций.
Семинарские занятия, кейсы
Семинарские занятия, кейсы
Лекционные занятия , семинарские занятия
Семинарские и практические занятия
Лекционные занятия , семинарские занятия
Семинарские, практические занятия.
Лекционные занятия , семинарские занятия с разбором проблемных ситуаций.
Семинарские, практические занятия.
Семинарские занятия
Семинарские, практические занятия.
Практические занятия
Семинарские занятия
Лекционные занятия , семинарские занятия.
Лекционные занятия, семинарские занятия с разбором проблемных ситуаций.
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к базовому блоку гуманитарного и социально –экономического цикла дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку бакалавра для направления 040100.62 "Социология".
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: микроэкономика, история, философия, психология, социология, алгебра, математическая статистика.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
В части общекультурных компетенций (ОК)
-
Знать и уметь применять основные положения экономической науки (макроэкономики) при решении социальных задач (ОК-4, ОК-5, ОК-9, ОК-10).
-
знать базовые ценности мировой культуры и готовность опираться на них в своемличностном и общекультурном развитии (ОК -1);
-
владеть культурой мышления, уметь логически верно, аргументировано и ясно
строить устную и письменную речь (ОК - 2);
-
иметь навыки обучения в различных формах, включая самообразование (ОК-6, ОК -7);
-
осуществлять деловое общение: публичные выступления, электронные коммуникации и т.д. (ОК - 9)
В части профессиональных компетенций:
-
уметь использовать нормативные правовые документы в учебных целях (ПК 4, ПК-8);
-
уметь использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности(ПК – 4, ПК-10);
-
уметь использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (ПК-12).
Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
|
Тема 1. Введение. Макроэкономическая структура национальной экономики
|
6
|
1
|
-
|
5
|
|
Тема 2. Основные характеристики функционирования и структуры национальной экономики
|
10
|
2
|
2
|
6
|
|
Тема 3. Макроэкономическое равновесие.
|
14
|
2
|
2
|
10
|
|
Тема 4. Макроэкономическая нестабильность. Теории цикла.
|
10
|
2
|
2
|
6
|
|
Тема 5.Инфляция как форма экономической нестабильности..
|
10
|
2
|
2
|
6
|
|
Тема 6. Деньги и денежный рынок.
|
12
|
2
|
2
|
8
|
|
Тема 7. Кредитно-денежная политика.
|
8
|
2
|
2
|
4
|
|
Тема 8. Налоги и бюджетно-налоговая политика.
|
12
|
2
|
2
|
8
|
|
Тема 9.Социальная политика.
|
7
|
1
|
2
|
4
|
|
Тема 10. Теория экономического роста
|
8
|
1
|
-
|
7
|
|
Тема 11. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике.
|
11
|
1
|
2
|
8
|
|
ИТОГО
|
108
|
18
|
18
|
72
| Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
|
Форма контроля
|
4 модуль
|
Параметры **
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Текущий
(неделя)
|
1 контрольная работа
|
|
|
*
|
|
письменная работа 50 минут.
|
Работа на семинарах, самостоятельная работа (тесты, задачи, развернутые вопросы)
|
|
|
|
|
Не входит в РУП. Предлагаются накопительные баллы.
|
Итоговый
|
Экзамен
|
|
|
|
*
|
Письменный экзамен интегрированный в тестовой форме -50 минут
|
6.1.Критерии оценки знаний, навыков
Формы контроля:
Текущий:
-
работа на семинарах, включая написание самостоятельной работы на каждом семинаре;
-
обязательный промежуточный контроль – 1 контрольная работа.
Итоговый: экзамен
Критерии оценки работы на семинарах (лекциях):
достаточный уровень владения терминологией и знаниями лекционного курса, свободное обсуждение основных проблем темы , предложения о принятии решений проблемных ситуаций, аргументированное обоснование излагаемой личной позиции, выдвижение альтернативных подходов решения поставленных проблем, критический подход к результатам личной работы.
Критерии оценки контрольной работы:
Контрольная работа содержит ряд тестовых заданий, задач и проблемных вопросов. Правильно выполненными считаются :указание правильного ответа в открытом тестовом задании, правильно решенная задача, и полное аргументированное изложение проблемного вопроса или практической ситуации. За каждое правильно выполненное задание присваивается накопительные баллы, которые суммируются и переводятся в 10-балльную систему.
Критерии оценки за экзамен:
Экзаменационный тест содержит ряд тестовых заданий, задач и проблемных вопросов охватывающих все темы курса. За каждое правильно выполненное задание присваивается накопительные баллы, которые суммируются и переводятся в 10-балльную систему.
Содержание дисциплины
Тема 1. Введение. Макроэкономическая структура национальной экономики
Макроэкономика — особый раздел экономической теории. Методы макроэкономического анализа. Система макроэкономических взаимосвязей основных секторов народного хозяйства. Равновесное функционирование национальной экономики.
Тема 2. Основные характеристики функционирования и структуры национальной экономики
Общественный продукт: сущность, показатели измерения. Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт (ВВП) и методы его расчета. ВВП в процессе перераспределения. Валовой национальный продукт. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Методология исчисления основных макроэкономических показателей. Номинальные и реальные показатели, индексы цен. Национальное богатство и чистое экономическое благосостояние модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия
Семинар по теме 2. Основные характеристики функционирования и структуры национальной экономики.
Основные обсуждаемые вопросы (всего 2 часа):
Общественный продукт: сущность, показатели измерения. Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт (ВВП) и методы его расчета. ВВП в процессе перераспределения. Валовой национальный продукт. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Методология исчисления основных макроэкономических показателей. Номинальные и реальные показатели, индексы цен. Национальное богатство и чистое экономическое благосостояние модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия
Базовый учебник:
Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Т.15, с. 374-382.
Основная литература:
1. Бурда М., Виплош Ч.1 с.27-47.
-
Мэнкью Н.Г. Гл.2,3.
-
Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Гл. 9
-
Матвеева Т.Ю.Тема 2 с. 51-75.
Тема 3. Макроэкономическое равновесие.
Классическая модель рыночного равновесия.
Совокупный спрос и совокупное предложение. Формирование экономического равновесия системы. МодельAD – AS. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке.
Кейнсианская модели. Сбережение, потребление, инвестиции: склонность к сбережению и потреблению. Эффект мультипликатора. Равновесный объем производства в кейнсианской модели. Упрощенная модель «Кейнсианский крест».
Семинар по теме 3 Макроэкономическое равновесие.
Основные обсуждаемые вопросы (всего 2 часа):
Классическая модель рыночного равновесия.
Совокупный спрос и совокупное предложение. Формирование экономического равновесия системы. МодельAD – AS. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке.
Кейнсианская модели. Сбережение, потребление, инвестиции: склонность к сбережению и потреблению. Эффект мультипликатора. Равновесный объем производства в кейнсианской модели. Упрощенная модель «Кейнсианский крест».
Базовый учебник:
Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Гл.20, стр.485-502
Основная литература:
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Гл.4 с. 70-92; Гл. 5, с. 93-107.
2. Бурда М., Виплош Ч. Гл. 10.11,13,14, стр. 229-276, 299-354
3. Мэнкью Н.Г. Гл.30,31, стр. 515-557
4. МатвееваТ.Ю. Т.3, с. 123-161
Тема 4 Макроэкономическая нестабильность. Теории цикла.
Экономический цикл и его фазы. Причины экономических циклов. Классификация и периодичность кризисов. Особенности в подходах к проблеме циклов. Принцип акселерации. Модель мультипликатора-акселератора. Безработица. Типы безработицы. Определение уровня безработицы. Теории занятости. Экономические и социальные издержки безработицы. Закон Оукена.
Семинар по теме 4. Макроэкономическая нестабильность. Теории цикла.
Основные обсуждаемые вопросы (всего 2 часа):
Экономический цикл и его фазы. Причины экономических циклов. Классификация и периодичность кризисов. Особенности в подходах к проблеме циклов. Принцип акселерации. Модель мультипликатора-акселератора. Безработица. Типы безработицы. Определение уровня безработицы. Теории занятости. Экономические и социальные издержки безработицы. Закон Оукена.
Базовый учебник:
Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Гл. 15, с. 373-383.
Основная литература:
-
Агапова Т.А., Серегина С.Ф Гл. 3, с.46-70
-
Бурда М., Виплош Ч.5, Гл.13,14. С. 275-325.
-
ГрязноваА.Г.иДумнаяН.Н. Т.3. С.107-123; Т.4. С.128-160.
-
Т.Ю.Матвеева. Т.4. С.201-224; Т.5. С.243-256.
Тема 5. Инфляция как форма экономической нестабильности.
Сущность и причины инфляции, проблемы ее измерения. Особенности современной инфляции. Измерение инфляции. Виды инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Стагфляция. Социально-экономические последствия инфляции. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика. Долгосрочные антиинфляционные меры. Особенности инфляционных процессов в России.
Семинар по теме 5.Инфляция как форма экономической нестабильности.
Основные обсуждаемые вопросы (всего 2 часа):
Сущность и причины инфляции, проблемы ее измерения. Особенности современной инфляции. Измерение инфляции. Виды инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Стагфляция. Социально-экономические последствия инфляции. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика. Долгосрочные антиинфляционные меры. Особенности инфляционных процессов в России.
Базовый учебник:
Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Гл.15. С.382-389.
Основная литература:
-
Агапова Т.А., Серегина С.Ф Гл. 3. С.56-63
-
Бурда М., Виплош Ч.5, С.275-299.
-
ГрязноваА.Г.иДумнаяН.Н. Т.5. С.160-184.
-
Т.Ю.Матвеева. Т.6. С.281-186.
Тема 6. Деньги и денежный рынок.
Понятие денежной системы. Деньги и денежные агрегаты. Предложение денег. Современная банковская система РФ и ее структура. Роль коммерческих банков. Операции коммерческого банка. Депозитный и денежный мультипликаторы. Спрос на деньги. Кейнсианская теория денег. Монетаристский подход. Равновесие денежного рынка. Равновесие на денежном рынке. Рынок ценных бумаг.
Семинар по теме 6. Деньги и денежный рынок.
Основные обсуждаемые вопросы (всего 2 часа):
Понятие денежной системы. Деньги и денежные агрегаты. Предложение денег. Современная банковская система РФ и ее структура. Роль коммерческих банков. Операции коммерческого банка. Депозитный и денежный мультипликаторы. Спрос на деньги. Кейнсианская теория денег. Монетаристский подход. Равновесие денежного рынка. Равновесие на денежном рынке. Рынок ценных бумаг.
Базовый учебник:
Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Гл. 16, 393-412
Основная литература:
-
Бурда М., Виплош Ч. Гл.8, 181-204
-
Мэнкью Н.Г. Гл26, стр. 445-461
-
Т.Ю.Матвеева.Т.7. С.315-327; Т.8. С.345-359.
Тема 7. Кредитно-денежная политика.
Кредитно-денежная система. Центральный банк и его операции.Политика Банка России в области денежно-кредитного регулирования. Рефинансирование банков. Цели и содержание денежно-кредитной политики и ее основные теоретические концепции. Основные инструменты денежно-кредитной политики государства.Дискреционная кредитно-денежная политика. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство.
Семинар по теме 7. Кредитно-денежная политика.
Основные обсуждаемые вопросы (всего 2 часа):
Кредитно-денежная система. Центральный банк и его операции.Политика Банка России в области денежно-кредитного регулирования. Рефинансирование банков. Цели и содержание денежно-кредитной политики и ее основные теоретические концепции. Основные инструменты денежно-кредитной политики государства.Дискреционная кредитно-денежная политика. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство.
Базовый учебник:
Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Гл.16. С.393-413; Гл. 17. С. 413-437
Основная литература:
-
Агапова Т.А., Серегина С.Ф.Гл.8. С.162-183.
-
Бурда М., Виплош Ч.3 Гл.9. С.205-229.
-
ГрязноваА.Г.иДумнаяН.Н.Т.9. С.291-342.
-
Т.Ю.Матвеева. Т.9. С.373-403
Тема 8. Налоги и бюджетно-налоговая политика.
Сущность налогов. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Основные виды налогов. Структура государственного бюджета. Бюджетный дефицит и способы его финансирования. Дискреционная и недискреционная налогово-бюджетная политика. Государственный долг его социально-экономические последствия.
Семинар по теме 8. Налоги и бюджетно-налоговая политика.
Основные обсуждаемые вопросы (всего 2 часа):
Сущность налогов. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Основные виды налогов. Структура государственного бюджета. Бюджетный дефицит и способы его финансирования. Дискреционная и недискреционная налогово-бюджетная политика. Государственный долг его социально-экономические последствия.
Базовый учебник:
Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Гл.17 стр. 413-436
Основная литература:
-
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Гл. 6. С.115-141.
-
Бурда М., Виплош Ч. Гл.9,15, стр.205-228, 355-376
-
МатвееваТ.Ю., НикулинаИ.Н.. Гл.18,20, стр. 307-322, 377-357.
-
ГрязноваА.Г.иДумнаяН.Н. Т.8. С.258-291.
Тема 9. Социальная политика.
Проблема справедливого распределение в рыночной экономике. Измерение неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Государственная политика перераспределения доходов: Эффективность и справедливость.
Семинар по теме 9.Социальная политика.
Основные обсуждаемые вопросы (всего 2 часа):
Проблема справедливого распределение в рыночной экономике. Измерение неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Государственная политика перераспределения доходов: Эффективность и справедливость.
Базовый учебник:
Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Гл.14. С.345-373.
Основная литература:
-
ГрязноваА.Г.иДумнаяН.Н. Т.12. С.404-424.
-
Макконнелл К., Брю С. Ч. IX. Гл.34. С.774-792.
Тема 10. Теория экономического роста.
Сущность, цели, основные характеристики экономического роста. Факторы и типы экономического роста. Равновесие и экономический рост. Модели экономического роста. Концепция устойчивого развития и проблемы роста экономики России.
Тема 11. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике.
Понятие открытой экономики. Теория сравнительных преимуществ и ее модификации. Платежный баланс и внешнеэкономическое равновесие. Обменный курс валюты. Теория паритета покупательной способности. Системы обменного курса валюты.
Семинар по теме 11. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике.
Основные обсуждаемые вопросы (всего 2 часа):
Понятие открытой экономики. Теория сравнительных преимуществ и ее модификации. Платежный баланс и внешнеэкономическое равновесие. Обменный курс валюты. Теория паритета покупательной способности. Системы обменного курса валюты.
Базовый учебник:
Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Гл.18. С. 437-460
Основная литература:
-
Бурда М., Виплош Ч. Гл.18-20, 423-488
-
Мэнкью Н.Г. Гл.28,29, стр. 483-514
-
ГрязноваА.Г.иДумнаяН.Н.Т.14. С.467-503; Т.16. С.530-553.
Образовательные технологии -
Дискуссии;
-
Кейс;
-
Работа в малых группах.
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Примерная тематика вопросов для контрольной работы:
-
ВВП и методы его расчета.
-
Основные макроэкономические тождества.
-
Номинальные и реальные показатели, индексы цен.
-
Виды и модели макроэкономического равновесия.
-
Совокупный спрос и совокупное предложение.
-
МодельAD – AS. Кейнсианский и неоклассический подход.
-
Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов.
-
Макроэкономическая нестабильность. Цикличность экономического развития.
-
Рынок труда. Безработица, определение ее уровня.
-
Деньги, равновесие денежного рынка.
-
Кредитная система государства и денежно-кредитная политика.
-
Инфляция, ее виды и способы измерения.
-
Кривая Филлипса. Инфляция и безработица с позиции неоклассиков.
-
Инфляция, вызванная избыточным спросом или ростом издержек.
-
Финансы. Финансовая система государства.
-
Налоги и налоговая политика.
-
Бюджетный дефицит и государственный долг.
-
Экономический рост. Факторы, типы, модели.
-
Государственное регулирование экономики.
Примерные вопросы для экзамена:
-
Предмет и метод макроэкономики.
-
Основные проблемы макроэкономики.
-
Валовой внутренний продукт и методы его расчета.
-
ВВП в процессе перераспределения, другие показатели дохода и продукта.
-
Номинальные и реальные показатели макроэкономики, индексы цен.
-
СНС, модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия.
-
Система рынков: частичное и общее экономическое равновесие.
-
Совокупный спрос и совокупное предложение. Формирование экономического равновесия системы.
-
Сбережение, потребление, инвестиции: склонность предельная склонность к сбережению, склонность к потреблению.
-
Сбережение, потребление, инвестиции: склонность предельная склонность к сбережению, склонность к потреблению.
-
IS-LM - анализ макроэкономического равновесия.
-
Экономические циклы и кризисы.
-
Безработица и ее типы. Закон Оукена.
-
Сущность и функции денег.
-
.Понятие денежной системы. Спрос на деньги и денежное предложение
-
Кредит, его формы и функции.
-
Современная банковская система и ее структура.
-
Основные инструменты денежно-кредитной политики государства.
-
Сущность и причины инфляции.
-
Виды инфляции, ее измерение.
-
Инфляция и безработица. Кривая Филлипса.
-
Сущность и функции финансов.
-
Финансовая система государства и ее структура.
-
Налоги и налоговая политика. Кривая Лаффера.
-
Бюджетная политика государства. Бюджетный дефицит и государственный долг.
-
Сущность, цели, основные характеристики экономического роста.
-
Модели экономического роста. Концепция и проблемы роста экономики России.
-
Роль государства в регулировании экономики.
-
Экономическая политика государства и регулирование национального хозяйства.
-
Основные инструменты государственного регулирования.
-
Понятие и основные составляющие платежного баланса.
-
Валюта, ее виды и конвертируемость.
-
Основные типы обменных курсов валют. Понятие паритета покупательной способности.
Порядок формирования оценок по дисциплине
Формы контроля:
Текущий:
-
работа на семинарах, включая написание самостоятельной работы на каждом семинаре;
-
обязательный промежуточный контроль – контрольная работа.
Итоговый: экзамен
Критерии оценки работы для всех форм контроля изложены в в п.5.1. данной программы.
Контрольная работа(Ок/р ) содержит ряд тестовых заданий, задач и проблемных вопросов. Правильно выполненными считаются :указание правильного ответа в открытом тестовом задании, правильно решенная задача, и полное аргументированное изложение проблемного вопроса или практической ситуации. За каждое правильно выполненное задание присваивается накопительные баллы, которые суммируются и переводятся в 10-балльную систему.
Максимальная оценка за контрольную работу – 10 баллов.Ее значение в накопленной оценке по 10-балльной системе -3 балла (k1=0,3).
В случае пересдачи студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
Оценка знаний студентов за работу на семинарах(Оауд) проводится в балльной форме и включает:
-
участие в обсуждении проблем, активность в обсуждении проблем– до 3 баллов;
-
высокий уровень владения материалом, предложения о принятии решений проблемных ситуаций, аргументированное обоснование излагаемой личной позиции – до 5 баллов;
-
Написание самостоятельных работ, включающих тесты , задачи, развернутые вопросы – до 5 баллов. ( проводится на каждом семинаре).
Максимальная сумма – на одном семинаре – 10 баллов. Максимальная накопительная сумма по всем 11 семинарам – 110 баллов
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопл= 0,3Отекущий + 0,4Оауд+ 0,3 Осам.
где, Отекущий= О к/р
Способ округления накопленной оценки – арифметический.
Итоговый контроль - экзамен (Оэкз/зач)) проводится в письменной форме. Экзаменационный тест содержит 25-30 тестовых заданий, задач и проблемных вопросов, охватывающих все темы курса. За каждое правильно выполненное задание присваивается накопительные баллы, которые суммируются и переводятся в 10-балльную систему.
Максимальная оценка – 10 баллов.
Результирующая оценка за курс выводится по 10 балльной системе и формируется путем суммирования баллов, набранных за все виды работ по формуле:
Орезульт.= 0,6Онакопл + 0,4 Оэкз/зач
Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена - арифметический.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник
Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления, 10-е издание.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.– 544 с.
Основная литература -
Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб: Питер, 2010. -768 с.
-
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448 с.
-
Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Пер. с англ. Учебник / Ред. Лукашевич В.В. 2-е изд. СПб.: Судостроение, 1998. 444 с.
-
Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Пер. с англ. М. Изд-во МГУ: ИНФРА – М. 1997. – 784 с.
-
Макконнелл К., Брю С. Экономикс:принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 2006.-940 с.
-
Макроэкономика. Теория и Российская практика: учебник.-2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н.Думной – М.:.:КНОРУС, 2006.-688 с.
-
Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 512 с
-
Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс: учебник для вузов: Пер. с англ. – 2-е изд.-СПб.: Питер, 2006.-624 с.
-
Селищев А.С. Макроэкономика. Базовый курс: Учебник для вузов / Ред. Леусский А.И. – СПб: Питер, 2000. – 448 с.
-
Тарасевич, Л.С.,Гребенников П.И.,Леусский А.И. Макроэкономика.: учебник. – 7-е изд.. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. -654 с.
-
Экономическая теория: учебное пособие/ В.М. Соколинский, В.Е. Корольков (и др.) – М.: КНОРУС, 2006. – 464 с.
Дополнительная литература -
Акерлоф,Дж. SpiritusAnimalis, илиКакчеловеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма /Дж. Акерлоф, Р.Шиллер. М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2010. -273 с.
-
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 399 с
-
Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: Микро-и макроуровень: Учебное пособие.-2-е изд. испр.-М.-ДЕЛО, 2005.-440с.
-
Курс экономической теории: Учебник для вузов / Моск. гос. институт междунар. отношений; под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: АСА, 2005. - 832 с.
-
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. 16-го англ. изд.-М.: ИНФРА-М, 2006.-940 с.
-
Носова С.С. Экономическая теория: Учебник /С.С.Носова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2005. - 516 с
-
Пигу А. Экономическая теория благосостояния .- М. ПРОГРЕСС, 1985.
-
Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. - М., 1997
-
ТалебНассим Николас. Черный лебедь Под знаком непредсказуемости. – М.: КоЛибри, Азбука- Аттикус, 2010. – 528 с.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
При проведении лекционных занятий преподавателем может использоваться компьютер и мультимедийный проектор.
В ходе работы на семинарах используется раздаточный материал.
Поделитесь с Вашими друзьями: |