Моу «Общеобразовательный лицей №17, г. Северодвинск» Влияние факторов окружающей среды на организм детей и подростков



Скачать 236.5 Kb.
Дата24.04.2016
Размер236.5 Kb.


I Архангельская международная медицинская конференция

студентов и молодых ученых «Молодая наука – здоровью общества»

16-18 мая 2008

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЛИЦЕЙ СГМУ

МОУ «Общеобразовательный лицей №17, г. Северодвинск»
Влияние факторов окружающей среды

на организм детей и подростков
Работу выполнила:

Рябыкина Ксения Николаевна,

ученица 11 «Д» класса

МОУ «Лицей № 17»,

г. Северодвинска

Научный руководитель:

Котрехова Эльвира Александровна

Консультант: к.б.н. Меньшикова

Марина Владимировна

Северодвинск,

2008 г.
Оглавление

Введение

3

I. Экология и здоровье человека.

4

1.1 Химические загрязнения среды и здоровье человека

4

1.2 Биологические загрязнения и болезни человека

5

1.3 Влияние звуков на человека

6

1.4 Погода и самочувствие человека

7

1.5 Проблемы адаптации человека к окружающей среде

10

1.6 Питание как фактор здоровья

11

1.7 Дивиантное поведение

11







II. Методы исследования

13

2.1 Обзор источников информации

13

2.2 Анкетирование учащихся старших классов

13







III. Обсуждение результатов и выводов

13

Список литературы

15

Приложение

16








Введение

Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни - Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека.

Всестороннее изучение взаимоотношений человека с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.[1]

Актуальность темы:

Проблемы экологии влияют на состояние здоровья людей и на формирование будущих поколений. Мы до сих пор не осознаем важности и глобальности той проблемы, которая стоит перед человечеством относительно защиты экологии. Во всем мире люди стремятся к максимальному уменьшению загрязнения окружающей среды. В Российской Федерации принят уголовный кодекс, одна из глав которого предусматривает наказание за экологические преступления. Но, конечно, не все пути к преодолению данной проблемы решены и нам стоит самостоятельно заботиться об окружающей среде и поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально существовать.



Цель работы: исследовать влияние окружающей среды на организм детей и подростков и состояние их здоровья.

Задачи:

1. Проанализировать литературные источники о влиянии загрязнений окружающей среды на здоровье детей и подростков;

2. Выявить осведомленность старшеклассников лицея №17 города Северодвинска о влияния окружающей среды на их организм.
I. Экология и здоровье человека

1.1. Химические загрязнения среды и здоровье человека

На земном шаре практически невозможно найти место, где бы не присутствовали в той или иной концентрации загрязняющие вещества. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, ученые обнаружили различные токсичные (ядовитые) вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов.

Вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти. Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди.

При хроническом отравлении одни и те же вещества у разных людей могут вызывать различные поражения почек, кроветворных органов, нервной системы, печени.[5]


2.2. Биологические загрязнения и болезни человека

Кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов, в том числе и в самом человеке.

Часто источником инфекции является почва, в которой постоянно обитают возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены, некоторых грибковых заболеваний. В организм человека они могут попасть при повреждении кожных покровов, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены.

Особенно загрязненными бывают открытые источники воды: реки, озера, пруды. Известны многочисленные случаи, когда загрязненные источники воды стали причиной эпидемий холеры, брюшного тифа, дизентерии.

При воздушно-капельной инфекции заражение происходит через дыхательные пути при вдыхании воздуха, содержащего болезнетворные микроорганизмы. К таким болезням относится грипп, коклюш, паротит, дифтерия, корь и другие инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем. Возбудители этих болезней попадаю в воздух при кашле, чихании и даже при разговоре больных людей.

Особую группу составляют инфекционные болезни, передающиеся при тесном контакте с больным или при пользовании его вещами, например, полотенцем, носовым платком, предметами личной гигиены и другими, бывшими в употреблении больного. К ним чесотка, трахома, сибирская язва, парша.

Дети преимущественно болеют ветряной оспой, т.е. заболеванием, передающимся воздушно-капельным путем, а у подростков чаще регистрируются случаи заболевания кишечными инфекциями.[2]
2.3. Влияние звуков на человека

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Уровень шума в 20-30 децибелов (ДБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его.

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.[2]


2.4. Погода и самочувствие человека

В любом явлении окружающей нас природы существует строгая повторяемость процессов: день и ночь, прилив и отлив, зима и лето. Ритмичность наблюдается не только в движении Земли, Солнца, Луны и звезд, но и является неотъемлемым и универсальным свойством живой материи, свойством, проникающим во все жизненные явления - от молекулярного уровня до уровня целого организма.

В настоящее время известно множество ритмических процессов в организме, называемых биоритмами. К ним относятся ритмы работы сердца, дыхания, биоэлектрической активности мозга. Центральное место среди всех ритмических процессов занимают суточные ритмы, имеющие наибольшее значение для организма.

Основу активной деятельности составляют процессы интенсивного расходования жизненных ресурсов организма, которые в свою очередь требуют еще более интенсивных восстановительных процессов.

По мере приближения к выпускному классу увеличивается число подростков, не придерживающихся режима дня и отдыха. Необходимая для подросткового возраста продолжительность ночного сна 8 часов и более констатирована лишь у одной трети опрошенных детей. Выявлена сильная прямая зависимость между недостаточной продолжительностью сна и признаками усталости у подростков.

В последнее время ученые отмечают повышение в структуре заболеваемости среди школьников старших классов и, особенно среди студентов гипертонической болезни и нестойкого повышения артериального давления.

Климат также оказывает серьезное воздействие на самочувствие человека, воздействуя на него через погодные факторы. Погодные условия включают в себя комплекс физических условий: атмосферное давление, влажность, движение воздуха, концентрацию кислорода, степень возмущенности магнитного поля Земли, уровень загрязнения атмосферы. При резкой смене погоды снижается физическая и умственная работоспособность, обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертных случаев.[2]

В связи с загрязнением атмосферы возникает рост аллергических заболеваний верхних дыхательных путей, например, бронхиальной астмой.[3]

Самая высокая заболеваемость подростков бронхиальной астмой в городах Архангельске 26,7‰ и Новодвинске 21,8‰. Это связано с тем, что в этих городах развита целлюлозно-бумажная промышленность. По городу Северодвинску этот показатель ниже областного.

2.5. Проблемы адаптации человека к окружающей среде

Человек, как и другие виды живых организмов, способен адаптироваться, то есть приспосабливаться к условиям окружающей среды. Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования организма в конкретной экологической среде. [1]

Подросток, получая знания, объем и уровень, которых возрастает с каждым днем, при ухудшающихся условиях внутришкольной среды, платит за них своим здоровьем. Новые образовательные программы отличаются высокой интенсивностью учебного труда и требуют от учеников значительных психоэмоцмональных затрат. Большие энерготраты влекут за собой и напряжение функциональных систем организма, что отражается на соматическом здоровье подростков.

Не только новые обучающие технологии формируют нездоровье учащихся, но и невыполнение образовательными учреждениями гигиенических требований нормативных документов службы Госсанэпиднадзора России. В каждом восьмом образовательном учреждении России регистрируются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима.

Интенсивная учебная нагрузка, сочетающаяся с неблагоприятными факторами внутришкольной среды, в конечном итоге приводит к нарушениям в состоянии здоровья подростков. [5]

2.6. Питание как фактор здоровья

Важным условием нормального роста и развития, повышающим сопротивляемость детей и подростков к неблагоприятным факторам внешней среды, является питание. Полноценное питание – важнейшее условие хорошего здоровья, нормального роста и развития детей. Лишь немногие дети получают горячие питание в школах, что приводит к заболеваниям пищеварительной системы. [2]


2.7. Дивиантное поведение

Отрицательное влияние на состояние здоровья подростков оказывает дивиантное поведение. Вредными считаются такие пристрастия (привычки), которые оказывают негативное влияние на здоровье. Болезненные пристрастия среди подростков – особая группа вредных привычек – употребление алкоголя, наркотиков, токсических и психотропных веществ в целях развлечения.

Отрицательное действие алкоголя на мозг связано с нарушением доступа кислорода к нейронам в результате алкогольной интоксикации. Алкогольное слабоумие, развивающиеся при систематическом употреблении алкоголя, является результатом гибели мозговых клеток.[2]

На втором месте по частоте употребления находятся табак и табачные изделия. Пробовали курить 59,4 – 63,6% подростков. Курильщик не только сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет атмосферу, подвергает опасности других людей. Установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, вдыхают даже больше вредных веществ, чем он сам. Курение так же влияет на использование организмом витаминов. Уровень витаминов В6, В12 и С в организме уменьшается, потому что большее их количество расходуется на процесс детоксикации веществ, содержащихся в табачном дыму.[3]

Частое применение фармокологических препаратов в целях развлечения вызывает лекарственную зависимость, что особенно опасно для молодого организма. Систематическое употребление наркотиков приводит к полному нарушению системы, синтезирующей эндорфины, и организм перестает их продуцировать. Поскольку эндорфины обладают болеутоляющим действием, то прекращение их синтеза организмом, принимающим наркотические вещества, вызывает физическую и эмоциональную боль.

Проблемы эпидемии ВИЧ-нфекции и других инфекций передающихся половым путем (ИППП) тесно связаны с поведением людей в молодом, подростковом возрасте – с употреблением алкоголя, наркотиков, сексуальной гигиеной, психоэмоциональным состоянием и, в целом, с образом жизни. Удельный вес лиц в возрасте 15 – 20 лет составляет 21,0% от всех ВИЧ-инфицированных.

Нарастание экологического неблагополучия, социально-психологического стресса, ухудшение качества питания, издержки образовательных реформ, высокие школьные нагрузки, увеличение доли детей из социопатических семей – все это привело к тому, что число здоровых детей подросткового возраста в России не превышает 8,0 – 10,0%.[2]

II. Методы исследования

2.1 Обзор источников информации

Проведен обзор источников информации (научная и учебная литература), а также сбор статистических данных по детской больнице г. Северодвинска, статистические данные заболеваемости по Архангельской области.

Изученные данные заносились в таблицу, сравнивались и анализировались.

2.2 Анкетирование учащихся старших классов

Основным методом исследования явился метод опроса школьников. Нами была составлена анкета, которая включала следующие вопросы, на которые в основном, нужно было ответить “да”, “нет”.

Анкета


  1. Как вы считаете, может ли загрязнение окружающей среды влиять на организм человека?

  2. Могут ли появляться новые заболевания в экологически загрязненной местности?

  3. У вас часто возникают головные боли?

  4. Вы делаете домашнюю работу с музыкой?

  5. Музыка вам помогает?

  6. Как вы думаете, погода влияет на организм человека?

  7. Вы знакомы с такими явлениями как магнитные бури, активными фазами луны и другими космическими проявлениями?

  8. Они влияют на вас?

  9. Резкая смена погоды сказывается на вашем самочувствии?

  10. Вам нравиться воздух после грозы?

  11. Как вы думаете, удобрения, применяемые при выращивании фруктов, овощей могут повлиять на ваш организм?

  12. Нужны ли озеленения в городах?

Ответы обрабатывались, и результаты заносились в таблицу.

III. Обсуждение результатов и выводов

Проанализировав литературные источники о влиянии окружающей среды на организм детей и подростков, я выяснила что ухудшающаяся экологическая обстановка приводит к увеличению числа детей с хроническими заболеваниями.

Достоверно установлено, что такие отходы производства, как хром, никель, бериллий, асбест, многие ядохимикаты, являются канцерогенами, то есть вызывающие раковые заболевания. По данным детской больницы города Северодвинска онкологическая заболеваемость среди детей до 14 лет составила в 2005 году - 11,7‰, 2006 – 21,5‰, 2007 – 22,0‰. У подростков 15-17 лет в период с 2005года по 2007 год она выросла с 8,3‰ до 12,6‰. [4]

Рис.1 Онкологическая заболеваемость среди детей до 14 лет города Северодвинска.


Также отмечается рост инфекционной заболеваемости детей и подростков. У детей она составили в 2005 году – 114,3‰, 2007 – 129,9‰. У подростков инфекционная заболеваемость выросла с 38,7‰ в 2005 году до 54,6‰ в 2007 году. [4]


Рис. 2 Рост инфекционной заболеваемости детей и подростков по городу Северодвинску.


Повышение температурного режима в учебных комнатах приводит к высоким показателям заболеваемости острыми простудными заболеваниями; снижение освещенности – к понижению зрения. В Архангельской области в 2003г. доля учащихся с нарушением зрения составила 17,6 на 100 осмотренных. [4]

По статистическим данным в 2004г. число подростков с болезнями по этим нозологическим формам составило 3,6 на 1000 населения, из них впервые выявлено 1,8 на 1000. В 2005г. эти показатель соответствовали 5,2 на 1000 всего, 2,6 на 1000—впервые. В 2006г. общая заболеваемость составила 11,6 на 1000, а впервые выявленная 5,5 на 1000, т.е. отмечается рост заболеваемости практически в три раза. [4]



Рис. 3 Рост гипертонической болезни у подростков в городе Северодвинске.

Рис. 4 Заболеваемость бронхиальной астмой подростков 15 -17 лет по наиболее промышленно развитым городам Архангельской области.
Среди старшеклассников доля учащихся получающих горячее питание в школах не превышает 10,0%. Большинство подростков не придерживаются режима питания. Редкие приемы пищи негативно отражаются на функционировании желудочно-кишечного тракта. Заболеваемость гастродуоденитом подростков в г. Северодвинске выше, чем по г. Архангельску и области. [4]

Рис. 5 Заболеваемость подростков гастродуоденитами (‰).


На первом месте среди вредных привычек старшеклассников стоит употребление алкоголя. У 11,9% подростков имеются признаки алкогольной зависимости 85,8 - 94,4% юношей и 65,7 - 79,1% девушек пробовали спиртные напитки. [4]

Рис. 6 Соотношение юношей и девушек, пробовавших алкоголь.


По данным опроса многие старшеклассники понимают, какое влияние на них оказывает окружающая среда. Ежегодно увеличивается число подростков имеющих ограничения по состоянию здоровья к получению профессионального образования, трудовой деятельности, военной службе. [4]

Рис.7 Осведомленность старшеклассников о влияние окружающей среды на организм человека.



Список литературы.

  1. Криксунов Е.А. Экология. Учебник. М., 1995.

  2. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней. М., 1992.

  3. Миринов Г. Б. Заболевания органов дыхания: профилактика. М., изд.

Знание, 1990.

  1. Статистические материалы детской больницы города Северодвинска.

  2. Шейко Г. Н., Черномор Л.А.. Задачи санитарной общественности в охране окружающей среды. М., изд. Медицина, 1986.

Приложение 1
Результат анкетирования учащихся старших классов

Лицея №17 г. Северодвинска

Вопросы

Да

Нет

Как вы считаете, может ли загрязнение окружающей среды влиять на организм человека?

100%

0%

Могут ли появляться новые заболевания в экологически загрязненной местности?

90%

10%

У вас часто возникают головные боли?

77%

23%

Вы делаете домашнюю работу с музыкой?

87%

13%

Музыка вам помогает?

83%

17%

Как вы думаете, погода влияет на организм человека?

94%

6%

Вы знакомы с такими явлениями как магнитные бури, активными фазами луны и другими космическими проявлениями?

83%

17%

Они влияют на вас?

65%

35%

Резкая смена погоды сказывается на вашем самочувствии?

71%

29%

Вам нравиться воздух после грозы?

92%

8%

Как вы думаете, удобрения, применяемые при выращивании фруктов, овощей могут повлиять на ваш организм?

100%

0%

Нужны ли озеленения в городах?

100%

0%




Скачать 236.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница