Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке



Скачать 125.45 Kb.
Дата24.04.2016
Размер125.45 Kb.
ТипМетодические указания
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ГУ «ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»


 

 
 


 

 

"Утверждено"


на методическом заседании

кафедры фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики

Заведующий кафедрой


профессор Мамчур В.И.

"______" ________________ 200 г.

 


 

 

 



 

Методические указания

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ


К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

 

 



 

Учебная дисциплина

Фармакология

Модуль № 1

Лекарственная рецептура. Общая фармакология. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию

Содержательный модуль № 4

Психотропные лекарственные средства

Тема занятия
Наркотические анальгетики

Курс

3-й

Факультет

cтоматологический

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 Днепропетровск 2012



1. Актуальность темы: Изучение фармакологии боли имеет большое как медицинское, так и социальное значение. Так, контроль болевой рецепции является обязательным приемом в деятельности врачей различного профиля: хирургов, анестезиологов, онкологов, неврологов и других узких специальностей. Устранение боли способствует улучшению процессов саморегуляции и восстановления функций организма, обеспечивая оптимизацию психологического состояния тяжелых иноперабельных онкологических больных. Понимания фармакологии наркотических анальгетиков необходимо для предупреждения такого опасного осложнения как наркомания, а также для терапии этого заболевания.

 

2. Конкретные цели:

1.       Обобщить и проанализировать фармакологические свойства основных наркотических анальгетиков, объяснять механизм их действия.

2.       Классифицировать наркотические анальгетики по химическому строению, происхождению и сродством к опиатным рецепторам.

3.       Интерпретировать показания к применению лекарственных средств в соответствии знаний фармакодинамики.

4.       Оценивать соотношение польза / риск при применении наркотических анальгетиков.

5.       Объяснять особенности лекарственной зависимости, возникающей от наркотических анальгетиков, клинические проявления.

6.       Проанализировать понятие об абстинентном синдроме, методы лечения. Наркомания, как социально-биологическая проблема.

7. Выписывать и анализировать рецепты на Фармакопрепараты, которые адекватно устанавливает нарушенную функцию ноци- и антиноцицептивной системы ..

 

 



3.       Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция)

 


Названия предыдущих дисциплин

Полученные навыки




1. Латинский язык

 

 



Раздел «Фармакологическая терминология и рецептура"

Владеть навыками выписывания рецептов.



2. Нормальная физиология

Раздел "ноцицепция. Механизмы формирования боли "

 


3. Патологическая физиология

 


Понятие о системе защитных рефлексов, участия в регуляции сегментарного аппарата, субкотрикальних и корковых структур

 

 

4.       Задания для самостоятельной работы при подготовке к занятию.



 

Перечень препаратов и которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:



Название препарата

Форма выпуска

Способ применения

1.

Морфина гидро-хлорид

Morphini hydrochloridum

В ампулах по 1 мл 1% раствора, шприц-тюбик по 1 мл 1% раствора

Внутрь по 0,01-0,02 г п / ш по 1 мл 1% раствора; (детям после 2 лет)

2.

Омнопон

Omnoponum

В ампулах по 1 мл 1 и 2% раствора

Внутрь по 0,01-0,02 г п / к по 1 мл 1% раствора; (детям после 2 лет)

3.

Кодеина фосфат

Codeini ph osphas

порошок

Внутрь по 0,01-0,03 г на прием

4.

Промедол

Promedolum

Таблетки по 0,025 г на прием, в ампулах по 1 мл 1 и 2% раствора

Внутрь.

5.

Фентанил

Phentanylum

Ампулы по 2 мл 0,005% раствора

Внутрь. В / м для премедикации 0,05 - 0,1 мг вместе с нейролептиком (дроперидол), для анальгезии 0,05-0,1 мг через 20-30 мин.

6.

Пентазоцин

Pentazocinum

Таблетки, суппозитории по 0,05 г; ампулы по 1 мл и 2 мл 3% раствора

Внутрь.

7.

Налорфина гидрохлорид

Nalorphini hydrochloridum

Ампулы по 1 мл 0,5% раствора

Внутрь.

8.

Налоксон

Naloxonum

Во флаконах - 0,04% раствор, в ампулах по 1 мл, 2 мл

Внутрь.

9.

Трамадола гидрохлорид

Tramadolum hydrochloridum

Таблетки, капсулы по 0,05 и 0,1 г; в ампулах по 1 и 2 мл 5% раствор, капли 10% -20, 50 мл; свечи ректальные по 0,1 г.

Внутрь

10.

Буторфанол

Buprenorphinum

Ампулы по 1 мл 0,2% раствора

Внутрь

 

Теоретические вопросы к занятию:

1.       Понятие о боли, системе ноци- и антиноцицепции, нервных и гуморальных ее регуляторах.

2.       Классификация наркотических анальгетиков.

3.       Основные средства и их общая характеристика.

4.       Механизм обезболивающего действия морфина. Показания к назначению.

5.       Влияние морфина на разные уровни болевой перцепции. Роль активации ноцицептивных структур.

6.       Побочные эффекты морфина и их механизмы.

7.       Влияние на дыхание, обстипация, кровообращение, коклюшный и рвотный центры.

8.       Способность морфина вызывать физическую и психическую зависимости.

9.       Фармакокинетика морфина, особенности биотрансформации и элиминации.

10. Картина отравления морфином и мероприятия по первой помощи. Антагонисты наркотических анальгетиков, их механизм действия

 

Практические задания, которые выполняются при подготовке к занятию:

 

Выписать рецепты:

1.       промедол в ампулах;

2.       трамадол в свечах;

3.       бупренорфин в таблетках;

4.       морфина гидрохлорид

5.       омнопон в инъекциях;

6.       средство для нейролептанальгезии

7.        алкалоид опия при сухом кашле в порошках;

8.средство при отравлении наркотическими анальгетиками.

 

Заполнить таблицу

 

Препараты

Показания к применению

Побочные эффекты

Морфина гидрохлорида

 

 

Омнопон

 

 

Кодеина фосфат

 

 

Промедол

 

 

Фентанил

 

 

Пентазоцин

 

 

Налорфина гидрохлорид

 

 

Налоксон

 

 

Трамадола гидрохлорид

 

 

Буторфанол

 

 

 

Решить тестовые задания

 

1.       Выберите наркотические анальгетики:



А *. Морфин.

В. Анальгин.

С *. Промедол.

Д. Индометацин.

Е *. Фентанил.

 

2.       Отметить основные черты фармакодинамики морфина:



А *. Спастический эффект.

В *. Активация опиатных рецепторов.

С. Блокада синтеза простагландинов.

Д *. Угнетение дыхательного центра.

Е. * Запор.

 

3.       Отметить свойства, которые присущи промедолу:



А *. Мощная центральное болеутоляющее действие;

В *. Активация опиатных рецепторов;

С. Блокада простагландинсинтетазы;

Д *. Стресс-протекторный эффект;

Е.Антигистаминный эффект.

 

4.       Чем отличается действие пентозацину?



А *. Является синергоантагонистом морфина;

В. Не угнетает дыхание.

С *. Увеличивает АД;

Д. Блокирует выработку кининов;

Е. Не вызывает пристрастия.

 

5.       Меры помощи при отравлении морфином при парентеральном введении



А *. Промывание желудка перманганатом калия

В. Снижение АД гипотензивными средствами;

С *. Назначение солевых слабительных;

Д *. Введение налорфина.

Е *. Кислородотерапия.

 

5.       Практические задания, которые выполняются на занятии:

 

Ознакомиться с препаратами учебной коллекции по теме, определить их принадлежность к фармакологической группе и показания к использованию.

 

 



Обосновать выбор препарата, его лекарственную форму, дозировку, концентрацию, путь введения и выписать рецепт:

 

1.       классический наркотический анальгетик в ампулах;



2.       синтетический аналог морфина для инъекций ребенку 5 - лет.

3.       пиперидиновий аналог морфина, который является синергоантогонистом;

4.       средство для снятия послеоперационной боли;

5.       средство,которое оказывает болеутоляющий эффект больному в состоянии коллапса;

6.       препарат для нейролептанальгезии при проведении биопсии

7.       пиперидинове производное при почечной колике;

8.       средство при сухом кашле;

9.       средство первой помощи при отравлении морфином;

10. алкалоид в свечах.

 

Содержание темы:

Фармакология. (Чекман И.С., Туманов В.А., Горчакова Н.А. и др..). - Киев. "Высшая школа" 2001. - С. 146-154.

 

6.       Материалы для самоконтроля:

 

Задания для самоконтроля:

Заполните таблицу № 1 "Классификация наркотических анальгетиков" и таблицу № 2 "Сравнительная характеристика наркотических анальгетиков"



Таблица № 1

 

Поместите препараты по механизму действия и по силе воздействия на опиатные рецепторы


(+ + + Максимальное действие)

Агонисты

Агонисты-антагонисты

Антагонисты

Опиатные рецепторы

μ

δ

κ

 

 

 



 

 


 

 

 

 

 

 

Таблица № 2

 

Сравнительная характеристика наркотических анальгетиков


Препараты

Анальгетическая активность в средних терапевтических дозах

Продолжительность анальгетического действия, ч

Угнетение дыхания

Обстипация (запор)

Наркогеный потенциал

Морфина гидро-хлорид

 

 

 

 

 

Омнопон

 

 

 

 

 

Кодеина фосфат

 

 

 

 

 

Промедол

 

 

 

 

 

Фентанил

 

 

 

 

 

Пентазоцин

 

 

 

 

 

Налорфина гидро-хлорид

 

 

 

 

 

Налоксон

 

 

 

 

 

Трамадола гидро-хлорид

 

 

 

 

 

Буторфанол

 

 

 

 

 

 

Задачи для самоконтроля:

ЗАДАЧА 1

 

Больной, страдающий наркоманией, поступил в хирургическую клинику с симптомами острого живота и на рентгенограмме диагноз - непроходимость кишечника. При введении атропина отмечено постепенное улучшение состояния, и устранение непроходимости.



А) Какой препарат использовал больной? Определить его групповую принадлежность

Б) С чем связано это осложнение? Какие способы избежать этого осложнения?

 

Задача 2

 

Больной был доставлен в больницу с переломом нижней конечности, что сопровождалось сильными болями. Для профилактики болевого шока ввели анальгетик. Боль уменьшилась, но началась рвота. Какие анальгетики можно использовать для профилактики болевого шока



А) Определить препарат, который вели больному.

Б) Назовите его групповую принадлежность и выпишите в виде рецепта.

В) Чем можно объяснить описанное осложнения и как их избежать?

 

Тесты для самоконтроля:

1.       Больному с неоперабельным раком желудка назначили промедол для снятия выразительного болевого синдрома. Со временем больной стал отмечать уменьшение болеутоляющего эффекта и длительности действия препарата, резкое усиление боли во всем теле. Врач объяснил это тем, что:

А. Промедол способен к кумуляции.

В. Возникла тахифилаксия.

С. Развилась психическая зависимость.

Д *. Развилось привыкания.

Е. Уменьшилась реабсорбция промедола в канальцах почек.

 

2.       У больного с мочекаменной болезнью возникли невыносимые спастические боли. Для предупреждения болевого шока больному ввели вместе с атропином наркотический анальгетик, который не обладает спазмолитическим эффектом. Какое это средство?



А. Трамадол.

В *. Промедол.

С. Пиритрамид.

Д. Этил морфин гидрохлорид.

Е. Морфина гидрохлорид.

 

3.       Специфический антагонист наркотических анальгетиков:



А *. Налоксон.

В. Кофеина-бензоат натрия.

С. Стрихнина нитрат.

Д. Бемегрид.

Е. Этамизол .

 

4.       Почему морфин не используют при переломах верхней челюсти?



А *. Увеличивает внутричерепное давление.

В. Подавляет дыхание.

С. Снижает артериальное давление.

Д. Вызывает сердечную аритмию.

Е. Вызывает зависимость.

 

5.       Для обезболивания при проведении ортопедического оперативного вмешательства ребенку 4-х лет врач использовал промедол. Почему это средство наиболее показан в раннем онтогенезе?



А *. Менее токсичен

В. Обеспечивает длительную анальгезию.

С. Более слабая депрессия дыхания.

Д. Не метаболизируется в печени

Е. Не вызывает наркоманию.

 

 



Литература.

 

Основная

1. Фармакология. (Чекман И.С., Туманов В.А., Горчакова Н.А. и др..) - Киев.

"Высшая школа" 2001. - 518с.

2. Скакун М.П., ​​Посохова К.А. Фармакология. - 2003. - 740 с.

3. Харкевич Д.А., Фармакология. - М.: Медицина, 2005. - 550 с.

4. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - 2005. - 1200 с.

5. Материалы лекции проф. В.И. Мамчура

 

 

 



Переутверждены на заседании кафедры ______________ 200__г, протокол № ______

Зав. кафедрой фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики, профессор __________ Мамчур В.И.



 

Скачать 125.45 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница