Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке



Скачать 169.5 Kb.
Дата29.09.2017
Размер169.5 Kb.
ТипМетодические указания

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ГУ «ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»


 

 

 



 

 


 

"Утверждено"


на методическом совещании

кафедры фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики

Заведующий кафедрой


профессор Мамчур В.И.

"______" ________________ 200 г.

 


 

 

 



 

Методические указания

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ


К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

 

 



 

Учебная дисциплина

Фармакология

Модуль № 2

Фармакология средств, влияющих на функцию органов и систем. Гормональные, витаминные, противовоспалительные, противоаллергические, иммунотропные и ферментные лекарственные средства. Фармакология противомикробных, противовирусных, противопаразитарных, противогрибковых лекарственных средств

Содержательный модуль № 5

Фармакология обменных процессов

Тема занятия

Гормональные лекарственные средства белкового, пептического и стероидного строения, их синтетические заменители и антагонисты

Курс

3-й

Факультет

Стоматологический

 
 

Днепропетровск 2012



1. Актуальность темы: Гормоны - это биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными железами и специальными группами клеток в различных тканях. Гормоны играют чрезвычайно важную роль в гуморальной регуляции процессов адаптации, роста, развития, размножения, поддержание гомеостаза и функциональной активности органов и систем. Лекарственные гормонопрепараты действуют подобно натуральным гормонам. Их получают, в основном, из эндокринных желез животных, синтетическим путем и методом генной инженерии. Используют в медицине также антигормональные средства - препараты, которые уменьшают или прекращают специфическое действие гормонов. Гормоны и гормональные препараты, кроме специфического действия, обладают также и другими фармакологическими свойствами, поэтому их широко применяют и при неэндокринных заболеваниях.

Кора надпочечников вырабатывает около 40 стероидных гормонов-кортикостероидов - ГКС, минералокортикостероидов и соединений с эстрогенными и андрогенными свойствами. Большинство из них имеет важное биологическое значение, а гидрокортизон, кортикостерон, альдостерон являются жизненно необходимыми. Половые гормоны вырабатываются половыми железами, и в небольших количествах сетчатой ​​зоной коры надпочечников.

              Глюкокортикоиды имеют большое значение во всех областях клинической медицины. Прямым показанием к их применению является острая и хроническая недостаточность надпочечников. Широко их используют как противовоспалительные, противоаллергические, десенсибилизирующие средства при таких заболеваниях как бронхиальная астма, поллиноз, вазомоторный ринит, аутоиммунные заболевания, системные заболевания соединительной ткани (системная красная волчанка, склеродермия, узелковый периартерит, дерматомиозит, ревматоидный артрит), ревматизм, заболевания печени, почек, крови.

 

2. Конкретные цели:

1.         Обобщить и проанализировать фармакологическую характеристику гормональных препаратов пептидной и белковой структуры, объяснить механизм действия.

2.         Уметь анализировать современные классификации гормональных лекарственных средств;

3.         Интерпретировать показания к применению гормональных лекарственных средств согласно их фармакодинамики.

4.         Оценивать соотношение польза / риск при применении гормонопрепаратов пептической, белковой стероидной структуры.

5.         Составлять алгоритм помощи пациентам при остром гипопаратиреозе (тетании), острой гипо-и гипергликемии.

6.         Объяснять зависимость действия лекарственных средств, гормональных препаратов пептической, белковой и стероидной структуры от особенностей их фармакокинетики, наличия сопутствующих заболеваний.

7.         Вынести суждение о возможности возникновения побочных эффектов лекарственных средств с целью их предотвращения.

8.         Выписать и проанализировать рецепты на гормональные препараты пептидной белковой и стероидной структуры

 

3.       Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция)

 


Названия предыдущих дисциплин

Полученные навыки

Латинский язык

Владеть навыками выписывания рецептов

Нормальная физиология

Применять знания принципов гормональной регуляции функций организма, деятельности эндокринных желез.

Патологическая физиология

Уметь определять явления гипо-и гиперфункции эндокринных желез

Биологическая химия

Описывать основные клеточные механизмы действия гормонов в реализации их биологических эффектов.

 

4.       Задания для самостоятельной работы при подготовке к занятию.

 

Выписать рецепты:

 

1. Кортикотропин для инъекций



2. Окситоцин для инъекций

3. L-тироксин в таблетках

4. Мерказолил в таблетках

5. Инсулин для инъекций

6. Глибенкламид в таблетках

7. Метформин в таблетках

8. Дексаметазон в таблетках.

9. Преднизолон в таблетках.

10. Тестостерона пропионат.

11. Ретаболил.

12. Синестрол в ампулах.

13. Прогестерон в ампулах.

14. Марвелон.

 

4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:



 

Термин

Определение

Гормональные препараты

Лекарственные средства, которые действуют подобно естественным гормонам

Гипогликемические средства

Препараты, снижающие уровень глюкозы в крови

Антигормональные средства

Препараты, которые уменьшают или прекращают специфическое действие гормонов

Глюкокортикоиды

Препараты, оказывающие значительное влияние на обмен веществ.

Минералокортикоиды

Лекарственные средства, которые регулируют водно-солевой обмен: увеличивают реабсорбцию натрия и воды в почечных канальцах, усиливают выведение калия и кальция, в меньшей степени - магния.

Антагонисты кортикостероидов

Препараты, подавляющие синтез глюкокортикоидов или блокируют их рецепторы.

Эстрогены

Секретируются текальными ендокриноцитами - клетками внутренней оболочки фолликула в процессе развития яйцеклетки.

Прогестины (гестагены)

Секретируются лютеоцитамы желтого тела, плацентой, а также сетчатой ​​зоной коры надпочечников, частично яичками.

Противозачаточные (контрацептивные)

Препараты этой группы используют для предотвращения беременности, уменьшение менструального кровотечения, менструальной боли. Регулярное и длительное применение этих препаратов значительно снижает частоту злокачественных заболеваний матки и ее придатков, возникновения мастопатии и постменопаузного остеопороза.

Анаболические стероиды

Лекарственные средства, близкие по структуре к андрогенам, но с выборочной анаболической активностью и слабым андрогенным действием

 

ПРЕПАРАТЫ


№ п / п

Название препарата

Форма выпуска

Способ применения

1

Левотироксин натрий
Levothyroxinum natricum

(L-тироксин


L-Thyroxinum,
Эутирокс)

Таб. по 0, 0001  
(Выпускают также
таб. по 0,0 000 25; 0,0 0005)

Взрослые и дети;
внутрь
 

2

Тиамазол
Thiamazolum (мерказолил
Mercazolylum)

Таб. по 0,005   г (выпускают также
таб. в оболочке по 0,005   г)

Взрослые и дети;
внутрь

3

Инсулин для инъекций
Insulinum pro injectionibus

(Моноинсулин   МК,


моносуинсулин   МК,
актрапид   МС,
Монодар)

Во флаконах по 10   мл (40   ОД или 40   МО
в 1   мл)
(Выпускают также
во флаконах по 10   мл
(80 и 100   ЕД в 1   мл))

Взрослые и дети;
п / к, в / в

4

Глибенкламид
Glibenclamidum (манинил, гилемал)

Таб. по 0,005   г
(Выпускают также
таб. в оболочке по 0,005   г таб. по 0,00175; 0,25 и 0.0035   г)

Взрослые;
внутрь

5

Метформин
Metforminum

(Сиофор, гликомет-500)



Таб. по 0,5   г
(Выпускают также
таб. по 0,25 и 0,85   г)

Взрослые;
внутрь

6

Преднизолон

Prednisolonum



Таб. по 0,005 г 0,001 г

мазь 0,5%, 5% суспензия в амп. и флаконах по 1 мл 0,3% и 0,5% глазные капли



Взрослые и дети; внутрь, в / в, местно

7

Дексаметазон

Dexamethasonum



Таб. по 0,0005 г 0,4% р-р в амп. по 1 мл 0,1% глазные капли, 0,5% ушные капли; 0,1% глазная суспензия

Взрослые и дети; внутрь, в / м, в / в местно

8

Дезоксикортон

Desoxycortonum



0,5% масляный р-р в амп. по 1 мл; таб. 0,005 г

Взрослые и дети; в / м, сублингвально

9

Тестостерона пропионат

Testosteroni propionas



5% масляный р-р в амп. по 1 мл

Взрослые и дети; в / м,

1 0

Ретаболил

Retabolilum



5% масляный р-р в амп. по 1 мл;

Взрослые и дети; в / м,

1 1

Синестрол

Synoestrolum



0,1% масляный р-р в амп. по 1 мл;

Взрослые, в / м, п / к

12

Прогестерон

Progesteronum



1% масляный р-р в амп. по 1 мл; капс. по 0,1 г.

Взрослые; в / м, внутрь

 

4.2.            Теоретические вопросы к занятию:

1.       Общая характеристика гормональных препаратов, их классификация по происхождению, химическому строению, клиническим применением. Виды и принципы гормонотерапии.

2.       Гормональные препараты гипоталамуса и гипофиза. Механизм действия кортикотропина, показания к применению, побочные эффекты. Синтетические аналоги кортикотропина (тетракозактид). Аналоги соматотропина (соматропин) и соматостатина (октреотид).

3.       Фармакологическая характеристика гонадотропных гормональных препаратов (гонадотропины хорионический и менопаузный (менотропины, фолитропин).

4.       Фармакодинамика гормональных препаратов задней доли гипофиза (адиурекрин, питуитрин, окситоцин, вазопрессин), их синтетических аналогов (демокситоцин, десмопрессин, Терлипрессин). Показания к применению.

5.       Фармакология гормональных препаратов щитовидной железы Классификация, использование, побочные эффекты.

6.       Антитиреоидные препараты: классификация по химическому строению и механизму действия; показания и противопоказания к применению, побочные эффекты. Препараты кальцитонина, показания к применению.

7.       Гипогликемические средства. Классификация по механизму действия и способом применения. Препараты инсулина, классификация по источникам получения, поколениями (степенью очистки) и длительностью действия.

8.       Фармакокинетика, фармакодинамика, показания и противопоказания к применению инсулина. Побочное действие. Особенности использования при гипергликемической коме. Передозировка инсулина, помощь при гипогликемической коме. Препараты инсулина пролонгированного действия, их классификация.

9.       Синтетические (пероральные) противодиабетические средства. Классификация. Механизмы действия, показания к применению. Сравнительная характеристика отдельных препаратов из группы производных сульфонилмочевины разных поколений (1-го - толбутамид, карбутамид; II-го - глибенкламид, гликлазид, глипизид, гликвидон; III-го - глимепирид), бигуанидов (метформин), других средств (пиоглитазон, репаглинид, акарбоза). Побочные эффекты.

10.   Гормональные препараты глюкокортикоидов, классификация. Фармакологические эффекты, показания, противопоказания к применению, режим дозирования. Сравнительная характеристика. Побочные эффекты глюкокортикоидов.

11.   Фармакология минералокортикоидов, препараты. Показания к применению.

12.   Половые гормоны, классификация. Препараты мужских половых гормонов. Фармакологическая характеристика. Показания к применению, побочные эффекты. антагонисты андрогенных рецепторов.

13.   Фармакология анаболических стероидов. Механизм действия, показания к применению. Побочное действие анаболических стероидов.

14.   Общая характеристика женских половых гормонов, их классификация. Механизм действия, показания к применению, побочные эффекты эстрогенов. Антиэстрогенные средства.

15.   Механизм действия, показания к применению, побочные эффекты гестагенных препаратов. Побочные эффекты гестагенов и их антагонистов.

16.   Противозачаточные средства. классификация, принципы комбинации. Показания и противопоказания к применению, побочные эффекты. Сравнительная характеристика контрацептивных препаратов.

 

4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии:

                            Задание 1

4.3.1. Выписать рецепты и провести их фармакотерапевтических анализ (указать групповую принадлежность, показания к применению, возможные осложнения):

1. Кортикотропин для инъекций

2. Окситоцин для инъекций

3. L-тироксин в таблетках

4. Мерказолил в таблетках

5. Инсулин для инъекций

6. Глибенкламид в таблетках

7. Метформин в таблетках

8. Дексаметазон в таблетках.

9. Преднизолон в таблетках.

10. Тестостерона пропионат.

11. Ретаболил.

12. Синестрол в ампулах.

13. Прогестерон в ампулах.

14. Марвелон.

 

                            Задание 2



Ознакомиться с препаратами учебной коллекции по теме, определить их принадлежность к фармакологической группе и показания к использованию.

 

Задание 3



Обосновать выбор препарата, его лекарственную форму, дозировку, концентрацию и путь введения:

-         гормональный препарат для стимуляции гормонов коры надпочечников;

-         гормональный препарат для лечения несахарного диабета;

-         гормонопрепарат для ускорения родовой деятельности при слабых схватках;

-         средство для лечения микседемы;

-         средство для лечения тиреотоксикоза;

-         гормональный гипогликемический препарат быстрого и кратковременного действия;

-         препарат для лечения сахарного диабета 1-го  типа - инсулин-зависимого сахарного диабета;

-         препарат для лечения сахарного диабета II   типа - инсулин-независимого сахарного диабета;

-         синтетический гипогликемический препарат, производный сульфонилмочевины

-         препарат гипогликемического действия из группы бигуанидов

-         ГКС средней продолжительности действия

-         препарат из группы минералокортикоидов для лечения болезни Эдисона

-         гестагенное средство при маточных кровотечениях

-         противозачаточное средство для приема внутрь

 

4.3.2. Задача для самоконтроля (таблицы, схемы, рисунки, графики):



 

 

 


А. Заполните таблицу «Фармакологическая характеристика препаратов"

 

Препарат

Групповая принадлежность

Механизм действия

Побочные эффекты

Гидрокортизон

 

 

 

Преднизолон

 

 

 

Метилпреднизолон

 

 

 

Дексаметазон

 

 

 

Бетаметазон

 

 

 

Триамцинолол

 

 

 

Флуметазон

 

 

 

Тестостерон

 

 

 

Беклометазон

 

 

 

Дезоксикортон

 

 

 

Нандролон

 

 

 

Эстрадиол

 

 

 

Этинилэстрадиол

 

 

 

Синэстрола

 

 

 

Прогестерон

 

 

 

Алилестренол

 

 

 

Нон-овлон

 

 

 

Постинор

 

 

 

 

Б. Задачи для самоконтроля:

ЗАДАЧА 1


Обладают противовоспалительным, гипосенсибилизирующим, иммунодепрессивным, противошоковым действием. Уменьшают количество лимфоцитов и эозинофилов в крови, увеличивают число циркулирующих нейтрофилов, эритроцитов, ретикулоцитов. Механизм противовоспалительного действия связывают с угнетением фосфолипазы А2, которая необходима для синтеза арахидоновой кислоты.

А) Определить группу препаратов.

В) При каких заболеваниях его применяют?

 

Задача 2


Стимулируют синтез белка, что приводит к увеличению массы скелетных мышц, паренхиматозных органов. При этом происходит задержка выведения из организма азота, фосфора и кальция. Применяют при кахексии, астении, остеопорозе, для стимуляции процессов регенерации, после лучевой терапии, инфаркте миокарда, тяжелого течения заболевания, длительного применения глюкокортикоидов, с немедицинской целью у спортсменов.

А) Определить группу препаратов.

В) Какие побочные эффекты для них характерны?

 

Задача 3


Двум больным с бронхиальной астмой по-разному назначали препарат преднизолон: одному - 3 раза в день, другому - суточную дозу утром. Через 15 суток препарат отменили, постепенно уменьшая дозу.

Как перенесут отмену препарата двое больных?

 

             



4.3.3 Решить тестовые задания

 

1.        Назовите препараты инсулина короткого действия



1.        * Актрапид

2.        * Моноинсулин

3.        Монотард

4.        Илетин ленте

5.        Ультраленте

2.        Побочные эффекты мерказолила

1.        * Лейкопения

2.        * Нарушение функции печени

3.        * Зобогенный эффект

4.        * Кожные высыпания

5.        Тахикардия

3.        Побочные эффекты Кальцитрина

1.        Спонтанное рассасывание костей

2.        Травматический остеомиелит

3.        * Повышение АД

4.        * Тошнота, рвота

5.        Парадонтоз

 

5.       Практические задания, которые выполняются на занятии:



Ознакомиться с препаратами учебной коллекции по теме, определить их принадлежность к фармакологической группе и показания к использованию.

 

Обосновать выбор препарата, его лекарственную форму, дозировку, концетрации, путь введения и выписать рецепт:

-         гормональный препарат для стимуляции гормонов коры надпочечников;

-         гормонопрепарат для ускорения родовой деятельности при слабых схватках;

-         средство для лечения микседемы;

-         средство для лечения тиреотоксикоза;

-         гормональный гипогликемический препарат быстрого и кратковременного действия;

-         препарат для лечения сахарного диабета II   типа - инсулин-независимого сахарного диабета;

-         синтетический гипогликемический препарат, производный сульфонилмочевины

-         ГКС средней продолжительности действия

-         препарат из группы минералокортикоидов для лечения болезни Эдисона

 

 



6.       Материалы для самоконтроля:

 

Тесты для самоконтроля.



1. При гиперфункции щитовидной железы больному назначили антитиреоидный препарат, который нарушает синтез тироксина и трийодтиронина непосредственно в щитовидной железе. Какой препарат был назначен?

A. * Мерказолил

B. Дийодтиронин

C. Калия перхлорат

D. Иодид калия

E. Трийодтиронин

2. Больному тиреотоксикозом для его лечения был назначен мерказолил. Что лежит в основе антитиреоидной активности препарата?

A. Снижение продукции тиреоидных гормонов

B. Угнетение процесса обмена веществ

C. Снижение поглощения йода щитовидной железой

D. Деструкция клеток щитовидной железы

E. Активирует транспорт глюкозы в клетку

3. Больному тиреотоксикозом, был назначен препарат, который подавляет ферментные системы, участвующие в синтезе гормонов щитовидной железы. Укажите этот препарат.

A. * Мерказолил

B. Дийодтирозин

C. Калия йодид

D. Тиреоидин

E. Радиоактивный йод

4. Больному сахарным диабетом в состоянии гипогликемической комы, вызванной передозировкой инсулином, был введен препарат, который является гормоном поджелудочной железы и антагонистом инсулина. Укажите этот препарат.

A. * Глюкагон

B. Адреналин

C. Гидрокортизон

D. Дезоксикортикостерон

E. Норадреналин

5. Больному А., с острой недостаточностью надпочечников был назначен лекарственный препарат после которого у больного появились жалобы на боль в костях (дважды были переломы), частые простудные болезни, отеки, медленное заживление ран. Какой препарат мог вызвать такие явления?

A. * Преднизолон

B. Ретаболил

C. Спиронолактон

D. Естрон

E. Тестостерон

 

Литература.



Основная

1. Фармакология. (Чекман И.С., Туманов В.А., Горчакова Н.А. и др..) - Киев.

"Высшая школа" 2001. - 518с.

2. Скакун М.П., ​​Посохова К.А. Фармакология. - 2003. - 740 с.

3. Харкевич Д.А., Фармакология. - М.: Медицина, 2005. - 550 с.

4. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - 2005. - 1200 с.

5. Материалы лекции проф. В.И. Мамчура

 

 



 

Переутверждено на заседании кафедры ______________ 200__г, протокол № ______



Зав. кафедрой фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики, профессор __________ Мамчур В.И.

 

Скачать 169.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница