ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА
Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин
Утверждено
на заседании кафедры гуманитарных и
общеобразовательных дисциплин
от 23октября 2009, протокол №1
Зав.кафедрой
д.б.н. проф Л.А. Моисеева._______________
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
«ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»
Составитель:
доктор медицинских наук
В.П. Дегтярев
Москва
2009
1. Содержание…………………………………………………………………………………..2
2. Выписка из государственного образовательного стандарта……………………………..3
3. Цели и задачи дисциплины…………………………………………………………………3
4.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины………………………………...4
5.Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………………….5
6. Содержание дисциплины “ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС”……………………………………….6
6.1.Разделы дисциплины и виды занятий…………………………………………….6
6.2.Содержание разделов дисциплины (программа)………………………………...7
6.3.Тематический план лекций ……………………..……………………………….14
6.4.Тематический план семинарских занятий …………………….……………….15
6.5. Внеаудиторная самостоятельная работа………………………………………..15
7.Перечень вопросов для семинаров………………………………………………………...17
8. Вопросы для экзамена…………………………………………………………………..18
8.Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………………21
8.1. Основная литература………………………………………………………………...21
8.2. Дополнительная литература………………………………………………………...21
8.3. Методические рекомендации по осуществлению текущего,
самостоятельного и итогового контроля…………………………………………….22
8.4. Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов………………………………………………22
9. Дополнительные материалы………………………………………………………………23
9.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины………23
9.2. Тестовые материалы……………………………………………………………..24
9.3. Ответы на тестовые задания…………………………………………………….64
10. Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы…………...66
2. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Индекс
|
Физиология центральной нервной системы
|
всего часов
|
ЕН.Ф.06
|
Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности; физиологические закономерности эмбрионального и постнатального развития головного мозга; фундаментальные процессы – возбуждение и торможение в ЦНС; физиология и нейрохимия нейронов и глии; соматическая нервная система; физиология боли, роль тахикинонов и опиатных рецепторов; физиология вегетативной нервной системы; организация бульбарного дыхательного центра; реакция мозга на гипоксию и асфиксию, синдром внезапной остановки дыхания; интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций; нервные структуры, нейро-гормональные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения; половая дифференцировка мозга; терморегуляционные рефлексы; функции лимбической системы мозга.
|
120
|
3. Цели и задачи дисциплины
Специальность “ психология” требует глубокого изучения особенностей формирования функций и механизмов регуляции физиологических процессов в организме, протекающих в тесной взаимосвязи с центральной нервной системой, равно как и глубокого изучения свойств и закономерностей функционирования последней. Современная психология опирается на достижение всех теоретических дисциплин на основе системного подхода и законов теории управления. Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого психологу. Предлагаемая программа содержит необходимый объем информации для успешного усвоения основных положений физиологии центральной нервной системы.
3.1. Целью преподавания дисциплины является:
сформировать системные знания о жизнедеятельности организма как целого, его взаимодействии с внешней средой и динамике жизненных процессов;
дать представление об основных функциях и закономерностях функционирования центральной нервной системы, других систем организма и механизмах их регуляции;
способствовать формированию философского понимания сущности физиологических процессов и общих биологических законов,
формирование у студентов знаний и умений, необходимых при изучении последующих дисциплин.
3.2. Задачи дисциплины:
обучение системному подходу в понимании физиологических закономерностей организации функций,
дать представление о физиологических механизмах, лежащих в основе нормального функционирования центральной нервной системы, других систем организма, а также при некоторых патологических состояниях;
способствовать пониманию роли нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций;
ознакомить с некоторыми методами функциональных клинических исследований, используемых с целью диагностики,
способствовать усвоению студентами базисного характера физиологических знаний среди психологических дисциплин.
Методы изучения предмета:
- теоретический - на лекциях и семинарах;
- демонстрация учебных видеофильмов;
- контроль исходного уровня знаний студентов: собеседование, контроль с использованием тестов.
Контроль и учет результатов усвоения материала предмета
- входной контроль на каждом семинарском занятии.
- выходной контроль по завершению каждой темы и раздела физиологии.
- экзамен:
форма проведения: 1) тестовый контроль; 2) вопросы + ситуационные задачи.
4.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
4.1. Студент должен уметь:
1. Использовать информацию о свойствах и функциях возбудимых тканей при анализе закономерностей организации функциональных систем здорового человека.
2. Анализировать закономерности функционирования возбудимых тканей и нервно-мышечной системы человека в различных функциональных состояниях организма.
3. Использовать информацию о свойствах и функциях центральной нервной системы (ЦНС) при анализе закономерностей организации функциональных систем здорового человека.
4. Анализировать закономерности функционирования центральной нервной системы в организме животных и человека.
5. Анализировать особенности изменений процессов в ЦНС при разных функциональных состояниях организма.
6. Использовать информацию о строении и функциях автономной нервной системы при анализе функциональных систем организма.
7. Анализировать закономерности функционирования автономной нервной здорового организма.
8. Анализировать механизмы и особенности деятельности различных отделов автономной нервной системы.
9. Использовать информацию о строении и функциях эндокринной системы при анализе функциональных систем организма.
10. Анализировать закономерности функционирования эндокринной системы здорового организма.
11. Анализировать механизмы и особенности влияний различных факторов регуляции эндокринной системы на функции центральной нервной и других систем организма.
12. Использовать информацию о морфо-функциональной организации сердечной мышцы и сосудистой системы в качестве основы при анализе закономерностей деятельности функциональных систем здорового человека.
13. Анализировать закономерности функционирования системы кровообращения на макро- и микро- уровнях в организме животных и человека.
14. Анализировать особенности изменений в деятельности сердечно-сосудистой системы при разных функциональных состояниях организма.
15. Анализировать особенности организации разных этапов дыхания и их регуляции.
16. Использовать информацию о функциях процесса дыхания при анализе закономерностей организации функциональных систем здорового человека.
17. Анализировать закономерности изменений процесса дыхания при разных функциональных состояниях организма.
4.2. Студент должен знать:
1. Возбудимость и возбуждение как основные характеристики функционального состояния возбудимых тканей.
2. Функциональные особенности проведения возбуждения в нервах и синапсах.
3. Функциональные свойства скелетной мускулатуры и функциональные особенности мышц внутренних органов.
4. Свойства и особенности основных нервных процессов – возбуждения и торможения.
5. Основные принципы координационной деятельности ЦНС.
6.Принципы рефлекторной деятельности. Особенности рефлексов различных этажей ЦНС.
7. Особенности организации и реализации рефлексов автономной нервной системы.
8. Роль автономной нервной системы в обеспечении приспособительной деятельности организма в различных функциональных состояниях.
9. Роль различных уровней ЦНС в организации приспособительной деятельности организма.
10. Механизмы функционирования и регуляции отдельных желез внутренней секреции и их систем.
11. Эффекты и механизмы действия физиологически активных веществ на клетки-мишенями.
12. Особенности взаимодействия нервных и гуморальных механизмов регуляции функций организма.
13. Функциональные особенности сердечной мышцы и сосудистого русла человека.
14. Механизмы регуляции деятельности сердца, сосудистого тонуса и системной гемодинамики. Функциональную систему обеспечивающую артериальное давление.
15. Особенности структурно-функциональной организации микроциркуляторного русла различных регионов здорового человека.
16. Основные методы исследования деятельности сердца и системной гемодинамики у человека, использующиеся в клинической практике.
17. Значение дыхания для организма. Основные этапы процесса дыхания.
18. Легочные объемы и емкости, легочную вентиляцию.
19. Процессы газообмена в легких и тканях. Механизм газообмена. Факторы, влияющие на газообмен. Особенности транспорта О2 и СО2 кровью.
20. Функциональные особенности дыхательного центра. Особенности регуляции дыхания. Резервные возможности дыхания.
21. Особенности организации функциональной системы, обеспечивающей поддержание газового состава внутренней среды организма.
5.Объем дисциплины и виды учебной работы
Поделитесь с Вашими друзьями: |