Методические рекомендации по осуществлению текущего, самостоятельного и итогового контроля Методические рекомендации по организации



страница1/8
Дата26.04.2016
Размер499 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8


ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА

Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин



Утверждено

на заседании кафедры гуманитарных и

общеобразовательных дисциплин

от 23октября 2009, протокол №1

Зав.кафедрой

д.б.н. проф Л.А. Моисеева._______________


Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

Составитель:

доктор медицинских наук

В.П. Дегтярев

Москва

2009

1. Содержание…………………………………………………………………………………..2

2. Выписка из государственного образовательного стандарта……………………………..3

3. Цели и задачи дисциплины…………………………………………………………………3

4.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины………………………………...4

5.Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………………….5

6. Содержание дисциплины “ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС”……………………………………….6

6.1.Разделы дисциплины и виды занятий…………………………………………….6

6.2.Содержание разделов дисциплины (программа)………………………………...7

6.3.Тематический план лекций ……………………..……………………………….14

6.4.Тематический план семинарских занятий …………………….……………….15

6.5. Внеаудиторная самостоятельная работа………………………………………..15

7.Перечень вопросов для семинаров………………………………………………………...17

8. Вопросы для экзамена…………………………………………………………………..18

8.Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………………21

8.1. Основная литература………………………………………………………………...21

8.2. Дополнительная литература………………………………………………………...21

8.3. Методические рекомендации по осуществлению текущего,

самостоятельного и итогового контроля…………………………………………….22

8.4. Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов………………………………………………22

9. Дополнительные материалы………………………………………………………………23

9.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины………23

9.2. Тестовые материалы……………………………………………………………..24

9.3. Ответы на тестовые задания…………………………………………………….64

10. Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы…………...66




2. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА


Индекс

Физиология центральной нервной системы

всего часов

ЕН.Ф.06


Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности; физиологические закономерности эмбрионального и постнатального развития головного мозга; фундаментальные процессы – возбуждение и торможение в ЦНС; физиология и нейрохимия нейронов и глии; соматическая нервная система; физиология боли, роль тахикинонов и опиатных рецепторов; физиология вегетативной нервной системы; организация бульбарного дыхательного центра; реакция мозга на гипоксию и асфиксию, синдром внезапной остановки дыхания; интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций; нервные структуры, нейро-гормональные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения; половая дифференцировка мозга; терморегуляционные рефлексы; функции лимбической системы мозга.

120

3. Цели и задачи дисциплины
Специальность “ психология” требует глубокого изучения особенностей формирования функций и механизмов регуляции физиоло­гических процессов в организме, протекающих в тесной взаимосвязи с центральной нервной системой, равно как и глубокого изучения свойств и закономерностей функционирования последней. Современная психология опирается на достижение всех теоретических дисциплин на основе системного подхода и законов теории управления. Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессиональ­ного мышления, необходимого психологу. Предлагаемая программа содержит необхо­димый объем информации для успешного усвоения основных положений физиологии центральной нервной системы.

3.1. Целью преподавания дисциплины является:

сформировать системные знания о жизнедеятельности организма как целого, его взаимодействии с внешней средой и динамике жизненных процессов;

дать представление об основных функциях и закономерностях функциониро­вания центральной нервной системы, других систем организма и механизмах их регуляции;

способствовать формированию философского понимания сущности физиологических процессов и общих биологических законов,

формирование у студентов знаний и умений, необходимых при изучении последующих дисциплин.
3.2. Задачи дисциплины:

обучение системному подходу в понимании физиологических закономерностей организации функций,

дать представление о физиологических механизмах, лежащих в основе нормального функционирования центральной нервной системы, других систем организма, а также при некоторых патологических состояниях;

способствовать пониманию роли нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций;

ознакомить с некоторыми методами функциональных клинических исследований, используемых с целью диагностики,

способствовать усвоению студентами базисного характера физиологических знаний среди психологических дисциплин.



Методы изучения предмета:

- теоретический - на лекциях и семинарах;

- демонстрация учебных видеофильмов;

- контроль исходного уровня знаний студентов: собеседование, контроль с использованием тестов.



Контроль и учет результатов усвоения материала предмета

- входной контроль на каждом семинарском занятии.

- выходной контроль по завершению каждой темы и раздела физиологии.

- экзамен:

форма проведения: 1) тестовый контроль; 2) вопросы + ситуационные задачи.
4.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

4.1. Студент должен уметь:

1. Использовать информацию о свойствах и функциях возбудимых тканей при анализе закономерностей организации функциональных систем здорового человека.

2. Анализировать закономерности функционирования возбудимых тканей и нервно-мышечной системы человека в различных функциональных состояниях организма.

3. Использовать информацию о свойствах и функциях центральной нервной системы (ЦНС) при анализе закономерностей организации функциональных систем здорового человека.

4. Анализировать закономерности функционирования центральной нервной системы в организме животных и человека.

5. Анализировать особенности изменений процессов в ЦНС при разных функциональных состояниях организма.

6. Использовать информацию о строении и функциях автономной нервной системы при анализе функциональных систем организма.

7. Анализировать закономерности функционирования автономной нервной здорового организма.

8. Анализировать механизмы и особенности деятельности различных отделов автономной нервной системы.

9. Использовать информацию о строении и функциях эндокринной системы при анализе функциональных систем организма.

10. Анализировать закономерности функционирования эндокринной системы здорового организма.

11. Анализировать механизмы и особенности влияний различных факторов регуляции эндокринной системы на функции центральной нервной и других систем организма.

12. Использовать информацию о морфо-функциональной организации сердечной мышцы и сосудистой системы в качестве основы при анализе закономерностей деятельности функциональных систем здорового человека.

13. Анализировать закономерности функционирования системы кровообращения на макро- и микро- уровнях в организме животных и человека.

14. Анализировать особенности изменений в деятельности сердечно-сосудистой системы при разных функциональных состояниях организма.

15. Анализировать особенности организации разных этапов дыхания и их регуляции.

16. Использовать информацию о функциях процесса дыхания при анализе закономерностей организации функциональных систем здорового человека.

17. Анализировать закономерности изменений процесса дыхания при разных функциональных состояниях организма.



4.2. Студент должен знать:

1. Возбудимость и возбуждение как основные характеристики функционального состояния возбудимых тканей.

2. Функциональные особенности проведения возбуждения в нервах и синапсах.

3. Функциональные свойства скелетной мускулатуры и функциональные особенности мышц внутренних органов.

4. Свойства и особенности основных нервных процессов – возбуждения и торможения.

5. Основные принципы координационной деятельности ЦНС.

6.Принципы рефлекторной деятельности. Особенности рефлексов различных этажей ЦНС.

7. Особенности организации и реализации рефлексов автономной нервной системы.

8. Роль автономной нервной системы в обеспечении приспособительной деятельности организма в различных функциональных состояниях.

9. Роль различных уровней ЦНС в организации приспособительной деятельности организма.

10. Механизмы функционирования и регуляции отдельных желез внутренней секреции и их систем.

11. Эффекты и механизмы действия физиологически активных веществ на клетки-мишенями.

12. Особенности взаимодействия нервных и гуморальных механизмов регуляции функций организма.

13. Функциональные особенности сердечной мышцы и сосудистого русла человека.

14. Механизмы регуляции деятельности сердца, сосудистого тонуса и системной гемодинамики. Функциональную систему обеспечивающую артериальное давление.

15. Особенности структурно-функциональной организации микроциркуляторного русла различных регионов здорового человека.

16. Основные методы исследования деятельности сердца и системной гемодинамики у человека, использующиеся в клинической практике.

17. Значение дыхания для организма. Основные этапы процесса дыхания.

18. Легочные объемы и емкости, легочную вентиляцию.

19. Процессы газообмена в легких и тканях. Механизм газообмена. Факторы, влияющие на газообмен. Особенности транспорта О2 и СО2 кровью.

20. Функциональные особенности дыхательного центра. Особенности регуляции дыхания. Резервные возможности дыхания.

21. Особенности организации функциональной системы, обеспечивающей поддержание газового состава внутренней среды организма.




5.Объем дисциплины и виды учебной работы

Каталог: cms page media
cms page media -> «Мобильный телефон друг или враг?»
cms page media -> Учебно-методический комплекс по курсу «Основы психосоматики»
cms page media -> Я выбираю здоровый образ жизни!
cms page media -> Ветряная оспа
cms page media -> Медицинская помощь в системе омс
cms page media -> Учебно-методический комплекс по курсу «психоаналитическая теория неврозов»
cms page media -> Острые кишечные инфекции вирусной этиологии
cms page media -> Д ф. н., профессор Лейбин В. М. Учебно-методический комплекс по дисциплине


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©zodomed.ru 2024


    Главная страница