Главное управление
МЧС России по Калужской области
Методические рекомендации
руководителям органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и поселений Калужской области по организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в военное время
г. Калуга
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Главного управления
МЧС России по Калужской области
генерал – майор внутренней службы
В.И. Клименко
«___» февраля 2013
Методические рекомендации
органам исполнительной власти области,
органам местного самоуправления городских округов,
муниципальных районов, поселений и руководителям организаций
по выполнению задачи гражданской обороны
«Эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в военное время».
Разработаны отделом гражданской обороны в составе:
Ивкин А.Е. - начальник отдела,
Кириченко А.В. – главный специалист 1 разряда.
г. Калуга
Оглавление
№ п/п
|
Содержание
|
Стр.
|
Прим.
|
1.
|
Введение
|
|
|
2.
|
Часть 1. Нормативно-правовая база Российской Федерации и Калужской области по организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в военное время
|
|
|
3.
|
Часть 2. Организация эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в военное время
|
|
|
|
2.1. Рекомендации руководителям органов исполнительной власти по организации обеспечения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в военное время
|
|
|
|
2.1.1. Обеспечение связи и оповещения (рекомендации Главному управлению МЧС России по Калужской области)
|
|
|
|
2.1.2. Транспортное обеспечение эвакуации населения (рекомендации министерству экономического развития области)
|
|
|
|
2.1.3. Медицинское обеспечение эвакуации населения (рекомендации министерству здравоохранения области)
|
|
|
|
2.1.4. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения (рекомендации УМВД по Калужской области)
|
|
|
|
2.1.5. Учет и регистрация эваконаселения в районах размещения (рекомендации миграционной службе)
|
|
|
|
2.2. Рекомендации руководителям органов местного самоуправления городских округов по организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в военное время
|
|
|
|
2.2.1 Эвакуационные органы
|
|
|
|
2.2.2. Планирование и проведение эвакуации организаций
|
|
|
|
2.2.3. Планирование и проведение эвакуации неработающего населения
|
|
|
|
2.2.4. Транспортное обеспечение эвакуационных мероприятий
|
|
|
|
2.3. Организация и проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в военное время (рекомендации руководителям организаций).
|
|
|
4.
|
Часть 3. Рекомендации руководителям органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений области по организации приёма эваконаселения, материальных и культурных ценностей на территории района в военное время
|
|
|
|
3.1 Эвакуационные органы
|
|
|
|
3.2. Планирование и проведение приема эваконаселения, материальных и культурных ценностей
|
|
|
|
3.3. Транспортное обеспечение эвакуационных мероприятий
|
|
|
|
3.4. Подготовка и содержание маршрутов эвакуации
|
|
|
|
3.5. Материально-техническое обеспечение эвакуируемого населения
|
|
|
|
3.6. Требования к организации работы бань в районах размещения эваконаселения
|
|
|
|
3.7. Требования к организации работы прачечных в районах размещения эваконаселения
|
|
|
5.
|
Часть 4. Дополнительные сведения.
|
|
|
|
4.1. Инженерное оборудование СЭП
|
|
|
|
4.2. Инженерное оборудование пунктов посадки и пунктов высадки эвакуируемого населения
|
|
|
6.
|
Приложения:
|
|
|
|
Приложение 1: Определение зон опасности
|
|
|
|
Приложение 2: Ордер
|
|
|
|
Приложение 3: Соглашение-обязательство об использовании лично-го автотранспорта
|
|
|
|
Приложение 4: Скользящий график работы предприятия и подвоза рабочих смен
|
|
|
|
Приложение 5: Документация сборного эвакуационного пункта
|
|
|
|
Приложение 6: Документация приемного эвакуационного пункта
|
|
|
|
Приложение 7: Документация промежуточного пункта эвакуации
|
|
|
|
Приложение 8: Документация пункта посадки (высадки)
|
|
|
|
Приложение 9: Документация эвакуационной комиссии муниципального образования
|
|
|
Содержание рекомендаций
Введение
1. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей - это комплекс мероприятий по организованному выводу пешим порядком и вывозу всеми видами имеющегося транспорта населения, материальных и культурных ценностей из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушениях гидротехнических сооружений (далее категорированные города) и размещению их в безопасных районах загородной зоны.
2. Эвакуации подлежат рабочие и служащие с неработающими членами семей объектов экономики, деятельность которых в соответствии с мобилизационными планами не прекращается в военное время и может быть продолжена на новой базе, соответствующей производственному профилю и расположенной в безопасных районах загородной зоны; рабочие и служащие с неработающими членами семей объектов экономики, прекращающих свою деятельность в военное время, а также нетрудоспособное и не занятое в производстве население.
3. Рассредоточение — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в безопасных районах загородной зоны для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.
Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:
- уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;
- организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).
4. Безопасные районы загородной зоны – это территория в пределах административных границ субъектов Российской Федерации, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, вне приграничных районов.
Определение безопасных районов загородной зоны осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в следующем порядке:
- на карте субъекта Российской Федерации определяются зоны опасности, предусмотренные СНиП 2.01.51-90 в соответствии с приложением 3. При наложении двух и более зон опасности устанавливается общая граница этих зон по их внешним контурам.
Территория в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, не попадающая ни в одну из указанных зон, образует безопасные районы загородной зоны.
- при недостаточности безопасных районов загородной зоны в неё также включаются территории, попадающие в зоны возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) вокруг городов, отнесённых к группам по гражданской обороне, при условии принятия дополнительных мер по защите населения, предусматривающих инженерно-технические и организационные мероприятия.
Безопасные районы загородной зоны должны быть заблаговременно подготовлены для размещения эвакуируемого населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
5. В ближайших к границам категорированных городов безопасных районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения размещаются рассредоточиваемые рабочие и служащие. Срок доставки рабочих смен в категорированный город на работу и обратно в загородную зону на отдых суммарно не должен превышать 4-х часов.
Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты безопасных районов загородной зоны эвакуируются неработающие члены их семей. При невозможности их совместного размещения из-за ограниченной емкости жилого фонда и фонда общественных и административных зданий соответствующих населенных пунктов члены семей рассредоточиваемых рабочих и служащих размещаются в других населенных пунктах безопасных районов загородной зоны на том же эвакуационном направлении.
Районы размещения рабочих, служащих и неработающих членов их семей объектов экономики, переносящих свою производственную деятельность в загородную зону, выделяются за районами размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих.
Население, не занятое в производственной деятельности и не являющиеся членами семей рабочих и служащих, размещаются в более отдаленных безопасных районах загородной зоны.
Районы размещения в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.
6. Наибольшая работающая смена (НРС) объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах, определяемая исходя из выполнения мобилизационного задания объекта и закрепленная военно-мобилизационными отделами исполнительных органов государственной власти, должна быть обеспечена защитными сооружениями, отвечающими нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.
7. Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации. В отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, по решению руководителей гражданской обороны субъектов Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.
8. В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий проводятся частичная и общая эвакуация.
Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.
Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.
К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
а) государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);
б) производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);
в) запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения;
г) сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;
д) запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
а) культурные ценности мирового значения;
б) российский страховой фонд документов библиотечных фондов;
в) культурные ценности федерального (общероссийского) значения;
г) электронные информационные ресурсы на жестких носителях;
д) культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.
Особо ценные документы Федерального архивного агентства подлежат укрытию в установленном порядке.
Основанием для отнесения к материальным и культурным ценностям, подлежащим эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами федеральных исполнительных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
9. Ответственность за организацию, планирование, обеспечение и проведение эвакуации (рассредоточения) населения (персонала организаций), материальных и культурных ценностей и их размещение в безопасных районах загородной зоны, а также за подготовку районов размещения эвакуированного населения в загородной зоне и его жизнеобеспечение, осуществление хранения материальных и культурных ценностей возлагается:
в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на соответствующих руководителей гражданской обороны - руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций;
на территориях субъектов Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований - на соответствующих руководителей гражданской обороны - глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления;
в организациях - на руководителей гражданской обороны - руководителей организаций.
При планировании эвакуации населения и рассредоточения учитываются производственные планы, мобилизационные планы на расчетный год и порядок работы организаций в военное время, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.
10. Эвакуационные мероприятия планируются и осуществляются по производственно-производственному принципу, в соответствии с которым рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и неработающих членов их семей организуется и проводится по объектам экономики, а эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, - по месту жительства по территориальному принципу через жилищно-эксплуатационные органы.
11. Эвакуация населения планируется и осуществляется комбинированным способом, обеспечивающим в сжатые сроки вывоз в загородную зону части эваконаселения всеми видами имеющегося транспорта, не занятого воинскими и другими особо важными перевозками по мобилизационным планам, с одновременным выводом остальной его части пешим порядком. При этом предусматривается максимальное использование всех возможностей транспорта.
В первую очередь транспортом вывозятся:
- рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах;
- медицинские учреждения, имеющие мобилизационное задание;
- население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные женщины, женщины с детьми до 10 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, пенсионеры).
12. Весь жилой фонд и фонд зданий общественного и административного назначения с момента объявления эвакуации передаются в распоряжение руководителей гражданской обороны субъектов Российской Федерации – руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Эвакуируемое население размещается в жилых домах независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности путем подселения, а также в общественных и административных зданиях (санаториях, пансионатах, домах отдыха, детских оздоровительных лагерях и т.д.) на основании ордеров, выдаваемых органами местного самоуправления (приложение 4).
Поделитесь с Вашими друзьями: |