Методические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии для студентов



Скачать 57.51 Kb.
Дата24.04.2016
Размер57.51 Kb.
ТипМетодические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ФАРМАКОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Дисциплина-фармакология

По специальности – медико-профилактическое дело 060105

Форма обучения - очная

Разработчик:__________________________________________ О.В.Матяш



МР рассмотрена и утверждена на заседании кафедры: протокол от 29.08.2013 №1
Заведующий кафедрой___________________________________ И.А.Волчегорский

Практическое занятие № 19

Тема: Средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт.
Цели занятия:

профессиональные

  1. Добиться изучения фармакокинетики и фармакодинамикисредств,влияющих на желудочно-кишечный тракт; усвоения показаний к применению препаратов указанных групп; знания симптомов передозировки и мер помощи; запоминания латинских и международных непатентованных названий и основных форм выпуска лекарственных средств

  2. Обучить элементам сравнительного анализа эффективности средств, влияющих на желудочно-кишечный тракт, путем решения фармакотерапевтических задач

  3. Активное углубление знаний по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названиях препаратов.

  4. Развитие под руководством преподавателя навыков работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.

  5. Закрепление практического навыка рецептуры выписыванием рецептов на лекарственные средства с расчетом доз, в зависимости от возраста, массы тела пациентов.


Базисные знания: внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения гистологического строения желудка, нейро-медиаторных систем, участвующих в регуляции секреции соляной кислоты и моторики кишечника.

Студент должен уметь:

  • выписывать рецепты на лекарственные средства в соответствии с заданиями по фармакотерапии, производя по необходимости расчет доз

  • составлять алгоритмы механизмов действия препаратов

  • решать ситуационные задачи и выполнять задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности


Учебная карта занятия:

  1. Контроль исходного уровня знаний. Для выполнения письменной работы необходимо знать основные формы выпуска и дозировки препаратов (задания по фармакотерапии).

  2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)

  3. Стимулирование познавательной активности интерактивными методами

Инструкции для самостоятельной работы студентов:
учебные ситуации – кейсы (casestudy) с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

  • При решении заданий необходимо использовать приложенные ккейсу инструкциина лекарственные препараты с сайта http://grls.rosminzdrav.ru/, справочникиВидаль 2003-2009, Регистр лекарственных средств России РЛС 2004-2012приказ № 110 МЗ РФ (образцы рецептурных бланков), приказ № 785 МЗ РФ, Список II и Список III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

  • Решения принимаются в группах.

  • При обсуждении в группах нельзя «давить», навязывать свою точку зрения, голосовать, можно только договариваться, приводя разумные аргументы.

  • После обсуждения идет презентация решения одним из представителей группы


Каждый учит каждого

  • Студентам раздаются карточки.

  • В течение нескольких минут студент должен прочесть информацию на карточке.

  • После прочтения студенты начинают ходить по аудитории и знакомить со своим фактом встречающихся людей (по одному человеку). Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый студент не поговорит с каждым из своих одногруппников.

  • Студенты могут одновременно говорить только с одним одногруппником.

  • После того, как завершается это упражнение, будьте готовы рассказать что-либо о том, что Вы узнали от другого собеседника.


Имитационная игра

Это упражнение в принятии решения и исполнении участниками игры имитируемой деятельности. Студент получает задание, готовится к нему, используя инструкции на лекарственные препараты с сайта https://grls.rosminzdrav.ru/, справочникиВидаль 2003-2009, Регистр лекарственных средств России РЛС 2004-2012 и выступает пред аудиторией, примеряя на себя предложенную роль. Аудитория, после презентации ответа, задает вопросы.



  1. Разработка алгоритма осуществляется при использовании стандартной таблицы алгоритма и справочных материалов

  2. Итоговый контроль усвоения материала. Студенты решают ситуационные задачи без привлечения справочной литературы, используя лишь полученные знания.



Задания по фармакотерапии

Выписать в рецептах:



  1. Пепсин в порошках.

  2. Экстракт крушины жидкий.

  3. Настойку крушины

  4. Порошок сульфата магния

  5. Омепразол в капсулах,

  6. Аллохол в таблетках

  7. Эссенциале в ампулах.

  8. Мизопростол в таблетках

  9. Панкреатин в порошках в парафинированной бумаге.


Вопросы для подготовки к занятию:


  1. Средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт: классификация.

  2. Механизмы секреции соляной кислоты; механизмы антисекреторного действия холинолитических средств, ганглиоблокаторов, блокаторов рецепторов гистамина, блокаторов протонной помпы. Фармакодинамика, показания, побочные эффекты, противопоказания. Классификация антисекреторных средств.

  3. Рвотные и противорвотные средства, классификация. Фармакодинамика, показания, побочные эффекты, противопоказания.

  4. Желчегонные препараты, классификация. Фармакодинамика, показания, побочные эффекты, противопоказания.

  5. Слабительные препараты, классификация. Фармакодинамика, показания, побочные эффекты, противопоказания.



Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

  • практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по расчету доз лекарственных препаратов в зависимости от возраста и веса тела пациента.

  • решать ситуационные задачи и выполнять задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

  • навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ФАРМАКОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Дисциплина-фармакология

По специальности – медико-профилактическое дело 060105

Форма обучения - очная

Разработчик:__________________________________________ О.В.Матяш



МР рассмотрена и утверждена на заседании кафедры: протокол от 29.08.2013 №1
Заведующий кафедрой___________________________________ И.А.Волчегорский
Практическое занятие № 20

Тема: Кардиотонические средства. Противоаритмические средства.
Цели занятия:

профессиональные

  1. Изучить фармакокинетику и фармакодинамику кардиотонических и противоаритмических средств; усвоить показания к применению препаратов указанных групп; закрепить знания симптомов передозировки, побочных эффектов и мер помощи при них.

  2. Усвоить алгоритмы применения средств указанных групп при неотложных состояниях.

  3. Освоить элементы сравнительного анализа эффективности кардиотонических и противоаритмических средств путем решения фармакотерапевтических задач

  4. Углубить знания по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названиях препаратов.

  5. Развить навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств.

  6. Закрепить практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по расчету доз лекарственных препаратов в зависимости от возраста и веса тела пациента.


Базисные знания: патогенез и клиника острой и хронической недостаточности кровообращения, электрофизиология нарушений ритма и проводимости.
Студент должен уметь:

  • выписывать рецепты на лекарственные средства в соответствии с заданиями по фармакотерапии, производя по необходимости расчет доз

  • составлять алгоритмы механизмов действия препаратов

  • решать ситуационные задачи и выполнять задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности


Учебная карта занятия:

  1. Контроль исходного уровня знаний. Для выполнения письменной работы необходимо знать основные формы выпуска и дозировки препаратов (задания по фармакотерапии).

  2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)

  3. Стимулирование познавательной активности интерактивными методами

Инструкции для самостоятельной работы студентов:
учебные ситуации– кейсы (case study) с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

  • При решении заданий необходимо использовать приложенные к кейсу инструкции на лекарственные препараты с сайта https://grls.rosminzdrav.ru/, справочникиВидаль 2003-2009, Регистр лекарственных средств России РЛС 2004-2012 приказ № 1175 МЗ РФ (образцы рецептурных бланков), приказ № 785 МЗ РФ, Список II и Список III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

  • Решения принимаются в группах.

  • При обсуждении в группах нельзя «давить», навязывать свою точку зрения, голосовать, можно только договариваться, приводя разумные аргументы.

  • После обсуждения идет презентация решения одним из представителей группы


Имитационная игра

Это упражнение в принятии решения и исполнении участниками игры имитируемой деятельности. Студент получает задание, готовится к нему, используя инструкции на лекарственные препараты с сайта https://grls.rosminzdrav.ru/, справочники Видаль 2003-2009, Регистр лекарственных средств России РЛС 2004-2012 и выступает пред аудиторией, примеряя на себя предложенную роль. Аудитория, после презентации ответа, задает вопросы.



  1. Итоговый контроль усвоения материала. Студенты решают ситуационные задачи без привлечения справочной литературы, используя лишь полученные знания.


Задания по фармакотерапии

Выписать в рецептах:



  1. Порошки Дигоксина для приема внутрь

  2. Антиаритмическое средство для купирования экстрасистолии при остром инфаркте миокарда

  3. Раствор Строфантина пациентке с отеком легких

  4. Микстуру Бехтерева

  5. Суппозитории с Дигоксином

  6. Препарат, уменьшающий отрицательное хронотропное действие сердечных гликозидов при передозировке последних

  7. Допамин для внутривенного введения

  8. Блокатор натриевых каналов с целью купирования пароксизма желудочковой экстрасистолии

  9. Неселективный β-адреноблокатор для приема внутрь.

  10. Хинидина сульфат в порошках в парафинированной бумаге

  11. Гидрофильный сердечный гликозид

  12. Блокатор кальциевых каналов для внутривенного введения


Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Патогенез, симптоматика, стадии недостаточности кровообращения.

  2. Кардиотонические средства: определение, классификация.

  3. Механизмы реализации кардиотонического действия гликозидных и негликозидных средств.

  4. Характеристика эффектов сердечных гликозидов (клиническая и ЭКГ). Препараты сердечных гликозидов: формы выпуска, пути введения, особенности хранения, показания, особенности развития побочного действия и его профилактика, рациональные сочетания, основные противопоказания.

  5. Передозировка сердечных гликозидов. Клиника, пути профилактики и рациональная терапия.

  6. Фармакотерапия острой левожелудочковой недостаточности.

  7. Блокаторы натриевых каналов: показания, особенности развития побочного действия и его профилактика, рациональные сочетания, основные противопоказания.

  8. Блокаторы кальциевых и калиевых каналов: показания, особенности развития побочного действия и его профилактика, рациональные сочетания, основные противопоказания.

  9. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию сердца: показания, особенности развития побочного действия и его профилактика, рациональные сочетания, основные противопоказания.


Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

  • практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по расчету доз лекарственных препаратов в зависимости от возраста и веса тела пациента.

  • решать ситуационные задачи и выполнять задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

  • навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ФАРМАКОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Дисциплина-фармакология

По специальности – медико-профилактическое дело 060105

Форма обучения- очная

Разработчик:__________________________________________ О.В.Матяш

МР рассмотрена и утверждена на заседании кафедры: протокол от 29.08.2013 №1


Заведующий кафедрой___________________________________ И.А.Волчегорский


Практическое занятие № 21

Тема: Средства, применяемые при лечении ИБС.
Цели занятия:

профессиональные

  1. Изучить фармакокинетику и фармакодинамику антингинальных средств; усвоить показания к применению препаратов указанных групп; закрепить знания симптомов передозировки, побочных эффектов и мер помощи при них.

  2. Усвоить алгоритмы применения средств указанных групп при неотложных состояниях.

  3. Освоить элементы сравнительного анализа эффективности антингинальных средств путем решения фармакотерапевтических задач

  4. Углубить знания по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названиях препаратов.

  5. Развить навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств.

  6. Закрепить практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по расчету доз лекарственных препаратов в зависимости от возраста и веса тела пациента.


Базисные знания: патогенез ишемической болезни сердца, в том числе приступа стенокардии и острого инфаркта миокарда.
Студент должен уметь:

  • выписывать рецепты на лекарственные средства в соответствии с заданиями по фармакотерапии, производя по необходимости расчет доз

  • составлять алгоритмы механизмов действия препаратов

  • решать ситуационные задачи и выполнять задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности


Учебная карта занятия:

  1. Контроль исходного уровня знаний. Для выполнения письменной работы необходимо знать основные формы выпуска и дозировки препаратов (задания по фармакотерапии).

  2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)

  3. Стимулирование познавательной активности интерактивными методами

Инструкции для самостоятельной работы студентов:
учебные ситуации – кейсы (case study) с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

  • При решении заданий необходимо использовать приложенные к кейсу инструкции на лекарственные препараты с сайта https://grls.rosminzdrav.ru/, справочникиВидаль 2003-2009, Регистр лекарственных средств России РЛС 2004-2012 приказ № 1175 МЗ РФ (образцы рецептурных бланков), приказ № 785 МЗ РФ, Список II и Список III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

  • Решения принимаются в группах.

  • При обсуждении в группах нельзя «давить», навязывать свою точку зрения, голосовать, можно только договариваться, приводя разумные аргументы.

  • После обсуждения идет презентация решения одним из представителей группы


Имитационная игра

Это упражнение в принятии решения и исполнении участниками игры имитируемой деятельности. Студент получает задание, готовится к нему, используя инструкции на лекарственные препараты с сайта https://grls.rosminzdrav.ru/, справочники Видаль 2003-2009, Регистр лекарственных средств России РЛС 2004-2012 и выступает пред аудиторией, примеряя на себя предложенную роль. Аудитория, после презентации ответа, задает вопросы.



  1. Итоговый контроль усвоения материала. Студенты решают ситуационные задачи без привлечения справочной литературы, используя лишь полученные знания.


Задания по фармакотерапии

Выписать в рецептах:



  1. Средство рефлекторного типа действия для купирования коронароспазма.

  2. Производное нитратов короткого действия для сублингвального применения.

  3. Препарат нитроглицерина пролонгированного действия.

  4. Бета-блокирующее средство для лечения стенокардии.

  5. Антиангинальное средство, блокирующее медленные кальциевые каналы.

  6. Коронорасширяющее средство миотропного действия

  7. Средство для экстренного купирования экстрасистолии при инфаркте миокарда

  8. Средство для устранения болей при инфаркте миокарда


Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Антиангинальные средства: определение, классификация.

  2. Механизмы реализации антиангинального действия нитратов, блокаторов кальциевых каналов, бета-блокаторов, метаболических цитопротекторов.

  3. Сравнительная характеристика нитратов короткого и пролонгированного действия: формы выпуска, пути введения, особенности хранения, показания, особенности развития побочного действия и его профилактика, рациональные сочетания, основные противопоказания.

  4. Бета-блокаторы и блокаторы кальциевых каналов: сравнительная характеристика по показаниям, влиянию на перераспределение кровотока и побочным эффектам.

  5. Механизм антиагрегантного и коронарорасширяющего действия дипиридамола, побочные действия препарата.

  6. Фармакотерапия приступа стенокардии, острого инфаркта миокарда и его осложнений, фармакотерапевтические подходы к проблеме ИБС (коррекция липидного обмена, реологических нарушений, фибринолитическая терапия).


Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

  • практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по расчету доз лекарственных препаратов в зависимости от возраста и веса тела пациента.

  • решать ситуационные задачи и выполнять задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

  • навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ФАРМАКОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Дисциплина-фармакология

По специальности – медико-профилактическое дело 060105

Форма обучения - очная

Разработчик:__________________________________________ О.В.Матяш

МР рассмотрена и утверждена на заседании кафедры: протокол от 29.08.2013 №1
Заведующий кафедрой___________________________________ И.А.Волчегорский
Практическое занятие № 22

Тема: Антигипертензивные средства
Цели занятия:

профессиональные


  1. Изучить классификации антигипертензивных средств, механизм их действия. Уяснить фармакокинетику и фармакодинамику антагонистов кальция. Изучить сравнительную характеристику препаратов, блокирующих кальциевые каналы. Запомнить показания, нежелательные побочные эффекты и противопоказания к назначению препаратов.

  2. Освоить группу препаратов относящихся к средствам, влияющим на РААС. Знать классификацию, механизм действия и сравнительную характеристику препаратов, особенности фармакокинетики и фармакодинамики. Запомнить показания к применению, в том числе и возрастные особенности. Изучить нежелательные побочные эффекты и их осложнения. Знать противопоказания к назначению.

  3. Закрепить практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по расчету доз лекарственных препаратов в зависимости от возраста и веса тела пациента.

  4. Освоить элементы логического анализа эффективности препаратов путем решения case-study.

  5. Пройти тестовый контроль текущих знаний.


воспитательные

Рассмотреть этические нормы применения клонидина, взаимодействие с этанолом, опасность нелегитимного использования.


Базисные знания:

Для усвоения материала по теме «Антигипертензивные средства» необходимо, чтобы студент владел знаниями из курса нормальной анатомии – анатомо-физиологические особенности периферической нервной системы и сердечно-сосудистой системы человека; из курса нормальной физиологии – механизмы регуляции сосудистого тонуса и уровня АД, из курса пропедевтики внутренних болезней – понятие о гипертонической болезни, из общей фармакологии – понятие о суммировании и потенцировании лекарственных средств



Студент должен уметь:


  • выписывать рецепты на лекарственные препараты в соответствии с заданиями по фармакотерапии;

  • разрабатывать алгоритм механизм гипотензивного действия каптоприла

  • оценивать возможность токсического действия лекарственных средств;

  • решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

  • проводить поиск по вопросам фармакологии, используя источники информации - справочники, базы данных, Интернет-ресурсы.


Учебная карта занятия:

  1. Контроль исходного уровня знаний. Для выполнения письменной работы необходимо знать основные формы выпуска и дозировки препаратов (задания по фармакотерапии).

  2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)

  3. Стимулирование познавательной активности интерактивными методами

Инструкции для самостоятельной работы студентов:


учебные ситуации – кейсы (case-study) с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

  • При решении заданий необходимо использовать приложенные к кейсу инструкции на лекарственные препараты с сайта https://grls.rosminzdrav.ru/, справочники Видаль 2003-2009, Регистр лекарственных средств России РЛС 2004-2012 приказ № 110 МЗ РФ (образцы рецептурных бланков), приказ № 785 МЗ РФ, Список II и Список III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

  • Решения принимаются в группах.

  • При обсуждении в группах нельзя «давить», навязывать свою точку зрения, голосовать, можно только договариваться, приводя разумные аргументы.

  • После обсуждения идет презентация решения одним из представителей группы


Каждый учит каждого

  • Студентам раздаются карточки.

  • В течение нескольких минут студент должен прочесть информацию на карточке.

  • После прочтения студенты начинают ходить по аудитории и знакомить со своим фактом встречающихся людей (по одному человеку). Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый студент не поговорит с каждым из своих одногруппников.

  • Студенты могут одновременно говорить только с одним одногруппником.

После того, как завершается это упражнение, будьте готовы рассказать что-либо о том, что Вы узнали от другого собеседника.

  • Дискуссия - обсуждение проблемных вопросов и решение ситуационных задач




  1. Разработка алгоритма осуществляется при использовании стандартной таблицы алгоритма и справочных материалов

  2. Итоговый контроль усвоения материала. Студенты решают ситуационные задачи без привлечения справочной литературы, используя лишь полученные знания.


Задания по фармакотерапии:

Выписать в рецептах:



  1. Гипотензивное средство, понижающее активность вазомоторного центра продолговатого мозга.

  2. Средство для управляемой гипотонии

  3. Адреноблокатор для лечения гипертонической болезни

  4. Гипотензивное средство – ингибитор ангиотензинпревращающего фермента

  5. Гипотензивное средство, блокирующее рецепторы к АнгиотензинуII

  6. Средство для купирования гипертонического криза

  7. Блокатор Са++ каналов

  8. Фентоламин в порошках для приема внутрь для предупреждения пароксизмальной гипертензии при феохромоцитоме.


Вопросы для подготовки к занятию: Антигипертензивные средства


  1. Пути фармакологического воздействия на величину системного артериального давления. Классификация гипотензивных средств.

  2. Антигипертензивные средства центрального нейротропного действия, механизмы снижения давления, основные принципы применения. Показания. Осложнения.

  3. Гипотензивные средства периферического нейротропного действия. Точки приложения эффектов и особенности фармакодинамики. Показания. Осложнения. Противопоказания.

  4. Средства, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему. Механизмы реализации гипотензивного действия блокаторов ангиотензиновых рецепторов и ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента. Применение, спектр побочных эффектов.

  5. Антигипертензивные средства миотропного действия. Фармакодинамика блокаторов кальциевых и активаторов калиевых каналов, средств-донаторов оксида азота, других миотропных спазмолитиков. Показания к применению, проявления побочного действия, противопоказания.

  6. Механизмы гипотензивного действия диуретиков. Показания для применения препаратов. Осложнения. Противопоказания


Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия: Антигипертензивные средства


  • выписывать рецепты на лекарственные препараты в соответствии с заданиями по фармакотерапии;

  • разрабатывать алгоритмы механизмов действия препаратов;

  • решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ФАРМАКОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Дисциплина-фармакология

По специальности – медико-профилактическое дело 060105

Форма обучения - очная

Разработчик:__________________________________________ О.В.Матяш

МР рассмотрена и утверждена на заседании кафедры: протокол от 29.08.2013 №1
Заведующий кафедрой___________________________________ И.А.Волчегорский

Практическое занятие № 23

Тема: Мочегонные средства. Средства, влияющие на тонус и сократительную активность миометрия.

Цели занятия:

профессиональные


  1. Изучить фармакокинетику и фармакодинамику мочегонных и маточных средств; усвоить показания к применению препаратов указанных групп; закрепить знания симптомов передозировки и мер помощи

  2. Освоить элементы сравнительного анализа эффективности диуретиков путем решения фармакотерапевтических задач

  3. Углубить знания по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названиях препаратов.

  4. Развить навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств.

  5. Закрепить практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по расчету доз лекарственных препаратов в зависимости от возраста и веса тела пациента


Базисные знания: анатомическое строение органов мочеполовой сферы, физиология мочеобразования и сократительной активности миометрия.
Студент должен уметь:

1.Выписывать рецепты на изучаемые препараты в соответствии с фармакотерапевтическими заданиями

2. Формулировать ответы на контрольные вопросы

3. Разрабатывать алгоритмы действия изучаемых средств

4. Оценивать возможности практического использования лекарственных средств в ходе решения ситуационных задач

Учебная карта занятия:


  1. Контроль исходного уровня знаний. Для выполнения письменной работы необходимо знать основные формы выпуска и дозировки препаратов (задания по фармакотерапии).

  2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)

  3. Стимулирование познавательной активности интерактивными методами

Инструкции для самостоятельной работы студентов:
учебные ситуации– кейсы (casestudy) с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

  • При решении заданий необходимо использовать приложенные к кейсу инструкции на лекарственные препараты с сайта https://grls.rosminzdrav.ru/, справочникиВидаль 2003-2009, Регистр лекарственных средств России РЛС 2004-2012, Приказ № 1175 МЗ РФ и Приказ №54 МЗ РФ (образцы рецептурных бланков), приказ № 785 МЗ РФ, Список II и Список III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

  • Решения принимаются в группах.

  • При обсуждении в группах нельзя «давить», навязывать свою точку зрения, голосовать, можно только договариваться, приводя разумные аргументы.

  • После обсуждения идет презентация решения одним из представителей группы


Каждый учит каждого

  • Студентам раздаются карточки.

  • В течение нескольких минут студент должен прочесть информацию на карточке.

  • После прочтения студенты начинают ходить по аудитории и знакомить со своим фактом встречающихся людей (по одному человеку). Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый студент не поговорит с каждым из своих одногруппников.

  • Студенты могут одновременно говорить только с одним одногруппником.

  • После того, как завершается это упражнение, будьте готовы рассказать что-либо о том, что Вы узнали от другого собеседника.


Имитационная игра

Это упражнение в принятии решения и исполнении участниками игры имитируемой деятельности. Студент получает задание, готовится к нему, используя инструкции на лекарственные препараты с сайта https://grls.rosminzdrav.ru/, справочники Видаль 2003-2009, Регистр лекарственных средств России РЛС 2004-2012 и выступает пред аудиторией, примеряя на себя предложенную роль. Аудитория, после презентации ответа, задает вопросы.



  1. Разработка алгоритма осуществляется при использовании стандартной таблицы алгоритма и справочных материалов

  2. Итоговый контроль усвоения материала. Студенты решают ситуационные задачи без привлечения справочной литературы, используя лишь полученные знания.


Задание по фармакотерапии:

Выписать в рецептах:

1. Антагонист альдостерона

2. Мочегонное средство, эффективное в комплексной терапии гипертонической болезни

3. Осмотический диуретик для терапии локальных отеков

4. «Калиймагнийсберегающий» диуретик

5.Эргометрина малеат внутривенно для устранения маточного кровотечения после миомэктомии

6. Окситоцин внутривенно капельно для стимуляции родов

7. Фуросемид внутривенно капельно при отёке лёгких.

8. Динопрост внутривенно капельно при слабости родовой деятельности

9. Синтетическое средство, повышающее тонус миометрия



10. Этакриновую кислоту внутривенно пациенту с отёком мозга
Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Основы физиологии мочеобразования. Принципиальные возможности увеличения мочеобразования лекарственными средствами.

  2. Классификации диуретических средств (по химической структуре, локализации действия препаратов в разных отделах нефрона, особенностям влияния на электролитный обмен).

  3. Тиазидные диуретики (гидрохлортиазид, циклопентиазид) и препараты “нетиазидной” структуры (клопамид, хлорталидон, индапамид): механизмы диуретического действия. Основные фармакологические эффекты. Особенности применения препаратов. Побочные эффекты.

  4. “Петлевые” диуретики (фуросемид, этакриновая кислота). Особенности фармакодинамики. Применение. Нежелательные побочные эффекты.

  5. “Калиймагнийсберегающие” диуретики (триамтерен, амилорид). Механизм мочегонного действия. Особенности применения. Основные противопоказания

  6. Антагонисты альдостерона (спиронолактон). Особенности фармакодинамики, показания к применению. Побочные эффекты.

  7. Осмотические диуретики (маннитол, мочевина). Механизмы реализации фармакологических эффектов. Применение препаратов. Противопоказания.

  8. Принципы комбинированного применения разных диуретических средств.

  9. Лекарственные средства, влияющие на миометрий. Классификация препаратов. Пути фармакологической коррекции сократительной активности и тонуса миометрия.

  10. Средства, усиливающие сократительную активность миометрия. Фармакодинамика препаратов гормонов задней доли гипофиза, препаратов простагландинов. Применение. Осложнения при использовании. Противопоказания.

  11. Токолитические средства. Механизмы ослабления сократительной активности миометрия. Показания для применения.

  12. Средства, повышающие тонус миометрия. Фармакодинамика препаратов растительного происхождения и синтетических средств. Сфера применения. Нежелательные побочные эффекты. Основные противопоказания.


Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

  • практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по расчету доз лекарственных препаратов в зависимости от возраста и веса тела пациента.

  • решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

  • навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.

Каталог: files -> misc
misc -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
misc -> Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования федерального агенства по здравоохранению и социальному развитию
misc -> Соматоформные расстройства и основы психосоматики
misc -> Программа по психиатрии и наркологии для 4 курса стоматологического факультета
misc -> Минздрав россии
misc -> Ю. Ю. Шамукрова Тестовые задания для ига ординаторов по специальности Пульмонология
misc -> Научные платформы

Скачать 57.51 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница