Южно Казахстанская Государственная Фармацевтическая Академия
Факультет подготовки специалистов с техническим профессиональным образованием
Кафедра сестринского дела с курсом анестезиологии и реаниматологии
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
ПО ПРЕДМЕТУ ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИКУ
Специальность: 0301000 - «Лечебное дело»
Курс: 2
Семестр: 3
Составила: Асылбекова Г.Б.
ШЫМКЕНТ 2013 г.
Обсуждено на заседании кафедры.
Протокол № _____ от «______» ______ 2013 г.
Зав.кафедрой, доцент Алдешев А.А.
1 – занятие
1.Тема занятия: Философия сестринского дела. Профессиональная этика и деонтология.
3. Вид занятия: теоретический
4. Цель занятия:
-
образовательная: основные типы этики, их задачи и структура, принципы их работы.
-
воспитательная: основные направления деятельности сестринскогодела, права и обязанности медсестры, соблюдать этику и деонтологию.
-
развивающаяся: развивать и организовать сестринский уход и наблюдение за пациентами, владеть техникой выполнения процедур и манипуляций.
5. Методы обучения: презентация, дискуссия.
6. Материально-техническое оснащение:
а) техническое: компьютеры, интерактивная доска, мультимединый проектор.
б) наглядное и дидактическое: карточки для самостоятельной работы, тестовые задания, ситуационные задачи и кроссворды.
в) место проведения: аудитория № 2, 3, 4, 5.
7. Литература:
1. Алгоритмы манипуляций по сестринскому делу: учебное пособие/под ред. И.В.Островской. –М., 2010, -160с.
2. Вебер В.Р., Чуваков Т.И. Лапотников В.А., Копина М.Н. Основы сестринского дела. Ростов/Д., «Феникс», 2007.
3. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – М., 2007.
4. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: учебное пособие.-М., 2008. -320 с
5. Муратбекова С.К. «Мейірбике ісі негіздері », Астана, 2005
1. Андреева Т.А. Общий за больными. Учебное пособие. М., РИОР, 2005.
2. Зуева Л.П. Гигиена рук и использование перчаток в ЛПУ. – М., 2007.
3. Джамбекова А.К. В.Н. Шилов. Справочник по уходу за больными. – М., «ЭКСМО», 2008
4. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В., Рубашкина Л.А. Инфекционный контроль в лечебно-рофилактических учреждениях. Ростов/Д «Феникс», 2003.
5. Лемента Е.В., Прилепская В.Н. Сестринское дело (практические манипуляции). – Ростов/Д, изд. «Март», 2005
6. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум. –Ростов –на-Дону «Феникс», 2010
7. Рамасефу Д., Мак-Дональд М Дж. Атлас манипуляций в неонатологии/пер. С англ.под.ред. И.Ю. Рюминой. – М., -496 с.
8. Седикина Р.Г. Сестринское дело в терапии. Кардиология + СД: учебное пособие. – М., 2009. -272с.
9. Смолева Э.В.Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Ростов/Д, «Феникс», 2007
10. Щербакова Т.С. Сестринское дело. Справочник.-Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010.
11. Яромич И.В. Сетринское дело и манипуляционная техника. – Минск, 2006
8. Организационный момент: 5 мин (6%)
-
проверка присутствуюших учащихся.
-
проверка готовности к занятию учащихся.
-
Цели и задачи занятия.
9. Контроль знаний по предыдушим темам. 15 мин (16%)
-
Основы сестринского дела
-
Философия сестринского дела
-
Что такое этика
-
Что такое деонтология
- основные задачи и принципы общего ухода за больными
10. Изложение нового материала: 40 мин (44%)
План:
Основы сестринкого дела
Что означает термин этика
Что означает термин деонтология
Философия – наука о взаимодействии субъекта и объекта, об изменении взаимоотношений между ними, возникающем в результате этого взаимодействия.
Философия сестринского дела является частью общей философии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношения сестры, пациента, общества и окружающей среды.
Философия сестринского дела основана на общечеловеческих принципах этики и морали. В центре этой философии находится человек. Основным принципом философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам человека. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимоотношений сестры и общества. Цель сестринского дела – осуществление сестринского процесса.
Согласно международному договору философия сестринского дела базируется на 4 основных понятиях:
• пациент - человек или индивидуум, нуждающийся в сестринском уходе, и получивший его;
• сестринское дело - часть индивидуального ухода за здоровьем, направленного на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем, в условиях изменения окружающей среды;
• окружающая среда - совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затрагивают активность человека;
• здоровье - динамически личностная гармония с окружающей средой, достигаемая посредством адаптации.
Этическими элементами философии сестринского дела являются:
• этические обязанности:
говорить правду,
делать добро,
уважать обязанности других членов бригады,
держать слово,
быть преданным,
уважать право пациента на самостоятельность;
• этические ценности:
профессионализм,
здоровье,
здоровая окружающая среда,
человеческое достоинство,
забота,
уход;
• добродетели – определенные личностные качества, которыми должна обладать хорошая медсестра; это черты характера, которые располагают к хорошим поступкам:
знание,
умение,
сострадание,
милосердие,
терпение,
целеустремленность.
Сестринская деонтология
Деонтология – наука о долге.
Сестринская деонтология – часть сестринской этики, которая рассматривает как, с точки зрения сестринской этики, должна поступить сестра в конкретной ситуации, возникшей в процессе ее профессиональной деятельности.
Наиболее точно принципы сестринской этики изложены в клятве Флоренс Найтингейл.
На сестру возложены 4 основные задачи:
1. сохранять здоровье;
2. предотвращать заболевание;
3. восстанавливать здоровье;
4. облегчать страдание.
11. Закрепление нового материала: 20 мин (22%)
Оценить знания по тестом и ситуационных задач.
Тесты:
1. К стационарным лечебным учреждениям относятся:
а) поликлиника
б) санаторий
в) амбулатория
г) больница
д) клиника
е) женская консультация
ж) диспансер
з) госпиталь
и) медико-санитарная часть
к) станция скорой помощи
Выберите правильную комбинацию ответов:
1) б, в ,д, и, 2) а, г, д, е, з 3) г, д, ж, к, 4) б, г, д, з 5) б, в, г, и, к
2. Внебольничное врачебное учреждение с 1-3 врачами, которое служит для оказания помощи населению небольшого поселка городского типа, небольшого промышленного предприятия или сельского участка называется________________
3. Какое лечебное учреждение работает по территориально-участковому принципу?
а) медико – санитарная часть
б) госпиталь
в) диспансер
г) поликлиника
д) санаторий
4. К амбулаторным лечебным учреждениям относятся:
а) поликлиника
б) санаторий
в) амбулатория
г) больница
д) клиника
е) женская консультация
ж) диспансер
з) госпиталь
и) медико-санитарная часть
к) станция скорой помощи
Выберите правильную комбинацию ответов:
-
а, б, д, и, к 2) а, в, е, ж, и, к, 3) б, в, г, з, и 4) а, д, ж, и, к 5) б, в, е, ж, и
5. Какое специализированное лечебно-профилактическое учреждение предназначено для оказания лечебно-профилактической помощи определенным группам пациентов?
1) поликлиника
2) больница
3) станция скорой помощи
4) диспансер
5) клиника
6. К учреждениям санаторного типа относятся:
1) противотуберкулезный санаторий
2) физкультурный диспансер
3) здравпункт для жителей курортного поселка
4) женская консультация
5) поликлиника, обслуживающая курортный пансионат
7. В поликлинику привезли из дома больного с обширным ожогом. Вы медсестра, ваша тактика? Будете ли вы лечить такого больного в поликлинике?
1) не оказав первую помощь, отправить домой
2) да
3) оказав первую необходимую помощь, отправить в стационар
4) нет
5) дать больному болеутоляющее
8. Что такое патронаж?
1) постоянное посещение больных на дому и проведение сан-просвет работы
2) работа медсестры с подростками
3) работа медсестры с престарелыми
4) работа медсестры в отделении
5) работа медсестры и проведение сан-просвет работы в профилакториях
9. Каким больным оказывают стационарное лечение?
1) больные, которые получили направление из поликлиники
2) больные, которые прошли санаторно-курортное лечение
3) больные, которые находятся на диспансерном учете
4) больные, которые находятся на учете в туб. диспансере
5) больным, нуждающимся в систематическом наблюдении и применении сложных методов диагностики
Ситуационные задачи:
-
Больной болеет туберкулезом легких. В каком лечебном учреждении он должен лечиться?
-
У больного в поликлинике впервые выявили рак желудка. В каком лечебном учреждении он должен лечиться?
-
Больной обратился в поликлинику по месту жительства с острым хирургическим заболеванием брюшной полости, требующим немедленного оперативного вмешательства. В каком лечебном учреждении должно проходить лечение этого больного?
-
Больного пролечили в стационаре по поводу обострения заболевания суставов. Обострение заболевания снято. Больному порекомендовали долечивание с применением минеральных ванн и грязей. В каком лечебном учреждении можно это осуществить?
12. Обобщение занятия: 5 мин (6%)
Разбор занятий по методу тура, используя вопросы по теме.
13. Домашнее задание: 5 мин (6%)
2 – занятие
1.Тема занятия: Основные типы ЛПО. Проблемы внутрибольничной инфекции. Санитарно–эпидемиологический режим в ЛПО.
2. Количество часов: 90 мин (100%)
3. Вид занятия: теоретический
4. Цель занятия:
-
образовательная: основные типы медицинских организаций, их задачи и структура, принципы их работы.
-
воспитательная: основные направления деятельности сестринского персонала в различных типах ЛПО, права и обязанности медсестры, соблюдать этику и деонтологию.
-
развивающаяся: развивать и организовать сестринский уход и наблюдение за пациентами, владеть техникой выполнения процедур и манипуляций.
5. Методы обучения: презентация, дискуссия.
6. Материально-техническое оснащение:
а) техническое: компьютеры, интерактивная доска, мультимединый проектор.
б) наглядное и дидактическое: карточки для самостоятельной работы, тестовые задания, ситуационные задачи и кроссворды.
в) место проведения: аудитория № 2, 3, 4, 5.
7. Литература:
1. Алгоритмы манипуляций по сестринскому делу: учебное пособие/под ред. И.В.Островской. –М., 2010, -160с.
2. Вебер В.Р., Чуваков Т.И. Лапотников В.А., Копина М.Н. Основы сестринского дела. Ростов/Д., «Феникс», 2007.
3. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – М., 2007.
4. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: учебное пособие.-М., 2008. -320 с
5. Муратбекова С.К. «Мейірбике ісі негіздері », Астана, 2005
1. Андреева Т.А. Общий за больными. Учебное пособие. М., РИОР, 2005.
2. Зуева Л.П. Гигиена рук и использование перчаток в ЛПУ. – М., 2007.
3. Джамбекова А.К. В.Н. Шилов. Справочник по уходу за больными. – М., «ЭКСМО», 2008
4. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В., Рубашкина Л.А. Инфекционный контроль в лечебно-рофилактических учреждениях. Ростов/Д «Феникс», 2003.
5. Лемента Е.В., Прилепская В.Н. Сестринское дело (практические манипуляции). – Ростов/Д, изд. «Март», 2005
6. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум. –Ростов –на-Дону «Феникс», 2010
7. Рамасефу Д., Мак-Дональд М Дж. Атлас манипуляций в неонатологии/пер. С англ.под.ред. И.Ю. Рюминой. – М., -496 с.
8. Седикина Р.Г. Сестринское дело в терапии. Кардиология + СД: учебное пособие. – М., 2009. -272с.
9. Смолева Э.В.Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Ростов/Д, «Феникс», 2007
10. Щербакова Т.С. Сестринское дело. Справочник.-Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010.
11. Яромич И.В. Сетринское дело и манипуляционная техника. – Минск, 2006
8. Организационный момент: 5 мин (6%)
-
проверка присутствуюших учащихся.
-
проверка готовности к занятию учащихся.
-
Цели и задачи занятия.
9. Контроль знаний по предыдушим темам. 15 мин (16%)
-
типы устройства лечебно-профилактических организаций, их структура
-
направленность деятельности отдельных ЛПО
-
устройство, структура и оборудование стационара
- основные задачи и принципы общего ухода за больными
- устройство и оборудование больничного отделения больницы и палаты
10. Изложение нового материала: 40 мин (44%)
План:
-
Назовите типы лечебно-профилактических учреждений
-
Какова структура и задачи поликлиники, принцип работы поликлиники?
-
Понятие о диспансеризации, ее значение
-
Какова структура и задачи амбулатории, диспансера?
-
Какова структура и задачи медико-санитарной части, принцип ее работы?
-
Какова структура и задачи женской консультации, принцип ее работы?
-
Какова структура и задачи станции скорой медицинской помощи?
-
Какова структура и задачи госпиталя, клиники, санатория?
-
Какова структура и задачи больницы, типы больниц, структурные единицы больницы?
-
Каково устройство и оборудование больничного отделения больницы и палаты?
-
Назовите основные направления деятельности сестринского персонала в различных типах ЛПО.
Лечебные учреждения по своим функциям разделяются в основном на 2 группы: амбулаторные (поликлиника, амбулатория, медико-санитарная часть, диспансеры, станция скорой помощи, женская консультация) и стационарные (госпитали, клиники, санатории, больницы).
Поликлиника – амбулаторное лечебно-профилактическое учреждение, в составе которого имеются врачебные кабинеты по основным клиническим профилям: терапия, хирургия, гинекология, неврология, глазные болезни, а в некоторых поликлиниках и по узким профилям: эндокринология, ортопедия, урология. В поликлинике имеются основные диагностические кабинеты: рентгеновский, функциональной диагностики и др. Имеются кабинеты для выполнения лечебных процедур и назначений врача: физиотерапевтическое отделение, кабинет лечебной физкультуры, процедурные для проведения инъекций и т.д. В составе поликлиники имеются также регистратура, служебные кабинеты и ряд подсобных помещений.
Основной принцип работы поликлиники – территориально-участковый. Обслуживаемая поликлиникой территория разделяется на участки, за которыми закрепляются участковый врач и участковая медсестра, с определенным количеством населения.
Участковый врач и медсестра несут ответственность за проведение всех лечебных и профилактических мероприятий на территории данного участка. Помимо этого, большое значение придается проведению диспансеризации населения.
Диспансеризация – это организация систематического наблюдения за здоровьем населения, изучение условий труда и быта, выявление пациентов с хроническими заболеваниями.
Амбулатория – внебольничное врачебное учреждение с 1-3 (не более 5) врачами, которое служит для оказания помощи населению небольшого поселка городского типа, небольшого промышленного предприятия или сельского участка. В состав амбулатории, кроме врача, входят фельдшер, акушерка, медицинские сестра и санитарки. Работа медсестры амбулатории напоминает работу участковой медсестры, но требует от нее еще большей самостоятельности и ответственности.
Медико-санитарная часть – комплекс лечебно-профилактических учреждений, организуемых при промышленных предприятиях для медицинского обслуживания рабочих и служащих. Деятельность их строится по принципу цеховой участковости. Структура медико-санитарных частей бывает различной: в их состав могут входить поликлиника или амбулатория, стационар, здравпункты, стоматологическая поликлиника, профилакторий, санатории, детские оздоровительные лагеря и др.
Функции медико-санитарных частей разнообразны. Помимо оказания амбулаторной медицинской помощи, лечения пациентов в стационаре, сотрудники МСЧ осуществляют большую работу по диспансерному наблюдению за состоянием здоровья рабочих и служащих путем проведения систематических профилактических осмотров, выявляют лиц, страдающих хроническими заболеваниями, лечат всех заболевших в амбулаторных условиях или стационаре.
Участковые (цеховые) врачи и медсестры, фельдшера здравпунктов изучают условия труда рабочих и служащих непосредственно на рабочем месте, выявляют профессиональные вредности и принимают участие в разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда и быта работников предприятия.
Диспансеры – особые специализированные учреждения амбулаторного типа, осуществляющие всю работу по диспансерному методу (обслуживание больных с определенными видами болезней – туберкулезом, кожными и венерическими заболеваниями и др.). Наряду с лечением и профилактикой в диспансере проводят патронаж больных. По специфике работы диспансеры разделяются на противотуберкулезные, онкологические, кожно-венерологические, психоневрологические и др.
Станции скорой медицинской помощи – это лечебные учреждения, предназначенные для круглосуточного оказания экстренной медицинской помощи пациентам на догоспитальном этапе при всех угрожающих жизни состояниях (травмы, ранения, отравления, кровотечения), а также при родах. На станциях скорой медицинской помощи персонал работает бригадами, состоящими из 2-3 человек (врач и один или два фельдшера). Медсестры могут работать только диспетчерами, принимающими вызовы от населения и передающими их выездным бригадам.
Женская консультация – лечебно-профилактическое учреждение, в котором осуществляется лечение и профилактика гинекологических заболеваний, а также наблюдение за беременными. Женские консультации, как и поликлиники, работают по территориально-участковому принципу.
Госпиталь представляет собой больницу для лечения военнослужащих или инвалидов войны.
Клиника - лечебно-профилактическое учреждение, в котором кроме стационарного лечения больных, проводится преподавательская и научно-исследовательская работа.
Санаторий – стационарное учреждение, где проводится долечивание больных. Обычно санатории расположены в местности с благоприятным климатом, где есть лечебные минеральные воды или грязи.
Больница – лечебное учреждение для больных, нуждающихся в постоянном лечении и уходе. По характеру и мощности больницы разделяются на ряд групп.
-
По профилю: а) однопрофильные (психиатрические, инфекционные и др.); б) многопрофильные: в составе больницы имеются отделения – терапевтическое, хирургическое, гинекологическое и др.
-
По задачам: а) районные; б) городские; в) областные; г) республиканские.
-
По коечной мощности. В зависимости от числа коек больницы разделяются на категории.
Основными структурными единицами больницы являются: приемное отделение; стационар со специализированными отделениями или палатами; вспомогательные отделения (рентгеновское, патологоанатомическое, лаборатории, физиотерапевтическое и др.); аптека; кухня; административные и другие помещения.
Лечебные отделения (терапевтическое, кардиологическое, гастроэнтерологическое и др.) состоят из следующих помещений:
-
палаты для пациентов
-
санитарный узел (ванна, душ, туалет, гигиеническая комната для женщин)
-
процедурный кабинет
-
манипуляционные кабинеты
-
буфетная
-
ординаторская (кабинет для врачей)
-
кабинет заведующего отделением
-
кабинет старшей медицинской сестры
-
сестринская
Содержание деятельности медсестер составляется администрацией ЛПО на основании тарифно-квалификационной характеристики среднего медработника с учетом конкретных особенностей работы той или иной ЛПО.
К функциональным обязанностям медсестры стационара относятся следующие обязанности: соблюдение лечебно-охранительного режима отделения, своевременное выполнение врачебных назначений, уход за пациентами, помощь пациенту во время осмотра врачом, наблюдение за общим состоянием пациентов, оказание первой доврачебной помощи, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, своевременная передача экстренного извещения в СЭС об инфекционном больном, получение лекарственных средств и обеспечение их хранения и учета, а также руководство младшим медицинским персоналом отделения. Медсестры обязаны систематически повышать квалификацию, посещать занятия и конференции, организуемые в отделении и лечебном учреждении.
Участковая (семейная) медсестра поликлиники, работающая на приеме с врачом, помогает ему, оформляет различную документацию, обучает пациентов подготовке к различным процедурам, лабораторным и инструментальным исследованиям. Медсестра поликлиники осуществляет работу на дому: выполняет врачебные назначения, обучает родственников необходимым элементам ухода, дает рекомендации по созданию комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его жизненно-важных, физиологических потребностей, оказывает психологическую поддержку пациенту и его семье, осуществляет мероприятия по профилактике осложнений и укреплению здоровья своих пациентов.
Круг обязанностей фельдшера достаточно широк, в особенности в отсутствии врача. На фельдшерско-акушерском пункте (ФАПе) фельдшер самостоятельно выполняет стационарную, консультативную, амбулаторную помощь, помощь на дому, санитарно-профилактическую работу, выписывает лекарственные средства из аптеки и т.д. В ЛПО – работает под руководством врача.
Содержание деятельности акушерки роддома и женской консультации зависит от конкретных особенностей работы. Она самостоятельно или вместе с врачом принимает роды, проводит лечебно-профилактическое обслуживание беременных, матерей и новорожденных. Она активно выявляет гинекологических больных, проводит психопрофилактическую подготовку женщин к родам, наблюдение за беременной, обеспечивает беременным прохождение всех необходимых исследований. Акушерка, как и медсестра поликлиники, проводит большую патронажную работу, выполняет непосредственно обязанности медсестры.
Для выполнения своих обязанностей фельдшер, медсестра и акушерка должны обладать определенным объемом знаний и практических навыков, нести ответственность за процесс ухода и проявлять милосердие. Они совершенствуют свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход, удовлетворить физиологические потребности и защитить здоровье населения.
Они участвуют в работе по ликвидации инфекционных очагов, проводят профилактические прививки, осуществляют вместе с врачом санитарный надзор детских учреждений. Средние медработники, имеющие специальную подготовку, могут работать в рентгенологических, физиотерапевтических и других специализированных отделениях и кабинетах.
За присвоение себе функций, на которые они не имеют права, средние медработники несут дисциплинарную или уголовную ответственность.
Поделитесь с Вашими друзьями: |