Методическая разработка Формирование представления о здоровом образе жизни среди студентов общежития



Скачать 79.81 Kb.
Дата24.04.2016
Размер79.81 Kb.
ТипМетодическая разработка

Департамент образования и науки Брянской области


ГБОУ СПО «Новозыбковский профессионально - педагогический колледж»

Методическая разработка



Формирование представления о здоровом образе жизни среди студентов общежития


Выполнила:

воспитатель общежития

Мастеренко Светлана Леонидовна

Новозыбков, 2013г.


Содержание

Департамент образования и науки Брянской области 1

ГБОУ СПО «Новозыбковский профессионально - педагогический колледж» 1



Методическая разработка 1

3. Работа воспитателя по формированию здорового образа жизни 17

среди студентов. 17




Введение
Актуальной проблемой студенчества является проблема сохранения и улучшения здоровья. Достичь высокого уровня здоровья человек может только при высокой гражданской ответственности, как за состояние своего здоровья, так и за здоровье окружающих.

Здоровье и образ жизни – понятия одного порядка. Отсюда и многочисленность рассуждений на эту тему. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благосостояния, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Хорошо известно, что в сохранении здоровья медицина играет не самую главную роль, она вносит свой вклад лишь на 10%. Остальные приходятся на состояние окружающей среды, генетические факторы и конечно же условия и образ жизни людей. Здоровье человека в значительной степени зависит от него самого: его образа жизни, целей и установок, стремления к ведению здорового образа жизни в различных сферах жизнедеятельности.

Основными элементами здорового образа жизни общепризнанно являются: плодотворная трудовая (учебная) деятельность; режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; выполнение требований санитарной гигиены; отказ от вредных привычек. От того, насколько успешно удаётся сформировать и закрепить в сознании студента принципы и навыки здорового образа жизни зависит вся его последующая деятельность, препятствующая или способствующая раскрытию потенциала личности.

В современных условиях необходимо не только осуществлять образование, но и формировать у студентов ответственное отношение к своему здоровью. Учитель должен осознать значимость ведения здорового образа жизни и необходимость формирования его у школьников, ещё будучи студентом колледжа. Если учитель ведёт здоровый образ жизни, он обязательно научит этому своих уч̲еников, сохранив тем самым их и своё здоровье. Однако, лишь около 6% учителей общеобразовательных школ регулярно занимаются физическими упражнениями. Главную причину несоблюдения педагогами здорового образа жизни М.Я. Виленский видит в несформированности соответствующих потребностей у будущих педагогов в период обучения. Не случайно педагоги (да и студенты) чаще для поддержания здоровья прибегают к фармакологическим средствам, чем к естественным факторам оздоровления.

Здоровый образ жизни становится нормой поведения студента тогда, когда его формирование проходит ряд этапов: от знаний и убеждений, готовности к изменению в поведении, до их практического внедрения в повседневную жизнь. Психологическую готовность к ведению здорового образа жизни следует рассматривать как интегральное образование, включающее следующие компоненты: когнитивный (знание теории и методики ведения здорового образа жизни); мотивационный (наличие устойчивого мотивационно – ценностного, положительного отношения к ведению здорового образа жизни); практический (умение использовать знания на практике, осуществлять здоровый образ жизни).

Формирование здорового образа жизни – процесс длительный, требующий усилия самого студента. Сложность состоит в отсутствии у него знаний, составляющих здоровый образ жизни и способов их реализации, а также трудностей переноса имеющихся знаний на практическую деятельность. Воспитание здорового образа жизни должно стать системой. Надо не только рекламировать физическую культуру, рациональное питание, способы избавления от вредных привычек, но и учить студентов культуре общения, труда, отдыха и экологической культуре.

Целью работы является: выявление условий деятельности воспитателя по формированию здорового образа жизни среди студентов.

Объект исследования: процесс работы воспитателя со студентами.
Предмет исследования: работа воспитателя по формированию здорового образа жизни среди студентов.

Задачи исследования:



  • изучить социальнопедагогическую, философскую, психологическую литературу;

  • определить направления работы воспитателя по формированию здорового образа жизни среди студентов;

  • организовать работу совета этажа по формированию здорового образа жизни среди жильцов;

Решение данных задач будет эффективным, если:

  • учитывать возрастные особенности подростков;

  • создать условия для формирования здорового образа жизни;

  • совершенствовать формы работы воспитателя по формированию здорового образа жизни.

В работе применялись следующие методы педагогического исследования:

  • изучение педагогической, медицинской, валеологической литературы;

  • анкетирование, беседы, наблюдение;

  • непосредственная воспитательная работа со студентами.

Практической значимостью данной работы является возможность

разработать на её основе программу по формированию здорового образа жизни, которую можно будет использовать при организации воспитательной работы в общежитии.



  1. Здоровый образ жизни как социально педагогическое явление.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития организма.

Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций и другие), психологов(Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), учёных–медиков (Н.М. Амосов, В.П.Казначеев, Ю.ГТ. Лисицин, М.М. Буянов, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков и др.), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов, В.К. Зайцев, С.В. Попов и др.) пытались решить проблему здоровья, формирования здорового образа жизни. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продлении жизненного потенциала и долголетия.

Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключённое в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остаётся желать немногого, а кто лишён хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться по этому пути.».[1.С.54]

По словам Адама Смита, шотландского мыслителя «Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всём, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием.».[2.С.238] «Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем.».[2.с.239]

Таким образом, великие философы утверждали, что сам человек должен заботиться о своём здоровье и стремиться поддерживать его. От этого зависит человеческое счастье.

Учёные С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт, заложили основы современной валеологии. С.П. Боткин видел здоровье человека прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства.[3.с.13]

В.М. Бехтерев много сил отдал борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшение условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании . Он один из тех, кто активно боролся против «алкогольного змия».

Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребёнка – это не комплекс санитарно–гигиенических норм и правил... не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.»[4.с.7]

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% – от наследственных факторов, на 20% – от состояния окружающей среды, А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.

Образ жизни – тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно–экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учёба для подрастающего поколения), быт, общественно – политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основания говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимально взаимодействие индивида с окружающей средой.

Говоря об образе жизни С.В.Попов, отмечает, что следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально–экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие образов жизни различных людей.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Б.Н.Чумаков характеризует здоровый образ жизни, как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.»[5.С.23]

Итак, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально–психологических ситуаций.

2. Основы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья.

Понятие «Здоровый образ жизни» включает в себя:

соблюдение рационального суточного режима;

следование правилам личной гигиены;

закаливание;

рациональное питание;

оптимальную двигательную активность;



отказ от вредных привычек.

Рациональный суточный режим.

Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит ритмическое и правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности.

Суточный режим должен основываться на законах о биологических ритмах.

При правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего студенты могут в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ.

В суточный режим студентов должно входить, прежде всего: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время; правильное чередование учебной деятельности, тренировочных занятий и отдыха; регулярное питание; достаточный по времени полноценный сон.

Основные правила организации суточного режима: подъём в одно и тоже время; выполнение утренней гигиенической гимнастики и закаливающих процедур; приём пищи в одно и тоже время, не менее трёх раз в день (лучше 4– 5раз в день); не реже 3–5 раз в неделю по 1,5–2 ч. занятия физическими упражнениями или спортом с оптимальной физической нагрузкой; выполнение в паузах учебной деятельности (3–5 мин) физических упражнений; ежедневное пребывание на свежем воздухе с выполнением ходьбы и других физических упражнений(1,5–2 ч.); полноценный сон (не менее 8 ч.) с засыпанием и пробуждением в одно и тоже время.

Особое внимание в суточном режиме следует уделять сну. Сон – основной и ничем незаменимый вид отдыха. Он способствует сохранению здоровья и высокой умственной и физической работоспособности. Продолжительность сна зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей человека. Для взрослых людей продолжительность сна 8 – 9 ч. В период напряжённой учебной деятельности (экзамены, зачёты), тренировок и соревнований продолжительность сна следует увеличить.

Сон должен быть непрерывным и протекать в определённые часы. Наилучшее время для сна с 22–23 до 6–7 часов. Тишина и покой – непременные условия здорового сна.

Следование правилам личной гигиены.

Следование правилам личной гигиены содействует правильной жизнедеятельности организма. Личная гигиена включает в себя уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви. Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку. Особенно оно важно для студентов, так как строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности.

Гигиена тела способствует правильной жизнедеятельности организма, содействует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям.

Загрязнённость кожи, кожные заболевания ослабляют её деятельность, что отрицательно отражается на состоянии здоровья человека. Основа ухода за кожей – регулярное мытьё тела тёплой водою с помощью мыла и мочалки. Оно проводится не реже одного раза в 4–5 дней в душе, ванне или бане. Менять нательное бельё после этого обязательно.

Ухо за кожей рук требует особого внимания. После туалета, выполнения различных видов работы и перед едой необходимо мыть руки с мылом.

Систематического ухода требуют и ноги. Их необходимо мыть ежедневно прохладной водой, чаще менять носки.

Уход за волосами предполагает своевременную стрижку и мытье. Для мытья волос следует применять подходящее мыло или шампунь.

Систематический уход за полостью рта и зубами – одно из обязательных гигиенических требований. Утром, перед сном необходимо в течение 2–3 минут тщательно чистить зубы пастой как с наружной, так и со внутренней стороны. Во время еды желательно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд. При появлении зубной боли необходимо обращаться к врачу. Два раза в год следует посещать стоматолога для профилактического осмотра.

Одежда предохраняет организм от неблагоприятных условий внешней среды, механических повреждений и загрязнений. С гигиенической точки зрения она должна помогать приспосабливаться к различным условиям внешней среды, способствовать созданию необходимого микроклимата, быть лёгкой и удобной. Важное значение имеют теплозащитные свойства одежды, а также её воздухопроницаемость, гигроскопичность. С гигиенической точки зрения обувь должна быть лёгкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Необходимо, чтобы её теплозащитные и водоупорные свойства соответствовали погодным условиям. Лучше всего отвечают этим условиям обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводность, хорошую эластичность и прочность, а также обладающая способностью сохранять форму после намокания.

Закаливание.

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации).

Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Однако чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм. Предварительно следует посоветоваться с врачом.

Установлены следующие основные гигиенические принципы закаливания: систематичность, постепенность, учёт индивидуальных особенностей, разнообразие средств и форм, активный режим, сочетание общих и местных процедур, самоконтроль. Систематичность требует регулярного, ежедневного выполнения закаливающих процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретённых защитных реакций. Обычно уже через 2–3 недели после прекращения процедур устойчивость организма к закаливающему фактору понижается.

Основными средствами закаливания являются воздух, вода и солнце.

Закаливание воздухом является наиболее безопасной, доступной и распространённой процедурой. Поэтому именно с неё и рекомендуется начинать систематическое закаливание.

Приём воздушных ванн рекомендуется начинать в предварительно проветренном помещении. Затем по мере закаливания переносить их на активный воздух. Во время приёма прохладных и холодных ванн рекомендуется выполнять различные физические упражнения. В сырую и ветреную погоду продолжительность ванн сокращается.

Помимо воздушных специальных ванн, очень полезно выполнять физические упражнения на свежем воздухе в любую погоду, спать круглый год при открытой форточке. И то и другое повышает устойчивость верхних дыхательных путей к охлаждению. Определённый закаливающий эффект даёт и использование лёгкой одежды.

Закаливание водой оказывает более сильное воздействие на организм, так как теплопроводимость воды в 28 раз выше теплопроводимости воздуха. Главным закаливающим фактором служит температура воды. Систематическое использование водных процедур является надёжной защитой от вредных воздействий случайных переохлаждений тела.

Самое благоприятное время года для начала закаливания водой лето и осень. Лучше всего проводить процедуры в утренние часы, сразу же после сна или в конце утренней зарядки. Во время выполнения процедуры не должно возникать никаких неприятных ощущений и озноба. Основным закаливающим фактором является температура воды, а не продолжительность самой процедуры, поэтому необходимо соблюдать следующее правило: чем холоднее вода, тем короче должно быть время её соприкосновения с телом.

Водные процедуры подразделяются на обтирание, обливание, душ, купание.

В целях закаливания наряду с общими рекомендациями применять и местные водные процедуры.

Закаливание солнцем. Солнечные, и, прежде всего ультрафиолетовые, лучи благотворным образом действуют на организм. Их воздействие повышает тонус ЦНС, улучшает барьерную функцию кожи, активизирует деятельность желез внутренней секреции, улучшает обмен веществ и состав крови, способствует образованию витамина D.

Положительное воздействие солнечных лучей на организм проявляется лишь при оптимальных дозах солнечной радиации. Целесообразно начинать закаливание солнцем с первых тёплых дней и продолжать их всё лето. Солнечные ванны лучше принимать утром.

Систематически ультрафиолетовые облучения в оптимальных пределах оказывают общеукрепляющие действия, повышают работоспособность, являются хорошим закаливающим средством в борьбе с инфекцией и простудными заболеваниями.

Рациональное питание.

Построенное на научных основах рациональное питание, обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности.

Пища представляет собой определённую комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, витаминов, мин. солей и воды. Основные гигиенические требования, предъявляемых к пище, следующие:

– оптимальное её количество, соответствующее энергетическим затратам человека в процессе жизнедеятельности;

– полноценное качество, т.е. включение всех необходимых питательных веществ, сбалансированных в оптимальных пропорциях;

– разнообразие и наличие различных продуктов животного и растительного происхождения;

– хорошая усвояемость, приятный вкус, запах и внешний вид;

– доброкачественность и безвредность.

Питаться лучше 4–е раза в день. Максимальные интервалы между приёмами пищи не должны превышать 6–7 часов.

Оптимальная двигательная активность.

Физиологи утверждают, что для нормального развития и функционирования организма человека необходимо расходовать в сутки 1200–1300 Ккал, на мышечную деятельность. Именно недостаток двигательной активности является причиной многих заболеваний и отклонений в физическом развитии. Таким образом, двигательная активность является существенным компонентом здорового образа жизни. Ведь в течение года у студентов наблюдается соотношение динамического и статического компонентов деятельности в учебное время 1:3, а во внеучебное 1:8, которое указывает на ограничения двигательной активности. Лишь использование физической активности в объёме 1,3–1,8 часов в день можно рассматривать как гигиеническую норму. При этом не имеет принципиального значения, однократно или дробно в течение дня используются физические упражнения.

Положительные эмоции, вызванные хорошими взаимоотношения с товарищами и преподавателями, оказывают стимулирующие влияния на жизненный тонус студентов, состояние его психики. Такие психические переживания, как тоска, страх, зависть и другие вызывают эмоциональное напряжение, служат причиной возникновения и развития сердечно сосудистых, нервных и других заболеваний. Лучшим способом разрядки эмоционального напряжения является мышечная деятельность; целесообразное использование средств психической саморегуляции. Ликвидация психического напряжения важна и по той причине, что студент, выведенный из психо–эмоционального равновесия, может стать источником психического травмирования своего ближайшего окружения.

Отказ от вредных привычек.

Вредные привычки – курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков – оказывают пагубное влияние на здоровье и значительно снижают умственную и физическую работоспособность.

Курение – вредная и опасная привычка, которая развивается по принципу условного рефлекса. При курении в организм вместе с табачным дымом поступают многие ядовитые продукты. Особой токсичностью отличаются никотин и смолистые вещества.

Систематическое курение оказывает отрицательное влияние на центральную нервную систему и через неё на весь организм. У курильщиков часто отмечаются головные боли, головокружения, нарушения, понижение умственной и физической работоспособности угнетение половой функции. Курение так же вызывает различные заболевания сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

Курение является, по существу, сознательным хроническим отравлением организма. Поэтому отказ от табака – необходимое условие обретения хорошего здоровья успешной учёбы.

Употребление алкогольных напитков ведёт к резким нарушениям здоровья и значительному снижению умственной работоспособности. Алкоголь оказывает отрицательное воздействие, прежде всего на ЦНС. Установлено, что даже малые дозы алкоголя угнетают тормозные процессы в ней, поэтому нарушается необходимый баланс между тормозными и возбудительными процессами в пользу последнего. Таким образом, возбуждение, по существу, является следствием ослабления тормозных процессов, а не стимуляцию возбудителя. При этом у человека резко снижается интеллектуальная способность. Он не может быстро и точно мыслить, становится невнимательным, допускает много ошибок. Вместе с этим нарушается и физическая работоспособность, уменьшается скорость двигательных реакций, снижается сила, ухудшается точность движения. Систематическое употребление алкоголя отрицательно действует и на половую сферу, вызывает различные нарушения сексуальной жизни.

Следует особо подчеркнуть сексуальные последствия алкоголизма. Злоупотребление алкогольными напитками часто является причиной преступлений, травматизма и несчастных случаев на производстве и в быту. Пьянство не редко приводит к разрушению семьи, пагубно отражается на воспитании детей.

Полный отказ от алкогольных напитков – залог хорошего здоровья и благополучия.

Употребление наркотиков, даже эпизодическое оказывает губительное воздействие на организм и может привести к тяжелому заболеванию. Коварное действие наркотиков заключается в привыкании к ним.

При употреблении наркотиков происходит хроническое отравление организма с глубокими нарушениями умственной и физической деятельности. Резко снижается умственная и физическая работоспособность, слабеет воля, утрачивается чувство долга. Наркоманы быстро теряют здоровье и трудоспособность. Наркоманы быстро теряют здоровье, деградируют как личности и доходят порой до тяжёлых преступлений.

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни, можно сделать вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать надо, начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности стоит естественной формы поведения.

3. Работа воспитателя по формированию здорового образа жизни

среди студентов.
С целью изучения представлений студентов о ЗОЖ, привития принципов ЗОЖ было проведено анонимное анкетирование среди 17 студентов нового набора. Студентам были предложены вопросы, связанные с пониманием значения фразы «вести здоровый образ жизни», с отношением к физической активности, вредным привычкам (см. п. 2).

Анализ 17 анкет показал, что не все студенты понимают значение фразы «вести здоровый образ жизни», и что немалое их число имеет вредные привычки. Отсутствие знаний по культуре здорового образа жизни ведут к тому, что около 10% опрошенных студентов не знают, что такое здоровый образ жизни, более 60% студентов нерегулярно занимаются физической культурой и спортом. Только 35% из опрошенных студентов считают, что соблюдают здоровый образ жизни (не пьют, не курят, занимаются физкультурой). Из всех составляющих компонентов здорового образа жизни большинство студентов выделяют занятия физкультурой и спортом – 50%, отсутствие вредных привычек – 30% и рациональное питание –20%. Здоровый образ жизни – это гармоничное развитие личности, сочетание физического, психического и духовного здоровья. Так считают 20% студентов. Более 70% опрошенных считают, что соблюдение режима дня является составляющей ЗОЖ, но из 17 опрошенных ни один студент не соблюдает его. Соблюдать режим дня 85% мешает недостаток силы воли, 15% нехватка времени.

Полученные данные позволили определить основные направления в деятельности воспитателя по формированию здорового образа жизни среди студентов, организовать работу совета этажа по пропаганде здорового образа жизни.

Работа воспитателя по решению данной проблемы велась по следующим направлениям:

– организация деятельности совета этажа по формированию здорового образа жизни среди студентов;

– анкетирование студентов (представление о здоровом образе жизни, отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков);

– проведение бесед о режиме дня, рациональном питании; о влиянии вредных привычек на организм человека;

– индивидуальная работа с жильцами, которые хотели бы отказаться от вредных привычек, советы по организации режима дня, правильном питании;

– проведение мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни;

– оформление наглядной агитации по ЗОЖ.

Членами Совета этажа подготовлены беседы для студентов нового набора. Были проведены беседы: «Вред алкоголя», «О вреде курения»,

«Наркотикам – нет!». Составлены и проведены анкеты: «Здоровый образ жизни», «Ваше отношение к курению», «Ваше отношение к алкоголю», Выполнен анализ анкетирования (см. Приложение, гистограммы 1,2,3).


Гистограмма 1.

«Ваше отношение к курению»
Гистограмма 2

«Здоровый образ жизни»

Гистограмма 3

«Ваше отношение к алкоголю»

Велась индивидуальная работа со студентами, желающими отказаться от вредных привычек. Воспитателем проведены беседы о рациональном питании, соблюдении режима дня.


Совместно с активами 3 и 5 этажей подготовлено открытое мероприятие по пропаганде здорового образа жизни «Формула здоровья».

Редколлегией этажа оформлен стенд «Здоровый образ жизни», на котором постоянно обновляется информация ответственными за учебный и спортивный сектора.

Исходя из актуальности темы, результатов наблюдения и анкетирования, следует продолжить работу по формированию ЗОЖ среди студентов.

Работа будет вестись по следующим направлениям:

– дальнейший сбор информации по здоровому образу жизни (анкетирование, материал для бесед);

– оформление наглядной агитации по здоровому образу жизни;

– подготовка и проведение мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни;

– составление программы по формированию здорового образа жизни среди студентов.




Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Формирование здорового образа жизни процесс длительный, требующий усилий самого студента.

Воспитание здорового образа жизни должно стать системой, только в этом случае получим положительный результат.

Работа воспитателя должна быть нацелена на формирование физического, психологического, социального здоровья студентов.

Необходимо определить психолого – педагогические условия формирования здорового образа жизни студента и обосновать критерии его сформированности.

Критериями сформированности, на мой взгляд, являются: физическое здоровье; умственная работоспособность; удовлетворенность учителем; положительное эмоциональное состояние; социальная активность; соблюдение режима питания, труда и отдыха; отказ от вредных привычек; двигательная активность; своевременное обращение к врачу и отказ от самолечения; культура межличностного общения; соблюдение личной гигиены.

Проблему формирования здорового образа жизни нельзя решить без личностно – ориентированного подхода к студенту.

В решении проблемы формирования здорового образа жизни студентов, необходимы совместные усилия студенческого актива и воспитателя по развитию культурно – досуговой, общественно – полезной, художественно – эстетической и физкультурно – оздоровительной деятельности студентов в свободное время.

Следует отметить то, что проблема здоровья студентов неразрывно связана с проблемой здоровья преподавателей и воспитателей. И решить их можно лишь в контексте общих социально – экономических преобразований в России.
Список литературы
1. Адам Смит. Избранные произведения. М.; Просвещение, 1987г. С.238– 239.

2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.; Ф и С, 1987г.

3. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. – М, 2004. – 125 с.

4. Бруновт В.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М, 2003. – 312 с.

5. Боткин С.П. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л.; Наука,

1987г. С. 13

6. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. М.; Знание, 1991г.С. 113–126. Ю.Михайлов 7. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. – М, 2004. – 302 с.

8. Джон Локк. Мысли о воспитании. М.; Просвещение, 1990г. С.54.

9. Жеребцов А.В. – М, Физкультура и труд. – 2006. – 211 с.

10. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М, 2003. – С–Пб, 2004. – 114 с.

11. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. – М.: Высш. школа, 2005. – 212 с.

12. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М.; о–во знание РСФСР, 1982г. С. 39.

13. Панько А.С. Выбираем здоровье! М.; Молодая гвардия, 1987г. С.11.

14. Сидоров А. П.Секреты здоровья.М.; Ф и С, 1990г., С.47–50.

15. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». М.; Знание, 1988г.С.7.

16. Чумаков Б.Н. Резервы нашего здоровья. Л.;Медицина, 1981. С.23.

17. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М.; о–во знание РСФСР, 1982г.

18. Физическая культура в школе. 2003г., №3. С.77–79.



Анкета.__«Ваше_отношение_к_курению».'>Приложение 1.

Анкета.

«Ваше отношение к курению».

(23.01.2013) Проанкетировано 17 человек

Вопросы анкеты.


  1. Категорически против курения.

  2. Выкуриваю по 1–2 сигарете в день.

  3. Выкуриваю не более 5–10 сигарет в день.

  4. Выкуриваю более 10 сигарет в день.

  5. Хотите ли вы бросить курить.

  6. Можете ли бросить курить сами или нуждаетесь в помощи.

Анализ анкеты

  1. 10 чел., 59%.

  2. 4 чел., 25%.

  3. 3 чел., 18%.



  4. 4 чел., 25%.

  5. 6 чел., 35%.

Категорически против курения – 59% анкетируемых. Выкуривают по 1–2 сигареты в день 25%. Выкуривают более 5 сигарет в день 18%. Хотят бросить курить 25%. Нуждаются в помощи, чтобы отказаться от курения 35%.

Приложение 2.

Анкета

«Здоровый образ жизни».

(20.02.2013) Проанкетировано 17 человек.

Вопросы анкеты.


  1. Знаете ли Вы, что входит в понятие здоровый образ жизни? (Да, нет).

  2. Регулярно ли Вы занимаетесь физической культурой? (Да, нет).

  3. Ведёте ли Вы здоровый образ жизни? (Не имеете вредных привычек, правильно питаетесь, занимаетесь физкультурой). (Да, нет).

  4. Соблюдаете ли Вы режим дня? (Да, нет).

Если нет то, что Вам мешает его соблюдать:

а) недостаток силы воли;

б) нехватка времени.


  1. Какие из вредных привычек у Вас есть? (Курение, употребление алкоголя, наркотиков).

Анализ анкеты

  1. «Да» – 15 чел., ≈ 90%; «нет» – 2 чел., ≈ 10%

  2. «Да» – 7 чел., ≈ 40%; «нет» – 10 чел. 60%

  3. «Да» – 6 чел., ≈ 35%; «нет» – 11 чел. 65%

  4. «Да» – 0; «нет» – 17 чел., ≈ 100%

  5. Курение – 6 чел., 35%; употребление алкоголя – 3 чел., –20%.

Приложение 3
Анкета.

«Ваше отношение к алкоголю».

(20.03.2013) Проанкетировано 18 человек.

Вопросы анкеты.

1. Категорически против употребления алкоголя.

2. Принимаю немного алкоголя 1 раз в неделю.

3. Принимаю немного алкоголя 2–3 раз в неделю.

4. Выпиваю почти каждый день.

5. Хотите ли вы порвать с вредной привычкой.
Анализ анкеты

1. 12 чел., ≈ 67%.

2. 3 чел., ≈ 17%.

3. 1 чел., ≈ 6%.

4. 2 чел., ≈ 11%

5. 3 чел., ≈ 17%.


Категорически против употребления алкоголя ≈ 67% анкетируемых. Принимают немного алкоголя 1 раз в неделю ≈ 17%. Принимают немного алкоголя 2–3 раз в неделю ≈ 6%. Выпивают почти каждый день ≈ 11%. Хотят порвать с вредной привычкой ≈17%.


Каталог: pdf
pdf -> Российская академия медицинских наук научные советы по комплексным проблемам медицины
pdf -> Министерство здравоохранения кыргызской республики острая сердечная недостаточность
pdf -> Остеохондроз и его предупреждение На вопрос: «что такое остеохондроз?»
pdf -> Свч инновационные технологии
pdf -> Мёд башкирский 2 Иммунная система и мёд 2
pdf -> Программа конференции с международным участием «современные аспекты диагностической и лечебной эндоскопии»
pdf -> Медикаментозное лечение острой сердечной недостаточности: позиции левосимендана
pdf -> Представляет собой водорастворимую комбинацию из витаминов (биотин, ниацин и пантотенат кальция) и 10 экстрактов растений, необходимых для здоровья и красоты волос

Скачать 79.81 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница