Л. Б. Емельянов-Ярославский



Скачать 429.04 Kb.
страница1/5
Дата02.10.2017
Размер429.04 Kb.
  1   2   3   4   5



Л.Б. Емельянов-Ярославский


В.Г. Страхов

К введению в психологию.


(Где Вы Оппенгеймеры в психологии?)

Наличие разума является принципиальным отличием человека от остальных животных. С точки зрения эволюционной теории, разум возник при постепенном развитии и совершенствовании головного мозга. Понять, как работает мозг - значит, открыть секрет успеха во многих областях жизнедеятельности человека. Это знание не только выведет нас на прямой путь к созданию искусственного интеллекта и излечению нервных болезней, но и даст возможность усовершенствовать то, что дала нам природа. Открытие тайн мозга даёт определенные преимущества тому, кто ими будет обладать.



Существует область знаний, которая называется нейрофизиологией. Она занимается живыми клетками, нейронами, мембранами, ядрами, митохондриями, дендритами, аксонами и их строением. Учёные снимают электроэнцефалограммы мозга и пытаются определить географию мозга, т.е. области активности, отвечающие за какой-либо вид деятельности. Сейчас уже можно сказать, что мы кое-что знаем о мозге. Хорошо изучена анатомия этого органа, клеточный состав. Определены основные центры и сигнальные пути между его структурами. Ясно, как возникает электрическая активность, и как она предается от нейрона к нейрону. Но мы не знаем главного - как работает система в целом. Изучение мозга оказалось бы невозможным без привлечения различных наук. В настоящее время исследованием мозга занимаются не только биологи и медики, но и психологи, физики, математики, специалисты по компьютерам. Системный подход, с одной стороны, помогает лучше решить поставленную задачу, с другой, является источником разногласий. Специалисты из различных областей науки говорят на разных научных языках и порой с трудом понимают друг друга. Здесь будет к месту вспомнить восточную сказку о трех слепцах, которые трогали слона, и пытались понять, на что тот похож. Один прикоснулся к хоботу и утверждал, что слон похож на шланг. Тот, что взялся за хвост, предполагал, что он похож на шнурок. Третий думал, что слон похож на колонну, поскольку он обхватил руками его ногу. То же происходит и в науке о мозге. Можно выделить три основных подхода к исследованию мозга. Во-первых, - "сверху вниз" В этом случае мозг рассматривается как целостная система, состоящая из связанных динамически переключающихся структур. Можно, например, исследовать его электрическую активность - наложив на голову электроды и получать электроэнцефалограммы. При этом из них видно появление областей повышенной или сниженной активности в мозге и генерацию ритмов при том или ином типе активности. Другие методы, такие как магнитно-резонансная томография, позитронная и компьютерная томография, позволяют видеть на экране изображение мозга, измерять объём его структур, определять число различных рецепторов и видеть, как возникают вспышки активности в разных его областях. Эти методы уже нашли широкое применение в медицине для диагностики различных заболеваний. Второй подход, - "снизу вверх" В этом случае исследования проводятся на молекулярно-клеточном уровне. Ученые пытаются понять, как работает клеточная молекулярная машина, позволяющая клеткам мозга выполнять их функции и объединяться в локальные сети. Для изучения ультраструктуры мозга нервную ткань смотрят под световым или электронным микроскопом. Чуть больше десятка лет назад в нейрофизиологии стали применяться лазерные сканирующие конфокальные микроскопы, которые позволяют видеть не только в деталях структуру клеток, но и происходящие в них процессы, например, изменения концентрации ионов, играющих в нервной ткани принципиальную роль при передаче сигналов. Помимо микроскопии в клеточной нейрофизиологии. используются методы электрофизиологии, позволяющие записывать электрическую активность сетей или даже отдельных клеток и кусочков их мембраны. Третий подход - "мозг, это черный ящик". Он применяется тогда, когда фармакологи пытаются непосредственно связать свойства того или иного рецептора с поведением пациента. Нейрогенетики хотят найти ген, отвечающий за ту или иную функцию мозга. Такой подход, хотя и оставляет без внимания процессы, происходящие на клеточном уровне, но позволяет добиваться практически важных результатов, например, в создании лекарств или диагностике генетических заболеваний. Что же лучше? Скальпель хирурга, физиологический электрод, биохимический анализ или компьютерная томография? Вероятно, все методы хороши, если они позволяют накапливать знания для последующих обобщений и решения задач во благо человека.

Существует область знаний, которая называется психологией. Она во многом опирается на философию и занимается человеком, как таковым. Делит людей на группы и уровни по образу мышления и поведения, тестирует их, фиксирует нормальные типы и отклонения от них, пытается прогнозировать поведение и на этой основе объяснить психическую деятельность. На всех вышеперечисленных уровнях исследования ведутся с применением различных методов статистического анализа и математического моделирования. Только вот аналитическая философия, да и всякая другая, споткнулись о САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС — так что же такое субъективные качества, как нечто специфически «переживаемое-ощущаемое». Что такое данность КРАСНОГО цвета или, скажем, чувства боли. Не то, что красный,- это не синий, и не то, что это особая качественная характеристика рецепции стимула помимо типа-модальности, интенсивности и прочее, а то — почему красный - именно красный.. Такое впечатление, что на этот вопрос, В ПРИНЦИПЕ, нельзя ответить, хотя можно понять его смысл. Качества можно только переживать.. Т.е. нельзя редуцировать эту проблему ни категориально, ни номологиченски, ни типологически — можно свести её лишь к воссозданию в модели, спросить искусственного субъекта ощущений — как оно им воспринимается. Это очень большой философский вопрос — тождественны ли ментальные состояния физическим. Скорее всего, НЕ ТОЖДЕСТВЕННЫ. Именно из-за того, что психическое вплетено в ткань материального. Наверное, так:- критерием адекватности моделирования явится то, насколько искусственный субъект будет адекватен в своих реакциях на цветовые стимулы, и аналогично — в своих реакциях понятийного, концептуального типа. Т.е. он сможет самостоятельно вывести и понять смысл ассоциации красного цвета с опасностью и т.п. Что до «алгоритмов», то: «Есть алгоритм, и есть его реальное исполнение (воплощение). Оно УЖЕ нагружено неалгоритмическими свойствами (зависимость от аппаратуры, времени, обстоятельств). Тем более, система запущенных процессов — больше чем сумма процессов, даже больше чем система абстрактных алгоритмов. Система может СЕМАНТИЗИРОВАТЬ динамические эффекты исполнения, т.е. формальные системы (исчисления). Алгоритмы на их основе, НАПИСАННЫЕ ПОНАЧАЛУ ПРОГРАММИСТОМ, «семантизируясь» (развивая функционально семантику) становятся системами интерпретированными, т.е. НЕФОРМАЛЬНЫМИ. Как мы бы сказали — сначала мы были роботами (социальными животными), но потом коллективный разум инкапсулировался в индивида (c рефлексией, самосознанием и свободной волей. Пишем агентов, склоняем их к кооперации, форсируем развитие коммуникативных протоколов — и осуществляем направленное развитие от интерсубъективности (когнитивной разделенности) к субъективным качествам, которые конфигурируем под заказчика или под себя».

Между этими двумя областями знаний существует разрыв, т.к. ни одна из них не объясняет механизмов возникновения интеллекта, физических и биологических механизмов работы памяти, физики и энергетики мозга и механизмов появления и развития интеллекта. Известно, что все прорывы в науке возникали на стыке различных областей знаний. В связи с последними достижениями в области изучения компьютерных и нейронных сетей, энергетики работы нейронов мозга, моделирования нейронов и мозга с целью создания искусственного интеллекта, можно предположить, что на этом стыке может возникнуть прорыв, который сделает психологию более точной наукой и в этом качестве приблизит её к физике и математике. Хотелось бы, чтобы психология стала точной наукой, в подробностях объясняющей механизмы зарождения и развития интеллекта, самочувствия и поведения человека в обществе, показывающей на вполне инженерном уровне возникновение и движение удовольствий и неприятностей, во многом определяющих поведение и принимаемые решения.

Позиция авторов, которая многим вначале может показаться одиозной, состоит в следующем.

Первое: Мышление – это совокупность определённых свойств биологической системы, определяющих отношения системы с внешним миром, делающих возможным процесс познания. Задачи создать мыслящую систему у природы никогда не возникало – эта задача была решена, не будучи поставлена.

Второе: В процессе эволюции решается единственная всеобщая первичная задача: о выживаемости объектов, в данном случае биологических единиц – нейронов – в условиях внешних воздействий и ограниченного питания. Для того чтобы понять работу мозга необходимо на уровне первичных оперативных отношений в организме ответить на вопрос: «зачем нейрону мозг?». При этом главный исходный тезис работы – «разряд в нейроне нужен самому нейрону».

Третье: Создание полноценного «искусственного интеллекта» - это создание полной квазибиологической модели на физиологическом уровне с введением механизмов распределения питания и интерпретации ощущений.

Четвёртое: Модель физиологического уровня не означает необходимости воспроизведения всех внутренних механизмов в клетках, а допускает описание клеток и их связей в достаточно обобщённых физиологических терминах: порог возбуждения, степень усталости, дефицит питания, возраст.

Пятое: Квазибиологический интеллектуальный автомат можно описать, смоделировать, построить и исследовать. Убедиться в его интеллектуальности можно в результате его экспериментального исследования на разнообразных тестовых задачах, обязательно включающих творческие.

У работы также есть неприятная, но неизбежная особенность – она также вызывает впечатление непомерности претензий: вот объясняется всё и вся, что не может не вызвать сомнений, скепсиса и даже раздражения. В действительности же, в работе рассматривается только вопрос, вопрос о «ключе», но о ключе ко всему, что составляет феномен живого. Ключ этот – свойства элемента, достаточные для возникновения интеллектуальной системы, попытка ответить на вопрос: как из элемента системы возникают некоторые свойства целого.

Поскольку для сопоставления нескольких объектов необходимо иметь язык описания, одинаково подходящий для всех этих объектов, мы будем использовать языки физиологии, психологии и лингвистики, т.е. такие слова, как: «самочувствие», «старение», «омоложение», «сон», «бодрствование», «подсознание».

Вначале будем рассуждать максимально просто. Действительно, чем человек мыслит? Головным мозгом. Из чего построен головной мозг? - Из особых клеток – нейронов. Что умеют делать нейроны в процессе мышления? - Только одно - организовываться в нейронные сети, связывающие их друг с другом, со спинным мозгом и пропускать по ним биоэлектрические сигналы, связывающие их с сенсорикой и с моторикой. Как происходит эта организация?

Поскольку во внешнем мире материя распределена неравномерно и, по современным представлениям, всё со всем связано, то он представляет собой большую сеть объектов. Мозг также представляет собой большую сеть нейронов. Восприятие мозгом объектов внешнего мира является отражением на определенном уровне абстракции, достаточным с точки зрения получения приемлемой в данный момент времени точности, фрагментов сети внешнего мира на фрагменты сетевой структуры мозга. Говоря о достаточной точности, мы имеем в виду способность мозга, на основе этих абстракций строить модели систем внешнего мира, достраивать их и прогнозировать дальнейшее поведение систем для получения каких-либо преимуществ, с целью улучшения своего самочувствия. Если точность модели перестаёт его устраивать, мозг заменяет модель более точной. При этом мозг заменяет законы (модели) Ньютона законами Эйнштейна, законы Ома и Кирхгофа законами Максвелла. Таким образом, у каждого человека в голове создаётся свой виртуальный мир, мир моделей. Можно сказать, что наши модели и вся наша наука в определённой степени относительны, т.к. описывают внешний мир всегда на определённом уровне абстракции. Но это и хорошо, иначе бы мир, из-за своей бесконечности и сложности его детального описания, было бы невозможно отобразить на больших, но всё-таки ограниченных структурах мозга. Да и энергетически это было бы не выгодно.

Нейронов в мозге очень много, по разным источникам от 1011 до 1013 степени. Питание к ним по капиллярам поступает ограниченно, и, кроме того, его надо как-то распределять. Для того чтобы выжить в условиях ограниченного питания, нейроны стараются максимально помогать друг другу, используя то свойство, что после “срабатывания” нейронных цепочек (акта генерации, т.к. нейроны – динамические элементы, похоже, как и всё в мире) потребности в питании у них резко снижаются. При этом при любом восприятии мозг пытается запустить в работу все схожие цепочки нейронов. Внешне мы воспринимаем это, как проявление памяти. Но это и механизм распределения питания, и попытка построить, сравнить и уточнить модели. Борьба за экономию и накопление питания одна из основных задач любого нейрона. Одной из основных оперативных задач мозга является гашение очагов возбуждения - цепочек нейронов, которые сами не могут завершить работу и постоянно расходуют питание. Если долго не удаётся погасить очаг возбуждения за счёт механизмов памяти, (это гашение может происходить и во сне), то мозг привлекает механизм достраивания модели (фантазирования, некоторых вариаций модели). Если не помогает и это, то привлекается механизм Веры – фантазии в виде некой нейронной структуры, формируемой отчасти стихийно, отчасти от воспитания. У кого-то это явление природы (Солнце и т.п.). У кого-то это Идол. У кого-то это Бог (у кого-то мусульманский, у кого-то Христианский и т.д.). В нашей модели так решается трудный для любой религии и человека вопрос о месте нахождения Бога. Он (как мыслеформа) у каждого в голове, и у каждого свой. Отсюда следует и положительная роль Веры, поскольку она улучшает самочувствие мозга, гася очаги возбуждения и освобождая ресурсы мозга для других важных для организма дел. Отсюда и факты самоизлечения, и другие чудеса религии.

В работе [1] была предложена упрощенная модель, реализующая принципы такого индуктивного автомата. Она программно реализовывалась на ЕС ЭВМ, а затем и на современном персональном компьютере. На модели этого индуктивного автомата, было показано, что процессы, протекающие в интеллектуальной сфере человека, можно объяснить работой памяти, управляемой эмоциональным центром. В работе была реализована весьма упрощенная концепция развития и работы мозга, а также проведены некоторые эксперименты с моделью мозга. Работа мозга становится ещё более простой и понятной, если рассматривать ее, в первую очередь, как направленную непосредственно на улучшение жизни клеток – нейронов, составляющих мозг, и лишь во вторую - как на работу устройства, обеспечивающего интеллект. Надо постараться увидеть процессы, ответственные за интеллектуальность в виде побочных следствий решения задачи выживаемости нейронов в трудных условиях ограниченности ресурсов. Понятно, что при таком понимании задачи о мозге, центром ее становится определение необходимых и достаточных свойств нейрона, из которых бы следовало, во-первых, то, что разряд в нейроне необходим самому нейрону и, во-вторых, что самоорганизация нейронных ансамблей идёт в направлении оптимизации самочувствия. Монография была опубликована в 90-х годах, основные идеи излагались в статьях и докладах на разных семинарах и конференциях физиологов и кибернетиков где-то еще в 60 - 70 годы. На одной из конференций было даже сказано, что эти представления ортогональны существующим взглядам, и это видимо так. И это хорошо, это обнадеживает, поскольку из существующих взглядов конструктивного понимания того, что такое интеллект, не следует. Хотелось бы надеяться, что данная статья поможет некоторым, не очень «зашоренным» специалистам по психологии и информатике и просто кому-то из умных и любознательных людей, отнестись к нейронно-энергетической концепции с большим вниманием и доверием и, может быть, захотеть в этом направлении поработать.

Итак, мы предположили, что процессы в эмоциональной сфере, включающей в себя область психики, определяются работой эмоционального центра управляемого памятью. В данной модели, основанной на нейронно-энергетической концепции мозга, предполагается достаточным существование четырёх элементов памяти - четырёх особых нейронных ансамблей, осуществляющих управление расходованием и поступлением питания в эмоциональный центр. Два из них увеличивают или уменьшают критический возраст нейронов ансамблей и этим влияют на их потребности в питании, два других управляют питанием эмоционального центра и тем самым влияют на оперативное поступление питания. Сами эти четыре особых ансамбля имеют входные связи, идущие от многих других ансамблей, в которых конкретизируются некоторые базовые понятия психики, такие как "Я", "Он", "Мой", "Хочу", "Боюсь" и другие. Рассмотрим, как это все примерно происходит на модели индуктивного автомата, и попробуем описать процессы, которые можно соотнести с состояниями "Я", "Хочу", "Боюсь", "Должен" и многими другими из того, что составляет сферу психики. Индуктивный автомат [1] представляет собой упрощенную модель интеллектуальной и эмоциональной сферы человека.

Чтобы сделать этот материал доступным для тех, кто об индуктивном автомате узнает впервые, начнём с описания главных положений нейронно-энергетической концепции мозга, по ходу изложения привязывая эти положения к функционированию эмоционального центра.

В основе принятой концепции лежат свойства некоторого гипотетического нейрона:



  1. Нейрон существует потому, что может себя ремонтировать, затрачивая на это энергию, получаемую в виде питания от среды. Когда питания больше чем требуется, в нейроне образуется резерв, когда меньше чем нужно – резерв расходуется. Когда резерва нет, и питания требуется больше, чем поступает – нейрон погибает. Когда резерв превышает некоторый порог, возникает возможность размножения. Величиной резерва и скоростью его изменения определяется самочувствие нейрона, влияющее на происходящие в нём внутренние процессы и являющееся основным выходным параметром, влияющим на другие нейроны.

  2. Нейрон стареет, то есть изменяет некоторые свои свойства со временем. Свойства эти определяются количеством требуемого в единицу времени питания и возбудимостью. Возбудимость – это вероятность особого события – разряда, после которого происходит снижение возраста нейрона, т.е. некоторое обновление, как бы омоложение. При разрядах потребление питания в нейроне увеличивается, но потребности в нём после разрядов снижаются.

  3. Таким образом, в данной модели мозг – это большое множество нейронов, решающих задачу своего существования в условиях ограниченного питания путем постоянной организации взаимного стимулирования разрядов в связанных нейронных цепочках, добиваясь снижения своих потребностей в питании и улучшения самочувствия.

  4. Задача снижать потребности в питании – это внешняя, объективная задача многих клеточных систем. При дарвиновском понимании эволюции путем конкуренции и естественного отбора решение этой задачи тоже происходит, но здесь одновременно существует необходимость решать и другую задачу - оперативную задачу оптимизации самочувствия. Похоже, что она, вообще, является ведущей в мире, по крайней мере, в живом мире. В индуктивном автомате самочувствие определяется как некоторая функция от резерва питания и скорости его изменения. Что же такое самочувствие в каждой физической реальности является важнейшим вопросом миропонимания. Трудно представить себе акт появления самочувствия из основных физических параметров, поэтому остаётся предположить, что это свойство является одним из первичных, наряду с массой и энергией. Возможно, что самочувствие - это глобальное свойство, проявляющееся в стремлении системы к наибольшей устойчивости, к идеалу (по Гегелю, всякое явление, развиваясь, стремится к Идеалу, но что такое Идеал, так и не определено), но здесь эта тема дальше развиваться не будет. Отметим только, что введение самочувствия в ранг основных параметров может помочь в объяснении причин самоорганизации, саморазвития и протекания негэнтропийных неравновесных процессов в природе, что всегда являлось трудным вопросом в естествознании.

Память индуктивного автомата представляет собой множество нейронных ансамблей по способу образования соотнесенных с объектами и ситуациями внешнего и внутреннего мира. Каждый элемент памяти – это цепочка нейронов, связанных между собой некоторым количеством возбуждающих связей, при отсутствии тормозных. Самое важное свойство такого нейронного ансамбля в том, что он представляет собой группу взаимопомощи: генерирующий разряды нейрон вовлекает в генерацию другие нейроны группы и помогает омоложению всей группы, т.е. снижению её потребности в питании. Первичный внутренний смысл работы памяти именно в том, что она нужна сама себе. А вторичный – она становится активной моделью внешнего мира, требуя от автомата согласования его поведения со своим оперативным состоянием. Поскольку между разными ансамблями имеются и возбуждающие и тормозные связи, то следом возникают динамические группы взаимопомощи ради решения задачи омоложения, но уже на уровне групп ансамблей, соотносящихся со сложными внешними ситуациями.

Предполагаемые свойства нейрона таковы, что при работе ансамбля существуют два активных состояния: высокочастотной и низкочастотной генерации. Первое состояние выгодно, т.к. при этом происходит глубокое омоложение нейронов ансамбля при относительно небольших затратах питания. Оно, как правило, короткое и автоматически переводит нейроны в состояние покоя. Это соответствует осознанию объекта, с которым соотносится ансамбль. Оно “сильное” в том смысле, что воздействие ансамбля по его связям на другие ансамбли велико и способствует их ассоциативному вовлечению в генерацию при возбуждающих связях и принудительному гашению в них генерации при тормозных связях. Состояние низкочастотной генерации ансамбля продолжительно и энергетически невыгодно, поскольку за время генерации возникает большой расход питания. Но это состояние сравнительно легко возникает и является в дальнейшем очагом возбуждения. При этом базовая задача индуктивного автомата - экономить питание, сводится к задаче гасить очаги возбуждения для её решения нужно, чтобы такой ансамбль из состояния очага возбуждения перешел в состояние высокочастотной генерации и снизил расход питания.

Процессы перехода ансамбля из состояния покоя в состояние очага возбуждения и из состояния очага возбуждения в состояние высокочастотной генерации и затем в состояние покоя сильно зависят от общего самочувствия автомата. Для первого перехода желательно, чтобы самочувствие было “хорошим”, для второго - “плохим”. Такое чередование фаз создается работой возникшей колебательной системы: память – эмоциональный центр. Состояние “плохо” в памяти из-за накопления очагов возбуждения переводит эмоциональный центр также в состояние “плохо”, а это способствует гашению очагов возбуждения и образованию состояния “хорошо” в памяти и в эмоциональном центре и появлению новых очагов возбуждения. Состояние “плохо” способствует гашению очагов возбуждения, но из-за пороговых свойств нейрона часто не является достаточным. Если на очаг возбуждения в это время приходит какая-то помощь в виде возбуждения от рецепторов или от других ансамблей, то автомат должен осуществить какое-то определенное внешнее поведение: найти или создать ситуацию, соответствующую очагам возбуждения и, таким образом, придти к пониманию чего-то.

Если очаг возбуждения долго не гасится или гасится, не переходя через состояние высокочастотной генерации, то у ансамбля растут внутренние связи. Это создает у ансамбля повышенную возбудимость и повышенную вероятность снова стать очагом возбуждения. Такой ансамбль становится доминантой. От него будет формироваться новая группа очагов возбуждения – новое “желание”. Внешне оно часто проявляется как неосознаваемое. Например, не удалось сразу вспомнить имя знакомого человека. И хотя необходимость в этом уже прошла, но доминанта уже успела образоваться, и через какое-то время и уже “не к месту” имя может “всплыть”.

Теперь начнем разговор об эмоциональном центре мозга и о возможных механизмах работы эмоциональной сферы человека. Основой эмоционального центра является наличие множества некоторых особых нейронов. Первая их особенность в том, что между ними нет связей и решить задачу омоложения за счет групповой взаимопомощи они не могут. Вторая их особенность заключается в очень высокой скорости старения. Это проявляется в том, что у нейронов эмоционального центра рано наступает критический возраст, после которого необходимость в количестве питания начинает быстро нарастать и в десятки раз превышать его среднее потребление (мозгом, как и миром, в основном, правят старики).

Если представить себе график возрастного распределения нейронов эмоционального центра, то состояние эмоционального центра можно будет определять видом возрастного распределения множества образующих его нейронов. У нейронов с возрастом выше некоторого критического возбудимость вследствие необходимости в растущем количестве питания быстро нарастает. У них становятся возможны спонтанные генерации, переводящие их к началу шкалы возрастного распределения. Никогда не прекращающаяся работа нейронов эмоционального центра выражается в постоянной циркуляции их по возрастной шкале. Перенос нейрона справа налево может быть не только результатом снижения порога возбуждения, но и результатом внешних воздействий, которые вырабатываются при высокочастотных генерациях ансамблей памяти, работе рецепторных элементов и моторных элементов (нервных клеток мышц).

Внешнее воздействие облегчает возбудимость всех нейронов, но обновиться сумеют лишь те нейроны, для которых его величина окажется выше порога, т.е. уже достаточно глубоко продвинутых в критическую зону. Сигналы внешних воздействий переносят группы нейронов из критической зоны в начало возрастного распределения, уплотняя его, что создает на возрастном распределении некоторый нейронный пакет. Когда такой пакет придет к концу возрастной шкалы, он создаст дефицит питания и это будет как бы “просьбой” эмоционального центра к памяти прислать новые сигналы для удаления пакета. Но это будет не только просьба, а и помощь со стороны эмоционального центра к памяти, поскольку, как уже было сказано, состояние “плохо” способствует возникновению высокочастотной генерации ансамблей. Сигналы, поступающие от памяти, образуют на шкале возрастного распределения нейронов некоторый рельеф. Это приводит к образованию сигналов, согласующихся по величине и времени с этим рисунком. Если рисунок от памяти принудительный и поддерживается внешним, например, звуковым воздействием, и повторяется с некоторым периодом, то для согласования с рельефом эмоциональный центр должен уметь настроиться на этот период. Делает он это подстройкой величины критического возраста под значение периода, в чем и заключается его первое важнейшее умение. Иллюстрацией сопоставимости поведения индуктивного автомата с человеком может быть образование такого рисунка собственными моторными средствами после прекращения поступления сигналов извне – человек в этих случаях пытается продлить внешний ритмический рисунок, как-то “отбарабанить” его руками, ногами или голосом. Здесь прослеживается связь с направлением рефлексологии в психологии.

Как мы говорили, роль эмоционального центра состоит в умении чувствовать за целое и управлять этим целым. Задача такого управления не очень сложная, так как управление со стороны эмоционального центра не избирательное: оно определяется только величиной требуемых усилий и выбором момента их создания без указания того, кто должен эти усилия создавать. Избирательность определяется распределением активности памяти в эти моменты времени. Управляющие воздействия со стороны эмоционального центра автомата определяются только величинами его “хорошо” или “плохо” и скоростями их изменения.

Но ведь есть ещё ощущения, чувства, и уже совсем другое - чувствовать за целое. Где же и когда они возникают? Чувства – ведь это нечто сокровенно человеческое, это свойство биологической жизни, и об их сопоставлении с чем-то говорить бесполезно. Даже строго сравнить ощущения двух людей у нас часто нет принципиальной возможности. Но представить себе хотя бы как-то физику феномена чувств и ощущений хотелось бы. За счёт чего какая-то часть целого может чувствовать за целое? И вообще, что такое целое?

Конструктивно для данной модели за целое можно принимать нечто, имеющее общую, единую моторику, умеющее изменять свои отношения с внешней средой. Ощущение своей целостности создается влиянием самоощущений на них же через воздействие на свою моторику. Человек, как таковой, и стал возможен, благодаря наличию относительно простого механизма управления моторикой, для которого достаточным оказался язык “хорошо - плохо”, и вследствие того, что для энергетической оптимизации человека этого языка оказалось достаточно.

Но чувственный мир человека бесконечно богаче серого мира его моторики. Выдвинем некоторую гипотезу. Положим, что существует некий язык ощущений и чувств. В мире имеют место самые разные превращения энергии и вещества. Каждое отдельное, разовое превращение можно характеризовать возникновением некоторого «дефекта массы», положительного или отрицательного. Мы будем это количество прямо соотносить с появлением боли или радости. Поскольку мы говорим о некоторой сложной системе превращений происходящих в клетке, то в нейроне – эти превращения цикличны. Запасы энергии за период авторегулирования не изменяются или изменяются незначительно, но внутри периода эти изменения могут быть значительными и сложными. Они образуют рисунки сложного изменения «дефекта массы». Какому-то рисунку отвечает ощущение - "красный", какому-то - "кислый", какому-то - "горячий". У нейрона может быть несколько свойственных его типу рисунков. Существует много типов нейронов со своими наборами рисунков. Собственные рисунки нейронов при разных условиях их работы и образуют алфавит ощущений. Из элементов алфавита строятся слоги, слова, фразы, которые и составляют полный мир ощущений и чувств.

Исходное положение “Роль эмоционального центра - чувствовать за целое” предполагает, что мир чувств создается в основном работой нейронов именно эмоционального центра. Именно им свойственно, да и энергетически выгоднее организовывать свою совместную работу в определенных комбинациях, отвечающих нашим чувствам. Среди особых свойств у нейронов эмоционального центра мы отмечали отсутствие взаимных связей, что делает невозможным для них организовываться в группы взаимопомощи. Однако отношения между нейронами могут быть не только за счет синоптических возбуждающих и тормозных связей, но и за счет биохимического или полевого взаимодействия. При превращениях вещества возникает и определенное локальное возмущение среды, обладающее каталитическими свойствами помогать или мешать другим превращениям. Когда что-то распределено неравномерно, можно говорить о некотором поле, в данном случае - поле самочувствия. Благодаря сложно модулированным изменениям поля самочувствия, сопровождающим разряды нейронов, могут создаваться и некоторые возбуждения на нейронах своего типа, если существуют резонансы по отдельным гармоникам колебаний. Влияние отдельных гармоник поля самочувствия очень слабое и самостоятельно структурировать распределение нейронов по возрастной шкале не может, но, если оно уже структурировано в какой-то рисунок, то может помочь удержать его. Мы уже отмечали, что рисунок возрастного распределения нейронов отвечает за внешние для эмоционального центра возбуждающие сигналы, характеризующиеся определённой амплитудой и длительностью. Теперь мы видим, что они могут быть и сложно модулированы. При этом в нейронные пакеты, будут в большей степени собираться нейроны с той же внутренней модуляцией, что и у нейронов сигнала. Пакет из однотипных нейронов будет устойчивее, чем из нейронов разных типов, так как взаимопомощь через поле самочувствия будет для них более заметной. При этом омоложение какой-то группы нейронов будет происходить легче, потребление питания будет меньшим, а самочувствие лучшим. Всё это даёт возможность представить себе, в первом приближении, природу базовых ощущений, понять, откуда берутся “чистые” цвета и звуки.

Человек – это феномен психический. В соответствии с предложенной концепцией все в мире, по крайней мере, в мире живом, использует механизм управления по самочувствию. Но если в эволюционном процессе самочувствие используется как цель при естественном отборе (в условиях выживания в трудной и ограниченной по питанию среде), то для человека, в его цивилизованной фазе развития, оптимизация самочувствия становится самодовлеющей, самостоятельной задачей. Разнообразие путей ее решения и трудности на этих путях собственно и образуют мир психики, тогда как эволюционная фаза развития человека – это преимущественно мир физиологии с вкраплением психики. Как вполне самостоятельная задача, задача оптимизации самочувствия наиболее откровенно проявляется в искусстве, особенно в музыке, живописи, поэзии. Рассмотрим её основные проявления в психологии.



Скачать 429.04 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




©zodomed.ru 2024


    Главная страница